Социальное поведение человека: Социальное поведение личности

Социальное поведение личности

Сущность понятия «социальное поведение личности»

Социальное поведение личности выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.

Определение 1

Социальное поведение личности – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

Социальное поведение дает характеристику поведению личности в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.

Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.

Замечание 1

Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

Формы социального поведения личности

Для того, чтобы достичь каких-либо целей в жизни, а также для реализации отдельных жизненных задач человек использует две ключевые формы социального поведения:

  • Естественное поведение – направленное на достижение индивидуальных целей, а также поведение, которое адекватно поставленным целям, не выходит за рамки норм и возможностей человека;
  • Ритуальное поведение (так называемое «церемонное») – индивидуальное поведение, отличающееся неестественностью. Благодаря этому поведению общество может воспроизводиться, если в основе его деятельности лежит какой-либо конкретный ритуал, характерный данному сообществу.

Факторы социального поведения личности

Безусловно, социальное поведение индивида или более широкой социальной общности зависит от ряда ключевых факторов. Мы затронем некоторые из них.

Во-первых, индивидуальные эмоциональные и психологические качества субъекта (актора) социального взаимодействия. К примеру, в политике этот фактор продемонстрирован особо ярко. В.В. Жириновскому и его поведению характерна эмоциональная насыщенность, эпатаж и непредсказуемые действия и высказывания. В свою очередь, В.В. Путин отличается сдержанностью, рассудительностью и взвешенностью как в словах, так и в поступках. Как мы видим, оба политика относятся к одной и той же политической сфере в одной стране, но при этом их поведение абсолютно разное, так же, как и отношение к одним и тем же событиям.

Во-вторых, личная (или групповая, если дело касается социальной общности) заинтересованность субъекта (актора) в событиях, которые происходят вокруг него. Например, некоторые политики очень активно продвигают какой-либо законопроект, хотя во время его принятия и обсуждения его поведение отличалось сдержанностью и пассивностью.

В-третьих, адаптивное поведение актора – это такой вид поведения, которое связано с острой необходимостью в приспособлении к новым, объективным условиям жизни и действительности. Например, очень сложно сейчас представить себе человека, который поддерживает политика или вождя (Сталина, Гитлера), но при этом выкрикивает лозунги, которые этого же вождя обличают и выставляют в негативном свете.

Еще один фактор – это ситуативное поведение человека. Оно обусловлено совокупностью возникших условий, когда социальный субъект (актор, личность, социальная общность) в своих поступках и действиях вынужден оценивать возникшую ситуацию и учитывать в первую очередь именно ее, а не собственные потребности, мотивы и интересы.

На характер социального поведения во многом оказывает влияние и мотивация индивида, а также степень вовлеченности актора в какие-либо события или процессы. Массовое поведение при этом обуславливается социальными и психологическими свойствами толпы, в условиях, когда социальная мотивация подавляется в неосознанных, а зачастую стихийных действиях толпы.

Уровни социального поведения личности

В социологической и психологической науках исследователи выделяют четыре ключевых уровня социального поведения субъекта или более широкой социальной общности:

  • Реакция субъекта на имеющуюся в обществе социальную и актуальную ситуацию, а также на те или иные сменяющие друг друга события и процессы, которые носят целенаправленный или стихийный характер;
  • Привычные для индивида или обширной социальной группы действия и поступки, которые выступают в качестве элементов поведения. В этих действиях и поступках выражаются устойчивые отношения одного субъекта с другими социальными субъектами;
  • Целенаправленная последовательность социальных действий и поступков, которые происходят в условиях той или иной сферы жизнедеятельности с целью достижения субъектом более отдаленных целей. В жизни человека, на каждом этапе его существования такими целями могут выступать поступление в вуз, получение необходимой профессии, создание семьи, обустройство быта;
  • Реализация ключевых стратегических целей в жизни индивида или более обширной социальной группы.

Социальное поведение контролируется при помощи ряда необходимых методов, которые необходимы для того, чтобы ожидания в отношении человека соответствовали реалиям.

К методам относятся следующие: социальные нормы, правовые нормы, нормы морали и нравственности. Таким образом, методами являются стандарты, формально и неформально предписанные и предусмотренные к соблюдению в обществе, не зависимо от того, к какому социальному, демографическому и возрастному слою относится личность.

Замечание 2

Данные нормы могут привести или к общественному одобрению социального поведения, или наоборот, к общественному порицанию, которое влечет за собой наказания как на бытовом, так и на более высоком – законодательном уровне.

Глава 4 Социальное поведение личности и человека в обществе

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям.

Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения.

Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;

родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Заключение.

Под девиантным поведением понимается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

По поводу причин девиантного поведения единого мнения среди исследователей нет. Некоторые исследователи причиной отклоняющегося поведения считают несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое мнение сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. В современной отечественной социологии интерес представляет позиция, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Существует также зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Есть мнение, что причиной девиантного поведения являются изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т. е. его неустойчивость, «промежуточность».

Преступность – отражение пороковчеловечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Все попытки ограничить потребление алкоголя (ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений) не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

Суицид в большей степени характерен для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. На лицо связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Также прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам.

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм, регламентация, аболиционизм. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Необходим поиск других путей борьбы.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

Список использованных источников и литературы.

  1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

  3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998.

  4. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. — № 4.

  5. http://socnet.narod.ru

27

Поведение человека в социальной среде — StatPearls

Непрерывное образование

Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, описывающая всестороннее представление о людях и имеющая фундаментальное значение для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.

Цели:

  • Обобщите типичное описание HBSE.

  • Описание общих функций HBSE.

  • Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.

  • Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.

Функция

HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]

Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.

Микро-, меццо- и макроподход [4]

«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.

  • Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.

  • Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.

  • Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут повлиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.

Биопсихосоциально-духовная модель [5]

Биопсихосоциальная модель была впервые представлена ​​в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.

  • Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.

  • Психологические факторы включают темперамент, личность, память, установки, механизмы выживания и убеждения.

  • Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.

  • Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.

Экологические системы Модель

Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку.[6]

  • Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.

  • Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.

  • Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек находится под влиянием, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.

  • Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.

  • Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.

Клиническая значимость

HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на конкретном примере. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.

В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.

Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать невозможным приобретение лекарств или посещение поставщиков медицинских услуг. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть связано с ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также с его диетой. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.

Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, касающееся жилья пациента или безопасности работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]

Other Issues

HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.

Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:

  • Стадия 1 — «Доверие против недоверия»

    • Младенчество — первые 18 месяцев

    • Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход

    • Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.

  • Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»

    • Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет

    • Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.

  • Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»

    • Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет

    • Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий

    • взаимодействие как помеха.

  • Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»

    • Школьный возраст — от 5 до ~12 лет

    • Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувства гордости и достижений во время возрастающих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.

  • Этап 5 — «Идентичность против путаницы»

    • Подростковый возраст – от 12 до 18 лет

    • Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и растущее чувство независимости

    • Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, развитой взрослым.

    • Нарушение на этом этапе приводит к ощущению замешательства и отсутствию самоощущения.

  • Этап 6 — «Близость против изоляции»

    • Молодость – от 18 до 40 лет

    • Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными

    • Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества

  • Стадия 7 — «Производительность против стагнации»

    • Взрослость – от 40 до 65 лет

    • Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир

    • Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.

  • Этап 8 — «Честность против отчаяния»

    • Пожилой возраст – после 65 лет

    • Развитие понимания своей жизни и пересмотра своих достижений, ощущение цельности и последовательности в отношении самого себя, что ведет к мудрости

    • Нарушение на этом этапе может привести к чувству отчаяния и сожаления

Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:

  • Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев

    • Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родителя, игрушки и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить

  • Предоперационный период от двух до семи лет

    • На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления

    • Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей

  • Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет

    • На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно

    • На этом этапе развивается концепция сохранения, при которой ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)

  • Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0005

Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.

Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).

Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.

Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]

Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в изменяющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.

Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]

Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.

Улучшение результатов медицинских бригад

HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]

Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]

Сестринское дело, Allied Health и Межпрофессиональная бригада Вмешательство

Межпрофессиональная бригада может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.

Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональных групп

Мониторинг соблюдения пациентом режима лечения и барьеров для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение режима лечения и поведение, снижающее затраты среди взрослых с диабетом: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]

2.

Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]

3.

Weiss-Gal I. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]

4.

Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]

5.

Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]

6.

McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]

7.

Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]

8.

Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed: 44]

9.

Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Х.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]

10.

Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и последствиями хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]

11.

Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 14 ноября 2021 г. Стадии психосоциального развития Эриксона. [В паблике: 32310556]

12.

Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 31 июля 2021 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]

13.

Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]

14.

млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]

15.

Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]

16.

Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200. [В паблике: 22345361]

17.

Suter E, Oelke ND, Adair CE, Armitage GD. Десять ключевых принципов успешной интеграции систем здравоохранения. Healthc Q. 2009;13 Spec No:16-23. [Бесплатная статья PMC: PMC3004930] [PubMed: 20057244]

Нейробиология социального поведения человека: важная, но игнорируемая тема

J Psychiatry Neurosci. 2008 сен; 33(5): 391–392.

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

За последние несколько десятилетий мы значительно продвинулись в понимании того, как мозг регулирует эмоции и познание. Для сравнения, исследования в области нейронауки социального поведения человека являются относительно малоизученной темой, несмотря на важность социальных взаимодействий для психического здоровья. В этой редакционной статье я привожу примеры некоторых экспериментальных подходов, которые использовались для изучения нейронных субстратов человеческого социального поведения, в надежде, что это побудит больше исследователей заняться этой увлекательной и важной темой.

Люди по своей природе социальны. В этом мы не особенные; трудно представить себе какое-либо животное, для которого не важна регуляция социального поведения. Нечто похожее на социальное поведение может иметь место даже у организмов, лишенных нервной системы. Например, Science недавно опубликовал статью под названием «Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий». 1 Различные животные, в том числе люди, имеют много общих типов социального поведения, таких как принадлежность и агрессия, установление иерархии и территориальность. Это может иметь место даже у видов, таких как муравьи, с примитивным мозгом. Хотя мы можем разделять некоторые из более широких аспектов нашего социального поведения с более примитивными видами, человеческое социальное поведение, очевидно, более сложное, но не менее важное для нашего здоровья и выживания. Учитывая важность социальных взаимодействий для людей, неудивительно, что большинство психических расстройств связаны с некоторым нарушением нормального социального поведения и что при некоторых расстройствах аномальное социальное функционирование является одним из центральных симптомов. Примерами являются аутизм, социальное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.

Несмотря на важность социального взаимодействия, наше понимание нейронных факторов, контролирующих социальное поведение, ограничено. Социальная неврология человека привлекает все большее внимание, но большая часть текущей работы касается социального познания. Например, исследования активации различных областей мозга в ответ на лица с разным выражением лица интересны и важны, но они не имеют решающего значения для регуляции реального социального поведения. Если бы реакция на лица была важной детерминантой социального взаимодействия, то слепые люди не смогли бы формировать адекватные социальные отношения, а использование текстовых сообщений не было бы так широко распространено, как сейчас.

Наиболее обширные знания о нейробиологии человеческого социального поведения касаются одного конкретного аспекта социального поведения: агрессии. 2 , 3 Исследования агрессии привели к использованию селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) для лечения импульсивной агрессии. Тем не менее, агрессия, хотя и является важной социальной проблемой, не занимает заметного места при многих расстройствах, даже несмотря на то, что она необходима для диагностики перемежающегося взрывного расстройства. Кроме того, открытая агрессия не является обычной частью повседневного социального взаимодействия.

Исследования по нейробиологии менее экстремальных форм социального поведения, чем агрессия, ограничены. Ниже приведены два примера того, как исследования на животных начинают применяться к социальному поведению человека. У некоторых видов обезьян серотонин может влиять как на агонистически-аффилиативное поведение, так и на иерархию. Хотя низкий уровень серотонина увеличивает агрессивное поведение, как у людей, повышение функции серотонина усиливает просоциальное поведение, такое как уход за другими животными. 5 , 6 Повышение уровня серотонина также помогает мужчине достичь доминирующего статуса. 7 Аналогичные результаты были получены в нескольких исследованиях с участием людей, проведенных как в лаборатории, так и в повседневной жизни. В лаборатории здоровые участники, получавшие СИОЗС, были оценены как более доминирующие и более склонные к сотрудничеству во время игры со смешанными мотивами 8 и демонстрировали более аффилиативное поведение во время решения диадной головоломки, требующей сотрудничества. 9 С другой стороны, острое истощение запасов триптофана с целью снижения уровня серотонина вызывало снижение уровня сотрудничества, демонстрируемого участниками при игре в дилемму заключенного. 10 Острое истощение триптофана также изменило поведение в ультимативной игре, в которой игроки должны были решить, принять или отклонить справедливые или несправедливые денежные предложения от другого игрока. Участники с низким уровнем серотонина отвергли большую часть несправедливых предложений, но не честных предложений. 11 Этот результат соответствовал пониженному уровню принадлежности. В исследованиях, изучающих социальное поведение в повседневной жизни, социальное поведение можно изучать с помощью методологии экологической мгновенной оценки (обсуждаемой недавно в этом журнале 9). 0501 12 ), который измеряет поведение по двум осям: приятный-склочный и доминирующий-покорный. В перекрестных исследованиях, сравнивающих плацебо с приемом триптофана в течение 2 или 3 недель для повышения уровня серотонина, повышенный уровень серотонина был связан с уменьшением ссор и усилением доминирования среди здоровых участников, 13 , а также с уменьшением склочности и повышенной покладистостью среди участников с высокой степенью враждебности. 14 В обоих исследованиях участники не могли угадать, лучше, чем случайно, когда они принимали триптофан и когда они принимали плацебо, что указывает на то, что участники не знали, что их поведение было изменено триптофаном.

Окситоцин — еще одно соединение, влияние которого на социальное поведение животных было доказано, а его влияние на людей недавно было проверено. Исследования на животных показали, что окситоцин участвует в формировании связей между партнёрами и между матерями и их потомством, включая использование агрессии для защиты этих отношений. 15 В лабораторных исследованиях с участием здоровых людей интраназальное введение окситоцина изменяло поведение таким образом, что указывало на повышение доверия к другим. 16 , 17

В прошлом одним из ограничивающих факторов в изучении нейробиологии социального поведения человека была ограниченность методов измерения социального поведения. В прошлом это обычно зависело от собственной глобальной оценки людьми своего поведения. Немногочисленные исследования, описанные ранее, дают представление о масштабах методологии, доступной в настоящее время для изучения социального поведения человека как в лаборатории, так и в повседневной жизни. До сих пор в большинстве исследований изучалось влияние диадных взаимодействий. В будущих исследованиях следует также рассмотреть групповые взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Групповое поведение является важным компонентом социального поведения человека и может в чем-то отличаться от диадных взаимодействий. Социальные психологи изучили то, что они называют межиндивидуально-межгрупповым разрывом, который относится к тому факту, что группы иногда более конкурентоспособны или агрессивны, чем отдельные люди. Это было продемонстрировано в ситуациях со смешанными мотивами 18 с тестом, основанным на исследовании послушания Милграма 19 , в котором группы, выступающие в роли учителей, наносили значительно более сильные удары током, чем отдельные лица, выступающие в роли учителей 20 , и в игре «дилемма заключенного», в которой группы были более конкурентоспособными, чем отдельные люди. 21 Кроме того, обсуждение между группами характеризовалось более высокой частотой заявлений о страхе и жадности, чем обсуждение между отдельными людьми. Как манипулирование различными нейротрансмиттерами может повлиять на эти результаты, неизвестно, но это определенно должно быть исследовано.

Доступны методы изучения социального поведения человека. Существует широкий спектр препаратов, воздействующих на различные системы нейротрансмиттеров и доступных для использования в экспериментальных исследованиях с участием людей. Чего, по-видимому, не хватает в данный момент, так это исследователей, готовых сочетать и то, и другое в своих исследованиях.

Конкурирующие интересы: Не заявлено.

Адрес для переписки: доктор Саймон Н. Янг, кафедра психиатрии, Университет Макгилла, 1033 Pine Ave. W., Montréal QC h4A 1A1; факс 514 398-4370; [email protected]

1. Гиббс К.А., Урбановский М.Л., Гринберг Э.П. Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий. Наука 2008;321:256-9. [ЧВК бесплатная статья] [PubMed]

2. Siever LJ. Нейробиология агрессии и насилия. Am J Psychiatry 2008;165:429-42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

3. Nelson RJ, Trainor BC. Нейронные механизмы агрессии. Nat Rev Neurosci 2007;8:536-46. [ПубМед]

4. Уолш М.Т., Динан Т.Г. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и насилие: обзор имеющихся доказательств. Acta Psychiatr Scand 2001;104:84-91. [PubMed]

5. Higley JD, King ST, Hasert MF, et al. Стабильность межиндивидуальных различий в функции серотонина и ее связь с выраженной агрессией и грамотным социальным поведением у самок макак-резусов. Нейропсихофармакология 1996;14:67-76. [PubMed]

6. Raleigh MJ, Brammer GL, Yuwiler A, et al. Серотонинергические влияния на социальное поведение зеленых мартышек (Cercopithecus aethiops sabaeus). Exp Neurol 1980;68:322-34. [PubMed]

7. Raleigh MJ, McGuire MT, Brammer GL, et al. Серотонинергические механизмы способствуют приобретению доминирования у взрослых самцов верветок. Мозг Res 1991;559:181-90. [PubMed]

8. Це В.С., Бонд А.Дж. Серотонинергическое вмешательство влияет как на социальное доминирование, так и на аффилиативное поведение. Психофармакология (Берл) 2002;161:324-30. [PubMed]

9. Knutson B, Wolkowitz OM, Cole SW, et al. Избирательное изменение личности и социального поведения серотонинергическим вмешательством. Am J Psychiatry 1998;155:373-9. [PubMed]

10. Wood RM, Rilling JK, Sanfey AG, et al. Влияние истощения запасов триптофана на выполнение повторяющейся игры с дилеммой заключенного у здоровых взрослых. Нейропсихофармакология 2006;31:1075-84. [PubMed]

11. Crockett MJ, Clark L, Tabibnia G, et al. Серотонин модулирует поведенческие реакции на несправедливость. Наука 2008;320:1739. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

12. Московиц Д.С., Янг С.Н. Экологическая сиюминутная оценка: что это такое и почему это метод будущего в клинической психофармакологии. J Psychiatry Neurosci 2006;31:13-20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

13. Moskowitz DS, Pinard G, Zuroff DC, et al. Влияние триптофана на социальное взаимодействие в повседневной жизни: плацебо-контролируемое исследование. Нейропсихофармакология 2001;25:277-89. [PubMed]

14. aan het Rot M, Moskowitz DS, Pinard G, et al. Социальное поведение и настроение в повседневной жизни: эффекты триптофана у сварливых людей. J Psychiatry Neurosci 2006;31:253-62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

15. Кэмпбелл А. Привязанность, агрессия и принадлежность: роль окситоцина в женском социальном поведении. Biol Psychol 2008;77:1-10. [PubMed]

16. Zak PJ, Kurzban R, Matzner WT. Окситоцин ассоциируется с надежностью человека. Хорм Бехав 2005;48:522-7. [PubMed]

17. Kosfeld M, Heinrichs M, Zak PJ, et al. Окситоцин повышает доверие к людям. Природа 2005;435:673-6. [PubMed]

18. Wildschut T, Pinter B, Vevea JL, et al. За пределами группового разума: количественный обзор эффекта разрыва между отдельными людьми и группами. Psychol Bull 2003;129:698-722. [PubMed]

19. Милграм С. Некоторые условия подчинения и неповиновения авторитету. Человеческие отношения 1965;18:57-76. Доступно: http://hum.sagepub.com/cgi/reprint/18/1/57) (по состоянию на 11 августа 2008 г.).

20. Джаффе Ю., Шапир Н., Инон Ю. Агрессия и ее эскалация.

Добавить комментарий