Социальное поведение: что это, виды, формы, факторы, компоненты, эволюция, примеры

Содержание

что это, виды, формы, факторы, компоненты, эволюция, примеры

Содержание:

  • Что такое социальное поведение
  • Виды и формы социального поведения
  • Объект и субъект
  • Факторы
  • Компоненты
  • Эволюция
  • Примеры

Содержание

  • Что такое социальное поведение
  • Виды и формы социального поведения
  • Объект и субъект
  • Факторы
  • Компоненты
  • Эволюция
  • Примеры

Что такое социальное поведение

Социальным поведением занимаются в первую очередь специалисты в области социальной психологии. Также оно изучается в рамках социологии, антропологии и в ряде других общественных наук. Его исследование необходимо для определения закономерностей развития индивидов, социальных групп и общества в целом.

Социальное поведение — это взаимодействие между индивидами в обществе, проявляющееся в их поступках и отношениях.

Данное понятие близко, но не синонимично категории «социальное действие».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Социальное действие — это простейшая единица социальной деятельности. Она выражается в конкретных действиях индивида, сознательно ориентированных на поведение других людей.

Социальные действия отличаются от простых действий тем, что они всегда направлены на других людей и имеют конечной целью оказание влияния, достижение определенного положения, самоутверждение. Простые действия такой цели не имеют, они осуществляются без ориентации на социум.

Примечание 1

Термин «социальное действие» ввел основоположник социологии как науки немецкий ученый Макс Вебер (1864—1920).

Классический пример, проясняющий суть явления социальности, приводит в своих трудах сам Вебер.

Пример 1

Если два велосипедиста едут по дороге и внезапно сталкиваются, то это просто действие. Если они при этом начинают ругаться и выяснять отношения — то это уже социальное действие.

Виды и формы социального поведения

В зависимости от количества вовлеченных участников выделяют три вида социального поведения:

  1. Индивидуальное — проявляется на уровне взаимоотношений между индивидами. Пример — отношения между матерью и сыном.
  2. Групповое — реализуется в форме скоординированных совместных действий. Пример — участие в работе команды, занимающейся волонтерскими проектами.
  3. Массовое — отражается в стихийной реакции больших групп людей на какие-либо внешние факторы. Пример — стихийные погромы после проигранного футбольного матча.
Примечание 2

Массовое поведение отличается от группового своей стихийностью, неорганизованностью, отсутствием осознанной коммуникации между участниками.

По сферам деятельности бывают разные виды социального поведения:

  • производственное;
  • политическое;
  • экономическое;
  • религиозное;
  • семейное и др.

По типу отношений выделяют следующие виды:

  1. Созависимое — подразумевает сильную зависимость индивида от другого человека или группы.
  2. Ритуальное — под ним понимается стереотипная деятельность символически-условного характера.
  3. Эгоцентрическое — направлено на реализацию интересов отдельной личности, часто в ущерб другим людям.
  4. Просоциальное — в его основе лежат альтруистические мотивы.
  5. Полоролевое
    — реализуется через систему поступков, ожидаемых от представителей конкретного пола.
  6. Конкурентное — основано на борьбе между отдельными индивидами и группами за ресурсы.
  7. Помогающее — проявляется в оказании помощи и поддержки другому человеку.
  8. Разрушительное — для него характерны деструктивные поступки, негативным образом влияющие на людей и общество. Разновидностью данного вида является саморазрушительное поведение, когда человек причиняет ущерб самому себе.

Для регуляции отношений между людьми существуют социальные нормы. Они могут быть прописаны в законах, но чаще всего сами собой подразумеваются в результате принятия большинством людей доминирующих общественных установок.

Социальные нормы — это общепризнанные правила и стандарты поведения, призванные обеспечить стабильность и жизнеспособность общества.

Их источниками являются:

  • право;
  • обычаи и традиции;
  • мораль;
  • религия;
  • корпоративные правила и др.
Пример 2

Пример неписаной социальной нормы — уважение к старшим. За ее несоблюдение следует общественное порицание. Узаконенная норма — нельзя воровать, иначе последует уголовное наказание.

По отношению к нормам выделяют три основных формы поведения:

  1. Социально-приемлемое — подразумевает следование индивидом основным общественным правилам и установкам.
  2. Конформное — проявляется в изменении поведения индивида под влиянием реальных или воображаемых общественных установок. Конформный человек сильно зависит от чужого мнения и не способен на самостоятельные поступки.
  3. Девиантное — связано с отклонением от существующих норм и стандартов. Латинское слово «deviation» так и переводится — отклонение.

 Существуют две главных разновидности девиантного поведения:

  1. Негативная девиантность или антисоциальность — к данному типу причисляют людей, которые своими поступками наносят вред обществу. Это преступники, наркоманы, алкоголики, террористы.
  2. Позитивная девиация — это люди, приносящее благо обществу, но отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Пример — люди с обостренным чувством альтруизма, аскеты, гении.
Пример 3

Пример негативной девиации — глава сицилийской мафии Дон Карлеоне, позитивной — гениальный изобретатель Илон Маск.

Объект и субъект

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность.

Субъектами социального повеления являются:

  • индивид;
  • группа;
  • толпа.

Объект — это то, на кого направлено воздействие. Например, в качестве объекта может выступать отдельный индивид или общность людей.

Примечание 3

Спецификой социального поведения является то, что индивид может быть одновременно субъектом и объектом.

Факторы

С раннего детства человек вступает во взаимодействие с другими людьми.

Процесс усвоения им норм и правил происходит в результате социализации.

Социализация — это процесс интеграции индивида в общественную систему.

Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. При отсутствии социализации человек мало чем отличается от животного.

Пример 4

Например, найденные в джунглях Индии дети-маугли вели себя как звери. У них не была развита речь, они ходили на четвереньках и не понимали правил, по которым живет человеческое общество.

На поведение человека влияют как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся:

  • тип темперамента и характер;
  • индивидуальные ценностные установки;
  • способность к рефлексии и адекватной самооценке;
  • волевые качества;
  • уровень развития.

Внешние факторы:

  • традиции;
  • общественная мораль;
  • стереотипы;
  • условия жизни;
  • групповые установки.

У ученых нет единого мнения по поводу того, какие факторы являются определяющими.

Пример 5

Например, согласно теории экономического детерминизма главной движущей силой и основным мотиватором людей является экономическая выгода.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что на поведение человека влияют не только его рациональные намерения и сознательные мотивы, но и те импульсы, которые приходят из сферы «Ид», то есть из области бессознательного. Его теорию дополнил и развил Карл Густав Юнг, который в неосознаваемую сферу включил не только индивидуальные инстинктивные импульсы, страхи и влечения, но и коллективное бессознательное.

Примечание 4

С точки зрения Юнга огромную социально-регламентирующую роль играют архетипы. Это устойчивые ключевые образы, через которые передаются коллективные страхи и ценностные установки. Примеры архетипов — творец, искатель, мать.

Компоненты

Структура социального поведения состоит из следующих элементов:

  1. Поведенческие акты — это единичные проявления той или иной деятельности.
  2. Социальные действия — это деятельность, имеющая общественное значение. Действия могут совершаться как отдельными индивидами, так и группами. Они имеют социально детерминированную мотивацию и различаются в зависимости от поставленных задач. Например, они могут быть экономическими, политическими, религиозными.
  3. Поступки — это социально оцениваемые и осознаваемые индивидом действия, совершаемые им в соответствии с принятыми намерениями. В них проявляется личность человека — его ценностные установки, ведущие потребности, мотивация.
  4. Деяния — это совокупность поступков человека, за которую он несет персональную ответственность. Деяния реализуются через все виды активности индивида. Так, человек несет ответственность за последствия своих действий, даже если у него не было дурных намерений. Способность предвидеть последствия своей активности — неотъемлемое качество высокоразвитой личности.

Все эти элементы представляют собой целостную систему, которая не является чем-то статичным. Социальное поведение постоянно разворачивается во времени и пространстве. В широком смысле оно направлено на преобразование окружающего мира, общества и отдельной личности. В более утилитарном понимании эта динамическая система служит для удовлетворения потребностей разного уровня — биологических, материальных, общественных, духовных.

Эволюция

На протяжении всей истории человечества социальное поведение усовершенствовалось и принимало всё более сложные формы. Качество социальности ученые находят даже в животном мире.

Пример 6

Например, муравьи и пчелы демонстрируют продуманную и сложно устроенную структуру общества, где каждый отдельный ее элемент является органической частью целого.

По мнению многих специалистов человек сумел успешно приспособиться к окружающей среде за счет развития в себе социальных качеств. Только во взаимодействии с другими членами первобытного племени можно было выжить в той суровой и агрессивной среде, в которой жили наши далекие предки.

Пример 7

Не случайно, страшнейшим наказанием для человека каменного века было изгнание его из племени.

В средние века социальное поведение реализовывалось через сложные корпоративные формы. Свои объединения имели мастера, воины, торговцы, монахи. У каждого из них была своя совокупность атрибутов, символика, устав, особый язык.

Пример 8

Например, существовал своеобразный Кодекс рыцаря, который полностью определял поведение человека рыцарского сословия.

Вся жизнь человека в Средневековье подчинялась множеству ритуалов, обрядов и правил. При дворе существовала особая должность — церемониймейстер. В его задачи входила организация церемоний в строгом соответствии с установленными правилами и сложившимися традициями.

Одним из главных факторов, влияющих на поведение людей в Средние века, была религиозность. Во имя Бога объявлялись кровавые войны, в его защиту сжигали на кострах ведьм и еретиков.

В эпоху Ренессанса происходят значительные изменения в жизни общества. Провозглашаются принципы гуманизма, высшей ценностью объявляется жизнь человека.

Примечание 5

Гуманизм деятелей Возрождения ознаменовал собой переход от теоцентризма к антропоцентризму. Согласно первому учению, источником наивысшего бытия, блага и нравственности является Бог. Согласно второму — в центре мира находится человек.

В эпоху Просвещения развивается рационализм — представление о том, что всё можно постичь с помощью разума. Это было время стремительного развития разных наук, в том числе общественных.

Пример 9

Философы-просветители Гоббс, Локк и Руссо разработали теорию общественного договора, которая и в наши дни является во многих странах нормой поведения в области политики и социальных отношений.

В наше время наблюдается тенденция к глобализации. Это означает, что социальное поведение еще более усложнятся, поскольку на него влияют не только внешние факторы, характерные для той или иной страны, но и мировые тренды. С другой стороны, СМИ и массовая культура активно внедряют общественные шаблоны и стереотипы, которые становятся нормами поведения для значительной части людей.

Пример 10

Примеры общественных стереотипов: «круто иметь дорогой автомобиль», «мечта любой девушки — выйти замуж за миллионера».

Примеры

Примеры разных форм и видов социального поведения:

  1. Конкурентное — соперничество в бизнес-среде и спорте.
  2. Ритуальное — открытие Олимпиады, свадебная церемония, обряд Крещения.
  3. Помогающее — помощь коллеге по работе, другу по учебе.
  4. Полоролевое — стремление мужчины доминировать, женщины — обеспечивать комфорт в семье.
  5. Созависимое — отказ матери отпускать взрослого сына от себя.
  6. Массовое — бегство во время пожара, стихийные погромы, давка в толпе.
  7. Групповое — совместная деятельность в трудовом коллективе, спортивной команде.
  8. Конформное — отказ от своего мнения в пользу авторитетных лиц, соглашательство.
  9. Антисоциальное — драки, хулиганство, вандализм.
  10. Просоциальное — волонтерство, благотворительность.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 1)

Поиск по содержимому

Публикации по ключевому слову «социальное поведение»


Тема номера

Дата публикации: 04.08.2020 г.

Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 2)

Дубатова Ирина Владимировна , канд. мед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростовская обл
Анцыборов Андрей Викторович , chief physician, psychiatrist, addictive medicine specialist, psychotherapist
ООО КМЗ «Психея», Ростовская обл
Калинчук Анна Валерьевна , канд. биол. наук , профессор
Гарвардский университет, Соединенные Штаты Америки
Анцыборов Лёма Андреевич , ординатор
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростовская обл

«Вызывающее оппозиционное расстройство в детском и подростковом возрасте»

Рассмотренные в статье вызывающее оппозиционное расстройство (ODD) и расстройства поведения (CD), возникающие в возрасте до 18 лет, относятся к стойким антисоциальным и агрессивным формам поведения, которые выходят за рамки социально приемлемых норм. В последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в диагностике различных подтипов поведенческих аберраций, возникающих в детском и подростком возрасте, и их прогностической оценке в долгосрочной перспективе. Раннее начало поведенческих нарушений формирует неблагоприятный прогноз, коррелируя с биологическими и социальными факторами риска, такими как дефицит внимания, нарушения импульсивного контроля и неблагоприятной социальной средой. Большинство клинических наблюдений свидетельствуют об эффективности различных психотерапевтических программ в терапии ODD/CD. Применение медикаментозной терапии показано лишь в тяжелых случаях и при отсутствии эффективности психотерапевтических методик.

Педагогика

Дата публикации: 18.09.2019 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Пантюхина Ольга Олеговна , заместитель директора
МАОУ Лицей №128, Свердловская обл

«Традиции и инновации КТД»

Говоря о характере воспитательных отношений, о зависимостях результата от того или иного характера отношений, сложившихся в воспитательном процессе между его участниками, автор делится опытом организации воспитательной работы в лицее, обеспечивающей своеобразное органическое единство традиции и инновации, где нравственная основа, прочно соединенная с определённым алгоритмом организации деятельности, обеспечивает результативность творческого поиска, и одновременно, традиция непрерывности творческого поиска улучшения жизни несёт в себе инновацию.

Социология

Дата публикации: 30.11.2018 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Солтуева Аина Анисимовна , адъюнкт , магистрант
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Саха /Якутия/ Респ

«Трудовое поведение персонала в организациях»

Данная статья посвящена анализу теоретических и прикладных аспектов анализа трудового поведения персонала в организациях. Рассмотрены особенности трудового поведения, структура, а также их основные формы.

Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)

Дата публикации: 12.01.2018 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Ахмедова Зульфият Магомедгаджиевна , студентка
Клушина Надежда Павловна , д-р пед. наук , профессор
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставропольский край

«Формирование социальной ответственности у студентов»

В статье рассматривается понятие «социальная ответственность». Анализируются компоненты социальной ответственности студентов. В ходе данного анализа выявляются основные критерии данных компонентов.

Социальная психология

Дата публикации: 29.12.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Жижина Мария Викторовна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратовская обл

«Эффекты массмедиа в социальном поведении личности»

В статье изучение эффектов массмедиа рассматривается в плане анализа социального поведения личности в контексте современного медиамира. Акцентируется значимость исследования персональных представлений личности о массмедиа для раскрытия психологических закономерностей медиаповедения личности.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 26.05.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Романов Александр Сергеевич , канд. филол. наук , доцент
ФГКВОУ ВО «Военный университет» Минобороны России, Москва г
Ворожко Кристина Дмитриевна , старший преподаватель
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва г

«Гендерный стереотип как феномен социокультурного порядка»

В настоящем исследовании анализируется содержательная сторона понятия «гендер» в контексте этнической стереотипизации. Статья адресована специалистам филологического профиля и широкой аудитории.

[22.00.00] Социологические науки

Дата публикации: 13.06.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Макашова Ольга Викторовна , студентка
Институт гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининградская обл

«Особенности жизненных ориентаций лиц с химической аддикцией»

По мнению автора, современные реабилитационные учреждения не располагают психологическим инструментарием, позволяющим оптимизировать жизненные ориентации лиц с аддикциями. Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования; тестирование; метод математической обработки данных (критерий U Манна-Уитни; корреляционный анализ данных). У лиц с зависимостями снижены показатели осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций, затруднено личностное развитие из-за пониженного уровня восприятия целостного времени своей жизни, повышены такие деструктивные ориентации, как конфронтационный копинг, бегство от проблемы, такие конструктивные ориентации, как – ориентация на решение проблемы, принятие ответственности и положительная переоценка ситуации. Конструктивные копинги иногда связаны с показателями, говорящими о трудностях личностного развития. У лиц с зависимостью тенденция направленности на просоциальное поведение высока. При этом иногда помогающее поведение тем выше проявляется, чем меньше респонденты верят в себя и в людей. На основании полученных выводов была составлена Программа мероприятий, сопровождающих процесс реабилитации лиц с зависимостями.

Психология

Дата публикации: 29.06.2016 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Ярушина Венера Гафуровна , преподаватель
ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж», Башкортостан Респ

«Асоциальное поведение студенческой молодежи»

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения студенческой молодежи, необходимо выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям студенческой молодежи, дают мотивацию их поведению. Объектом данного исследования является асоциальное поведение студенческой молодежи. Автором поставлена цель поиска методов и средств как системы управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного студента с асоциальным поведением.

Власть и общество в истории

Дата публикации: 11. 03.2016 г.

Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)

Стародубова Олеся Юрьевна , канд. ист. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Челябинская обл

«Журналистская деятельность рабочих г. Магнитогорска в годы Великой Отечественной войны»

Автор данной статьи отмечает, что с началом Великой Отечественной войны мобилизационные механизмы затронули все социальные категории населения СССР. В экстремальных условиях военной действительности коренным образом изменился повседневный уклад тыловой жизни. Общественной группой, содействующей власти в процессе формирования нужного социального поведения, были рабочие корреспонденты. В годы войны своей деятельностью они являлись средством пропаганды среди трудящихся г. Магнитогорска самоотверженного труда и помощи фронту.

Философия

Дата публикации: 13.04.2016 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Зубарева Светлана Сергеевна , аспирант
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростовская обл

«К вопросу о презентации гендерной идентичности поколения «Y» (на примере российской культуры)»

В статье анализируется презентация гендерной идентичности в российском медийном пространстве, оказывающая влияние на ментальные аспекты сознания российской молодежи. Анализируется контент СМК и СМИ, пользующихся популярностью среди представителей поколения «Y». На примере российских информационных продуктов автор рассматривает формирование образов обоих полов.

Педагогические науки

Дата публикации: 04.02.2016 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Чембуков Илья Сергеевич , студент
ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова», Курская обл

«Средства массовой информации как институт социализации и средство развития социальной компетентности молодежи»

В статье ставится задача рассмотреть влияние средств массовой информации на самосознание и социальную активность молодежи. Автором подчеркивается необходимость организации медиаобразования.

Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)

Дата публикации: 09.09.2015 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Корсакова Ирина Анатольевна , канд. филос. наук , доцент
Хаматнурова Айгуль Фанусовна , студентка
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва г

«Социальные и психологические причины закрепощения мышечной системы у современных актеров»

В данной статье исследуются причины мышечных зажимов актеров. Авторами делается вывод о значительной роли социальных и психологических причин, зачастую остающихся вне поля зрения современных исследователей.

Коррекционная педагогика, дефектология

Дата публикации: 04.09.2015 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Заиграева Надежда Викторовна , канд. психол. наук , доцент
Смолянинова Татьяна Алексеевна , студентка
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутская обл

«Представления о социальном и полоролевом поведении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

В данной публикации представлены результаты изучения понимания социальной роли и соответствующего поведения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. Авторами выявлены представления о нравственно-этических аспектах поведения, а также «школьном» поведении, однако отмечается, что младшие школьники имеют слабое представление о полоролевом поведении (особенно девичьем). Учитывая результаты исследования, предлагаются рекомендации учителям и родителям для формирования полоролевого поведения детей младшего школьного возраста.

Общая педагогика

Дата публикации: 23.05.2015 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Малкова Алена Алексеевна , аспирант, преподаватель бухгалтерского учета
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права», Тюменская обл

«Влияние образовательного процесса на формирование социального поведения обучающихся»

В статье рассмотрены ключевые понятия социального поведения, элементы образовательного процесса, влияющие на формирование социального поведения. В работе сделан акцент на труды В.А. Сухомлинского, посвященные проблемам личности педагога в деле воспитания и образования.

Психология

Дата публикации: 14.05.2015 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Соловьева Екатерина Александровна , студентка
Волкова Мария Николаевна , доцент
ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского», Приморский край

«К проблеме исследования саморегуляции психического состояния личности»

В данной статье автор поднимает актуальную проблему исследования саморегуляции психического состояния личности. Рассматриваются работы различных авторов; статья содержит общий обзор о понятии «саморегуляция».

Дата публикации: 25.12.2014 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Сальникова Олеся Дмитриевна , ассистент
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставропольский край

«Профилактика аддиктивного поведения у подростков»

В статье описывается выделяющаяся внутри весьма сложной и разнообразной категории «отклоняющееся поведение личности» микрогруппа зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности – это серьезная социальная проблема, т.к. в сложной форме может иметь различные негативные последствия: снижение работоспособности, конфликтное, асоциальное (в том числе – аутоагрессия), делинквентные проявления, суицид. Также зависимое поведение является наиболее распространенным видом девиации.

Общая педагогика

Дата публикации: 03.10.2014 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Игошина Любовь Виталиевна , канд. пед. наук , доцент
Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Чебоксары, Чувашская Республика — Чувашия

«Групповая работа при обучении иностранному язуку»

В статье рассматриваются возможности групповой работы в обучательном процессе. Автор статьи выделяет значительные преимущества групповой работы при изучении иностранного языка перед индивидуальной деятельностью.

Психологические аспекты педагогической деятельности

Дата публикации: 09. 10.2014 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Гусева Ирина Викторовна , канд. психол. наук , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбургская обл

«Анализ девиантного поведения подростков в контексте субкультур»

В статье рассматриваются вопросы проявления девиантного поведения детей подросткового возраста. Отмечается увлеченность детей субкультурами в период подросткового развития, именно тогда меняются морально-психологическое восприятие мира, интересы и отношение к себе и окружающим людям. Автор делает вывод о необходимости нахождения общего языка взрослых с подростками без применения мер наказания.


75 Social Behavior Examples (2023)

Социальное поведение — это поведение, которое мы развиваем под влиянием окружающих нас людей. Это усвоенное поведение, и оно часто приносит пользу обществу.

Позитивное социальное поведение относится к поведению, которое соответствует социальным нормам и ожиданиям. Негативное социальное поведение относится к поведению, которое может привести к тому, что мы станем изгоями или оскорбим других.

Обучение надлежащему социальному поведению может помочь нам как личностям приобрести социальный и культурный капитал, что поможет нам более эффективно интегрироваться в общество. Если нам не удастся научиться просоциальному поведению, мы можем испытывать трудности в социальных ситуациях.

Лучшие примеры социального поведения

1. Вы одеваетесь в соответствии с социальными ожиданиями

В обществе, к добру или к худу, разработаны дресс-коды, свидетельствующие о профессионализме, уважении и даже общественной желательности человека.

Несоблюдение дресс-кода во многих ситуациях может привести к правонарушениям. Например, вход в храм на Бали без саронга или вход в еврейский храм без ермолки может рассматриваться как неуважение.

Дресс-код также может вызывать большее уважение на рабочем месте. Например, ожидается, что мужчины будут носить костюмы в профессиональном контексте, чтобы «выглядеть соответствующе» и завоевать уважение своих клиентов.

Статья по теме: 15 Примеры толерантности

2. Вы уступаете место пожилым людям или инвалидам

Уступать место пожилым людям или инвалидам — это социальное поведение, которое люди демонстрируют во всем мире. Например, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями могут не иметь возможности стоять в очереди — их нужно обслуживать в первую очередь.

Мы соблюдаем такие правила, как запрет парковки на месте, предназначенном для людей с ограниченными возможностями. Мы также разрешаем пожилым людям садиться в автобусе первыми. Это приемлемое социальное поведение, когда мы демонстрируем, как мы признаем их потребности и уважаем людей вокруг нас.

3. Вы ведете светскую беседу

Светская беседа — это социальная вежливость, которой мы учимся, потому что она считается приятной или уважительной. Как правило, речь идет не о глубоких темах, а о теме, которой может заниматься каждый, не вызывая обиды.

Люди могут вести светскую беседу, чтобы показать, что они не представляют угрозы и настроены дружелюбно; или, потому что им нужно очаровать окружающих. Вы также можете «застрять», ведя светскую беседу с незнакомцем или дальним знакомым на свадьбе или другом общественном мероприятии.

Обычные темы для светских бесед включают погоду, последние спортивные новости или вопросы о предстоящих выходных. Это заставляет людей в небольшой группе принадлежать и не чувствовать угрозы.

4. Манеры

Манеры — это социальное поведение, потому что им можно научиться, а не врожденно. Вы не родились, чтобы говорить «пожалуйста» и «спасибо». На самом деле, родители тратят много времени на воспитание хороших манер в своих детях.

Типичные примеры хороших манер включают проявление обычной вежливости, например, «извините» или «спасибо».

То же самое касается запроса направления, если вы заблудились. Вы делаете это вежливо и показываете свою признательность.

Интересно, что это социальное поведение отличается в разных культурах. Вы можете услышать, например, что скандинавы более прямолинейны, британцы чрезмерно используют манеры, а американская культура требует использования манер гораздо меньше, чем их европейские коллеги.

5. Вы смеетесь над шутками, даже если они не смешные

Есть много случаев, когда кто-то отпускает шутку — не злую или невежественную, — но вы не находите ее смешной. Тем не менее, вы все равно смеетесь, потому что не хотите обидеть человека, который пошутил об этом.

Приемлемое социальное поведение означает отсутствие враждебности. Завязывание драки всегда осуждается в обществе. Вот почему мы, люди, большую часть времени смеемся, если не хотим обидеть. Последнее, чего мы хотим, — это сделать ситуацию неудобной.

6. Вы сплетничаете о других людях

Сплетничать обычно считается неправильным, но это обычное социальное поведение. Этому учат через экспозицию в культуре. Мы учимся сплетничать, потому что это может завоевать расположение других.

Даже друзья в группе будут сплетничать о другом друге. Являясь частью любой данной группы, люди склонны хотеть знать, что происходит, или хотят, чтобы их считали обладающими инсайдерскими знаниями, которыми они могут поделиться.

Сплетни позволяют людям обрести чувство знания — статус владения секретной информацией, о которой другие, кажется, не знают. Как мы все знаем, знание – сила. Кроме того, люди, которые сплетничают о ком-то негативно, также могут получать какое-то удовлетворение от того, что им лучше морально.

7. Вы соответствуете общественным ожиданиям

Соответствие — это способ получить признание в обществе. Если бы люди одевались формально в казино, вы бы поступили так же. Если бы вас пригласили на свадьбу, вы бы надели что-нибудь приемлемое.

Религия также является формой соответствия. Многие люди проявляют веру, хотя в глубине души у них есть вопросы по этому поводу. Чтобы избежать конфронтации, люди предпочитают не заниматься поведением, которое оскорбляет других.

Конечно, мы не от всех ожидаем соответствия. Есть те, кто не согласен с социальными ожиданиями и идет против всего, что от них ожидает общество. Этих людей называют нонконформистами.

8. Занятия спортом

Спорт — это не только упражнения. Участие в групповых спортивных состязаниях является ключевым социальным поведением. Это помогает нам связываться с нашим сообществом и развивать просоциальные навыки.

В детстве дети учатся работать в команде, уважать власть и изящно проигрывать в спорте.

Но даже во взрослом возрасте спорт имеет массу социальных преимуществ. Например, многим мужчинам удалось добиться успеха, играя в гольф в «клубе для мальчиков» на поле для гольфа. Конечно, это чревато своими гендерными социальными проблемами. Тем не менее, это пример социального поведения, которое помогает людям двигаться вперед!

9. Слова поддержки

В социальном контексте можно сказать, что он может проиграть конкурс пения или потерпеть неудачу в своем бизнесе.

Вместо того, чтобы унижать этого человека, мы говорим слова поддержки, даже если нам приходится лгать.

Например, вы можете знать, что ваш друг вряд ли выиграет. Что бы вы сделали, так это сказали бы ему, что конкурс действительно плохо поет и что ваш друг лучше, даже если это неправда.

Мы мотивируем людей, потому что хотим сделать их лучше. Мы хотим, чтобы они были вдохновлены. В свою очередь, мы также ожидаем от них такого же поведения, когда сомневаемся в себе.

10. Вы принимаете идентичность людей, даже если они не совпадают с вашей

Не все люди одинаковы — от цвета кожи до политических взглядов и пола — и мы должны уважать человека таким, какой он есть или какой он есть.

Мы принимаем людей такими, какие они есть, и это то, что мы называем толерантностью. Толерантность – это социальное поведение, которое позволяет обществу быть в мире. Толерантность — это то, что нам нужно, чтобы стать продуктивными, а не разрушительными.

Другие примеры социального поведения

  • Активное прослушивание
  • Зрительный контакт с людьми во время разговора
  • Уступка авторитетам
  • Уважение к старшим
  • Спрашивать разрешения в классе
  • Защита слабых
  • Формирование дружеских отношений
  • Соблюдение закона
  • Разрядка напряженных ситуаций
  • Флирт и свидания с людьми, которые вам интересны
  • Устное общение
  • Навыки общения в сети
  • Навыки работы в команде
  • Навыки тайм-менеджмента
  • Организаторские способности
  • Вступление в книжный клуб
  • Публикация в социальных сетях
  • Придерживать язык, когда это уместно в обществе
  • Говорить, когда это уместно в обществе
  • Улыбаться, приветствуя кого-то
  • Допустимая разница
  • Борьба с неподобающим поведением
  • Уважение культуры принимающей страны во время путешествия
  • Предложение помощи незнакомцам
  • Ходьба справа (США) или слева (Австралия) по улице
  • Растопить лед шуткой
  • Обучение других
  • Обучение у гуру
  • Поход в кино
  • Встречаться с кем-то, чтобы узнать, подходите ли вы друг другу
  • Держитесь за руки с парнем или девушкой
  • Предложение еды гостям
  • Держать дверь открытой для других
  • Переработка
  • Серверы благодарности и чаевых
  • Ожидание ухода начальника с работы раньше вас (Япония)
  • Не проводить слишком много времени в кафе за компьютером
  • Принятие дружеского приглашения на ужин
  • Тактично отказать в приглашении на свидание
  • Создание профиля в социальных сетях
  • Быть влиятельным онлайн
  • Рано явиться на урок
  • Ожидание разрешения перед выходом из класса
  • Стадный менталитет (следование за лидером)
  • Добровольная помощь
  • Остановка автомобилей экстренных служб во время вождения
  • Ожидание в очереди
  • Лидерские качества
  • Одежда, чтобы продемонстрировать свою субкультурную принадлежность
  • Посещение музыкальных концертов
  • Посещение профессиональных конференций
  • Политическая активность
  • Голосование на выборах
  • Открытие бизнеса
  • Предоставление людям личного пространства
  • Защита людей, которых вы любите
  • Поддержка друзей в их начинаниях
  • Аплодировать кому-то за получение награды
  • Совместное использование ресурсов с другими в классе
  • Помощь другу с переездом
  • Пожертвование на благо доброй воли
  • Донорство органов
  • Сдача крови
  • Уборка дома перед приемом гостей
  • Делитесь фотографиями из поездки с семьей

Заключение

Социальное поведение — это выученное поведение , которое помогает людям участвовать в социальных группах. что мы обычно делаем, когда находимся с другими людьми, но не обязательно то, что мы делаем дома. Дома мы вольны делать, что хотим, и никто нас не осудит. Тем не менее даже тому, что мы делаем дома, можно научиться в обществе (например, британцы пьют чай, а американцы, как правило, пьют кофе).

В большинстве случаев позитивное социальное поведение помогает вам вписаться в социальную группу. То, как вы одеваетесь, говорите и реагируете на социальные сигналы, — все это указывает на уровень вашего межличностного интеллекта.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Социальные и поведенческие изменения | ЮНИСЕФ

Программа

Помогая семьям получить доступ к решениям, которые влияют на их жизнь.

ЮНИСЕФ/UN0523669/Монир

Каждый стремится проложить собственный курс в поисках счастливого будущего. Но доступные нам решения не всегда приводят к результатам, которых мы хотим или даже ожидаем.

Различные факторы, влияющие на то, как мы начинаем понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним, также влияют на то, как мы делаем выбор. Эти факторы могут быть социальными, например, нормы, которые подпитывают дискриминацию и заставляют сообщества подчиняться вредным практикам. Они могут быть психологическими, как ментальные модели, которые определяют, что мы считаем желательным и даже возможным.

И слишком часто — для семей, живущих в бедности, незащищенных или зависящих от слабых государственных систем — факторы, ограничивающие контроль над выбором, носят структурный характер. Глубоко укоренившийся дисбаланс сил, лежащий в основе дискриминационных обществ и институтов, отрезает людей от принятия решений, которые в наибольшей степени влияют на их жизнь.

В совокупности эти факторы объясняют, почему то, что мы делаем — индивидуально и коллективно — не просто отражение наших личных предпочтений или убеждений. Но социальные и поведенческие изменения могут помочь мобилизовать местные действия, чтобы расширить контроль людей над выбором, который им необходим для защиты своих прав.

Как реагирует ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ

Что такое социальные и поведенческие изменения?

Социальное изменение и изменение поведения (SBC) направлено на расширение прав и возможностей отдельных лиц и сообществ, а также на устранение структурных барьеров, которые мешают людям внедрять позитивные методы и обществам становиться более справедливыми, инклюзивными, сплоченными и миролюбивыми.

Опираясь на различные дисциплины (от социологии и психологии до коммуникативной и поведенческой экономики), SBC охватывает любой набор стратегий и вмешательств, которые влияют на движущие силы изменений и поддерживают местные действия по улучшению общества. Он помогает специалистам в области развития и политикам разрабатывать более эффективные программы по сокращению бедности и неравенства. И это сочетает в себе научные знания с идеями сообщества, что наиболее важно, чтобы расширить контроль людей над решениями, которые влияют на их жизнь.

Читать дальше

От экспертов

Руководство ЮНИСЕФ по социальным вопросам и изменению поведения

Ознакомьтесь с нашим программным руководством по созданию и реализации мероприятий SBC.

Посетите сайт

Лаборатория исследований и дизайна Behavioral Insights

Виртуальное пространство ЮНИСЕФ для экспериментов и инноваций в применении поведенческих идей для достижения результатов в интересах детей.

Посетите сайт

Дизайн, ориентированный на человека, в Управлении инноваций ЮНИСЕФ

Адаптация решений для детей с помощью повторяемых, ориентированных на человека методов творческого решения проблем и инноваций.

Взгляд на Управление инноваций ЮНИСЕФ

Понимание коренных причин насилия в отношении детей и женщин в Ливане

Качественное исследование, применяющее модель социального поведения

Посмотреть на ЮНИСЕФ в Ливане

Почему социальные и поведенческие изменения имеют решающее значение для защиты прав детей?

В более чем 190 странах и территориях ЮНИСЕФ обеспечивает детей питанием, медицинским обслуживанием, защитой и образованием, в которых они нуждаются, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Но повышение доступности услуг автоматически не улучшает благосостояние семей.

По разным причинам лица, осуществляющие уход, могут испытывать трудности с получением выгоды от услуг, призванных помочь детям развиваться: иногда ценность программы не очевидна. В других случаях он пренебрегает решением основной проблемы или невидимого барьера для доступа.

Родители могут, например, не пускать своего подростка в школу или отказаться от вакцинации своего ребенка. Они могут подвергнуть свою дочь калечащим операциям на женских половых органах или отказать сыну-инвалиду в специализированной помощи, несмотря на понимание последствий такого выбора. Родители делают это не по злой воле или по незнанию, а потому, что контекст их решения выходит за рамки целей программ, предназначенных для них.

Большинство лишений, с которыми сталкиваются дети, являются симптомами глубинных проблем, таких как глубоко укоренившийся дисбаланс власти или идеология, которая выражается в вредных практиках и дискриминационных институтах. В таких случаях защита прав детей означает изменение структур, определяющих распределение власти в обществе.

Как ЮНИСЕФ применяет социальные и поведенческие изменения?

ЮНИСЕФ признает, что для изменения поведения недостаточно одних знаний: мы сотрудничаем с семьями и общественными лидерами, чтобы понять их потребности и мотивы, выявить их сильные стороны и устранить барьеры на пути к позитивным изменениям. В каждом секторе наши программы SBC объединяют местные знания с научными данными для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Мы не работаем над тем, чтобы изменить людей — мы работаем над тем, чтобы изменить среду, в которой они действуют, облегчая отдельным лицам и сообществам внедрение методов защиты детей.

Мы также понимаем, что улучшение положения семей требует социальных изменений. ЮНИСЕФ активно взаимодействует с женщинами и детьми во всем мире, чтобы усилить их роль в создании обществ, которых они хотят — обществ, в которых преобладает равенство, отступают стигматизация и дискриминация, а их собственный голос способствует значимым изменениям. Прежде всего, мы уделяем особое внимание участию и подотчетности, чтобы дать семьям больше контроля над решениями, влияющими на их жизнь.

Имея самую большую институциональную рабочую силу в этой области, ЮНИСЕФ уже более 35 лет является лидером в области социальных и поведенческих изменений. В нашей работе сочетаются традиционные и новые подходы: несмотря на то, что коммуникация и взаимодействие с сообществом остаются центральными в нашей деятельности, мы также полагаемся на методы прикладных наук о поведении, ориентированного на человека проектирования, а также цифровых исследований и исследований по внедрению для достижения изменений, которые семьи считают наиболее важными.

Наши партнеры по всему миру

Коллективная служба информирования о рисках и взаимодействия с общественностью (RCCE)

Коллективная служба обеспечивает сотрудничество между широким кругом организаций для увеличения масштабов и качества подходов RCCE.

Глобальный альянс за изменение общества и поведения

Альянс – это коалиция организаций из самых разных областей, объединенных общей приверженностью построению информированных и вовлеченных обществ.

Международный саммит SBCC

Международный саммит по социальным вопросам и изменениям поведения объединяет глобальное сообщество организаций SBCC, практиков и исследователей для продвижения области изменения поведения.

Вера и позитивные изменения для детей, семей и сообществ (FPCC)

FPCC — это партнерство ЮНИСЕФ, организации «Религии за мир» (RfP) и Совместной учебной инициативы по вопросам веры и местных сообществ (JLI), которая объединяет глобальная сеть и опыт каждой организации.

Добавить комментарий