Социального контроля: Ошибка 403 — доступ запрещён

Обществознание 4.6

 


1. Понятие социального контроля и его функции.
2. Элементы социального контроля.
3. Внешний и внутренний социальный контроль.


 

Общество — саморегулируемая сложная система. Важнейшую роль в регулировании общественной жизни играют ценности, нормы, социальные институты и организации.

Вместе с тем немаловажную роль играет и институт социального контроля.

Социальный контроль выступает как инструмент социального регулирования и призван обеспечивать нормальное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.

Социальный контроль — воздействие на индивида определенными санкциями с целью приведения его отклоняющегося (девиантного) поведения в соответствие с социальным нормами.

Социальный контроль осуществляется через социализацию личности, т.

е. через взаимодействие личности с обществом, его культурой, ценностями и нормами.

Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе.

Социальный контроль выполняет две основные функции:
1. Охранительная функция. Социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

2. Стабилизирующая функция. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспорядку, смуте и социальному раздору.

Элементы социального контроля – социальные нормы и санкции

. Социальные нормы – это предписания и пожелания разной степени строгости, заставляющие нас поступать так, как это принято делать в данном обществе. Они устанавливают границы, условия, приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним и происходят в процессе социализации человека.

Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным:
— человеческую жизнь и достоинство личности

— отношение к пожилым людям и детям
— коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства
— человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, тру-долюбие)
— религии.

Можно выделить несколько видов социальных норм:
1) обычаи и традиции
2) моральные нормы
3) правовые нормы
4) политические нормы
5) религиозные нормы
6) эстетические нормы

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

1. По масштабам распространения:


– общечеловеческие
— национальные
— социально-групповые

2. по функциям:
— регламентирующие
— контролирующие
— поощряющие
— запрещающие
— карающие

3. по степени нарастания строгости
– привычки
— обычаи
— законы
— табу.

Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Социальные санкции – это реакции общества на действия индивида. Среди них можно выделить позитивные и негативные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках при-нятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества.

Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Рис. 1. Соиальный контроль

В зависимости от способа вынесения санкций – социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести.

Совесть – проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества. развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству.

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Рис. 2. Соиальный контроль

Каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля (рис. 2)

Внешний, самый большой круг – это политико-юридическая система представленная аппаратом государства. Государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться законам, правилам, а если надо, нака-зывает. Индивид находится в центре круга как в точке максимального давления.

В следующий круг социального контроля входят мораль, обычаи и нравы. За нравственностью человека следят все – начиная со всего общества и кончая родителями, родственниками, друзьями. Органы власти за нарушение закона могут лишить свободы, родители и родственники употребляют неформальные санкции: осуждения, порицания, а друзья могут расстаться с нами. Одиночество являются, может быть, не меньшим наказанием по сравнению с пребыванием в тюрьме.

Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть малые круги контроля, самый существенный из которых круг контроля со стороны

профессиональной системы. На работе человек скован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей. Не менее важны различные способы контроля со стороны коллег и сотрудников.

Самостоятельную систему социального контроля представляет общественная среда. Она включает в себя дальних и близких, незнакомых и знакомых индивиду людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Таким образом, круг неформальных требований описывает область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший к индивиду круг, который тоже образует систему контроля, составляет его семья и личные друзья. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные для себя социальные связи. Неодобрение, утра-та престижа, осмеяние или презрение в кругу родных и близких имеют гораздо больший психологический вес для человека, чем подобные санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены.

Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего нахождения в центре концентрических кругов социального контроля – от федеральной налоговой службы до собственной жены, – в конце концов приходит к мысли, что обще-ство всей своей громадой подавляет его.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 9
§ 31 стр. 218-225

Составление конспекта по плану:

1. Социальная напряженность, агрессивность и чувство социальной неудовлетворенности.
2. Способы разрешения конфликтов.
3. Социальное движение и его типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое «социальный контроль»?
2. Каковы причины (источники) социального контроля?
3. Перечислите элементы социального контроля.
4. Что собой представляют социальные нормы и социальные санкции?
5. Что входит в понятие внутреннего и внешнего социального контроля

Социальный контроль – что такое, виды с примерами, структура кратко по обществознанию

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 294.

Обновлено 11 Февраля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 294.

Обновлено 11 Февраля, 2022

Постоянно вступая во взаимодействие с окружающими, мы руководствуемся определёнными правилами поведения. Они необходимы для того, чтобы сохранить порядок и обеспечить стабильность общества. Отсутствие норм приводит к анархии, то есть полному хаосу. Узнаем, что такое социальный контроль, какие его формы и методы существуют, как он осуществляется.

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это механизм, призванный отслеживать поведение людей в обществе. Он основывается на принятых в социуме правилах поведения, которые усваиваются человеком в процессе общения.

Выделяется первичный контроль (усвоение правил поведения в семье) и вторичный (осуществляется в учебном заведении, дружеской компании, трудовом коллективе).

Рис. 1. Родители и дети.

Кратко рассмотрим основные функции социального контроля.

  • Регулятивная функция обеспечивает контроль за соблюдением норм.
  • Оценочная функция — это формирование отношения к поступкам отдельной личности со стороны окружающих.
  • Социализация — усвоение человеком правил поведения в обществе.
  • Поддержка стабильности, сохранение устоев социума.
  • Обеспечение безопасности каждого члена коллектива.
  • Защита интересов как отдельных личностей, так и общества в целом.

Формы контроля

В обществознании принято выделять две основные формы контроля.

  • Внутренний контроль по-другому называют самоконтролем. Это соблюдение норм, основанное на убеждениях и принципах человека. К нему относятся такие понятия, как совесть, сознание, долг.
  • Внешний социальный контроль осуществляется окружающими людьми. Поступки человека оцениваются как соответствующие или не соответствующие требованиям общества. В зависимости от этого выбираются меры поощрения или наказания.
Рис. 2. Угрызения совести.

Структурные элементы социального контроля

Структура общественного контроля состоит из двух составляющих. К основным видам социального контроля относятся социальные нормы (правила поведения, принятые в данном обществе) и санкции (меры поощрения или наказания).

Санкции позволяют человеку понять реакцию окружающих на совершённое им действие. Они бывают формальными (зафиксированными в официальных документах) и неформальными (встречаются в повседневном общении).

В зависимости от того, как коллектив оценивает поведение отдельного индивида, выделяются следующие типы санкций:

  • негативные формальные социальные санкции, например, выговор, штраф, увольнение, тюремное заключение;
  • позитивные формальные санкции — получение премии, повышение по службе, вручение похвальной грамоты;
  • негативные неформальные санкции — оскорбление, игнорирование, разговор на повышенных тонах;
  • позитивные неформальные санкции: похвала, улыбка, объятие.
Рис. 3. Награждение лауреата.

Общество контролирует поведение человека при помощи определённых методов. Познакомимся с основными из них.

  • Изоляция — полное исключение человека, не предусматривающее его исправления. Примером является пожизненное тюремное заключение.
  • Обособление — это временное ограничение контактов отдельной личности с окружающими, подразумевающее возможность перевоспитания, коррекции поведения.
  • Реабилитация — это меры, при помощи которых человек, нарушивший нормы, может вернуться к полноценной жизни в обществе. Такой механизм регуляции отношений применяется, например, к бывшим алкоголикам или наркоманам, прошедшим терапию.

Что мы узнали?

Социальный контроль — это система средств, форм и методов, регулирующий поведение людей в обществе. Он может быть внутренним и внешним. Элементами контроля являются социальные нормы и санкции.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Солнце России

    10/10

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 294.


А какая ваша оценка?

Социальный контроль — Социология — Оксфордские библиографии

Введение

Социальный контроль — это изучение механизмов в форме моделей давления, с помощью которых общество поддерживает социальный порядок и сплоченность. Эти механизмы устанавливают и обеспечивают соблюдение стандарта поведения для членов общества и включают в себя множество компонентов, таких как стыд, принуждение, сила, сдерживание и убеждение. Социальный контроль осуществляется через отдельных лиц и институты, начиная от семьи и заканчивая сверстниками и такими организациями, как государство, религиозные организации, школы и рабочие места. Независимо от его источника, целью социального контроля является поддержание соответствия установленным нормам и правилам. Социальный контроль обычно используется членами группы в ответ на любого, кого они считают девиантным, проблематичным, угрожающим или нежелательным, с целью обеспечения соответствия. Это широкая область социологии, в которую входят криминалисты, политические социологи и те, кто интересуется социологией закона и наказания, а также ученые из различных дисциплин, включая философию, антропологию, политологию, экономику и право. Подполе включает в себя как макро-, так и микрокомпоненты. Те, кто занимается макросилами социального контроля, сосредоточили свое внимание прежде всего на целях и эффективности формальных механизмов, таких как полиция, закон и наказание, используемых для поддержания порядка. Ученые, интересующиеся макроаспектами, склонны рассматривать вопросы, связанные с ролью элит, государства и других политических и религиозных институтов в установлении норм и правил, которыми руководствуются люди. С другой стороны, исследователи, сосредотачивающиеся на микро, как правило, больше сосредоточены на роли, которую социализация и влияние сверстников играют в ограничении человеческих действий. Истоки дискуссий о социальном контроле можно проследить до работ таких социальных философов, как Джон Локк, Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо, а также классических социальных теоретиков, таких как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. среди прочих. Сегодня исследователи социального контроля продолжают разрабатывать и совершенствовать наше понимание социального порядка и того, как он поддерживается, а также условий, при которых он не может этого сделать.

Foundational Works

Социальные философы, как видно из Hobbes 2011, Rousseau 2003 и Beccaria 1963, сыграли важную роль в развитии социального контроля, подраздела социологии. Современное происхождение работ по социальному контролю можно проследить до некоторых столпов социологии, включая Карла Маркса и Эмиля Дюркгейма. Durkheim 1947 — это вклад в область социального контроля и поддержания общественного порядка, что особенно важно. Письма заложили основу большей части современной теории социального контроля. Маркс и Энгельс 1978 является еще одним важным вкладом в эту область, в котором особое внимание уделяется тому, как классовое господство лежит в основе усилий по социальному контролю. Современные работы заимствовали из этих классических произведений, но оставили свой собственный неизгладимый след в области социального контроля. Мид 1925 впервые ввел в современные дебаты другие социальные дисциплины помимо социологии, но, пожалуй, наиболее глубокое заявление о социальном контроле с социологической точки зрения принадлежит Паунду 1996. В его фундаментальной работе в этой области Социальный контроль посредством Закона (Нью-Брансуик, Нью-Джерси, и Лондон: сделка, 2006 г.), Паунд формулирует довольно точные определения социального контроля, а также механизмов и мотивов его достижения. Другой основополагающей работой является Rusche and Kirchheimer 2007. Эти тексты показывают, что уровень наказания является функцией структурных факторов, в частности уровня безработицы. В последнее время в дискурсе социального контроля доминирует работа Фуко 1977 года.

  • Беккариа, Чезаре. 1963. О преступлениях и наказаниях . Перевод Генри Паолуччи. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

    Основополагающий текст, сформировавший все современные системы уголовного правосудия по всему миру. Устанавливает классическую теорию сдерживания, утверждая, что социальный контроль может быть достигнут путем изменения уголовного кодекса. Беккариа утверждает, что люди будут избегать преступного поведения, если цена будет слишком высока. Первоначально опубликовано в 1764 году.

  • Дюркгейм, Эмиль. 1947. Разделение труда в обществе . Перевод Джорджа Симпсона. Нью-Йорк: Свободная пресса.

    В этой книге Дюркгейм утверждает, что преступность — это нормально, поскольку она существует в любом обществе. Учитывая это, он утверждает, что целью наказания не может быть его излечение. Он утверждает, что формальное наказание — это символический механизм, используемый для возбуждения общественных настроений. Он также утверждает, что современные общества будут все чаще использовать реституционные санкции, а не карательные. Первоначально опубликовано в 1893 году.

  • Фуко, Мишель. 1977. Дисциплина и наказание: Рождение в тюрьме . Нью-Йорк: Пантеон.

    Исторический, философский и теоретический отчет о наказании. Фуко излагает свою теорию власти/знания и утверждает, что изменения в карательной политике — это просто попытка государства усилить свое господство над людьми в обществе.

  • Гоббс, Томас. 2011. Левиафан: Части I и II . Питерборо, Онтарио: Бродвью.

    В Левиафан г. Гоббс излагает свое учение о государстве и теории общественного договора. Как известно, Гоббс утверждает, что без сильного государства общество будет состоять из «войны всех против всех». Он предполагает, что социальный порядок поддерживается государством посредством его контроля над гражданской и военной властью. Первоначально опубликовано в 1651 году.

  • Маркс, Карл и Фридрих Энгельс. 1978. Читатель Маркса-Энгельса . 2 изд. Переведено и составлено Робертом Такером. Нью-Йорк: Нортон.

    The Marx-Engels Reader , составленный Такером, включает работы Фридриха Энгельса и является прекрасным источником ключевых работ Маркса. Важные разделы включают «Коммунистический манифест» (стр. 469–501), «Немецкая идеология» (стр. 146–203) и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (стр. 594–618). Эти работы были первоначально опубликованы между 1844 и 1883 годами.

  • Мид, Джордж Герберт. 1925. Генезис самости и социального контроля. Международный журнал этики 35.3 (апрель): 251–277.

    Заимствуя из психологии и биологии, Мид обрисовывает в общих чертах происхождение социального контроля и взаимодействие между социальным контролем и самоконтролем. В частности, Мид подробно описывает создание и поддержание сознания , которое он описывает как интернализацию нормативного поведения по отношению к поведению других, и объясняет, как эта интернализация изменяет социальное поведение. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Паунд, Роско. 1996. Социальный контроль посредством закона . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

    В этой основополагающей работе Паунд дает определение общественному порядку и закону и обрисовывает способы их совместного действия для обеспечения соблюдения нормативных ожиданий поведения. Первоначально опубликовано в 1942 году.

  • Руссо, Жан-Жак. 2003. Об общественном договоре . Перевод Г.Д.Х. Коула. Минеола, Нью-Йорк: Довер.

    Классическое высказывание Руссо о социальном устройстве и политике. Первоначально опубликовано в 1944.

  • Руше, Георг и Отто Кирххаймер. 2007. Наказание и социальная структура . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

    Основополагающая работа, исследующая историю наказаний через призму критического подхода. Авторы утверждают, что уровни наказания являются функцией прибавочной стоимости труда. Они утверждают, что, когда безработица высока, уровень наказания будет высоким.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Социальный контроль: Обзор

Обзор
 

    

Полицейский в современный
национальное государство — общее
инструмент, используемый для социального контроля

Все общества налагают социальный контроль на свои граждан в той или иной степени. Они формально контролируют и регулируют поведение и неофициально. Это одна из важнейших прерогатив политических лидеров. В дополнение к проявляя свою политическую волю, они сильно влияют или фактически управляют механизмы социального контроля. В крупные общества, наиболее видимый механизмами являются законы, суды и полиция. Однако закон и юридическая бюрократия, управляющая им, является лишь одним из аспектов общественного контроля. и, как правило, наименее эффективен. Как вы увидите в следующем раздел этого руководства, небольшие общества сохраняют социальный контроль без сложных юридических институтов, с которыми мы знакомы. Однако это не означает, что они без законов.

Ключ к пониманию системы культуры социальный контроль — это понимание социальных норм, на которых основанный на. Таковы общепринятые представления о целесообразности и ожидаемое поведение в обществе. Нормы могут и меняются со временем. В общества, связанные традициями, как, например, во многих консервативных арабских странах, нормы вообще меняются очень медленно. В больших многоэтнических обществах, таких как В США и Канаде нормы быстро меняются. Впоследствии, что было приемлемо раньше в жизни часто не сегодня. Если один часть общества не изменила своих норм, а другая, вероятно, будет конфликт. Современный термин «политический правильность» является, в некотором смысле, продуктом такого конфликта. используется теми, кто не желает принимать изменяющиеся нормы других.

Часто нормы общества меняются, но законы связанные с ними имеют большую задержку в наверстывании. Это было так с законами против смешанных браков в южных штатах США. За последние 30-40 лет она стала становится все более социально приемлемым для людей разных «рас» встречаться и даже жениться. Однако закон, запрещающий это, не был отменен. до 2000 года не входила в юридические книги Алабамы.  И это несмотря на то, что что полиция не применяла его с середины 20 века.

Иногда законы меняются раньше норм для широких слоев общества. Так было и с гражданским Акты о правах Конгресса США в 1960-х гг. Эти действия называются за юридическое обеспечение «расовой» интеграции в школах и общественных места. Потребовалось почти целое поколение, прежде чем большинство европейцев Американцы в южных штатах были готовы принять эти новые законы. Изменения в законе о гендерном равенстве в 1980-х и 1919 гг.90-е снова были впереди социальные нормы для многих в Соединенных Штатах, особенно для мужчин.

Самая эффективная форма социального контроля не законы, полиция и тюрьмы. Скорее, это интернализация моральных кодексов члены общества. Когда дети растут, они обычно узнают, что такое правильное и неправильное, правильное и неправильное, хорошее и плохое. Если общество способный внушить всем своим членам принятие своего морального кодекса, он не будет необходимость использования полиции или других внешних средств социального контроля. в рано 1950-е годы, Американский социолог Дэвид Рисман называл эту наиболее эффективную форму социального контроля внутреннее руководство или контролируемая совесть в отношении социальных норм. Совесть внутренне направленных людей не позволит им сознательно нарушать закон. Менее эффективный социальный контроль достигается, когда члены общество другое направлено или ориентировано только на стыд в отношении норм. Для таких людей правильное и неправильное более неоднозначны, и они обычно только плохо себя чувствуют, когда их ловят и публично пристыжают за отклонение от норм. В действительности, один и тот же человек может быть направлен внутрь на некоторые нормы и другие, направленные для других. Например, большинство североамериканских водители регулярно превышают разрешенную скорость и не расстраиваются по этому поводу если их не поймает полицейский. С другой стороны, огромное большинство этих же водителей не уехали бы после автомобильной аварии, которая они вызвали. В результате полиция не тратит много времени наблюдают за несчастными случаями с наездом и бегством, но они усердно работают над ловить спидеров.

Дети младшего возраста
социализировался в школе
принять норму
совместной работы
совместно
   

Ни одно общество не может полагаться исключительно на интернализация его нормативного кода, хотя некоторые из них более успешны в этом чем другие. Нации, обладающие высокой степенью культурной однородности, такие как Япония, имеют гораздо более низкий уровень преступности, чем такие, как Соединенные Штаты Государства, которые имеют много разных культурных традиций. Однако небольшой культурно однородные сообщества в США обычно похожи на Японию в с низким уровнем преступности. Люди часто не утруждают себя запиранием дверей из своих домов и не боятся ходить по улицам в одиночестве ночью. В этих сообществах, большинство людей выросли вместе и были социализировался примерно так же способ. Впоследствии они разделяют одни и те же нормы. Это очень отличается от крупных американских городов, в которые люди приехали из многих разных обществ и усвоили разные нормы. Это находит свое отражение в различных ожиданиях и отношении к обществу. правила.

Во всех обществах есть законы, касающиеся возникают неизбежные споры. Однако законы и их направленность различаются значительно от культуры к культуре. Образцы этой вариации описаны в следующем разделе этого руководства.

Добавить комментарий