Социальные феномены – Социально-психологические феномены | Диплом по психологии

Значение словосочетания СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. Что такое СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН?

Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности. Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществ, через социальные организации, институты.

В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями) и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики).

Различают две основных разновидности социальных явлений:

явления, которые выражающие случайные (второстепенные) отношения и связи;

явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов.

Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися (массовые) и типичными связями и отношениями социальной реальности. Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития.

Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость». Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования. В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик».

kartaslov.ru

Социальные феномены » СтудИзба

Социальные феномены

План лекции

1.                   конформность.

2.                   Тюремный эксперимент Зимбардо.

3.                   Социальное давление (давление авторитета).

4.                   деиндивидуализация, социальная леность, групповая поляризация.

Феномен конформности.

конформностьприведение нашего поведения или мышления в соответствие с определенным групповым стандартом.

Классические исследования конформности Соломон Аша.

Соломон Аш придумал простой тест.

В качестве участника вы прибываете на место проведения эксперимента в указанное время и занимаете место в конце ряда, на котором уже разместилось пять человек. Экспериментатор спрашивает, какая из трех сравнительных прямых линий идентична образцу.

Для Вас очевидно, что это вторая прямая, и вы спокойно ожидаете своей очереди, чтобы сказать это после остальных. Вас начинает одолевать скука, когда в следующем эксперименте набор прямых линий оказывается таким же простым.

Наконец наступает третья попытка, и правильный ответ кажется таким же очевидным, но первый человек поражает вас, настаивая на неправильном ответе: „Линия З». Когда и второй, и третий, и четвертый испытуемый дает тот же неправильный ответ, вы настороженно коситесь на них. После того как пятый человек соглашается с первыми четырьмя, вы ощущаете, как учащенно бьется ваше сердце. Разрываясь между единогласием пятерых субъектов эксперимента и тем, что видят ваши глаза, вы чувствуете себя дискомфортно и менее уверенно, чем несколько мгновений до этого. Вы колеблетесь перед ответом, раздумывая, следует ли вам ставить себя в положение выскочки-одиночки. Каким будет ваш ответ?

В экспериментах, проведенных Ашем и другими учеными после него, тысячи студентов пережили подобный конфликт. Отвечая на такие вопросы в одиночку, они ошибались менее чем в 1% случаев. Но совсем другая история наблюдалась, когда несколько других студентов, сговорившись с экспериментатором, отвечали неправильно. Аш утверждает, что тогда в 30% случаев его „умные и благонамеренные» студенты „были склонны называть белое черным», прислушиваясь к мнению группы.

Условия, усиливающие конформность

Эксперимент Аша стал основой для дальнейших исследований. Хотя в них и не всегда проявлялась столь высокая степень слепой конформности, они показали, что она увеличивается, когда:

•человек чувствует себя некомпетентным или неуверенным.

•В группе насчитывается как минимум три человека. (Дальнейший рост численного состава группы значительно не увеличивает конформность.)

•Группа единогласна в своем мнении. (Поддержка даже одного соратника-диссидента значительно увеличивает нашу социальную смелость.)

•для человека группа имеет большое значение.

•Другие люди в группе наблюдают нашим поведением.

Таким образом, несложно предсказать поведение некоего Гриши, приверженного, но обладающего зыбким статусом нового члена престижного братства: учитывая, что 20 других членов проявят единогласие в своем мнении по поводу сбора пожертвований, маловероятно, что Гриша выскажет несогласие.

Социальное значение конформности, ее роль в обществе.

….

Тюремный эксперимент

Цель: выяснить что в большей степени определяет поведение человека социальная роль и окружающая обстановка или личные качества.

Ход эксперимента.

В подвале факультета психологии Стэндфордского университета зимбардо и его коллеги решили организовать небольшую экспериментальную «тюрьму». За 15 долларов в день наняли два десятка эмоционально устойчивых, физически крепких студентов. Испытуемые во всех смыслах были нормальными, демонстрируя не только законопослушность, но норму по всем предложенным психологическим тестам. Этих студентов произвольно разделили на две группы: «охранников» и «заключенных». Каждой группе были предписаны определенные правила поведения. Случайный характер отбора в группы изначально гарантировал отсутствие каких-либо различий между индивидами, попавшими в разные группы. Кроме того, «охранники» не получили никаких подробных инструкций по исполнению своих обязанностей. Им только сказали: «Вы должны следовать закону и поддерживать в тюрьме порядок, не обращая внимания на жалобы «заключенных». Применение какого-либо насилия по отношению к «заключенным» запрещено».

Моделируя реальную тюремную жизнь, «заключенные» должны были постоянно находиться в камерах, следуя обычным тюремным правилам и распорядку. Им разрешались только свидания с родственниками и друзьями. Роли «охранников» были, разумеется, менее обременительными. Они работали посменно, проводя остальное время по своему усмотрению. Лишь незначительное время потребовалось для того, чтобы «охранники» привыкли к своим новым ролям, а «заключенные» приняли их власть и смирились с ней. Очень скоро основными формами взаимодействия «охранников» с «заключенными» стали приказы, оскорбления, обидные сравнения, вербальная и физическая агрессия и откровенные угрозы. Каждый из «охранников» в течение эксперимента проявлял насильственное, авторитарное поведение. Что же касается «заключенных», то после робкой попытки «восстания», жестко подавленной охранниками, они полностью смирились со своими пассивными ролями. И даже в тех случаях, когда охрана впоследствии проявляла открытую агрессию, они уже не выказывали никакого сопротивления.

Исследователям пришлось прекратить эксперимент уже на шестой день ввиду патологических реакций, которые стали отчетливо проявляться в поведении «заключенных» и «охранников». Преждевременное завершение эксперимента в то же время вызвало откровенное огорчение «охранников».

Вывод: …

Закономерности социального давления (давления авторитета).

Социальный психолог Стэнли Милгрэм. Чтобы выяснить эти закономерности, он провел серию самых знаменитых и противоречивых экспериментов в социальной психологии.

Представьте себя одним из тысячи участников двадцати экспериментов Милгрэма.

Откликнувшись на объявление, вы приходите на кафедру психологии Йельского университета, чтобы принять участие в эксперименте. Ассистент профессора Милгрэма объясняет, что оно касается воздействия наказания на обучение. Вы и еще один человек тянете жребий, чтобы узнать, кто из вас будет „учителем» (этот жребий выпадает вам), а кто „обучаемым». Затем обучаемого отводят в соседнюю комнату и привязывают к стулу, подключенному к электрической разрядной машине. Вы садитесь за пульт, на котором в разных положениях переключателя находятся указатели соответствующего электрического напряжения. Ваша задача — научить, а затем проверить, как обучаемый усвоил пары слов. Вы должны наказывать обучаемого за неверные ответы короткими электрическими ударами, начиная с положения переключателя на отметке „15 вольт — слабый удар». После каждой ошибки обучаемого вам необходимо переключаться в следующее положение с более высоким напряжением. При каждом щелчке переключателя мигают лампочки, щелкают реле и электрическое жужжание наполняет комнату.

Подчиняясь инструкциям экспериментатора, вы слышите, как обучаемый ворчит, когда вы с помощью переключателя выбираете третье, четвертое и пятое положения. После того как вы ставите переключатель в восьмое положение (с надписью „120 вольт — средний удар), обучаемый вскрикивает от боли. В десятом положении („150 вольт — сильный удар») он кричит: „Уберите меня отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказываюсь продолжать!» Вы останавливаетесь, когда слышите эту просьбу, но экспериментатор подталкивает вас: „Пожалуйста, продолжайте — эксперимент требует того, чтобы вы продолжали». Если вы все же сопротивляетесь, он настаивает: „Необходимо, чтобы вы продолжали» или „У вас нет другого выбора — вы должны продолжать».

Если вы подчиняетесь, то слышите, как протесты обучаемого доходят до воплей агонии по мере того, как вы увеличиваете напряжение при каждой последующей ошибке. После отметки в 330 вольт обучаемый отказывается отвечать и вскоре умолкает. Тем не менее экспериментатор подталкивает вас к последней отметке в 450 вольт, настаивая, чтобы вы задавали вопросы и, не получи правильного ответа, повернули переключатель в следующее положение электрического удара.

Как вы думаете, насколько далеко вы бы зашли, подчиняясь командам экспериментатора? Когда Милгрэм опросил людей перед проведением этого эксперимента, большинство заявило, что они прекратили бы играть такую садистскую роль сразу же после того, как обучаемый вскрикнет от боли, и уж тем более не доводили бы его до агонии. Такое же предположение высказал каждый из сорока психиатров, которых Милгрэм попросил угадать результат этого эксперимента. Когда же ученый действительно провел его с мужчинами в возрасте от 20 до 50 лет, он с удивлением обнаружил, что полностью подчинилось 63 процента мужчин — вплоть до последнего положения переключателя.

Может быть, „учителя» догадывались о розыгрыше, предполагая, что никаких электрических ударов не производится? Возможно, они догадывались, что обучаемый является сообщником экспериментатора и лишь притворяется, что чувствует боль? Или они понимали, что этим экспериментом на самом деле проверялась их готовность подчиниться командам по применению наказания? Нет, у учителей, как правило, наблюдалось неподдельное эмоциональное возбуждение: они потели, дрожали, нервно смеялись и кусали губы.

Эксперимент Милгрэма.

1-Испытуемый – «учитель» получал задание «обучить» человека парам слов. В случае неправильного ответа он должен был наказывать ученика ударом тока, причем он должен был увеличивать силу удара при каждой следующей ошибке, доведя ее до 450 вольт. 2-й испытуемый «ученик» должен был запомнить какому слову, какое соответствует. На самом деле это, был актер и его роль, заключалась в том, что бы ошибаться и правдоподобно реагировать на удары током (реально, конечно, никаких ударов не было, но «учитель естественно не знал об этом»).

Целью эксперимента было определить, сколько людей доведет силу воздействия до 450 вольт.

оказалось, что мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, полностью подчинилось в 63 процентов случаев — вплоть до последнего положения переключателя.

От чего же зависит поддастся человек такому негативному влиянию или нет?

В последующих экспериментах Милгрэм обнаружил, что незаметные детали ситуации сильно влияют на людей. При изменении им социальной обстановки пропорция полностью подчинившихся субъектов варьировалась от 0 до 93 процентов.

Послушание было наивысшим, когда:

§  Человек, отдающий приказания, был рядом и воспринимался как законный представитель власти.

§  Представителя власти поддерживало престижное заведение (Авторитет).

§  Жертва деперсонализировалась т.е. создавались условия когда дугой человек воспринимался обезличенно, например он не был знаком с «учителем» или находился на расстоянии, хотя бы в другой комнате. (Аналогичным образом в ближнем бою с врагом можно увидеть, что многие солдаты или плохо целятся или вовсе не стреляют. Подобный отказ убивать редко наблюдается среди тех, кто управляет дальнобойным артиллерийским орудием или самолетом).

§  У «учителя» не было примеров не подчинения экспериментатору.

В ходе эксперимента проявился феномен «Нога в дверях». (те кто отказался подчинятся сделали это после первых же проб)

Деиндивидуализация

Утрата самосознания и самоограничения, возникающая в групповых ситуациях при общем возбуждении и анонимности членов группы

Результатом этого может стать несдержанное поведение — от драки за еду в столовой или хулиганского поведения на стадионе до вандализма или бандитского разгула.

социальная леность

стремление людей находящихся в группе прилагать меньше усилий для достижения общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности.

Во время НЭПА крестьяне работали на общественном поле где оценивается только общий результат совместной работы и на своих личных наделах. Личные наделы занимали 1% пригодных для обработки земель но давали 27% сельскохозяйственной продукции.

Как это можно объяснить ? подумать самим.

Групповая поляризация

Усиление преобладающих в группе установок в процессе внутригрупповой дискуссии.

Если, начать обсуждать в группе проблему отмены смертной казни, разбив ее на две части — одна за отмену, вторая за применение СК, то установки не только не сблизятся, но станут еще более сильными и каждый останется при своем мнении.

studizba.com

1. «Целостные социальные феномены» и проблемы социальной реальности.

Одно из важнейших мест в системе социологических понятий «диалектического гиперэмпиризма» занимает понятие «целостных социальных феноменов». «Целостные социальные феномены» представляют собой, согласно Гурвичу, предмет социологической науки. Именно поэтому последнюю он определяет следующим образом: «Социология есть основанная на диалектике качественная и дискретная типология аструктурных, структурируемых и структурированных целостных социальных феноменов, которые она изучает одновременно на всех глубинных уровнях, во всех масштабах и во всех секторах с тем, чтобы прослеживать их движение структурации, деструктурации, реструктурации и разрушения, находя их объяснение ‑ в сотрудничестве с историей»

303.

Понятие «целостных социальных феноменов» заимствовано Гурвичем у виднейшего представителя Французской социологической школы, последователя Э. Дюркгейма Марселя Мосса (1872-1950). Необходимо подчеркнуть, что в творчестве Мосса это понятие не было разработано в более или менее развернутом виде. Идея «целостных социальных феноменов» была выражена Моссом в форме неявных методологических установок и отдельных высказываний в различных произведениях, из которых наиболее значительным является «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925). Идея «целостных социальных феноменов» у ее автора выступала в двух аспектах:

219

методологическом и онтологическом. В первом аспекте она содержала в себе установку на рассмотрение определенных социаль­ных явлений в тесной связи с другими социальными явлениями и с тем целым, в которое эти явления включены, ибо «понять что-либо можно только отнеся его к целому, ко всей общности, а не к изолированным частям»304.

Во втором аспекте понятие «целостных социальных феноменов» у Мосса обозначает явления социальной реальности, которые пронизывают все стороны жизни социальной системы, фокусируют и сосредоточивают ее в себе. Эти феномены являются одновременно юридическими, религиозными, эстетическими, экономическими и т.д. Они «в определенных случаях приводят в движение целостность общества и его институтов»

305.

Гурвича привлекают оба аспекта идеи «целостных социальных феноменов». Но в интерпретации идей Мосса Гурвич не избежал проецирования своей собственной концепции на концепцию своего предшественника. В то же время он подвергает критике некоторые положения Мосса, в которых близость между обеими концепциями, по его мнению, отсутствует.

В общем смысле Гурвич склонен трактовать «целостные социальные феномены» гораздо шире, чем Мосс. Это проявилось, в частности, во взгляде на них как на предмет социологии. Через «целостные социальные феномены», или целостности в движении, прежде всего утверждается социальная реальность. «Целостные социальные феномены», по Гурвичу, никогда не идентичны ни одному из их конкретных содержаний и представляют всегда больше, чем их ансамбль, и тем более, чем их сумма.

«Целостные социальные феномены», по Гурвичу, не просто «охватывают », различные аспекты социальной жизни, но и являются ее могучей движущей силой. Это ‑ «вулканический» элемент социальной реальности. «”Целостные социальные феномены”, и частичные, и глобальные, связаны с социальным витализмом…»306

, ‑ пишет Гурвич. Поистине, в его интерпретации социальная реальность обладает в лице «целостных феноменов» той импульсивной всепроникающей силой, которую А. Бергсон называл «жизненным порывом».

Гурвич подчеркивает специфичность социальной реальности по отношению к индивидуально-психической и несводимость первой ко второй. В этом отношении он следует традиции школы Дюркгейма. Но он отказывается от «социального реализма» Дюркгей-

220

ма с его утверждением независимости социальной реальности от индивидуального сознания и действия: «целостные социальные феномены» и «целостные психические феномены» находятся, с его точки зрения, в состоянии диалектического взаимодействия.

Гурвич подвергает резкой критике индивидуалистический номинализм в социологии, сводящий социальную реальность к процессу межличностного взаимодействия. За это он, в частности, критикует ряд американских социологических концепций и теорию М. Вебера. В то же время он против взгляда на общество как на совокупность застывших в неподвижности институтов. В частности, у Т. Парсонса термины «система», «структура», «институты» определяются друг через друга, что лишь скрывает его неспособность уловить социальную реальность как специфическую и динамическую целостность. Последняя, по Гурвичу, отнюдь не сводится к «системе», так как она есть непрерывное усилие, деятельность, борьба людей. «Общество есть прежде всего… коллективное творчество»

307, ‑ пишет он. «Волевой» фактор социальной жизни чрезвычайно импонирует Гурвичу, и он «извлекает» его из теорий самых различных мыслителей: Сен-Симона, Маркса, Прудона, Мосса.

Ряд моментов изложенной концепции социальной реальности выгодно отличают ее от других концепций западных социологов и имеют положительное значение. Это относится, в частности, к постановке проблемы «целостных социальных Феноменов», к утверждению специфичности социальной реальности и ее диалектического соотношения с психической реальностью, к критике социального номинализма спиритуализмa. Гурвич справедливо подчеркивает противоречивый характер социальной действительности в противовес теориям, постулирующим господство социальной сплоченности и гармонического порядка. Наконец, положительной оценки заслуживает и акцент на роли социально-преобразующей деятельности человека, который является (индивидуально и коллективно не только продуктом, но и субъектом общественных отношений.

Однако в трактовке Гурвичем социальной реальности сказываются и основные пороки общей методологии «диалектического гиперэмпиризма». Хотя сама постановка проблемы «целостных социальных феноменов» не может вызвать возражений, ее решение Гурвичем ни в коей мере нельзя считать удовлетворительным. Даваемая им характеристика «целостных социальных феноменов», как явствует из изложенного, чрезвычайно неопределенна, расплывчата и даже имеет оттенок некоторого мистицизма; эти «фе-

221

номены» выступают в его толковании как некая неуловимая, всесильная и мистическая субстанция с бесчисленным количеством атрибутов, трансцендентная по отношению к своим эмпирическим проявлениям. Гурвич совершенно игнорирует такой важнейший «целостный социальный феномен», как общественно-экономическая формация, сложная противоречивая целостность в движении, различные типы которой дают возможность понять те или иные факты социальной жизни.

Гурвич подвергает критике спиритуализм в социологической теории, но не с позиций материалистического монизма, а с позиций своей плюралистической методологии. Проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания растворяется им в проблеме взаимодействия между отдельными сторонами множественных социальных сфер, что лишает его критику спиритуализма твердого методологического основания. Плюрализм Гурвича явно доминирует над его стремлением к целостному рассмотрению социальной реальности и, по существу, подрывает идею «целостных социальных феноменов». Действительно, понятие целостности предполагает, во-первых, специфичность объекта, во-вторых, полноту всех его свойств, в-третьих, интегрированность свойств объекта. Плюралистическая методология разрушает прежде всего последний компонент идеи целостности. Напротив, марксистский материалистический монизм позволяет гармонически сочетать идею целостности социальной реальности с признанием ее многомерного, многоуровневого, противоречивого характера.

Наконец, не выдерживает критики общий взгляд на социальную реальность как на «вулканический» поток спонтанного движения. Перекликаясь с экстатическим витализмом «философии жизни», такая точка зрения прямо ведет к иррационализму и весьма далека от диалектического подхода, синтезирующего в себе рассмотрение генезиса, функционирования, изменения и смены социальных систем и подсистем. Позиция Гурвича в данном отношении призвана служить обоснованием принципиальной непредсказуемости общественного развития, а это в свою очередь ведет к отрицанию научного статуса социологического знания.

studfiles.net

Социальный феномен

TR | UK | KK | BE | EN |
религия как социальный феномен
Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности1 Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществ, через социальные организации, институты

В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности, социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное» Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления социальной практики1

Различают две основных разновидности социальных явлений:1

  • явления, которые выражающие случайные второстепенные отношения и связи;
  • явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов

Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися массовые и типичными связями и отношениями социальной реальности Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях Массовые повторяющиеся социальные явления изучаются с помощью статистических методов Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития

Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость» Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик»12

См такжеправить

  • Социальное взаимодействие
  • Социальное действие
  • Социальная реальность
  • Социальная связь
  • Социальный процесс
  • Социальные отношения

Примечанияправить

  1. 1 2 3 4 Явление социальное // Социологический справочник / Под ред В И Воловича — К: Политиздат Украины, 1990
  2. «Любое социальное явление может рассматриваться как социальный факт, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, то есть если зафиксированы его признаки и свойства В этом случае социальные явления становятся исходным моментом социологического анализа Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки В сложном процессе изучения социальной жизни общества социальное явление выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой – наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам» — Шедий Мария Владимировна Кoррупция как coциaльнoе явлeниe: coциoлoгичecкий aнaлиз: диссертация доктора социологических наук: 220004 / Шедий Мария Владимировна;Место защиты: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации- Москва, 2014 — С 27 — 393 с

Литератураправить

на русском языке
  • Основные категории понятия социологии // Дворецкая Г В Социология: Учеб пособие — К, 2002 — ISBN 966-574-320-1
на других языках
  • Floyd H A англрусск Floyd Henry Allport // Gardner Lindzey ed A History of Psychology in Autobiography 6 Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall 1974: 3- 29 Full text online
  • Jegede A S The Yoruba Cultural Construction of Health and Illness, Nordic Journal of African Studies Vol 113 2002, pp 322 335 online
  • Markey J «A Redefinition of Social Phenomena: Giving A Basis for Comparative Sociology» American Journal of Sociology Vol 31 1925–26: 733-743 Full text online

религия как социальный феномен


Социальный феномен Информацию О




Социальный феномен Комментарии

Социальный феномен
Социальный феномен
Социальный феномен Вы просматриваете субъект

Социальный феномен что, Социальный феномен кто, Социальный феномен описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Социальный феномен — Википедия. Что такое Социальный феномен

Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности.[1] Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществам, через социальные организации, институты.

В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики.[1]

Различают две основных разновидности социальных явлений:[1]

  • явления, которые выражающие случайные (второстепенные) отношения и связи;
  • явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов.

Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися (массовые) и типичными связями и отношениями социальной реальности. Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития.

Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость». Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования. В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик».[1][2]

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Явление социальное // Социологический справочник. / Под ред. В. И. Воловича. — К.: Политиздат Украины, 1990.
  2. ↑ «Любое социальное явление может рассматриваться как социальный факт, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, то есть если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае социальные явления становятся исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества социальное явление выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой – наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.» — Шедий Мария Владимировна. Кoррупция как coциaльнoе явлeниe: coциoлoгичecкий aнaлиз: диссертация … доктора социологических наук: 22.00.04 / Шедий Мария Владимировна;[Место защиты: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2014. — С. 27. — 393 с.

Литература

на русском языке
на других языках

wiki.sc

Социальный феномен — WiKi

Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности.[1] Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществам, через социальные организации, институты.

В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики.[1]

Различают две основных разновидности социальных явлений:[1]

  • явления, которые выражающие случайные (второстепенные) отношения и связи;
  • явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов.

Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися (массовые) и типичными связями и отношениями социальной реальности. Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития.

Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость». Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования. В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик».[1][2]

ru-wiki.org

3.2. Социально-психологические феномены больших соци­аль­ных общностей

Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами. Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциальном уровне.Эти процессы образуют психологию больших социальных групп.

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей – общественное сознание,а импульсивно-регуляционный компонент – массовидные явления.

Общественное сознание– духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социально-психологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т.п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание – система духовно-опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума.Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм – науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание.

Разновидность общественного сознания – массовое сознание.Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение – состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям.Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (отгреч.mónos– один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение – постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение– эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, – обычаи.Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называются традициями.Традиции могут быть социально положительными и косными, реакционными.

studfiles.net

Добавить комментарий