Социальные роли человека в психологии
Развитие личности во многом связано с тем, как и насколько хорошо человек изучает социальные роли и овладевает навыками общения, которые этим ролям свойственны.
Если человек осваивает какую-либо новую или особую для себя социальную роль — его жизнь меняется кардинальным образом. Если у человека получилось гармонично освоить роль, которую он желал освоить — он испытывает ощущение счастья и полёта.
Например, человек стремился быть организатором — и развил в полной мере организаторский талант, ему хорошо. Он порхает на работе, хорошо зарабатывает, потому что занимается тем, чем ему нравится, в соответствии со своей ролью. Либо женщина стремилась стать матерью, она родила ребёнка и очень счастлива, любит его и радуется, что она — мать.
Зачем нужны социальные роли
Чем больше ролей человек для себя изучает и осваивает — тем он более гибок и успешен. Он может находить ключ и подход к каждому. С королями он король, с нищими — свой парень. Это мечта многих — выбиться за рамки ограничивающих убеждений, начать мыслить широко, не подстраиваться под обстоятельства (читай — не быть жертвой), а подстраивать их под себя.
Если у человека не получается освоить какую-то роль, либо ему общество и мир навязывает ту роль, которая ему не нужна / не выгодна — возникают комплексы, неврозы и даже психические отклонения. Может возникнуть чувство вины, неуверенность, заниженная самооценка, депрессия. Либо просто чувство неудовлетворённости.
Социальная роль — модель поведения, которая задаётся:
- с одной стороны — мировоззрением, позицией личности по отношению к себе и к миру;
- с другой стороны — обществом, принятой системой отношений, определёнными нормами, табу и т.п.
У роли есть 2 составляющие:
- роль — функция: то, что нужно делать человеку;
- роль — стереотипы поведения: то, как это нужно делать человеку.
Например, все люди знают, какого поведения и в каких ситуациях ожидать от врача, полицейского, продавца в магазине и так далее.
Социальные роли предельно обезличены. Если мы выходим в общество с определенной ролью, люди от нас ждут поведения и действий, строго соответствующих этой роли. Например, если человек работает продавцом-кассиром — он должен пробивать на кассе товар, считать сдачу. Если он начнёт петь оперным голосом — его в лучшем случае уволят, в худшем — отправят в психбольницу. Даже несмотря на то что он отличный оперный певец.
Плюсы и минусы социальных ролей
Роль — это соответствие некоему шаблону ожидаемого поведения. Есть то, что принято и считается обществом допустимым, а есть то, что выходит за границы.
Согласно роли, от ее исполнителя ожидают определённого поведения, и это поведение — предсказуемое. Человек порой настолько впитывает и усваивает свою роль, что ему не приходит в голову, что по-другому тоже можно. Что не только общество ему что-либо навязывает, но он сам может выбрать, кого и как играть. По этой причине роль всегда очень легко навязать, особенно в манипуляциях.
Например, треугольник Карпмана — Спаситель — Агрессор — Жертва. Если человека сделали Жертвой и он принял игру — он ведёт себя как Жертва. Рано или поздно он находит себе Спасителя, и если спаситель ему не помогает — становится Агрессором, и так далее. Круг становится неразрывным, замкнутым.
Лучше всего не играть в такие игры. Рвать шаблоны. Не принимать те роли, которые навешивают люди, которым это выгодно.
Это негативная сторона ролей. Положительный аспект ролей в том, что роли упорядочивают наше общение и взаимодействие, помогают нам развивать отношения, углублять их.
Примеры ролей: Мужчина. Он же муж, сын, отец, брат, внук, офисный работник, подчинённый, покупатель магазина, водитель, пассажир, пациент, сосед, гражданин, рыбак.
Не все социальные роли равноценны для общества и равнозначны для личности.
Важные социальные роли — это:
- семейно-бытовые;
- профессиональные;
- общественно-политические.
Несмотря на мораль, нормы, догмы, принятые в обществе, несмотря даже на общественное мнение, важно понять, что социальная роль — это не жесткая модель поведения.
Каждый человек вправе играть свою роль по-своему, назначать себе свою роль и реагировать на собственную социальную роль. Если человек думает, что роль — это то, как оно и должно быть (допустим, роль жертвы) — это его право и его выбор оставаться жертвой. Для многих людей роли — неприемлемые для них маски. И когда человек пытается их носить, он ощущает, что он — ненастоящий, не живёт полной жизнью, запрещает быть себе самим собой. От этого тоже происходят неврозы и стресс.
Как осваивать социальные роли
У каждой социальной роли есть свои негласные права и обязанности.
- Обязанности — это то, что человек должен делать в соответствии с ролью. Например, если это роль матери — он должен до определённого возраста кормить и защищать своих детей. Было бы странно для матери, если бы она бросила своих детей или уморила голодом.
- Права — это то, что человек имеет право делать в рамках своей социальной роли. Например, он может просить помощь у других людей, исполнителей других социальных ролей, которые находятся с ним во взаимодействии.
Освоение роли начинается с того, что человек должен понять функцию этой роли, то, какой вклад он должен вносить в общество или сообщество. На работе это делать легче: там есть должностные инструкции, где всё написано. Но не всегда. Кроме профессиональных навыков, есть ещё личностные, те черты характера, которое общество ожидает. Например, начальник не может быть мягкотелым и пушистым, когда нужно уволить сотрудника за провинность, несмотря на то, что в должностной инструкции напрямую не написано, что боссу иногда важно проявлять жёсткость.
Если мы ожидаем от кого-то соответствующего ролевого поведения или кто-то ожидает такого поведения от нас — это называется экспектации. Экспектации могут не совпадать, например, молодые люди встретились, чтобы завести отношения, семью — а в их семьях совершенно разный подход к ведению хозяйства. Либо встречаются два представителя разных культур. Это порождает конфликты.
Как справляться с межролевыми и внутриролевыми конфликтами
Конфликты, связанные с социальными ролями, возникают часто. Например, человеку навязали или он сам выбрал новую для него роль, где у него нет навыков. Либо он вынужден совмещать 2 разнонаправленные роли, а морально и физически это почти невозможно.
Чтобы разрешать такие конфликты, сводить их число к минимуму, психологи рекомендуют:
- Корректировать свое поведение таким образом, чтобы никто не нарушал ваши границы и при этом чтобы ваши интересы были соблюдены, а потребности — реализованы.
- Научиться ответственности за свои решения, принимать эту ответственность и понимать, что любой выбор человек делает сам. Будь это выбор самой ситуации, либо выбор отношения к сложившейся ситуации.
- Выходить из зоны комфорта, не бояться пробовать и практиковать новые для себя роли. Если возникает межличностный межролевой конфликт — нужно постараться выйти из него максимально выгодно.
- Постараться уничтожить ситуацию или первопричину конфликта, если таковое возможно. Например, для этого может понадобиться покинуть окружение, тянущее назад, выйти из группы, вылететь из гнезда (взрослым детям — от родителей). Это может быть морально сложно, но выбор всегда за вами.
- Пересмотреть свои ожидания относительно самого себя и окружающих. Подумать о своих требованиях по отношению к себе и к окружающим.
- Заниматься творчеством. Это помогает высвобождать эмоции, поможет избежать психосоматических заболеваний.
- Заниматься спортом. Это нужно для подъёма уровня внутренней энергии и витальной силы, а также для здоровья. Здоровый человек гораздо лучше играет свои роли, чем нездоровый.
История теории социальных ролей в психологии
Понятие социальных ролей в психологию ввели американские ученые в начале ХХ века:
- Р. Линтон. Считал, что социальная роль — часть общественной структуры, представляет систему норм.
- Дж. Мид. Считал, что социальная роль — это «ролевая игра», в рамках которой человек усваивает нормы, принятые в обществе.
Другой ученый Толкотт Парсонс в середине ХХ века систематизировал социальные роли и выделил их классификацию:
- Эмоциональная составляющая. Многие роли подразумевают определенные эмоциональные проявления, либо их отсутствие. От комедийного актера ожидается быть эмоциональным, а медик наоборот должен проявлять хладнокровие.
- Способ получения. Роли можно получать по умолчания. Например, если мы родились — мы дети своих родителей и всегда будем играть роль детей. Другие роли мы должны добиться и подтвердить, например роль профессионального главного бухгалтера.
- Масштаб. Роли бывают ограничены аспектами взаимодействия социальных групп. Врач и пациент могут каждый в рамках исполнения своей роли обсуждать только вопросы здоровья. Двое друзей могут обсуждать гораздо более широкий круг вопросов, про здоровье и не только.
- Формализация. Это формальность отношений, обусловленная правилами и жесткими ролевыми стереотипами. Например, если человек пришёл в компанию на собеседование — он рассматривается только как кандидат, с ним ведут формальную деловую беседу о его навыках и причинах, почему он откликнулся на вакансию. Но когда человек уже становится сотрудником — он может близко подружиться с коллегами или даже пожениться на одной из них — формальные отношения перетекают в неформальные.
- Мотивация. У каждой роли есть мотивационная составляющая. От исполнителя роли ожидают определенных действий, поступков. Мотивацией может быть личная прибыль, либо альтруизм, работа на благо общества.
Вывод
Социальные роли влияют на нас, а мы влияем на них. Без социальных ролей мир бы настиг хаос, но иногда роли мешают нам проявлять своё творчество, таланты и жить полной жизнью. Поэтому важно уметь выбирать социальные роли, играть несколько, быть автором своей жизни, не позволять другим людям нарушать свои границы. Желаю вам больших успехов, у вас всё получится!
Если вам понравился этот материал, сохраните его в закладках или поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Также подписывайтесь на мои группы и каналы в соцсетях, где я делюсь полезной информацией о психологии и творчестве:
Группа ВК
Телеграм-канал
YouTube-канал
Социальная роль и статус личности :: BusinessMan.ru
В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.
Понятие личности
С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.
Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.
К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.
Понятие социального статуса
Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.
Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.
Иерархия статусов
Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.
Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.
Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.
Личный и социальный статус
Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.
Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.
Виды социальных статусов
Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:
- Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
- Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.
По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.
Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.
Понятие социальной роли
В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.
Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.
Психологические характеристики социальных ролей
Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.
Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:
- Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
- Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
- Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.
Виды социальных ролей
Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.
Функции социальных ролей
Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.
Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.
Социальная роль и статус: пути взаимодействия
В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.
Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.
Компоненты социальной структуры: определения
Социальная структура: компоненты
Компоненты социальной структуры: термины и определения 9000 8
Социальный институт : набор организованных убеждений и правил, которые установили, как общество попытается удовлетворить свои основные социальные потребности (например, в семье, религии, образовании, экономике, правительстве, СМИ, вооруженных силах).
Социальная группа : состоит из двух или более человек, которые часто взаимодействуют друг с другом и разделяют общую идентичность и чувство взаимозависимости.
Первичная группа : небольшая, менее специализированная группа, члены которой в течение длительного периода времени участвуют в личных эмоциональных взаимодействиях.
Вторичная группа : более крупная, более специализированная группа, члены которой вступают в более безличные, целенаправленные отношения в течение ограниченного периода времени.
Социальные статусы : социально определенное положение в группе или обществе, характеризующееся определенными ожиданиями, правами и обязанностями.
Приписываемые состояния : социальное положение, присвоенное при рождении или полученное невольно в более позднем возрасте, основанное на качествах, над которыми индивидуум практически не имеет контроля.
Достигнутый статус : социальное положение, которое человек занимает добровольно в результате личного выбора, заслуг или прямых усилий.
Мастер-статус : самый важный статус, который занимает человек, определяет его общее социальное положение.
Набор статусов : все статусы, которые человек занимает в данный момент времени.
Символ статуса : материальные знаки, информирующие других об определенном статусе человека.
Роль : набор поведенческих ожиданий, связанных с данным статусом.
Ожидание роли : определение группой или обществом того, как следует играть определенную роль.
Ролевое исполнение : как человек на самом деле играет роль
Ролевой конфликт : возникает, когда несовместимые ролевые требования предъявляются к человеку двумя или более статусами, удерживаемыми одновременно.
Ролевая деформация : возникает, когда несовместимые требования встроены в единый статус, который занимает человек.
Выход из роли : ситуация, в которой люди отказываются от социальных ролей, которые были центральными для их самоидентификации.
Эти определения взяты из книги Кендала «Социология в наше время: основы».
Социальная структура: значение, компоненты (примеры)
by Swati D
Социальное взаимодействие, т. е. то, как люди взаимодействуют друг с другом, структурировано или организовано с помощью определенной структуры, известной как социальная структура. («Культура», nd). Социальная структура является одним из основополагающих понятий в социологии и определяется как «социальные модели, посредством которых организовано общество» (Barkan, 2013). Эти шаблоны могут быть как горизонтальными, так и вертикальными:
- Вертикальная социальная структура : определяется как относящаяся к «способам, которыми общество или группа ранжирует людей в иерархии, причем некоторые из них более «равны», чем другие» (Barkan, 2013). Он обозначает, как общества классифицируют людей иерархически. Например, в индустриальных обществах по всему миру положение человека определяется такими факторами, как его пол, этническая принадлежность, класс и т. д. (Barkan, 2013). Таким образом, в вертикальной социальной структуре представители наиболее привилегированных сообществ могут находиться наверху, а другие — в середине или внизу. Положение людей оказывает огромное влияние на то, как складывается их жизнь и жизнь их семей с точки зрения возможностей, ресурсов, поведения и так далее.
- Горизонтальная социальная структура : относится к характеристикам различных групп, к которым принадлежат люди, и их социальным отношениям.
Социальные структуры существуют как на микроуровне (отношения между людьми), так и на макроуровне (в обществе). Эти социальные структуры физически не видны, поскольку они нематериальны по своей природе. Эта статья призвана представить краткий обзор различных компонентов, присутствующих в горизонтальной социальной структуре. (Баркан, 2013)
Что такое общество?
Статус:
Проще говоря, статус относится к социальному положению, которое человек занимает в обществе. Статусы бывают разных типов и вместе составляют неотъемлемую часть нашей идентичности, и поэтому человек в любой момент времени занимает несколько статусов. Все они вместе называются набором статусов человека – например, человек может быть родителем, журналистом, организатором и чьим-то партнером одновременно. Наборы статусов постоянно меняются, поскольку люди получают и теряют статусы на разных этапах своей жизни. Есть разные типы статусов:
Мастер-статус: самый важный статус, которым обладает человек, который информирует и формирует его личность и может вызывать негатив или позитив в его жизни.
Приписанный и достигнутый статус: Приписанный статус относится к статусу, который человек получает при рождении, который присваивается ему невольно, например, наш пол, раса/этническая принадлежность, биологические отношения и т. д. С другой стороны, достигнутый статус статус относится к статусам, к которым человек стремится и таким образом достигает, или которые он получает благодаря удаче и способностям.
Роль:
Роль относится к «поведению, ожидаемому от того, кто имеет определенный статус» (Масионис, 2005). Таким образом, роли сопровождают статусы — люди выполняют роли в соответствии со статусами, которые они занимают. Это социально предписываемые модели поведения, и, таким образом, наряду со статусами, они сильно различаются от культуры к культуре. Термин «набор ролей» относится к набору ролей, связанных со статусом — например, учитель может иметь различные роли — быть учителем, коллегой, партнером и родителем. Ролевой конфликт возникает, когда существует «конфликт между ролями, соответствующими двум или более статусам», тогда как ролевая деформация возникает, когда существует «напряженность между ролями, связанными с одним статусом» (Масионис, 2005). Наконец, выход из роли относится к процессу, посредством которого люди освобождаются от социальных ролей, которые они выполняли.
Типы социальных ролей в обществе
Социальные сети:
Социальная сеть здесь относится к сумме всех наших социальных отношений с различными группами и людьми и через другие группы и людей и так далее. Эти социальные сети могут быть очень обширными и могут способствовать значимым событиям в жизни человека, будь то рекомендации по работе, знакомство с будущим партнером, получение наставничества и т. д.
Группы и организации:
Каждое общество состоит из различных групп, больших и малых. Группы относятся к группе из двух или более человек, которые разделяют общую культуру, идентичность или интересы и регулярно взаимодействуют на основе общих ожиданий. Они бывают двух типов – первичные группы и вторичные группы. Первичные группы – это небольшие, сплоченные социальные группы, состоящие из людей, состоящих в близких отношениях и знающих друг друга в течение длительного периода времени, например друзей и членов семьи. Вторичные группы — это большие группы, состоящие из отношений и взаимодействий, которые являются безличными и недолговечными. («Культура», n.d.)
Читать: Первичные и вторичные группы – Различия
Формальные организации (или организации), подпадающие под последние, представляют собой большие группы, которые соблюдают определенные правила и нормы и имеют определенную цель. – например, больницы, компании, школы и т. д. Сегодня они являются одной из самых важных структур в обществе.
Социальные институты:
Социальные институты представляют собой социальную структуру макроуровня. Они относятся к набору убеждений и моделей поведения, которые помогают удовлетворять потребности общества. Примеры некоторых социальных институтов и целей, которым они помогают, включают образование, которое помогает передавать знания и навыки людям, и религию, которая помогает объединять людей с общими ценностями. («Культура», без даты)
Общества:
Люди живут вместе в обществах, которые являются крупнейшим компонентом социальной структуры. Общество можно определить как группу людей, живущих в одном регионе и разделяющих общую культуру. Все общества не одинаковы — некоторые однородны, некоторые разнородны; у некоторых может быть большое население, а у других нет, и они могут быть либо традиционными, либо промышленными.
В индустриальных обществах основное внимание уделяется индивидууму, и поэтому оно структурировано более безличным и индивидуалистическим образом, когда люди в основном сосредоточены на своей собственной жизни. Традиционные общества, с другой стороны, ориентированы на сообщества и коллективистичны по своей природе, с акцентом на семью, совместную жизнь и работу, а также на приоритетную социальную деятельность с участием сообщества. Немецкий социолог Фердинанд Тоннис использовал специфические немецкие термины для описания этих обществ. Он использовал термин Gemeinschaft, что означает «человеческое сообщество», для обозначения традиционных обществ, поскольку в этих обществах приоритет отдается совместной жизни и семейным и родственным связям, а термин Gesellschaft — для индустриальных обществ, поскольку в них отношения становятся более безличными, а социальные связи ослабленный. (Barkan, 2013) Эмиль Дюркгейм писал об этих обществах в своей работе «Разделение труда в обществе», в которой он описал традиционные общества как имеющие механическую солидарность, а индустриальные общества — как органическую солидарность.
Эволюцию обществ от традиционных к индустриальным можно увидеть в классификации обществ от прошлого до настоящего времени на различные типы, расположенные в порядке возрастания сложности их социальных структур – общества охотников-собирателей, скотоводческие общества, садоводческие общества, земледельческие общества. общества, индустриальные общества и информационные (или постиндустриальные) общества («Типы обществ | Введение в социологию», nd).
Таким образом, выше мы обозначили различные компоненты социальной структуры – статус, роль, социальные сети, группы и организации, социальные институты и общества.
Ссылки
6: Социальные группы и организации . (2020, 16 мая). Социальные науки LibreTexts. https://socialsci.libretexts.org/Bookshelves/Sociology/Book%3A_Sociology_(Boundless)/06%3A_Social_Groups_and_Organization
Баркан, С. (2013). Социология: понимание и изменение социального мира .
Культура . (н.д.