СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Зотина Татьяна Олеговна
студент 3 курса, факультета менеджмента, НИУ ВШЭ, РФ, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Федотова Вера Александровна
научный руководитель, преподаватель кафедры общего менеджмента, НИУ ВШЭ, РФ, г. Пермь
Проблема социальной стереотипизации всегда была и остается актуальной. Актуальность данной проблемы обуславливается потребностью в объяснении особенностей социального поведения и других процессов, протекающих в обществе, например, межличностная и межгрупповая коммуникация, манипулирование общественным сознанием, вплоть до распространения различных форм нетерпимости в социуме. С практической точки зрения, знания о стереотипах необходимы для минимизации и нейтрализации негативных последствий, острых проявлений нетерпимости в поведении и отношениях людей.
Что же такое стереотип? «Словарь практического психолога» С.Ю. Головина дает следующее определение данному понятию: «Стереотип — нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость» [2].
Под социальным стереотипом чаще всего понимается простой и крайне устойчивый образ какого-либо общества или социальной группы. Обычно при определении социального стереотипа выделяют такие характеристики, как целостность, устойчивость, ярко выраженную оценочную окраску, консерватизм. Эти характеристики помогают стереотипу успешно сопротивляться с совершенно любой информации, которая направлена на его изменение. Также стереотип преимущественно признается негативным феноменом, который препятствует адекватному взаимопониманию и общению людей.
У. Липпман впервые ввел термин «социальный стереотип». Согласно Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [3, c. 68].
Т. Шибутани определил термин социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [4, c. 57].
Г. Тэжфел сформулировал главные выводы о социальном стереотипе:
1. люди легко проявляют готовность охарактеризовать значительные по размеру группы людей, а также социальные категории грубыми, пристрастными и недифференцированными признаками;
2. этот процесс стабилен в течение достаточно длительного времени;
3. стереотипы становятся более четкими и враждебными в случае возникновения социальной напряженности между группами;
4. социальные стереотипы иногда могут изменяться в зависимости от политических, экономических, или социальных изменений, однако данный процесс протекает очень медленно;
5. дети усваивают стереотипы очень рано и используют задолго до возникновения ясных понятий о тех группах, к которым они принадлежат;
6. В то время, когда не существует ярко выраженной враждебности в отношениях социальных групп, социальные стереотипы не являют собой большой проблемы. Однако ими трудно управлять в условиях конфликтной ситуации и значительной напряженности [1, c. 95].
Различают два вида социальных стереотипов. Первый вид — автостереотипы, т. е. представления о своей конкретной группе, например, этнические. Второй вид — гетеростереотипы, т. е. представления о других группах. Примером гетеростереотипов является поведение, которое у одного народа считается проявлением бережливости и расчётливости, у другого народа может считаться проявлением жадности и скупости. Люди воспринимают большинство стереотипов как образцы поведения, которым необходимо соответствовать. Именно поэтому эти фиксированные представления достаточно сильно влияют на людей, создавая и стимулируя у них зарождение и формирование таких черт характера, которые ассоциируются со стереотипом и отражены в нем.
Таким образом, социальные стереотипы — это, в некотором роде, штампы сознания, которые вырабатываются социальной средой и приписывают те или иные значения и качества социальным группам и их типичным, характерным представителям. Обычно социальный стереотип, который ассоциируется с негативным отношением к какой-либо группе, называется предубеждением.
До сегодняшнего дня в средствах массовой коммуникации и в общественном сознании мнение о стереотипах складывается, в первую очередь, как о негативном явлении. Скорее всего, это явление связано с тем, что по всему миру в науке чаще изучаются негативные стереотипы об этнических меньшинствах, подвергавшихся дискриминации. Отсюда происходит отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации — с «безнравственной формой познания».
Однако существует четкое различие между стереотипизацией как психологическим процессом и стереотипами как социальным явлением. В социальной психологии последнее время стереотипизация рассматривается как одна из рациональных форм познания, как частный случай более разностороннего процесса категоризации: создавая социальные категории, люди обращают внимание на характеристики, благодаря которым индивиды, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожим друг на друга и отличающимися от других людей.
Социальный стереотип — своеобразный инструмент передачи общественно важной информации в процессе взаимодействия и общения людей друг с другом и окружающим миром. Социальные стереотипы позволяют индивиду без особых усилий, целиком, словно единым комплексом, воспринимать и реагировать на ситуации, с которыми он сталкивается в жизни. Это происходит потому, что стереотипы содержат в себе коллективный многолетний опыт, внушающий человеку общую простую формулу поведения. Данный процесс определенным образом направляет поведение человека, помогает ему легче ориентироваться в жизни. Процесс стереотипного восприятия происходит автоматически. Хорошим примером может служить социальное всеобщее убеждение о том, что «старших нужно уважать». Сознание человека автоматически принимает это убеждение, при этом человеку уже не нужно разбираться, почему и как необходимо уважать старших. Просто в сознании существует конкретная схема поведения. Таким образом, основной плюс социального стереотипа заключается в том, что у нас нет необходимости анализировать огромное количество информации всякий раз, когда нужно принять решение. Это значительно облегчает процесс социализации в современном обществе.
Однако с другой стороны, стереотипы зачастую искажают восприятие реальности. Порой, неправильно рассматривать ситуацию или объект с точки зрения всеобщих представлений, не учитывая факты и не используя индивидуальный подход. Иногда воспринимается как «хорошее» лишь то, что является общим коллективным убеждением; то, что не является, воспринимается как «плохое». Если человек не соответствует общим понятиям о «правильности», многие думают, что с ним что-то не так. Люди, посредством социальных стереотипов, «навешивают ярлыки» на все, что их окружает.
Чем же на самом деле являются стереотипы в современном обществе? Чего больше, положительных или отрицательных сторон? На этот вопрос не существует однозначного ответа.
Человек — это существо социальное, на протяжении всей жизни окруженное другими людьми, проживающее процесс социализации. В процессе социализации как раз и рождаются различные стереотипы. С одной точки зрения, стереотипы в значительной степени упрощают процессы познавательной и творческой деятельности, позволяют довольно широко использовать полученные знания, умения и навыки. Однако с другой — они ограничивают возможность человека познавать новое, выходящее за рамки обыденных понятий, а также рождают огромные разногласия и нетерпимость между отдельными людьми или целыми группами людей.
Список литературы:
- Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — 95 с.
- Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». М.: АСТ, Харвест, 1998.
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 68 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1989. — 534 с.
sibac.info
Социальные стереотипы в современном обществе
Человек — существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются те или иные стереотипы. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой — они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.
Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Поэтому и мы хотим рассмотреть подвержены ли наши испытуемые влиянию стереотипов.
Человек — существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются те или иные стереотипы. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой — они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.
Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Поэтому и мы хотим рассмотреть подвержены ли наши испытуемые влиянию стереотипов.
Человек — существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются те или иные стереотипы. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой — они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.
Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Поэтому и мы хотим рассмотреть подвержены ли наши испытуемые влиянию стереотипов.
Человек — существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются те или иные стереотипы. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой — они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.
Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Поэтому и мы хотим рассмотреть подвержены ли наши испытуемые влиянию стереотипов.
Человек — существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. В процессе социализации и рождаются те или иные стереотипы. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой — они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий, а также рождают разногласия между людьми или группами людей.
Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. Поэтому и мы хотим рассмотреть подвержены ли наши испытуемые влиянию стереотипов.
nsportal.ru
Реферат — Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Государственный университет – Высшая школа экономики
Эссе
по социальной психологии
Тема: «Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе»
Москва 2010
Содержание
Введение
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения и таких общественных процессов, как, например: межличностная, массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным и индивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости в обществе. Все эти вопросы нельзя решить без знания и понимания природы, сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.
С практической точки зрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняется потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процесса образования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.
Социальный стереотип является универсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимой информации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.
Только на основе социально-философского анализа стереотипов можно объяснить существование устойчивой связи между восприятием объектов под определённым углом зрения и соответствующим повторяющимся поведением, омассовление сознания и поведения людей, особенности манипулирования ими, истоки нетерпимости в межличностных и межгрупповых отношениях людей, взаимосвязь процессов идентификации личности с состояниями её жизнедеятельности и др.
Существуют две взаимодополняющие стратегии философского исследования социальных стереотипов, которые необходимо синтезировать для достижения наиболее полной исследовательской картины [6].
1. У всякого стереотипа есть конкретные носители — люди. Следовательно, чтобы понять истоки и механизм образования стереотипов мышления и поведения людей, нужно исследовать самих людей и их психику, сознание.
2. Поскольку психика, сознание людей формируется в обществе и через общественную деятельность, то, чтобы понять природу стереотипов, нужно исследовать порождающее их общество, различные связи и отношения людей.
На современном этапе встречаются две разновидности определения стереотипа: динамический стереотип — относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на привычные раздражители, и социальный стереотип — схематический, стандартизированный общезначимый образ или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об определённом явлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей к ним, сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта. Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для понимания сущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос, что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаны эмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа. [4]
В этой связи социальный стереотип рассматривается в эссе как комплексное образование, в котором имеет место неразрывное единство трёх его компонентов:
1. когнитивного (информационного) — выражающегося в осознании объектов — т.е., получаемая человеком информация, сведения о рационально осознаваемых, объективных феноменах;
2. аффективного (оценочного) — выражающего переживания относительно реального или символического объекта;
3. социального (поведенческого) — представляющего программу действий касательно объектов окружающего мира.
Социальные стереотипы как шаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп, усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
Как правило, исследователи обращают внимание на наличие двух функциональных уровней социальных стереотипов — группового и индивидуального. По их мнению, на индивидуальном, равно как и на групповом уровнях стереотипы выполняют следующие задачи: селекцию социальной информации, её схематизацию, генерализацию и упрощение (когнитивная функция), создание и поддержание образа «Я» личности или образа «Мы» группы (ценностная функция). В научной литературе отмечается, что любой стереотип выполняет также задачу обеспечения определённого поведения (собственно социальная функция) в зависимости от традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погружены конкретный индивид или социальная группа. [7]
Стереотипы регулируют процессы идентификации и формирования социальной идентичности личности. Социальные стереотипы усваиваются человеком с того момента, как только он начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определённой социальной группой и осознавать себя их членом.
Поведении личности и отмечается, что зависимость в её различных формах делает человека поверхностным в его оценках и суждениях об окружающем, что способствует активному использованию им стереотипов, позволяющих ему видеть лишь то, что обслуживает его зависимость.
Стереотипы негативного отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями (гневом, отвращением, презрением), трансформирующимися в общую антипатию и нетерпимость по отношению к тому или иному объекту, вызвавшему эмоции. Их сущность заключается в открытом, явном вербальном и действенном выражении неприязни, отталкивания, вражды. [1; 2]
В стереотипах в значительной мере акцентирован ценностный и антиценностный компонент, и потому нетерпимость рассматривается как следствие и воплощение социального стереотипа в действии. Будучи причиной образования социальных стереотипов и результатом их образования, сама нетерпимость впоследствии может возводиться в ранг стереотипа — отношение негативизма и нетерпимости к кому-либо или чему-либо закрепляется в общественном сознании как стереотип. [3]
Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе — один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и стигматизации сознания людей. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. В диссертации проводится анализ инвалидности как медицинской и социальной проблемы, и показываются принципы её решения. Автор считает, что для решения проблемы необходимо переосмыслить понимание инвалидности и устранить социальные стереотипы, являющиеся источником изоляции инвалидов[5]:
— люди с нарушениями должны рассматриваться как субъект построения их собственной жизни;
— внимание должно быть направлено на общество, которое нуждается в переменах внутри себя для изменения отношения к инвалидам;
— «нормализация» необходима не людям с инвалидностью, а условиям жизни, которые должны нормализоваться до такой степени, чтобы люди с особыми потребностями могли участвовать в жизни.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательные стереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть к бабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюда можно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируют положительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будут взаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивны будут взаимоотношения между ними.
Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов способствует:
1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста;
2) личный контакт с представителями людей третьего возраста;
3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации;
4) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети — пожилые люди).
1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.
3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125-141.
4. Текст автореферата Суходольской Н.П. «Социальный стереотип в жизнедеятельности людей». МГУ, 2009.
5. Жукова С.А. «Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения».
6. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. №3, 2007. (стр. 152-160).
7. Социальная нетерпимость как причина и следствие формирования стереотипов в обществе // Сборник материалов Всероссийской конференции «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в „массовых обществах“, НовГУ имени Ярослава Мудрого. 2007. (стр. 315-317).
ronl.org
Социальные стереотипы | Блог 4brain
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».
Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.
Стереотипы могут быть:
- позитивные;
- негативные;
- точные;
- приблизительные;
- нейтральные;
- чрезмерно обобщенные;
- чрезмерно упрощенные;
Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности. Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу когнитивных искажений) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.
При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.
Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать. Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.
От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.
Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.
Функции и роль стереотипирования
Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.
Связь между когнитивными и социальными функциями
Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.
Когнитивные функции
Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.
Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.
Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.
- Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
- Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
- В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
- Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.
Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.
Социальные функции: социальная классификация
Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:
- Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
- Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
- Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.
Социальные функции: социальное влияние и консенсус
Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.
Стереотипы поведения
Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:
- На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
- Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
- Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.
Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.
Как избавиться от стереотипов
Знать о своих стереотипах
Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.
Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.
Распознайте негативные эффекты стереотипов
Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:
К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?
Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.
Снизьте свою самооценку
Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.
Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.
Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов
Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?
Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Государственный университет – Высшая школа экономики
Эссе
по социальной психологии
Тема: «Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе»
Москва 2010
Содержание
Введение
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения и таких общественных процессов, как, например: межличностная, массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным и индивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости в обществе. Все эти вопросы нельзя решить без знания и понимания природы, сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.
С практической точки зрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняется потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процесса образования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.
Социальный стереотип является универсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимой информации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.
Только на основе социально-философского анализа стереотипов можно объяснить существование устойчивой связи между восприятием объектов под определённым углом зрения и соответствующим повторяющимся поведением, омассовление сознания и поведения людей, особенности манипулирования ими, истоки нетерпимости в межличностных и межгрупповых отношениях людей, взаимосвязь процессов идентификации личности с состояниями её жизнедеятельности и др.
Существуют две взаимодополняющие стратегии философского исследования социальных стереотипов, которые необходимо синтезировать для достижения наиболее полной исследовательской картины [6].
1. У всякого стереотипа есть конкретные носители — люди. Следовательно, чтобы понять истоки и механизм образования стереотипов мышления и поведения людей, нужно исследовать самих людей и их психику, сознание.
2. Поскольку психика, сознание людей формируется в обществе и через общественную деятельность, то, чтобы понять природу стереотипов, нужно исследовать порождающее их общество, различные связи и отношения людей.
На современном этапе встречаются две разновидности определения стереотипа: динамический стереотип — относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на привычные раздражители, и социальный стереотип — схематический, стандартизированный общезначимый образ или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об определённом явлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей к ним, сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта. Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для понимания сущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос, что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаны эмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа. [4]
В этой связи социальный стереотип рассматривается в эссе как комплексное образование, в котором имеет место неразрывное единство трёх его компонентов:
1. когнитивного (информационного) — выражающегося в осознании объектов — т.е., получаемая человеком информация, сведения о рационально осознаваемых, объективных феноменах;
2. аффективного (оценочного) — выражающего переживания относительно реального или символического объекта;
3. социального (поведенческого) — представляющего программу действий касательно объектов окружающего мира.
Социальные стереотипы как шаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп, усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
Как правило, исследователи обращают внимание на наличие двух функциональных уровней социальных стереотипов — группового и индивидуального. По их мнению, на индивидуальном, равно как и на групповом уровнях стереотипы выполняют следующие задачи: селекцию социальной информации, её схематизацию, генерализацию и упрощение (когнитивная функция), создание и поддержание образа «Я» личности или образа «Мы» группы (ценностная функция). В научной литературе отмечается, что любой стереотип выполняет также задачу обеспечения определённого поведения (собственно социальная функция) в зависимости от традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погружены конкретный индивид или социальная группа. [7]
Стереотипы регулируют процессы идентификации и формирования социальной идентичности личности. Социальные стереотипы усваиваются человеком с того момента, как только он начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определённой социальной группой и осознавать себя их членом.
Поведении личности и отмечается, что зависимость в её различных формах делает человека поверхностным в его оценках и суждениях об окружающем, что способствует активному использованию им стереотипов, позволяющих ему видеть лишь то, что обслуживает его зависимость.
Стереотипы негативного отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями (гневом, отвращением, презрением), трансформирующимися в общую антипатию и нетерпимость по отношению к тому или иному объекту, вызвавшему эмоции. Их сущность заключается в открытом, явном вербальном и действенном выражении неприязни, отталкивания, вражды. [1; 2]
В стереотипах в значительной мере акцентирован ценностный и антиценностный компонент, и потому нетерпимость рассматривается как следствие и воплощение социального стереотипа в действии. Будучи причиной образования социальных стереотипов и результатом их образования, сама нетерпимость впоследствии может возводиться в ранг стереотипа — отношение негативизма и нетерпимости к кому-либо или чему-либо закрепляется в общественном сознании как стереотип. [3]
Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе — один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и стигматизации сознания людей. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. В диссертации проводится анализ инвалидности как медицинской и социальной проблемы, и показываются принципы её решения. Автор считает, что для решения проблемы необходимо переосмыслить понимание инвалидности и устранить социальные стереотипы, являющиеся источником изоляции инвалидов[5]:
— люди с нарушениями должны рассматриваться как субъект построения их собственной жизни;
— внимание должно быть направлено на общество, которое нуждается в переменах внутри себя для изменения отношения к инвалидам;
— «нормализация» необходима не людям с инвалидностью, а условиям жизни, которые должны нормализоваться до такой степени, чтобы люди с особыми потребностями могли участвовать в жизни.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательные стереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть к бабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюда можно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируют положительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будут взаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивны будут взаимоотношения между ними.
Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов способствует:
1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста;
2) личный контакт с представителями людей третьего возраста;
3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации;
4) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети — пожилые люди).
1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.
3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125-141.
4. Текст автореферата Суходольской Н.П. «Социальный стереотип в жизнедеятельности людей». МГУ, 2009.
5. Жукова С.А. «Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения».
6. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. №3, 2007. (стр. 152-160).
7. Социальная нетерпимость как причина и следствие формирования стереотипов в обществе // Сборник материалов Всероссийской конференции «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах», НовГУ имени Ярослава Мудрого. 2007. (стр. 315-317).
mirznanii.com
Стереотипы общества и их позитивные и негативные стороны
Социальные стереотипы – этот тот момент в жизни каждого индивидуума, который имеет огромное влияние на все аспекты его жизни. Тем не менее, в современном обществе не принято всерьез задумываться на эту тему. Ведь стереотип просто есть, и его разрушение порой расценивается как прямой протест против общества со всеми его устоями.
Место человека в социуме несомненно подразумевает его принадлежность к той или иной социальной группе. И именно эта группа и диктует те убеждения и отношения к другим социальным группам, которое может как упрощать жизнь в современном обществе, а может и значительно ее усложнить.
В статье речь будет идти именно о том, как иногда важно избавиться от последствий общей социализации и больше обращать внимание на собственные суждения. Этот фактор может не только помочь более толерантно относится к другим представителям общества и те моменты, когда того требует ситуация. Это так же может в личной самореализации, потому что она начинается именно с объективного восприятия своей социальной группы, а значит – и себя самого. Далее будут рассмотрены те факторы, которые непосредственно влияют не место человека в обществе, насколько эти преставления могут помогать в жизни или наоборот, мешать представлениям о реальном положении вещей и о своих возможностях.
Какие именно факторы формируют общественные стереотипы
Стереотипы общества – это замкнутый круг. Их определяет мнение отдельных индивидуумов, и в то же время, стереотипы это мнение формируют. Естественно, нельзя сказать, что стереотипы общества не меняются со временем, и на них не действуют внешние факторы, происходящие в мире. Однако происходит это очень медленно. Иногда они являются тем тормозящим фактором, который не дает вовремя подстраиваться под изменения в жизни этого же общества или отдельной его ячейки.
Так что именно влияет на каждого представителя настолько сильно, что это видение ситуации в дальнейшем не дает здраво смотреть на вещи? Первое – это как раз та структура общества, в которой живет каждый ее представитель. Второе – это семья со всеми ее устоями и представлениями о том, какую именно нишу в обществе она занимает и том, какое место в ее жизни занимают общественные стереотипы.
Конечно, если речь идет о том, насколько сильно это влиянии е сказывается на отдельных представителях общества, то значительную роль играет так же и характер каждого из них и склонность действовать согласно этим стереотипам.
Позитивные и негативные стороны общественных стереотипов
Такое явление, как стереотипы в современном обществе, несомненно, является необходимостью, без которой это общество невозможно себе представить. Однако оно так же и несет в себе некоторые опасности, способные серьезно сказаться на способности отдельных членов общества к самореализации и определении собственной личности в этом самом обществе.
Плюсы: общественные стереотипы способны упростить представление об отдельных представителях одной из социальных групп. Они являются одной из составляющих правильного общественного восприятия, а значит – корректного общения. Именно стереотипы могут быть тем выигрышным фактором, который может давать человеку возможность поднять свою личность над представителями более низкой, по его мнению, социальной группы.Минусы: в случае, если отдельный индивидуум принадлежит к относительно низкой социальной группе, этот фактор может значительно помешать его самореализации и развитии как личности. Кроме того, стереотипы мешают объективному восприятию как социальных групп в целом, так и отдельных их представителей. Таким образом, в этом случае общественные стереотипы могут быть преимуществом только для тех, кто считает себя представителем социальной группы, превосходящей по каким-либо причинам некоторые другие группы.
Если учитывать непосредственно современные общественные устои, то минусы здесь значительно превосходят плюсы. Это обусловлено современными возможностями для самореализации, связанные с доступностью обучения, общения между различными социальными группами и выхода за пределы тех рамок, которые ставит общество перед любым его представителем.
Данная тема как никогда затрагивает представителей современной молодежи, социальные стереотипы которой еще только формируются и могут быть гораздо более гибкими, чем у предыдущего поколения. На сегодня является очень важным дать молодым людям понять, что некоторые рамки могут только ограничивать возможности как каждого отдельного представителя социума, так и целых социальных групп.
Стоит отметить, что данная проблема уже является крайне актуальной среди социологов и психологов. И касается она не только стран СНГ с их периодом железного занавеса. Так же и в более развитых странах социологи обращают внимание на то, что социальные стереотипы могут негативно отражаться на способности людей к саморазвитию и их становлению в обществе.
Заключение
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Социологи и психологи уже давно сходятся во мнении, что прежде всего следует полагаться на собственное мнение по поводу различных аспектов современной жизни. Конечно, собственный выбор можно сделать только за счет самообразования и объективной оценки как своей личности, так и той социальной группы, к которой принадлежит каждый из ее представителей.
Стереотипы общества на сегодня не являются тем замкнутым кругом, который определяет весь жизненный путь каждого из представителей общества. Выходом из него является саморазвитие и адаптация в мире современных возможностей и перспектив, открывающихся благодаря экономическому и социальному развитию сегодняшнего цивилизованного мира.
Вам должно быть так-же интересно:
psychology-s.ru
Чем вредны стереотипы | 3 типа популярных стереотипов, примеры
Содержание статьи
В современной жизни человек каждый раз натыкается на установленные обществом типичные стереотипы – своеобразные стандарты, по которым он должен жить. И если человек живет совсем не по стандарту, то он считается либо сумасшедшим, либо гением. Стереотипы насаждаются людям с самого детства. Уже в раннем детском возрасте нам навязывают «нормальную жизнь». Но ведь на самом деле нет никаких правил, чтобы жить. В этой статье мы поговорим, почему стереотипы могут погубить людей.
Понятие о стереотипе
Стереотип — устойчивое представление о каком-либо явлении. Человек, желая упростить мыслительный процесс, может в типовых ситуациях обратиться к устоявшимся стереотипам. Что может поспособствовать неверному восприятию действительности. Важно научиться давать верную оценку происходящему, а для этого оценивать ситуацию с помощью логики и не опираться на устоявшееся мнение общества.
Что такое норма в понятии любого человека?
Нормальная жизнь – это окончить школу, поступить в ВУЗ, закончить его, найти хорошую работу, найти себе супруга, воспитать детей и все. Конец. Жизненный путь пройден. Если взять в качестве человека, которому стоит пройти этот путь, наркомана или бездомного, то для них это будет лучшим жизненным путем, который они только могут выбрать. Но если каждый человек, который не имеет вредных привычек и имеет крышу над головой, будет следовать этому стереотипу, то это может не только пагубно сказаться на жизни, но и более того, убить.
Современные стереотипы
Они делятся на следующие 3 типа:
Гендерные
Главное предназначение женщины – продолжение рода. Выйти замуж и родить ребенка, вот ее цель. Все обязанности по дому лежат на ней, ведь это не мужская работа. Мужчина главный в семье, его слово закон. Если женщина одинока, разведена, вдова – она несчастна. Мужчина не должен плакать. Он должен много зарабатывать, чтобы обеспечить семью. Он устает на работе, поэтому может провести вечер на диване. Иначе он «под каблуком» у жены.
Показатели успеха и счастья
Общество диктует, что для счастья человек должен иметь много денег, часто путешествовать, быть на высокой должности, иметь детей. Все остальные несчастные неудачники. Даже если человеку хватает меньшего.
Как правильно жить
Получить высшее образование, работать в офисе. Жениться, завести детей. Придерживаться мнения большинства. Быть как все, не выделяться. Примеров бесчисленное множество. Если же человек отступает от принятого жизненного пути, он непременно заслужит порицание.
Эти утверждения возведены в статус нерушимых постулатов и диктуются обществом. Многие люди не способны идти против общественного мнения. Они будут стараться придерживаться правил жизни, диктуемых обществом, дабы не получить осуждения. И будут несчастны. Ведь женщина вполне может хотеть строить карьеру, а не сидеть безвылазно в декрете. Мужчина — хотеть вести домашнее хозяйство. Следует научиться следовать своим желаниям, чтобы пройти жизненный путь в гармонии с собой.
Чем же плохи стереотипы?
По сути, стереотип – это алгоритм, по которому человек идет по жизни, следуя указаниями. Но из-за этого алгоритма он не сможет полностью раскрыть себя, свои творческие и умственные возможности, так как индивид зажат в рамки этого алгоритма.
Если для своего развития человеку не нужно поступать в ВУЗ или искать работу, то зачем ему это делать? Но скорее всего, ему придется поступить в университет, так как родители заставят. Это погубит человека, который поступит в ВУЗ, в который не хочет, или будет ходить на работу, которая не по душе.
Ломайте стереотипы, или они сломают вас
Талантливых людей много. Но так получилось, что из-за стереотипов множество этих талантов было загублено. Творческие люди, имеющие явный дар либо в музыке, либо в живописи, либо в написании книг – по стандарту, должны найти себе типичный заработок и стать типичными экономистами или юристами. Но ведь можно развивать талант музыканта, художника или писателя. Почему нет? Может быть, именно это и есть призвание. Но нет! Из-за стереотипов человек вынужден бросить дело, которое так любит. Это неправильно.
Пример №1
То же самое касается всех жизненных стереотипов, а не только какого-то конкретного. Например, существует стереотип «мужик должен есть мясо». А если ты вегетарианец, то ты не мужик. То есть, если человек просто не хочет есть мясо, он будет вынужден его есть, будет давиться кусками еды, которая ему не по душе. А если у парня аллергия на все мясные блюда? Он, получается, не мужик? Где тут здравый смысл?
Пример №2
Есть еще пример глупейшего стереотипного мышления. Он тоже связан с тем определением, каким должен быть мужчина. Стереотип звучит так: «Каждый мужик должен отслужить в армии» или «Не служил – не мужик». А если парню просто чуждо оружие? Если у него совершенно другие взгляды? Об этом никто не думает.
Пример №3
Существует стереотип, что женщине за руль лучше не садиться. Почему-то многие женщины в него верят. И вместо того чтобы научиться водить и стать опытнее в плане вождения, они просто соглашаются со стереотипом и не пытаются развить водительский навык. А зря! Многие женщины водят даже надежнее и лучше мужчин.
Опасность общественных стереотипов
Готовность людей мыслить стереотипами искажает их представление о мире. Часто человек судит о событии, опираясь на мнение большинства, и не прислушивается к себе. В такой ситуации велика вероятность ошибиться в человеке. К примеру, прохожие не обращают внимания на человека, который лежит на газоне без сознания. По сложившемуся стереотипу большинство подумает, что он в алкогольном опьянении и не заслуживает траты времени. Но возможно, что бедняге стало плохо и своевременная помощь ему необходима.
Человеку свойственно давать более благоприятную оценку группе, к которой он относится, чем чужой. Идет разделение: мы – хорошие, они – плохие. Такая установка разобщает людей и может возникнуть дискриминация по какому-либо признаку. В итоге люди становятся агрессивно настроены друг к другу, возникают конфликты.
Стереотипы ограничивают мышление человека, мешают ему думать самостоятельно. Как же бороться со стереотипным мышлением? Не верить всему, что говорят люди. Да, стереотипы – это информация, которую люди копили веками. Но если некоторые несут в себе долю правды, остальные — выдумка. Стоит взять за правило, всегда размышлять над ситуацией самостоятельно, давать личную оценку происходящему. И только потом оглядываться на мнение общества. Только так можно стать цельной и самодостаточной личностью.
Заключение
Таким образом, стереотипы – это преграды к счастливому образу жизни. Вместо того чтобы жить так, как шепчет человеку его внутренний голос, его сердце – он слушает стереотипное общество и живет по их правилам. Стереотипы бесполезны! Нет никаких правил, есть только ваша голова и ваше желание. И счастливая жизнь зависит только от вас. Не нужно слушать стереотипы, научитесь жить без них. Кому лучше от того, что вы выбрали нелюбимую профессию или живете там, где не хотите? От стереотипов люди только несчастнее. Так сделайте свою жизнь счастливее.
pikacho.ru