Социальные явления виды: Какие бывают социальные явления? — ответ на Uchi.ru

ДЮРКГЕЙМ • Большая российская энциклопедия

ДЮРКГЕ́ЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпи­наль – 15.11.1917, Па­риж), франц. со­цио­лог, один из соз­да­те­лей со­цио­ло­гии как нау­ки, про­фес­сии и пред­ме­та пре­по­да­ва­ния. Окон­чил Выс­шую нор­маль­ную шко­лу в Пари­же (1882). Пре­по­да­вал в ли­це­ях Сан­са, Сен-Кан­те­на и Труа; ун-тах Бор­до (1887–1902, проф. с 1896) и Па­ри­жа (1902–17). Ос­но­ва­тель и гла­ва фран­цуз­ской со­цио­ло­ги­че­ской шко­лы, груп­пи­ро­вав­шей­ся во­круг ос­но­ван­но­го им в 1898 ж. «L’Année sociologique» («Со­цио­ло­ги­че­ский еже­год­ник»).

На­уч. ми­ро­воз­зре­ние Д. сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем Р. Де­кар­та, Ш. Л. Мон­тес­кьё, Ж. Ж. Рус­со, И. Кан­та, О. Кон­та, Г. Спен­се­ра, франц. фи­ло­со­фов Ш. Ре­ну­вье и Э. Бут­ру. В про­ти­во­вес ин­туи­ти­виз­му и ин­трос­пек­цио­низ­му «фи­ло­со­фии жиз­ни» он обос­но­вы­вал не­об­хо­ди­мость рас­про­стра­не­ния прин­ци­пов ра­цио­на­лиз­ма и де­тер­ми­низ­ма на по­зна­ние со­ци­аль­ных яв­ле­ний, при­ме­не­ния в со­ци­аль­ных нау­ках объ­ек­тив­ных ме­то­дов по об­раз­цу ес­теств. на­ук. Гл. ме­то­до­ло­гич. прин­цип со­цио­ло­гии Д. – «со­ци­аль­ные фак­ты нуж­но рас­смат­ри­вать как ве­щи», т. е. на ос­но­ве их при­зна­ков, фик­си­руе­мых внеш­ним об­ра­зом, по­доб­но то­му как это про­ис­хо­дит с на­уч. по­зна­ни­ем яв­ле­ний при­род­но­го ми­ра. Из со­цио­ло­гии, как и из др. на­ук, сле­ду­ет уст­ра­нить все «пред­по­ня­тия», т. е. по­ня­тия, сфор­ми­ро­вав­шие­ся вне нау­ки.

Со­глас­но Д., со­ци­аль­ная ре­аль­ность так же фун­да­мен­таль­на и «проч­на», как и др. ви­ды при­род­ной ре­аль­но­сти. По­это­му она так­же не под­да­ёт­ся про­из­воль­но­му ма­ни­пу­ли­ро­ва­нию, и управ­лять ею мож­но, лишь опи­ра­ясь на её соб­ст­вен­ные тен­ден­ции и за­ко­но­мер­но­сти. Обос­но­вы­вая са­мо­стоя­тель­ность со­цио­ло­гии, её осо­бое и да­же до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние сре­ди на­ук о че­ло­ве­ке, он до­ка­зы­вал, что об­ще­ст­во – это ре­аль­ность осо­бо­го ро­да, ко­то­рая не сво­дит­ся к био­пси­хич. ре­аль­но­сти ин­ди­ви­дов. От­сю­да его кри­ти­ка био­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. объ­яс­не­ний в со­цио­ло­гии и тре­бо­ва­ние «чис­то» со­цио­ло­гич. объ­яс­не­ния: со­ци­аль­ные фак­ты долж­ны объ­яс­нять­ся др. со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми, а не про­цес­са­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в пси­хи­ке и по­ве­де­нии ин­ди­ви­дов. При этом со­цио­ло­гия в зна­чит. ме­ре сов­па­да­ет с «кол­лек­тив­ной пси­хо­ло­ги­ей», от­лич­ной от пси­хо­ло­гии ин­ди­ви­да и ос­но­ван­ной на идее спе­ци­фич. ха­рак­те­ра об­ще­ст­ва, груп­пы и др. форм со­ци­аль­но­сти. По Д., об­ще­ст­во – ре­зуль­тат взаи­мо­дей­ст­вия ин­ди­ви­дов, но, раз воз­ник­нув, этот ре­зуль­тат су­ще­ст­ву­ет уже как са­мо­сто­ят. ре­аль­ность, об­ла­даю­щая собств. свой­ст­ва­ми и ока­зы­ваю­щая, в свою оче­редь, бо­лее или ме­нее силь­ное воз­дей­ст­вие на ин­ди­ви­дов. В кн. «Пра­ви­ла со­цио­ло­ги­че­ско­го ме­то­да» (1895) (в рус. пер. – «Ме­тод со­цио­ло­гии») он ут­вер­ждал, что со­ци­аль­ные фак­ты, со­став­ляю­щие пред­мет со­цио­ло­гии, от­ли­ча­ют­ся дву­мя при­зна­ка­ми: они на­хо­дят­ся вне ин­ди­ви­дов и ока­зы­ва­ют на них при­ну­ди­тель­ное воз­дей­ст­вие. По­доб­ны­ми при­зна­ка­ми об­ла­да­ют, в его ис­тол­ко­ва­нии, са­мые разл. фор­мы со­ци­аль­но­сти: «кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния», «кол­лек­тив­ное соз­на­ние», «кол­лек­тив­ные чув­ст­ва», «свя­щен­ное» (в про­ти­во­вес «свет­ско­му») и т. п.

Фи­ло­соф­ско-ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ция Д. ос­но­ва­на на пред­став­ле­нии о че­ло­ве­ке как о двой­ст­вен­ном су­ще­ст­ве, в ко­то­ром слож­ным об­ра­зом взаи­мо­дей­ст­ву­ют и бо­рют­ся два на­ча­ла: ин­ди­ви­ду­аль­ное и со­ци­аль­ное. Пер­вое пред­став­ля­ет био­пси­хич. при­ро­ду че­ло­ве­ка и вы­ра­жа­ет­ся в раз­но­го ро­да ин­ди­ви­ду­аль­ных по­треб­но­стях, им­пуль­сах, ап­пе­ти­тах и т. п.; вто­рое – в со­ци­аль­ных пра­ви­лах, нор­мах, ин­сти­ту­тах, цен­но­стях, сим­во­лах и т. д. Вто­рое, ес­те­ст­вен­но, не мо­жет су­ще­ст­во­вать без пер­во­го; пер­вое же ну­ж­да­ет­ся во вто­ром, в со­ци­аль­ной (груп­по­вой) при­над­леж­но­сти, иден­тич­но­сти и со­ци­аль­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии, без че­го по­треб­но­сти и уст­рем­ле­ния че­ло­ве­ка но­сят бес­пре­дель­ный, не­обуз­дан­ный, раз­ру­ши­тель­ный и са­мо­раз­ру­ши­тель­ный ха­рак­тер.

В кн. «О раз­де­ле­нии об­ще­ст­вен­но­го тру­да» (1893) Д. обос­но­вы­вал по­ло­же­ние о том, что осн. функ­ция раз­де­ле­ния тру­да (по­ни­мае­мо­го в ши­ро­ком смыс­ле как со­ци­аль­ная дея­тель­ность) со­сто­ит в фор­ми­ро­ва­нии и под­дер­жа­нии со­ци­аль­ной со­ли­дар­но­сти. В ар­хаи­че­ских («сег­мен­тар­ных») об­ще­ст­вах су­ще­ст­ву­ет «ме­ха­ни­че­ская со­ли­дар­ность», ос­но­ван­ная на «кол­лек­тив­ном соз­на­нии», це­ли­ком по­гло­щаю­щем ин­ди­ви­ду­аль­ные соз­на­ния. В раз­ви­тых об­ще­ст­вах она ус­ту­па­ет ме­сто «ор­га­ни­че­ской со­ли­дар­но­сти», ос­но­ван­ной на раз­де­ле­нии тру­да, функ­цио­наль­ной взаи­мо­за­ви­си­мо­сти и взаи­мо­об­ме­не. «Кол­лек­тив­ное соз­на­ние» здесь со­хра­ня­ет­ся, но дей­ст­ву­ет в бо­лее ог­ра­ни­чен­ной сфе­ре; его пред­пи­са­ния ста­но­вят­ся бо­лее об­щи­ми и не­оп­ре­де­лён­ны­ми, что по­ро­ж­да­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия и раз­но­об­ра­зие их ис­тол­ко­ва­ний. Раз­де­ле­ние тру­да мо­жет не по­ро­ж­дать со­ли­дар­но­сти то­гда, ко­гда оно яв­ля­ет­ся «анор­маль­ным», т.  е. «ано­ми­че­ским» (ни­как не рег­ла­мен­ти­руе­мым), при­ну­ди­тель­ным или не­дос­та­точ­но эф­фек­тив­ным в функ­цио­наль­ном от­но­ше­нии.

В ра­бо­те «Са­мо­убий­ст­во» (1897), по­стро­ен­ной на ана­ли­зе ста­ти­стич. дан­ных, Д., от­вер­гая пси­хо­ло­гич., пси­хи­ат­рич. и др. рас­про­стра­нён­ные объ­яс­не­ния са­мо­убийств, свя­зы­ва­ет их ко­ли­че­ст­во со сте­пе­нью ин­те­гра­ции и цен­но­ст­но-нор­ма­тив­ной ре­гу­ля­ции об­ще­ст­ва или со­ци­аль­ной груп­пы. Он ана­ли­зи­ру­ет три осн. ти­па са­мо­убий­ст­ва: «эгои­сти­че­ское», яв­ляю­ще­е­ся след­ст­ви­ем ос­лаб­ле­ния со­ци­аль­ных свя­зей ин­ди­ви­да; «аль­труи­сти­че­ское», про­ис­хо­дя­щее из-за край­не­го по­гло­ще­ния ин­ди­ви­да об­ще­ст­вом; «ано­ми­че­ское», воз­ни­каю­щее в ре­зуль­та­те цен­но­ст­но-нор­ма­тив­но­го ва­куу­ма (ано­мии) в об­ще­ст­ве (чет­вёр­тый тип – «фа­та­ли­ст­ское» са­мо­убий­ст­во, вы­сту­паю­щее как сим­мет­рич­ный ан­ти­под «ано­ми­че­ско­го», как ре­зуль­тат чрез­вы­чай­ной «за­ре­гу­ли­ро­ван­но­сти» со­ци­аль­ной жиз­ни, Д. лишь на­зы­ва­ет в ка­че­ст­ве ги­по­те­ти­че­ско­го). В ка­ж­дом об­ще­ст­ве, по Д., су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лён­ные «суи­ци­до­ген­ные те­че­ния» и со­от­вет­ст­вую­щая сте­пень пред­рас­по­ло­жен­но­сти к са­мо­убий­ст­вам. Пре­одо­леть ано­мию, ха­рак­тер­ную для со­вре­мен­ных ему ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ществ, он счи­тал воз­мож­ным по­сред­ст­вом все­мер­но­го раз­ви­тия ин­сти­ту­та про­фес­сий и проф. групп, или кор­по­ра­ций, воз­ро­ж­даю­щих в но­вой фор­ме це­хо­вую ор­га­ни­за­цию ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья. За­ни­мая про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду семь­ёй и го­су­дар­ст­вом, эти груп­пы при­зва­ны вы­пол­нять функ­цию об­щи­ны, мо­раль­ной сре­ды для ин­ди­ви­дов.

В тру­де «Эле­мен­тар­ные фор­мы ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни» (1912) Д. на ос­но­ве ана­ли­за то­те­мич. куль­тов ав­ст­рал. або­ри­ге­нов ис­сле­до­вал со­ци­аль­ные ис­то­ки и функ­ции ре­ли­гии, а так­же со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние форм мыш­ле­ния и ка­те­го­рий соз­на­ния. От­вер­гая ми­фо­ло­гич. , ани­ми­сти­че­скую и др. тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния и сущ­но­сти ре­ли­гии, он ин­тер­пре­ти­ро­вал её как со­во­куп­ность ве­ро­ва­ний и дей­ст­вий, ка­саю­щих­ся свя­щен­ных объ­ек­тов, ко­то­рые про­ти­во­сто­ят свет­ским (мир­ским) объ­ек­там. Ре­ли­гия, по Д., – это сис­те­ма сим­во­лов, пред­став­ляю­щих в той или иной фор­ме об­ще­ст­во, груп­пу и др. со­ци­аль­ные об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ре­аль­ны­ми и под­лин­ны­ми ад­ре­са­та­ми всех ре­лиг. куль­тов. Лю­бой объ­ект, не­за­ви­си­мо от его внутр. свойств, мо­жет стать свя­щен­ным, ес­ли он сим­во­ли­зи­ру­ет об­ще­ст­во (со­ци­аль­ную груп­пу и т. п.). Гл. со­ци­аль­ные функ­ции ре­ли­гии, со­глас­но Д., – соз­да­ние и вос­соз­да­ние спло­чён­но­сти и идеа­лов, сти­му­ли­рую­щих об­ществ. раз­ви­тие. С его точ­ки зре­ния, со­цио­ло­гич. под­ход к ре­ли­гии пред­по­ла­га­ет при­зна­ние ис­тин­но­сти всех ре­лиг. сис­тем, по­сколь­ку все они так или ина­че вы­ра­жа­ют со­ци­аль­ную ре­аль­ность. Этот под­ход оз­на­ча­ет так­же от­сут­ст­вие прин­ци­пи­аль­но­го раз­ли­чия ме­ж­ду тра­диц. ре­лиг. куль­та­ми в собств. смыс­ле и гражд. куль­та­ми: и те и дру­гие от­но­сят­ся к свя­щен­ным сущ­но­стям, сим­во­ли­зи­рую­щим со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, они вы­пол­ня­ют оди­на­ко­вые со­ци­аль­ные функ­ции.

Д. со­че­тал эво­лю­цио­ни­ст­ский и струк­тур­но-функ­цио­наль­ный под­хо­ды к изу­че­нию со­ци­аль­ных яв­ле­ний. Пер­вая тен­ден­ция про­яви­лась у не­го гл. обр. в ти­по­ло­гии об­ществ, в по­ни­ма­нии слож­ных об­ществ как ком­би­на­ций про­стых, в объ­яс­не­нии со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов по­сред­ст­вом об­ра­ще­ния к их «эле­мен­тар­ным» фор­мам. Вме­сте с тем, со­еди­нив при­су­щий био­ор­га­нич. шко­ле в со­цио­ло­гии взгляд на об­ще­ст­во как на ин­тег­ри­ро­ван­ное це­лое, со­стоя­щее из взаи­мо­за­ви­си­мых час­тей, с иде­ей спе­ци­фич­но­сти со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти, Д. раз­ра­бо­тал один из пер­вых ва­ри­ан­тов струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма в со­цио­ло­гии, со­ци­аль­ной и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии. Под со­ци­аль­ной функ­ци­ей он по­ни­мал со­от­вет­ст­вие то­го или ино­го яв­ле­ния оп­ре­де­лён­ной по­треб­но­сти со­ци­аль­ной сис­те­мы и тре­бо­вал от­ли­чать функ­ции от соз­на­тель­но фор­му­ли­руе­мых и дек­ла­ри­руе­мых це­лей.

Д. в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях стре­мил­ся со­че­тать тео­ре­тич. и эм­пи­рич. под­хо­ды к изу­че­нию со­ци­аль­ных яв­ле­ний. В от­ли­чие от кон­фликт­ной тео­рии об­ще­ст­ва (К. Маркс, не­ко­то­рые ва­ри­ан­ты со­ци­аль­но­го дар­ви­низ­ма), он рас­смат­ри­вал со­ци­аль­ную жизнь пре­ж­де все­го как сфе­ру со­ли­дар­но­сти и со­гла­сия.

Осн. вклад Д. в со­ци­аль­ную нау­ку со­сто­ит в трак­тов­ке об­ще­ст­ва как цен­но­ст­но-нор­ма­тив­ной сис­те­мы, как сис­те­мы сим­во­лов, обес­пе­чи­ваю­щих ин­те­гра­цию и взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду людь­ми. Его ис­сле­до­ва­ния ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие тео­ре­тич. со­цио­ло­гии, разл. от­рас­лей со­цио­ло­гич. зна­ния, а так­же на др. со­ци­аль­ные и гу­ма­ни­тар­ные нау­ки. Его на­уч. твор­че­ст­во по-преж­не­му яв­ля­ет­ся объ­ек­том мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ний и про­дол­жа­ет рас­смат­ри­вать­ся как ак­ту­аль­ное.

§ 4. Педагогические явления – вид социальных явлений

Педагогические явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. Этот вид порожден реальными отношениями взрослых и детей, возникающими при организации и осуществлении передачи опыта взрослых детям, и еще не стал предметом изучения в педагогике. Хотя социальные явления и их специфические системные качества давно открыты и история их изучения насчитывает уже почти 150 лет[1].

К. Маркс, изучая социальные явления, установил, что индивидуумы, исполняющие государственные (общественные) функции, должны рассматриваться по своему социальному, а не частному (индивидуальному) качеству, так как только в этом случае социальное явление может быть познано. Но это положение осталось не замеченным, не востребованным психологами и педагогами, а его несоблюдение привело к отождествлению социальных качеств индивидуума с индивидуумом, с человеком как единством природных и социальных качеств.

Необходимость специального выделения социальных явлений была установлена К. Марксом при анализе научной позиции, в которой общественные явления рассматривались с точки зрения человека как природного существа. Так, например, экономист и философ П. Прудон, придерживающийся такой позиции, утверждал: «Для общества разницы между капиталом и продуктом не существует, различие это совершенно субъективно, оно существует лишь для индивидов» [155, c. 216]. На что К. Маркс заметил: «То, что г-н Прудон говорит здесь о капитале и продукте, означает у него, что с точки зрения общества не существует никакой разницы между капиталистами и рабочими, в то время как эта разница как раз и существует только с точки зрения общества» [155, c. 216]. И далее продолжил: «Нет ничего более неправильного, чем тот способ, которым пользуются и экономисты, и социалисты, когда рассматривают общество под углом его экономических условий… Так называемое рассмотрение с точки зрения общества сводится лишь к тому, что упускаются из виду те различия, которые как раз и выражают общественное отношение. Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. [Рассуждать подобно Прудону] равносильно тому, как если бы кто-нибудь захотел сказать: с точки зрения общества не существует ни рабов, ни граждан; и те, и другие – люди. На самом же деле людьми они являются вне общества. Быть рабом или быть гражданином – это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой – не раб. Он – раб в обществе и посредством общества» [155, с. 215 – 216].

Итак, раб и гражданин – это «общественные определения», которые возможны только в обществе, где отношения между людьми строятся на господстве и подчинении. Эти отношения и выражают сами люди, являющиеся субъектами этих отношений: субъект – раб, субъект – гражданин. За пределами такого общества, или, точнее, вне пределов этих отношений, нет ни раба, ни гражданина, ни соответствующих им субъектов. Поскольку же общество продолжает свое развитие, то, очевидно, на смену одним отношениям пришли другие, появились и другие субъекты, например субъект – рабочий, субъект – капиталист и т. д.

Аналогичный подход к таким явлениям намечен В. П. Кузьминым: «…Человек одновременно выступает как член семьи, представитель отдельного класса, представитель определенной нации, народа; вместе с тем является гражданином определенного государства; наконец, в определенном смысле он выступает как представитель общечеловеческой культуры… В конечном итоге конкретный человек оказывается непременным элементом всех этих разнопорядковых общественных образований. Очевидно, что его специфические качества (семейные, национальные, классовые, принадлежность к определенному государству и т. п.) не могут быть объяснены из самого человека как конкретного индивида, но должно быть понято каждое из той системы, которая обусловливает именно данное качество» [80, c. 53 – 54].

Здесь необходимо заметить, что особенность рассмотрения социальных качеств человека заключается, прежде всего, в том, чтобы разграничить, отделить их от природных качеств человека. Чтобы установить или открыть сущности явлений, названные словами «учитель», «воспитатель», «ученик», «воспитанник», необходимо осознать, что они представляют социальные функции, возникшие в результате отношений между людьми.

Такая попытка имела место и в психологии, и в педагогике. Так, например, попытка разграничения социального в отношениях между людьми и его необходимость представлена в изложении психолога Е. А. Климова и вытекает из практики, он пишет: «Занимаясь практической профконсультацией учащихся старших классов, мы быстро замечаем следующий «упрямый» факт: обращаясь к нам за советом, учащийся, в сущности, перестает быть учащимся – мы его не учим в обычном значении этого слова, а, наоборот, должны создать у него мнение, что мы ничего ему не предписываем, ничего от него не будем требовать, не будем «ловить» его на каких-либо ошибках…. (Важно, чтобы «учащийся» был предельно откровенен, правильно относился к психодиагностическим процедурам, рекомендациям старшего в роли профконсультанта.) Итак, возникла некоторая реальность, которую мы мысленно фиксируем как нечто новое, хотя и продолжаем называть ее неподходящим теперь уже словом «учащийся». На самом деле это «выбирающий профессию». Можно придумать или использовать какое-то особое слово для обозначения этой возникшей в нашем опыте своеобразной реальности. Таким словом может быть, например, «оптант». Пусть нам пока не ясно, следует ли встреченное явление из каких-либо общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики, морали, права (и в этом смысле наш «упрямый» факт не имеет еще как бы разрешения на «прописку» в науке). И поэтому мы отнесем его не к категории совершенных теоретических объектов, но эмпирических полуобъектов» [64, c. 121 – 122]. Рассмотрим это высказывание более внимательно.

Человек, посещающий старший класс средней школы, пришел не в учебное заведение, поэтому и не намерен проявлять или осуществлять какие-то учебные (отношения) действия. Да в этом и нет никакой необходимости. Люди же, к которым он пришел, называя его мысленно или относясь к нему мысленно как к учащемуся (ученику), фактически не обучают его и не намерены проявлять учебных действий. Следовательно, нет никаких причин для появления между ними учебных отношений. Таким образом, ни с той, ни с другой стороны нет оснований для проявления учебных действий и возникновения учебных отношений. Но так как и те, и другие – люди, то они как-то действуют, точнее, взаимодействуют между собой. В этом взаимодействии реализуются какие-то отношения, но, конечно, не учебные. Поскольку же эти отношения новые, то и проявляющие эти отношения, также должны быть новыми, или, точнее, другими. Взрослые, или старшие, исполняют роль профконсультантов (у них, как у социального явления, уже есть имя), а роль выбирающих профессию выполняют дети. Это и есть действительные социальные реальности, с которыми люди имеют дело на каждом шагу своей социальной жизни.

Несмотря на то, что это действительные реальности повседневной социальной жизни, Е. А. Климов замечает, что «пока не ясно, следует ли встреченное явление из каких-либо общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики, морали, права (и в этом смысле наш «упрямый» факт не имеет еще как бы разрешения на прописку в науку)». Со своей стороны, должны заметить, что «встреченное явление» не следует из каких-либо «общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики». И не может из них следовать по той простой причине, что это реальное социальное явление, которое, как и другие социальные явления, существует (появляется и исчезает) в обществе по законам социума, существующим задолго до появления науки психологии или педагогики. А научные положения, принципы, теории должны объяснить подобные явления и помочь людям замечать, различать эти явления и соответствующим для этих явлений образом способствовать их правильному функционированию и развитию.

С одной стороны, Е. А. Климов утверждает, что учащийся, пришедший в профконсультационный пункт, перестает быть учащимся и оказывается (становится) «выбирающим профессию». Этот фиксируемый им «факт не имеет еще как бы разрешения на «прописку» в науке». С другой стороны, в профконсультационный пункт на самом деле приходит не ученик, а ребенок: ребенок, пришедший в школу, в ней становится учеником. Имеет ли этот факт «прописку» в педагогической науке и что значит прописаться в науке? Если считать пропиской наличие сущностного определения понятия или признанного в качестве термина, то обратившись к педагогическим текстам, мы не найдем такого термина. Следовательно, данный факт «ученик» как и «выбирающий профессию» не имеет «разрешения на прописку». На этот факт почему-то не обращается внимание, хотя факт, что ребенок в школе становится учеником, и факт, что в консультационном пункте ребенок становится выбирающим профессию, имеют одинаковую природу происхождения.

В примере, приведенном Климовым, консультанты не рассматривают первый ярус разграничения явлений ребенок – ученик, а начинают со второго яруса, учащийся (ученик) – выбирающий профессию, поскольку говорят, что учащийся (ученик) перестает быть учащимся. Это невозможно: ученик не может перестать быть учеником. Дело в том, что в школе ребенок, выполняя учебную деятельность (социальную функцию), является учеником. Но прекращая ее выполнять, ребенок перестает быть учеником. Поэтому в профконсультационный пункт приходит не ученик, а ребенок, и именно он затем становится выбирающим профессию, но не ученик.

Если вернуться к описанному автором случаю фиксирования появления социального явления – «оптант», увидим, что отношения в профконсультации были иными, поэтому были и соответствующие отношениям люди: выбирающий профессию и консультирующий. И ничего в этом необычного нет. Это норма социальной жизни социально образованных людей – становиться субъектами тех или иных социальных отношений.

Так, например, В. В. Краевский замечал: «…Движение научной мысли в познании явлений обучения по необходимости должно начинаться на социальном уровне. Социальный уровень – первичный, тот, с которого должен начинаться анализ явлений обучения, социальная природа которого никогда не должна упускаться из виду[2]…» [74, c. 54]. Поскольку же обучение отнесено к социальным явлениям, то «учитель», «ученик», как реализующие обучение явления, должны быть отнесены к социальным явлениям. Но следующее его высказывание, что «учитель и ученик при таком подходе выступают в процессе реализации проекта как носители определенных социальных функций, определяемых социальным же отношением…» [74, c. 54], вызывает сомнение в том, что учитель и ученик для автора высказывания являются социальными явлениями. Называя учителя и ученика «носителями социальных отношений», он фактически выводит и учителя, и ученика из социальной сферы, предполагая, очевидно, что учитель и ученик – это соответственно взрослый и ребенок, которые как люди действительно могут быть носителями социальных функций (явлений). И далее, представляя, каким должно быть описание обучения на уровне сущности, он говорит: «…В исходной точке восхождения к конкретному ученик выступает не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция (выделено нами. – В. П. и Т. П.), которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему, определяемую понятиями, отражающими сущность обучения. В этой системе учащийся будет определен лишь с функциональной стороны: как объект преподавания и субъект учения» [74, c. 168]. В данном высказывании еще содержится ошибочное представление об ученике как объекте, но вместе с тем содержание высказывания позволяет сделать аналогичный вывод и об учителе, а именно: при описании учителя на уровне сущности он выступает не как реальный, живой человек, взрослый, а «как весьма «тощая» абстракция». Несмотря на то, что здесь говорится о различии ребенка и ученика (ребенок природное явление, а ученик – социальное) и ученик представляется абстракцией (понятием системы обучения), уже в следующем предложении Краевский говорит об учащемся (ученике) как о человеке (ребенке), определяет его как субъекта учения, стирая различие между учеником и ребенком, отождествляя их. То есть, с одной стороны, различие между человеком (ребенком) и учеником утверждается, а с другой – это различие игнорируется.

Подход к ученику и учителю как к абстракциям не получил в педагогике развития из-за того, что различие между учеником и ребенком, учителем и человеком не доведено до содержательного термина.


[1] «Раскрытие особой качественной определенности социальных явлений, вычленение ее специфики – одно из важных открытий марксизма, имеющее большое значение для дальнейшего развития всего научного знания. Различие между природными и социальными качествами есть различие особого рода» [80, c. 75]. В этой книге В. П. Кузьмин дал корректный научный анализ данному открытию, к ней мы и отсылаем читателя.

[2] Кстати, здесь В. В. Краевский ссылается на К. Маркса: «…и при теоретическом методе субъект – общество – должен постоянно витать перед нашим представлением как предпосылка» [115, c. 38].

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Writing Ride

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий