Социогенные потребности – .

Содержание

Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Например, на основе любознательности ребенка можно формировать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей. Вовторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какойто группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идеологии большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социальнотипические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуальносвоеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 637.
3. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118120.
4. Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностноинформационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.
5. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т 1.С. 12—55.

psyera.ru

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством
психологов потребность определяется
как пе­реживаемая или осознаваемая
человеком необходимость в ка­ком-нибудь
жизненном благе. Потребности принято
разде­лять на две большие группы.
Первая группа потребностей свя­зана
с благами, обеспечивающими жизнь и
существование че­ловека, они называются
биологическими, или витальными. К ним
относятся потребности в пище, отдыхе,
безопасности, сексуальные потребности.
Вторая группа потребностей по­рождена
участием человека в социальной жизни
и ее благами. Они называются социальными,
или социогенными и включа­ют в себя
все потребности, связанные с общением
и разными видами человеческой деятельности
(игрой, познанием, тру­дом). Ш.Н.
Чхартишвили определяет социогенную
потреб­ность как «потребность в
социальных взаимодействиях кон­кретного
содержания».

Существуют
более развернутые классификации
потребнос­тей. Так, П.Н. Симонов в
качестве самостоятельных по происхождению
и базисных по своим характеристикам
выделяет три вида потребностей: витальные,
социальные и идеальные. Социальные в
свою очередь подразделяются им на
потребности «для себя», которые
воспринимаются субъектом как права,
потребности «для. других» (обязанность
делать что-либо для других людей) и
потребности в норме и идеологии. Идеальные
потребности направлены на духовные
объекты и включают в себя познавательные,
эстетические, этические, религиозные
и другие подобные потребности. Наряду
с ними существуют две вспомогательные
потребности: потребность в вооруженнос­ти,
или компетентности, и потребность в
преодолении пре­пятствий на пути к
цели. Первую из них П.Н. Симонов
рассмат­ривает как стремление к
мастерству, к развитию способнос­тей,
к накоплению знаний, позволяющих
контролировать внешнюю среду, а вторую
связывает с волей и считает ее, как и
первую, инструментальной, т.е. проявляющейся
во всякой дея­тельности человека и
связанной со способом ее выполнения.

Витальные
и социогенные потребности нельзя
противопо­ставлять друг другу,
поскольку первые также несут на себе
от­печаток культурных традиции. Это
видно на примере даже та­кой простой
витальной потребности, как потребность
в пище, удовлетворение которой обросло
разными традициями, смыс­лами и иногда
превращается в целый ритуал, В то же
время со­циогенные потребности
качественно отличаются от витальных.
Например, социогенные потребности, как
правило, явля­ются ненасыщаемыми,
т.е. в их динамике трудно зафиксиро­вать
фазу, после которой потребность исчезает.
Но главное от­личие состоит в том, что
социогенным потребностям человек
научается в процессе социализации и
они не могут возникнуть у него сами по
себе без влияния окружающих его людей.
По мнению X.
Хекхаузена, мотив является не чем иным,
как гипо­тетическим конструктом,
которым люди пользуются для объ­яснения
своего или чужого поведения, Из этого
следует, что личность не может использовать
те объяснения, которым она не была
обучена. Так, до описания А. Адлером
комплекса не­полноценности никто не
мог сказать, что он испытывает по­требность
избавиться от комплекса неполноценности.
В связи с этим является не совсем
корректной интерпретация поведе­ния
людей прошедших эпох в терминах
современности.

В
детстве ребенку окружающие его люди
внушают, к чему он должен стремиться и
чего он должен избегать, тем самым
закладывая систему его ценностных
ориентации и соответст­венно иерархию
его потребностей. Передача представлений
о том, что есть благо, может быть прямой,
когда с ребенком ве­дут беседу на тему
«Что такое хорошо и что такое плохо», и
ко­свенной: через личный пример, через
создание условий, бла­гоприятствующих
развитию иерархии потребности. Напри­мер,
для развития познавательной потребности
у ребенка не­обходимо создание богатой
в информационном отношении среды
(географическая карта вместо ковра,
конструкторы вме­сто дорогих, но
малофункциональных игрушек). Помимо
ро­дителей и воспитателей большую
роль в формировании систе­мы ценностей
человека играют средства массовой
информа­ции (телевидение, радио, книги,
газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова,
воздействие на сферу потребностей
развиваю­щейся личности имеет следующую
закономерность: сначала необходимо
обеспечить человека информацией о
социально ценных способах удовлетворения
социогенных потребнос­тей, которая
приведет его к соответствующим видам
деятель­ности; тогда на втором этапе
происходит возвышение, одухо­творенность
потребностей, сформировавшихся ранее.
Напри­мер, на основе любознательности
ребенка можно формиро­вать у него
устойчивую потребность в познании, на
основе стремления его к участию в делах
других людей — альтруисти­ческую
потребность.

Социогенные
потребности имеют общественно-историче­скую
природу и могут меняться на протяжении
длительных отрезков времени. Во-первых,
возможно изменение способов удовлетворения
потребности, Это можно проследить на
при­мере познавательной потребности,
которая вначале могла быть удовлетворена
через непосредственную передачу
ин­формации от одного человека к
другому. Но затем (с развити­ем
письменности, изобретением радио и
телевидения, созда­нием компьютерных
сетей) способы ее удовлетворения так
видоизменились, что можно уже говорить
не об одной, а о це­лой группе
потребностей. Во-вторых, потребность
может ме­нять свое место в иерархии
потребностей, характерных для данного
общества. В каждом обществе существует
своя иерар­хия ценностей, которая
определяется государственным устройством
и его идеологией, поэтому одна и та же
потребность может иметь разный вес в
разных странах. Так, в нашей стране
долгие годы ведущими были коллективистские
потребности, состоящие в стремлении
принадлежать к какой-то группе, не
выделяться из нее, отстаивать ее интересы
иногда вопреки собственным. В настоящее
время в связи с изменением идео­логии
большее значение начинают приобретать
мотивы лич­ностного самоопределения
и самоактуализации.

В
мотивационной сфере каждого человека
можно выделить социально-типические
особенности, характерные для людей его
круга, пола, возраста, страны, национальности,
и индиви­дуально-своеобразные,
обусловленные тем микроклиматом, в
котором он рос и формировался: стилем
семейного воспита­ния, литературой,
которую он читал, влиянием авторитетных
лиц. Соотношение этих двух составляющих
может быть очень различающимся у разных
людей: от типичной структуры мо­тивов
до уникального их сочетания.

Социогенные
потребности представляют интерес не
толь­ко для психологов, но и социологов,
культурологов, психоисториков, так как,
изучая их, можно лучше узнать, чем живет
и к чему стремится тот или иной народ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мерлин B.C.
Лекции по психологии мотивов человека.
Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C.
Потребности и психология социальной
деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.

  1. Проблемы формирования социогенных
    потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.

  2. Симонов ПН. Междисциплинарная концепция
    человека: потребностно-информационный
    подход // Человек в системе наук. М.,
    1989. С. 58—73.

5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность.
М., 1986. Т- 1.С. 12—55.

studfiles.net

Социогенные потребности — это… Что такое Социогенные потребности?



Социогенные потребности
— потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Социальный статус
  • Спонтанная («гастрическая») улыбка

Смотреть что такое «Социогенные потребности» в других словарях:

  • потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПОТРЕБНОСТЬ — состояние недостатка в ч. л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия …   Российская социологическая энциклопедия

  • Трудности в общении — Из многочисл. терминов, обозначающих Т. в О. и имеющих хождение в обиходном и науч. языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психол. барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

psihologiya_cheloveka.academic.ru

VII. ПОТРЕБНОСТИ: ВРОЖДЕННЫЕ — ПРИРОДНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ. Залог возможности существования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОТРЕБНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТЬ

Фундаментальным свойством живой материи являются тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и приспособлению себя к среде и среды к себе, то есть к развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ. Потребность оказывается свойством живых существ, производным от специфической для живой материи тенденции активно сохранять и воспроизводить себя как обособившуюся цельность в условиях породившей и формирующей ее среды, свойством, проявляющимся их (живых существ) взаимодействием со средой, способствующим самосохранению, самовоспроизведению и развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Потребность человека свойство, делающее его зависимым от наличия тех или иных определенных, породивших и формировавших его природных и общественных условий (объектов потребности), временный недостаток которых побуждает человека к деятельности по их приобретению, а постоянное отсутствие приводит к его собственному изменению, заключающемуся в утрате этого свойства или гибели, когда такая утрата не совместима для него с жизнью.

Сокращенно это определение выглядело бы так.

Потребность — производное фундаментального свойства живой материи — тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и развитию, проявляющееся полезным для жизни взаимодействием живых существ со средой.

Человеческая потребность — свойство человека, выражающееся зависимостью от сформировавших его конкретных условий среды, временное отсутствие которых побуждает его к деятельности по их приобретению, а постоянное, приводит либо к изменению человека утратой этого свойства, либо оказывается причиной его гибели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ. Условия биологической и общественной среды, породившей и сформировавшей человека таким, какой он есть в данный конкретный момент, без которых его существование, как такой, а не иной цельности, невозможно являются объектом потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Овладение человеком достаточным количеством объектов потребности есть удовлетворение потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Недостаток у человека объектов потребности является неудовлетворением потребности и соответственно может быть большим или меньшим.

Неудовлетворение потребности вызывает состояние, называемое напряженностью.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НАПРЯЖЕННОСТЬ. Напряженность -состояние, вызываемое неудовлетворением потребности.

Напряженность может реализоваться деятельностью человека по поиску, добыванию, созданию и использованию объектов потребности, то есть деятельностью по ее удовлетворению — полезной деятельностью.

С удовлетворением потребности исчезает и напряженность.

ОТКАЗ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ. НЕПОЛНЫЙ ОТКАЗ. “ТРУДНОЕ СОСТОЯНИЕ”. Человек может по тем или иным причинам отказаться от деятельности по удовлетворению потребности. Напряженность может не реализоваться полезной деятельностью.

Не реализованная, в случае полной утраты перспективы реализоваться, эта напряженность сохраняется, пока сохраняется потребность и становится ‘Трудным состоянием” (И.П. Павлов).

Это “трудное состояние” либо оказывается процессом нервно-соматической перестройки, приводящей к утрате потребности, либо приводит к гибели, если утрата потребности не совместима с жизнью.

Если утрата перспективы реализовать потребность не полная, то утраты потребности не происходит. “Трудное состояние” остается нервно-соматическим процессом, разрушительным для человека.

Как ясно из определения, потребности человека формируются в процессе его филогенетического и онтогенетического развития в природной и общественной среде.

Потребность значит возможность! Для нас очень важно, что биологическая потребность возникла вследствие наличия в среде ее объекта — вещества, из которого строил, или средства при помощи которого строил, сохранял и воспроизводил себя организм человека и его предков.

Понятно, что биологическая потребность бывает только в том, что в природе есть, и биологической потребности в том, чего в природе нет, быть не может.

Для нас очень важно, что и приобретенные, в том числе социогенные (сформированные в процессе жизни среди людей, в обществе), специфически человеческие по их объекту или способу реализации (удовлетворения) потребности, складываясь под влиянием уже до их становления существующих условий. Это значит, что и приобретенные, социогенные потребности могут быть потребностями только в реально существующих условиях, или в условиях, которые в обществе реально существовали.

Подлинная потребность — это всегда потребность в возможных или бывших возможными и потому переживаемых возможными условиях. Это — очень важно. Это и обнадеживает, и вооружает.

Важно понять, что потребностей, объектов которых не существовало, просто не бывает.

Существенно сразу отметить, что и биологические, и социогенные потребности формируются только после того, как их объект в филогенезе, онтогенезе, в жизни человека уже использовался. Поэтому, как только потребность сформирована, ее неудовлетворенность оказывается сигналом удовлетворения.

Неудовлетворенность — сигнал удовлетворения. Этот сигнал вызывает соответствующую сигнализируемому явлению активность. Подготовительную активность организма, нервную, вегетативную, гуморальную, двигательную. Поведенческую деятельность человека по добыванию объекта потребности, при наличии соответствующего навыка, если объект самостоятельно использовался при жизни.

ПРИМЕР № 51. ПРЕЖДЕ ХЛЕБ, ПОТОМ ГОЛОД. Потребность в кальции — результат того, что кальций был в природе и стал необходимой частью нашего тела. Недостаток в нас кальция вызывает врожденную, безусловную, нервную активность, протекающую по путям, сформированным до рождения. Эта активность вызвана раздражением соответствующих рецепторов кровью, “голодной кальцием”. Врожденно сигнализируемая реакция организма подготавливает к его (кальция) получению. Иными словами недостаток кальция сигнализирует его получение.

Тогда ребенок, все сующий в рот, “инстинктивно”, методом проб и ошибок находит кальций, ковыряя стенку, съедая мел, уголь.

Только Чебурашка ищет друзей, едва вылезши из ящика с апельсинами. Мы же прежде привыкаем к материнскому теплу, научаемся общаться со сверстниками в ясельной группе, приобретаем друзей в детском саду, находим друга в учительнице начальных классов, а только потом, по тем или иным причинам оторванные от друзей, начинаем искать их.

Имея друзей, мы приобрели потребность. Разлученные -испытываем неудовлетворенность, сигнализирующую нам возможность удовлетворения. И теперь ищем друга, в качестве объекта сформированной в обществе потребности.

Именно поэтому я писал, что, в соответствии с нашим опытом, с нашей сигнальной деятельностью, пока у нас есть потребность, для нас есть и возможность ее удовлетворения.

Утрата потребностиинструмент жизни. Если объективно возможности удовлетворения в сложившихся неизбежных для нас условиях нет, то только в поиске путей удовлетворения потребности мы приобретаем достаточный опыт “отказов”, боли, обнаруживающий нам объективную, практически затверженную, невозможность удовлетворения.

Только боль отказов, перевесив на весах наших чувств жажду, обнаруживает нам невозможность достижения нужного.

Тогда неудовлетворенность перестает быть сигналом удовлетворения. Перестает вызывать соответствующую данной потребности активность. Сама потребность перестает существовать как свойство, делающее существование без ее объекта невозможным и побуждающим к активности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УТРАТА ПОТРЕБНОСТИ. Утрата потребности — состояние человека, при котором существование без объекта потребности перестает быть невозможным, неудовлетворенность потребности перестает быть сигналом удовлетворения, перестает вызывать напряженность и соответствующую данной потребности активность.

Если утрата потребности совместима с жизнью, то мы становимся в человеческом плане несколько иной цельностью, изменяемся.

Отмирание потребности болезненно. Словами не производится. Его нельзя сыграть. До него приходится дожить. Но, когда потребность утрачена, утрачена и неудовлетворенность.

Освоенная практически невозможность — есть смерть потребности. Только со смертью потребности для нас пропадает возможность ее удовлетворить. Но это и конец страданию, вызывавшемуся ее неудовлетворенностью.

Так как объективные условия существования человека меняются и он меняет свои условия, то случается, что действительность диктует необходимость утраты той или иной потребности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Классификация потребностей и мотивов | PSYERA

Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.

Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.

По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.

По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.

В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.

Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.

В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности — некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.

В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.

Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.

Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным — внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.

Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.

Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.

В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию — это содействие его смыслообразующим процессам.

psyera.ru

Потребности личности — социальные, психологические, духовные

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться  на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых  маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

psihomed.com

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОПОДЧИНЕНИЯ АКТИВНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Мы разобрали принципиальный физиологический механизм, благодаря которому приобретенные, социогенные, специфические человеческие потребности, вернее, активности, вызванные их неудовлетворенностью, подчиняют себе активности, вызванные неудовлетворенностью врожденных потребностей.

Теперь надо сказать, что, когда достижение объекта одной из приобретенных потребностей создает условия, без которых невозможно удовлетворение другой приобретенной, то активности, реализующие эти различные социогенные потребности, соподчиняются так же.

Например, и потребность в заботе о другом (отдать другому, а нередко и взять у другого, для его, а не только своей пользы), и потребность использовать другого являются социогенными, приобретенными в обществе. Но забота о другом оказывается залогом возможности использовать при острой необходимости помощь другого.

Люди, имеющие достаточно адекватно сформированные для жизни среди людей потребности, не пренебрегая предлагаемой им помощью, никогда не злоупотребляют ею, не претендуют на нее («мне никто ничего не должен!») и предпочитают все-таки заботиться о других, прежде, чем принимать заботу о себе.

Забота о других в качестве объекта потребности подчиняет себе активность по осуществлению потребности использовать другого.

ПРИМЕР № 86. БЕРЕГИ ЖЕНУ — ПОЛЮБИШЬ ТЕЩУ! Должно быть вы тоже обратили внимание на то, что, сделав другому что-то хорошее, мы чувствуем к нему большую симпатию, нам кажется, что он лучше к нам относится. Сделав дурное, начинаем хуже относиться к человеку, “чувствуем” его отрицательное отношение к нам. При этом он может быть ни нашего дурного, ни хорошего не заметил. Может быть, не знает, что мы к этому дурному или хорошему причастны. Может быть вовсе своего отношения к нам не менял.

Чем больше хорошего вы делаете супругу, тем лучше относитесь к его родителям. Чем больше портите его жизнь, тем больше не любите его родителей. Правило это в обратную сторону, как и все правила, силы не имеет. Нелюбовь к родителям супруга или любовь к ним не значит, что вы плохо или хорошо относитесь к супругу.

Собираясь сделать другому приятное, мы начинаем чувствовать его доброжелательство. Едва замыслив плохое — испытываем его неприязнь, хотя в нем еще ничего не изменилось.

Это примеры соподчинения активностей по удовлетворению приобретенных при жизни потребностей.

Теперь надо напомнить, что вся жизнедеятельность человека есть конкуренция мотивационных и условнорефлекторных активностей. Конкуренция за воспринимающие аппараты, за проводящие, тонизирующие и эффекторные нервные пути, за влияние на внутренние органы и двигательные комплексы, за управление поведением.

Доминирующая активность может подчинить себе весь организм и все поведение человека, и своей активностью не допускать формирования скрытых доминант. Но она же может овладеть только тем или иным комплексом эффек-торных или других структур и образованию скрытых доминант не препятствовать. Тогда последние, потенцируя реализуемую доминанту, могут до времени обусловливать извращенное реагирование на сигналы, требующие осуществления скрытой доминанты.

Именно такое по физиологическому механизму происхождение имеют истерические выпадения функций: афония, парезы конечностей, истерические параличи, выпадение из памяти целых пластов событий, связанных общим, индивидуально значимым содержанием — истерическая амнезия. Таково происхождение псевдодеменции, истерического пу-эрилизма, таков механизм формирования негативных симптомов при шизофрении.

ПРИМЕР №87. СОВПАДЕНИЕ ИЛИ ТОРМОЖЕНИЕ ТОРМОЗЯЩЕЙ МОТИВАЦИИ? У меня есть ничем не проверенная догадка, построенная на результатах анкетирования (опросником Леонгарда), результатах анализа поведения и анамнестического расспроса страдающих рассеянным склерозом, что в основе этого заболевания, вероятно наряду с другими, мне неизвестными, лежит тот же физиологический механизм, приводящий к глубокому внутреннему торможению иногда даже жизненно важных функций.

Все, страдающие рассеянным склерозом обнаруживали достоверную значительную акцентуацию по демонстративности, в их поведении бросались в глаза истерические черты, в анамнезе нередки были типичные для истерика, вытекающие из эгоцентризма конфликты и истерические способы их разрешения.

Исследование не носило специального систематического характера, и, к сожалению, от него не сохранилось ничего, кроме выводов или впечатления.

Эта догадка запечатлелась еще и потому, что, дважды мне, тогда начинающему психиатру с дремучей бородой и легендарной в сельском районе, где я работал, репутацией “гипнозера”, пришлось лечить женщин, страдающих рассеянным склерозом, инвалидов 2-й группы.

После общеобнадеживающего однократного сеанса гипноза я назначил им курс никотиновой кислоты. Одной -в порошках по 0,1 х 3 раза в день, в течение месяца. Другой — внутривенно (5% раствор никотината натрия) по 1,0 с глюкозой через день, 10 инъекций. И обе почувствовали себя «совершенно здоровыми», хотя до того из-за множественных порезов не вставали с постели. Одна из них слегла вновь через год. С другой я больше не встречался, но знаю, что она была клинически здорова и через два года, когда я из этого района уехал.

Я ли им помог? Чем? Может быть это было совпадение? Я не знаю.

Никотиновая кислота была, как мне представлялось, в обоих этих случаях средством, скорее впечатляющим сосудистой реакцией на нее, то есть опосредующим косвенное внушение, а не вызывающим положительных соматических сдвигов непосредственно.

Все стало бы понятным, если допустить, что я лечил истериков или что здесь действует тот же механизм.

Тогда и моя борода, и репутация, и сеанс гипноза, и реакция на никотиновую кислоту, и все, что вместе называют надеждой, выступая в качестве сигнала возможности удовлетворения всех жизненно важных нужд, формируя мощную доминирующую мотивационную функциональную систему, затормозили какую-то тормозящую мотивацию и так оказали растормаживающее влияние на какую-то неизвестную мне мотивацию. (Я тогда этого не понимал, и вел себя интуитивно.)

Благодаря этому растормаживанию прежде ставшие вытормаживающими, ведшие к выпадению функций раздражители вновь приобрели (у одной временно, у другой — не знаю) свое первое сигнальное значение. Они перестали вызывать и усиливать выпадение сигнализируемых функций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о