Социометрическое исследование класса: Социометрия для школьников (образец)

8А Социометрическое исследование

  1. Структура эмоциональных отношений в группе.

Статус «звезда» имеют 1 учащихся – Работкевич Д.

Статус «предпочитаемые» имеют –15 учащихся.

Большинство учащихся имеют статус «принятые» — 9 человек.

Статус «изолированные» —2 учащихся — Елисеев Н., Багир

2.Отрицательные выборы.

Статус «звезда» не имеет никто.

Статус «предпочитаемые» имеют 11 учащихся.

Статус «принятые» имеют 12 учащихся.

Статус «изолированные» имеют 4 учащихся.

Интерпретируя результаты можно предположить, что Елисеев Н., Багир являются на фоне достаточно благоприятной эмоциональной структуры в группе неформальными отрицательными лидерами или возможен конфликт в классе либо являются в группе «козлами отпущения». Положительной «звездой» является Работкевич Д. можно предположить, что она обладает в данной группе психологическим влиянием.

2.

Коэффициент взаимности КВ по формуле:

*100%

где В – число взаимных выборов в классе.

*100%=70%

Вывод: Коэффициент взаимности равен 70%, он свидетельствует о контактной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность класса. В исследуемом классе значение коэффициента взаимности выше среднего.

3. Коэффициент оптимизации:

Коп = ((Ппр + Пне пр)/2)*100%,

где Пне прчисло не принятых.

Коп=((12+4

)/2) *100%=800%

Вывод: в данном классе выше среднего уровень оптимизации.

4. Коэффициент изолированности.

Ки=(Пи/п)*100%,

где Пи – число изолированных.

Ки = (2/27)*100%=7,4 %

Вывод: в данном классе низкий уровень изолированности.

5. Коэффициент звездности:

Кзв=(Пзв/п)*100%,

Кзв=(1/27)*100%=3,7%

Вывод: в данном классе низкий уровень звездности.

6. Коэффициент коммуникативности:

Кк=(Пк/п)*100%,

где Пк — число членов группы, вошедших в микрогруппы.

Кк=(24/27)*100% = 89%.

Вывод: Коэффициент коммуникативности составил 89%, что говорит о том, что в классе развиты на высоком уровне структуры межличностных отношений, осуществляется обмен идеями, интересами, настроениями, мыслями, чувствами.

7. Суммарный коэффициент благоприятности психологического климата.

К6пк.= (Квк)/2

К6пк = (0.70 + 0.89)/2=0,78

Вывод: В исследуемом классе преобладает атмосфера взаимного внимания, уважения, преобладает высокая внутренняя дисциплина, принципиальность и ответственность, требовательность к себе и другим, что подтверждается значением суммарного коэффициента благоприятности психологического климата, который равен 0,78.

Протокол социометрического исследования

Класс: 8 «А»

Классный руководитель: Бельмач Н.И.

Дата проведения:21.03.2012

Метод исследования: социометрическое исследование.

Анализ психометрических данных позволяет констатировать:

В психологическом исследовании межличностных отношений

в классном коллективе по поводу учебной деятельности приняли участие 27 учащихся 8 «А».

1. Результаты исследования показали:

КВ (коэффициент взаимности) – 70%

ИИ (индекс изолированности) – 7,4%

КЗВ (коэффициент звёздности) – 3,7%

КК (коэффициент коммуникативности) -89%

2. Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классного коллектива. Значительный процент учащихся 8 «А» класса занимает лидирующее и устойчивое положение в классном коллективе.

3. Из сферы общения выпало 7,4 % учащихся 8 «А» класса, имеющих ограниченный круг общения, что указывает на резервы в повышении эффективности воспитательной работы в классном коллективе.

4. Рост числа учащихся в крайних статусных категориях свидетельствует о избирательности в сфере личных взаимоотношений.

Рекомендации по улучшению межличностного взаимодействия в детском коллективе

  • Вовлечение изолированных учеников в интересную деятельность, способствующую повышению их социометрического статуса, используя разовые школьные поручения, игры

  • Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение учащегося (преодоление неуспеваемости)

  • Проведение беседы с родителями, направленной на вовлечение изолированных детей в разнообразную внешкольную сеть образовательных учреждений (спортивные секции, кружки), где есть возможность завоёвывать более устойчивый статус в новой структуре межличностных отношений.

  • Способствование развитию взаимной симпатии в межличностных отношениях между членами группы.

  • Учить замечать достоинства каждого члена группы.

  • Формирование нравственных отношений между учениками.

  • Предложить авторитетным свертстникам поддерживать изолированного ученика

Педагог-психолог Дулинец О.В.

1. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


1. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений. Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Платонов выделил 2 основания для дифференциации психологических наук: 1. Внутренние – разнообразие проявлений психики 2. Внешние – связь психологии с другими наукам}и. Соответственно этим основаниям психологию можно разделить на: 1. Теоретическую: общая, история, философия, методология 2. Отраслевая: развития, зоопсихология, психогенетика, нейропсихология, психофармакология, педагогическая, обучения, воспитания, медицинская, детская, клиническая, труда, спорта, военная, космическая, авиационная, юридическая, общественная.
Ананьев – схема основных проблем и наук о человеке: 1. Индивид и его онтогенез – общая, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихология 2. Личность и ее жизненный путь — общая, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, отношений, психологическое учение о мотивации 3. Субъект деятельности – познания, творчества, труда, общая, генетическая. Практическая психология – интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности. В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека. Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны, но и в масштабе всей планеты. Исторически первой развитой формой психологической помощи людям был психоанализ.
Практическая психология может быть разделена на: 1. индивидуальности 2. взаимоотношений и взаимодействий в группе 3. профессиональной деятельности 4. личной и обыденной жизни. Каждая часть практической психологии имеет свой набор методов и способствует достижению определенных результатов. Психология объединяет биологические и социальные науки: 1. По понятийному аппарату происходит из философии 2. Методы использует из естественных наук 3. Задачи решает социально-педагогические Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В общественных науках: потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться зависит от психологических особенностей этих людей. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, политической и юридической науками приводят к постановке психологических проблем. Особое значение приобретают психологические факторы когда от общих законов исследователь переходит к специальным, от глобальных проблем — к частным. В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от психологических особенностей больного. Психологические свойства могут выступать и в качестве фактора сопротивления болезни, фактора, обеспечивающего устойчивость к ней. Некоторые психические состояния сами могут быть причиной болезней – психосоматических. Необходимо также изучать воздействие фармакологических веществ на психику как больного, в том числе и психического, и здорового человека. В педагогических науках: цель воспитания – наиболее полное раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Необходимо изучение процесса формирования личности: ее направленности, способностей, мировоззрения, творческого потенциала. Для оптимизации обучение необходимо знание о закономерностях психических процессов: восприятия, памяти, мышления. В технических науках: потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации.

Скачать 0,74 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психология и жизнь: социометрический метод



Значение социометрии

            Socio (лат.) означает «социальный» или «Отношения».

            Metrum (лат.) означает «Измерение».

            измерением межличностной связи между двумя людьми является социометрия

(J.L. Морено, 1951).


Определение социометрии 

            Метод изучения структуры группы и измерение статуса каждого человека называется социометрией. Это измерение социальных отношений, существующих между членами группа. Этот метод социальных исследований признает, что люди выбор. Этот выбор (положительный и отрицательный) не только определяет нашу социальную отношения, но и степень этих отношений.


Выбор – Мы сидим с в классе

Мы можем пообедать с

Мы любим делиться всем с


Социометрический метод

            Основное требование социометрии является социометрическим тестом. Тест также иметь несколько реквизитов:

1.         Респондент или субъект должны быть проинформированы об ограничениях группы.

2.         Субъект должен иметь неограниченное альтернативы.

3.         Принятие или отклонение человека субъект должен быть по заданному конкретному критерию.

4.         Группа должна быть реорганизована на основе результатов теста.

5.         Принятие или неприятие людей субъектом должно основываться на ее/его личном мнении и не должно разглашаться к любому.

6.         Социометрический критерий (Вопросы/утверждения) должны быть ясно поняты субъектом в письме и дух.


Социометрический критерий

            Выбор является основой социометрии и выбор основан на критериях. Критерием, на котором основывается выбор, является называется «социометрическим критерием», который может быть утверждением или вопросом. Это описывает размеры и степень межличностных отношений в расследование.


Критерий может быть положительным или отрицательным.

1.         Положительный – Критерий, выявить положительные результаты, такие как «Хотите ли вы участвовать в обсуждении в классе?». Обнаруживает принятие.

2. Отрицательный – Критерий, который имеет тенденцию выявлять отрицательные результаты, такие как «Имя студент, с которым вы не хотели бы сидеть». Обнаруживает отклонение .


Процедура

            Выбранный социометрический критерий дается респонденту, и его / его выбор задается на основе данного критерий. Точно так же другие члены группы проверяются по тому же критерию. Наконец, их ответы представлены диаграммой, известной как «Социограмма».


Социограмма

            Социограмма представляет собой Результаты социометрического метода. Это визуальное представление отношений среди членов группы. «Социограмма» — отличный метод поверхностное понимание взаимоотношений членов группы.

                                                                                                                                                               Образец


Использование социометрического метода

1. Для исследований в области социологии, социальных психология и другие общественные науки.

2.         Для изучения, диагностики и прогнозирования динамика группового и социального взаимодействия (Albani Laguna, 2018).

3.         Используется для обнаружения шаблонов отношения, т. е. положительные или отрицательные.

4.         Помогает в определении структур и подразделения группы.

5.         Помогает улучшить взаимное отношения между учащимися класса.

6.         Для определения существования физического лица в группе.

7.         Изучить степень групповой идентичности.

8.         Используется в учебных заведениях, службы обороны, профессиональные и все другие учреждения, где группа участвуют лица.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС С ПОДДЕРЖКОЙ ШКОЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Adler, P. A. & Adler, P. (1998). Сила сверстников: предподростковая культура и идентичность. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

Апинунтавеч, С., Сери, П., Хассадинрат, М., Ваттананонд, С., и Порнноппадол, К. (2015). sukkhaphāp čhit rōngrīan: khūmư̄ kāndulǣ chūailư̄a nakrīan thī mi khwāmtōngkān phiset nai rōngrīan rūam sangkat Krung Thēp Maha Nakhō̜n [ Школьное психическое здоровье: руководство по уходу для помощи учащимся с особыми потребностями в участвующих школах. Под Бангкоком.]. Бангкок: пресса Прайонсарнтай.

Ашер, С. Р. и Додж, К. А. (1986). Выявление детей, отвергнутых сверстниками. Психология развития. 22, 444-449.

Бахар, Х. Х. (2010). Влияние пола, воспринимаемой социальной поддержки и социометрического статуса на успехи в учебе. Procedia Социальные и поведенческие науки. 2, 3801–3805.

Берндт, Т.Дж. и Киф, К. (1995). Влияние друзей на адаптацию подростков к школе. Развитие ребенка. 66, 1312–1329.

Чутаи, П. (1995). jìt-dtà-wít-tá-yaa gaan rian gaan sŏn [Психология преподавания]. Бангкок: Tonaor Grammy

Coie, JD, Dodge, K.A. и Coppotelli, H. (1982). Размеры и типы социального статуса: межвозрастная перспектива. Психология развития, 18, 557–570.

Куперсмит, С. (1981). Предпосылки самооценки (2-е изд.). Пало-Альто, Калифорния, издательство психологов-консультантов.

Де Брюйн, Э. Х. и Силлессен, А. Х. Н. (2006). Популярность в раннем подростковом возрасте: просоциальные и антисоциальные подтипы. Журнал подростковых исследований, 21, 1–21.

Департамент психического здоровья. (2012). вай риан хриат сасом кха туа тай пи ла ннгроуичхетсип кхон [Напряженный школьный возраст приводит к самоубийству 170 человек в год]. Получено с http://www.thairath.co.th/content/289.1326

Департамент психического здоровья. (2019). rư̄ang nā hō̜ вонг! phœi yō̜t dek sōprưksā sukkhaphāp čhit phung สพฐ. chhi rōngrīan kǣ panhā [Обеспокоенный большим количеством детей, обращающихся за психологической помощью, OBEC помогает школам справиться с проблемами]. Получено с https://www.dmh.go.th/news-dmh/view.asp?id=29897

DeRosier, ME, Kupersmidt, JB & Patterson, CJ (1994). Академическая и поведенческая адаптация детей как функция хронического и близкого отторжения сверстниками. Развитие ребенка. 65, 1799–1813.

Дурлак, Дж. А., Вайсберг, Р. П., Дымницки, А. Б., Тейлор, Р. Д. и Шеллингер, К. Б. (2011). Влияние улучшения социального и эмоционального обучения учащихся: метаанализ универсальных вмешательств на базе школы. Развитие ребенка. 82, 405–432.

Эриксон, Э. (1968). Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк: Нортон.

Фантуццо, Дж., Секино, Ю. и Коэн, Х.Л. (2004). Изучение вклада интерактивной игры со сверстниками в основные компетенции в классе для городских детей Head Start. Психология в школах. 41, 323–336.

Френч, округ Колумбия, и Конрад, Дж. (2001). Отсев из школы, прогнозируемый неприятием сверстников и антиобщественным поведением. Журнал исследований подросткового возраста. 11, 225–244.

Джитардан, Р. (2018). patčhai thī samphan kap sathāna thāng miti sangkhom khō̜ng nakrīan chan matthayommasưksā tō̜n ton [Фактор, связанный с социометрическим статусом учащихся средней школы]. Магистерская диссертация. Детская, подростковая и семейная психология. Университет Махидол.

Катумарн, П. (2007). phatthanākān wairun [Развитие подростков]. Получено с http://www.psyclin.co.th/new_page_56.htm.

Лафонтана, К.Х., и Клиессен, А.Х.Н. (2002). Восприятие детьми популярных и непопулярных сверстников: мультиметодная оценка. Психология развития. 38(5), 635-647.

Аренда, А.М., Кеннеди, Калифорния, и Аксельрод, Дж.Л. (2002). Детские социальные конструкции популярности. Социальное развитие. 11(1), 87-109.

Лернер, Р. М., и Стейнберг, Л. (2004). Справочник по подростковой психологии В (Том 2).

Маассен, Г. Х., Аккерманс, В., и Ван дер Линден, Дж. Л. (1996). Двумерное определение социометрического статуса с рейтинговыми шкалами. Исследования малых групп. 27, 56–78.

Маслоу, А. Х. (1970). Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Матмасан, К. (2008 г.). patchai thī mi phon tō̜ sukkhaphāp chit khō̜ng khō̜ng khō̜ng nakrīan chūang chan thī sam chan pī thī nưng nai khēt ha chhangwat chāidǣn phāk tai [Эффективное психическое здоровье студентов Matthayomsuksa 1 на южной границе Зона 5 провинций]. Диссертация по образованию. Измерение образования, Университет Таксин.

Муадиад, В. (2008). patchai thī mi phon tō̜ sukkhaphāp chit khō̜ng khō̜ng khō̜ng nakrīan chūang chan thī sam chan pī thī nưng nai khēt ha chhangwat chāidǣn phāk tai [Эффективное психическое здоровье студентов Matthayomsuksa 1 на южной границе Зона 5 провинций]. Магистерская диссертация по образованию. Образовательное измерение. Университет Таксин.

Муадиад, В. (2013). патчаи тхи самфан кап тхакса чивит кхонг накриан чан пратхомсукса пи тхи хок най рунгриан сангкат тхэтсабан накхон чангват сонг кхла [Факторы, влияющие на жизненные навыки учащихся начальной школы де 6 при митрополите, провинция Сонгкхла]. Магистерская диссертация по образованию. Университет Таксин.

Ньюкомб, А.Ф., и Буковски, В.М. (1984). Продольное исследование полезности социальных предпочтений и социометрических классификационных схем социального воздействия. Развитие ребенка. 55, 1434–1447.

Ньюкомб, А.Ф., Буковски, В.М., и Патти, Л. (1993). Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса. Психологический вестник. 113, 99-128.

Нитичан, В. (1996). kānsưksā panhā kān prap tūa khōng nakrīan chan matthayommasưksā pī thī sam nai rōngrīan sangkat krom sāman sưksā Krung Thēp Mahā Nakhō̜n [Три ученика в школах, находящихся в ведении Департамента общего образования, Бангкок Мегаполис]. Магистерская диссертация по образованию. Университет Чулалонгкорн.

Палосилп, П. (1991). gaan săm-rùat bpan-hăa gaan bpràp dtua nai dèk wai rûn · grung tâyp má-hăa ná-kon [Обзор проблем адаптации у подростков, Бангкок]. Диссертация по образованию. Университет Чулалонгкорн.

Паркхерст, Дж. Т., и Хопмейер, А. Г. (1998). Социометрическая популярность и популярность среди сверстников: два разных измерения статуса сверстников. Журнал раннего подросткового возраста, 18, 125–144.

Рэй, Г. Э., Коэн, Р., Секрист, М. Э., и Дункан, М. К. (1997). Связь агрессивного и виктимного поведения с социометрическим статусом и дружбой детей. Журнал социальных и личных отношений, 14 (9)5), 96-108. doi:10.1177/0265407597141005

Родкин П.К., Фармер Т.В., Перл Р. и Ван Акер Р. (2006). Они классные: социальный статус и поддержка группы сверстников для агрессивных мальчиков и девочек. Социальное развитие, 15, 175–204.

Рубин, К. Х., Чен, X., Макдугалл, П., Боукер, А., и Маккиннон, Дж. (1995). Продольный проект Ватерлоо: прогнозирование внутренних и внешних проблем подростков в раннем и среднем детстве. Dev Psychopathology, 7, 751–764

Райчен, Д. С., и Салганик, Л. Х. (2003). Компетенции для успешной жизни и нормального функционирования общества. Hogrefe Publishing GmbH: Кембридж.

Сандстром, М.Дж., и Закриски, А.Л. (2004). Понимание опыта отказа сверстников.

Шрипетч, К. (2001). bpàt-jai têe mee t-tí pon dtòr paa-wá seum sâo nai wai rûn [Факторы, влияющие на подростковую депрессию]. Магистерская диссертация по сестринскому делу. Сестринский уход за здоровьем сообщества. Университет Махидол.

Уэнгаамфон, Дж., Порноппадол, К., Апинунтавеч, С., и Пукпиньо, А. (2018). bpàt-jai kwaam săm-rèt nai gaan gòr dtâng ngaan sùk-ka-pâap jìt rohng rian · nai rohng rian săng-gàt grung tâyp má-hăa ná-kon [Факторы успеха для создания школьной программы психического здоровья в столичных школах Бангкока]. Журнал педагогических исследований Педагогического факультета Университета Сринакаринвирот.

Добавить комментарий