Социометрия цель методики: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

Методика социометрии — 📙 Философия

  1. Суть социометрической методики
  2. Социометрия является одним из популярнейших методов определения межличностных отношений.
  3. Особенности социометрических процедур
  4. Формы проведения социометрической процедуры

Под социометрическим методом подразумевается ситуативный инструмент., применяемый к уникальной и неповторимой ситуации. 

Социометрический метод диагностирует, подыскивает наиболее актуальное, для определенной группы или клиента, приемы, настраивается на реальность. С помощью метода проверяются понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию ее участниками.

Под социометрическими методиками подразумеваются определенные тесты или анкеты, с помощью которых определяются взаимоотношения между людьми, степень их сплоченности, коллективизм, совместимость, уровень организации и управления группы, а также другие ее качества.

В социометрии, полученные данные подвергаются статистическому анализу, позволяющему выявить искомые показатели, которые касаются уровня, тенденций развития группы.

 

Термин «социометрия» начали употреблять в XIX столетии, когда наблюдалась тенденция применения математических методов в исследовании социальных явлений. 

Под понятием «социометрия» подразумевается психологическая теория общества, разработчиком которой был ученик Фрейда Джекоб Морено. 

Под методикой социометрии понимают особую систему экспериментальных методов (социально-психологических тестов), которые применяются для анализа, оценивания межличностных отношений, эмоциональных связей в небольшой группе. 

Социометрическая методика — это процедура, предполагающая проведение качественного, количественного анализа эмоциональных, социальных связей, которые устанавливаются между членами группы — трудовой, учебной, постоянной, временной и т.д. 

Методика социометрии позволяет измерить уровень сплоченности либо разобщенности группы. С ее помощью можно выявить социометрический статус каждого члена, состоящего в определенной группе, а также обнаружить образования внутри группы. К последним относятся подгруппы, имеющие своих неформальных лидеров.

Цель социометрической процедуры заключается в измерении степени сплоченности либо разобщенности в группе, а также выявлении, так называемых, «социометрических позиций». Социометрическая процедура направлена на то, чтобы выявить авторитет членов группы, исходя из признаков симпатии или антипатии. На крайних позициях всегда находятся:

  • общепризнанный лидер группы;
  • человек, который отвергнут группой.

Социометрическая процедура необходима для обнаружения внутригрупповых подсистем и сплоченных образований, возглавляемых неформальными лидерами.

Использование социометрической методики, позволяет проводить измерение авторитета как неформального, так и формального лидеров. Оно необходимо для перегруппировки людей в командах с целью снижения напряженности в коллективе, которая возникает из-за того, что некоторые члены группы испытывают взаимную неприязнь друг к другу.

Проводится социометрическое исследование групповым методом. Его осуществление не отнимает много времени. На все отводится до пятнадцати минут. Методика социометрии требует основательной предварительной подготовки. Она задействуется в прикладных исследованиях, в тех, что связаны с совершенствованием отношений в коллективе. 

Данная методика не относится к числу тех, которые радикальным способом решают внутригрупповые проблемы. Как правило, их необходимо искать не в симпатиях, антипатиях членов группы, а разбираться в более глубоких причинах. 

На уровень надежности процедуры оказывают влияние главный фактор — правильный выбор критериев социометрии, диктуемый программой исследования и предварительным ознакомлением со спецификой группы. 

Социометрическое исследование предполагает следующую последовательность действий — определяется задача и выбираются объекты измерений, формируются главные гипотезы и положения, которые касаются возможных критериев опроса членов групп. Анонимность исключается. В противном случае социометрия не будет настолько эффективной, как хотелось бы.

Главная задача исследователя социометрии заключается в том, чтобы обеспечить достоверность полученных результатов. Для этого необходимо расположить к себе членов коллектива, сделать все возможное, чтобы они были заинтересованы в результатах исследования. 

Люди должны быть уверенными в том, что полученная информация не станет достоянием лиц, для которых она не предназначается. 

Желательно, чтобы социометрия проводилась в обособленном помещении, без участия посторонних лиц, в том числе вышестоящих начальников.

Особое внимание уделяется определению целей исследования. К ним могут относиться выявление лидеров, обнаружение микрогрупп, изучение сплоченности коллектива. Выдвигаемые вопросы могут быть как формальными, так и неформальными. 

Формальные вопросы направлены на то, чтобы изучить взаимоотношения в той сфере деятельности, которой занимается конкретный коллектив. 

Социометрическая процедура проводится в двух формах — непараметрической и параметрической.  

При непараметрической процедуре, испытуемый не ограничивается в числе выборов. Он может записать в карточку всех членов группы. Непараметрическая процедура позволяет, в полной мере, дать оценку эмоциональной экспансивности каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Однако следует заметить, что применение непараметрической процедуры является нерациональным по отношению к большим группам, поскольку для обработки результатов потребуется задействование вычислительной техники. При непараметрической процедуре большая вероятность случайного выбора. 

Параметрической процедуре присуще ограниченное количество ответов («социометрическое ограничение», «лимит выборов»). Поэтому исключается вероятность случайного выбора. У испытуемого есть возможность выбрать, строго ограниченное, число людей. 

Благодаря «социометрическому ограничению», удается повысить надежность исследования, стандартизировать результаты и сравнить данные, которые были получены в разных группах.

Также облегчается обработка материала. 

Однако параметрическая процедура не позволяет раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Она показывает лишь связи, являющиеся субъективно значимыми.

 

 

Методика «Цветовая социометрия» | Psylist.net

Проективная техника – методики тесты рисунки проекции ↓

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

  • 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
  • 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
  • 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
  • 4-й – как второй;
  • 5-й – как первый.

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Содержание

Инструкция (дается по ходу выполнения задания)
  1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
  2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
  3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
  4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т.д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты.
Примечания:
  1. Не все квадраты могут быть заполнены.
  2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
  3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол

Фамилия, имя ребенка ______________________
Возраст ______________________

Отношение к себеВыбор цветаИмя (кто бозначен)Высказывания ребенкаРезультат
Явно предпочти тельное    
1.    
2.    
3.    
4.    
Предпочтительное    
1.    
2.    
3.    
4.    
Антипатии    
1.    
2.    
3.    
4.    
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Выбор цветаОтношение
к себеявно предпочтительное – согласованноепредпочтительное – противоречивоеантипатия – конфликтное
СинийЖалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальныйНежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересыПривлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношенияхПочтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства
ЖелтыйСвободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизньЗначимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с нимПризнание талантов и особенных, положительных черт характераЗависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи
ЗеленыйЖелание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессииОщущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человекаМечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающихНаличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный
СерыйУстойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночестваПризнание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекойЧеловек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. ИзворотливостьУгнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый
ЧерныйИспытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласкиКонтролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняетЧасто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гневаДействует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность
ОранжевыйОптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседникУдивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавамНеопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближеИзлишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность
ФиолетовыйСтремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроениеСостояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь»Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенкаНекритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение
КоричневыйУсталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающихНемного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действоватьСтремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядкеНетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу
СиреневыйВзбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатлениеИнертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенкомНехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людейЧувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим
МалиновыйСтремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношенияхВыражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональностьСтремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересыДраматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения
РозовыйСтремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребностиПроявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с нимЛюбит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм»Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими
КрасныйВеселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинстваОлицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенкаХитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткамАгрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство
БелыйСтремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает другихЗначимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержкуЖелание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людямВременный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

  • Методика «Контурный С. А.Т. – Н»
  • Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Методика «Дерево»
  • Проективная методика неоконченных предложений
  • Проективная методика «Игровая комната»
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

Регионоведение | Социальные исследования, междисциплинарный анализ и глобальные перспективы

Связанные темы:
общественные науки

Просмотреть весь связанный контент →

региональные исследования , междисциплинарные социальные исследования, посвященные конкретным географическим регионам или культурно определенным территориям. Крупнейшие научные сообщества в этом отношении сосредотачиваются на том, что в общих чертах определяется как азиатские, африканские, латиноамериканские или ближневосточные исследования, а также на различных подобластях (исследования Юго-Восточной Азии, карибские исследования и т. д.). Программы региональных исследований обычно опираются на такие дисциплины, как политология, история, социология, этнология, география, лингвистика, литература и культурология.

Сегодняшние регионоведение можно рассматривать как истоки колониальной экспансии европейских держав в 18 веке и сопутствующих академических усилий по лучшему пониманию языков, культур и социальных организаций колонизированных народов. В этом смысле краеведение возникло как «дитя империи», часто движимое коммерческими и политическими интересами или предполагаемой цивилизаторской миссией колониальных держав. В то же время изучение древних цивилизаций, этнических кодов, социальных иерархий или иностранных языков было частью гораздо более широкого процесса распространения западной науки по всему миру. В то время как европейские столицы середины 18-го века начали выставлять сокровища и искусство «экзотических» цивилизаций наряду с древними цивилизациями в государственных музеях, 19-й век20-й век ознаменовался введением колониальных исследований в европейских университетах. В Соединенных Штатах междисциплинарные центры региональных исследований впервые возникли после Первой мировой войны, а сильный импульс они получили после Второй мировой войны, что соответствовало подъему Соединенных Штатов как мировой державы. Лучшее понимание обществ в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке считалось неотложным в контексте соперничества времен холодной войны между конкурирующими сверхдержавами, ищущими местных клиентов и сторонников, особенно в развивающихся странах. (Аналогичный стимул для поощрения изучения иностранных культур, связанный с безопасностью, снова наблюдался после терактов 11 сентября 2001 г.)

Работа немецкого географа Александра фон Гумбольдта в 19 веке была предвестником краеведения. На более позднем этапе возникло критическое направление региональных исследований, открыто осуждавших колониальную практику. Эта ветвь подчеркивала уважение к другим культурам, бросала вызов предполагаемой универсальности западного мировоззрения и европоцентризму, присущему теориям, претендующим на всеобщую достоверность, и выступала за взаимное обучение вместо одностороннего копирования западных социальных или политических моделей. Тем не менее, общим наследием всех направлений региональных исследований является то, что они почти всегда относятся к «другим» областям. В Германии или в США нет «германистики». исследований» в США.

Особую озабоченность в регионоведении вызывает точное территориальное разграничение исследуемых «ареалов», тем более что акцент на транснациональных и межрегиональных взаимоотношениях, который стал более заметным на рубеже 21-го века. Уместно ли, например, что африканистика чаще занимается исключительно Африкой к югу от Сахары? Иными словами, является ли Северная Африка частью как африканских, так и арабских исследований? Какое значение для понимания региона имеет выбор между «арабским миром» и «исламским миром» — акцент на этнической принадлежности или акцент на религии? Имеет ли смысл объединять исследования Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Южной Азии под названием азиатских исследований? Интеллектуальные дебаты по таким вопросам изобилуют, но живучесть существующих классификаций является признаком того, что они продолжают обеспечивать основу для производства значений.

Критика региональных исследований поднималась внутри исследуемых регионов, наиболее заметно в дебатах об «ориентализме», начатых публикацией книги Эдварда Саида «Ориентализм » (1978), влиятельной критики западных конструкций «Востока. ” Региональные исследования, согласно этой критике, выражали империалистическое и снисходительное мировоззрение в отношении «другого». Таким образом, объект исследования должен был быть переопределен, и был необходим полный пересмотр производства академических исследований незападных обществ. Постколониальные исследования возникли из этого направления мысли как конкурирующая исследовательская парадигма, которая резко критиковала господствующие западные академические подходы как часть международной системы господства, продолжающей колониальное прошлое. Хотя постколониалистские подходы наиболее сильны в теории литературы и культурологии, они также касаются социальных и политических наук.

Андреас МелерБерт Хоффманн Редакторы Британской энциклопедии

Важность и полезность метода социометрического опроса в исследованиях физического воспитания

%PDF-1. 7 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Страницы 3 0 Р /PageLayout /Одностраничный /OpenAction 4 0 R /Инфикс > /UserRestrictions 21 0 Ч /МаксГИД 28 /Изменения [22 0 Р 23 0 Р] >> /Тип /Каталог /PageLabels 24 0 R >> эндообъект 25 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать приложение/pdf10.1016/j.sbspro.2014.02.199

  • Эльзевир Б.В.
  • Procedia — Социальные и поведенческие науки, 117 (2014) 185-192. doi:10.1016/j.sbspro.2014.02.199
  • Важность и полезность метода социометрического опроса в исследованиях физического воспитания
  • Сопа Йоан Сабин
  • Санислав Михай
  • Помохаци Марсель
  • социологический опрос
  • сплоченность группы
  • спортивная группа
  • лидер
  • журналProcedia — Social and Behavioral Sciences© 2013 Elsevier B.V. Открытый доступ по лицензии CC BY-NC-ND.

    Добавить комментарий