Результаты социометрии — 📙 Социология
- Социометрия: сущность метода
- Результаты социометрического характера
Социометрическая методика представляет собой одну из самых востребованных и популярных. Применяют данную методику для того, чтобы с максимальной эффективностью и достоверностью измерить отношения между участниками группы.
Кто создал данные социометрические измерения? Создателем считается социолог и психолог Морено. Его исследования и теории, все конфликты социального характера оказались обусловлены тем, что общественная структура на микро и макроуровнях не могут совпадать. Данный факт говорит о том, что система симпатий и антипатий, в которых живет индивид, нередко может смещаться. Приводит данное явление к тому, что человек начинает общаться и дружить с теми людьми, которые не подходят в плане психологии.
Главная задача социометрического метода заключается в том, чтобы приводить в структурное соответствие микро и макромира человека.
Суть социометрической процедуры заключается в том, что члены конкретной группы должны ответить на некоторые вопросы. И в каждом вопросе подразумеваются перечисление, начиная от того, что они предпочитают и до того, что выберут в последний момент среди коллег. С кем бы хотелось работать и отдыхать, сидеть за одним столом, в одном кабинете, партой и прочее. Данные вопросы обязаны отразить желание человека принимать участие в общей деятельности. В принципе, в этом и состоит критерий выбора. Что до критерия выбора, то они являются неоднородными, бывают таких видов:
- Критерии выбора, что считаются слабыми;
- Критерии выбора, имеющие сильные стороны.
В тех случаях, когда деятельность для человека важна, а связи с коллегами являются тесными и продолжительными, тогда это гораздо быстрее выделит критерий его выбора. Все это можно выявить, если задавать разные виды вопросов. Подбирают их таким образом, чтобы можно было определять человеческое стремление, общаясь с остальными участниками коллектива, а также в разных видах деятельности. Речь может идти и о трудовой деятельности, учебного процесса, отдых, дружбу и прочее.
Социометрия представляет собой методику, которая готова предположить в конечном итоге получение результатов, что будут актуальны. И чтобы можно было получить их, нужно проводить некоторые измерения. Те результаты, что получились с использованием социометрических изменений, могут представлять в таком виде:
- Социограмма;
- Матрица;
- Специальные числовые индексы.
Форму выбирают исходя из целей исследователя, и его желания представлять результаты в разных форматах.
Социограмма является специальным графическим изображением, которое способно отразить результаты, что были получены в результате измерения социометрии.
Кроме того, социограмма позволяет дать более наглядное представление о том, как способна сложиться внутригрупповая дифференциация, как происходит структура общества, как строится иерархия малой социальной группы, в зависимости от статусов. Как раз от статусов зависит много чего. Ведь чем более популярный человек, тем больше у него востребованность. Все зависит от того, какая цена оказалась заплачена, чтобы человек сумел достигнуть данных высот и есть ли от этого какая-то польза.
Социограмма может изображаться как несколько окружностей, где знаки и стрелки отображают тип человеческого выбора (позитивный, негативный или любой другой). Как показали исследования и опыт, то в результатах, можно увидеть несколько группировок положительного типа, что состоит из двух и четырех членов. Социограмма способна показать центральных персонажей, а также взаимные пары и группировки лиц, которые могут быть связаны с общей деятельности, поэтому, они выбирают друг друга, основываясь на некоторых признаках.
Помимо этого, в процедуру социометрического процесса, для измерения полученных результатов, можно использовать сразу несколько типов процедур. Здесь исследователь может выбрать или одну, или несколько задач и целей измерения. Можно различать следующие процедуры:
- Процедура для того, чтобы организовать глубинные исследования группы, структуры, способов вести внутреннюю деятельность;
- Процедура диагностики, которая предназначается для исследования положения одного или нескольких индивидов в группах, или для того, чтобы определить место группы в сообществе;
- Разные терапевтические и политические процедуры, которые нужны для того, чтобы помочь индивидам в тех случаях, когда они могут столкнуться с проблемой адаптации и социализации;
- Полноценная социометрическая процедура представляет собой синтез всех этапов, что перечислены. В таких случаях, они могут превратиться в одну операцию, причем, каждый из методик может зависеть друг от друга, что и связывает их.
Среди методик социометрического исследования нужно выделить такие, как:
- Тест для знакомства, социометрический тест;
- Тест на роли в социальных группах;
- Спонтанный тест, психодрама и социодрама;
- Живые газеты и терапевтические фильмы (картинка, что движется).
Любой из этих методов, можно рассматривать как отношения в определенной группе под различными углами. Это позволяет выявлять разные привязанности на уровне эмоций или же антипатии, что прогрессируют. Все это способно, в итоге, перейти в конфликт интересов. Учитывая все эти моменты, данную тему можно изучить с максимальной эффективностью.
Результаты социометрии | Материал (4 класс) на тему:
Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе
(февраль 2017)
В анкетировании принимали участие 26 учащихся 4 «Б» класса.
Как должно быть.
1. Для учащихся начальной школы должно быть характерно позитивное отношение к учебе: интерес к большинству предметов, наличие учебных притязаний.
2. Учащиеся начальной школы должны чувствовать хорошее отношение к ним со стороны учителей.
3. Учащиеся начальной школы должны положительно оценивать отношение к ним классного руководителя.
4. Учащиеся начальной школы должны чувствовать дружелюбное отношение к ним со стороны одноклассников.
5. Учащиеся начальной школы должны отмечать сплоченность и дружеские отношения в классе.
6. Учащиеся начальной школы должны чувствовать себя в школе комфортно и безопасно.
Хорошим считается тот результат, когда более 75 % детей, из числа опрошенных совершают положительный выбор.
Сильные места:
- Отношение к школе.
26 (100%) учащихся ответили, что им нравится учиться в школе.
Отрицательных ответов (нет, скорее нет) дано не было.
- Отношения с одноклассниками.
24 (92%) учащихся считают, что большинство ребят относятся к ним по-дружески.
Ответ «скорее нет» дали 2 (8%) учащихся:
Отрицательного ответа «нет» дано не было.
21 (81%) человек считают, что у них в классе много друзей.
Ответ «мало друзей» дали 5 (19%) учащихся:
Ответа «нет друзей» дано не было.
- Желание поменять классного руководителя.
Все учащиеся написали о том, что не поменяли бы классного руководителя
- Желание учиться в другом классе.
24 (92%) ученика ответили, что не хотели бы учиться в другом классе.
Ответ «не знаю» дали 1 (4%) ученик:
Положительного ответ «да» дал 1 (4%) ученик (в связи с тем, что он уходит из класса и поступает в Кадетский корпус)
Остальные показатели:
Отвечая на открытый вопрос « Что ты считаешь своими успехами в гимназии?» дети писали разные варианты ответов, среди них:
- Успехи в учебе (хорошие оценки, новые знания) – 9
- Грамоты, дипломы, сертификаты, награды – 1
- Много друзей — 5
- Конкурсы – 5
- Танцы – 2
- Английский язык – 1
- Футбол – 1
- Олимпиады – 2
Отвечая на открытый вопрос «Я горжусь, что я?» дети писали разные варианты ответов, среди них:
- Успехи в учебе – 9
- Учеба в гимназии (в этом классе) – 10
- Участие в мероприятиях – 2
- Участие в олимпиадах – 1
- Спорт – 1
- Не люблю зазнаек – 1
- Хороший, добрый, умный — 2
Отвечая на открытый вопрос «В каких школьных мероприятиях ты участвовал?» дети писали разные варианты ответов, среди них:
- НИИЧАВО – 5
- Олимпиады – 3
- Соревнования – 6
- ИТИ — 3
- Весенняя капель – 1
- Лучшая новогодняя игрушка — 3
- В бегу – 2
- Научные конференции – 8
- День здоровья — 2
Отвечая на открытый вопрос «Представь, что ты чего-то очень хочешь, и у тебя пока не получается. Что ты будешь делать?» дети писали разные варианты ответов, среди них:
- Стараться и трудиться, тренироваться, делать, пока не получится, учиться, добиваться, стремиться, разбираться – 23 (88%)
- Попрошу помощи – 3 (12%)
Как укрепить групповую сплоченность с помощью социометрии?
Заявка
Определение социометрии
Социометрия — это исследование изнутри (!) эволюции и организации групп и положения индивидуумов в этих группах
[1]. Основной принцип заключается в том, что каждый член группы имеет право судить любого другого члена группы по одному или нескольким критериям (номинация).
Социометрия особенно популярна в сфере образования, но также имеет и другие применения, например, в области спорта или человеческих ресурсов.
Выявление скрытых структур
Социометрическое исследование дает социограмму и социоматрицу. Они выявляют скрытые структуры в группе, такие как подгруппы, иерархия, неформальные лидеры и социальная изоляция [2]. Это может привести к новому пониманию решения проблем и формирования группы (социальной сплоченности). В результате группа будет работать лучше.
Как работает социометрия?
Социометрическое исследование начинается с того, что членам группы задаются вопросы о дружбе и сотрудничестве. Эти вопросы часто формулируются положительно и отрицательно. Для школьного класса это может быть: С кем бы вы хотели сесть рядом в классе? С кем бы ты предпочел не играть? Эти вопросы уже весьма ориентируют: то, что относится к сидению рядом друг с другом, не обязательно относится к игре.
Номинации, полученные от участников группы, могут отображаться разными способами:
- социограмма : графическое представление взаимных номинаций в сети;
- социоматрица : количественное представление взаимных номинаций в таблице.
Анализ социограммы
Из социограммы можно прочесть различные структуры: социальные клики (друзья между собой), звезды (неформальные лидеры), змеи (невзаимные отношения), изолированные подгруппы и маргиналы (не избранные другими).
Социоматрица анализа
Для человека положение в группе и социальное влияние на группу можно прочитать из социоматрицы. В зависимости от количества положительных и отрицательных номинаций возможны следующие позиции: популярная, противоречивая, игнорируемая, опущенная или нейтральная (рис. 2).
Рисунок 2. Возможные индивидуальные позиции в группе.Интерпретация
Интерпретация социограммы и социоматрицы должна быть тщательной. Во-первых, социометрия основана на конфиденциальной информации и поэтому должна рассматриваться конфиденциально. Также причину той или иной структуры нельзя вывести из социограммы или социоматрицы, для этого требуются дополнительные наблюдения. Популярные и исключенные члены группы выделяются сразу, но для лиц как с положительными, так и с отрицательными номинациями необходимы множественные измерения. Также могут быть социально желательные ответы.
Затем проводятся вмешательства на индивидуальном и групповом уровне. Результаты социометрического исследования могут, например, использоваться для определения разделения на классы и рабочие группы, которое укрепляет сплоченность.
Теория графов
Социальная сеть может быть абстрактно представлена в виде сети или графа (теория графов). Индивид — это вершина, а данная номинация — это ребро с меткой (+ или —). В социометрии этот граф представляется как в виде сети (социограммы), так и в виде таблицы (социоматрицы). Важным показателем является сплоченность сети. Сетевой анализ фокусируется на центральности (положении и влиянии отдельных лиц) и подструктурах (звезда, цепь и клика). Социометрический кейс »
Инструменты
Существует несколько простых онлайн-инструментов для изучения социальных отношений в группе. Например, с помощью Sometrics и Stoeltjesdans (голландский язык), чтобы составить оптимальный план класса на основе социометрии.
Однако у этой простоты есть и недостаток: реальная настройка невозможна. Кроме того, при хорошем сетевом анализе можно извлечь гораздо больше информации. Например, можно рассчитать различные показатели сплоченности, чтобы вы могли не только следить за группой во времени, но и сравнивать ее с другими группами. Сплоченность также можно укрепить, оптимизировав деление группы на подгруппы, например, позволив индивидуумам, которые не номинировали друг друга, но связаны цепочкой, максимально сотрудничать.
Заключение
С помощью социоматрицы и социограммы легко анализировать социальные отношения в группе. Однако для этого требуется доверие со стороны членов группы. Но если это доверие есть, социометрия часто дает откровенные выводы, которые могут значительно улучшить сплоченность социальной группы и, следовательно, производительность.
Ссылка
[1] Морено, Дж. Л. (1934). Кто выживет?: Новый подход к проблеме человеческих взаимоотношений.
[2] Уильямс, А. (1991). Запрещенные программы: стратегические действия в группах. Рутледж. стр. 127–8
Пересмотр использования социометрии сверстников для оценки обучения социальным навыкам. Последствия идиографической оценки временной стабильности
. 1996 г., июль; 20 (3): 281–99.
дои: 10.1177/01454455960203003.
Д. Дж. Хансен
Принадлежности
принадлежность
- 1 Университет Небраски-Линкольн, США.
- PMID: 8768509
- DOI: 10.1177/01454455960203003
Д.
. 1996 г., июль; 20 (3): 281–99.
дои: 10.1177/01454455960203003.
Авторы
Д. Дж. Хансен 1 , Д. В. Нэнгл, Дж. Т. Эллис
принадлежность
- 1 Университет Небраски-Линкольн, США.
- PMID:
- DOI: 10.1177/01454455960203003
Абстрактный
Исследования по обучению социальным навыкам с использованием социометрических процедур в качестве зависимых показателей часто давали неоднозначные результаты в отношении улучшения испытуемых. Неспособность задокументировать улучшение в принятии сверстников после изменения поведения заставила некоторых усомниться в обоснованности вмешательств, связанных с социальными навыками, в то время как другие поставили под сомнение психометрические свойства самих мер. В этом исследовании изучалась временная стабильность двух основных типов показателей сверстников, используемых в исследованиях социальных навыков; меры симпатии по номинации сверстников и меры симпатии по оценке сверстников. Испытуемыми были 87 детей в трех классах четвертого класса и двух классах пятого класса. Временную стабильность оценивали через временные интервалы 2, 6 и 8 недель. Временная стабильность исследовалась так же, как это традиционно делалось на уровне группы (с использованием корреляции Пирсона «продукт-момент») и на уровне, на котором обычно исследуются данные об изменении социальных навыков, на уровне отдельного ребенка (с использованием фи и коэффициенты Крамера V). При оценке на групповом уровне три типа показателей сверстников в целом были стабильными от умеренной до высокой.
Похожие статьи
Оценка пренебрежения сверстниками в дошкольном возрасте: краткосрочное лонгитюдное исследование.
Розенблюм К.Л., Олсон С.Л. Розенблюм К.Л. и др. Дж. Клин Детская психология. 1997 декабрь; 26 (4): 424-32. doi: 10.1207/s15374424jccp2604_11. Дж. Клин Детская психология. 1997. PMID: 9418181
Контекстный подход к оценке социальных навыков в группе сверстников: кто лучший судья?
Квон К. , Ким Э.М., Шеридан С.М. Квон К. и др. Sch Psychol Q. 2012 Sep; 27 (3): 121-133. DOI: 10.1037/a0028696. Epub 2012 25 июня. Sch Psychol Q. 2012. PMID: 22731871
Дети с расстройством аутистического спектра и группы социальных навыков в школе: рандомизированное исследование, сравнивающее подход к вмешательству и состав сверстников.
Касари С., Дин М., Крецманн М., Ши В., Орлич Ф., Уитни Р., Ланда Р., Лорд С., Кинг Б. Касари С. и др. J Детская психологическая психиатрия. 2016 фев; 57 (2): 171-9. doi: 10.1111/jcpp.12460. Epub 2015 22 сентября. J Детская психологическая психиатрия. 2016. PMID: 26391889 Клиническое испытание.
Оценка принятия и социальных навыков со сверстниками в детстве. Актуальные вопросы.
Фостер С.Л., Индербитцен Х.М., Нангл Д.В. Фостер С.Л. и соавт. Модификация поведения. 1993 июль; 17 (3): 255–86. дои: 10.1177/01454455930173003. Модификация поведения. 1993. PMID: 8343099 Обзор.
Обзор практикующего врача: проблемы в отношениях детей со сверстниками: что может сделать врач?
Малик Н.М., Фурман В. Малик Н.М. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 1993 ноября; 34 (8): 1303-26. doi: 10.1111/j.1469-7610.1993.tb02093.x. J Детская психологическая психиатрия. 1993. PMID: 8294521 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Обучение социальным навыкам с детьми и молодежью: теория, фактические данные и практика.