22 советских детских фильма, которые любят даже взрослые
22 мая 2022 Ликбез Кино
Фэнтези и приключения, истории первой любви и поучительные притчи из нашего прошлого.
22. Чук и Гек
- СССР, 1953 год.
- Комедия, драма.
- Длительность: 48 минут.
- «КиноПоиск»: 7,3.
Экранизация одноимённого рассказа Аркадия Гайдара посвящена двум совсем юным мальчикам. Чуку семь лет, а его брату Геку — шесть. В канун Нового года вместе с мамой они собираются в далёкую поездку из Москвы в Сибирь — к папе, который работает геологом. Вот только маленькие сорванцы случайно выбросили в окно телеграмму с очень срочной информацией.
Несмотря на трудности, которые приходится преодолевать героям, весь фильм — светлая и добрая история, пропитанная духом новогоднего праздника и ожидания чуда.
21. Пятнадцатилетний капитан
- СССР, 1946 год.
- Приключения.
- Длительность: 82 минуты.
- «КиноПоиск»: 7,5.
После исчезновения капитана и значительной части команды пятнадцатилетнему юнге Дику Сэнду приходится взять на себя командование кораблём и вести его в Америку. Но из-за предательства кока они попадают в опасную ситуацию.
По сравнению с оригинальной книгой Жюля Верна экранизацию сделали более лёгкой и детской. И даже немного изменили финал, пожалев некоторых погибших в романе персонажей.
20. Шла собака по роялю
- СССР, 1979 год.
- Мелодрама, комедия.
- Длительность: 69 минут.
- «КиноПоиск»: 7,5.
Пятнадцатилетняя Таня Канарейкина из села Берсеневка влюбляется первый раз в жизни. Ей очень понравился обаятельный и талантливый пилот вертолёта. Но рядом с Таней живёт тракторист Миша Синицын, которой безответно влюблён в девушку.
В этой картине очень ярко и иронично показаны любовные мечты юной героини. Фантазии перемешиваются с реальностью и даже зритель иногда может запутаться, что же происходит на самом деле, а что — лишь в голове Тани.
19. Сказка о звёздном мальчике
- СССР, 1984 год.
- Фэнтези.
- Длительность: 129 минут.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Жители далёкой планеты когда-то освободили себя от эмоций и живут, опираясь только на разум. Испугавшись непонятной им энергии любви, исходящей с Земли, они отправляют туда мальчика. Его берёт на воспитание простой егерь. Ребёнок вырастает невероятно красивым и талантливым, но очень холодным.
Двухсерийный фильм основан на двух рассказах Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» и «День рождения Инфанты». Но в адаптации магическую составляющую сменили на фантастику, чуть осовременив тему.
18. Девочка и эхо
- СССР, 1965 год.
- Драма.
- Длительность: 67 минут.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Юная Вика много времени проводит в одиночестве, бродя среди приморских скал и общаясь с эхом. Но однажды она знакомится с дружелюбным новичком Романом. Вот только в трудной ситуации тот оказывается трусом, за что и получает наказание.
Именно в этом фильме впервые снялась талантливая Лина Бракните. Потом зрители видели её в «Трёх толстяках» и «Дубравке». Юной актрисе прочили большое будущее, но вскоре она забросила съёмки.
17. Новогодние приключения Маши и Вити
- СССР, 1975 год.
- Приключения, мюзикл.
- Длительность: 71 минута.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Юные друзья Витя и Маша разительно отличаются по характеру: мальчик рассчитывает только на науку и технику, а девочка верит в чудеса. Именно этой парочке предстоит спасти Снегурочку от злобного Кощея.
Сценарист Павел Финн лично адаптировал свою пьесу «Маша и Витя против „Диких гитар“» под экранизацию. И главное, что он добавил в сюжет, — это новогодняя атмосфера. В оригинале герои спасали Белоснежку.
16. Пропало лето
- СССР, 1964 год.
- Комедия, приключения.
- Длительность: 79 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Школьник Валера должен поехать в деревню к трём своим тётушкам, которых никогда не видел. Но герою эта затея кажется скучной, и он пытается попасть в настоящую экспедицию. Вместо Валеры в деревню едет его друг Женя, который и выдаёт себя за племянника. Вот только экспедиция оказывается очень скучной, а лето в деревне — потрясающе весёлым.
Этот фильм — дебютная работа знаменитого Ролана Быкова. Изначально над картиной работал другой режиссёр, но у него получился очень слабый материал, и Быкова попросили переснять картину. Правда, из-за различных сложностей в прокат «Пропало лето» вышло позже следующего фильма мастера.
15. Фантазёры
- СССР, 1965 год.
- Комедия.
- Длительность: 69 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Четверо друзей, Стасик, Мишутка, Серёжа и Яша, любят придумывать различные истории. А ещё они постоянно попадают в забавные ситуации. Герои обмениваются ценностями, ссорятся, иногда обманывают друг друга, но всегда исправляются.
В основу фильма легли сразу несколько рассказов знаменитого автора «Незнайки» Николая Носова, который сам собрал сюжеты в единый сценарий.
14. Сказка о потерянном времени
- СССР, 1964 год.
- Фэнтези, комедия.
- Длительность: 85 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Лентяй Петя Зубов тратит своё время почём зря — этим и решают воспользоваться злобные волшебники. Они находят ещё троих бездельников и всех их превращают в стариков, возвращая при этом себе молодость. Теперь Пете и его новым друзьям нужно вернуть своё время.
Поучительную детскую картину поставил знаменитый Александр Птушко — создатель «Ильи Муромца», «Руслана и Людмилы» и других известных сказок. Причём «Сказка о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца — единственная его работа, где действие разворачивается в современности.
13. Королевство кривых зеркал
- СССР, 1963 год.
- Фэнтези.
- Длительность: 75 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Капризная пионерка Оля в погоне за котом Барсиком проходит сквозь волшебное зеркало и оказывается в сказочной стране, тут же знакомясь со своим отражением — Яло. Оказывается, что в этом мире власть захватили злобные богачи. Теперь девочкам нужно освободить из тюрьмы мальчика Гурда и восстановить справедливость.
Фильм снял великий советский режиссёр-сказочник Александр Роу. А на главные роли нашли двух настоящих близняшек — Ольгу и Татьяну Юкиных.
Смотреть в iTunes →
12. Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
- СССР, 1984 год.
- Комедия, мюзикл.
- Длительность: 134 минуты.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Стеснительный Вася Петров и энергичный Петя Васечкин учатся в одном классе. Несмотря на разницу темпераментов, они дружат и вместе попадают в различные забавные истории. А ещё оба героя влюблены в одну девочку.
В этом фильме в роли Васечкина впервые появился на экране будущий известный хореограф Егор Дружинин. А озвучил героя Игорь Сорин — будущий вокалист группы «Иванушки International».
11. Приключения Электроника
- СССР, 1979 год.
- Фантастика, приключения, комедия.
- Длительность: 215 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Инженер Громов создаёт андроида Электроника, который выглядит как школьник-хоккеист Серёжа Сыроежкин. Вскоре оригинал знакомится со своей копией, и они меняются местами. Но за Электроником уже охотятся бандиты, чтобы использовать его в преступных целях.
Изначально авторы планировали, что обе главные роли сыграет один актёр. Но это сильно усложняло съёмки. Тогда нашли юных близнецов Володю и Юру Торсуевых, что не только упростило работу, но и помогло сделать героев хоть похожими, но обладающими при этом особенностями.
Смотреть в iTunes →
10. Весенние перевёртыши
- СССР, 1975 год.
- Драма.
- Длительность: 85 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Однажды весной тринадцатилетний Дюшка Тягунов читал Пушкина и заметил, что его соседка похожа на Наталью Гончарову. Но с первой любовью в жизнь романтика пришли и первые разочарования: местные хулиганы оказываются очень жестокими, а родителям нет никакого дела до забот детей.
Фильм по повести Владимира Тендрякова невероятно трогательно рассказывает о взрослении, проводя параллели между крушением надежд юного Дюшки и трагедией слабого взрослого человека.
9. По секрету всему свету
- СССР, 1977 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 119 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Сборник коротких историй, посвящённых Денису Кораблёву. Он ссорится с одноклассником из-за того, что тот ударил его пеналом, собирается на дачу с маминой подругой и даже мастерит с друзьями велосипед.
Фильм основан на знаменитом сборнике «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. В разное время истории переносили на экраны с десяток раз как в полнометражных версиях, так и в короткометражном кино. Но «По секрету всему свету» — это самая известная версия, которую любят как дети, так и взрослые.
8. Чудак из пятого «Б»
- СССР, 1972 год.
- Комедия.
- Длительность: 90 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Хулигана и фантазёра Борю назначают вожатым первого класса. Поначалу он не относится серьёзно к должности, которая требует дисциплинированности и ответственности. Но постепенно Боря проникается важными идеями и учится заботиться о других.
Режиссёр Илья Фрэз сильно смягчил литературный оригинал Владимира Железникова, превратив подростковую драму в детскую комедию. Однако основные идеи он всё же сохранил.
7. Колыбельная для брата
- СССР, 1982 год.
- Драма, приключения.
- Длительность: 70 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
После того как Кирилл помогал новым друзьям строить парусник «Капитан Грант», он вернулся в школу немного другим — более смелым и уверенным в себе. Когда герой узнаёт обстоятельства, при которых его одноклассник вынужденно украл кошелёк у девочки, то не сдаёт товарища, а решает ему помочь в противостоянии с местными хулиганами.
Произведения великолепного детского автора Владислава Крапивина неоднократно переносили на экраны. Но «Колыбельную для брата» даже сам писатель считал лучшей, хотя и немало критиковал.
6. Кортик
- СССР, 1974 год.
- Приключения, детектив.
- Длительность: 210 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
В начале 1920-х в руки троих школьников попадает кортик, принадлежавший офицеру с затонувшего линкора. Командир Красной армии помогает друзьям разобраться в тайне, связанной с этим оружием, — ведь кортик ищет и злодей-белогвардеец.
Детский детективный фильм из трёх серий очень понравился как советским детям, так и их родителям. Что позволило авторам снять два продолжения: «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства».
5. Первоклассница
- СССР, 1948 год.
- Драма.
- Длительность: 68 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Маруся Орлова — добрая, но слишком избалованная и капризная девочка. Но вот настаёт пора пойти в первый класс. Знакомясь с учительницей и находя новых подруг, она постепенно становится более дисциплинированной и отзывчивой.
Фильм Ильи Фрэза по пьесе Евгения Шварца пропитан ностальгией по школе. Его даже регулярно показывали перед Первым сентября, после чего многие дети переставали бояться идти в первый класс.
4. Сто дней после детства
- СССР, 1975 год.
- Мелодрама, драма.
- Длительность: 94 минуты.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Митя Лопухин отправляется на всё лето в пионерский лагерь и там влюбляется в одноклассницу Лену Ерголину. А в это время о самом Мите мечтает девочка Соня. Разобраться и выразить свои чувства им помогает постановка «Маскарада» Лермонтова. За всем этим наблюдает пионервожатый Сергей.
Сергей Соловьёв снял один из самых трогательных фильмов, рассказывающих о взрослении. Картина очень полюбилась зрителям и критикам, и к ней сняли два продолжения: «Спасатель» и «Наследница по прямой».
3. Республика ШКИД
- СССР, 1966 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 103 минуты.
- «КиноПоиск»: 8,1.
В послереволюционном Петрограде милиция отлавливает малолетних беспризорников и отправляет их в интернаты. Некоторые попадают в «Школу-коммуну имени Достоевского» («ШКИД»), которой управляет директор Виктор Николаевич Сорокин, или Викниксор. У преподавателей с трудом получается держать в узде юных сорванцов, и тогда в школе вводят самоуправление.
Авторы одноимённой книги, по которой поставили картину, Григорий Белых и Алексей Еремеев пересказывали в ней собственные воспоминания: они воспитывались в той самой «ШКИД». А режиссёр Геннадий Полока лишь трепетно перенёс историю на экраны, разбавив оригинальный сюжет городским фольклором и прочими яркими элементами.
2. Гостья из будущего
- СССР, 1984 год.
- Фантастика, приключения.
- Длительность: 317 минут.
- «КиноПоиск»: 8,2.
Шестиклассник Коля из простой советской школы отправляется за кефиром и вместе с другом Фимой попадает в заброшенный дом. Перенесясь в будущее, Коля рушит планы космических пиратов, которые хотели похитить прибор для чтения мыслей. Теперь злодеи охотятся за Колей, вернувшимся в прошлое. А за ними следует юная, но очень сообразительная Алиса Селезнёва.
После выхода мультфильма «Тайна третьей планеты» Алису Селезнёву полюбила вся страна. И в середине 1980-х вышла первая игровая экранизация одного из произведений об этой девочке. После этого исполнительница главной роли Наташа Гусева ещё раз сыграла Алису в полнометражном фильме «Лиловый шар», но он вышел не таким удачным.
Смотреть в iTunes →
1. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
- СССР, 1964 год.
- Комедия.
- Длительность: 71 минута.
- «КиноПоиск»: 8,2.
Только прибыв в пионерский лагерь, Костя Иночкин уже провинился — без разрешения переплыл речку. Управляющий Дынин тут же исключает мальчика, чтобы он не подавал пример остальным. Но Костя тайком возвращается в лагерь, где его подкармливают товарищи. Вот только скоро должен состояться родительский день, где обман вскроется.
Первый фильм Элема Климова на самом деле — сатира на всё советское устройство образования. Однако едкая история запрятана в оболочку детской комедии, так что фильм обожают зрители всех возрастов.
Смотреть в iTunes →
А какие детские фильмы времён СССР нравятся вам?
Читайте также 🧐
- 8 интересных деталей из советских мультфильмов, которые вы не замечали
- Как экранизировали детские книги в СССР и на Западе
- 15 фильмов про детей, которые стоит посмотреть взрослым
- ТЕСТ: Кто вы из героев советских мультфильмов?
- 20 семейных фильмов, которые сделают вас добрее
Лучшие советские комедии об отдыхе, которые стоит посмотреть
Лето – это маленькая жизнь, и у каждого эта жизнь своя. Возможно, именно поэтому кинематографисты всего мира снимают столько фильмов об отпусках и летнем отдыхе. Мы же предлагаем вспомнить и пересмотреть лучшие советские комедии, которые способны приправить уходящее уже лето лёгкими нотками ностальгии и вызвать улыбки на лицах.
«Верные друзья», 1954 год, режиссёр Михаил Калатозов
Этот фильм с полным правом можно назвать не только нестареющей классикой, но и по-настоящему смешной комедией. Даже присутствие идеологической составляющей не портит его, а приключения трёх друзей, отправившихся в плаванье вниз по реке на деревянном плоту, заставят зрителей не раз улыбнуться. И ни с чем несравнимое удовольствие доставит потрясающая актёрская игра Василия Меркурьева, Бориса Чиркова и Александра Борисова.
«Мы с вами где-то встречались», 1954 год, режиссёры Николай Досталь, Андрей Тутышкин
Эту комедию стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть на экране непревзойдённого комика с грустными глазами. Герой Аркадия Райкина отправляется в Крым, но по пути его жену, которую играет Людмила Целиковская, снимают с поезда, и он вынужден самостоятельно добираться к месту отдыха. Кроме Аркадия Райкина и Людмилы Целиковской в фильме снимались Василий Меркурьев, Мария Владимировна Миронова, Михаил Яншин, Ольга Аросева и многие другие замечательные советские актёры.
«Три плюс два», 1963 год, режиссёр Генрих Оганесян
Комедию без преувеличения можно назвать настоящим шедевром. Потрясающие актёры, нетривиальный сюжет, множество крылатых фраз и невероятная атмосфера лета и романтики с лёгкой ноткой наивности. Несмотря на то, что многие зрители знают фильм почти наизусть, пересматривать его не наскучит, кажется, никогда. И начавшаяся тихая война между тремя друзьями, приехавшими на отдых, и внезапно нагрянувшими двумя девушками, внезапно приводит к образованию двух пар. Андрей Миронов, Наталья Кустинская, Евгений Жариков, Наталья Фатеева и Геннадий Нилов сделали фильм поистине нестареющим.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 год, режиссёр Элем Климов
Кажется, в советское время не было никого, кто пропустил бы этот фильм. Элем Климов в своей дипломной работе удивительным образом соединил тонкую иронию и психологизм с атмосферой невероятной безоблачной радости. Комедия об отдыхе в пионерском лагере изобилует шутками, крылатыми выражениями и яркими персонажами.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967 год, режиссёр Леонид Гайдай
Комедии Леонида Гайдая занимают совершенно особое место в истории советского кинематографа, но «Кавказская пленница» — одно из лучших творений гения. Перечислять достоинства фильма можно бесконечно, как можно пересматривать этот шедевр раз за разом, неизменно смеясь над знакомыми шутками и потрясающей игрой настоящих мастеров: Юрия Никулина, Александра Демьяненко, Владимира Этуша, Георгия Вицина, Натальи Варлей, Евгения Моргунова.
«Печки-лавочки», 1972 год, режиссёр Василий Шукшин
Комедия о первом в жизни путешествии семейной пары из алтайского села к морю полна очарования и тонкого юмора. В центре внимания режиссёра и автора сценария находится простой человек, добрый, наивный, ошибающийся и чрезвычайно доверчивый. Фильм заставляет зрителя не только смеяться, но ещё и думать, именно поэтому критик Ростислав Юренев назвал фильм «серьёзной комедией». Игра актёров настолько естественна, что не оставляет ни единого шанса для недоверия и не даёт возможности ни на миг оторваться от экрана.
«Будьте моим мужем», 1981 год, режиссёр Алла Сурикова
Зрители не зря называют эту лирическую комедию одной из лучших в творчестве Аллы Суриковой. В нём сошлись в одной точке интересный сценарий, особое видение режиссёра, потрясающая актёрская игра и тонкий юмор. Тридцать лет прошло с момента выхода фильма на экраны, а он и сегодня остаётся актуальным и вселяющим надежду.
«Спортлото-82», 1982 год, режиссёр Леонид Гайдай
Очень яркая и смешная комедия, герой которой потерял выигрышный лотерейный билет, а его поиски превращаются в настоящее приключение. Удивительно, но все герои, даже отрицательные, вызывают улыбку у зрителя и заставляют сопереживать трудностям их бытия. «Спортлото-82» способен в любою минуту поднять настроение и погрузить в атмосферу беззаботного отдыха. Здесь настолько ярко представлен быт времён СССР, что невольно погружаешься в атмосферу прошлого.
Источник: kulturologia.ru
Грустные комедии советского социализма
По мере того, как мы вступаем в четвертое постсоветское десятилетие, ряды артистов, переживших старый режим, редеют. В последние годы ушли из жизни многие корифеи советского кино: Алексей Герман, Кира Муратова, Марлен Хуциев, Александр Аскольдов. Однако внутри России одна потеря ощущалась особенно остро. В августе этого года исполнилось бы 90 900 03 90 004 лет со дня смерти режиссера Георгия Данелии, скончавшегося в апреле 2019 года.
Сотрудниками Данелии была галерея советского кинозавода. Он был самым известным из грузинских художников, ожививших русскоязычное кино. Траектория его карьеры наметила послевоенный спуск от относительной распущенности «оттепели» к позднесоциалистическому застою. Вероятно, он был величайшим комиком на экране эпохи звукового кино. Возможно, поэтому он является одним из тех советских режиссеров, которых люди вспоминают с величайшей любовью, частью мебели в России — бытовые будни являются для него самым постоянным источником вдохновения. Поскольку причины его популярности в России способствовали его безвестности за границей, они также могут служить коррективом общепринятого представления о советской (кино) истории, которое остается крайне избирательным.
Через свою мать, деклассированную грузинскую аристократку, Данелия рано попал в высшие круги. Его тетя была известной актрисой, вышедшей замуж за Михаила Чиаурели, одного из первых великих режиссеров Грузии, который давал Данелии второстепенные роли в некоторых своих послевоенных фильмах и чья дочь Софико также стала знаменитой актрисой, снявшись в фильме Данелии.
После того, как цензоры взяли верх над Thirty-Three Данелия остановился на мягко-меланхоличном стиле своих лучших хитов 70-х. Наряду с другими нарицательными именами, такими как Леонид Гайдай ( Бриллиантовая рука , 1969; Двенадцать стульев , 1971) и Эльдар Рязанов ( Ирония судьбы , 1975; Служебный роман , 1977), Данэлия был частью режиссерская когорта, доминировавшая в массовом сознании брежневской культуры.
Данелия снимал фильмы приземленные, но лиричные и в основе своей грустные. Критик Дмитрий Савельев писал, что в игре словесных ассоциаций «русские отвечали бы на «поэта» «Пушкиным», на «плод» — «яблоком», а на «известного советского юмориста» — именем самого меланхоличного человека. режиссер в истории отечественного кино. Для Данелии жизнь была настолько нелепа и тяжела, что ей было смешно». В конце 70-х Данэлия снял три фильма, в которых усовершенствовал этот личный бренд:
Оригинальное название фильма, предложенное сценаристом Александром Володиным, Горестная история ублюдка , было бы более понятным — но и слишком уж на носу. Фильмы Данелии избегают морализаторства. Главный герой « Осенний марафон », Бузыкин (Олег Басилашвили), он не намеренно «плохой», и его оправдания своим многочисленным проступкам часто искренни, но его неуверенность делает его агентом жестокости. Патологическое отвращение Бузыкина к открытому спору превращает его жизнь в здание, которое он может удерживать на месте только по инерции; что, если не придавать этому значения, было бы не самым плохим способом описать состояние официальной советской идеологии в период застоя.
Отдельно стоит остановиться на киноисторическом наследии Данелии. Когда дело доходит до советского кино, англоязычные левые склонны (и не без оснований) превозносить резкость авангардистов 1920-х, таких как Эйзенштейн и Вертов, краеугольных камней курсов киноведения во всем мире. Знающие люди также могут найти место для режиссеров «новой волны» «оттепели» с их лирическими взглядами на постсталинскую травму — Михаила Калатозова, Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева — или жесткого ревизионизма культовой классики перестроечной эпохи от Алексея Германа и Сергей Соловьев. В середине этого, в конце 1960-е и 70-е остаются слепым пятном. У оттепели был джаз; у перестройки был панк. Задумчивые комедии Данелии озвучены легкими песенками. Неслучайно самым всемирно известным советским режиссером 1970-х был Андрей Тарковский — светский святой артхаусного либерализма, решительно несоветский индивидуалист. (То, что Сергей Параджанов провел большую часть десятилетия в тюрьме, вероятно, не помогло.
То, что за пределами бывшего Советского Союза существует всеобщее безразличие к культуре брежневской эпохи, в некотором смысле понятно. Левые, вероятно, не хотят тщательно анализировать период, который, по их мнению, больше всего соответствует безвкусным реакционным стереотипам о «реально существующем социализме»: эпоха серого однообразия и восходящего цинизма, экономического спада и идеологического отступления, начавшаяся с штурмом Пражской весны. в 68 году.
Однако в России и ряде других бывших советских республик 1970-е годы на самом деле вспоминаются сейчас сравнительно с теплотой, если верить опросам общественного мнения. Для многих советских граждан, особенно в городах, они были периодом снижения неравенства и повышения материального благополучия. После экономических достижений хрущевской эпохи установилась своего рода культура массового потребления: в
Фильмы Данелии 70-х годов были посвящены банальным, но «актуальным» вопросам, а их юмор был скорее текстурным, чем откровенно сатирическим (опровержение консервативного представления о том, что любая комедия, созданная при социализме, обязательно будет сатирой на лицемерие и коррупцию этой идеологии). В них тщательно срежиссированная простота сама по себе становится стилем благодаря непритязательной операторской работе, ненавязчивой блокировке и мило дурацким шуткам, рассказываемым с грустной ухмылкой. Эти фильмы могут не делать смелых идеологических заявлений или рассказывать нам о радикальных возможностях среды, но они улавливают цинизм застоя изнутри без осуждения. Удивительно, но обиды сохраняются и после революции: работа скучна, романы болезненны, высокие идеалы замутнены мелкими дрязгами. В долгосрочной перспективе, как показывает Данелия, революция не будет делом Эйзенштейна. Это должно стать текстурой, вопросом сострадательных межличностных отношений. Как говорит титулярному Афоне обеспокоенный сосед: «Не предателей и убийц надо бояться, а равнодушных людей и их молчаливое попустительство» 9.
Своей внутренней популярностью в то время Данелия обязан этому чувству обжитой безопасности, а теперь теплому пуху фамильярности. Здесь стоит отметить, что «повседневная жизнь» редко была нейтральной территорией в России, где давняя и влиятельная традиция мысли (сначала христианская, а затем коммунистическая) постулировала мир повседневных материальных «вещей» как корень всех духовных/идеологических коррупции и, следовательно, основной субстрат революционных социальных преобразований. Советское кино 20-х и 30-х годов изобиловало нападками на Бастилию банальности, от радикальной нон-фикшн Вертова до немых комедий нравов Бориса Барнета и протосталинских нравоучений Абрама Роома; после военной травмы хрущевские годы были экономическим ростом, новыми повальными увлечениями в культуре и дизайне, неуверенной сексуальной революцией. 1970-е стали первым периодом с самого Октября, когда советской повседневности было позволено ненадолго улечься перед телевизором. Больше никакого бума, и слишком постепенный спад, чтобы волноваться по этому поводу.
Это была игровая площадка Данелии, и, по крайней мере, его карьера поучительна в том, чтобы проследить извилистый спад от послевоенного возбуждения к Застойной меланхолии. И в Прогулка по улицам Москвы , и в Осенний марафон наши главные герои едут на метро. В первом Коля — сардонический ребенок, путешествующий по столице с серией выходок; в последнем Бузыкин с затуманенными глазами мечется между офисом разочарований, домом и любовницей. Ни один из персонажей на самом деле никуда не денется, но есть огромная разница между Колей, поющим про себя песенку, когда он танцует вверх по эскалатору в очередной летний день, и чистилищным октябрьским путешествием Бузыкина в Марафон вступительные титры.
Другой иллюзией застоя, конечно же, является незавершенность. Как гласит название исследования позднесоветской культуры антрополога Алексея Юрчака, Все было вечно, пока не кончилось . Данелия справлялся с этой неопределенностью, но ему не нравилась мысль, что он дает какой-то комментарий к позднесоветскому идеологическому недугу; однажды он признался, что при монтаже намеренно вырезал важную сцену ближе к концу каждого фильма, чтобы избежать резкости. По словам критика Сергея Добротворского, он был «баснописцем, моралистом и сатириком, чьи лучшие произведения лишены всяких преувеличений, аллегорий и насмешек». кризис имеет тенденцию восприниматься как личная трагикомедия.
Десять фильмов о холодной войне, которые стоит посмотреть
Холодная война дала почву для написания богатой истории, поучительных мемуаров и потрясающих романов. Он также предоставил исходный материал для некоторых замечательных фильмов. Вот в алфавитном порядке десять моих любимых англоязычных фильмов о холодной войне:
- Война Чарли Уилсона (2007). Том Хэнкс, Джулия Робертс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Нед Битти и Эмили Блант. Это звездный состав по любым меркам. Книга Чарли Уилсона «Война » рассказывает реальную историю трудолюбивого конгрессмена из Техаса, который в начале 1980-х годов вступает в союз с агентом ЦРУ, чтобы предоставить афганским борцам за свободу больше оружия лучшего качества. Он добился удивительного успеха, и в конце концов Советы ушли из Афганистана. Однако Уилсону остается гадать, не вызовет ли отсутствие интереса Белого дома к постсоветскому Афганистану новые проблемы.
- Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу (1964). Американский институт кино ставит «Доктора Стрейнджлава» на двадцать шестое место среди величайших американских фильмов всех времен. Классика Стэнли Кубрика высмеивает логику ядерного века. Основанный на романе Питера Джорджа 1958 года « Red Alert », Кубрик высмеивает политиков и военных, в чьих руках судьба человечества. Питер Селлерс преуспевает в трех ролях: офицер британских ВВС, президент США и одноименный врач. Джордж С. Скотт, Слим Пикенс, Стерлинг Хейден и Кинан Винн играют незабываемых персонажей. И да, это голос Дарта Вейдера и Муфасы как бомбардира B-52. Просто помните: в боевой комнате драться запрещено.
- Отказоустойчивый (1964). Происходит немыслимое: Стратегическое командование США обнаруживает вторжение в воздушное пространство США. Бомбардировщики ВВС карабкаются к «отказоустойчивым» точкам в ожидании дальнейших приказов. Тревога оказывается ложной, но одной группе бомбардировщиков случайно посылается «код старта». Попытки прервать миссию терпят неудачу, и бомбардировщики направляются к своей цели: Москве. Перед президентом Соединенных Штатов сейчас стоит ужасная проблема: как ему помешать Советам нанести ответный удар, который гарантирует тотальную ядерную войну? 9Премьера «0009 Fail-Safe