20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый – Афиша-Кино
21 апреля 2021
Всеволод Коршунов
Киновед, кинокритик, кандидат искусствоведения
21 апреля 2021
Времена меняются, а веяния отечественного кинематографа остаются актуальными и по сей день. В преддверии вступительных испытаний в Московской школе кино (МШК) киновед, кинокритик, кандидат искусствоведения и куратор программ «Современное кино» и «Практическая кинокритика» Всеволод Коршунов рекомендует ознакомиться со списком отечественной классики, который должен знать студент МШК и каждый уважающий себя начинающий киновед. Не упустите возможность начать знакомство с мировыми кинематографиями современности и научиться профессионально смотреть кино уже этой весной — 25 апреля в Московской школе кино стартует онлайн-интенсив «Современное кино» в партнерстве с онлайн-кинотеатром «КиноПоиск HD».
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1924, Комедия
Один из первых шедевров советского кино. Знаменитый эффект Кулешова в действии
БилетыБроненосец «Потемкин»
1926, Исторический
Фильм-эмблема, с которым во всем мире ассоциируется советский кинематограф; процитирован в десятках картин от «Бразилии» до «Звездных войн»
1926, Исторический
Важный фильм советского авангарда, в котором, по словам формалиста Виктора Шкловского, встречаются проза и поэзия
Шинель
1926, Экранизация
Фильм, сделанный сообществом ФЭКС — «Фабрикой эксцентрического актера». Сценарий написал еще один великий формалист — Юрий Тынянов
Человек с киноаппаратом
1929, Документальный
Главный шедевр виднейшего советского документалиста
Билеты1930, Драма
Воплощение поэзии на экране
Чапаев
1934, Исторический
Образцовое произведение соцреализма
Счастье
1935, Трагикомедия
Один из самых нетипичных фильмов 1930-х — уникальный эксперимент с условностью повествования и обратной перспективой
Иван Грозный
1945, Биография
Важнейшее высказывание о природе власти и изнанке тирании
БилетыЛетят журавли
1957, Драма
Единственный отечественный фильм, удостоенный главной награды Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви»
Мне двадцать лет
1965, Драма
Манифест 1960-х, один из главных фильмов оттепели
Обыкновенный фашизм
1965, Документальный
Невероятное по своей силе и убедительности документальное исследование геноцида
БилетыЦвет граната
1970, Биография
Прекрасный пример соединения изобразительного искусства и поэзии в кино
Долгие проводы
1987, Мелодрама
Честный и тонкий фильм о психологической сепарации, взрослении и потребности в близком человеке
БилетыЗеркало
1975, Драма
Вершина творчества Тарковского и важнейший для мирового кино эксперимент по запечатлению работы сознания
Восхождение
1977, Драма
Один из главных фильмов 1970-х о войне, скрытой в человеке силе и экзистенциальном выборе
Одинокий голос человека
1987, Драма
Дебютный полный метр Александра Сокурова по прозе Платонова, пролежавший на полке девять лет
Старше на десять минут
1978, Документальный
10-минутный документальный фильм, вдохновивший 15 классиков мировой режиссуры на создание своих версий того, что может произойти с реальностью за десять минут
Мой друг Иван Лапшин
2018, Драма
Гиперреалистический шедевр Алексея Германа
Покаяние
1987, Драма
Один из главных фильмов перестройки, деконструирующий мифологемы сталинизма
Подборки «Афиши»
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
советских и русских фильмов, изменивших мир
главных отечественных байопиков: от «Чапаева» до «Царя»
Лучшие советские фильмы
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
22 советских детских фильма, которые любят даже взрослые
22 маяЛикбезКино
Фэнтези и приключения, истории первой любви и поучительные притчи из нашего прошлого.
Поделиться
022. Чук и Гек
- СССР, 1953 год.
- Комедия, драма.
- Длительность: 48 минут.
- «КиноПоиск»: 7,3.
Экранизация одноимённого рассказа Аркадия Гайдара посвящена двум совсем юным мальчикам. Чуку семь лет, а его брату Геку — шесть. В канун Нового года вместе с мамой они собираются в далёкую поездку из Москвы в Сибирь — к папе, который работает геологом. Вот только маленькие сорванцы случайно выбросили в окно телеграмму с очень срочной информацией.
Несмотря на трудности, которые приходится преодолевать героям, весь фильм — светлая и добрая история, пропитанная духом новогоднего праздника и ожидания чуда.
21. Пятнадцатилетний капитан
- СССР, 1946 год.
- Приключения.
- Длительность: 82 минуты.
- «КиноПоиск»: 7,5.
После исчезновения капитана и значительной части команды пятнадцатилетнему юнге Дику Сэнду приходится взять на себя командование кораблём и вести его в Америку. Но из-за предательства кока они попадают в опасную ситуацию.
По сравнению с оригинальной книгой Жюля Верна экранизацию сделали более лёгкой и детской. И даже немного изменили финал, пожалев некоторых погибших в романе персонажей.
20. Шла собака по роялю
- СССР, 1979 год.
- Мелодрама, комедия.
- Длительность: 69 минут.
- «КиноПоиск»: 7,5.
Пятнадцатилетняя Таня Канарейкина из села Берсеневка влюбляется первый раз в жизни. Ей очень понравился обаятельный и талантливый пилот вертолёта. Но рядом с Таней живёт тракторист Миша Синицын, которой безответно влюблён в девушку.
В этой картине очень ярко и иронично показаны любовные мечты юной героини. Фантазии перемешиваются с реальностью и даже зритель иногда может запутаться, что же происходит на самом деле, а что — лишь в голове Тани.
19. Сказка о звёздном мальчике
- СССР, 1984 год.
- Фэнтези.
- Длительность: 129 минут.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Жители далёкой планеты когда-то освободили себя от эмоций и живут, опираясь только на разум. Испугавшись непонятной им энергии любви, исходящей с Земли, они отправляют туда мальчика. Его берёт на воспитание простой егерь. Ребёнок вырастает невероятно красивым и талантливым, но очень холодным.
Двухсерийный фильм основан на двух рассказах Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» и «День рождения Инфанты». Но в адаптации магическую составляющую сменили на фантастику, чуть осовременив тему.
18. Девочка и эхо
- СССР, 1965 год.
- Драма.
- Длительность: 67 минут.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Юная Вика много времени проводит в одиночестве, бродя среди приморских скал и общаясь с эхом. Но однажды она знакомится с дружелюбным новичком Романом. Вот только в трудной ситуации тот оказывается трусом, за что и получает наказание.
Именно в этом фильме впервые снялась талантливая Лина Бракните. Потом зрители видели её в «Трёх толстяках» и «Дубравке». Юной актрисе прочили большое будущее, но вскоре она забросила съёмки.
17. Новогодние приключения Маши и Вити
- СССР, 1975 год.
- Приключения, мюзикл.
- Длительность: 71 минута.
- «КиноПоиск»: 7,7.
Юные друзья Витя и Маша разительно отличаются по характеру: мальчик рассчитывает только на науку и технику, а девочка верит в чудеса. Именно этой парочке предстоит спасти Снегурочку от злобного Кощея.
Сценарист Павел Финн лично адаптировал свою пьесу «Маша и Витя против „Диких гитар“» под экранизацию. И главное, что он добавил в сюжет, — это новогодняя атмосфера. В оригинале герои спасали Белоснежку.
16. Пропало лето
- СССР, 1964 год.
- Комедия, приключения.
- Длительность: 79 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Школьник Валера должен поехать в деревню к трём своим тётушкам, которых никогда не видел. Но герою эта затея кажется скучной, и он пытается попасть в настоящую экспедицию. Вместо Валеры в деревню едет его друг Женя, который и выдаёт себя за племянника. Вот только экспедиция оказывается очень скучной, а лето в деревне — потрясающе весёлым.
Этот фильм — дебютная работа знаменитого Ролана Быкова. Изначально над картиной работал другой режиссёр, но у него получился очень слабый материал, и Быкова попросили переснять картину. Правда, из-за различных сложностей в прокат «Пропало лето» вышло позже следующего фильма мастера.
15. Фантазёры
- СССР, 1965 год.
- Комедия.
- Длительность: 69 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Четверо друзей, Стасик, Мишутка, Серёжа и Яша, любят придумывать различные истории. А ещё они постоянно попадают в забавные ситуации. Герои обмениваются ценностями, ссорятся, иногда обманывают друг друга, но всегда исправляются.
В основу фильма легли сразу несколько рассказов знаменитого автора «Незнайки» Николая Носова, который сам собрал сюжеты в единый сценарий.
14. Сказка о потерянном времени
- СССР, 1964 год.
- Фэнтези, комедия.
- Длительность: 85 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Лентяй Петя Зубов тратит своё время почём зря — этим и решают воспользоваться злобные волшебники. Они находят ещё троих бездельников и всех их превращают в стариков, возвращая при этом себе молодость. Теперь Пете и его новым друзьям нужно вернуть своё время.
Поучительную детскую картину поставил знаменитый Александр Птушко — создатель «Ильи Муромца», «Руслана и Людмилы» и других известных сказок. Причём «Сказка о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца — единственная его работа, где действие разворачивается в современности.
13.
Королевство кривых зеркал- СССР, 1963 год.
- Фэнтези.
- Длительность: 75 минут.
- «КиноПоиск»: 7,8.
Капризная пионерка Оля в погоне за котом Барсиком проходит сквозь волшебное зеркало и оказывается в сказочной стране, тут же знакомясь со своим отражением — Яло. Оказывается, что в этом мире власть захватили злобные богачи. Теперь девочкам нужно освободить из тюрьмы мальчика Гурда и восстановить справедливость.
Фильм снял великий советский режиссёр-сказочник Александр Роу. А на главные роли нашли двух настоящих близняшек — Ольгу и Татьяну Юкиных.
Смотреть в iTunes →
12. Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
- СССР, 1984 год.
- Комедия, мюзикл.
- Длительность: 134 минуты.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Стеснительный Вася Петров и энергичный Петя Васечкин учатся в одном классе. Несмотря на разницу темпераментов, они дружат и вместе попадают в различные забавные истории. А ещё оба героя влюблены в одну девочку.
В этом фильме в роли Васечкина впервые появился на экране будущий известный хореограф Егор Дружинин. А озвучил героя Игорь Сорин — будущий вокалист группы «Иванушки International».
11. Приключения Электроника
- СССР, 1979 год.
- Фантастика, приключения, комедия.
- Длительность: 215 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Инженер Громов создаёт андроида Электроника, который выглядит как школьник-хоккеист Серёжа Сыроежкин. Вскоре оригинал знакомится со своей копией, и они меняются местами. Но за Электроником уже охотятся бандиты, чтобы использовать его в преступных целях.
Изначально авторы планировали, что обе главные роли сыграет один актёр. Но это сильно усложняло съёмки. Тогда нашли юных близнецов Володю и Юру Торсуевых, что не только упростило работу, но и помогло сделать героев хоть похожими, но обладающими при этом особенностями.
Смотреть в iTunes →
10. Весенние перевёртыши
- СССР, 1975 год.
- Драма.
- Длительность: 85 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Однажды весной тринадцатилетний Дюшка Тягунов читал Пушкина и заметил, что его соседка похожа на Наталью Гончарову. Но с первой любовью в жизнь романтика пришли и первые разочарования: местные хулиганы оказываются очень жестокими, а родителям нет никакого дела до забот детей.
Фильм по повести Владимира Тендрякова невероятно трогательно рассказывает о взрослении, проводя параллели между крушением надежд юного Дюшки и трагедией слабого взрослого человека.
9. По секрету всему свету
- СССР, 1977 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 119 минут.
- «КиноПоиск»: 7,9.
Сборник коротких историй, посвящённых Денису Кораблёву. Он ссорится с одноклассником из-за того, что тот ударил его пеналом, собирается на дачу с маминой подругой и даже мастерит с друзьями велосипед.
Фильм основан на знаменитом сборнике «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. В разное время истории переносили на экраны с десяток раз как в полнометражных версиях, так и в короткометражном кино. Но «По секрету всему свету» — это самая известная версия, которую любят как дети, так и взрослые.
8. Чудак из пятого «Б»
- СССР, 1972 год.
- Комедия.
- Длительность: 90 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Хулигана и фантазёра Борю назначают вожатым первого класса. Поначалу он не относится серьёзно к должности, которая требует дисциплинированности и ответственности. Но постепенно Боря проникается важными идеями и учится заботиться о других.
Режиссёр Илья Фрэз сильно смягчил литературный оригинал Владимира Железникова, превратив подростковую драму в детскую комедию. Однако основные идеи он всё же сохранил.
7. Колыбельная для брата
- СССР, 1982 год.
- Драма, приключения.
- Длительность: 70 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
После того как Кирилл помогал новым друзьям строить парусник «Капитан Грант», он вернулся в школу немного другим — более смелым и уверенным в себе. Когда герой узнаёт обстоятельства, при которых его одноклассник вынужденно украл кошелёк у девочки, то не сдаёт товарища, а решает ему помочь в противостоянии с местными хулиганами.
Произведения великолепного детского автора Владислава Крапивина неоднократно переносили на экраны. Но «Колыбельную для брата» даже сам писатель считал лучшей, хотя и немало критиковал.
6. Кортик
- СССР, 1974 год.
- Приключения, детектив.
- Длительность: 210 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
В начале 1920-х в руки троих школьников попадает кортик, принадлежавший офицеру с затонувшего линкора. Командир Красной армии помогает друзьям разобраться в тайне, связанной с этим оружием, — ведь кортик ищет и злодей-белогвардеец.
Детский детективный фильм из трёх серий очень понравился как советским детям, так и их родителям. Что позволило авторам снять два продолжения: «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства».
5. Первоклассница
- СССР, 1948 год.
- Драма.
- Длительность: 68 минут.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Маруся Орлова — добрая, но слишком избалованная и капризная девочка. Но вот настаёт пора пойти в первый класс. Знакомясь с учительницей и находя новых подруг, она постепенно становится более дисциплинированной и отзывчивой.
Фильм Ильи Фрэза по пьесе Евгения Шварца пропитан ностальгией по школе. Его даже регулярно показывали перед Первым сентября, после чего многие дети переставали бояться идти в первый класс.
4. Сто дней после детства
- СССР, 1975 год.
- Мелодрама, драма.
- Длительность: 94 минуты.
- «КиноПоиск»: 8,0.
Митя Лопухин отправляется на всё лето в пионерский лагерь и там влюбляется в одноклассницу Лену Ерголину. А в это время о самом Мите мечтает девочка Соня. Разобраться и выразить свои чувства им помогает постановка «Маскарада» Лермонтова. За всем этим наблюдает пионервожатый Сергей.
Сергей Соловьёв снял один из самых трогательных фильмов, рассказывающих о взрослении. Картина очень полюбилась зрителям и критикам, и к ней сняли два продолжения: «Спасатель» и «Наследница по прямой».
3. Республика ШКИД
- СССР, 1966 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 103 минуты.
- «КиноПоиск»: 8,1.
В послереволюционном Петрограде милиция отлавливает малолетних беспризорников и отправляет их в интернаты. Некоторые попадают в «Школу-коммуну имени Достоевского» («ШКИД»), которой управляет директор Виктор Николаевич Сорокин, или Викниксор. У преподавателей с трудом получается держать в узде юных сорванцов, и тогда в школе вводят самоуправление.
Авторы одноимённой книги, по которой поставили картину, Григорий Белых и Алексей Еремеев пересказывали в ней собственные воспоминания: они воспитывались в той самой «ШКИД». А режиссёр Геннадий Полока лишь трепетно перенёс историю на экраны, разбавив оригинальный сюжет городским фольклором и прочими яркими элементами.
2. Гостья из будущего
- СССР, 1984 год.
- Фантастика, приключения.
- Длительность: 317 минут.
- «КиноПоиск»: 8,2.
Шестиклассник Коля из простой советской школы отправляется за кефиром и вместе с другом Фимой попадает в заброшенный дом. Перенесясь в будущее, Коля рушит планы космических пиратов, которые хотели похитить прибор для чтения мыслей. Теперь злодеи охотятся за Колей, вернувшимся в прошлое. А за ними следует юная, но очень сообразительная Алиса Селезнёва.
После выхода мультфильма «Тайна третьей планеты» Алису Селезнёву полюбила вся страна. И в середине 1980-х вышла первая игровая экранизация одного из произведений об этой девочке. После этого исполнительница главной роли Наташа Гусева ещё раз сыграла Алису в полнометражном фильме «Лиловый шар», но он вышел не таким удачным.
Смотреть в iTunes →
1. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
- СССР, 1964 год.
- Комедия.
- Длительность: 71 минута.
- «КиноПоиск»: 8,2.
Только прибыв в пионерский лагерь, Костя Иночкин уже провинился — без разрешения переплыл речку. Управляющий Дынин тут же исключает мальчика, чтобы он не подавал пример остальным. Но Костя тайком возвращается в лагерь, где его подкармливают товарищи. Вот только скоро должен состояться родительский день, где обман вскроется.
Первый фильм Элема Климова на самом деле — сатира на всё советское устройство образования. Однако едкая история запрятана в оболочку детской комедии, так что фильм обожают зрители всех возрастов.
Смотреть в iTunes →
А какие детские фильмы времён СССР нравятся вам?
Читайте также 🧐
- 8 интересных деталей из советских мультфильмов, которые вы не замечали
- Как экранизировали детские книги в СССР и на Западе
- 15 фильмов про детей, которые стоит посмотреть взрослым
- ТЕСТ: Кто вы из героев советских мультфильмов?
- 20 семейных фильмов, которые сделают вас добрее
10 классических советских фильмов, оказавших влияние на мировое кино
Учитывая, что сериалу HBO Чернобыль уделяется так много внимания, вполне естественно, что русская и советская культура и особенно кино будут привлекать больше внимания. И, вопреки распространенному мнению, советские фильмы получали многочисленные награды и оказывали влияние на мировой кинематограф не меньше, чем большинство европейских фильмов.
по теме: 15 самых высокооплачиваемых иностранных актеров на сегодняшний день
Некоторым современным российским фильмам нравится 9«0003 Нелюбовь », « Левиафан » и « Как я провел это лето » привлекают внимание за пределами постсоветских стран, но их все же гораздо меньше, чем советских фильмов, созданных в ХХ веке. Вот 10 советских классических фильмов, оказавших влияние на мировой кинематограф.
10/10 Цвет граната (1969)
Цвет граната — художественный фильм Сергея Параджанова, советского режиссера армянского происхождения. Фильм полностью на армянском языке и рассматривается как поэтическая интерпретация жизни армянского поэта Саят-Нова. Стиль фильма особенно исключителен, поскольку он создает совершенно уникальный опыт.
Наряду с его украиноязычным фильмом « Тени забытых предков » (1965) это самая известная и получившая признание критиков работа Параджанова. Еще один известный советский украинский фильм, который стоит посмотреть, — « Земля » Александра Довженко (1930).
10/9 Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
Ирония судьбы, или С легким паром!
История о Жене Лукашине, который планирует встретить Новый год со своей невестой Галей в их новой московской квартире. В канун каждого Нового года Женя и его друзья посещают баню, традиционную русскую баню. Однако на этот раз они так напиваются, что Женю сажают в самолет до Ленинграда вместо его друга Павлика. По приезду он вызывает такси и называет адрес своей московской квартиры, которая совпадает с адресом квартиры в Ленинграде. Даже его ключ подходит к замку, но вскоре появляется хозяин и обнаруживает его там.
8/10 Алмазная рука (1969)
Леонид Гайдай известен тем, что снял множество классических советских комедий, в каждой из которых есть элемент криминала, в том числе Операция «Ы» и Другие приключения Шурика (1965), Похищение по-кавказски (1966), Двенадцать стульев (1971), и Иван Васильевич меняет профессию (1973) — но самый известный его фильм — Бриллиантовая рука .
СВЯЗАННЫЕ С: 10 самых страшных иностранных фильмов ужасов, когда-либо снятых (согласно IMDb)
Семен Горбунков — обычный советский семьянин, который отправляется в круизное путешествие за пределы СССР. Находясь на корабле, он дружит с другим туристом, который на самом деле является криминальным курьером, которому нужно встретиться с сообщниками. Они спрячут драгоценности в ортопедическую повязку на его руке, как только он скажет кодовое слово. Поскольку сообщники понятия не имеют, как выглядит курьер, они принимают за него Семена.
7/10 Война и мир (1966-1967)
Сергей Бондарчук, снявший четырехсерийную экранизацию одноименного произведения Льва Толстого, получившую премию «Оскар», также снял такие важные фильмы о войне, как «9».0003 Судьба человека
(1959) и Они сражались за свою страну (1975).Фильм очень точно соответствует роману и подробно описывает события французского вторжения в Россию (известного как Отечественная война 1812 года) и влияние наполеоновского правления на российское общество того времени, исследуя жизнь пяти русских аристократов.
6/10 Летят журавли (1957)
Советский кинематограф вообще характеризуется обилием различных военных фильмов (например, «9000» Станислава Ростоцкого).0003 А зори здесь тихие (1972) и Белый Бим Черное Ухо (1977), оба из которых были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке). Летят журавли , с другой стороны, получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1958 года (единственный советский фильм, получивший это).
Действие происходит в Москве накануне и во время Второй мировой войны. В фильме показаны ужасы и жестокость войны, а также ущерб, нанесенный советской психике в результате Великой Отечественной войны (именно так в России называют Вторую мировую войну).
5/10 Москва слезам не верит (1980)
«», получивший премию «Оскар» за лучший зарубежный фильм, « Москва слезам не верит» «» стал первой широко известной работой режиссера Владимира Меньшова. Один из других его фильмов « Любовь» и «Голуби » (1984) — одна из самых любимых советских комедий.
СВЯЗАННЫЕ С: 15 безумных зарубежных научно-фантастических и фэнтезийных фильмов, о которых вы никогда не слышали
Действие фильма начинается в Москве конца 1950-х годов и рассказывает о трех молодых женщинах, приехавших в большой город из маленьких городков. В какой-то момент фильм перескакивает в будущее и показывает, как изменилась их жизнь двадцать лет спустя.
4/10 Сталкер (1979)
Что касается режиссеров, то, пожалуй, самым известным и прославленным советским режиссером за пределами СССР является Андрей Тарковский. У него есть свой особый стиль, несмотря на то, что он снял фильмы всех жанров: научно-фантастический фильм «Солярис » (1972), военную драму
Хотя сравнивать фильмы сложно, все они великолепны, Stalker , пожалуй, выделяется больше всего. Этот научно-фантастический художественный фильм рассказывает о трех персонажах, которые отправляются в путешествие, чтобы исполнить свои желания: Сталкере, который руководит трио, меланхоличном писателе, который ищет вдохновения, и профессоре, который ищет научные открытия.
3/10 Человек с кинокамерой (1929)
Фильм считается экспериментальным немым документальным фильмом без актеров с участием таких городов, как Москва, Киев, Одесса и Харьков. В фильме рассказывается о простых советских гражданах, которые работают, играют и занимаются своей жизнью.
2/10 Иди и смотри (1985)
Еще один важный военный фильм, « Иди и смотри » Элема Климова, также считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных. Другие великие советские военные фильмы, которые стоит посмотреть, — это фильм братьев Васильевых «
Иди и смотри посвящен нацистской оккупации Беларуси, которая длилась с 1941 по 1944 год. События рассказываются глазами молодого белорусского партизана по имени Флёра. В фильме гиперреализм сочетается с сюрреализмом, чтобы показать, сколько страданий пришлось пережить людям в то время.
1/10 Броненосец Потемкин (1925)
«Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна неизменно фигурирует в списках лучших фильмов всех времен, а также назван величайшим фильмом, когда-либо созданным на Всемирной выставке в Брюсселе в 1919 году.58. Это также важный фильм для истории кино благодаря советскому монтажу. Кроме того, это единственный советский фильм, сценарий которого изучают в киношколах мира.
Фильм рассказывает о мятеже 1905 года, произошедшем на русском броненосце «Потемкин». Среди других значительных фильмов, снятых Сергеем Эйзенштейном, — « Александр Невский » (1938) и « Иван Грозный » (выпущенный в двух частях в 1944 и 1958 годах).
NEXT: 10 лучших иностранных сериалов для просмотра на Netflix, по версии Rotten Tomatoes
25 великих советских и российских фильмов о Второй мировой войне — Вкус кино — Обзоры фильмов и классические фильмы
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня окончания Второй мировой войны в Европе.
Вот список из 25 советских и российских фильмов, которые представляют войну тем, чем она является, — разрушительным ужасом, бросающим вызов самому понятию человечества. Обращают на себя внимание фильмы, ориентированные на людей, а не на ура-патриотизм и героику, столь любимую официозом.
Как обычно, я представляю эти фильмы в хронологическом порядке, а не рейтинговым списком. Искусство — не спорт, и субъективность оценок не так важна, как понимание причинно-следственных связей.
Просто взглянув на даты выхода, легко увидеть, как война была представлена на советских и российских экранах — реализм военных лет сменяется многолетним сталинским лаком, что в свою очередь привело к освободительному эффекту хрущевской оттепели , за которым последовал застой брежневской эпохи. Этот цикл продолжается и по сей день, учитывая текущую ситуацию в Восточной Европе и постсоветской геосфере.
1. Машенька (1942) Реж. Юлий Райзман
Этот короткий камерный фильм выделяется среди советских постановок накануне войны. Здесь упор делается не на Великий Коллектив или поход в светлое будущее, а на личный опыт. На протяжении всего фильма он держится на героине, показывая ее жизнь, радости и печали. Простая телеграфистка, которая учится на медсестру, Машенька находит любовь и теряет ее, смеется и плачет, надеется и огорчается. И тогда война случается.
На картинке война с Финляндией, а потому фильм не был закончен и выпущен до 1942, он стал символом отчаяния продолжающейся войны и надежд, которые может дать ее окончание. Есть много примечательных сцен, но неоднозначный финал — самая поразительная часть фильма.
Ненадолго воссоединившись с любимым на дороге военного времени и расставшись с пониманием того, что они еще встретятся, счастливая машущая фигура Машеньки обрамлена силуэтами автомобилей и скачущих кавалеристов. У зрителя остается смесь беспокойства и надежды.
Как и «Мост Ватерлоо» и «Короткие встречи», «Машенька» остается смотрибельной, концентрируясь на человеческом и гуманном. Счастье, показанное здесь, является частным и личным. Непрерывно задерживаясь на лице героини, ловя и тени печали, и лучи радости, которые оно излучает, эта пронзительная мелодрама остается ярким образцом лиризма и надежды.
2. Два солдата (1943) Реж. Леонид Луков
Два титулованных солдата — простые пулеметчики на Ленинградском фронте. Они сражаются с врагом, ходят в редкие отпуска в город, спят, едят и поют в окопах. Затем между ними возникает трещина, но она устраняется на поле боя. Конец.
Что же делает этот простой фильм таким интересным для просмотра? Отличная характеристика и акцент на более простых вещах в жизни. Не слава, доблесть или жизнь за партию и/или Родину, а — дружба, товарищество, песни. Один из них кузнец с Уральских гор, угрюмый и дородный малый. Другой — корабельный плотник из Одессы, молниеносный на эмоции, шутки, ответы, колкости и песни, во многом в духе родного города. Высшее начальство, которое мы видим, это их командир батальона.
Отдельного упоминания заслуживают песни, которые до сих пор исполняются в России. Одна из них — душераздирающая «Темная ночь», ночь войны и надежда вернуться домой. Другой — «Лодки кефали», полуклезмерская, полубандитская песенка об удачливом одесском рыбаке. В этих песнях нет ничего политического, все человеческое. Как и этот фильм. Особо следует отметить реалистично отснятые боевые сцены (хотя все они были сняты в студии).
3. Радуга (1943) Реж. Марк Донской
Этот фильм оказал влияние по обе стороны Атлантики. Он примечателен своим эмоциональным и мощным изображением жизни в условиях нацистской оккупации. Страшные сцены сменяют друг друга — женщина идет босиком по снегу. Жизнь новорожденного жестоко обрывается через несколько часов после рождения. 10-летний мальчик расстрелян за то, что пытался стащить хлеб заключенным (его семья наблюдала из окна, а его смерть была отмечена бесстрастным восклицанием младшей сестры «Мама, Миша упал»).
Позже его семья закапывает его под земляным полом в своей хижине, и все они ходят туда-сюда, чтобы выровнять холм. Скучающий и холодный немецкий солдат играет в игру «ини-мини-мини-моэ», целясь в группу детей, большинство из которых слишком малы, чтобы даже осознать опасность.
Настоящая радуга появляется только в конце, как проблеск надежды, после того, как скорбящая мать закончилась на виселице. Писательница Ванда Василевска также написала сценарий, и решение сосредоточить внимание на бедственном положении женщин и детей в условиях насилия окупается. Он получил признание в Америке и получил почетный Оскар.
И хотя фильм в основном снимался на съемочной площадке, его стиль оказал заметное влияние на итальянских неореалистов. 70 лет спустя он не утратил ни способности доводить до слез, ни своей силы.
4. Солдаты (1956) Реж. Александр Иванов
После длительного периода чиновничества, когда товарищ Сталин и партия превозносились как главные герои, возник новый взгляд на недалекую войну. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» вышла в 1946, а 10 лет спустя он смог сделать из этого гуманистический, дегероизирующий сценарий.
Как следует из названия, это история о солдатах, их жизни в бою и в редкие моменты между боями. Главные герои, лейтенант и парочка рядовых, отступают из Харькова в Сталинград, переназначаются, переходят из обороны в наступление и обратно, едят, пьют, спят, курят, получают ранения и госпитализации — все будни подробности здесь, изложены по существу и без пафоса.
Более того, ставится под вопрос цена войны, отношение и дороговизна невежества высшего командования. Кроме того, этот фильм дал великому русскому актеру Иннокентию Смоктуновскому его первую заметную роль (в дальнейшем он играл Гамлета, Чайковского и дядю Ваню с большим успехом), и это симптоматично: новая эстетика требовала от актеров, которые живут ролью, а не действовать, что Смоктуновский был более чем в состоянии сделать благодаря собственному опыту военного времени.
5. Летят журавли (1957) Реж. Михаил Калатозов
Этот необыкновенный фильм единолично дал советскому кинематографу новый творческий толчок. Здесь прекрасно сочетаются гуманистический сценарий Михаила Розова, современная и настоящая игра главных героев, уверенная режиссура Калатозова и, конечно же, ослепительная чб операторская работа Сергея Урусевского.
История любви, разрушенной войной, разрушенной семьи и окончательного искупления Вероники затягивает, держит на эмоциональном пределе и дарит целую гамму ощущений. После примерно двух десятилетий подозрительности к «формализму» форма здесь наносит ответный удар с удвоенной силой, напоминая головокружительные дни Эйзенштейна, Вертова, Кулешова, Довженко и других ранних мастеров монтажа, формировавших язык кино.
Урусевский, кинооператор с художественным образованием (и сам по себе талантливый живописец), здесь возвращает мощную подвижность камеры и поразительную образность.
Заслуживает просмотра целиком, но особенно выделяются несколько сцен — влюбленные вместе встречают утро, сцена, когда Вероника бежит мимо мобилизованной толпы, чтобы попрощаться, момент, когда она сталкивается со своей разбомбленной квартирой и потеря семьи, и, конечно же, легендарная сцена смерти Бориса, где чудом кружащихся кадров и многократных экспозиций блестяще доносится до зрителя опыт безвременно оборвавшейся жизни. Золотая пальмовая ветвь — не его настоящая награда, а его непреходящая актуальность и артистизм.
6. Баллада о солдате (1959) Реж. Григорий Чухрай
Продолжая добрую традицию, начатую «Летят журавли», этот гуманный и хорошо сделанный фильм взбудоражил эмоции далеко за железным занавесом. Хотя он и не такой технически ошеломляющий, как шедевр Калатозова, его структура и сплоченность делают его достойным соперником. Продолжая юношеский дух хрущевской оттепели, в главных ролях два очень молодых актера.
Солдат титула Алеша. Скорее из страха и самосохранения, чем из храбрости, он совершает героический поступок и получает недельный отпуск. Он едет по рельсам обратно в родную деревню. Но путешествие и встречи, которые он устраивает, занимают большую часть его отпуска.
По пути он встречает Шуру, девушку, путешествующую в одиночестве. Вместе они встречают разных людей — хороших, несчастливых, откровенно уродливых. Алеша умеет помогать нуждающимся благодаря своей открытости и позитиву. Особенно запоминающейся является сцена, где они сталкиваются с недавним ампутантом, который чувствует себя никчемным и склонным к суициду.
Талантливый актер Евгений Урбанский буквально затмевает сцену своим ярким исполнением. Алеша и Шура расстаются с надеждой и пониманием своего чувства друг к другу. Он может только ненадолго увидеть свою мать, прежде чем вернуться. Внимание, спойлер — в начале есть спойлер, где за кадром упоминается, что Алеша погибнет на войне.
Но в конце у зрителя все еще остается хорошее чувство надежды. Успех фильма на кинофестивале в Сан-Франциско и номинация на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий вполне заслужены.
7. Судьба человека (1959) Реж. Сергей Бондарчук
Вместе с «Летят журавли» и «Балладой о солдате» образует неформальную и влиятельную трилогию эпохи «оттепели». Немного тяготеет к монументализму (много ракурсов главного героя), в основном из-за того, что режиссером-дебютантом был один из ведущих актеров СССР, сыгравший себя в главной роли. Но это более чем компенсируется важным и новым посланием о сострадании к военнопленным, которых при Сталине поносили и преследовали.
История Михаила Шолохова точно экранизирована. Русский мужчина создает семью, преодолевая в процессе алкоголизм, но теряет во время войны всех, кого любит, и проходит через ад концентрации военнопленных. Он становится одиноким и бездушным дальнобойщиком, пока не усыновляет мальчика-сироту, таким образом обретая новую причину для жизни и перекраивая свою судьбу.
Для дебюта режиссура Бондарчука солидная, а его игра как всегда мощная. Сцены концлагеря поставлены как экспрессионистский фильм ужасов, где сила человеческого духа выдерживает и преодолевает трудности.
Сцена, где герой выигрывает свою жизнь в пьянке, в которой его заставляют участвовать нацисты, занимает центральное место в фильме (мы не можем не аплодировать ему, когда он говорит: «Я никогда не гонюсь за первым выстрелом»). В целом трогательный фильм, продолжающий гуманистический дух оттепели и десталинизации.
8. Мир входящему (1961) Реж. Александр Алов и Владимир Наумов
В японском театре есть понятие «мичиюки», дословно переводится как «идти в путь». Сцены Митиюки разыгрываются путешественниками, переходящими из одного места в другое. Нигде дорога не является более важной, чем на войне, где каждый шаг может быть сложным и коварным. Это хорошо показано в этом пацифистском дорожном фильме.
Молодой лейтенант, только что окончивший офицерскую школу, прибывает в Германию за несколько дней до подписания мира. Он рвется на фронт. Вместо этого он получает совсем не героическую задачу по наблюдению за транспортировкой в госпиталь двух пациентов — контуженного солдата и немки, которая должна родить.
Непонимание здесь просто поразительное: лейтенант мало знает о жизни и военном деле, немка говорит только по-немецки, беспечный водитель болтун, который просто болтает обо всем на свете. Самый молчаливый персонаж — раненый глухонемой солдат (который тоже только что узнал, что у него нет семьи, к которой он мог бы вернуться домой), израненный войной зомби (мощный немой образ актера).