Способности в психологии и их виды
Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое способности
- 2 Происхождение способностей и их структура
- 2.1 Задатки – природная основа способностей
- 2.2 Социальный фактор
- 2.3 Что такое склонности
- 3 Виды способностей
- 4 Уровни развития способностей
Что такое способности
Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.
Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.
Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?
Происхождение способностей и их структура
Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.
Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.
Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.
Задатки – природная основа способностей
Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.
- Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
- К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
- Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.
Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно.
Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.
Социальный фактор
Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.
- Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить.
- Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
- Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.
Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.
Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком.
Что такое склонности
К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.
- Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
- Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.
Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.
Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.
Виды способностей
В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.
- Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
- Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.
А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности.
К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.
А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.
Уровни развития способностей
Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.
- Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
- Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.
Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.
Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.
✔️ Способности
Оставьте комментарий / Психология личности, Способности, Фильм
Основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности и таланта считают Гальтона. Именно он предложил основные методы и методики, которыми исследователи до сих пор пользуются при изучении способности человека. Но самое главное – в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые до сегодняшнего дня решаются исследователями.
В отечественной психологии проблеме способностей были посвящены работы С. Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
1 Способности человека в психологии
2 Виды способностей человека в психологии
2.1 Специальные способности
2.2 Общие способности
3 Определение способности
4 Способности ребёнка
5 Способности личности
6 Структура способностей
7 Развитие способностей
8 Теории способностей:
9 Тесты способностей
10 Список способностей
11 Фильмы о способностях
11.1 Похожие темы:
Способности человека в психологии
Способности – психологическое свойство личности, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно осваивать новые знания, умения и навыки, заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Виды способностей человека в психологии
Способности бывают специальные и общие.
Специальные способности— это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств деятельности.
Общие способности– это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности.
Совокупность общих специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Определение способности
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Теплов, он дал определение способностям. В понятии «способности» по его мнению, заключено следующее:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
- В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности ребёнка
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве, и продолжается в школе. В играх развивают двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, творческие способности.
Способности личности
это результат научения. И чем сильнее подкрепление, тем быстрее идет развитие.
Развитие способностей происходит поэтапно.
Структура способностей
Выделяют следующие уровни способностей:
- Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения.
- Творческий, обеспечивает создание нового, оригинального.
Развитие способностей
Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей человека: развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Способность человека определяется диагнозом новых возможностей.
Теории способностей:
- Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой.
- Функциональный подход (личностный) рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать (псевдоабсолютный слух). Способности формируются и развиваются в деятельности путем преобразования других природных задатков.
Тесты способностей
В настоящее время нет методик, с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этапах развития человека. Тем не менее, исследователи считают возможным диагностику способностей.
Б.М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем, что:
- способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерять;
- способность есть свойство, связанное с успешным освоением и осуществлением деятельности;
- успех также можно измерять;
- способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам.
Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология. Наиболее известными являются тесты, направленные на измерение умственной одаренности, общих способностей, коэффициента интеллекта. Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона (Англия). Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства.
Во Франции А. Бине предпринял попытку выявить детей с различными способностями к школьному обучению. При этом А. Бине не исследовал интеллект, а искал его показатели. В качестве критерия интеллекта выступали отличия одной группы испытуемых от другой. А. Бине установил группы заданий, которые успешно решаются детьми определенного возраста, что позволило ему диагностировать «умственный» возраст. Таким образом, показателем «умственного» возраста являлся набор заданий, которые успешно выполняются детьми определенного хронологического возраста.
Список способностей
- академические
- аналитические
- артистические
- вербальные
- гностические
- дедуктивные
- дидактические
- дипломатические
- изобретательские
- интеллектуальные
- исследовательские
- когнитивные
- коммуникативные
- конструктивные
- креативные
- лингвистические
- математические
- ментальные
- мнемические
- музыкальные
- ораторские
- организаторские
- педагогические
- перцептивные
- познавательные
- предпринимательские
- прогностические
- психофизические
- сенсорные
- суггестивные
- творческие
- телекинетические
- технические
- умственные
- управленческие
- физические
- художественные
- эмпатические
- эстетические
Фильмы о способностях
- «Август Раш» (2007)
- «Барабанная дробь» (2003)
- «Билли Эллиот» (2000)
- «Блеск» (1996)
- «Витус» 2006
- «Выбор игры» (1993)
- «Игра Эндера» (2013)
- «Испытание Акилы» 2006
- «Матильда» (1996)
- «Мысли о свободе» 2005
- «Невероятное путешествие мистера Спивета» (2013)
- «Одаренная» 2017 г.
- «Октябрьское небо» (1999)
- «Перекресток» (1986)
- «Семейка Тененбаум»
- «Слава» (2009)
- «Супер Макс»
- «Тост» 2010
- «Умница Уилл Хантинг» (1997)
Человеческий потенциал Определение | Law Insider
означает операционную мощность Системы в любой применимый момент времени.
означает максимальное количество мегаватт, которое CAISO признает в Проекте, которое соответствует требованиям Покупателя к достаточности ресурсов и связано с Атрибутами мощности проекта.
означает максимальную гарантированную мощность, которую оператор системы передачи может предложить пользователям сети с учетом целостности системы и эксплуатационных требований сети передачи;
означает мощность, предложенную участником торгов в его Заявке по приглашению.
означает новый Генератор, существенное увеличение мощности существующего Генератора или повторную активацию всего или части Генератора, который не эксплуатировался в течение пяти или более лет, который начинает коммерческую эксплуатацию после даты вступления в силу этого определения. Для целей Раздела 23.4.5 настоящего Приложения H «Минимальный уровень предложения» для Поставщика установленной мощности в зоне смягченной мощности, который не является ресурсом особого случая, означает наименьшее из (i) числового значения, равного 75% Чистой суммы смягчения. CONE, переведенный в ежемесячное значение UCAP с поправкой на сезонные колебания («Минимальный уровень предложения CONE CONE по смягчению последствий»), или (ii) числовое значение, которое является значением Unit Net CONE за первый год, определенным, как указано в Разделе 23.4.5.7, переведенным в сезонное скорректированное ежемесячное значение UCAP с использованием соответствующего коэффициента простоя класса («Минимальный уровень предложения Unit Net CONE»). Минимальный уровень предложения для поставщика установленной мощности в зоне смягченной мощности, который является ресурсом особого случая, означает числовое значение, определенное в соответствии с пунктом 23.4.5.7.5. Предельный уровень предложения для дополнительного CRIS MW означает числовое значение, определенное в соответствии с пунктом 23. 4.5.7.6. Для целей Раздела 23.4.5 настоящего Приложения H «Спонсоры, не соответствующие требованиям», означают Владельца передачи, Орган государственной власти или любую другую организацию с Районом передачи в NYCA, либо агентство или учреждение Нью-Йорка. Государство или его политическое подразделение.
означает объем или пропускную способность в любом существующем или будущем воздуховоде, кабелепроводе, люке, смотровом люке или другом инженерном сооружении с полосой отвода, которое доступно или будет доступно для использования для дополнительных телекоммуникационных средств.
означает количество детей, за которыми, по определению Департамента, детский сад может ухаживать одновременно в дополнение к любым детям младше 12 лет, проживающим в доме. Дети в возрасте 12 лет и старше, находящиеся в помещении, не учитываются при определении разрешенной вместимости.
имеет значение, указанное в Соглашении об обеспечении надежности.
означает объем защитной оболочки на объекте сброса, который вмещает все разрешенные потоки и соответствует всем условиям Разрешения на защиту водоносного горизонта, включая допуски на соответствующие пиковые значения и коэффициенты безопасности для обеспечения устойчивой и надежной работы.
означает объем, указанный производителем, который представляет собой максимально рекомендуемый уровень заполнения.
имеет значение, указанное в Разделе 3.1(f).
означает неиспользованную мощность частично используемых объектов. Это разница между: (а) тем, что объект может достичь при 100-процентном рабочем времени в одну смену за вычетом перерывов в работе, вызванных потерями времени на ремонт, настройку, неудовлетворительные материалы и другие обычные задержки; и (b) степень, в которой объект фактически использовался для удовлетворения потребностей в течение отчетного периода. Следует использовать многосменную основу, если можно показать, что такой объем использования обычно ожидается для данного типа оборудования.
означает Средний дневной расход, для обработки которого утверждены Работы;
означает, применительно к Сети, способность Сети выполнять дополнительные задачи путем усовершенствования или усовершенствования инфраструктуры, являющейся частью Сети или Связанных объектов;
означает максимальную выработку электроэнергии (в МВт), которую генератор может поддерживать в течение определенного периода времени, если он не ограничивается сезонными или другими ограничениями, измеряемыми в соответствии со стандартами Министерства энергетики США.
означает ту часть Ресурсов, которая требуется для удовлетворения Прав на Ресурсы Владельцев Доступа;
означает мощность (в МВт переменного тока), заключенную по контракту с MSEDCL для поставки победителем тендера в пункте поставки в рамках Проекта солнечной энергетики.
имеет значение, указанное в Тарифах CAISO.
означает, применительно к агрегату, 33 % от максимальной расчетной тепловой мощности агрегата.
означает проектную мощность переменного тока на генерирующем терминале (терминалах), которая должна быть заключена с MSEDCL на поставку из проекта солнечной энергии.
или «Pmax» означает максимальную непрерывную активную мощность, которую может производить энергомодуль, за вычетом любых требований, связанных исключительно с обеспечением работы этого энергомодуля и не подаваемых в сеть, как указано в договоре о подключении либо по согласованию между соответствующим системным оператором и собственником генерирующего объекта;
означает любое и все прошлые, настоящие и будущие услуги представителя, освобожденного от ответственности, в одном или нескольких качествах в качестве директора, должностного лица, сотрудника или агента корпорации или, по запросу корпорации, в качестве директора, должностного лица. , сотрудник, агент, фидуциарий или доверительный управляющий другой корпорации, товарищества, совместного предприятия, траста, пенсионного плана для сотрудников или другой организации или предприятия;
означает максимальное количество мощности и энергии, которое Поставщик услуг передачи соглашается передать для Заказчика передачи через Систему передачи Поставщика услуг передачи между пунктом (пунктами) приема и пунктом (пунктами) поставки в соответствии с Тарифом, Часть II . Зарезервированная мощность должна быть выражена в мегаваттах с интервалом в шестьдесят (60) минут (начиная с часового пояса).
означает (i) при использовании в отношении Директора должность Директора Компании и (ii) при использовании в отношении лица, отличного от Директора, выборную или назначаемую должность Компании, занимаемую такое лицо или трудовые или агентские отношения, принятые таким лицом от имени Компании, но в каждом случае не включают обслуживание какой-либо другой иностранной или отечественной корпорации или любого партнерства, совместного предприятия, индивидуального владения, траста, плана вознаграждений работникам или другого предприятие.
означает любую комбинацию размера, возможности ввода и доставки.
означает доверительного управляющего, регистратора, агентство (в том числе в качестве платежного агента, агента по передаче, залогового агента, фискального агента, агента условного депонирования или аналогичного агентства), сервисера, основного обслуживающего агента, кастодиала (включая хранение документов) или другого аналогичного Договор корпоративного траста, а также любые права или обязанности, вытекающие из или предоставления любых услуг в связи с любыми такими возможностями.
Развитие человеческого потенциала — Программа выживания матерей и детей
Устойчивое улучшение показателей репродуктивного здоровья, здоровья матерей, новорожденных и детей (RMNCH) не может быть достигнуто без инвестиций в развитие человеческого потенциала. Вмешательства с высокой отдачей могут быть устойчивыми в масштабе только в том случае, если медицинские работники будут поддерживаться и укрепляться для осуществления этих вмешательств. MCSP направлен на обеспечение того, чтобы в наших страновых программах использовались наиболее эффективные и действенные механизмы для содействия развитию человеческого потенциала.
Развитие человеческого потенциала учит кого-то делать что-то или делать это лучше. MCSP определил нашу работу в области развития человеческого потенциала как процессы, используемые для развития индивидуальных и командных способностей ставить цели, а также укреплять и поддерживать компетенции, необходимые для индивидуальных и командных ролей в системе здравоохранения.
Концепция USAID по укреплению систем здравоохранения отдает приоритет человеческим ресурсам для здравоохранения и преобразующим моделям образования и поддержания навыков для предоставления основных услуг. Помня об этих приоритетах, MCSP применил основанные на фактических данных подходы к развитию человеческого потенциала и стремился преобразовать традиционные подходы, которые не дали желаемых результатов.
MCSP отдает предпочтение четырем основным подходам к развитию человеческого потенциала:
- Додипломное образование : Учебная программа, которая готовит медицинский персонал к работе в сфере здравоохранения. Чтобы узнать о подходе MCSP к дослужебному обучению, нажмите здесь.
- Обучение без отрыва от работы : Структурированный и формальный подход к обучению медицинских работников и менеджеров (после завершения предварительного обучения) для укрепления существующих компетенций или развития новых. Чтобы узнать о подходе MCSP к обучению без отрыва от производства, нажмите здесь.
- Наставничество : Процесс, посредством которого чуткий человек, обладающий знаниями в определенной предметной области (наставник), обучает и тренирует человека или группу лиц (наставляемых) в этой области. Чтобы ознакомиться с принципами реализации MCSP и руководством по наставничеству для развития человеческого потенциала, щелкните здесь.
- Поддерживающий надзор : Процесс оказания помощи сотрудникам в постоянном улучшении их собственной работы; проводится уважительным и неавторитарным образом, с использованием контрольных посещений как возможности улучшить знания и навыки медицинского персонала, часто с помощью формальных контрольных списков или форм оценки.