Техники эффективных коммуникаций
Технологии аффективной коммуникации.
1.Конструктивное общение – это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.
Конструктивное общение состоит из:
— умения слушать;
— способности понять смысл услышанного;
— способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;
— желания получать новую информацию, знания;
— доброжелательности, приветливости;
— способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;
— умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:
— решить возникшую проблему
— обсудить совместные действия
— для развития личности
— как средство поддержки
— для получения новой информации, опыта
— для приятного общения.
2.Техники эффективной коммуникации. Для осуществления эффективной коммуникации между людьми выработан определенный ряд правил общения. Психологи обычно этот свод правил называют техниками эффективной коммуникации.
Правило 1. Говорите с партнером на его языке – тогда вы поймете друг друга.
Правило 2. Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к собеседнику с уважением.
Правило 3. Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть нечто общее, – это сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.
Правило 4. Проявляйте интерес к проблемам собеседника.
Правило 5. Дайте собеседнику выговориться.
Правило 6. Используйте техники «вербализации эмоционального состояния» — проговаривайте вслух то, что чувствуете вы и то, что чувствует ваш собеседник.
Правило 7. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации.
Правило 8. Постарайтесь занять позицию «на равных» с собеседником.
Правило 9. Используйте техники слушания.
Правило 10. Действуйте в соответствии с правилом – «не ты плохой», а «ты что-то не так сделал».
Чтобы избежать ошибок поведения, прислушайтесь к советам:
- Не принимайте молчание за внимание.
- Не притворяйтесь, что слушаете.
- Не перебивайте без надобности.
- Не делайте поспешных выводов.
- Не давайте «поймать» себя в споре.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства».
3.Виды и техники слушания.
Умение слушать – важнейшая составляющая процесса общения. Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. При слушании очень важно давать обратную связь.
Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
При активном слушании (рефлексивное) на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.
Пассивное (нерефлексивное) слушание – умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.
4.Психологические приемы расположения к себе.
а. Прием «имя собственное». Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
б. Прием «зеркало отношения». В арсенале данного приема есть два инструмента – улыбка и комплементы.
в. Прием «терпеливый слушатель». Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, т.
г. Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
5.Барьеры в общении – это различного вида препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям между людьми.
Препятствием полноценному общению могут стать:
- Вербальные и невербальные барьеры.
Вербальные барьеры – перебивание партнера, споры и эмоциональные реплики, постановка закрытых вопросов. Невербальные барьеры – когда собеседник всем своим поведением демонстрирует нежелание вести разговор. Это выражается в том, что собеседник избегает смотреть в глаза партнера, лицо выражает скуку, ерзает, зевает, смотрит на часы, держит большую дистанцию.
- Индивидуально-типологические особенности людей, с которыми связаны следующие барьеры:
а) Барьер темперамента.
б) Барьер несовместимости характеров.
в) Барьеры отрицательных эмоций.
г) Барьер отвращения и брезгливости.
д) Барьер презрения.
е) Барьер страха.
ж) Барьер стыда и вины.
з) Барьер общения, возникающим на почве страдания или горя.
и) Барьер гнева
Кроме этого барьеры в общении могут провоцироваться еще рядом следующих причин. Защищаться от воздействия сообщений от другого человека мы можем, избегая этой информации, отрицая авторитетность ее источника или просто не понимая ее по ряду причин.
Б.Ф. Поршнев выделил следующие виды барьеров в общении:
— Барьеры избегания и авторитета
Барьер избегания – это уклонение от контактов с партнером, которые могут оказать на нас негативное воздействие, когда человек просто избегает общаться с человеком, опасным для него в каком-либо отношении. Например, если мы идем по коридору и видим идущего навстречу человека» который нам неприятен, то мы просто отворачиваемся и делаем вид, что его не заметили, только бы не общаться с ним.
Избегание, как вид защиты от воздействия, проявляется не только в избегании людей, но и в уклонении от определенных ситуаций, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия.
Проявление барьера авторитета заключается в том, что, мы, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, доверяем мнению первых и отказываем в этом доверии вторым.
Барьер авторитета очень явно всегда проявляется на различных выборах, когда людям необходимо отдать предпочтение тому или иному кандидату.
— Барьеры непонимания – защита от самого сообщений, которая может вызываться речевыми аспектами в речи собеседника.
Существует несколько разновидностей барьеров непонимания, вызываемых различными причинами:
— Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается (скорость, ритм речи, произношение, незнания языка и т.
— Семантический барьер возникает между людьми в тех случаях, когда смысл сообщения партнера искажается в силу употребления им слов, которые несут второй смысл, или же жаргонных, сленговых выражений, заимствованных слов, фраз из кинофильмов и анекдотов, в результате чего собеседник, который не знаком с ними, их не понимает и, следовательно, не улавливает смысла всего сообщения,
— Следующим уровнем непонимания, который может быть причиной затруднений в общении и его низкой эффективности, является уровень стилистический или синтаксический. В любом сообщении, которое получает человек, для правильного его восприятия должно быть использовано не только нужное словесное обращение, но и тот стиль, который соответствует данной ситуации общения. Ведь реакцию непонимания со стороны партнера вызовет не только явное нарушение грамматики, но и явное нарушение стиля, т. е. некоторого соотношения между формой и содержанием сообщения.
— Логический барьер непонимания вызывается неприятием одним из участников общения логики и аргументов другого.
- Внутренние барьеры
Даже доверяя своему партнеру и оценивая его аргументы как верные и правильные, мы часто все равно поступаем по-своему. Очевидно, что, помимо внешних барьеров» существуют и какие-то внутренние защиты, которые определяют отношение человека к уже принятой и понятой, но, в то же время, неприятной, опасной информации.
Преодолеть эти наши внутренние барьеры можно только двумя путями:
- Когда информация очень значима для человека.
- Когда информация, поступающая к человеку, достигает своего критического максимума, то он начинает наконец-то ее осознавать и понимать.
14 методов эффективной коммуникации на работе
В России популярность набирают гибридные модели работы и поэтому коммуникация внутри команд становиться актуальной темой. Социальные исследования показали, 80% россиян считают, что общение является ключом к созданию доверия на работе, но опрос показал, что только 13% руководители практикуют и развивают эффективное общение на рабочем месте.
Как улучшить коммуникацию на рабочем месте?
Одна из стратегий, которую следует выбрать — это улучшение ваших коммуникативных навыков на рабочем месте как таковых. Это поможет вам завоевать доверие своих коллег по работе, повысить продуктивность рабочего процесса и в целом продвинуться по карьерной лестнице. Эти 14 простых советов помогут Вам улучшить коммуникацию на рабочем месте.
Методы повешения эффективности коммуникации на работе
1. Обеспечьте эффективный процесс адаптации
Начать новую работу может быть непросто, особенно для тех, кто работает удаленно. Сейчас как никогда важно иметь подробные учебные материалы и документацию, чтобы быстро освоиться новым сотрудникам. Чем проще вы сделаете людям доступ к важной информации с самого начала, тем лучше будет общение на рабочем месте. Полезно закрепить за новым сотрудником наставника на время адаптации.
2. Четко относитесь к рабочим процессам и устраняйте препятствия
Знаете ли вы, что 57% сотрудников говорят, что им не дали четких указаний на работу? Вы можете улучшить эту статистику, четко указав шаги, необходимые для выполнения каждой задачи и проекта.
Точно так же у вас должен быть пошаговый чек-лист для преодоления препятствий, если они возникнут. Это установит ожидания относительно того, что нужно делать, как делать это правильно, и будет способствовать улучшению коммуникации на рабочем месте.
3. Установите доверительные и открытые отношения с коллегами
Установление доверия требует времени, но его стоит постоянно укреплять, так общение на рабочем месте выводится на совершенно другой уровень. Доверие укрепляет ваши отношения с коллегами, позволяя вам лучше взаимодействовать и преуспевать в команде. Постарайтесь узнать интересы, симпатии и антипатии друг друга, чтобы выстраивать комфортное общение.
4. Регулярно проводите встречи тет-а-тет
Регулярное общение с коллегами обеспечивает продуктивную работу и помогает более эффективному общению на рабочем месте. Найдите время, чтобы обсудить проекты, собрать отзывы сотрудников и участвовать в беседах на отвлеченные темы.
Когда ваши сотрудники работают удаленно важно поддерживать связь с коллегами и обмениваться информацией, чтобы обеспечить бесперебойный рабочий процесс. Полезно использовать программы для трекинга задач, чтобы понимать сколько времени застрачивают сотрудники на выполнение задач по проектам.
Формат общения тет-а-тет может быть более комфортной средой для честного обсуждения. Эффективное общение на рабочем месте важно, но нельзя упускать из виду и честность. Если вы руководитель удаленной команды, вот несколько полезных советов:
5. Слушайте и обращайте внимание — это важно для эффективного общения на рабочем месте
Слушать — это гораздо больше, чем просто слышать. Только 7% общения является вербальным, тогда как колоссальные 55% общения на самом деле является языком тела. Обратите внимание на выражение лица, тона и язык тела, чтобы понять, какое сообщение передается. Оттачивая навыки общения на рабочем месте, чтобы уловить невербальное и вербальное общение, вы, несомненно, сможете стать более эффективным коммуникатором.
Быть активным слушателем также означает, что вы должны уделять все свое внимание, когда кто-то говорит. Задавайте вопросы, оставляйте отзывы и старайтесь быть активным участником каждого разговора на работе.
6. Будьте открыты как для положительных, так отрицательных мнений
Одна из лучших вещей, которые вы можете сделать на работе, — это быть открытым для обратной связи — как положительной, так и отрицательной.
Обратная связь всегда будет эмоционально приукрашенной, но она позволит увидеть ваши сильный и слабые стороны. Нужно в комфортной атмосфере внимательно выслушать всех желающих выразить свои мысли без каких-либо последствий.
Отличное решение, предоставить сотрудникам возможность оставлять анонимные отзывы, чтобы им было проще выражать свои мысли.
Вы можете собирать отзывы двух типов:
7. Сохраняйте политику «открытых дверей»
Политика «открытых дверей» важна для укрепления коммуникации на рабочем месте и построения доверия внутри организации, но это не всегда легко.
Поощрение ваших сотрудников к честному разговору со своим начальством — это чистая польза для вашей компании, но некоторые могут не решаться поделиться своими умозаключениями. Нужно донести до сотрудников, что выражать свои мысли — это нормально, и это, является основой эффективного общения на рабочем месте.
8. Проводите командные мероприятия, чтобы поднять моральный дух
Чтобы избежать выгорания в вашей команде, дайте себе и другим необходимое время для восстановления персонала. Организуйте веселые мероприятия, которые не только помогут снизить стресс, но и позволят вашей команде сблизиться друг с другом и создать приятные воспоминания.
Общий опыт улучшает взаимоотношения друг с другом в вашей команде, что способствует более тесному общению на рабочем месте.
9. Используйте современные инструменты для унифицированного общения
На вашем рабочем месте, вероятно, используется множество форм связи: телефоны, приложения для обмена сообщениями, электронная почта, инструменты для видеоконференций и т. д. При таком большом количестве каналов сообщения могут легко теряются в информационной среде. Нужно выбрать простой в использовании инструмент коммуникации, который удовлетворяет все потребности ваших бизнес-процессов.
Досконально изучите инструменты управления бизнес проектами, чтобы отслеживать эффективность их выполнения вашей командой от начала до конца. Это позволяет находить узкие места в бизнес-процессах и искать решения для их оптимизации.
Если вы уже используете различные инструменты и платформы управления проектами, изучите возможность интеграции приложений, это положительно влияет на продуктивность и позволяет улучшить общение на рабочем месте.
10. Научитесь разнообразию, равенству и инклюзивности
Согласно научным исследованиям, сотрудники поколения Z и миллениалы сейчас больше заботятся об усилиях по обеспечению разнообразия, равенства и инклюзивности, чем предыдущие поколения, и им нужны доказательства того, что компанией предпринимают шаги к повышению инклюзивности рабочего пространства.
Обязательно изучите себя и свою команду на предмет DEI. Это должно вызвать критические разговоры и откровенные дискуссии, которые будут способствовать лучшему общению на рабочем месте и сделать его более инклюзивным.
11. Научитесь лучше разговаривать по телефону
Коллегам всегда приятно общаться с хорошим собеседником, умеющим расположить к разговору оппонента по телефону. Не у каждой компании есть новейшее коммуникационное программное обеспечение или инструмент для совместной работы. В крупных компания большая часть комуникации по-прежнему ведется по телефону.
Телефонные разговоры могут быть непростыми, потому что невозможно увидеть выражение лица или язык тела собеседника.
Если вы смените тон на соответствующий, это поможет вам более эффективно излагать свои мысли.
12. Научитесь лучше писать электронные письма
Помимо других навыков общения на рабочем месте, обратите отдельное внимание к написанию электронных писем. Электронная почта была и будет важной частью общения на рабочем месте. Таким образом, важно научиться выражать свои мысли в удобной для восприятия форме. Написание лаконичных и понятных электронных писем упростит вашей команде понимание их обязанностей и проектов, а также сэкономит всем время и энергию, которые можно потратить на другие задачи.
Не торопитесь, используйте маркированные списки, избегайте неоднозначных фраз. Кроме того, вы всегда можете отменить отправку электронного письма и подкорректировать его, потратив дополнительное время.
13. Практикуйте публичные выступления
Публичные выступления — один из наиболее важных навыков общения на рабочем месте. Если вы не можете четко говорить перед группой людей, вам будет сложно передать свои мысли и результаты эффективно.
Если вам интересно, как улучшить коммуникативные навыки на работе, публичные выступления — это один из способов. Начните с выступления перед людьми, с которыми вам комфортнее всего, чтобы постепенно обрести уверенность в себе.
14. Понять сильные и слабые стороны друг друга
У каждого есть области, в которых он преуспевает, и области, в которых можно улучшить скилы. Выявляя сильные и слабые стороны друг друга, вы также можете настроить свой рабочий процесс и общение на рабочем месте. Обмен информацией в данном ключе, даст вашей команде синергетический эффект и плодотворно повлияет на продуктивность.
Общение на рабочем месте зависит от каждого в команде
Наладить хорошее общение на рабочем месте — это командная работа, которая требует достаточно времени. Реализуйте указанные 14 стратегий, и это позволит Вам получить больше информации о том, что происходит в рабочей среде, узнать новые идеи и какие форматы коммуникации предпочитает ваша команда.
5 основных стратегий эффективной коммуникации
Эффективная коммуникация — это коммуникация, полученная так, как она предназначена (Katz, 2015). В отличие от традиционных руководств по общению, которые сосредоточены на навыках уверенности в себе, эффективное общение учитывает контекст, доставку и, что наиболее важно, то, как сообщение будет услышано.
Это означает, что связь эффективна только в том случае, если она получена правильно. Таким образом, независимо от того, насколько красиво вы могли что-то сказать, если другой человек этого не понял, то общение будет неэффективным.
Общение похоже на бросание мяча. Один человек бросает мяч с намерением, чтобы получатель его поймал. Это требует достаточно хорошего броска и завершенного улова. Это помогает, если и подбрасыватель, и ловец обращают внимание и мотивированы на завершение улова. Если мяч подброшен неправильно, он может попасть в получателя, а может и не попасть. Или, если получатель не готов поймать, мяч может быть сброшен.
Таким образом, эффективное общение — это гораздо больше, чем напористость. Иногда быть настойчивым — это хороший способ донести сообщение, но в других случаях это может быть не так. Наиболее эффективное общение учитывает контекст. Например, иногда наиболее эффективно откладывать общение (например, если кто-то в гневе или плохом настроении, лучше не вступать в разговор в это время). Иногда наиболее эффективно проявлять агрессию, например, защитить ребенка от столкновения с оживленной улицей. Иногда напористость может быть истолкована как слишком напористая. В этом случае сообщение будет получено, но не в том виде, в котором оно было задумано, что сбивает разговор с толку.
Вы несете ответственность за то, что вы говорите и как вы это говорите. Что вы надеетесь создать в результате определенного общения? Иногда люди импульсивно выражают свою обиду и гнев, не задумываясь о результате. Хотя вы можете захотеть сказать, что вы чувствуете, и надеяться, что ваше общение сблизит вас (например, улучшит понимание, позволит простить и укрепит доверие и близость), если оно не будет хорошо упаковано, оно может в конечном итоге увеличить ваше расстояние. (например, усиливать боль и горечь).
Есть лучший способ.
1. Проверьте контекст. Во-первых, вместо того, чтобы полагаться на одну стратегию (например, напористость), может быть более эффективным иметь несколько стратегий, которые применяются по мере необходимости в зависимости от ситуации. Прежде чем говорить, может быть полезно просмотреть обстановку, прочитать контекст происходящего и оценить, как себя чувствует собеседник. Они расстроены чем-то другим или расслаблены и открыты для разговора? Это хорошее время, чтобы поднять важную тему? Готов ли получатель и может ли услышать то, что вы хотите сказать? Знаете ли вы об определенной чувствительности, основанной на вашем прошлом или прошлом получателя?
Опять же, цель состоит в том, чтобы успешно доставить сообщение так, как оно предназначено.
2. Проверьте свой эмоциональный уровень. Вас раздражает что-то, не связанное с человеком, с которым вы разговариваете? Что-то в настоящем вызывает что-то из вашего прошлого? В этом случае вы можете непреднамеренно бросить спидбол и с силой сбить человека с ног. Это то, что вы намеревались? Может быть, сделайте вдох и заземлитесь, прежде чем говорить.
3. Каково ваше сообщение? Ясно ли ваше сообщение или вы отправляете смешанное сообщение? Смешанное сообщение похоже на бросок двух мячей в противоположных направлениях и ожидание, что получатель получит правильный!
Например, если кто-то говорит: «Я в порядке», но язык его тела выражает огорчение (например, скрещенные руки и лицо выглядит расстроенным, а не говорит), то что на самом деле говорит этот человек? Что делать получателю? Уйти, подойти, уступить место или задать другой вопрос? Смешанное сообщение сбивает с толку и создает почву для недопонимания и дальнейшего расстройства.
4. Обратите внимание на то, как вы упаковываете свое сообщение. Когда вы отправляете хрупкую вазу в плохо упакованной коробке, она, скорее всего, будет доставлена с трещинами или даже разлетится на куски. Точно так же, если у вас есть конфиденциальное сообщение, подумайте о том, как вы его упаковываете. Вы можете намереваться поделиться важным чувством, но если оно оформлено как обвинение, обвинение или угроза, разговор, скорее всего, быстро перейдет в другую плоскость.
Более безопасный способ — сосредоточиться на том, как вы себя чувствуете, используя я-сообщение, например: «Я чувствую (больно, одиноко и т. д.), когда вы (не отвечаете на звонки, оставляете посуду в раковине и т. д.). )». Это контрастирует с Я-сообщением, таким как «Ты никогда не отвечаешь на телефонные звонки» или «Почему ты оставляешь посуду, когда знаешь, что это меня расстраивает?» Вы видите, как последующее общение, скорее всего, приведет к драке?Есть много публикаций об Я-сообщениях и Вы-сообщениях. Например, Готтман и Сильвер (1999) обсудить стратегии эффективного супружеского общения.
5. Будьте хорошим слушателем. Быть хорошим получателем может быть даже важнее, чем хорошая коммуникация. Прислушивайтесь не только к словам, но и к тону голоса и языку тела. Какую эмоцию они передают?
Как правило, если вы можете читать чувства другого человека, вы значительно улучшите свои навыки общения. Это эмпатия и работа над пониманием точки зрения другого человека. Когда люди чувствуют, что их услышали, они, скорее всего, тоже будут готовы выслушать вас.
Еще одно правило — отразить то, что вы услышали от собеседника. Это не только подтверждение для вас того, что вы правильно расслышали, но и очень приятно для человека, передавшего сообщение.
Таким образом, для общения требуется как минимум два человека: отправитель и получатель. Коммуникация эффективна только в том случае, если она получена так, как задумано.
Советы по настройке эффективного общения:
- Учитывайте время и настроение получателя.
- Проверьте свой эмоциональный уровень.
- Будьте ответственны за четкое общение.
- Подумайте об использовании I-сообщений, чтобы не обвинять других и не заставлять их защищаться.
- Будьте хорошим слушателем (внимательным), когда получаете сообщение.
Этап действия: Продолжайте работать над эмоциональной саморегуляцией, дыханием, заземлением и позитивным внутренним диалогом. Если у вас есть что-то, что вы хотите сообщить, вы можете начать с того, что запишите это. В первом наброске могут быть сильные эмоции, и можно дать себе возможность выразить их. Но не посылайте этот черновик! Во втором черновике подумайте, как другой человек воспримет ваше сообщение. Сочувствуете ли вы тому, что они чувствуют? Вы рассматриваете, как вы упаковываете свое сообщение? Может быть, добавить что-то позитивное к более чувствительной теме. И, наконец, повторите то, что вы слышите, и попросите разъяснений, если вы не уверены.
Навыки общения в консультировании и терапии: 17 техник
Положительные результаты терапии и консультирования зависят от прочности отношений между специалистом по психическому здоровью и клиентом.
Такие связи строятся на эффективной коммуникации: что мы выражаем и как мы это выражаем (Wachtel, 2011).
Установление эмпатии с клиентами требует высокой степени понимания и сильного чувства общего понимания (Norcross, 2011).
К счастью, общение — это навык, который можно контролировать и улучшать с помощью осведомленности, обучения и практики.
В этой статье исследуется важность общения в терапии и консультировании, рассказывается о некоторых жизненно важных навыках и методах, а также предоставляется набор рабочих листов для улучшения общения как на сеансах, так и вне их.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.
Эта статья содержит:
- Общение в терапии и консультировании
- Почему общение важно в терапии?
- 5 навыков эффективных терапевтов и консультантов
- 17 коммуникативных техник для ваших сессий
- Взгляд на невербальное общение в консультировании
- 6 рабочих листов и упражнений для улучшения коммуникации
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Общение в терапии и консультировании
Целевая группа, созданная Американской психологической ассоциацией, провела обзор исследований, посвященных тому, что делает терапевтические отношения наиболее успешными. Основываясь на 16 метаанализах, они сочли жизненно важными (Angelis, 2019):
- Согласование целей терапии
- Получение отзывов клиентов
- Устранение разрывов (сбоев в терапевтическом альянсе)
Поскольку терапевтические отношения так же важны, как и метод лечения, общение и сотрудничество становятся все более ценными для общих результатов терапии и консультирования (Angelis, 2019).
Wachtel (2011, стр. ix) подчеркивает важность общения в терапевтической технике и необходимость «перейти от понимания пациента или клиента к выражению этого понимания словами».
Общение может различаться в зависимости от ситуации и подхода, но оно остается центральным как для лечения разговорами, так и для поведенческих вмешательств. В результате как опытные специалисты, так и новички в консультировании или терапии получат пользу, если сосредоточатся на том, что они говорят и как они это говорят (Wachtel, 2011).
Составление эффективных терапевтических комментариев и достижение более полного понимания сказанного — это навыки, которые зависят от осознания, хорошей техники и практики.
Общение может быть тонким и многоуровневым; открытое сообщение часто передает вторичное метасообщение . Хотя мы можем не осознавать последнее, оно обладает значительным потенциалом влиять на терапевтическую трансформацию — и на неудачу. Имея это в виду, специалисты в области психического здоровья должны заботиться о что говорят они и клиент и как они это говорят (Wachtel, 2011).
Почему общение важно в терапии?
Слова и фразы, которые мы выбираем с клиентами в терапии, выражают чувства, которые мы хотим передать, и поэтому имеют большое значение.
Они способны существенно повлиять на терапевтический союз и результат (Wachtel, 2011).
Наши коммуникации — это больше, чем просто вмешательство; они формируют «климат отношений и настроение союза» (Wachtel, 2011, стр. 3). Даже незначительные изменения в стиле и содержании общения могут изменить восприятие клиентом отношений, их прогресс, то, как они видят себя, и их потенциал для изменений.
Помимо пристального внимания и понимания своего клиента, очень важно, чтобы терапевты обдумывали то, что они говорят, на основе полученного понимания. Терапевты должны использовать хорошие коммуникативные навыки, чтобы эффективно и эмпатически излагать свои наблюдения словами, позволяя клиенту интегрировать новые знания в расширенное самоощущение, не чувствуя стыда (Wachtel, 2011).
5 Навыки эффективных терапевтов и консультантов
Существует по крайней мере пять основных коммуникативных навыков для использования в консультировании и терапии, включая следующие (Nelson-Jones, 2005).
Навыки вербального общения
Сообщения, отправленные с использованием слов, таких как «Я понимаю. Пожалуйста, расскажи мне больше».
Обученные и чуткие специалисты по слушанию должны учитывать:
- Язык слишком формальный или неформальный?
- Каковы содержание и направленность сказанного?
- Сколько сказано? Обычно клиент говорит больше, чем профессионал.
- Кому принадлежит речь? Местоимение «вы» следует использовать осторожно; это может предложить суждение.
Навыки голосового общения
То, как мы говорим , может означать, что мы на самом деле думаем и что мы на самом деле чувствуем.
На голосовые сообщения влияет громкость говорящего:
- Громкость
- Артикуляция
- Шаг
- Акцент
- Скорость речи
Каждый фактор необходимо учитывать, подгонять под ситуацию и тему и модифицировать, чтобы внести разнообразие в разговор.
Навыки телесного общения
Иногда мы забываем учитывать все свое тело, когда общаемся, однако это может существенно повлиять на общение, добавляя или отвлекая от того, что мы говорим.
Навыки сенсорного общения
При необходимости легкое прикосновение к руке или плечу может сообщать столько же, сколько и другие коммуникативные навыки.
Однако физический контакт может привести к фамильярности или неуместному интересу, и его следует тщательно обдумывать.
Активные коммуникативные навыки
Общение не всегда происходит лицом к лицу. Напоминания могут быть отправлены перед сеансом или в качестве продолжения, включая домашнее задание, например дополнительное чтение или упражнения.
Границы общения необходимы для того, чтобы общение оставалось профессиональным и осуществлялось с использованием согласованных методов.
17 Коммуникационные техники для ваших сеансов
Стремление к пониманию в терапии и консультировании жизненно важно, так же как и помощь клиентам в осознании возможностей в их жизни и замене жизненных моделей, которые были источником проблем (Wachtel, 2011).
Следующие методы общения одинаково полезны в терапии и консультировании, улучшая общее общение.
Устранение разрывов
Многие факторы могут привести к разрыву союза между специалистом в области психического здоровья и клиентом, включая непонимание, недоверие и разногласия по поводу целей лечения (Angelis, 2019).
Хорошая коммуникация и соответствующие методы могут исправить разрывы и привести к лучшим результатам (Saffran et al., 2011).
- Изложите терапевтическое обоснование в начале лечения, а затем повторяйте его на протяжении всего лечения.
- Реагируйте на разногласия, изменяя поведение на что-то более значимое для клиента; например, используйте проверку, а не вызов.
- Заранее проясняйте недоразумения. Когда кажется, что клиент уходит, исследуйте, что происходит, и признайте его чувства.
- Изучение тем, связанных с разрывом, может помочь выявить более общие проблемы, вопросы и опасения.
- Разрывы связи в альянсе с другими сферами жизни клиента. Например, опасения по поводу отсутствия контроля во время лечения могут существовать и в других областях жизни.
Обратная связь
Общение может успешно укрепить отношения в терапии и консультировании путем сбора отзывов от клиента и включения их в лечение. Принятие к сведению отзывов, вероятно, улучшит терапевтические результаты и уменьшит отсев клиентов (Angelis, 2019).
Несколько вмешательств могут усилить обратную связь на сеансах и улучшить общение, в том числе (Lambert & Shimokawa, 2011):
- Запрос и предоставление отзывов о терапевтических отношениях
- Обсуждение общего опыта
- Повышение эмпатического участия
- Больше положительных отзывов
- Открытое обсуждение готовности к переменам с клиентом
- Обсуждение последствий изменения и неизменения
Эмпатия
При общении с клиентом проявление эмпатии укрепляет терапевтический альянс и способствует открытости клиента (Elliott et al., 2011; Angelis, 2019).
Как важный элемент эмоционального интеллекта, эмпатия способствует изменениям и является жизненно важным аспектом терапии и консультирования.
Способность и способность понимать и разделять чувства клиента можно поощрять с помощью нескольких методов, в том числе (Elliott et al., 2011):
- Говорить в более медленном темпе с периодическими проверками
- Активно слушать клиента и отражать его мнение
- Внимательно следите за движущимся фокусом разговора по мере развития терапии
- Использование эмпатического утверждения, например: «Да, должно быть тяжело, когда тебя тянут во все стороны»
- Индивидуализация ответов клиентам, чтобы они были релевантными и личными
- Использование выразительного языка для оживления опыта клиентов
Взгляд на невербальное общение в консультировании
«Невербальное поведение существует на границе между природой и культурой» (Римондини, 2011, стр. 110). Его функция в общении заключается в создании смысла (Eaves & Leathers, 2018).
Невербальные факторы дополняют вербальное общение, повышая его точность и эффективность. Чувства и эмоции часто более полно и точно раскрываются невербально (Eaves & Leathers, 2018).
«Говоря и слушая, консультанты, стажеры и клиенты раскрывают себя через то, как они создают свое телесное общение» (Нельсон-Джонс, 2005, стр. 22).
Факторы невербальной коммуникации, которые следует учитывать, включают:
- Взгляд — полезен для координации речи и сбора отзывов.
- Зрительный контакт — крайне важен для проявления интереса и сочувствия.
- Выражение лица — мы выражаем шок, отвращение или понимание?
- Поза — поворот тела к говорящему показывает заинтересованность и вовлеченность.
- Жесты — используются для оформления или иллюстрации сказанного или услышанного.
- Физическая близость — слишком близко, и это может быть неловко; слишком далеко, и может ощущаться отсутствие связи.
- Одежда и уход за собой – важно выглядеть как профессионал, но не менее важна и возможность общаться, особенно с молодым человеком или группой.
6 Рабочие листы и упражнения для улучшения общения
Как и в случае любого другого навыка, размышление и практика являются ценными инструментами для улучшения общения в терапии и консультировании.
Следующие рабочие листы посвящены различным аспектам общения, повышению осведомленности и улучшению практического использования.
Отработка навыков вербального общения для терапевтов и консультантов
Создание безопасной среды для отработки коммуникативных навыков полезно как для терапевтов и консультантов, начинающих свою профессию, так и для более опытных, желающих отточить свои навыки.
Используйте рабочий лист «Отработка навыков вербального общения» в группе, чтобы попрактиковаться в вербальном общении и подумать о навыках, которые вы могли бы улучшить.
Оценка навыков устной речи
Часто мы либо не осознаем свои вербальные навыки, либо не задумываемся о них.
Используйте рабочий лист «Оценка навыков голосового общения» как для самооценки, так и для получения отзывов от других о ключевых факторах голосового общения.
Подумайте, что прошло хорошо, а что не очень, и что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз.
Активное слушание в терапии и консультировании
Мы слушаем наиболее эффективно и лучше понимаем, когда активно слушаем то, что нам говорят.
Используйте следующие вопросы в рабочем листе «Активное слушание во время сеанса», чтобы поразмыслить о недавнем сеансе с клиентом и жизненно важных факторах активного слушания.
- Использовали ли вы открытые вопросы?
- Вы были внимательны?
- Вы искали разъяснений?
- Вы резюмировали сказанное?
- Наблюдали ли вы за невербальным и вербальным общением?
- Использовали ли вы отражение (повторение того, что вы поняли для подтверждения)?
- Поразмышляйте над ответами, которые вы дали на каждый вопрос, и подумайте, что вы могли бы улучшить или добавить больше внимания в будущем.
Присутствие для общения при терапии и консультировании
Осведомленность и присутствие жизненно важны для эффективного общения как при консультировании, так и при терапии (Westland, 2015).
Используйте подсказки в рабочем листе «Присутствие», чтобы повысить осведомленность о том, что происходит внутри вашего разума, тела и окружающей среды.
- Опишите свое субъективное осознание в то время. Какие физические ощущения вы испытывали (например, напряжение, покалывание, давление)?
- Опишите свое внешнее осознание в то время. Что вы чувствовали в окружающей среде (например, шумы, запахи, прикосновения, вкусы)?
- Опишите свое понимание фантазии в то время. Какие психические процессы вывели вас из настоящего момента в планирование, объяснение и размышление?
Размышление над каждым ответом поможет вам лучше понять и осознать свой внутренний и внешний мир, а также улучшить ваше общение и понимание клиента.
Недостаточная и чрезмерная вовлеченность в общение в терапии и консультировании
Два типа реакции в терапии могут существенно повлиять на общение и даже навредить ему: недостаточное участие и чрезмерное участие. «Недостаточно вовлеченный психотерапевт отчужден, хладнокровен и недостаточно отзывчив. Чрезмерно вовлеченный психотерапевт потерял связь с границами и погрузился в мир клиента» (Westland, 2015, стр. 95).
Используйте рабочий лист «Недостаточное и чрезмерное участие в общении», чтобы лучше понять, что может означать слишком много или слишком мало взаимодействия с клиентом.
Рассмотрим каждую из следующих реакций:
- Нейтральный – остающийся присутствующим без какой-либо конкретной реакции или взаимодействия.
- Чрезмерная вовлеченность – чрезмерное вовлечение себя в работу с клиентом; чувствуя полную и эмоциональную вовлеченность во все, что они говорят.
- Недостаточно вовлеченный – отстранение от того, чем делится клиент; физически и мысленно дистанцироваться от того, чем делится клиент; глядя в окно или думая о недавнем событии.
Типы речи во время общения в терапии и консультировании
В зависимости от своей личности, лечения и того, что обсуждается, клиент может использовать один или несколько стилей речи во время сеанса (Westland, 2015).
Используйте рабочий лист «Типы речи», чтобы стать более осведомленным во время консультирования, определяя и размышляя о различных стилях, используемых клиентом, и обдумывая, что они могут означать.
Вспомните недавний сеанс с клиентом и рассмотрите следующее:
- Говорил ли клиент когда-либо монотонно – одной нотой?
- Говорил ли клиент в любой точке по горизонтали, означая, что его слова были монотонными и, казалось, заполняли пространство?
- Говорил ли клиент соблазнительно и увлекательно ?
- Клиент говорил дружелюбно, но кругообразно, так и не дойдя до сути ?
- Говорил ли клиент как сбежавший поезд ?
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Хорошая коммуникация необходима для процесса и результата терапии и консультирования, и у нас есть много ресурсов, которые могут вам помочь.
Почему бы не загрузить наши руководства по позитивной психологии или наше руководство «Как стать терапевтом», чтобы получить массу информации о навыках, практиках и обучении, которые помогут вам преуспеть в карьере консультанта или терапевта?
Другие бесплатные ресурсы включают в себя:
- Невербальная игра на выявление настроения
Увлекательное занятие, позволяющее детям и взрослым использовать и определять невербальное общение. - Сопоставление невербального и вербального общения
Набор вопросов для изучения общения и отношения во время недавней встречи или сеанса. - Интерпретация языка тела
Практический рабочий лист, помогающий взрослым и детям лучше познакомиться с языком тела и его влиянием на общение. - Компетентность в общении с телом с использованием SOLER
Используйте эти полезные вопросы, чтобы поразмышлять о своем собственном языке тела и языке тела других людей, используя аббревиатуру SOLER.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но они кратко описаны ниже:
- Слушать, не пытаясь решить
Этот ценный инструмент помогает слушать, не пытаясь решить проблему.
Во время этого группового упражнения участники объединяются в пары для изучения двух разных сценариев:
- Обмен проблемой во время прослушивания
- Сообщить о проблеме, когда вам предлагают советы и решения
По очереди каждый член пары решает, какой способ прослушивания более выгоден.
- Внимательное и бездумное слушание
Внимательность поощряет ежеминутное осознание сообщения говорящего, а не отвлечение.
Объединившись с партнером, каждый человек берет на себя роль и говорящего, и слушателя и применяет осознанное и бездумное слушание.
Опыт оценивается с помощью ряда вопросов, в том числе:
Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим внимательное слушание?
Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим бездумное слушание?
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим людям лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Сообщение на память
Хотя эффективное общение необходимо во всех аспектах нашей жизни, оно особенно ценно в терапии и консультировании, влияя на лечебный союз и результат.
Прямое, четкое и позитивное общение может помочь подтвердить цели лечения, поощрять и обеспечивать обратную связь, а также устранять сбои в общем процессе.
Размышление над вербальной и невербальной коммуникацией может помочь нам устранить недопонимание, проясняя потребности и смысл действий клиентов, а также определяя изменения, которые они хотят внести, и цели, которые они хотят поставить.
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в этой области или имеете многолетний опыт, важно выкроить время в своем напряженном графике, чтобы обдумать то, что вы говорите и как вы это говорите . Если рассматривать навыки общения как ремесло, их можно изучить и улучшить с помощью знаний и практики, чтобы улучшить опыт лечения клиента.
Почему бы не просмотреть статью и не попробовать некоторые рабочие листы для общения? Подумайте, что можно улучшить в вашем подходе и стиле, и как вы можете еще больше улучшить свои навыки, чтобы улучшить терапевтический процесс и результаты.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).
- Анджелис, Т. (2019). Улучшение отношений с пациентами приводит к лучшим результатам. Монитор по психологии , 50 (10), 38.
- Ивз, М. Х., и Лезерс, Д. Г. (2018). Успешная невербальная коммуникация: Принципы и приложения . Рутледж
- Эллиотт, Р., Бохарт, А.С., Уотсон, Дж.К., и Гринберг, Л. (2011). Сочувствие. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 132–152). Издательство Оксфордского университета.
- Ламберт, М.Дж., и Симокава, К. (2011). Сбор отзывов клиентов. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 203–223). Издательство Оксфордского университета.
- Нельсон-Джонс, Р. (2005). Практические навыки консультирования и помощи .