Средство общения это: Средства общения это

Содержание

Речевые средства общения — презентация онлайн

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

1. Речевые средства общения (Слова — сильнейшее из наркотиков, употребляемых человечеством.) Р. Киплинг

Речевые средства общения
(Слова — сильнейшее из наркотиков, употребляемых человечеством.)
Р. Киплинг
Группа: М6104
Зубарев Олег
Ваганов Максим
Фартушный Евгений

2. Что же такое общение?

Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:
коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Важные аспекты общения:
Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от
одного живого существа к другому.
Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид
активности.
Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки
передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации.
вербальные
невербальные

3. Вербальные средства общения

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами
людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение
посредством слов, речи.
Речь — процесс эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов.
Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению
мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством
вербального общения.
Язык как средство речевого общения обладает целым
рядом функций, кроме коммуникативной:
Познавательная функция
Аккумулятивная функция
Конструктивная функция
Эмоциональная функция
Контактоустанавливающая функция
Этническая функция

Классификация речевого общения по
содержанию:
материальное
когнитивное (познавательное)
кондиционное (эмоциональное)
мотивационное
деятельностное.

7. Невербальное общение

Передача информации без слов, посредством мимики,
жестов, пантомимики.
Несмотря на то, что речь – это универсальное, богатое и
выразительное средство информационного обмена,
посредством нее передается очень мало информации –
менее 35%! Из них только 7% приходится
непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и
другие звуковые средства. Более 65% информации
передается с помощью невербальных средств общения!
Невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), а
вот вербальные средства общения предполагают выработку
определенных умений, а именно:
воспринимать речь,
слушать и слышать что говорит собеседник,
грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
грамотно писать,
вести внутренний диалог.

9. Особо значимые коммуникативные навыки

• умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
• умение говорить коротко, по делу,
• умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
• способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
• способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
• внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать
услышанное,
• умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
• способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
• умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические
особенности
собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику
наверняка не
известны),

10.

Идеи психолога Предрага Мицича
Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится
только в сознании говорящего.
“Пределом воображения”во время преобразования мыслей во внешнюю речь,
теряется 10% информации.
“Барьер желания” приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать
ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.
“Технические несовершенства языка” запинки, заминки, заикания, “проглатывание”
окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику
слова и так далее. Еще – 10%
“Барьер отношения” к необходимости логически осмысливать услышанное,
примешивается личное отношение к говорящему. -10%
“Объем запоминания” В памяти в среднем остается примерно только 25-10%
услышанной от другого человека информации.
Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного
человека, другому передается лишь 10%.

11. Специфические коммуникативные барьеры

I.
фонетический
Барьеры понимания
семантические
стилистический
II. Барьеры социально-культурных различий.
III. Барьер отношения
логический

12. Как правильно строить разговор с собеседником

Как правильно строить разговор с собеседником
I. Рефлексивное слушание
выяснение | перефразирование | внимание к эмоциям собеседника | резюмирование
II. Проявление интереса к собеседнику
III. «Родственные души»
IV. Начинайте с того, что интересует собеседника
V. Чаще произносите его имя
VI. Не беритесь советовать, пока вас об этом не попросят
VII. Не перебивайте собеседника

13. Этикет речевого общения


Этикет речевого общения
Корректность
такт
предупредительность
учтивость
терпимость
доброжелательность
выдержка

14. Психологические приемы:


воображаемая диалогизация
вопросно-ответный ход
эмоциональные восклицания
эвфемизмы
инверсия
дистанция

English     Русский Правила

Средства общения

Главная>Книги по педагогике>Оглавление

Общение — одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знания

265

ми, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Коммуникация — это общение, в котором передаваемая информация имеет существенное значение и личностные смысл. Общение сопровождается определенными выражением лица, позой, мимикой, жестами, тоном, паузами. Основное средство общения — речь, представляющая собой систему знаков, заменяющих реальные объекты.

В общении и совместной с учителем познавательной деятельности учащиеся осваивают культурные формы поведения — употребление орудий мышления, т.е. овладевают различными языковыми средствами — знаками и их значениями. «Основной и самой общей деятельностью человека . .. является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков» (Л.С. Выготский. Собр. соч. Т. 3. С. 79—30). С помощью знаков учитель осуществляет информационное обеспечение урока. Речь учителя характеризует уровень развития его мышления.

Теоретическое мышление учителя выступает в обучении в качестве образца для учащихся, которые воспроизводят структуру и методы использования различных средств мышления. Факт этого воспроизведения становится возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, в ходе которой учитель вербализует свои знания. Коммуникация в обучении представляет собой процесс обмена информацией между участниками учебного процесса, протекающий в виде беседы, дискуссии, сообщения, доклада, лекции и т.п. Используются три вида средств коммуникации: лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, уравнения, графики и т.п.) и паралингвистические (жесты, мимика).

Речь является как средством преподавания, так и учения. Речь учителя — образец для подражания учащихся, основное условие филологического и умственного развития. «Можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т.е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть

266

функционально использована взрослым как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка» (Л.С. Выготский. Собр. соч. Т. 3. С. 145). В этом процессе овладения филологическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.

В речи учитель выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к учащимся и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношения и эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие — равнодушием и т.д. Учитель, который любит и умеет (в меру) красиво говорить, побуждает учащихся своим личным примером к овладению речевыми средствами общения. В речи учителя имеют место следующие элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию и развлекающий (уставших) учащихся. Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педаюгического профессионализма учителя.

Речь учителя вызывает ответную сложную реакцию учащихся, в которой можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования в речи учителя логических доводов. Доказательство, убедительность должны быть увлекательны логикой своего обоснования и понятностью изложения. Это достигается при использовании суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений и цитированием авторитетных авторов, доказательства строятся методами индукции и дедукции. Индукция — умозаключение от частного к общему — бывает трех видов: индуктивное обобщение, аналогия и суждение о причинной зависимости.

Индуктивное обобщение делается на основе анализа типичных случаев изучаемого явления. Оно ограничено

267

перечнем этих случаев. Аналогия — заключение от частного к частному, похожему объекту. Заключение о причинной зависимости бывает трех видов: от причины к следствию, от следствия к причине и от следствия через причину к другому следствию. Следует избегать декларирования утверждений, неприемлемых для слушателей, специально обосновывать критику утверждений, ошибочно считающихся правильными, предвосхищения основания рассуждения (порочного круга в логическом доказательстве), двусмысленных и неопределенных терминов, поспешного обобщения по недостаточным данным, иррациональным доводам (обращение к предрассудкам, к жалости и симпатиям учащихся, к традициям и авторитетам, к руководителям).

Дедуктивное рассуждение состоит из трех суждений: общего положения (большой посылки), истинность которого принимается без доказательства — это аксиома, логический вывод из аксиом и других посылок; заключение. Дедукция бывает трех видов: восходящая от общего к единичному, от одной общности к другой общности того же уровня; нисходящая от единичного к частному и общему. В устном выступлении часто некоторые посылки не высказываются, а подразумеваются. Такое рассуждение называется энтинемой. Правила дедукции сложны и трудны для понимания, поэтому в обучении они используются в сильных классах для хорошо подготовленных учащихся. Обычно дедукция используется в сочетании с индукцией и другими средствами общения.

Эмоциональное воздействие речи учителя на учащихся существует объективно, но учитель, зная закономерности этого влияния, может направить его в желательном направлении. Эмоции учителя взаимодействуют с эмоциями учащихся. Речь учителя формирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся. Положительные эмоции возникают у учащихся когда учитель проводит границу между добром и злом, пробуждает чувства справедливости, великодушия, гуманизма, сострадания слабым, подчеркивает свое уважение к аудитории и к каждому учащемуся, учитывает личные, экономические и общественные интересы класса. Для этого необходимо возбудить внимание и интерес класса в начале речи, а затем поддерживать мотивацию, сочетая ее с другими элементами речи, развивать познавательный интерес путем сочетания его с конкретными примерами и повторения

268

ми. Следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики аудитории, уровень развития учащихся, и в то же время остерегаться пошлости и примитивизма.

Одно из основных условий возбуждения и поддержания познавательного интереса учащихся — глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Обычно чем лучше учитель знает предмет, тем интереснее и яснее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению общих мест, объяснение становится путаным, а примеры — примитивными и скучными. Другое основное условие развития интереса — использование средств и методов стимулирования мотивации. Так, общеизвестные истины следует связывать с новыми фактами и современными проблемами, а существенно новую информацию излагать с опорой на жизненный опыт и общеизвестные истины. Стимулирует познавательный интерес также уподобление (аналогия) и противопоставление (контрастирование), благодаря которым учитель сравнивает, устанавливает средства и различия новых явлений с изученными ранее.

Внимание учащихся концентрируется на изучаемой теме, когда учитель излагает ее в развитии. Речь состоит из связанных между собой предложений, причем выделена логика этой связи, так что перед учащимися разворачивается последовательная цепь поступательного движения мысли. Если при этом учитель перед каждым очередным этапом развития выделяет возможные альтернативы, то возбуждается любознательность — двигатель умственной активности. В развитии каждого явления присутствует противоречие, выливающееся в конфликт, порождающее борьбу и различные драматические события. Красочное описание развития в борьбе мнений и концепций, драматизация речи учителя также являются средством возбуждения познавательных мотивов учащихся.

Важным средством поддержания познавательного интереса учащихся является юмор, который может быть использован на любом этапе обучения. Его содержание — несуразности, преувеличения, смешное, различные недостатки человека, общества. Он классифицируется по различным основаниям. По тону, каким произносится шутка, различают резкий и дружественный юмор. На уроках более уместен дружеский юмор, возбуждающий улыбку или легкий смешок. По источнику юмор различают ориги

269

нальный и позаимствованный. Начинающий учитель чаще пользуется чужими шутками, опытный мастер обучения предпочитает собственные анекдоты. Однако в школьных условиях не следует противопоставлять их, ибо вопервых, многие от природы не наделены чувством изящного юмора, а вовторых, умению шутить на уроке нужно долго учиться, чтобы избегать пошлости. По форме различают виды юмора: остроты, иронию, шутки, анекдоты, эпиграммы, поговорки, иносказания. Все они применимы в речи учителя.

Речь учителя — средство выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления учащихся могут осуществиться, если речь учителя удовлетворяет следующим требованиям: 1) грамматическая правильность, 2) точность, 3) уместность, 4) экономичность, 5) оригинальность. Соответствующая стандартам грамматики речь позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса в объяснении нового материала. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний отвлеченные формулировки, смешение родовых и видовых понятий, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, живых представлений, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов — все это создает условия для качественного усвоения.

Уместность употребления в речи различных терминов, понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Так, учитель сокращает объяснение известного, использует (в меру) сленг и эмоциональные слова, технические термины и академические выражения. Сленг — специфические выражения, принятые у отдельных групп населения (например, слово тусовка у молодежи), придает речи учителя свежесть и силу. Но пользоваться сленгом следует осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова (шлепнуть, разбухнуть, шипеть и др.) обладают аффективной силой, прочными ассоциациями с соответствующими процессами, которым часто подражают, поэтому их иногда называют звукоподражательными. Эмо

270

ции, вызываемые словом, могут быть положительными и отрицательными. При объяснении темы урока допустимы только такие слова, которые вызывают положительные ассоциации, использование научных (технических, медицинских, психологических и др.) терминов всегда сочетается с их определением, пояснениями и демонстрацией применения в излагаемой теме. Следует избегать академических выражений, чтобы не превратить лекцию в «ученую тарабарщину» (типа «с учетом различных мнений, условий, факторов» и т.п.).

Экономичность речи проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же слов и словосочетаний (штампов), высокопарности, словпаразитов (вот, значит и т.п.), обилия вводных предложений (типа: я смотрю; абсолютная и неоспоримая истина; видимо, вам придется согласиться и т.п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в логические цепочки согласно нормам стилистики.

Оригинальность речи учителя отображает оригинальность его мышления, душа образованного человека и ее проявление в речи также неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в учителе прежде всего самобытность личности. Этому препятствуют штампы — речевые стереотипы, избитые, часто употребляемые выражения. Усиливают самобытность речи изредка вставляемые краткие изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения из устного народного творчества.

www.p-lib.ru

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

Главная>Книги по педагогике>Оглавление

ГЛАВА 1: Средства коммуникации – исследование B.C.A

значение и определение

Коммуникация  – это двусторонний процесс, в котором сообщение в форме идей, мыслей, чувств, мнений передается между двумя или более людьми с намерение создать  общее понимание . Лучшее определение общения –  — « общение  — это процесс передачи информации и понимания от одного человека к другому». Проще говоря, это процесс передачи и обмена идеями, мнениями, фактами, ценностями и т. д. от одного человека к другому или от одной организации к другой.

Проще говоря, акт передачи предполагаемой информации и понимания от одного человека к другому называется общением. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «Communis» , что означает делиться. Эффективная коммуникация – это когда сообщение, переданное отправителем, понимается получателем точно так же, как оно было задумано.

процесс коммуникации

Коммуникация – это динамический процесс, который начинается с концептуализации идей отправителем, который затем передает сообщение по каналу получателю, который, в свою очередь, дает обратную связь в форме некоторого сообщения или сигнала в заданные сроки. Таким образом, выделяют Семь основных элементов коммуникативного процесса:

bcastudyguide.com
  1. Отправитель: Отправитель или коммуникатор — это человек, который инициирует разговор и осмыслил идею, которую он намеревается передать другим.
  2. Кодирование:  Отправитель начинает с процесса кодирования, в котором он использует определенные слова или невербальные методы, такие как символы, знаки, жесты и т. д., для перевода информации в сообщение. Знания, навыки, восприятие отправителя, фон, компетенции и т. д. имеют большое влияние на успех сообщения.
  3. Сообщение: После завершения кодирования отправитель получает сообщение, которое он намеревается передать. Сообщение может быть письменным, устным, символическим или невербальным, например жесты тела, тишина, вздохи, звуки и т. д. или любой другой сигнал, вызывающий реакцию получателя.
  4. Канал связи: Отправитель выбирает средство, с помощью которого он хочет передать свое сообщение получателю. Его необходимо тщательно выбирать, чтобы сделать сообщение эффективным и правильно истолкованным получателем. Выбор средства зависит от межличностных отношений между отправителем и получателем, а также от срочности отправляемого сообщения. Устные, виртуальные, письменные, звуковые, жестовые и т. д. являются одними из наиболее часто используемых средств коммуникации.
  5. Получатель:  Получателем является лицо, которому предназначено или предназначено сообщение. Он пытается понять его наилучшим образом, чтобы цель коммуникации была достигнута. Степень, в которой получатель расшифровывает сообщение, зависит от его знания предмета, опыта, доверия и отношений с отправителем.
  6. Расшифровка:  В этом случае получатель интерпретирует сообщение отправителя и пытается понять его наилучшим образом. Эффективное общение происходит только в том случае, если получатель понимает сообщение точно так же, как оно было задумано отправителем.
  7. Обратная связь:  Обратная связь — это заключительный этап процесса, который гарантирует, что получатель получил сообщение и интерпретировал его правильно, как это было задумано отправителем. Это повышает эффективность коммуникации, поскольку позволяет отправителю узнать эффективность своего сообщения. Реакция получателя может быть вербальной или невербальной.

функции делового общения

Информирование сотрудников о должностных обязанностях

Одной из ключевых функций общения является информирование работников о должностных обязанностях. Когда члены команды имеют четкое представление о том, что влечет за собой их роль и как она связана с общими целями бизнеса, у них больше стимулов для выполнения своих задач. Когда роли четко не определены, сотрудники могут с большей вероятностью не достичь своих целей, потому что они не знают, чего от них ожидают.

Примеры информационного сообщения включают описание должностных обязанностей, общекорпоративные цели и отчеты о производительности. Повседневная беседа руководителя и члена команды о предстоящих задачах также является примером информативного общения.

Убеждение клиентов и партнеров

В бизнесе общение часто используется для того, чтобы убедить потенциальных клиентов, клиентов и партнеров совершить сделку. Будь то запись на консультацию, завершение продажи или подписание контракта, убеждение является важным аспектом общения, которым бизнес должен овладеть.

Убедительная коммуникация может быть устной, например, презентация для нового потенциального клиента по телефону, или письменной, например, реклама нового продукта в специализированном журнале. Убедительная информация обычно содержит эмоциональный элемент, который помогает аудитории относиться к делу. Кроме того, убедительная коммуникация должна демонстрировать доверие к компании и то, как она может помочь решить проблемы, с которыми сталкивается аудитория.

Когда дело доходит до взаимодействия со средствами массовой информации, специалисты компании по связям с общественностью используют убедительную коммуникацию, чтобы представить конкретную точку зрения на организацию. Этот вид коммуникации можно использовать для создания определенного имиджа компании или борьбы с плохой рекламой.

Мотивация сотрудников к принятию лучших решений

Коммуникация часто используется в организациях в стратегических целях, чтобы помочь сотрудникам принимать лучшие решения в отношении своих повседневных задач и долгосрочных целей, связанных с бизнесом. Например, сообщение о поощрении за производительность может мотивировать сотрудников работать более эффективно, чтобы вовремя достигать своих целей.

Мотивационная коммуникация также может принимать форму руководства для сотрудников, в котором указывается, какое поведение поощряется на рабочем месте и каких действий следует избегать. Хотя общение можно использовать для контроля над сотрудниками на рабочем месте, хорошей идеей будет дать им возможность принимать собственные решения, которые принесут пользу не только им, но и компании.

Общение для создания связей

Способ общения в организации укоренился в корпоративной культуре. Некоторые компании ценят открытые и честные обсуждения между всеми уровнями организации, в то время как другие предпочитают общение по цепочке подчинения. В любом случае общение играет решающую роль, помогая сотрудникам наладить связи.

Общение с коллегами, менеджерами, клиентами и партнерами дает людям возможность найти точки соприкосновения и увидеть друг друга за пределами их должностных инструкций. Когда люди могут строить отношения с теми, с кем они работают, они, вероятно, будут работать более эффективно, потому что они чувствуют чувство товарищества и командный дух. Социальное общение может быть вербальным, например, разговор в столовой о том, что произошло на выходных. Его также можно написать, например, в виде благодарственных записок или приглашений на мероприятия.

Цели делового общения

  1. Обмен информацией : Основной целью делового общения является обмен информацией с внутренними и внешними сторонами. Внутренняя коммуникация происходит внутри организации посредством приказов, инструкций, предложений, мнений и т. д.
  2. Для разработки планов : План — это план будущих действий. План должен быть сформулирован для достижения организационных целей. Для разработки плана руководству требуется информация. В связи с этим, целью коммуникации является предоставление необходимой информации заинтересованным руководителям.
  3. Для реализации плана : Как только план подготовлен, его необходимо реализовать. Реализация плана требует своевременной связи с заинтересованными сторонами. Таким образом, коммуникация направлена ​​на передачу плана по всей организации для его успешной реализации.
  4. Для облегчения формулирования политики : Политики являются руководящими принципами для выполнения организационной деятельности. Политики также называют постоянными решениями повторяющихся проблем. Каждой организации необходимо разработать набор политик для управления своей деятельностью. Для подготовки политик также требуется информация из различных источников. Таким образом, целью коммуникации является сбор необходимой информации для формулирования политики.
  5. Для достижения целей организации : Коллективные усилия менеджеров и рабочих необходимы для достижения целей организации. Коммуникация координирует и синхронизирует усилия сотрудников различных уровней для достижения заявленных целей организации.
  6. Для организации ресурсов : В организации доступны различные виды ресурсов, такие как человеческие ресурсы, материальные ресурсы, финансовые ресурсы и так далее. Эффективная и действенная организация этих ресурсов является ключевой задачей для менеджеров. Коммуникация является средством преодоления этой проблемы.
  7. Для координации : Координация является основной функцией управления. Он предполагает соединение различных функциональных отделов крупных организаций. Без должной и своевременной координации невозможно достижение организационных целей. Таким образом, целью коммуникации является координация функций различных отделов для облегчения достижения организационных целей.
  8. Направлять подчиненных : Работа менеджера заключается в том, чтобы делать то, что делают другие. Чтобы добиться цели, руководство должно вести, направлять и контролировать сотрудников. Выполнение этих управленческих функций зависит от эффективного общения с подчиненными.
  9. Для мотивации сотрудников : Необходимым условием мотивации сотрудников является удовлетворение их финансовых и нефинансовых потребностей. Финансовые потребности удовлетворяются за счет денежной отдачи. Однако для удовлетворения нефинансовых потребностей руководство должно регулярно общаться с сотрудниками как формально, так и неформально.
  10. Для создания сознания : Сотрудники организации должны осознавать свои обязанности и ответственность. Общение обеспечивает необходимую информацию и заставляет их осознать свои обязанности и ответственность.
  11. Для повышения эффективности:  Чтобы повысить эффективность сотрудников, им необходимо предоставить необходимую информацию и рекомендации. Коммуникация предоставляет такую ​​информацию и рекомендации для них.
  12. Чтобы привнести динамизм : Организации должны быть динамичными, чтобы справляться с внутренними и внешними изменениями. Привнесение динамизма требует поиска новых и лучших способов ведения дел. Для этой цели общение помогает искать новые идеи и предложения от внутренних и внешних сторон.

Важность делового общения

Поток информации в фирме определяет прибыль в конце финансового года. Следовательно, компании, будь то маленькие или большие, должны иметь правильные каналы связи. Вот несколько причин, по которым деловое общение жизненно важно для выживания бизнеса на местном или международном рынке.

  • Эффективность управления:  Для успеха бизнеса необходимо управление операциями. Поэтому при наличии соответствующих каналов связи информация поступает корректно. Это от высшего, среднего и низшего звена; это повышает эффективность и производство товаров и услуг. Примером может служить склад, где заказы поступают в разное время. Если заказ был размещен, а покупатель передумал, фирма должна уведомить об этом сотрудников. Информация об этом должна быть немедленно отправлена ​​в группу обработки для остановки производства. Это экономит время и максимально использует ресурсы.
  • Использование ресурсов:  основной целью бизнеса является максимизация прибыли и минимизация затрат. Следовательно, когда имеющиеся ресурсы используются соответствующим образом, фирма обязана получать прибыль. Однако этого можно достичь только в том случае, если информация будет предоставлена ​​нужному персоналу в нужное время. Благодаря общению руководство может узнать количество сотрудников, необходимых для работы над продуктом. Высшее руководство следит за тем, чтобы сотрудники не были переукомплектованы или недоукомплектованы. Например, если информация о раздутом штате сотрудников в том или ином подразделении своевременно доведена до высшего руководства, изменения должны быть внесены немедленно. Это гарантирует максимальное использование человеческих ресурсов, сокращая потери времени.
  • Предоставление информации:  Это основная цель любого общения между высшим, средним и низшим руководством. Как только сообщение направляется соответствующим органам фирмы, оно затем распространяется среди сотрудников. Это гарантирует, что каждый персонал находится на одной волне в отношении миссии и целей компании. Это, в свою очередь, объединяет их и заставляет функционировать как единое целое, а в дальнейшем повышает качество товаров и услуг.
  • Убеждение:  Для повышения продаж компании необходимы рекламные объявления для продвижения продукта. Язык, используемый фирмой для привлечения покупателя, должен быть вежливым и привлекательным. Следовательно, коммуникация необходима для информирования потребителя о продукте и его преимуществах. Взамен потребитель может относиться к продукту и покупать его, что увеличивает продажи и прибыль.
  • Предупреждение и благодарность:  Люди любят, когда их ценят за проделанную работу. Следовательно, работодатели должны ценить своих сотрудников, поскольку это их мотивирует. Тем не менее, если сотрудник недисциплинирован, должно быть вынесено предупреждение. Это можно сделать в письменной форме или устно.

Основы хорошего общения

(1) Ясность информации :

Комментируя «коммуникативный реализм», Терри говорит, что первым условием эффективного общения является «полная информированность». Это подразумевает, что, прежде всего, коммуникатор должен четко представлять информацию, которую он хочет передать. Общение всегда должно осуществляться на обычном и легко понятном языке, чтобы получатели не могли его неправильно понять.

(2) Адекватность сообщения :

Передаваемое сообщение должно быть адекватным и полным во всех отношениях, так как неполная информация оказывается опасной с точки зрения бизнеса. Адекватность передаваемой информации зависит от интеллектуальных возможностей заинтересованных сторон.

(3) Согласованность сообщения :

Сообщение, которое должно быть передано, не должно противоречить друг другу, а должно соответствовать общим целям, политике, программам и процедурам организации. Противоречащие друг другу сообщения всегда создают хаос и неразбериху в организации, что крайне вредно для эффективной работы предприятия. Если сообщение изменено по сравнению с предыдущим, этот факт должен быть четко указан, чтобы можно было уменьшить вероятность путаницы.

(4) Обратная связь :

Обратная связь является важным методом обеспечения эффективного общения. Это относится к подтверждению переданной идеи, было ли сообщение понято получателем в том же смысле, что и отправитель, или согласен или не согласен получатель с предложением коммуникатора, делает его важным со стороны коммуникатора. отправитель, чтобы подтвердить это от получателя.

При общении лицом к лицу легче получить обратную связь, наблюдая за эмоциями и выражением лица получателя. Но для письменного общения руководство должно разработать или развить подходящие средства и способы сделать общение более эффективным.

(5) Понимание получателя :

Понимание является основной целью общения. Коммуникация должна создать правильное понимание в сознании получателя. Киллиан посоветовал: «Общайтесь с пониманием всего физического и человеческого окружения, в котором будет получена информация.

Изображение места работы; определить уровни восприимчивости и понимания получателей; быть в курсе социального климата и обычаев, сомневаться в своевременности информации. Спросите, с чем, когда и каким образом вы хотели бы, чтобы с вами общались, если бы вы находились в похожей среде и положении».

(6) Консультация :

Обычно желательно консультироваться с другими при планировании общения. Это придаст дополнительный смысл и объективность сообщению. Важным преимуществом консультаций будет то, что те, кому доверяли при планировании коммуникации, окажут активную поддержку.

(7) Определить средство :

После определения темы следует определить, как лучше передать это сообщение. Все аспекты устного или письменного общения должны быть тщательно изучены.

(8) Тон и содержание :

Коммуникатор должен следить за языком, который он использует во время разговора или письма. Его тон, выражение лица и эмоции будут иметь определенное влияние на эффективность того, что он пытается сообщить.

(9) Своевременность и своевременность :

Надлежащее внимание следует уделить своевременности и своевременности сообщения. Одно и то же сообщение будет получено или отреагировано по-разному разными людьми и группами в одно и то же время и по-разному одними и теми же людьми и группами в разное время.

Даже в чрезвычайной ситуации нельзя упускать из виду ситуативный, психологический и технический аспект тайминга. Кроме того, также необходимо, чтобы информация была предоставлена ​​вовремя, поскольку устаревшая информация так же плоха, как и ее отсутствие, или еще хуже.

(10) Поддержка действием :

Крайне необходимо, чтобы действия коммуникатора поддерживали его общение. Это потому, что действия говорят громче, чем слова. Следует отметить, что самое убедительное общение — это не то, что человек говорит, а то, что он делает.

(11) Слушание :

Очень важным аспектом эффективного общения является то, что руководители и начальники должны уметь слушать. Опасно быть невнимательным или равнодушным, когда другие пытаются общаться. Десять заповедей Американской ассоциации менеджмента гласят: «Слушать — это один из самых важных, самых сложных и наиболее игнорируемых навыков общения М.

Это требует, чтобы мы концентрировались не только на явных значениях, которые выражает другой человек, но и на скрытых значениях, невысказанных словах и оттенках, которые могут быть гораздо более значимыми. Таким образом, мы должны научиться слушать внутренним ухом, если хотим познать внутреннего человека.

(12) Среда доверия и уверенности :

Ф. Э. Фишер отметил, что «коммуникация развивается лучше всего в атмосфере доверия и уверенности». Поэтому следует приложить все усилия, чтобы завоевать доверие, честно сообщая факты. Сотрудники должны быть убеждены и чувствовать, что компания правдива и искренна в своих контактах.

Виды коммуникации

1. Вербальная

Вербальная коммуникация – это использование языка для передачи информации посредством речи или языка жестов. Это один из самых распространенных типов, часто используемый во время презентаций, видеоконференций и телефонных звонков, совещаний и разговоров один на один. Вербальное общение важно, потому что оно эффективно. Может быть полезно поддерживать вербальную коммуникацию как невербальной, так и письменной коммуникацией

2. Невербальная

Невербальная коммуникация — это использование языка тела, жестов и выражений лица для передачи информации другим. Его можно использовать как преднамеренно, так и непреднамеренно. Например, вы можете непреднамеренно улыбнуться, услышав приятную или приятную идею или информацию. Невербальное общение полезно, когда вы пытаетесь понять мысли и чувства других людей.

Если они демонстрируют «закрытый» язык тела, например, скрещенные руки или ноги или сгорбленные плечи, они могут чувствовать тревогу, злость или нервозность. Если они демонстрируют «открытый» язык тела с обеими ногами на полу и руками по бокам или на столе, они, вероятно, чувствуют себя позитивно и открыты для информации.

3. Письменная

Письменная коммуникация — это процесс написания, печатания или печати символов, таких как буквы и цифры, для передачи информации. Это полезно, поскольку обеспечивает запись информации для справки. Письмо обычно используется для обмена информацией через книги, брошюры, блоги, письма, заметки и многое другое. Электронная почта и чаты являются распространенной формой письменного общения на рабочем месте.

4. Визуальная

Визуальная коммуникация – это акт использования фотографий, рисунков, рисунков, эскизов, диаграмм и графиков для передачи информации. Наглядные материалы часто используются в качестве вспомогательного средства во время презентаций для обеспечения полезного контекста наряду с письменным и/или устным общением. Поскольку у людей разные стили обучения, визуальная коммуникация может быть более полезной для некоторых, чтобы потреблять идеи и информацию.

5. официальное общение

Официальное общение относится к общению, происходящему через официальные каналы в организации. Такой тип общения имеет место между руководителями или сотрудниками одного кадра или между начальником и подчиненным и наоборот. Оно может быть устным или письменным, но полная запись такого общения ведется в организации

6. Неформальное общение

Неформальное общение имеет место в организации без использования формальных каналов связи. Такой тип общения обычно имеет место среди рабочих для обмена мнениями и удовлетворения своих социальных потребностей. Например, рабочие, говорящие о поведении своего начальства, обсуждающие какие-то слухи и т. д., являются одними из примеров неформального общения.

Барьеры в общении

Существует множество причин, по которым межличностное общение может быть неудачным. Во многих сообщениях сообщение может быть получено не совсем так, как предполагал отправитель, и поэтому важно, чтобы коммуникатор искал обратную связь, чтобы убедиться, что его сообщение ясно понято.

Навыки активного слушания, прояснения и размышления, которые мы вскоре обсудим, могут помочь, но опытный коммуникатор также должен знать о препятствиях на пути к эффективному общению. Существует много препятствий для общения, и они могут возникнуть на любом этапе процесса общения. Барьеры могут привести к тому, что ваше сообщение будет искажено, и поэтому вы рискуете напрасно потратить время и/или деньги, вызвав путаницу и непонимание.

Некоторые распространенные препятствия для эффективного общения включают:

  • Использование жаргона. Слишком сложные или незнакомые термины.
  • Эмоциональные барьеры и табу.
  • Отсутствие внимания, интереса, отвлекающие факторы или неуместность для получателя.
  • Различия в восприятии и точке зрения.
  • Физические недостатки, такие как проблемы со слухом или трудности с речью.
  • Физические барьеры для невербального общения.
  • Языковые различия и трудности с пониманием незнакомых акцентов.
  • Ожидания и предубеждения, которые могут привести к ложным предположениям или стереотипам. Люди часто слышат то, что ожидают услышать, а не то, что говорят на самом деле, и делают поспешные выводы.
  • Культурные различия. Нормы социального взаимодействия сильно различаются в разных культурах, как и способы выражения эмоций. Например, концепция личного пространства различается в зависимости от культуры и социальной среды.
Барьеры для общения по категории
  • Языковые барьеры  Очевидно, что язык и языковые способности могут выступать в качестве барьера для общения. Однако даже при общении на одном и том же языке терминология, используемая в сообщении, может выступать в качестве барьера, если она не полностью понятна получателю (получателям). Например, сообщение, содержащее много специального жаргона и аббревиатур, не будет понятно получателю, не знакомому с используемой терминологией. Как медсестры, мы особенно склонны совершать эту ошибку. Мы должны помнить об использовании языка, понятного получателю.
  • Психологические барьеры Психологическое состояние получателя влияет на то, как будет получено сообщение. Например, если у кого-то есть личные заботы и стресс, он может быть озабочен личными проблемами и не так восприимчив к сообщению, как если бы он не был в стрессе. Управление стрессом — важный личный навык, который влияет на наши межличностные отношения. Гнев — еще один пример психологического барьера для общения. Когда мы злимся, легко сказать то, о чем мы можем потом пожалеть, а также неверно истолковать то, что говорят другие. В более общем плане люди с низкой самооценкой могут быть менее напористыми и, следовательно, могут чувствовать себя некомфортно в общении — они могут стесняться говорить о том, что они действительно чувствуют, или читать негативные подтексты в сообщениях, которые они слышат.
  • Физиологические барьеры  Физиологические барьеры могут возникать в результате физического состояния получателя. Например, получатель с ослабленным слухом может не уловить весь разговор, особенно при наличии значительного фонового шума.
  • Физические барьеры  Примером физического барьера для связи является географическое расстояние между отправителем и получателем(ями). Связь, как правило, проще на более коротких расстояниях, поскольку доступно больше каналов связи и требуется меньше технологий. Хотя современные технологии часто служат для снижения воздействия физических барьеров, следует понимать преимущества и недостатки каждого канала связи, чтобы можно было использовать соответствующий канал для преодоления физических барьеров.
  • Барьеры отношения  Барьеры отношения — это поведение или восприятие, которые мешают людям эффективно общаться. Поведенческие барьеры для общения могут возникать в результате личностных конфликтов, плохого управления, сопротивления изменениям или отсутствия мотивации. Эффективные получатели сообщений должны попытаться преодолеть свои собственные барьеры отношения, чтобы способствовать эффективному общению.

7 пунктов связи

  1. Ясно:  Сообщение должно быть ясным и понятным получателю. Цель сообщения должна быть ясна отправителю, тогда в ней будет уверен только получатель. Сообщение должно акцентировать внимание на одной цели за раз и не должно охватывать несколько идей в одном предложении.
  2. Правильно:  Сообщение должно быть правильным, т. е. должен использоваться правильный язык, а отправитель должен убедиться в отсутствии грамматических и орфографических ошибок. Кроме того, сообщение должно быть точным и своевременным. Правильные сообщения оказывают большее влияние на получателя, и в то же время моральный дух отправителя повышается вместе с точным сообщением.
  3. Завершено:  Сообщение должно быть полным, т. е. оно должно включать всю необходимую информацию в соответствии с требованиями предполагаемой аудитории. Полная информация дает ответы на все вопросы получателей и помогает получателю принять более правильное решение.
  4. Конкретный:  Сообщение должно быть конкретным, что означает, что сообщение должно быть ясным и, в частности, таким, чтобы не оставалось места для неправильного толкования. Все факты и цифры должны быть четко упомянуты в сообщении, чтобы обосновать все, что говорит отправитель.
  5. Кратко:  Сообщение должно быть точным и по существу. Отправитель должен избегать длинных предложений и стараться передать суть сообщения как можно меньшим количеством слов. Короткое и краткое сообщение является более полным и помогает удерживать внимание получателя.
  6. Рассмотрение:  Отправитель должен принимать во внимание мнения, знания, мышление, опыт и т. д. получателя, чтобы общение было эффективным. Чтобы общаться, отправитель должен относиться к целевому получателю и быть вовлеченным.
  7. Вежливый:  Подразумевается, что отправитель должен принимать во внимание как чувства, так и точки зрения получателя, чтобы сообщение было позитивным и сфокусировано на аудитории. Сообщение не должно быть предвзятым и должно включать термины, демонстрирующие уважение к получателю.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Средства связи | Безграничный бизнес |

Деловое письмо

Выбор правильного метода сообщения

Каналы делового общения включают встречи, письма, печать, радио, телевидение, телефон, сарафанное радио и Интернет.

Цели обучения

Определите различные каналы связи, доступные для упаковки и доставки деловых сообщений.

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Каждый канал связи имеет множество конкретных методов. Интернет, например, может повлечь за собой рекламную кампанию в Интернете, рекламную кампанию в социальных сетях или веб-сайт.
  • Важно правильно выбрать метод сообщения. Корпоративное электронное письмо с подробным описанием праздничных часов приемлемо, но общекорпоративное электронное письмо с указанием прекращения работы неприемлемо.
  • Учитывайте аудиторию и ее реакцию на сообщение. Если сообщение может вызвать много вопросов, личная встреча будет более полезной, чем электронная почта. Например, сообщение о льготах для сотрудников может вызвать у сотрудников вопросы, поэтому этот тип сообщения лучше всего представить на групповом собрании, которое позволяет провести сеанс вопросов и ответов.
Ключевые термины
  • связь : пример передачи информации; разговор или дискурс
  • из уст в уста : Вербальные средства передачи информации.

Выбор правильного метода для сообщения

Деловое общение охватывает различные каналы связи, в том числе встречи, письма, записки, печать (публикации), радио, телевидение, телефон, из уст в уста, Интернет.

Специальные методы

Внутри этих каналов есть множество специфических методов. Интернет, например, может повлечь за собой рекламную кампанию в Интернете, рекламную кампанию в социальных сетях или веб-сайт.

Другие способы связи включают:

  1. Встреча. Это личный интерактивный обмен мнениями, за которым часто следует письменное продолжение.
  2. Письмо
  3. — это формальный способ связи, обычно подходящий для важных сообщений, таких как предложения, запросы, соглашения и рекомендации.
  4. Видеоконференции — позволяют людям из разных мест проводить интерактивные встречи и интервью в режиме реального времени.
  5. Телефонная конференция. Позволяет участникам, находящимся в разных местах, обмениваться информацией.
  6. Электронная почта — это мгновенное средство для официальных уведомлений и обновлений, а также для неофициального обмена.
  7. Отчет — это официальная документация деятельности любого отдела или организации.
  8. Презентация. Этот метод обычно включает официальное предложение, обновление, рекомендацию или отчет, включающий аудиовизуальные материалы, слайд-шоу и статистику.
  9. Веб-связь — этот метод обычно подходит для оставления контактной информации (например, адреса и номера телефона) или для обмена информацией о транзакции (например, подтверждение заказа).
  10. Форум Этот метод позволяет участникам публично и эффективно публиковать информацию в централизованном месте.

При наличии множества доступных методов важно выбрать правильный метод для сообщения. Корпоративное электронное письмо с подробным описанием праздничных часов приемлемо, но общекорпоративное электронное письмо с указанием прекращения работы неприемлемо.

Выбор правильного метода для сообщения. : Электронное письмо всей компании с подробным описанием праздничных часов допустимо, но сообщение электронной почты о прекращении работы всей компании неприемлемо.

При выборе средства учитывайте аудиторию и ее реакцию на сообщение. Например, если сообщение касается льгот для сотрудников, у аудитории, скорее всего, возникнут вопросы, поэтому это сообщение лучше всего представить на групповом собрании, которое позволит задать вопросы и ответить на них.

Минимизация риска недопонимания

Недопонимание происходит, когда есть разрыв между тем, что говорится, и тем, что слышно.

Цели обучения

Перечислите шесть основных причин недопонимания в бизнесе

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Существует шесть факторов, вызывающих недопонимание: сложные сообщения, скрытая информация, иерархия, разрозненность, отсутствие доверия и языковые барьеры.
  • В бизнесе недопонимание может привести к дорогостоящим или смертельным ошибкам.
  • Когда дело доходит до эффективного общения, существуют определенные препятствия, с которыми сталкивается каждая организация, например, перегрузка сообщениями, которая может возникнуть, когда человек получает слишком много сообщений одновременно.
Ключевые термины
  • иерархия : Любая группа объектов, ранжированная таким образом, что каждый, кроме самого верхнего, подчиняется указанному над ним объекту.
  • недопонимание : взаимодействие между двумя сторонами, при котором информация не передается должным образом

Определение недопонимания

Недопонимание происходит, когда есть разрыв между тем, что говорится, и тем, что слышно.
В бизнесе недопонимание может привести к дорогостоящим или смертельным ошибкам.

Причины недопонимания

Вот шесть вещей, которые вызывают недопонимание:

  1. Сложные сообщения: Использование сложных технических терминов может привести к недопониманию. Используйте четкие и лаконичные сообщения, которые легко понять.
  2. Сокрытие информации. Во многих организациях важная информация может храниться в тайне в соответствии с политикой компании. Убедитесь, что необходимая информация легкодоступна и доступна.
  3. Иерархия: руководство должно хорошо информировать сотрудников и поощрять обратную связь.
  4. Разрозненность: иерархия в организации важна, но она также может уменьшить поток коммуникаций. Поэтому крайне важно усилить взаимодействие и координацию между ведомствами.
  5. Отсутствие доверия: конкуренция между сотрудниками и менеджерами приводит к отсутствию доверия. Делитесь информацией, общайтесь открыто и честно и привлекайте других к принятию решений.
  6. Языковые барьеры: из-за глобализации сообщения должны быть эффективными, когда они передаются культурно разнообразной аудитории.

Минимизация риска недопонимания

Когда дело доходит до эффективного общения, существуют определенные препятствия, с которыми сталкивается каждая организация, например, перегрузка сообщениями, которая может возникнуть, когда человек получает слишком много сообщений одновременно.

Сложность сообщения также может запутать аудиторию. Есть несколько способов убедиться, что ваше сообщение получено и понято. Создавая сообщение, прочитайте черновик несколько раз и обратите внимание на непонятные утверждения или неудобные формулировки. После этого отредактируйте сообщение для содержания, чтобы убедиться, что есть четкая направленность или основная идея. Наконец, отредактируйте грамматику и слова с ошибками.

Недопонимание : Сложный язык часто приводит к недопониманию.

Лицензии и атрибуты

Контент под лицензией CC, опубликованный ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
  • Профессиональное и техническое письмо/деловые сообщения/письма. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en.wikibooks.org/wiki/Professional_and_Technical_Writing/Business_Communications/Letters. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Профессиональное и техническое письмо/Деловые коммуникации/Электронная почта. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en.wikibooks.org/wiki/Professional_and_Technical_Writing/Business_Communications/E-Mail. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Профессиональное и техническое письмо/деловые коммуникации/памятки. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en. wikibooks.org/wiki/Professional_and_Technical_Writing/Business_Communications/Memos. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Деловое общение. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Business_communication. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • связь. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • из уст в уста. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Макрос головки шариковой ручки. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Базовое написание/редактирование. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Деловое общение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Базовое написание/редактирование. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Связь. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • недопонимание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • иерархия. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Макрос головки шариковой ручки. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : Общедоступное достояние: Нет данных Copyright
  • Все размеры | Вопросительный знак (меньше) | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr.

Добавить комментарий