Стадии когнитивного развития по пиаже: Теория когнитивного развития Ж. Пиаже: ключевые понятия

Содержание

Жан Пиаже и теория интеллектуального развития

Жан Пиаже родился в 1896 году в городе Невшатель, в Швейцарии, в семье профессора средневековой литературы. Свою мать он вспоминал как человека невротического характера; ее поведение и зародило в мальчике интерес к психологии.

Развитие детей

Пиаже получил степень доктора философии в области естественных наук Невшательского университета. Далее, проучившись один семестр в Цюрихском университете, он увлекся психоанализом и вскоре переехал во Францию. Там Пиаже начал работать в учебно-воспитательном учреждении для мальчиков под руководством Альфреда Бине*, где и занялся исследованиями в области развития интеллекта. До тех пор, пока Пиаже не заинтересовался темой когнитивного развития, в психологической науке считалось, что взрослые люди просто более опытные мыслители, чем дети. Во время работы в лаборатории Пиаже заинтересовали причины, которыми дети объясняли свои неправильные ответы на вопросы, требующие логического мышления.

Ученый решил провести систематическое исследование в области когнитивного развития и сделал это — первым в истории психологии.

В 1923 году Жан Пиаже женился на Валентин Шатенау, и у них родилось трое детей. К тому времени тема интеллектуально-эмоционального развития захватила ученого целиком, поэтому он неформально изучал, как развиваются его собственные дети. Эти наблюдения со временем привели его к одному из важнейших и известнейших открытий — теории стадиального развития психики.

За свою жизнь Жан Пиаже опубликовал более шестидесяти книг и сотни статей. Он оставил яркий след не только в психологии, но и в области образования, социологии, экономики, юриспруденции и эпистемологии. Скончался ученый 16 сентября 1980 года.

* Альфред Бине — выдающийся французский психолог и педагог, основатель первой во Франции экспериментальной лаборатории психологии; вместе с Т. Симоном составил диагностический тест умственного развития детей, названный по имени его авторов. Прим. ред.

Теория интеллектуального развития Пиаже

Когда Пиаже только начинал работать над своей теорией, его подход резко отличался от всего, что ученые и исследователи делали в этом направлении до него.

  • Вместо того чтобы изучать всех научающихся, он сосредоточил внимание на детях.
  • Теория касалась научения не конкретному поведению или знаниям, в ней рассматривалось развитие в целом.
  • Вопреки общепринятому в то время мнению, что развитие психики представляет собой постепенный процесс, в ходе которого поведение человека становится все более сложным, Пиаже выделил несколько отдельных стадий, описав их четкими количественными характеристиками.

Пиаже считал, что дети — не просто менее компетентные мыслители, чем взрослые, но они рождаются с базовой психической организацией, которая представляет собой набор генетических и эволюционных признаков, и их научение и знания суть производные от этой структуры.

Исходя из этой предпосылки, ученый попытался объяснить процессы и механизмы работы психики у младенцев и детей постарше, которые со временем позволяют им научиться мыслить логически и оперировать гипотезами.

По мнению Пиаже, понимание окружающей среды развивается у детей постепенно, и они неизбежно сталкиваются с расхождениями между тем, что им уже известно, и тем, что они узнают.

В теории интеллектуального развития Пиаже можно выделить три отдельных компонента.

1. Схемы действия

Схемы действия — это основные строительные блоки знаний, объединяющие объекты по сходству и различию. Каждая схема касается какой-то одной части знаний об окружающем мире — например действий, объектов или концепций — и представляет собой ряд взаимосвязанных представлений, которые используются для понимания конкретной ситуации и выбора реакции на нее. Скажем, если ребенку показывают картинку с изображенной на ней собакой, он создает для себя схему внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши и так далее.

Если ребенок может объяснить то, что он ощущает и воспринимает, с помощью уже имеющейся у него схемы, он пребывает в состоянии психологического равновесия.

Схемы действия сохраняются в памяти ребенка и при необходимости используются им в дальнейшем. Например, оказавшись в первый раз в ресторане, ребенок создает новую схему действий, связанную с заказом блюд. Оказавшись в таком заведении в следующий раз, он уже сможет применить имеющиеся знания в новой, но похожей ситуации.

Пиаже также утверждал, что некоторые схемы действий запрограммированы в детях генетически, например стремление маленького ребенка сосать все, что попадается под руку.

2. Процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую

Пиаже верил, что интеллектуальное развитие есть результат адаптации знаний и стремления человека к равновесию. Адаптация знаний осуществляется двумя способами:

  • Ассимиляция — использование уже существующей схемы действий и применение ее в новой ситуации.
  • Аккомодация — изменение существующей схемы действий с целью приобретения новой информации.

Чтобы лучше понять, как работают ассимиляция и аккомодация, вернемся к вышеописанному примеру с изображением собаки. Теперь у ребенка имеется схема внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши. Но когда к нему на улице подойдет настоящий пес, он увидит и другие характеристики, не входящие в его схему.

Оказывается, собака покрыта шерстью, она лижет руку, она лает. Поскольку в исходной схеме всех этих признаков нет, возникает дисбаланс, и ребенок начинает конструировать собственный смысл. Если родитель подтверждает, что новая информация тоже относится к собаке, происходит ассимиляция и равновесие восстанавливается, поскольку ребенок успешно включает новые данные в существующую схему.

Но что, если ребенок увидит на улице не собаку, а кота? Некоторые характеристики совпадают, хотя это и разные животные. Кот мяукает, он умеет лазать по деревьям, он двигается и ведет себя совсем не так, как собака. Увидев кота, ребенок выходит из состояния равновесия, и ему нужно согласовать (аккомодировать) новую информацию, поэтому он создает новую схему, возвращаясь в уравновешенное состояние.

3.

Стадии развития интеллекта

Пиаже считал, что психическое развитие ребенка проходит четыре стадии. Это свойственно всем детям, к какой бы культуре они ни принадлежали, в какой бы части земного шара ни жили. Однако последние стадии проходят не все дети.

  • Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Ребенок познаёт мир посредством органов чувств, а также орудуя предметами. К концу этой стадии он понимает, что предметы и люди не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

  • Дооперационная стадия (от двух до семи лет)

Это стадия эгоцентрического мышления, по выражению Пиаже.

В этот период жизни дети еще не способны понимать точку зрения других людей. У них есть только свое видение.

  • Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет)

На этой стадии происходит накопление знаний. Хотя ребенок по-прежнему не способен понимать абстрактные или гипотетические идеи, он уже начинает логически осмысливать конкретные события.

  • Стадия формальных операций (от одиннадцати лет и старше)

На этой стадии развивается способность ребенка манипулировать идеями в голове, то есть мыслить абстрактно. Именно в этот период у детей развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению и систематическому планированию.

Критика теории Пиаже

Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом — следовательно, очень большая выборка осталась без внимания, и полученные ученым результаты нельзя отнести ко всем слоям общества.

Кроме того, ряд дальнейших исследований выявил ошибочность предположения об автоматическом переходе с одной стадии интеллектуального развития на другую. Многие психологи убеждены, что ключевую роль в психическом развитии также играют факторы окружающей среды.

И наконец, по мнению многих критиков, Пиаже недооценивал способности детей, и четырех- и пятилетние дети намного менее эгоцентричны, чем считал исследователь, и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.

Тем не менее благодаря гипотезам ученого в психологии выработался принципиально новый взгляд на механизмы интеллектуального развития детей, а его идеи послужили важнейшим строительным материалом для множества других теорий, предложенных с тех пор, в том числе и для опровергающих его выводы.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже: особенности

Когнитивное развитие, как и физическое становление, играет огромную роль в жизни ребенка. Ведь под ним подразумевается развитие таких важных мыслительных процессов, как восприятие, память, логика, решение задач и воображение. Поэтому ему уделяется так много внимания.

Становление интеллектуальных способностей заинтересовался также швейцарский философ и психолог Жан Пиаже. Он и разработал теорию когнитивного развития. По ней, человек развивается, проходя через определенные стадии.

О том, что же представляет эта концепция и какие именно стадии развития проходит ребенок, Вам расскажет Интернет-издание estet-portal. com.

1. Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое
2. Период от рождения до 2-х лет: развитие сенсомоторного интеллекта
3. Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления
4. Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций
5. Период когнитивного развития от 11 до 15 лет: формальные операции

Теория когнитивного развития Пиаже: что это такое

В концепции швейцарского психолога речь идет о развитии мыслительных процессов. Эта теория считается конструктивистской, поскольку по утверждению ее автора, человек сам может создавать когнитивные способности и развивать их, выполняя определенные действия при взаимодействии с окружающей средой.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже послужила источником для некоторых понятий, которые в дальнейшем начали активно фигурировать в психологии развития. Также концепция внесла огромную лепту в педагогическую психологию.

Для того чтобы ее понимать, не нужно особо напрягать мозги. По мнению легендарного физика-теоретика Альберта Эйнштейна, она очень простая.

Согласно теории, ребенок в своей жизни проходит четыре стадии развития, начиная с его рождения и заканчивая пятнадцатилетним возрастом.

Ниже мы с Вами рассмотрим основные стадии развития ребенка подробнее.

Период от рождения до 2-х лет: развитие сенсомоторного интеллекта

Этот возраст отличается тем, что малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром посредством движений и восприятия. Несмотря на то, что кроха может контактировать с определенными предметами, у него еще не развита способность воображения и взаимодействия с символами.

Для лучшего понимания этого периода давайте рассмотрим основные его 6 стадий:

1. От рождения до 1 месяца – ребенок обладает только врожденными рефлексами: он сосет пальчик, ищет материнскую грудь, вытягивает губки вперед, хватает ручками и крепко держит в кулачке мамины волосы, погремушку, кусок одежды и так далее.

2. От 1 до 4 месяцев – в этот период рефлексы изменяются и координируются на основании полученного опыта.

3. От 4 до 8 месяцев – случайные движения, производимые ранее посредством постоянного повторения, закрепляются. Ребенок активно воздействует с внешними предметами.

В период с 1 до 4 месяцев малыш приобретает свои первые навыки. Он начинает удерживать голову в положении лежа на животе, воспринимать окружающий мир через зрение и звуки, агукать, а также переворачиваться с живота на спину и наоборот.


4. От 8 месяцев до 1 года – в этом возрасте малыш начинает делать заранее обдуманные действия. Он их координирует и объединяет. К примеру, если кроха хочет взять игрушку, которая находится за большой книгой, он сперва убирает последнюю, чтобы заполучить желаемый предмет.

5. От 1 до 1,5 летдействия малыша становятся разными. В этот период он экспериментирует, а также ищет новые действия и средства.

6. От 1,5 до 2-х лет – к экспериментированию подключаются мыслительные действия.

Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления

В этот период когнитивного развития на место сенсомоторных функций приходит работа с представлениями. Малыш начинает отличать обозначение от обозначаемого и использует это. Кроме того, дети в этом возрасте могут сосредотачиваться на чем-то одном, на том, что бросается им в глаза. При этом они игнорируют другие предметы.

А еще у детей наблюдается развитый эгоцентризм. Они не могут рассматривать свою точку зрения с разных сторон и даже не пытаются обосновывать свои суждения, искать противоречия и избавляться от них. В этом возрасте малыши не думают о своих мыслях. К тому же, в этот период дети познают объекты и явления через игру.

Период от 7 до 11 лет – развитие конкретных операций

Это новый уровень когнитивного развития. Ведь в этот период появляется больше возможностей, чем обычное ассоциативное объединение.

Ребенок умеет не только выполнять определенные действия, но и логически мыслить и анализировать. Он объединяет свои действия и координирует их, создавая целые системы. Маленький человечек берет определенные предметы, распределяет их по группам и квалифицирует их исходя из нескольких признаков.

Несмотря на то, что в этот период ребенок уже может логически мыслить, абстрактные и гипотетические понятия он не осиливает.

Период когнитивного развития от 11 до 15 лет: формальные операции

В этом возрастном промежутке ребенок учится мыслить уже по-другому. Он думает гипотетически, анализирует абстрактные идеи, а также обладает способностью к дедуктивным рассуждениям.

Одним словом, ребенок, сталкиваясь с определенной ситуацией или задачей, выдвигает несколько гипотез и проверяет их, а после получения обратной связи заключает окончательный вывод.

Дети младшего возраста для решения определенной задачи или вопроса используют несколько комбинаций. В то же время ребенок, находящийся в периоде формальных операций, систематически перебирает комбинации. А если малыш одаренный, он может делать это и раньше.

Если Вы будете знать все эти периоды когнитивного развития по теории Пиаже, их особенности и сопоставление с возрастом, перед Вами наверняка появиться ответ на вопрос: «Как помочь своему ребенку в развитии его интеллектуальных способностей и переходе с одной стадии на другую?».

Также Вы можете использовать различные развивающие игры: мягкие кубики с буквами, мозаику, пазлы и так далее. Они стимулируют малыша к приобретению новых навыков и хорошо прокачивают мозг. Но подбирать их нужно обязательно исходя из возраста Вашего чада.

Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Мнемоника MCAT: этапы когнитивного развития Пиаже

Мнемоника MCAT

Кен Тао

9,533 2 минуты чтения

«Некоторые люди умеют летать» — мнемоника четырех стадий когнитивного развития Пиаже: сенсомоторная, предоперационная, конкретно-операционная и формально-операциональная.


В сегодняшнем выпуске MCAT Mnemonic Monday мы рассмотрим психологическую социальную мнемонику на этапах когнитивного развития Пиаже.

Есть четыре этапа. Первым этапом является сенсомоторный этап в возрасте от 0 до 2 лет. На этом этапе дети будут узнавать мир, используя свои чувства и двигательное поведение. Нечто важное, что дети разовьют на этапе постоянства объекта. Прежде чем ребенок разовьет постоянство объекта, если вы положите перед ним игрушку, а затем накроете ее одеялом, он подумает, что игрушка исчезла. Однако после того, как ребенок развил постоянство объекта, если вы накроете игрушку одеялом, ребенок потянется за игрушкой под одеялом, потому что он поймет, что игрушка все еще там.

Второй этап — это предоперационный этап в возрасте от 2 до 7 лет. На этом этапе дети проявляют воображение и часто вовлекаются в ролевые игры. Например, ребенок может бегать по комнате, говоря, что он летит на самолете, а его руки — это крылья самолета. На этом этапе их логика еще предоперационна. Поэтому, если вы зададите им определенные вопросы, они дадут вам неверный ответ.

Например, если у вас есть стакан с водой большого диаметра, с некоторым объемом воды, если вы нальете эту воду в другой стакан с более узким диаметром и спросите их, что происходит с водой, когда ее наливают из одного стакана в другой стакан, ребенок скажет, что когда его налили в узкий стакан, что теперь воды больше, потому что вода достигла более высокого уровня.

Следующий этап — конкретный операционный этап. Это возраст от 7 до 11 лет. На этом этапе дети могут выполнять те преобразования и понимать их, на которые не были способны дети на дооперационном этапе. Однако на этом этапе дети способны рассуждать, но только с использованием конкретных событий, с которыми они имели опыт.

Например, если вы скажете им, что молотком можно разбить оконное стекло. Если кто-то ударит молотком по окну, что произойдет? Ребенок может ответить. О, окно разобьется. Если вы попросите детей мыслить абстрактно, они не смогут этого сделать. Например, если вы скажете им, что отец может сломать молоток, что произойдет, если кто-то ударит пером по оконному стеклу? Ребенок скажет, о, ничего не произойдет. Перья мягкие. Почему может разбиться окно? Итак, конкретный операционный этап.

Последним этапом является формальный рабочий этап, который начинается с 12 лет и старше. На этом этапе дети способны мыслить абстрактно. Поэтому, если вы скажете ребенку, что перо может разбить окно, а затем спросите его, разобьется ли окно, если кто-то ударит его пером, он сможет сказать «да».

Итак, это четыре стадии: сенсомоторная, предоперационная, конкретная, операционная и формальная операционная. Мнемоника для запоминания этих четырех стадий такова: Некоторые люди умеют летать.

Итак, вы можете увидеть сенсомоторную, предоперационную, конкретную операционную и формальную операционную, и некоторые люди могут летать.

Хорошо. Так что мнемоника для вас. И помните, если вы найдете эти видео полезными, обязательно нажмите кнопку «Нравится» и подпишитесь на наш канал YouTube, чтобы получать больше контента.

Статьи по теме

Руководство для учителя по четырём стадиям когнитивного развития Пиаже

В 20 веке считалось, что дети думают так же, как взрослые. Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал альтернативную теорию, в которой утверждалось, что сознание детей коренным образом отличается от ума взрослых и что каждый человек проходит четыре стадии когнитивного развития от рождения до подросткового возраста.

Воспитатели дошкольного образования могут использовать теорию Пиаже, чтобы понять, как дети учатся на разных этапах своего развития. Эти идеи могут помочь вам разработать учебную программу с учетом того, как дети понимают окружающую их среду на каждом этапе развития.

Что такое теория Пиаже?

Теория Пиаже сосредоточена на том, как дети учатся и постепенно развивают логическое мышление. Его теория утверждает, что понимание детьми своего окружения со временем постепенно увеличивается, а их когнитивное развитие происходит в четыре стадии от рождения до подросткового возраста:

  • Стадия 1: Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)
  • Стадия 2: Предоперационная стадия (от двух до семи лет)
  • Стадия 3: Стадия конкретной эксплуатации (от семи до одиннадцати лет)
  • Стадия 4: формальная стадия эксплуатации (от двенадцати лет и старше)

Теория когнитивного развития Пиаже предоставляет педагогам дошкольного образования дорожную карту, которую они могут использовать для отслеживания когнитивного развития детей. Теория Пиаже включает вехи, которые дети должны быть в состоянии выполнить на каждом этапе своего развития.

Отслеживая прогресс детей на каждом этапе, воспитатели дошкольного образования могут оценить когнитивное развитие своих детей и скорректировать свою учебную программу, чтобы оказать дополнительную поддержку детям, пытающимся достичь определенных этапов когнитивного развития.

Если вы работаете воспитателем, запись ежедневных достижений младенцев имеет решающее значение для укрепления партнерства между семьей и педагогом, укрепления доверия и поддержки семей, ухаживающих за своими младенцами дома. Загрузите бесплатную копию нашего шаблона ежедневного отчета о младенцах, чтобы информировать семьи об успехах их младенцев.

Четыре стадии теории когнитивного развития Пиаже

Стадии когнитивного развития Пиаже примерно коррелируют с периодами детского возраста. Пиаже считал, что стадии развития всегда происходят в одном и том же порядке, и ни одна стадия никогда не пропускается. Каждый этап основывается на этапах, предшествующих ему.

Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Первой стадией теории когнитивного развития Пиаже является сенсомоторная стадия. Эта стадия длится от рождения до достижения ребенком двухлетнего возраста. На этом этапе дети полагаются на свои чувства, чтобы познавать мир. Основная цель сенсомоторной стадии состоит в том, чтобы дети развивали постоянство объекта.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии сенсомоторной стадии:

  • Дети узнают что-то о себе и своем окружении, видя, осязая, сосая и чувствуя
  • Дети изучают понятие причины и следствия
  • Дети осознают, что они отделены от окружающих их людей и предметов
  • Дети учатся постоянству объектов (что вещи продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть)

 

Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий:

  • Рефлекторные акты:  В течение первого месяца жизни у младенцев развиваются рефлекторные действия, такие как сосание и хватание. Эти инстинктивные действия помогают младенцам выжить, и со временем они должны постепенно исчезать по мере того, как ребенок взрослеет и приобретает больший контроль над своими мышцами.
  • Первичные циркулярные реакции:  В течение первых четырех месяцев жизни младенцы начинают намеренно шевелить пальцами, брыкаться ногами и сосать большие пальцы.
  • Вторичные круговые реакции:  В возрасте от четырех до восьми месяцев младенец начинает взаимодействовать с внешним миром и выполнять действия с объектами, которые доставляют ему удовольствие, например, постоянно трясти погремушкой, чтобы услышать издаваемый ею звук.
  • Координация вторичных схем:  В возрасте от восьми месяцев до года младенцы начинают проявлять интерес к объектам и использовать полученные знания для достижения своих целей. Например, они могут переместить объект, стоящий на пути объекта, который им нужен.
  • Третичные круговые реакции:  В возрасте от 12 до 18 месяцев маленькие дети начинают исследовать мир методом проб, ошибок и экспериментов. Например, они могут создавать беспорядок, разбирая вещи и собирая их снова и снова в стремлении узнать, что происходит каждый раз.
  • Символическая мысль: На последней подстадии, в возрасте от 18 месяцев до двух лет, обычно начинается игра с воображением, и словарный запас маленьких детей значительно увеличивается. Они могут задавать короткие вопросы и делать просьбы одним или двумя словами. На этом этапе они также начинают понимать, что символы могут представлять объекты, и осознают, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно.

Дооперациональная стадия (от двух до семи лет)

Второй стадией теории когнитивного развития Пиаже является дооперациональная стадия. Эта стадия длится от двух до семи лет. На дооперационном этапе у детей развивается речь и абстрактное мышление. Однако на данном этапе они еще не начали использовать логику для манипулирования информацией. К концу дооперационного этапа дети могут использовать свое воображение и играть в притворство.

Источник

Основные характеристики и изменения развития дооперационной стадии:

  • Дети не могут видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
  • Дети с трудом думают о нескольких аспектах ситуации одновременно.
  • В пять лет дети начинают понимать консервацию, концепцию, согласно которой количество остается неизменным, даже если вы меняете размер, форму или контейнер, в котором оно находится. 
  • В начале этого этапа дети участвуют в параллельной игре. Они играют вместе с другими детьми, но не взаимодействуют с ними.
  • Как только дети переходят этап параллельной игры, они начинают вовлекать других детей в игры и участвовать в ролевых играх. Воображаемая игра помогает детям закрепить понятия.
  • Дети верят, что люди создают определенные аспекты окружающей среды, такие как облака и дождь.
  • Дети не могут обратить направление последовательности событий в исходную точку.

Предоперационный этап состоит из двух подэтапов:

  • Символьная функция:  Символическое мышление детей улучшается в возрасте от двух до четырех лет. Они могут мысленно представлять объекты, которых нет, и полагаться на восприятие при решении проблем.
  • Интуитивное мышление:  В возрасте от четырех до семи лет дети начинают думать интуитивно, а не полагаться на восприятие. Они также задают много вопросов, пытаясь понять окружающий мир.

Стадия конкретной операции (от семи до одиннадцати лет)

Третьей стадией теории когнитивного развития Пиаже является стадия конкретной операции. Эта стадия длится с семи до одиннадцати лет. Дети начинают логически и рационально мыслить о физических объектах на этапе конкретной операции. К концу этапа конкретных операций дети могут использовать индуктивное мышление для решения проблем, связанных с их опытом, но не развили способность решать гипотетические или абстрактные задачи.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии конкретной операционной стадии:

  • Дети могут определять свойства категорий, связывать категории друг с другом и использовать информацию о категориях для решения задач. Они также понимают, что категории могут содержать подкатегории.
  • Дети понимают, что что-то может оставаться неизменным в количестве, даже если его внешний вид меняется. Например, когда воду переливают из высокого стакана в неглубокую тарелку, количество воды не меняется.
  • Дети могут одновременно концентрироваться на многих аспектах ситуации.
  • Дети понимают, что некоторые вещи, которые были изменены, можно вернуть в исходное состояние. Например, воду можно заморозить, чтобы создать лед, а лед можно растопить, чтобы снова создать воду.
  • Дети могут мысленно расположить группу предметов в последовательности, например, расположить предметы от самого высокого к самому низкому или от самого тонкого к самому широкому.
  • Дети могут понять, что у других людей есть свои собственные мысли и уникальные точки зрения, но они могут быть не в состоянии точно угадать, как или что испытывают другие люди.
  • Дети могут следовать инструкциям в несколько шагов.

Формально-операциональная стадия (12 лет и старше)

Заключительной стадией теории когнитивного развития Пиаже является формальная операциональная стадия. Эта стадия начинается в возрасте двенадцати лет и продолжается до совершеннолетия. На этапе формальной работы дети начинают мыслить абстрактно и использовать дедуктивные рассуждения для разработки творческих решений проблем.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии стадии формальной эксплуатации:

  • Дети могут разрабатывать решения задач, используя логику и общие принципы.
  • Дети могут систематически подходить к проблемам.
  • Дети могут обдумывать возможные результаты и разрабатывать эффективные логические подходы к решению проблем.
  • Дети могут думать о гипотезах и формулировать различные решения для их решения.

Применение теории Пиаже в дошкольных учреждениях

Дети, которые посещают программы дошкольного образования, находятся на сенсомоторной и предоперационной стадиях когнитивного развития. Вы можете использовать информацию о стадиях когнитивного развития Пиаже для создания уроков и занятий, которые помогут вашим детям пройти через каждую стадию развития.

Младенцы и дети младшего возраста (сенсомоторная стадия)

Дети на сенсомоторной стадии развития полагаются на свои чувства, чтобы познавать мир. Вы можете провести детей через этот этап, разработав программу уроков и занятий, которые задействуют их чувства и помогают им развивать постоянство объекта.

Занятия для детей на сенсомоторной стадии когнитивного развития:

  • Пикабу : Это занятие помогает детям развивать постоянство объекта.
  • Игра с контейнерами : Попросите детей положить предметы в контейнеры и высыпать их. Эта деятельность помогает детям развивать постоянство объекта и поощряет причинно-следственное мышление.
  • Складывание кубиков : это упражнение обеспечивает визуальную и тактильную стимуляцию, помогает детям развивать моторику и поощряет настойчивость, решение проблем и интерактивную игру.

Малыши и дошкольники (дооперационный этап)

Дети на дооперациональном этапе развития начинают использовать абстрактное мышление. Вы можете провести детей через этот этап, разработав программу уроков и занятий, которые поощряют параллельную игру и задействуют их воображение.

Занятия для детей на предоперационной стадии когнитивного развития:

  • Переодевание и ролевая игра : Притворная игра может помочь детям преодолеть эгоцентризм, позволяя им увидеть мир с точки зрения других людей. Держите под рукой коробку с костюмами, чтобы ваши дети могли наряжаться и притворяться кем-то другим, а также учиться ставить себя на место других людей.
  • Сортировка : Попросите детей рассортировать такие предметы, как пуговицы, игровые фигуры или кубики. Это занятие помогает детям начать развивать логическое мышление. Попросите детей разделить группы похожих предметов на основе их различий, например, по цвету или размеру. Это научит их группировать предметы на основе общих характеристик, а не собирать все вместе, потому что все они относятся к одному типу объектов.
  • Рисование семейных портретов : Попросите детей принести фотографию своей семьи и использовать ее в качестве образца, чтобы помочь им нарисовать семейный портрет. Вместе посмотрите на семейную фотографию и обсудите характеристики каждого человека на фотографии, чтобы развить у детей навыки наблюдения.

Критика теории Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже подверглась критике:

  • Современные психологи утверждают, что дети достигают вех развития раньше, чем Пиаже изложил в своих стадиях когнитивного развития.

Добавить комментарий