когнитивное и психическое развитие ребенка
Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.
Содержание
- Что выяснил Жан Пиаже
- Стадии развития по Пиаже
- Сенсомоторная стадия (0-2 года)
- Дооперационная стадия (2—7 лет)
- Стадия конкретных операций (7—11 лет)
- Стадия формальных операций (после 12 лет)
- Основные понятия теории Пиаже
- Как детское мышление связано с речью
- Мои рекомендации для родителей
- Заключение
Что выяснил Жан Пиаже
Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.
Стадии развития по Пиаже
Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.
Сенсомоторная стадия (0-2 года)
На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.
Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.
Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.
Дооперационная стадия (2—7 лет)
Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.
Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.
В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.
Стадия конкретных операций (7—11 лет)
В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.
Стадия формальных операций (после 12 лет)
Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.
Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.
Основные понятия теории Пиаже
- Схема действия или мышления. Согласно психологическим теория интеллекта Ж.Пиаже, это категории знаний, которые определяют понимание и интерпретацию человеком окружающего мира. Схема включает в себя знание и процесс его получения. При получении нового опыта ребенок или действует и мыслит по уже существующей в его сознании схеме, или видоизменяет ее, или заменяет качественно другой.
- Ассимиляция. Это процесс включения нового знания в уже существующие схемы. Например, ребенок знает, что существует стрекоза: вытянутое тело, быстрые крылья, умеет летать. Увидев в первый раз вертолет, он воскликнет: «Мама, смотри, стрекоза!». Потому что вертолет, по всем признакам для ребенка, подходит под эту категорию: длинный, быстрый, летает. То есть он встроил новое понятие в уже существующую у него схему мышления.
- Аккомодация. Это процесс изменения или замены существующей схемы под новые условия. Например, ребенок умеет держать ложку, но в кулачке. Взрослые начинают требовать и учить делать это правильно, вкладывая столовый прибор ему между пальцами.
- Уравновешивание. Жан Пиаже акцентировал внимание на том, что в психике ребенка должен соблюдаться здоровый баланс между процессами ассимиляции и аккомодации, так как при преобладании первого поведение и мышление ребенка становится ригидным, а второго – непоследовательным и неорганизованным. От равновесия ассимиляции и аккомодации зависит успешное интеллектуальное развитие ребенка на всех стадиях формирования мышления.
Как детское мышление связано с речью
Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.
Мои рекомендации для родителей
- Выстраивая план развития ребенка, обращать внимание на его возраст и работать в соответствии с ним. Например, в обучении чтению двухлетки нет никакого смысла: он не способен воспринимать символы, а готов работать только с конкретными примерами.
- На каждой стадии развития стоит представлять ребенку как можно больший спектр действий, соответствующих возрасту. Малышу – разные сортеры, пирамидки, крупные пазлы-вкладыши, чтобы он мог в полной мере отработать свою методику проб и ошибок. Дошкольнику можно выбирать более сложные игрушки подобного типа, а также помогать ему преодолеть эгоцентризм, демонстрируя разные точки зрения. Для младшего школьника отлично подойдут логические задачки, в которых задействованы конкретные, знакомые ему предметы и объекты, а подросткам – проблемы абстрактного и теоретического характера.
- При речевых трудностях стараться развивать мышление с помощью разных игр, игрушек, упражнений и методик, подходящих по возрасту. Если же есть подозрение, что ребенок недостаточно хорошо мыслит для своей стадии развития, то стоит попытаться воздействовать на когнитивные процессы через речь: задавать умственные задачки в соответствии с возрастом, предлагать поискать причины и следствия разных явлений, классифицировать, представлять вероятные исходы того или иного события.
Заключение
Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.
Стадии интеллектуального развития ребёнка по Ж.
Пиаже24 апреля в 07:00
Исследовния в психологии,
Исследуя развитие интеллекта ребёнка, Ж. Пиаже определил, что оно проходит ряд стадий — это ступени или уровни развития, которые последовательно сменяют друг друга. На каждой стадии достигается определённое равновесие, которое затем нарушается, но порядок следования стадий остаётся неизменным.
Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших стадий, в течение которых происходит формирование трёх основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно выполняемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций (системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние наглядные данные), позже происходит становление формально-логических операций (высшая ступень в развитии интеллекта).
Интеллектуальное развитие по Ж. Пиаже — это переход от низших стадий к высшим, причём каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
Сенсомоторная стадия
до 2 лет
Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. У малыша речь ещё не развита, представления отсутствуют, поведение строится на основе координации движения и восприятия (поэтому она называется сесомоторная стадия). Появившись на свет, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Например, рефлекс сосания может со временем изменяться: с каждым днём малыш сосёт всё лучше и не только во время еды, но и после он может сосать пальцы или предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов (0 — 1 месяц). Вследствие этого формируются и первые навыки (1 — 4 м.).
Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может проследить глазами движение предмета и попытаться его схватить рукой. Это первичные круговые реакции (1 — 4 м.) или повторяющиеся действия, которые подкрепляются собственной активностью ребёнка. Вторичные круговые реакции (4 — 8м. ) появляются, когда малыш сосредоточен не на своей активности, а на изменениях, вызванных действиями. Например, ребёнок может долго трясти погремушку, ради продления звука, который его заинтересовал. Позднее, когда действия дают неожиданный эффект (новое впечатление), малыш его повторяет и закрепляет новую схему — это начало практического интеллекта (8 — 12 м.). Когда ребёнок намеренно изменяет свои действия, активно экспериментирует, чтобы посмотреть на результат, появляются третичные круговые реакции (12 — 18 месяцев).
Далее малыш уже способен комбинировать свои действия в уме и приходить к правильному решению — происходит интериоризация действий (18 — 24 месяца). Около двух лет формируется внутренний план действий. Например, у ребёнка в обеих руках игрушки и ему нужно открыть дверь. Он кладёт их на пол, при этом замечая, что открывающаяся дверь может их задеть. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.
На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия и ребёнок переходит в другую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.
Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций
до 7 лет
Это период мышления с помощью представлений. Недостаток развития словесного мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Малыш ещё не способен к доказательству и рассуждениям на этапе дооперациональных представлений (2 — 7 лет). Он ориентируется на внешние признаки предметов. Он считает вещи такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Например, дети думают, что ветер дует, потому что раскачиваются деревья. Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Детям, имеющим дооперациональные представления, характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, тенденция связывать всё со всем, переход от частного к частному, минуя общее, и др.
Такая особенность детской логики обусловлена спецификой мышления — его эгоцентризмом. Эгоцентризм — это особая интеллектуальная позиция ребёнка. Дети воспринимают окружающий мир только с собственной точки зрения, не понимая и не принимая другие. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентризм мышления характерен каждому периоду детского развития.
К 7 — 8 годам этап дооперациональных представлений заканчивается. У детей появляется понимание сохранения количества вещества, а также того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются, а другие меняются. Начинается этап конкретных операций (7 — 11 лет). На этом этапе дети способны рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима наглядность, они не могут производиться в гипотетическом плане, поэтому и конкретны. К 11 годам начинается подготовка к формированию научных понятий.
Стадия формальных операций
до 15 лет
Это высший период интеллектуального развития ребёнка. В стадии формальных операций (11 — 15 лет) дети освобождаются от привязанности к объектам, данным восприятием, и начинают мыслить как взрослые люди. Они могут рассматривать суждения как гипотезы, из которых можно вывести различные следствия, мышление становится гипотетико-дедуктивным.
Что это такое и как они используются?
Кем был Пиаже и каковы этапы его развития?
Жан Пиаже был швейцарским психологом, изучавшим развитие детей в начале 20 века. Его теория интеллектуального или когнитивного развития, опубликованная в 1936 году, до сих пор используется в некоторых областях образования и психологии. Он фокусируется на детях от рождения до подросткового возраста и характеризует различные этапы развития, в том числе:
- язык
- мораль
- память
- рассуждение
При разработке своей теории Пиаже сделал несколько предположений о детях:
- Дети строят свои собственные знания на основе своего опыта.
- Дети учатся чему-то самостоятельно, без влияния взрослых или детей старшего возраста.
- Дети по своей природе мотивированы к обучению. Им не нужны награды в качестве мотивации.
Всего имеется четыре стадии:
- сенсомоторная стадия
- дооперационный этап
- конкретный операционный этап
- формальный операционный этап
Стадии охватывают диапазон возрастов от рождения до 2 лет и юношеской взрослой жизни.
Стадии Пиаже зависят от возраста и отмечены важными характеристиками мыслительных процессов. Они также включают цели, которых дети должны достичь по мере прохождения определенного этапа.
В своей теории Пиаже использует множество терминов для объяснения когнитивного развития и того, как оно достигается на разных стадиях.
Схема — это термин, который он использовал для представления строительных блоков знаний. Вы можете думать о схемах как о различных каталожных карточках внутри мозга. Каждый из них информирует человека о том, как реагировать на новую информацию или ситуации.
Например, представьте себе человека, который идет в продуктовый магазин за молоком. В этом случае схема представляет собой запомненный образец поведения, который можно применить к данной ситуации. Человек помнит, как проходить между рядами, находить молоко, выбирать предпочтительный вид, а затем платить на кассе. Всякий раз, когда человеку поручают получить молоко, этот конкретный «сценарий» или схема вызывается из памяти.
Другие важные термины:
- Ассимиляция — это использование существующей схемы и ее применение к новой ситуации или объекту.
- Аккомодация меняет подходы, когда существующая схема не работает в конкретной ситуации.
- Равновесие — это движущая сила, которая продвигает вперед все разработки. Пиаже не верил, что развитие идет устойчиво. Вместо этого он двигался семимильными шагами в соответствии с опытом.
Как лица, осуществляющие уход, могут использовать схемы?
Родители и учителя могут помочь ребенку разработать различные схемы, чтобы способствовать обучению и развитию на всех этапах. Это может быть достигнуто путем предоставления детям большого количества контактов с внешним миром. Знакомство с разнообразным опытом обучения на практике с раннего возраста может помочь создать эти внутренние каталожные карточки. Затем, когда дети становятся старше, речь идет о расширении опыта и применении его к новым, даже гипотетическим ситуациям.
Итак, как именно этапы Пиаже можно применить к образованию? По сути, речь идет о том, чтобы распознать стадию, на которой ребенок находится в настоящее время, и приспособиться к этому уровню развития.
Учителя и родители могут помочь, предоставив детям различный опыт или способы исследовать и экспериментировать с окружающей средой. Благодаря этому опыту дети могут получить практическое понимание различных концепций.
Для маленьких детей, поступающих в дошкольные учреждения и детские сады, теории Пиаже больше соответствуют игровым школьным программам или средам, в которых детям предлагаются возможности для проб и ошибок и взаимодействия с реальным миром.
Философию Пиаже можно включить в любую образовательную программу.
Примеры:
- Возможность проб и ошибок. Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не на конечном результате.
- Предоставление детям наглядных пособий и другого реквизита, например моделей, для иллюстрации различных идей и концепций.
- Использование примеров из реальной жизни для рисования сложных идей, таких как текстовые задачи по математике.
- Предоставление возможности классифицировать или группировать информацию. Контуры и иерархии являются хорошими примерами и позволяют детям создавать новые идеи на основе предыдущих знаний.
- Предлагает задачи, требующие аналитического или логического мышления. В этом случае в качестве инструмента можно использовать головоломки.
Вы также можете помочь своему ребенку на всех этапах, придерживаясь его особого стиля обучения в то время:
Сенсомоторный
- Используйте настоящие предметы в игровой деятельности.
- Подключите игру к пяти чувствам.
- Внедрение распорядка для самых маленьких детей. Они предсказуемы и могут быть очень полезны для развития коммуникации.
Предоперационная
- Дети лучше всего учатся на практике. Позвольте им активно взаимодействовать с различными вещами в их окружении, включая книги, людей, игры и предметы.
- Задавайте вопросы, пока дети занимаются повседневными делами, и дайте им возможность придумать свои собственные идеи.
- Обращайте внимание на новые вещи и побуждайте детей задавать вам вопросы об этих вещах.
Работа с бетоном
- Создание графиков времени, трехмерных моделей, научных экспериментов и других способов манипулирования абстрактными понятиями.
- Используйте головоломки и загадки для развития аналитического мышления.
- Сосредоточьтесь на открытых вопросах.
Формальная операционная
- Предлагайте пошаговые объяснения концепций и используйте диаграммы и другие наглядные пособия.
- Исследуйте гипотетические ситуации. Вы можете связать их с текущими событиями или социальными проблемами.
- По возможности расширяйте понятия. Например, если вы говорите о Гражданской войне, обсудите другие вопросы, разделившие страну с того времени.
Есть некоторые критические замечания по поводу стадий Пиаже. В частности, исследователи 1960-х и 1970-х годов утверждали, что Пиаже мог недооценивать способности детей, используя в своих наблюдениях запутанные термины и особенно сложные задачи. В других исследованиях дети успешно продемонстрировали знание определенных понятий или навыков, когда они были представлены в более простой форме.
Теория Пиаже также предполагает, что дети определенной стадии в первую очередь будут находиться на этой стадии по всем направлениям со всеми поставленными перед ними задачами. Другие исследователи обнаружили, что существует целый ряд способностей, связанных с когнитивными задачами. Другими словами, некоторые дети могут преуспевать или бороться в одной области по сравнению с другой.
Теория Пиаже также объясняет, что попытки научить детей особенно сложным понятиям не увенчались бы успехом. Тем не менее, в некоторых случаях дети могут усвоить передовые идеи даже при кратком обучении. Дети могут быть более адаптируемыми и компетентными, чем это предполагают стадии Пиаже.
Наконец, Пиаже в своей работе в первую очередь изучал белых детей среднего класса из развитых стран. В результате его результаты могут быть искажены для этой подгруппы людей и могут не применяться напрямую к другим группам или местам.
Лев Выготский разработал свою теорию детского развития в то же время, когда Пиаже разрабатывал свою собственную теорию. Как и Пиаже, Выготский считал, что дети развиваются поэтапно. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение и развитие связаны с социальными взаимодействиями и культурой. В то время как Пиаже считал, что дети учатся, делая что-то, Выготский считал, что они учатся, когда им показывают.
Мария Монтессори поделилась с Пиаже некоторыми идеями, в том числе о том, как дети проходят этапы. Их теории схожи, пока дети не достигают трехлетнего возраста. В школе классы Монтессори в большей степени ориентированы на детей. Классы Piaget в большей степени ориентированы на учителя и сосредоточены на рутине, хотя в них есть гибкость и возможности для занятий, ориентированных на детей.
Работа Жана Пиаже помогла людям понять, как формируются знания на разных этапах детства, начиная с рождения. Его философия до сих пор используется в классах от дошкольного до 12-го класса. Понимание различных этапов может помочь вам лучше понять своего ребенка и способствовать его обучению.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Что такое теория когнитивного развития Пиаже?Теория когнитивного развития by Жан Пиаже , швейцарский психолог предполагает, что интеллект детей претерпевает изменения по мере их взросления. Когнитивное развитие детей связано не только с приобретением знаний, детям необходимо построить или разработать ментальную модель окружающего их мира (Miller, 2011). Его работа считается краеугольным камнем в области психологии развития. В этой статье мы исследуем последствия его работы для интеллектуального развития детей в классах.
В 1920-х годах Пиаже работал в Институте Бине , и его основной обязанностью был перевод вопросов, написанных на английском языке тестов интеллекта, на французский . Ему стало интересно выяснить, почему дети давали неправильные ответы на вопросы, требующие логического мышления ( Meadows, 2019).
Пиаже считал, что эти неправильных ответов выявили существенные различия между мышлением детей и взрослых. Пиаже предложил новый набор предположений о интеллект детей:
- Дети мыслят иначе и видят мир иначе, чем взрослые.
- Дети не являются пассивными учениками, они активно накапливают свои знания об окружающем.
- Самый эффективный способ понять рассуждения детей — подумать с детской точки зрения.
Пиаже не хотел измерять, насколько хорошо дети могут писать, считать или решать задачи, чтобы проверить свой IQ. Он был более заинтригован, чтобы узнать, как 9Возникло 0045 фундаментальных понятий , таких как сама идея времени, числа, справедливости, количества и так далее (Greenfield, 2019).
Пиаже использовал наблюдений и клинических интервью детей старшего возраста, которые могли поддерживать разговор и понимать вопросы. Он также провел контролируемых наблюдений, и использовал натуралистических наблюдений своих троих детей и разработал дневниковое описание с диаграммами развития детей.
Используйте универсальную модель мышления для содействия когнитивному развитию
Кем на самом деле был Жан Пиаже?
Он родился в 1896 году в Невшателе, Швейцария. После окончания средней школы он пошел изучать медицину, но вскоре сменил курс на философию и социологию. Во время Первой мировой войны работал военным врачом. Когда война закончилась, он начал изучать право, а затем снова переключился на философию и социологию. В возрасте 30 лет он опубликовал свою первую книгу «Генетическая эпистемология», получившую признание критиков. Это привело его к тому, что он стал одним из ведущих психологов своего поколения. Общество Жана Пиаже названо в его честь.
Его исследовательские интересы включали развитие детей, логику, математику, лингвистику, социальные науки и образование.
Его основные работы включают «Логику», «Рассуждение и суждение» и «Конструкционизм». Работа Жана Пиаже важна, потому что она дает нам представление о когнитивных процессах в детстве. Это помогает учителям определить, чему и когда нужно учить. В следующих разделах будут рассмотрены некоторые ключевые идеи, лежащие в основе теорий Пиаже.
Пиаже оказал влияние на психологию развития, поскольку показал, что обучение проходит поэтапно, а не приобретается сразу. Любой, кто хочет сделать карьеру в области детской психологии, несомненно, наткнется на его влиятельные работы. В последние годы он подвергся некоторой критике, но нельзя отрицать важность его вклада в психологию развития.
— Он был одним из первых, кто начал изучать развитие детей, и разработал теорию о том, что дети развиваются поэтапно.
— Он также изучал, как дети учатся, и обнаружил, что они учатся, делая что-то, а не просто слушая или читая о них.
— Он также обнаружил, что у детей есть свои собственные способы обучения и что они не всегда следуют тем же правилам, что и взрослые.
— Он также обнаружил, что дети очень творческие и изобретательные, им нравится играть и исследовать.
— Он также считал, что детям следует позволять совершать ошибки и что их не следует наказывать за них.
Стадии когнитивного развития, 2011). Последовательность этих стадий остается одинаковой в разных культурах. Каждый ребенок проходит через одни и те же этапы когнитивного развития в жизни, но с разной скоростью. Ниже приведены стадии интеллектуального развития Пиаже:
- От рождения до 18–24 месяцев: Сенсомоторная стадия (постоянство объекта)
Младенцы используют свои действия и чувства, чтобы исследовать и узнавать об окружающей среде.
На этом этапе развиваются различные когнитивные способности; которые в основном включают репрезентативную игру, постоянство объекта, отложенное подражание и самоузнавание.
На этой стадии младенцы живут только настоящим. В их памяти нет ничего, что связано с этим миром. В возрасте 8 месяцев младенец будет понимать постоянство различных объектов и будет искать их, когда их нет рядом.
Ближе к концу этой стадии у младенцев начинает проявляться общая символическая функция, и они могут использовать два объекта для обозначения друг друга. Язык начинает проявляться, когда они понимают, что могут использовать слова для представления чувств и объектов. Ребенок начинает запоминать известную ему информацию об окружающем мире, обозначать ее и вспоминать.
Когнитивное развитие в раннем возрасте
- От 2 до 7 лет: Дооперациональная стадия (Символическое мышление)
Маленькие дети и малыши приобретают способность представлять мир внутренне с помощью мысленных образов и речи.
На этом этапе дети символически думают о вещах. Они способны сделать так, чтобы одна вещь, например предмет или слово, обозначала другую вещь, отличную от нее самой.
Ребенок в основном думает о том, как выглядит мир, а не о том, какой он есть. На дооперационном этапе дети не проявляют проблемности и логического мышления.
Младенцы в этом возрасте также проявляют анимизм, что означает, что они думают, что игрушки и другие неживые объекты обладают чувствами и живут как человек.
К 2 годам малыши могут отделить свой мыслительный процесс от физического мира. Но они еще не способны к развитию навыков оперативного или логического мышления более поздних стадий.
Их мышление по-прежнему эгоцентрично (сосредоточено на собственном мировоззрении) и интуитивно (основано на субъективных детских суждениях о событиях).
Схемы зданий в Mind
- 7-11 лет: конкретная эксплуатационная стадия (логическая мысль)
На этом этапе дети начинают показывать логические мышления 66666666666. события.
Они начинают понимать концепцию сохранения. Они понимают, что даже если вещи меняются внешне, некоторые свойства остаются прежними.
Дети на этом этапе могут мысленно переворачивать вещи. Они начинают думать о чувствах и мыслях других людей, а также становятся менее эгоцентричными.
Этот этап также известен как конкретный, так как дети начинают мыслить логически. Согласно Пиаже, эта стадия является важным поворотным моментом в когнитивном развитии ребенка, поскольку она знаменует собой отправную точку операционального или логического мышления. На этом этапе ребенок способен внутренне прорабатывать вещи в своей голове (а не пробовать что-то в реальности).
Дети на этом этапе могут перегружаться или делать ошибки, когда их просят рассуждать о гипотетических или абстрактных проблемах. Сохранение означает, что ребенок понимает, что если какие-то вещи и меняются внешне, то их свойства могут оставаться прежними. В 6 лет дети способны сохранять число, в 7 лет они могут сохранять массу, а в 9 летони могут сохранить вес. Но логическое мышление используется только в том случае, если дети просят рассуждать о физически присутствующих материалах.
Строительные научные схемы
- Возраст 12 и выше: Формальная эксплуатационная стадия (символическая рассуждения)
На этом этапе люди выполняют Операции. . по идеям. Формальное логическое мышление совершенно бесплатно от перцептивных и физических барьеров.
На этом этапе подростки могут понимать абстрактных понятий . Они способны следовать любому конкретному виду аргументов , не думая о каких-либо конкретных примерах.
Подростки способны решать гипотетических задач с несколькими возможными исходами.
На этом этапе возможно появление научных рассуждений, формулирование гипотез и абстрактные теории по мере необходимости.
Теория когнитивного развития Пиаже не делала заявлений о каком-либо конкретном возрасте, связанном с какой-либо конкретной стадией, но его описание дает указание на возраст, в котором средний ребенок достигает определенной стадии.
Чем теория Пиаже отличается от других? Теория Пиаже отличается от других теоретиков по нескольким параметрам:- Жан Пиаже против Выготского: Выготский утверждает, что когнитивное развитие управляется социальными взаимодействиями , а дети являются социальными существами . Принимая во внимание, что Пиаже считает, что развитие ребенка направляется его собственной эгоцентричной и целенаправленной деятельностью , поскольку он более независим .
- Пиаже против Кольберга: Для Пиаже , нравственное развитие — это процесс строительства, а взаимодействие мысли и действия создает моральные концепции. Принимая во внимание, что Кольберг считает, что процесс изучения универсальных моральных принципов называется развитием .
- Piaget vs Erikson: Основное различие между Erikson и Piaget заключается в том, что Эриксон сосредоточился на понимании развития на протяжении всей жизни человека. Принимая во внимание, что Пиаже в основном подчеркивал жизненные события, которые происходят с младенчества до позднего подросткового года. Кроме того, большинство работ Пиаже посвящено теме когнитивное развитие; тогда как Эриксона больше интересовала область эмоционального развития .
Конкретный опыт позволяет детям понимать абстрактные понятия
Ключевые понятия, относящиеся к теории схем Пиаже- Схемы – Схема указывает на физические и умственные действия, связанные с познанием. Схемы представляют собой категории знаний, которые помогают людям понимать и интерпретировать мир. Текущая схема может быть дополнена и усложнена. Во многом такова сама природа обучения и преподавания. Схема в психологии — это термин, который используется очень часто, мы считаем, что школы и учителя должны обратить свое внимание на это понятие.
Если мы говорим об обучении как о чем-то, что необходимо построить, то идея когнитивных схем имеет смысл. Эти скрытые миры учащегося и есть то, что мы, педагоги, пытаемся развить. Во многих отношениях наша способность опираться на наши схемы является фундаментальным аспектом интеллекта. Возможно, именно здесь метапознание играет центральную роль.
Пиаже считает, что схема включает категорию знания и процедуру получения этого знания. По мере того, как люди приобретают новый опыт, новая информация модифицируется и добавляется к уже существующим схемам или изменяет их.
У ребенка может быть схема про кошек. Например: если его единственный опыт был с маленькими кошками, ребенок может поверить, что все кошки маленькие. Если этот ребенок встретит большую кошку, он воспримет это новое знание, изменив старую схему, чтобы включить эту новую информацию.
- Адаптация- Адаптация — это тип схемы, которая объясняет, как люди понимают и усваивают новую информацию. Согласно теории Пиаже, адаптация может происходить двумя путями.
- Адаптация через ассимиляцию — Когда новая информация берется из внешнего мира и включается в ранее существовавшую схему, это называется ассимиляцией . Этот процесс считается субъективным, поскольку люди склонны изменять информацию или опыт, которые должны соответствовать их ранее существовавшим убеждениям. В примере Схемы увидеть кошку и назвать ее «кошкой» — это пример ассимиляции животного в схему ребенка с кошкой.
- Адаптация через приспособление – Приспособление происходит, когда люди обрабатывают новую информацию , изменяя свои психологические представления, чтобы они соответствовали новой информации. Это дополнительная составляющая адаптации, которая включает в себя изменение существующих схем людей в соответствии с новой информацией, этот процесс называется аккомодацией. При приспособлении люди меняют свои существующие идеи или схемы из-за нового опыта или новой информации. Эти процессы могут привести к разработка новых схем.
- Уравновешивание – Согласно Пиаже, каждый ребенок пытается создать баланс между аккомодацией и ассимиляцией, что возможно только путем реализации механизма, называемого уравновешиванием . По мере того, как дети проходят каждую стадию когнитивного развития , становится важным поддерживать баланс между применением прошлых знаний (ассимиляция) и изменением отношения к получению новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает и демонстрирует, как дети должны переходить от одной стадии мышления к следующей.
Усвоение новых знаний с использованием наших блоков
Образовательные последствия теории когнитивного развития Пиаженеясно соотносят свою теорию с обучением.
Пиаже оказал большое влияние на создание методов преподавания и политики в области образования. Например, в 1966 г. обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании, основывался на теории Пиаже. Кроме того, результаты этого обзора послужили основой для публикации отчета Плаудена (1967).
Открытое обучение – концепция, согласно которой дети лучше всего учатся, активно исследуя и делая, – считалась центральной в преобразовании учебной программы начальной школы.
Piaget считает, что детей нельзя учить определенным понятиям до тех пор, пока они не достигнут соответствующей стадии когнитивного развития. Кроме того, аккомодация и ассимиляция требуются только активному ученику, потому что навыки решения проблем нужно только обнаружить, им нельзя научить. Обучение в классах должно быть ориентировано на учащихся и осуществляться через активное обучение обнаружению . Основная роль инструктора заключается в содействии обучению, а не непосредственном обучении. Таким образом, учителя должны обеспечить следующие практики в классе:
- Уделять больше внимания учебному процессу , а не концентрироваться на его конечном продукте.
- Используйте активное обучение , включающее реконструкцию или повторное открытие «истин». (См. Универсальные рамки мышления).
- Использование индивидуальное и совместные занятия (чтобы дети могли учиться друг у друга, см. наш пост в блоге о диалогической педагогике).
- Придумайте ситуации, которые предлагают полезные проблемы , и развивайте неуравновешенность у детей (см. этот пост о критическом мышлении).
- Оцените уровень развития ребенка , чтобы можно было создавать соответствующие задания.
Когнитивное развитие с использованием «блоков знаний»
Повторно просмотрев некоторые из этих теорий, вы, надеюсь, сможете увидеть значение для развития знаний с помощью нашего «Писательского блока». Наши ранние этапы разработки этого инструмента начались с идеи использования конкретных объектов для представления абстрактных понятий. Дети могут начать со своей уже существующей схемы и строить на ее основе.
Подробнее об этом активном процессе обучения можно прочитать на странице ментального моделирования. Начало занятия с вопроса «Что я уже знаю?» дает ученику что-то, на чем можно основываться, когда он начинает академическую задачу. Эти когнитивные структуры служат платформой для умственного развития. Никто не любит начинать с чистого листа бумаги, а визуализация предыдущих знаний позволяет даже самым неохотным ученикам «приступить к работе».
Способствуйте когнитивному развитию, используя наш метод построения блоков
Критическая оценка теории Пиаже. Его теории изменили методы обучения и изменили представления людей о мире ребенка.Пиаже (1936) был выдающимся психологом, чьи идеи расширили понимание людьми когнитивного развития . Его концепции нашли практическое применение в общение и понимание детей, особенно в сфере образования ( Discovery Learning ).
Основной вклад Пиаже включает тщательное обсервационное исследование когнитивных способностей у детей , теорию стадий когнитивного развития детей , а также серию остроумных, но простых тестов для оценки множественных когнитивных способностей .
- Критика
Действительно ли существуют этапов ? Критики «Формальное операционное мышление» считают, что заключительный этап формальных операций не дает правильного объяснения когнитивного развития. Не каждый человек способен к абстрактным рассуждениям , а многие взрослые даже не достигают уровня формальных операций. Например, Dasen (1994) упомянул, что лишь менее половины взрослых когда-либо достигают стадии формальной деятельности. Может быть, это не отдельные этапы? Пиаже был чрезвычайно сосредоточен на универсальных стадиях биологическое созревание и когнитивное развитие , что он не смог учесть влияние культуры и социальных условий на когнитивное развитие .
Современник Пиаже, Выготский утверждал, что социальное взаимодействие необходимо для когнитивного развития. Выготский считает, что обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте, предполагающем сотрудничество кого-то еще знающий (МКО). Этот вид социального взаимодействия предлагает языковые возможности и, согласно Выготскому, язык обеспечивает основу мышления.
Хьюз (1975) считает, что Пиаже недооценивал способности детей, поскольку его тесты часто были неясными и трудными для понимания. Vygotsky (1978) и Bruner (1966) были против концепции схемы. Бихевиоризм также не одобряет теорию схем Пиаже, поскольку это внутреннее явление, которое нельзя наблюдать напрямую. Из-за этого они утверждают, что схема не может быть измерена объективно.
Ссылки
- Брунер (1966). К теории обучения. Кембридж: Belkapp Press.
- (1994). Культура и когнитивное развитие с точки зрения Пиаже. Психология и культура (стр. 145–149).