Стадии развития по фрейду таблица: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Содержание

№22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, илигенетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности:оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил илатентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия.

Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальнымистадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл. 3-1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

 

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт,  соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует (половое бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации ичрезмерного потакания. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При чрезмерном потакании со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче».

Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называлфиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации (Fenichel, 1945). Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.
С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии личности.

Психосексуальное Развитие | 5 Стадий, Как Происходит?

Фазовая модель психосексуального развития была разработана Зигмундом Фрейдом. Определение, стадии, как происходит психосексуальное развитие?

Фазовая модель психосексуального развития была разработана психологом Зигмундом Фрейдом. Она отражает психологическое развитие человека от рождения до полового созревания, при этом основное внимание уделяется развитию собственной сексуальности.

Вместе с инстанционной моделью, фазовая модель психосексуального развития составляет основу психоанализа Фрейда.

Если вы хотите узнать больше о психоанализе, прочитайте нашу статью: психоанализ в психологии: основатель, теория, основы.

Краткое содержание:

Психосексуальное развитие: определение

В настоящее время неврологи и исследователи психосексуального развития согласны с тезисом Зигмунда Фрейда о том, что сексуальность человека развивается с рождения. Соответственно, младенцы также обладают определённой сексуальностью, но она ещё не до конца развита.

Согласно Фрейду, психосексуальное развитие – это психологическое развитие человека от рождения до полового созревания.

В рамках этого развития Фрейд выделяет в общей сложности пять этапов. На каждом этапе есть определённые эрогенные зоны. Этапы проходит каждый человек в одном и том же установленном порядке. Однако возраст вступления может варьироваться в зависимости от ребёнка. Кроме того, этапы не всегда чётко отделены друг от друга. Они также могут периодически перекрываться.

Стадии психосексуального развития

Стадии психосексуального развития по Фрейду включает в себя в общей сложности пять этапов. Фазы варьируются от рождения до начала полового созревания. Если отдельные фазы не пройдены или пройдены не полностью, это может привести к нарушениям в развитии личности, которые также влияют на взрослую жизнь.

Оральная стадия

  • Возраст: от рождения до примерно 1 года.
  • Эрогенные зоны: рот, губы и язык.

В оральной фазе ребёнок исследует почти всё окружающее пространство с помощью рта, языка или губ. Соответственно, для этой фазы характерно желание ребёнка сосать предметы. Он берёт в рот всё, что может найти. Кроме материнской груди, он любит сосать большой палец или соску. Сосанием младенцы также могут снимать стресс.

Нарушения в оральной фазе

В оральной фазе наиболее важной задачей развития является отлучение от груди, поскольку только благодаря отлучению от грудного вскармливания ребёнок может преодолеть оральную фазу и перейти к следующему этапу. Во время отлучения от груди ребёнок должен постепенно выходить из оральной стадии.

Родители также играют важную роль на этом этапе, потому что ребёнок не перестаёт сосать большой палец или сосать грудь матери самостоятельно. Эти процессы должны поддерживаться и инициироваться родителями. Если этого не происходит, то во взрослом возрасте могут развиться следующие расстройства личности:

  • курение;
  • низкая устойчивость к фрустрации;
  • переедание;
  • доверчивость;
  • пассивность.

Эти нарушения могут проявляться и прямо противоположным образом, если отлучение от груди происходит быстро или слишком рано.

Анальная стадия

  • Возраст: примерно от 1 до 3 лет.
  • Эрогенная зона: анус.

На этой стадии дети испытывают удовольствие от выделения фекалий. Благодаря физическому развитию, в этой фазе ребёнок развивает способность контролировать мышцы сфинктера ануса. В результате в какой-то момент дети перестают нуждаться в подгузнике.

Благодаря этому шагу, у детей вырабатывается определённая форма чистоты, которую они хотят поддерживать. С помощью управления мышцами сфинктера ануса ребёнок начинает приобретать первые механизмы контроля и, таким образом, приспосабливаться к окружающей среде. Характерной чертой этого этапа является то, что дети начинают пользоваться горшком или туалетом.

Нарушения в анальной стадии

В это время важно, чтобы родители приучали своих детей к определённой форме чистоты. Они должны показать ребёнку, что он должен ходить в туалет и больше не носить подгузники. Родители также должны объяснить детям, что перед едой нужно мыть руки. Однако в некоторых случаях чистоте уделяется слишком много внимания. Это может привести к следующим чертам характера во взрослом возрасте:

  • маниакальное стремление к чистоте;
  • чрезвычайная тщательность;
  • выраженное упрямое поведение;
  • компульсивные расстройства;
  • сильная агрессия/неконтролируемое поведение.

Фаллическая стадия

  • Возраст: примерно от 4 до 6 лет.
  • Эрогенная зона: гениталии.

На этой стадии дети начинают играть со своими гениталиями. Но интересен не только свой пол, но и другой, который привлекает больше внимания. Благодаря этому, мальчики понимают, что у девочек нет пениса. Согласно теории Фрейда, это должно вызвать тревогу кастрации у мальчиков и зависть к пенису у девочек.

Расстройства в фаллической стадии

В фаллической фазе преодоление эдипова комплекса является наиболее важным шагом в развитии, потому что только так ребёнок может найти и занять свою роль мужчины или женщины. Если это не удастся, в зрелом возрасте могут возникнуть следующие расстройства:

  • тщеславие;
  • безжалостность;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • навязчивое состояние.

Латентная стадия

  • Возраст: примерно от 7 до 12 лет.
  • Эрогенная зона: нет.

Латентная стадия – это особая характеристика фазовой модели психосексуального развития. В этот период сексуальность детей продолжает развиваться, но в центре внимания не находится до тех пор, пока они не вступят в подростковый возраст.

Кроме того, отсутствуют эрогенные зоны, и противоположный пол становится неинтересным. После этого дети обычно играют только с детьми одного пола. На этом этапе мальчики и девочки часто спорят и считают друг друга глупыми или отвратительными.

Особенностью этой фазы является то, что, как правило, не возникает никаких нарушений, влияющих на психосексуальное развитие в долгосрочной перспективе.

Генитальная стадия

  • Возраст: примерно от 13 до 18 лет.
  • Эрогенная зона: гениталии.

В подростковом возрасте противоположный пол снова становится интересным. Детская сексуальность, которая служила для познания собственного тела, постепенно сходит на нет. Вместо этого, развивается взрослая сексуальность. Сексуальное желание, фантазии и романтические чувства к партнёру играют важную роль. Подростки получают свой первый опыт как через мастурбацию, так и через сексуальный контакт с другими людьми.

Однако в период полового созревания подростки часто испытывают внутреннее смятение и конфликты.

Расстройства в генитальной фазе

В этой фазе развивается половая зрелость подростков. Если на этом этапе возникают проблемы или нарушения, это может привести к следующим чертам личности:

  • тревога привязанности;
  • страх интимной близости.

Таблица стадий психосоциального развития по Фрейду

В следующей таблице представлен обзор наиболее важных аспектов различных этапов.

СтадииВозрастЭрогенная зона (зоны)Характерные особенности
Оральная стадияОт рождения до примерно 1 годаРот, губы, языкРебёнок испытывает удовольствие при сосании предметов (например, материнской груди или большого пальца). Ребёнок может преодолеть оральную фазу путём отлучения от груди.
Анальная стадияПриблизительно от 1 до 3 летАнусДети учатся контролировать анальный сфинктер. Вырабатывается определённая форма чистоты и механизмы контроля.
Фаллическая стадияПримерно от 4 до 6 летГениталииУ детей развивается интерес к собственному телу и к противоположному полу. У мальчиков развивается страх кастрации, у девочек – зависть к пенису.
Латентная стадияПримерно от 7 до 12 летНетСексуальное развитие больше не является центром внимания. Противоположный пол становится неинтересным.
Генитальная стадияПримерно от 13 до 18 летГениталииПротивоположный пол снова становится интересным. Происходит первый сексуальный опыт.

Критика фазовой модели психосексуального развития

Фазовая модель психосексуального развития часто подвергалась и продолжает подвергаться критике. Со временем были высказаны следующие замечания:

1. Критики убеждены, что ребёнок или малыш фокусируется не на удовольствии, а на привязанности и любви.

2. Фрейд считал, что все дети переживают фазы в одном и том же порядке. Однако это предположение не было подтверждено до сегодняшнего дня.

3. Фрейд также предположил, что дети очень эгоцентричны. Соответственно, дети неспособны вступать в межличностные отношения. Однако сегодня, очевидно, что дети устанавливают отношения со своими родителями с самого рождения.

4. Согласно Фрейду, когда расстройство возникает в какой-то фазе, оно оказывает влияние на развитие личностных черт. Некоторые критики считают, что такой тесной связи не существует.

5. Поскольку в современном обществе мальчики и девочки часто растут вместе, развитие страха кастрации и зависти к пенису больше не распространено. Кроме того, тезис о комплексе Эдипа или Электры считается сомнительным в современной науке.

Психосексуальное развитие: самое важное

  • Фазовая модель психосексуального развития была разработана Зигмундом Фрейдом и состоит из пяти стадий.
  • Пять стадий – это оральная фаза, анальная фаза, фаллическая фаза, латентная фаза и генитальная фаза.
  • Каждой стадии соответствуют эрогенные зоны, стимуляция которых доставляет удовольствие.
  • Основное предположение этой модели заключается в том, что у детей уже есть форма сексуальности.
  • В случае возникновения проблем в фазах могут возникнуть нарушения, которые будут заметны и во взрослом возрасте.
  • Согласно Фрейду, каждая фаза должна быть преодолена, чтобы развить зрелую сексуальность.
  • Модель подвергалась критике с момента её разработки, и в настоящее время считается устаревшей.

Кто выделил стадии психосексуального развития?

Согласно теории знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда, все дети проходят через серию психосексуальных этапов, которые приводят к развитию взрослой личности.

Как происходит психосексуальное развитие ребёнка?

Психосексуальное развитие ребёнка происходит поэтапно. В каждой фазе должны пройти определённые процессы развития, и, таким образом, эта фаза должна быть завершена и начата следующая.

Что означает психосексуальное развитие?

Психосексуальное развитие – это развитие человека от рождения до полового созревания.

Какие стадии выделяет Фрейд в психосексуальном развитии?

Согласно Фрейду, психосексуальное развитие человека состоит из пяти фаз (стадий). К ним относятся оральная фаза, анальная фаза, фаллическая фаза, латентная фаза и генитальная фаза.

Что влияет на психосексуальное развитие?

Психосексуальное развитие зависит от того, насколько хорошо или плохо пройдены отдельные этапы. В этом ребёнку может помочь его окружение.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Маленький Ганс — исследование по Фрейду

Краткое изложение примера

  • Маленький Ганс был 5-летним мальчиком, который боялся лошадей. Как и во всех клинических исследованиях, основной целью было лечение фобии.
  • Однако терапевтический вклад Фрейда в этом случае был минимальным, а второстепенная цель состояла в том, чтобы исследовать, какие факторы могли в первую очередь привести к фобии и какие факторы привели к ее ремиссии.
  • Примерно с трехлетнего возраста маленький Ганс проявлял интерес к «виддлерам», как к собственному пенису, так и к пенису других самцов, в том числе животных. Его мать угрожает отрезать его Wiwimacher, если он не перестанет играть с ним.
  • Страх Ганса перед лошадьми усилился, и он не хотел выходить на улицу в случае встречи с лошадью. Фрейд связывал этот страх с большим пенисом лошади. Фобия уменьшилась, касаясь только лошадей с черной сбруей на носу. Отец Ганса предположил, что это символизирует его усы.
  • Интерпретация Фрейда связала страх Ганса с Эдиповым комплексом, когда лошади (в черной сбруе и с большими пенисами) бессознательно представляли его страх перед отцом.
  • Фрейд предложил Гансу разрешить этот конфликт, когда он вообразил себя большим пенисом и женился на своей матери. Это позволило Гансу преодолеть страх кастрации и отождествить себя со своим отцом.

Содержание

История вопроса

Фрейд интересовался ролью младенческой сексуальности в развитии ребенка. Он признавал, что такой подход мог показаться странным людям, незнакомым с его идеями, но заметил, что психоаналитик неизбежно считает это важным.

Таким образом, случай сосредоточился на психосексуальном развитии маленького Ганса и сыграл ключевую роль в формулировании идей Фрейда в рамках Эдипова конфликта, таких как комплекс кастрации.

«Маленькому Гансу» было почти пять лет, когда его увидел Фрейд (30 марта 1908 г.), но письма его отца к Фрейду представляют собой большую часть доказательств для исследования случая. Они ретроспективно относятся к тому времени, когда Гансу было меньше трех лет, и были переданы Фрейду в период с января по май 1908 года (к тому времени маленькому Гансу было пять лет).

Первые сообщения о Гансе были, когда ему было 3 года, когда он проявлял активный интерес к своему «виддлеру» (пенису), а также к интересам других людей. Например, однажды он спросил: «Мама, а у тебя тоже есть Wiwimacher?»

Все это время главной темой его фантазий и грез были Wiwimacher и Wiwiding. Когда ему было около трех с половиной лет, его мать сказала ему не трогать свой Wiwimacher, иначе она позовет доктора, чтобы тот пришел и отрезал его.

Когда Гансу было почти 5 лет, отец Ганса написал Фрейду, объясняя свои опасения по поводу Ганса. Он описал основную проблему следующим образом:

Он боится, что лошадь укусит его на улице, и этот страх, кажется, каким-то образом связан с тем, что он испугался большого пениса».

Отец предоставил Фрейду подробные сведения о разговорах с Гансом. Вместе Фрейд и отец попытались понять, что переживает мальчик, и взялись разрешить его боязнь лошадей.

В 1909 году Фрейд описал свое лечение Маленького Ганса в статье, озаглавленной « Анализ фобии пятилетнего мальчика». »

История болезни: фобия Маленького Ганса

Поскольку семья жила напротив оживленного постоялого двора, это означало, что Ганс был недоволен уходом из дома, потому что, как только он вышел за дверь, он увидел много лошадей.

Когда его впервые спросили о его страхе, Ганс сказал, что он боялся, что лошади упадут и будут шуметь ногами. Больше всего он боялся лошадей, которые тянули тяжело нагруженные телеги, и действительно видел, как однажды, когда он был с няней, лошадь упала и умерла на улице.

Он тащил запряженный лошадьми автобус с множеством пассажиров, и когда лошадь упала, Ганс испугался стука ее копыт по булыжникам дороги. Он также страдал от приступов общей тревоги. Беспокойство и фобия Ганса продолжались, и он боялся выходить из дома из-за боязни лошадей.

Когда Ганса привели к Фрейду (30 марта 1908 г.), его спросили о лошадях, которых он боялся. Ганс заметил, что ему не нравятся лошади с черными удилами вокруг рта.

Фрейд считал, что лошадь была символом его отца, а черные биты — усами. После интервью отец записал разговор с Гансом, в котором мальчик сказал: «Папа, не убегай от меня!

В течение следующих нескольких недель фобия Ганса постепенно начала уменьшаться. Ганс говорил, что особенно боялся белых лошадей с черным вокруг рта, на которых были шоры. Отец Ганса истолковал это как ссылку на его усы и очки.

Конец фобии Ганса лошадей сопровождался двумя значительными фантазиями, которые он рассказал отцу.

  • В первом у Ганса было несколько воображаемых детей. На вопрос, кто их мать, Ганс ответил: «Почему, мама, а ты их дедушка».
  • Во второй фантазии, которая произошла на следующий день, Ганс вообразил, что пришел сантехник и сначала снял с него зад и Wiwimacher, а затем дал ему еще по одному тому и другому, но большего размера.

Интерпретация Фрейдом фобии Ганса

После обмена многими письмами Фрейд пришел к выводу, что мальчик боялся, что отец кастрирует его за то, что он желал его матери. Фрейд интерпретировал, что лошади при фобии были символом отца, и что Ганс боялся, что лошадь (отец) укусит (кастрирует) его в наказание за кровосмесительные желания по отношению к его матери.

Фрейд считал фобию Ганса выражением Эдипова комплекса. Лошади, особенно лошади с черной упряжью, символизировали его отца. Лошади были особенно подходящими символами отца из-за их больших пенисов.

Страх начался по мере развития эдипова конфликта, связанного с тем, что Гансу позволили лечь в постель его родителей (его отец возражал против того, чтобы Ганс ложился с ними в постель).

Ганс рассказал отцу сон/фантазию, которую его отец резюмировал следующим образом:

‘Ночью в комнате был большой жираф, и один скомканный: и большой позвал, потому что я взял мятого подальше от него. Потом он перестал звать: и я сел сверху на смятого».

Фрейд и отец интерпретировали сон/фантазию как переработку утреннего обмена мнениями в родительской постели. Гансу нравилось залезать в родительскую постель по утрам, но его отец часто возражал (большой жираф кричал, потому что он унес мятого жирафа — мать — прочь).

И Фрейд, и отец считали, что длинная шея жирафа является символом большого пениса взрослого человека. Однако Ганс отверг эту идею.

Эдипов комплекс

Фрейд пытался продемонстрировать, что страх мальчика (Маленького Ганса) перед лошадьми был связан с его Эдиповым комплексом. Фрейд считал, что на фаллической стадии (приблизительно между 3 и 6 годами) у мальчика развивается сильная сексуальная любовь к своим матерям.

Из-за этого он видит в своем отце соперника и хочет избавиться от него. Отец, однако, намного крупнее и могущественнее мальчика, и поэтому у ребенка появляется страх, что, видя в нем соперника, отец кастрирует его.

Поскольку невозможно жить с постоянной тревогой по поводу угрозы кастрации, вызванной этим конфликтом, у маленького мальчика вырабатывается механизм преодоления этого, используя защитный механизм m, известный как идентификация с агрессором .

Он подчеркивает все то, чем он похож на своего отца, перенимая его взгляды, манеры и действия, чувствуя, что если его отец увидит в нем похожего, он не будет чувствовать к нему враждебность.

Фрейд видел, как разрешился Эдипов комплекс, когда Ганс фантазировал о себе с большим пенисом, как у его отца, и женился на своей матери, а отец присутствовал в роли деда.

Ганс вылечился от фобии после того, как его отец (по предложению Фрейда) заверил его, что не собирается отрезать себе пенис.

Критическая оценка

Тематические исследования имеют как сильные, так и слабые стороны. Они позволяют проводить подробные обследования людей и часто проводятся в клинических условиях, чтобы результаты применялись для оказания помощи этому конкретному человеку, как в данном случае.

Однако Фрейд также пытается использовать этот случай для поддержки своих теорий о развитии ребенка в целом, и тематические исследования не должны использоваться для обобщений о больших группах людей.

Проблема тематических исследований в том, что они недостаточно достоверны для населения. Поскольку они часто основаны на одном человеке, невозможно обобщить результаты на более широкую популяцию.

Случай с Маленьким Гансом, по-видимому, подтверждает теорию Фрейда (1905) об Эдиповом комплексе. Тем не менее, есть трудности с этим типом доказательств.

Есть несколько других недостатков способа сбора данных в этом исследовании. Фрейд встречался с Гансом только один раз, и вся его информация исходила от отца Ганса. Мы уже видели, что отец Ганса был поклонником теорий Фрейда и пытался применить их на практике со своим сыном.

Это означает, что он был бы предвзятым в том, как он интерпретировал поведение Ганса и сообщал о нем Фрейду. Там же
есть примеры наводящих вопросов, как отец Ганса расспрашивал Ганса о его чувствах.
Поэтому возможно, что он снабдил Ганса подсказками, которые привели к его фантазиям о женитьбе на матери и его новом крупном Wiwimacher.

Конечно, даже если у Ганса действительно был полноценный Эдипов комплекс, это показывает, что Эдипов комплекс существует, но не насколько он распространен. Помните, что Фрейд считал его универсальным.

В возрасте 19 лет не очень Маленький Ганс появился в консультационной комнате Фрейда, прочитав его историю болезни. Ганс подтвердил, что в подростковом возрасте у него не было никаких проблем, и что он был в хорошей форме и здоров.

Он не мог вспомнить беседы с отцом и описал, как, когда он прочитал свою историю болезни, она «пришла к нему как нечто неизвестное»

Наконец, есть проблемы с выводами, к которым приходит Фрейд. Он утверждает, что Ганс полностью оправился
от своей фобии, когда отец усадил его и заверил, что не собирается его кастрировать
и можно только гадать, как этот разговор повлияет на маленького ребенка!

Что еще более важно, прав ли Фрейд в своих выводах о том, что фобия Ганса была результатом Эдипова комплекса, или может быть более прямое объяснение?

Ганс увидел, как на улице упала лошадь, и подумал, что она мертва. Это произошло очень скоро после того, как Ганс присутствовал на похоронах и начал расспрашивать своих родителей о смерти. Бихевиористское объяснение состояло бы просто в том, что Ганс был напуган падением лошади и в результате этого опыта у него развилась фобия.

Гросс цитирует статью Слэпа (американского психоаналитика), в которой утверждается, что у фобии Ганса может быть другое объяснение. Вскоре после начала фобии (после того, как Ганс увидел, как лошадь упала) Гансу пришлось удалить миндалины.

После этого фобия усилилась, и именно тогда он конкретно определил белых лошадей как тех, кого он боялся. Слэп предполагает, что хирург в маске и мантии (все в белом) мог внести существенный вклад в страхи Ганса.

Архивы Фрейда

В 2004 году Архивы Фрейда опубликовали ряд ключевых документов, которые помогли дополнить контекст дела маленького Ганса (чье настоящее имя было Герберт Граф).

Выпущенные работы включали стенограмму интервью, проведенного Куртом Эйсслером в 1952 году с Максом Графом (отцом маленького Ганса), а также заметки из кратких интервью с Гербертом Графом и его женой в 1959 году.

Такие документы содержат некоторые ключевые детали. это может изменить способ интерпретации информации из исходного случая. Например, мать Ганса сама была пациенткой Фрейда.

Еще одна примечательная деталь заключалась в том, что Фрейд подарил маленькому Гансу на его трехлетие лошадку-качалку и был достаточно хорошо знаком с семьей, чтобы сам нести ее по лестнице.

Интересно задаться вопросом, почему в свете боязни лошадей Ганса детали наличия дара не были упомянуты в тематическом исследовании (поскольку это можно было бы сделать, не нарушая конфиденциальности ни семьи, ни Фрейда). сам).

Информация из архивных документов свидетельствует о большом конфликте внутри семьи Граф. Блюм (2007, стр. 749) заключает, что:

«Травма, жестокое обращение с детьми [младшей сестры Ганса], родительские раздоры и доэдипальные отношения между матерью и ребенком становятся важными проблемами, которые усиливают патогенные эдипальные конфликты Ганса и травму. С ограниченной, но замечательной помощью отца и Фрейда Маленький Ганс, тем не менее, обладал силой и устойчивостью эго, чтобы справиться со своей фобией, возобновить прогрессивное развитие и построить успешную творческую карьеру».

Поддержка Фрейда

(Коричневый, 1965)

Браун (1965) подробно исследует этот случай и приводит следующую поддержку интерпретации Фрейда.

1 . В одном случае Ганс сказал своему отцу: « Папочка, не беги от меня », вставая из-за стола.

2 . Ганс особенно боялся лошадей с черным вокруг рта. У отца Хана были усы.

3. Ганс боялся лошадей с шорами. Фрейд отметил, что отец носил очки, которые, по его мнению, напоминали ребенку шоры.

4 . Кожа отца больше походила на белых лошадей, чем на темных. На самом деле Ганс сказал: «Папа, ты такой милый. Ты такой белый».

5 . Отец и ребенок часто вместе играли в «лошадки». Во время игры отец брал на себя роль коня, сын — наездника.

Росс (2007) сообщает, что интервью с Максом и Гербертом Граф свидетельствуют о психологических проблемах, с которыми столкнулась мать Маленького Ганса, и о жестоком обращении с мужем и дочерью (которые покончили жизнь самоубийством во взрослом возрасте).

Росс предполагает, что «перечитав в этом контексте, текст «Фобии пятилетнего мальчика» содержит достаточно доказательств сексуального соблазнения и эмоционального манипулирования фрау Граф своим сыном, что усугубило его ожидаемую по возрасту кастрацию и разлуку. беспокойство и избиение малолетней дочери.

Таким образом, фобические симптомы мальчика могут быть деконструированы не только как выражение эдипальной фантазии, но и как сообщение о травматическом насилии, происходящем дома.

Ссылки

Blum, HP (2007). Маленький Ганс: столетний обзор и переосмысление. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 749-765.

Браун, Р. (1965). Социальная психология . Кольер Макмиллан.

Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.

Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169.-306

Граф, Х. (1959). Интервью Курта Эйсслера. Вставка R1, Документы Зигмунда Фрейда. Коллекция Зигмунда Фрейда, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия.

Граф М. (1952). Интервью Курта Эйсслера. Вставка 112, Документы Зигмунда Фрейда. Коллекция Зигмунда Фрейда, Отдел рукописей, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия.

Росс, Дж. М. (2007). Травма и жестокое обращение в случае с Маленьким Гансом: современная перспектива. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 779-797.

Дополнительная информация

  • Документы Зигмунда Фрейда: интервью и воспоминания, -1998; Комплект А, -1998; Интервью и; Граф, Макс, 1952.
  • Документы Зигмунда Фрейда: интервью и воспоминания, -1998; Комплект А, -1998; Интервью и; Граф, Герберт, 1959.
  • Уэйкфилд, Дж. К. (2007). Привязанность и соперничество между братьями и сестрами в «Маленьком Гансе: новый взгляд на фантазию о двух жирафах». Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (3), 821-848.
  • Бирман Дж.С. (2007) Психоаналитический процесс в лечении Маленького Ганса. Психоаналитическое исследование ребенка, 62: 92-110
  • .
  • Перечитывая «Маленького Ганса»: пример Фрейда и вопрос о конкурирующих парадигмах в психоанализе
  • «Человек-невидимка»?: Маленький Ганс Обновлено

Обзор комплекса Электры в психологии

Ключевые выводы

  • Комплекс Электры, впервые предложенный Карлом Юнгом, является женским эквивалентом Эдипова комплекса.
  • Как и Эдипов комплекс, комплекс Электры возникает между оральной и фаллической стадиями психосексуального развития Фрейда (в возрасте от трех до шести лет). На этом этапе ребенок женского пола предположительно отталкивается от своей матери, начинает ревновать и проявлять собственническую привязанность к своему отцу.
  • Согласно Фрейду, этот переход от идентификации с матерью к обиде и отстранению мотивирован завистью к пенису, которая возникает, когда молодая девушка осознает, что у нее нет пениса.
  • По мнению Фрейда, комплекс Электры, если его не разрешить, приводит к неврозу и психическому заболеванию.
  • Комплекс Электры подвергся резкой критике со стороны современной психологии и широко считается устаревшей концепцией, не в последнюю очередь потому, что существует мало доказательств в поддержку этой концепции. Критики варьировались от вопросов методологии в первоначальных тематических исследованиях Фрейда до веры в то, что зависть к пенису и комплекс Электры были созданы как прикрытие сексуальной травмы.
  • Тем не менее, Комплекс Электры по-прежнему занимает место в современном сознании и упоминается во всем, от психоаналитических тематических исследований употребления наркотиков до психоаналитической литературной теории.

Содержание

История и обзор

Комплекс Электры, женский эквивалент Эдипова комплекса, — это термин в неофрейдистской психологии, который относится к дочери, развивающей любовь к отцу, ревность и вину по отношению к матери. за то, что лишил ее пениса.

Хотя во многих учебниках утверждается, что комплекс Электры является термином Фрейда, Фрейд использовал термин Эдипов комплекс по отношению как к мальчикам, так и к девочкам.

Комплекс Электры происходит из греческого мифа. Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, стремилась отомстить за убийство своего отца, убедив своего брата Ореста помочь ей убить ее мать Клитемнестру и ее любовника Эгисфа.

Карл Юнг ввел этот термин в статье 1913 года, хотя Зигмунд Фрейд заявил в 1920 году, что не считает этот термин полезным.

В статье о женской сексуальности в 1931 году Фрейд пошел еще дальше, отрицая существование комплекса Электры, заявив, что «только в ребенке мужского пола мы находим роковое сочетание любви к одному родителю и ненависти к другому». как соперник».

Как работает комплекс Электры?

Карл Юнг предположил, что комплекс Электры включает три различные фазы: влечение к матери, влечение к отцу; и, наконец, разрешение.

Юнг считал, что эмоциональная связь между девочкой и ее матерью более интенсивна, чем между мальчиком и его матерью в младенчестве и дошкольном возрасте. Однако, узнав, что у нее нет полового члена, она испытывает желание получить то, что символизирует половой орган ее отца.

На этом этапе девочка может начать ревновать и проявлять собственническую привязанность к отцу. В качестве альтернативы, она может проявлять враждебность, если не получает от фигуры отца того, чего хочет.

В теории Фрейда важной частью процесса развития является обучение идентификации со своим родителем того же пола.

Влечение к отцу

Согласно теории Фрейда, в возрасте от трех до шести-семи лет ребенок начинает хотеть обладать и сближаться с родителем противоположного пола. Мальчик может оттолкнуть отца и поцеловать и обнять мать. Точно так же маленькая девочка может настоять на том, чтобы пойти в ванную со своим отцом.

В конце концов, согласно Фрейду, комплекс Электры растворяется. При этом играет роль ряд защитных механизмов. В теории психосексуального развития первичное Оно — инстинктивная составляющая личности, присутствующая при рождении, — заставляет ребенка обладать отцом и конкурировать с матерью. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен подавить свои побуждения и желания в сознательной памяти (Honig, 2000).

Резолюция

Фрейд также предположил, что, когда молодая девушка обнаруживает, что у нее нет пениса, у нее развивается зависть к пенису, и она начинает обижаться на свою мать из-за отсутствия у нее мужской анатомии.

Однако в конце концов это негодование приводит к тому, что дочь отождествляет себя со своей матерью и включает многие черты ее личности в свое эго — часть разума, ответственную за определение того, что реально.

В конце концов, этот процесс позволяет дочери включить мораль матери в свое Супер-Эго, часть разума, которая, по мнению Фрейда, отвечала за контроль импульсов Ид (Honig, 2000).

Доминирование суперэго позволяет ребенку, по мнению Фрейда, принять свои гендерные роли, развить понимание своей сексуальности и сформировать чувство морали.

Отсутствие решения

По мнению Фрейда, ребенок также может не найти решения комплекса Электры. В этом случае Фрейд полагает, что девушка будет продолжать искать фигуру отца в своих будущих отношениях или будет постоянно искать одобрения со стороны фигуры отца (Khan & Haider, 2015).

Неудачное разрешение Комплекса Электры может также привести к тому, что Фрейд называет неврозом, который представляет собой класс хронических психических расстройств, сопровождающихся хроническим дистрессом.

Мужчины и женщины, зафиксированные на стадиях Электры и Эдипа в своем психосексуальном развитии, Фрейд считал зацикленными на отце или матери.

Споры и критика

Комплекс Электры имеет мало подтверждающих доказательств, и комплексы Электры и Эдипа считаются устаревшими современными психологами.

Поскольку комплекс Электры часто рассматривается как простое расширение Эдипова комплекса на женщин, их критические замечания во многом пересекаются.

Развитие Эдипова комплекса было основано на анализе Фрейдом фобии у пятилетнего мальчика (Freud, 1909). Здесь Фрейд рассказывает о маленьком мальчике, чья свобода передвижения в мире — прогулки и игры на улице — запуталась в сложностях любви и желания (1909).

Случай с маленьким Гансом — мальчиком, вокруг которого строится рассказ Фрейда, — подвергался критике как за его обоснованность, так и за то, что он является единственным серьезным свидетельством, которое Фрейд представил в качестве оправдания Эдипова комплекса.

Газета подверглась критике как за тот факт, что отец Хана (сам профрейдистский психоаналитик) провел большую часть психоанализа Ганса.

Кроме того, другие исследователи, такие как Боулби (1973), предложили альтернативные интерпретации страха Хана перед лошадьми, такие как теория привязанности.

Отказ Карен Хорни от зависти к пенису и комплекса Электры

Одной из первых критиков комплекса Электры Фрейда была Карен Хорни. Хорни считал, что концепция зависти к пенису, лежащая в основе комплекса Электры, неверна и унизительна для женщин.

Вместо этого Хорни утверждал, что женские психические расстройства берут свое начало в культуре, где доминируют мужчины, которая породила теорию Фрейда.

Хорни противостоял зависти Фрейда к пенису, введя концепцию зависти к матке, которая предполагает, что у мужчин развивается зависть к своим матерям и другим женщинам из-за их неспособности производить жизнь (Vanacore, 2020).

Хорни была в значительной степени отвергнута ее современниками начала 20-го века, которые были в основном психоаналитиками-мужчинами. Действительно, сам Фрейд критиковал Хорни — и работу женщин-психоаналитиков в целом — заявляя, что женщины, отвергавшие идею зависти к пенису, находились в состоянии отрицания.

В конце концов, антифрейдистские теории личности и невроза Хорни привели к ее исключению из Нью-Йоркского психоаналитического общества и института (Vanacore, 2020).

Критика Зигмунда Фрейда

Комплекс Электры изначально не был фрейдистской концепцией. Стадии психосексуального развития Фрейда в значительной степени основывались на его взаимодействии с пациентами-мужчинами. В своих трудах Фрейд не уточняет, распространяется ли Эдипов комплекс на женщин.

Действительно, в одной работе Фрейд утверждает, что «только в ребенке мужского пола мы находим роковое сочетание любви к одному родителю и одновременной ненависти к другому как сопернику» (Scott, 2018).

Примеры

В психологических ЛСД-экспериментах 1960-х годов

Несмотря на широкую дискредитацию психологическим сообществом из-за отсутствия доказательств, некоторые неофрейдисты до сих пор используют комплексы Эдипа и Электры как способ описания переживаний своих пациентов. .

Одним из примеров такого случая является статья Афанассио Кафкалидеса 1967 года об опыте пациентов во время сеансов ЛСД-психотерапии. В 1960-х годах исследователи начали использовать ЛСД в качестве психиатрического препарата у пациентов с рядом расстройств, прежде чем его использование было впоследствии криминализировано.

Кафкалиде полагал, что фиксации его пациента можно проследить до матери и их желания вернуться в матку. Он считал, что для обоих пациентов сексуальность была способом максимально приблизиться к реализации этого желания (Kafkalide, 1996).

Флоранс Раш: комплекс Электры как сокрытие последствий сексуального насилия за сообщения о сексуальном насилии и инцесте со стороны его пациентов» по ​​отцовской линии (Раш, 19 лет).96).

Раш считал, что вначале Фрейд установил причинно-следственную связь между сексуальным насилием и неврозами своих пациенток, которые часто сообщали о сексуальном насилии (Rush, 1996).

Однако поскольку его пациенты-мужчины не жаловались на материнское обольщение, утверждала Флоренс Раш, Фрейд считал это «воображаемое» насилие женской проблемой — эдиповым комплексом у женщин.

Раш считал, что Фрейду стало не по себе из-за следствий его теории о том, что сексуальное насилие вызывает невроз: сексуальное насилие было чрезвычайно широко распространено среди женщин.

В результате, по словам Раша, Фрейд сформулировал Эдипов комплекс как способ изобразить истории своих пациентов как вымышленные, заявив, что рассказы женщин о сексуальном насилии со стороны их родителей исходят из неразрешенных эдиповых комплексов; и, впоследствии, фантазии о сексе со своими отцами. Раш называет это сокрытием по Фрейду (1996).

Комплекс Электры в литературном анализе

Комплексы Электры и Эдипова комплекса также стали навязчивой идеей психоаналитических теоретиков литературы, которые стремятся найти их примеры в своих собственных работах. Однако эти анализы часто не связаны с теми же фрейдистскими представлениями о вытеснении и последующем неврозе, которые существовали в его первоначальных теориях психосексуального развития.

Один теоретик психоаналитической литературы, Мухаммад Шоаиб (2014), использовал шекспировскую комедию «Двенадцатая ночь», чтобы доказать, что персонажи Виола и Оливия движимы бессознательным желанием обладать своими братьями, которые служили им отцами.

При этом Шоаиб утверждает, что они представляют собой фаллические и постэдипальные стадии психосексуального развития Фрейда.

Шоаиб полагал, что эти две девочки были одержимы острой тягой заменить своих матерей и подражать им, сначала идеализируя фигуры отца, а затем заменив желание своих собственных отцов желанием подражать своим матерям, обладая идеальным отцом и иметь ребенка.

Некоторые авторы эпохи после Фрейда сознательно ссылались на Комплекс Электры. Возможно, наиболее примечательной из них является Сильвия Плат, которая описала свое стихотворение «Папа» как повествующее о столкновении одной девочки с неразрешенным комплексом Электры, проявленным после безвременной смерти ее отца (Plath, 2014).

Ссылки

Бьорклунд, Б. Р., и Би, Х. Л. (2000). Путешествие во взрослую жизнь (4-е изд.). Флорида: Пирсон.

Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Беспокойство и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: основные книги.

Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Se, 7.

Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Пеликан Фрейд (1977), Том 8, Истории болезни 1, страницы 169-306

Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32(4) , 720.

Хониг, А. (2000). Психосексуальное развитие младенцев и детей раннего возраста. Дети младшего возраста, 55 (5), 70–77.

Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .

Юнг К. и Кереньи К. (1963). Наука мифология. В RFC Hull (Ed. & Trans.), Очерки мифа о божественном ребенке
и тайнах Элевсина
. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Кафкалидес, А. (1996). Внутриутробная безопасность: причина комплексов Эдипа и Электры в двух случаях лечения ЛСД25. Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, 8 , 427-432.

Хан, М., и Хайдер, К. (2015, ноябрь). Первая любовь девушки; Их отцы: теория Фрейда Комплекс Электры. В Research Journal of Language, Literature and Humanities, Международная ассоциация научных конгрессов [Интернет] (Том 2, № 11, стр. 1–4).

Малиновский, Б. (1929). Этнографический отчет об ухаживании, браке и семейной жизни у аборигенов Тробрианских островов, Британская Новая Гвинея. Нью-Йорк: паб Eugenics. Co. Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Западной Меланезии.

Раш, Ф.

Добавить комментарий