Стадии социализации: Этапы социализации личности

Стадии социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). В системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны временные рамки процесса социализации расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на психоанализ, школы социальной психологии делают особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Так же в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности.

В этом случае выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании: это все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.

Трудовая стадия социализации

охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение этой стадии.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается удельный вес пожилого возраста. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.

В социальной психологии проблема социализации пожилых представлена двумя полярными позициями:

— В первом случае само понятие социализации бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения период пожилого возраста вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации.

— Другая позиция, напротив, настаивает на новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Основные стадии социализации личности | Студент-Сервис

В настоящее время в России происходят серьёзные изменения во многих областях жизни общества, в том числе и в педагогической науке. Современная педагогика уточняет свой предмет и включает в него процесс социализации подрастающего поколения, и это не случайно.

Как отмечает Н.Ф. Голованова, научный интерес к процессу социализации – реальность, определяемая действием нескольких глобальных тенденций:

  • мировой тенденции усиления динамизма социальных процессов, который, по мнению М. Мид и И.С. Кона, способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом на будущее. Это требует принятия новой философии жизни, новых моделей образования;
  • тенденции возрастания значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека;
  • тенденции переосмысления теоретических идей и практики воспитания как «социальной мифологии» (термин М. К. Мамардашвили).

В связи с этим процесс формирования социальной компетентности будущих специалистов должен начинаться с их социализации в окружающей общественной среде. При этом следует исходить из того, что современное общество переживает и пытается теоретически осмысливать действие вышеобозначенных тенденций.

Наука просто обязана откликнуться на эти гуманитарные потребности поисками коренных преобразований в области организации социального взросления молодого поколения.

Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания культуру личности и выделяет в качестве задач воспитания у подрастающего поколения высокого уровня компетентности, профессионализма, способности к культурному самоопределению в отношениях к обществу, окружающим людям, духовным и материальным ценностям общества, а также к самим себе (здоровью, труду, досугу, интересам и способностям). В таком контексте отчетливо проявляется процесс социализации.

Обратимся к анализу его сущности и содержанию.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды.

Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции  являетсяразвитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное поэтапное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прохождения которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.;
  • трудовая стадия, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:

  • детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
  • отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, потребности «быть личностью»;
  • юность – интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.

По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.

Наиболее удачно, по мнению В.И. Андреева, схватывает суть социализации определение А.В. Мудрика: «Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».

Таким образом, процесс формирования социальной компетентности будущего специалиста можно рассматривать как продолжение его социализации в профессиональном сообществе.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями.

Однако следует иметь в виду, что социализация может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность.

Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания.

Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности – это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности: социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Например, социальная компетентность будущего журналиста относится к социально-ролевой функции его профессиональной деятельности и самореализации в социуме.

Социализация, становление и развитие личности будущего специалиста включает три взаимосвязанных процесса: общую социализацию, профессионально-ролевую социализацию (овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, нормами, отношениями), профессионализацию (определенную степень овладения профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством).

3 этапа организационной социализации

Организационная социализация — это то, как люди узнают и приспосабливаются к знаниям, навыкам, отношениям, ожиданиям и поведению, необходимым для новой или меняющейся роли в организации.

Организационная социализация фокусируется на организационном членстве.

Социализация — это термин, используемый социологами, социальными психологами, антропологами, политологами и педагогами для обозначения продолжающегося на протяжении всей жизни процесса наследования и распространения норм, обычаев, ценностей и идеологий, обеспечивающего человека навыками и привычками, необходимыми для участия внутри собственного общества.

Социализация – это способ достижения социальной и культурной преемственности. Социализация описывает процесс, который может привести к желаемым результатам — иногда называемым «моральными» — по отношению к обществу, в котором он происходит.

Индивидуальные взгляды на определенные вопросы, например расовые или экономические, зависят от общественного мнения и обычно склоняются к тому, что это общество считает приемлемым или «нормальным».

Многие социально-политические теории постулируют, что социализация дает лишь частичное объяснение человеческих убеждений и поведения, утверждая, что агенты не являются чистыми листами, предопределенными их окружением; научные исследования доказывают, что люди формируются как под воздействием социальных факторов, так и под влиянием генов.

Генетические исследования показали, что окружающая среда человека взаимодействует с его или ее генотипом, влияя на результаты поведения. Социализацию можно представить как процесс, состоящий из 3 стадий.

3 стадии/ступени процесса социализации в организации;

Этап подготовки к прибытию

Процесс социализации состоит из трех последовательных этапов. Он начинается с предварительной стадии, которая состоит из всего, что потенциальный член организации узнал об организации до присоединения.

Частью предварительного этапа является процесс отбора, который компания по найму использует для найма людей, способных адекватно выполнять работу, и выбора людей, которые хорошо вписываются в культуру компании. В процессе отбора организация получает информацию о кандидате, а соискатель получает информацию об организации.

Кандидаты, которые обнаруживают, что их личные ценности не соответствуют основным ценностям будущей компании, должны быть дисквалифицированы в настоящее время в процессе отбора.

Этап знакомства

После того как кандидат принимает предложение о работе, он переходит на этап знакомства.

На этом этапе ожидания нового сотрудника соответствуют реальности работы. Предположим, реальность новой работы отличается от того, что ожидал новый сотрудник. В этом случае методы социализации используются, чтобы сориентировать нового сотрудника в существующей культуре и помочь ему понять культуру своей новой организации.

Некоторые из используемых методов социализации включают рассказы, ритуалы, материальные символы и язык.

Следующая диаграмма объясняет процесс социализации в организации:

Метаморфозы

Наконец, новый член должен решить все проблемы, обнаруженные на этапе встречи.

Это может означать прохождение изменений – поэтому мы называем это стадией метаморфозы. Варианты, представленные на приведенном выше рисунке, представляют собой альтернативы, предназначенные для осуществления желаемой метаморфозы.

Обратите внимание, что чем больше руководство полагается на программы социализации, которые носят формальный, коллективный, фиксированный, серийный характер и делают упор на отчуждении, тем выше вероятность того, что различия и взгляды новичков будут устранены и заменены стандартизированным и предсказуемым поведением.

Тщательный отбор руководством опыта социализации новичков может, в крайнем случае, создать конформистов, которые не считают никакой организационной практики священной.

Успешная метаморфоза должна положительно сказаться на производительности нового сотрудника и его приверженности организации и снизить его склонность покидать организацию.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей ⁄

Читать связанные сообщения /

Культура: определение, характеристики, функции, аспектыФакторы, влияющие на организационную культуру [9Основные факторы] 15 элементов культуры. Сильная культура против слабой культуры. Организационная культура: определение, характеристики, роли, типы. ™

4 основных этапа социализации

Автор статьи:

РЕКЛАМА:

Следующие пункты выделяют четыре основных этапа социализации. Стадии: 1. Устная стадия 2. Анальная стадия 3. Стадия полового созревания 4. Стадия подросткового возраста.

Социализация № 1.
Оральная стадия:

В утробе матери плоду тепло и комфортно. При рождении ребенок сталкивается со своим первым кризисом: он должен дышать, он должен прилагать усилия, чтобы его накормили, он восприимчив к холоду, сырости и другим неудобствам. Он много плачет, чтобы привлечь внимание.

На первом этапе социализации он стремится установить так называемую оральную зависимость. Своим криком он может создать довольно определенные ожидания относительно времени кормления, а также о своих насущных потребностях в уходе.

РЕКЛАМА:

На этом этапе ребенок не участвует в семье в целом. Скорее он вовлечен только в подсистему, состоящую из него и его матери. Если отец или кто-либо другой в семье выполняет роль матери в уходе за ребенком, то ролевая дифференциация не проводится.

Этот человек также будет выполнять роль «матери». На этом этапе ребенок, похоже, вообще не усваивает какую-либо роль. Он настолько пассивен по сравнению со своей матерью, что сомнительно, усваивает ли он вообще две роли. К тому времени, когда устанавливается оральная зависимость, его собственная роль и роль его матери, вероятно, «слились» воедино. Это стадия, по Фрейду, «первичная идентификация».

Социализация #
2. Анальная стадия :

Эта стадия, вероятно, начинается вскоре после первого года жизни и продолжается до третьего года. Этот период называется анальной стадией, потому что приучение к туалету находится в центре внимания агента социализации, особенно матери. На этом этапе ребенок усваивает две роли: свою собственную и роль матери. Теперь эти две роли четко разделены. Ребенок не только получает заботу, он также получает любовь и дает любовь взамен.

На этом этапе ребенка учат тому, как различать «правильное» и «неправильное» поведение, во-первых, с помощью советов и/или намеков, данных матерью, и, во-вторых, путем поощрения или оценки за правильное поведение, а не поощрения или оценивается за неправильное поведение.

Социализация #
3. Стадия полового созревания :

РЕКЛАМА:

Эта стадия длится с четвертого года до полового созревания (т. е. до 12 или 13 лет). В ходе третьего этапа ребенок становится членом семьи в целом. Он идентифицирует себя с социальной ролью, приписываемой ему на основании его биологического пола.

Идентификация означает одну из двух тесно связанных вещей:

(i) Человек идентифицирует себя с социальной ролью. То есть человек не только усваивает роль, но и принимает ее как свою собственную.

(ii) Человек идентифицирует себя с социальной группой. То есть человек усваивает ролевую систему группы и считает себя ее членом.

Идентификация в первом смысле связывает мальчика с отцом и братьями, а в чистом виде с матерью. С другой стороны, девочка идентифицирует себя с матерью и сестрами, но не с отцом. Идентификация во втором смысле связывает мальчика или девочку с семьей, включая обоих родителей и всех братьев и сестер.

Таким образом, существует три вида идентификации:

(i) С отцом или матерью, в зависимости от обстоятельств

(ii) С братьями и сестрами.

(iii) С семьей в качестве члена.

Социализация #
4. Стадия подросткового возраста :

РЕКЛАМА:

Подростковый возраст, который начинается примерно в период полового созревания, представляет собой возраст, в течение которого мальчик или девочка имеет тенденцию уходить из-под родительского контроля. «Кризис» этого возраста возникает из-за того, что подростки жаждут большей свободы, в то время как существует родительский контроль над многими видами деятельности, в которых он любит действовать по-своему.

Напряжение, связанное с переходом в подростковый период, зависит от культурного определения ролей взрослых. В некоторых обществах жизненно важные решения в отношении подростков принимаются родителями или опекунами. Это облегчает переход. В Индии так. Таким образом, выбор брачного партнера осуществляется старейшинами в рамках общепринятых правил.

В некоторых других, особенно в западных обществах, подростки должны принимать важные решения более или менее самостоятельно.

Добавить комментарий