Стадии возраста – Таблица возрастных этапов и периодов развития человека. Возрастные периоды жизни человека

Содержание

Стадии развития взрослого человека | Sherbakova.com

Хорошо изучены и особенно значимы в генетическом плане начальные этапы в жизненном цикле человека: рождение, детство и отрочество. Периодизаций возрастного развития этого периода очень много. В зрелости уже не наблюдаются качественные изменения в развитии психологических процессов человека, как в детстве, может меняться только поведение.

В периодизации развития взрослого человека отражены представления о жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Границы юности и молодости устанавливаются в 20 — 23 г., молодости и зрелости в 28 – 30, иногда 35 лет, зрелости и старости в 60 – 70 лет (иногда выделяется период дряхлости), последнюю границу сложно определить, т.к. некоторые долгожители продлевают последний жизненный период до 100 и более лет. В мировой психологии наиболее признанной считается периодизация Э. Эриксона: периодизация всего жизненного цикла человека.

Периодизации развития взрослого человека

В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.

Периодизация Ш. Бюллера

Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.

Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта

Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.

16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.

23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.

29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.

33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.

40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.

43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.

После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.

Периодизация В. Ф. Моргуна

В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития

18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.

31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»

Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.

40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.

50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.

75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.

Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Периодизация Г. С. Абрамовой

Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.

18 – 22 года – юность

23 – 30 лет – взросление

30 – 33 г. – переходный возраст

36 – 50 лет – зрелость

51 – 65 лет – пожилой возраст

Старше 65 лет – старость

В заключение

Я описала лишь малую часть периодизаций развития зрелой личности. Как видите рамки возрастных границ у учёных разнятся. Однако психологическое содержание возрастных периодов во многом схожи. Подробно содержательную сторону, например, представляли А. В. Толстых и Г. С. Абрамова, Э. Эриксон. О периодизации развития личности по Эриксону я напишу в следующей статье. Большая часть научных исследований посвящена всё-таки начальному периоду развития человека: детству и отрочеству.

sherbakova.com

Возрастная психология. Этапы развития ребенка

Современным родителям знакомы понятия возрастная психология, этапы развития ребенка, «кризис 3-х лет» и прочие «кризисы». При этом они слабо представляют, что именно эти явления объединяет.

возрастная психология развитие ребенка

Немного теории

Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше. Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым. Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.

Этапы разделяют на два вида:
  1. длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
  2. короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис.

В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают». Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса. С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий. Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

возрастная психология этапы развития ребенка

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.

Возрастная психология: этапы развития ребенка

Всякий возрастной отрезок уникален. Это скажет каждая чуткая родительница. Но куда и на что именно смотрят ученые, когда умными фразами «кромсают» детство? На конкретные метки. Психолог задается вопросами: 

  • появилось ли что-то новое;
  • какие отношения у «малютки» с окружающим миром;
  • какое «дело» самое-самое важное для него.

Ответы на эти краеугольные вопросы показывают: правильно ли растет ребенок, на какой «ступеньке» он прибывает.

Кризис рождения

возрастная психология этапы развития ребенка

Длится кризис первые 2 месяца после появления на свет «чуда». Что изменилось в жизни ребенка? Самое главное – положено начало для неповторимой психики. Взаимосвязь с миром довольно специфична: малыш беспомощен, полностью зависит от действий взрослого. В этом и заключается первый кризисный парадокс: полная зависимость от окружения и минимум возможностей для общения. Это станет толчком к последующим переменам.

Еще одно новшество – появление комплекса оживления, когда кроха сам проявляет инициативу в контактах. Появление этой реакции означает, что наступил спокойная стадия развития – младенчество.

Зачастую считают, что первые 6-8 недель – это 4 триместр беременности, когда мать и ее ребенок переживают разделение друг от друга. Маме нужно привыкнуть к тому, что ее малыш теперь не «животик», а новый отдельный от всех человек. Малыш же приноравливается к тому, что отныне нужно обращаться к другим, когда хочется кушать или ему некомфортно. Первые недели не просто нужно – это жизненная необходимость – держать малютку на руках, прикладывать к груди. Мама поймет, что ее «сокровище» всегда с ней, а малыш узнает, что все его просьбы «бегут исполнять» по первому «сопению».

Младенчество

Этапы развития кризис младенчестваВедущее на этом отрезке – эмоциональное общение с мамой. Если у ребенка не будет эмоционального толчка, то все может закончиться плачевно. Всем известны случаи госпитализма у малышей в детских домах и последующую психическую задержку. Криком и плачем ребенок демонстрирует нужду в маминой ласке: «возьми меня на руки, а то я буду плакать», «я уже не хочу есть, но ты меня не убирай от груди, а то заплачу», «я так сладко спал на руках, зачем убрали на кровать, немедленно возьмите назад», «ночью спать я буду только рядом с мамой».

Через позитивные эмоции мамы, через общение с ней малыш не только учится первым приемам взаимных отношений, но и познает мир окружающих предметов. Он все еще крайне зависим от близких людей, но постепенно перехватывает инициативу в общении.

Речь – это то новое, чего у ребенка еще не было. Речь имеет несколько формпассивная, активная и промежуточная – автономная. До года младенец понимает многие простые слова и сам пытается что-то «изобразить губами». Но получаются лишь некоторые слова, а все чаще странные звуки. Это и есть промежуточная стадия или автономная речь. Такое название она получила от того, что детская речь независима от книжного языка, понять кроху могут только близкие люди.

Кризис 1 года

Главное, что происходит на этой ступеньке – недолгая автономная речь. Она появляется и заменяется активной. У людей два способа контроля – биологический и речевой. До года над ребенком властвуют «биологические часы». Речь эти часы как бы «сбивает» на некоторое время. При этом, полновесного речевого контроля еще нет, речь только начинает складываться. В этом главный конфликт кризиса.

Как это выглядит внешне? Малыша, по фазам сна которого можно было «сверять часы», теперь невозможно уложить спать. Время, когда его «выносит» вообще невозможно предугадать. Появились необъяснимые вспышки гнева: секунду назад еще радостный малыш внезапно начинает драться. Чтобы покормить мальца, нужно огромное терпение и «вагон» времени. По времени, кроха уже должен хотеть есть (раньше так и было), а он мотает головой: «неть».

Ранний возраст

этапы развития ранний возрастНа этом отрезке нового в психике становится больше. Карапуз делает первые открытия: есть Я и МОЕ (мое тело, моя мама, мои вещи). Ближе к 3 годам прорастают зачатки самосознания и самооценки, и малышу крайне важно, чтобы любимый взрослый его признал и оценил.

Постигание своего «Я» влечет за собой первое уяснение пола: я – девочка или мальчик. Любопытство к полу («как у меня», «а как у тебя», «а почему у тебя есть, а меня нет») не несет в себе ничего эдакого, это просто одно из открытий. От того, как будут реагировать взрослые («нельзя», «фу», «еще маленький», «у мальчиков так, а у девочек по-другому») зависит как скоро эта тема сойдет на нет.

Из нового важно отметить самостоятельную речь, ребенок начинает стремительно осваивать: запас активных слов годовалого ребенка – 5-10 слов, трехлетки – 900-1000. Чтобы скачок в освоении речи произошел, ранний период должен сопровождаться бесконечными разговорами взрослых с маленькими говорунами. Но не все разговоры «одинаково полезны»: как, что и где говорить – все важно. Самые продуктивные беседы проходят в развивающих играх. Если на предыдущей ступеньке были важны эмоции, но на этой – «дело» (собрать пирамидку, вывалить из шкафа все вещи, погреметь кастрюльками, построить из кубиков башню). Ведь через, казалось бы, обычные «каляканье и игрульки» рождается еще одно новшество – сенсорные образцы (звука, вкуса, цвета, формы и прочего).

Главная работа этого периода – всевозможные действа с вещами и предметами. Ребенку важны положительные эмоции, но еще важнее сотрудничество в «деле»: я буду собирать пирамидку 100-тысячный раз, а ты смотри», «покажи еще раз, как прячется мячик в коробочку» и не важно, что это уже миллионный мамин показ.

Кризис 3-х лет

возрастная психология этапы развития ребенка кризис 3 летПо счету третий, а по сложности и остроте – первый. Наиболее известный всем мамам (да и папам тоже). Колоссальный эволюционный рывок рождает множество парадоксов. Первое из которых, противостояние «я хочу» и «я сам» с пока все еще ограниченными возможностями карапуза. Возникает противоречие на уровне «хочу – могу».

Примерно в возрасте 2-3 лет многие ребятишки начинают ходить в различные детские учреждения. Часто возникают ситуации с компонентами мягкого принуждения. Образуется второй конфликт на срезе «хочу – должен».

На этой стадии зарождаются первые «ростки» воли, детки становятся более самостоятельными. Но зачастую устоявшийся быт перестраивается медленнее (порой со «скрипом»), чем взрослеют трехлетки, что рождает еще одно столкновение.

Все сложившиеся противоречие дают очень острую форму кризиса. Ребенок вдруг трансформируется в какого-то упрямого тирана, революционера и бунтаря. На все призывы и уговоры взрослых ответ один – «сам» и «нет». И это нормально. Такой буйный нрав – другая грань воли.

Дошкольное детство

Основная «работа» всех дошколят – игра. Через нее, как через игольное ушко проходит все ниточки физического, эмоционального, умственного роста. Всеобъемлющая способность ребенка: играя, учиться – становится «цементом» всех обучающих методик.

Общение протекает в двух формах (примерно до 4-6 лет и после). Для младших дошколят предпочтительный партнер – старший, именно связка «ребенок – взрослый» дает толчок к росту. Ребятишки постарше уже предпочитают играть «на равных».

Важное новшество дошколят – это появление умения себя «заставить», это особый элемент воли (не хочу, но могу). Главным же образованием считается целый комплект желаний и умений, когда ребенок готов идти в школу.

Кризис 7 лет

возрастная психология кризис 7 летЭтот период схож с кризисом 1 года. Повзрослевший человечек как будто заново учится «ходить», он регулирует действия и поступки усилием воли. Это влияет на то, что эмоции «отделяются» от мыслей. 7-летка уже распознает свои чувства и пытается их координировать, как обычные физические навыки. Отсюда главный конфликт: понимает, что «несет», но управлять эмоциями ему очень трудно.

Как это выглядит со стороны? Кажется, что вся манера держаться неискренняя, ребетенок ведет себя наигранно, подчас чопорно и неестественно. А все потому, что старый образец действий утрачивается, а новый пока не наладился.

Школьный возраст

Первостепенная «работа» школьника – учение. Причем учиться для него желательно с таким же интересом и рвением, как раньше играть. Это существенный момент для полноценного становления.

Новое для него, чего не было до того, это – рождение внутреннего мира, где ребенок способен думать «про себя» и «о себе». Вообще, думать, в смысле логически размышлять – это еще одно новшество этой ступени грядущих изменений. Самооценка напрямую зависит от успехов в учебе, в умении наладить контакт со сверстниками.

На первое место уходит школьная жизнь. И здесь очень важны для школьника авторитетные взрослые, в прямом смысле слова. Умный, честный, «крутой», просто «высшая инстанция» – теперь это идеал, к которому растущий человек стремится. В тоже время, зарождение критичности позволяет ему довольно точно оценить различные поступки и черты личности взрослого («жадный», «злой», «дурак»). Дети 9-11 лет не любят фальши. И даже порой необходимую гибкость воспринимают в «штыки», они «за правду».

В отношении к учебе у 7-летнего школьника и 13-летнего подростка безусловно есть отличия. Семилетка бежит «в» школу (ему нравится сам процесс учебы, статус ученика), а в 13 лет бежит «от» нее (предпочитает любимые предметы, а не само учение).

Ближе к 13 годам школьники предпочитают контакты с ровесниками одного с ними пола. Но постоянных компаний с близкими друзьями еще нет.

Кризис 13 лет

возрастная психология этапы развития ребенка кризис 13 летЭтот период похож на кризис 3-х лет, по сути, и по остроте протекания. В 3 года заявляет о своем телесном «Я», в 13 лет – о социальном «Я». Те же разногласия между «хочу – могу» и «хочу – должен». С одной стороны, стремление к идеалу, его поиск. А с другой стороны, разумное понимание его недосягаемости, чрезмерная критичность к окружающим. И, как следствие, свержение авторитетов. Многие подростки теряют интерес к учебе («не хочу», «не интересно»), у них появляются тройки и двойки, падает успеваемость.

Остроту кризису добавляет стремительное созревание мозговых структур, что объективно дает тинэйджеру резкое взросление. Тогда как субъективная оценка окружающих остается прежней – «ребенок», «да что ты понимаешь». Раньше эта граница проходила между детством и зрелостью.

Как это выражается? Повзрослевший «отрок» часто становится неуправляем, грубит, остро реагирует на запреты и ограничения.

Пубертат

Юноши и девушки продолжают грызть гранит школьной науки, но главной их заботой становится общение со сверстниками, причем разного пола. Они разбиваются на небольшие компании, мнение которой становится порой важнее, чем родительское. «Я» плавно смещается на «Мы».

Одно из «приобретений» возраста – это половое созревание. В организме подростка одномоментно «взрываются» новые («взрослые») гормоны, растет пристальное внимание к противоположному полу. Постепенно возвращаются и другие увлечения, но в это переходное время родителям кажется, что дитятко вообще ничем не интересуется.

возрастная психология развитие ребенка пубертат

Главные же образование данной ступени – понимание того, что ребенок на самом деле стал взрослым. Насколько спокойно будет протекать пубертат, зависит от поведения и реакций взрослых. Примут ли они взросление своего ребенка или, юноше/девушке придется через протест доказывать свою взрослость, теряя энергию и силы. При нормальном развитии повзрослевшие дети начинают:

  • лучше учиться, поскольку у них для этого появляются дополнительные мотивы;
  • влюбляться, вступать в романтические отношения;
  • пристально следить за внешним видом.

Если подростковый кризис не затянется, то на этом этапе школьник становится спокойнее, начинает аргументировано доказывать свою точку зрения.

Кризис 17 лет

Период напоминает кризисы 1 и 7 лет, когда происходила наладка контроля, сначала над телом, потом над эмоциями. В 17 лет молодые люди пытаются регулировать свое поведение согласно ценностям и смыслам их жизни.

Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наблюдается тщательно осмысление всевозможных «зачем и ради чего жить». А с другой стороны, критичность ума и отсутствие опыт порой затрудняет выбор для молодого человека, ввергая его в бесконечные сомнения, раздумья, самокопания.

Поведение молодого человека становится противоречивым, сегодня он верит в одно, завтра в другое. Он часто впадает в состояние «не трогайте меня, я думаю», стремясь к уединению.

Понятия «возрастная психология», «этапы развития ребенка», «кризисы детства» — части одного целого беспрерывного процесса. Как белые клавиши на пианино чередуются с черными, так и разные периоды сменяют друг друга. Мамы, которые научаться чувствовать малейшие метаморфозы в развитии своей «кровиночки», будут «звучать» с ней в унисон.

ammam.ru

6 стадий развития взрослого человека

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности — одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

<<Оглавление>>

этапы развития личности

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

этапы развития личности

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

этапы развития личности

 

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

этапы развития личности

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

этапы развития личности

2. Уровень обывателя

Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

этапы развития личности

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

этапы развития личности

5. Этап мудреца

Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

этапы развития личности

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

salid.ru

раннее детство, подростковый возраст, пожилые люди. Характеристика возрастов

Периодизация Выготского, известного психолога начала 20 века, до сих пор не теряет своей актуальности. Она была положена в основу целого ряда современных исследований. Периодизация Выготского дает ключ к пониманию того, как меняется личность человека по мере прохождения им различных этапов жизни.

Ученого особенно привлекало детство. И это не случайно, ведь именно в это время закладываются основы личности, происходят коренные изменения, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь. Периодизация Выготского позволяет понять, каких изменений следует ожидать в личности ребенка того или иного возраста. Исследования ученого могут сильно помочь родителям, которые не понимают, что происходит с их детьми.

Возрастная психология, изучая процесс развития ребенка, дает характеристику различных возрастных периодов. Она оперирует такими понятиями, как «детство» и «возраст». Возрастной период (возраст) представляет собой цикл детского развития, который имеет свою динамику и структуру.

Условность возрастных периодов

Нужно отметить, что психологический возраст отдельного ребенка и календарный возраст, записанный сначала в свидетельстве о его рождении, а затем в паспорте, не всегда совпадают. Также нужно сказать, что каждый период обладает своими особенностями развития личности ребенка и психических функций, взаимоотношений с окружающими. Кроме того, у него имеются определенные границы, которые, однако, могут сдвигаться. Получается, что один ребенок раньше вступает в тот или иной возрастной период, а другой – позже. Границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, «плавают» особенно сильно.

Детство

Детство включает в себя все начальные возрастные периоды. Это целая эпоха, являющаяся по своей сути подготовкой ребенка к самостоятельному труду, к началу взрослой жизни. Специфика включенных в него возрастных периодов определяется уровнем культурного и социально-экономического развития того общества, которому принадлежит ребенок, в котором он обучается и воспитывается.

Когда в наше время заканчивается детство? В психологии традиционно речь идет о периоде от рождения ребенка до достижения им 7 лет. Однако современное детство, конечно, продолжается и после того как ребенок поступает в школу. Безусловно, младший школьник все еще остается ребенком. Некоторые психологи, кстати, рассматривают как «затянувшееся детство» и подростковый возраст. Какое бы мнение мы ни разделяли, нужно констатировать тот факт, что настоящая взрослость ожидает ребенка лишь в 15-17 лет.

Л. С. Выготский о развитии

периодизация выготского

Возрастное развитие человека – сложный процесс. В особенности это касается детского развития. На каждом из возрастных этапов изменяется личность человека. Развитие по Л. С. Выготскому (фото его представлено выше) – это, прежде всего, появление нового. Таким образом, стадии развития, согласно этому психологу, характеризуются определенными возрастными новообразованиями, то есть такими свойствами или качествами, которых ранее не было в готовом виде. Однако, как писал Выготский, новое «не падает с неба». Оно возникает закономерно. Весь ход предыдущего развития подготавливает его.

Социальная среда является источником развития. Каждый шаг в детском развитии меняет то, как среда влияет на ребенка. Она становится совсем другим, когда переходит из одной возрастной группы в другую. Л. С. Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под этим понятием ученый понимал специфическое для того или иного возраста отношение между человеком и социальной средой. Ребенок вступает во взаимодействие с социальным окружением, которое обучает и воспитывает его. Это взаимодействие определяет путь развития, приводящий к появлению возрастных новообразований.

Переживание и деятельность

Каким же образом дети взаимодействуют со средой? Переживание и деятельность – две единицы анализа так называемой социальной ситуации развития, которые выделил Л. С. Выготский. Деятельность ребенка, его внешнюю активность легко наблюдать. Однако существует и план переживаний, то есть внутренний план. Разные дети по-разному переживают одну и ту же ситуацию в их семье. Это касается даже близнецов, то есть детей одного возраста. В результате этого, к примеру, конфликт между родителями слабо скажется на развитии одного ребенка, тогда как вызовет невроз и различные отклонения у другого. Кроме того, переходя от одного к другому возрасту, один и тот же ребенок по-новому переживает ту или иную семейную ситуацию.

Выготский о путях развития

Выготский выделил следующие два пути развития. Один из них – критический. Он внезапно возникает и бурно протекает. Второй путь развития – спокойный (литический). В некоторых возрастах, действительно, развитие характеризуется литическим, то есть медленным течением. На протяжении длительного срока, обычно охватывающего несколько лет, в эти периоды не происходит резких, фундаментальных перемен и сдвигов. А те, что могут наблюдаться, не перестраивают всю личность человека. Лишь в результате долговременного течения скрытого процесса происходят заметные изменения.

Литические периоды

В относительно устойчивые возрасты развитие происходит в основном за счет мелких изменений личности. Накапливаясь до определенного предела, они затем обнаруживаются скачкообразно в виде того или иного возрастного новообразования. Большая часть детства занята именно такими периодами. Так как развитие внутри них происходит так сказать подземным путем, перемены в личности отчетливо выступают при ее сравнении в начале и конце определенного временного промежутка. Стабильные возрасты учеными изучены намного полнее, нежели характеризующиеся кризисами – другим типом развития.

Кризисы

Они были обнаружены эмпирическим путем и все еще не приведены в систему. С внешней стороны указанные периоды характеризуются появлением черт, противоположных стабильным, или устойчивым возрастам. На протяжении достаточно короткого времени в данных периодах сосредоточены капитальные и резкие смещения и сдвиги, переломы и изменения в личности. В короткий срок ребенок меняется весь, в основных своих чертах личности. В это время развитие принимает стремительный, бурный характер, иногда катастрофический. Такую интересную особенность имеет периодизация развития человека.

Выготский отметил и позитивные сдвиги, которые имеет критический период. Это переход к новым формам поведения. Ученый выделил следующие критические периоды детства: период новорожденности, один год, три года, шесть-семь лет, подростковый период.

Возрастная периодизация Выготского

возрастная периодизация выготского

Сначала наблюдается кризис новорожденности, после которого следует младший возраст (от двух месяцев до года). В это время отмечаются противоречия между минимальными возможностями общения и максимальной социальностью ребенка.

Возрастная периодизация Выготского продолжается кризисом 1 года. За ним следует раннее детство (от одного до трех лет). В это время деятельность, которую осуществляет маленький мальчик или девочка, является предметно-орудийной, это «серьезная игра». У ребенка появляются речь, ходьба, жесты.

Далее следует кризис 3 лет, после которого наступает дошкольный возраст (от трех до семи лет). В этот период наблюдается тенденция к отделению от взрослого (эмансипации), а также к волевой, а не аффективной форме поведения. Появляется «Я сам». Кризис 3 лет имеет позитивное значение, выражающееся в том, что появляются новые черты личности. Ученые установили, что если в силу тех или иных причин этот кризис протекает невыразительно, вяло, в последующем возрасте маленький мальчик или девочка показывают значительную задержку в развитии волевой и аффективной сторон личности.

Далее следует кризис 7 лет, после которого наступает новый период – школьный возраст (от 8 до 12 лет). Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. В отношении кризиса 7 лет исследователи отмечали, что в данном периоде наблюдаются значительные достижения: изменяется отношение ребенка к другим детям, возрастает его самостоятельность.

В возрасте 13 лет наступает следующий кризис. За ним следует пубертатный возраст (от 14 до 18 лет). В это время появляется чувство взрослости. Ребенок начинает ощущать собственную личность, самосознание его развивается. Наблюдаемое уменьшение продуктивности умственной работы объясняется тем, что установка изменяется от наглядности к дедукции. Временное снижение работоспособности сопровождается переходом к высшей форме человеческой интеллектуальной деятельности.

маленький мальчик

Выготский отметил, что юность – это возраст от 18 до 25 лет. По основным закономерностям и общему смыслу она является первым периодом среди зрелых возрастов. Л. С. Выготский дал подробную периодизацию только детства, однако и в дальнейшем личность человека изменяется. Психологи, продолжив исследования, выделили следующие периоды.

Молодость

границы возраста

Молодость ученые обычно определяют как возраст от 19 до 30 лет. Однако нужно отметить, что границы возраста очень условны. Основной деятельностью в этом периоде является интимно-личностное общение с представителями противоположного пола. Также нужно отметить, что молодость – пора оптимизма. В это время человек полон энергии и сил, желания осуществить цели. Молодость является лучшим временем для самореализации.

Кризис творческой активности происходит на границе между молодостью и средним возрастом (средний возраст – от 30 до 45 лет). Причиной тому является нарастание мастерства, которое сопровождается увеличением рутины. Профессиональная и семейная жизнь стабилизируются. Появляется понимание, что человек способен на большее. Именно в это время зачастую люди меняют профессию, разводятся.

Средний возраст и кризис этого периода

характеристика возрастов

Средний возраст — это также весьма условный возраст. Нельзя точно определить его границы, однако обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он впервые серьезно задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причиной его является то, что он находится на вершине, и понимает, что следует поискать другие стратегии для достижения прежних целей или же пересмотреть старые стремления. В период этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).

Зрелость

условный возраст

Период зрелости определяется как возраст от 45 до 60 лет, хотя его границы также очень подвижны. Основной деятельностью в данном периоде является творчество, самореализация. Достигается положение в обществе, профессиональное мастерство, передается опыт. Человек переосмысливает свои цели. Он избавляется от неоправданных надежд и иллюзий молодости.

Кризис подведения итогов

За периодом зрелости следует кризис подведения итогов. Причина его – снижение социального статуса, а также потеря жизненного ритма, сохранявшегося десятилетиями. Иногда все это приводит к резкому ухудшению психического и физического состояния.

Старость

возрастная стратификация

Старость – возрастной период за 60 и более лет. Психологическое состояние человека в это время характеризуется созерцательностью, умиротворенностью, витальной астенией, мудрой просветленностью, склонностью к воспоминаниям. Пожилой мужчина или женщина вырабатывают заботливую, но отстраненную позицию по отношению к внукам и правнукам.

Эриксон считал, что для этой фазы характерен не новый кризис, а интеграция, суммирование и оценка всех предыдущих стадий развития. В старости часто приходит умиротворение, которое проистекает из способности оглядеть прожитую жизнь и сказать смиренно, но твердо: «Я доволен». Тех, кто смог это сделать, не страшит неотвратимость смерти, так как они видят продолжение себя либо в своих творческих достижениях, либо в потомках. Но некоторые люди относятся к прожитой жизни как к череде ошибок и нереализованных возможностей. Они понимают, что начинать сначала слишком поздно.

Нужно сказать, что представленная выше характеристика возрастов выявляет лишь общие особенности развития личности. Каждый из нас уникален. У разных людей рост и развитие протекают по-разному. Поэтому нельзя установить точные границы того или иного периода. Психологи, безусловно, учитывают это, когда говорят о таком понятии, как возрастная стратификация.

fb.ru

Добавить комментарий