Гендерные мифы и стереотипы в оказании социальных услуг
Миф ? это искусственно созданное человеком представление, в основе которого лежат предположения и легенды, которые под влиянием идеологических и научных факторов постепенно изменяются. Мифы могут быть индивидуальными и коллективными, могут вырабатываться, поддерживаться и распространяться на все общество или на отдельные сферы жизнедеятельности. Самым простым общественным мифом является социальный стереотип.Социальные стереотипы ? упрощенное, схематизированное, иногда искаженное или даже ложное представление о любом социальном объекте (человеке, группе людей, социальном явлении, социальном процессе и т.д.). Стереотип – это приспособительная реакция организма на ситуации, повторяющиеся множество раз. Стереотипы часто освобождают человека от принятия им индивидуализированных решений в типичных ситуациях. Стереотипы, аккумулирующие стандартизированный коллективный опыт и внушенные индивиду в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми, помогают ориентироваться в жизни и принимать решения.
Социальный стереотип возникает в процессе совместной, устойчивой, повторяющейся деятельности людей и обеспечивает ее воспроизводство, выражаясь в привычно выполняемых действиях, правилах и нормах общественной жизни. Во-первых, человек всю жизнь зачастую реагирует на процессы через призму стереотипов; во-вторых, взаимодействует с людьми на основании их же; в-третьих, делает умозаключения и выводы, руководствуясь стереотипами. Таким образом, через социальные стереотипы индивиды формируют свое социальное поведение и устанавливают социальные связи. Примером стереотипа внешности служит стереотип «красивый человек ? хороший человек». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным ? пороки и недостатки.
Предпосылкой формирования гендерного поведения отдельного человека является наличие установленных в его обществе гендерных мифов и стереотипов.
Гендерный миф ? это типичное для общества, но относительно ошибочное определение, в основном не подкрепленное научными фактами, о предназначении мужчины и женщины в социуме, разделении их ролей, природе, особенностях поведения и т.п.
Наиболее типичные примеры гендерных мифов и их влиянии на социум:
Миф 1. «В отличие от мужчин, женщины имеют более низкие интеллектуальные способности, нелогичное, иррациональное мышление и, как следствие, более низкую профессиональную компетентность». Отсюда – распространенное представление о женщинах как плохих работниках на ответственных должностях и в интеллектуальных профессиях. Не только исследования психологов, но и сама жизнь доказывает ошибочность этого утверждения. В наше время люди, вне зависимости от пола, могут на равных демонстрировать высокие умственные и организационные способности. А вот создает ли общество для этого равные условия ? это отдельный вопрос…
Миф 2: «В отличие от женщин, мужчины менее эмоциональны, неспособны сочувствовать и сопереживать». Этот миф обходится человечеству очень дорого. Например, украинским мужчинам он стоит около 12 лет жизни ? именно такова разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Мальчика с детства приучают сдерживать свои чувства, не плакать («Ты же парень! Солдат!»). Выдающийся украинский хирург Н. Пирогов отмечал: «Невыплаканные слезы заставляют плакать внутренние органы». Так ранние инфаркты и инсульты у мужчин ? это прямое следствие стереотипного представления о «мужской нечувствительности».
Миф 3: «У женщин от природы существует потребность в создании семьи, тогда как мужчинам это совершенно не нужно». Те или иные потребности мужчин и женщин продиктованы не природой, а обществом. Для многих современных женщин брак и рождение ребенка является безусловным препятствием для карьерных планов, поэтому во всем мире показатель среднего возраста материнства возрастает. Это объективная реальность, с которой приходится считаться государствам, планируя свою демографическую политику.
В отличие от мифа, гендерный стереотип ? это «мнение о распределении ролей мужчины и женщины, которое может быть точным, неточным, особенно обобщенным, но содержащим зерно истины»[1]. Стереотипы тесно переплетаются с мифами, но эти понятия не являются полностью тождественными.
По мнению Р. Барта, в современном обществе стереотип является составной частью мифа и представляет собой набор фраз, результат определенного суждения о чем-то[2]. Но, как показывает практика, это не всегда так. Например, в украинском обществе долгое время существовал стереотип о том, что женщина не должна работать, однако после революции 1917 г. он начал разрушаться. С одной стороны, можно сказать, что он является составной частью мифа о второстепенной роли женщины в обществе. Но, с другой стороны, после разрушения данного стереотипа миф о второстепенной роли женщины в обществе продолжает существовать, несмотря на то, что равенство полов закреплено на конституционном уровне и активно декларируется во всех сферах общественной жизни.
Гендерные стереотипы ? представления о качестве и нормах поведения мужчин и женщин[3]. Важной их характеристикой является то, что они являют собой схематизированные, упрощенные представления об образах женщин и мужчин, устойчивые суждения относительно моделей и норм их поведения. Гендерный подход позволяет рассмотреть социальные стереотипы в зависимости от пола и представлений о феминности и мускулинности в рамках культуры отдельного общества. Ученые из разных сфер знания сходятся на том, что между мужчинами и женщинами, живущими в одной стране, в подобных социальных условиях, различия составляют не более 10% всех показателей, а сходство ? 90%. То есть, между харьковчанкой и харьковчанином одного социального слоя гораздо больше общего и похожего, чем, например, между харьковчанкой и женщиной из глухой индийской провинции. Гендерные стереотипы о роли девочек/женщин и мальчиков/мужчин в социуме в основном формируются и закладываются с детства.
Большинство стереотипов, касающихся характеристик клиентов и клиенток, соответствуют распространенным в обществе стереотипам о характеристиках и поведении мужчин и женщин. Например, что женщины – слабые и уязвимые, а мужчины – сильные и самостоятельные, или что женщины – подчиненные, а мужчины – лидеры. Согласно «Аналитическому отчету по результатам формативного исследования гендерно-ориентированных программ, проектов, интервенций и услуг в сфере снижения вреда»[4], анализ глубинных интервью с сотрудниками(цами) НПО показал, что для них характерны некоторые стереотипы относительно характеристик и социальных ролей женщин и мужчин-ПИН, которые определенным образом сказываются на особенностях работы с клиентами и клиентками разного пола.
Социальные работники(-цы), как и большинство людей, часто разделяют характерные для нашего общества в целом стереотипы, что патриархальная семья, в которой главенствует и зарабатывает деньги мужчина, а женщина обеспечивает быт, заботится о детях и украшает собой жизнь мужчины, является нормальной и естественной. Исходя из этого, считается, что услуги, ориентированные на детей, решение бытовых вопросов (например, стирка) и заботу о своей внешности (парикмахер, гигиенические средства) нужны только женщинам. Хотя, на самом деле, эти услуги являются универсальными.
Стереотипы относительно гендерных характеристик женщин и мужчин, специфики их социальных ролей влияют на понимание социальными работниками и работницами особенностей работы с ними. Следует максимально критически оценивать каждую конкретную ситуацию и оказывать равное отношение к мужчинам и женщинам, не забывая о том, что женщины более уязвимы в экономическом плане, часто зависимы от мужчин и тоже подвержены влиянию стереотипов (например, ориентируются на выполнение внутрисемейных ролей, не рассматривая для себя профессиональные и лидерские роли).
Глоссарий к Уроку 13:
Глоссарий
Гендерные роли ? образцы поведения женщин и мужчин, которые основываются на традиционных ожиданиях, связанных с их полом; совокупность общепринятых норм и правил поведения людей в конкретной ситуации. На гендерные роли влияют возраст, класс, раса, этническая и религиозная принадлежность, географическая, экономическая и политическая среда. Изменения гендерных ролей часто возникают в ответ на изменение экономических, природных или политических обстоятельств, включая развитие. И женщины, и мужчины могут играть много ролей в обществе.
Гендерные стереотипы ? схематизированные упрощенные представления об образах мужчин и женщин, качестве и нормах их поведения.
Гендерный миф ? типичное для общества, хотя и не подкрепленное научными фактами, представление о назначении мужчины и женщины в социуме, распределении их ролей, природе, особенностях поведения и т.д.
Социальные стереотипы ? упрощенное, схематизированное, иногда искаженное или даже ложное представление о любом социальном объекте (человеке, группе людей, социальном явлении, социальном процессе и т.д.).
[1] Майерс, Д. Социальная психология. – СПб. : Питер, 2002. – 752.
[2] Барт, Р. Мифология // Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2013. – С. 474-477.
[3] Калабихина И. Методология гендерного анализа // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общ. ред. В. И. Успенской. – Тверь, 2009. – С. 23–31.
[4] Аналитический отчет по результатам формативного исследования гендерно-ориентированных программ, проектов, интервенций и услуг в сфере снижения вреда // Людмила Шульга, Марина Варбан, Екатерина Яременко, Ирина Демченко. – К.: «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», 2015.
Литература к уроку 13
Список использованной и рекомендованной литературы
- Аналітичний звіт за результатами дослідження «Оцінка чисельності груп високого ризику інфікування ВІЛ в Україні станом на 2012 р.». – К.: МБФ «Міжнародний Альянс з ВІЛ/СНІД в Україні», 2012.
- Аналітичний звіт «Моніторинг поведінки та поширення ВІЛ-інфекції серед споживачів ін’єкційних наркотиків, як компонент епіднагляду за ВІЛ другого покоління» за результатами інтегрованого біоповедінкового дослідження 2013 р. – К.: МБФ «Міжнародний Альянс з ВІЛ/СНІД в Україні», 2014. – 161 с.
- Аналитический отчет по результатам формативного исследования гендерно-ориентированных программ, проектов, интервенций и услуг в сфере снижения вреда // Людмила Шульга, Марина Варбан, Екатерина Яременко, Ирина Демченко. – К.: «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», 2015. – 120 с.
- Інформаційний бюлетень No43 «ВІЛ-інфекція в Україні» – К.: Міністерство охорони здоров’я України, Український центр профілактики та боротьби зі СНІДом, ДУ «Інститут епідеміології та інфекційних хвороб ім. Л.В. Громашевського АМН України», Центральна санітарно-епідеміологічна станція МОЗ України, 2014.
- Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальностям 1-860101 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-230104 «Психология» / Сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2013. – С. 5-9.
Уроки этого курса:
Пособие по обучению детей правам человекa
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
stereotype_1 noun — Definition, pictures, pronunciation and usage notes
Definition of stereotype noun from the Oxford Advanced Learner’s Dictionary
noun
/ˈsteriətaɪp/
/ˈsteriətaɪp/
перейти к другим результатам
- фиксированное представление или образ, который многие люди имеют в отношении определенного типа лица или вещи, но который часто не соответствует действительности и может причинить боль и обиду
- культурные/гендерные/расовые стереотипы
- Он не соответствует обычному стереотипу бизнесмена в темном костюме и с портфелем. Раса и общество дискриминация/сегрегация
- продвигать/принимать/отмечать разнообразие
- борьба за/борьба за/продвижение расового равенства
- соответствие/вызов/нарушение (принятых/установленных/преобладающих/доминирующих) социальных/культурных норм
- жить в поликультурном обществе
- нападение /критиковать мультикультурализм
- увековечивать/усиливать экономическое и социальное неравенство
- внедрять/быть за/против (британский английский) позитивную дискриминацию/(особенно североамериканский английский) позитивные действия
- поддерживать/быть активным в/ играть ведущую роль в движении за гражданские права
Предубеждение и расизм
- пережить/столкнуться с расизмом/дискриминацией/предубеждение/антисемитизм религиозное преследование
- представлять собой/являться формой расовой/расовой дискриминации
- отражать/выявлять/показывать/иметь расовую/культурную предвзятость британский английский) чернокожие / (особенно североамериканский английский) афроамериканцы и т. д.
- дискриминировать группы меньшинств/меньшинства
- бросать вызов/противостоять расизму/дискриминации/предубеждениям
- бороться/ликвидировать/искоренять/борьба вопиющий/открытый/тайный/тонкий/институциональный/системный расизм
- осуждать/осуждать расизм/ненависть/антисемитизм
- закреплять/увековечивать расизм/расистские взгляды
- увековечивать/бросать вызов распространенному/популярному/традиционному/негативному стереотипу
- преодолевать/ быть ослепленным глубоко укоренившимися/расовыми/(особенно североамериканскими английскими) расовыми предрассудками
Дополнительные примеры
- Не все районы страны соответствуют стереотипам бедного севера и богатого юга.
- a writer who challenges sexual stereotypes
- common stereotypes about the French
- the media stereotype of the farmer
- the stereotype of women as passive victims
Oxford Collocations Dictionaryadjective
- common
- popular
- traditional
- …
глагол + стереотип
- Hold
- Создание
- Производство
- …
Предлог
- СЕРИОТИПОР ОБЛАСТЬ
- СТРАНЕТИПА
. ).
См. стереотип в Оксфордском расширенном американском словаре См. стереотип в Оксфордском словаре академического английского языка для учащихся
Проверьте произношение: стереотип
манера
существительное
Из списка слов
Оксфорд 3000
A2
Оксфордские словари для учащихся Слово дня
определение стереотипа | Open Education Sociology Dictionary
Содержание
Определение стереотипа
( существительное ) Характеристика группы людей с одинаковым поведением и чертами.
Стереотипное произношение
Руководство по использованию произношения
Слоговая система: ster·e·o·type
Звуковое произношение
– американский английский
– британский английский
Фонетическое правописание
- 1 британский английский 11-u-
- американский английский – /stAIR — / Ste-riuh-tiep /
Международный фонетический алфавит
- Американский английский- / ˈstɛrioʊˌtaɪp /
- Британский английский- / ˈstɪərɪphp /
Использование.
0169 стереотипыПохожие цитаты
- «Эйджизм, как и другие проявления предубеждений, может иметь под собой реальную основу. По статистике, пожилые люди чаще, чем молодые, страдают умственными и физическими недостатками. Но мы скатываемся к эйджизму, когда делаем необоснованные обобщения о целой категории людей, большинство из которых не соответствуют стереотипам» (Масионис и Пламмер, 2012: 418).
- «Предрассудки по отношению к пожилым очевидны. Пожилые люди часто воспринимаются как дети и, следовательно, неспособные нести взрослую ответственность. Предрассудки низводят людей до воспринимаемого более низкого статуса в обществе и проистекают из стереотипов, связанных с разными возрастными группами» (Андерсен и Тейлор, 2011: 92).
- «Есть еще одна сторона сексизма: предположения о другом поле, основанные на стереотипах, даже если вы не верите, что эти стереотипы нацелены на женщин, давайте проясним, что мы не поклонники стереотипов о мужчинах — мы жестокие от природы, что мы хотим только секса, что мы некомпетентны, когда дело доходит до ухода за детьми. Конечно, мужчины, как и женщины, продвигают эти сексистские стереотипы, но любой сексизм — отстой» (Kaufman and Kimmel 2011: 144).
Видео по теме
Дополнительная информация
- Половые и гендерные ресурсы – книги, журналы и полезные ссылки и Питер Фрейтаг, ред. 2012. Динамика стереотипов: языковые подходы к формированию, поддержанию и трансформации стереотипов . Хобокен, Нью-Джерси: Тейлор и Фрэнсис.
- Миллер Артур Г. 19 лет82. Глазами смотрящего: современные проблемы стереотипов . Нью-Йорк: Прегер.
Related Terms
- affirmative action
- bigotry
- discrimination
- hate crime
- norm
- power
- prejudice
- racism
- white privilege
References
Andersen, Margaret L. , and Говард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: Основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Кауфман, Майкл и Майкл С. Киммел. 2011. Руководство парня по феминизму . Беркли, Калифорния: Seal Press.
Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Works Consulted
Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Бранскомб, Найла Р. и Роберт А. Бэрон. 2017. Социальная психология . 14-е изд. Харлоу, Англия: Пирсон.
Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Крукс, Роберт и Карла Баур. 2014. Наша сексуальность . 12-е изд. Белмонт, Калифорния: Обучение Wadsworth Cengage.
Делани, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.
Британская энциклопедия. (N.d.) Britannica Digital Learning . (https://britannicalearn.com/).
Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010. Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Джари, Дэвид и Джулия Джари. 2000. Социологический словарь Коллинза . 3-е изд. Глазго, Шотландия: HarperCollins.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.
Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.
Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Макмиллан. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).
Мерриам-Вебстер. (Nd) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.
Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Тейлор и Фрэнсис. (N.d.) Онлайн-справочники Routledge . (https://www.routledgehandbooks.com/).
Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Торп, Кристофер, Крис Юилл, Митчелл Хоббс, Сара Томли и Маркус Уикс. 2015. Книга по социологии: простое объяснение больших идей . Лондон: Дорлинг Киндерсли.
Тернер, Брайан С.