СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. Г. Подвойский
СТЕРЕОТИ́П (от стерео… и греч. τύπος – отпечаток) в социологии и социальной психологии, устойчивый, обычно упрощённый образ того или иного объекта (индивида, группы, события, факта и т. п.), воспроизводимый в сознании человека и определяющий его отношение к данному объекту. Принято говорить о С. восприятия и мышления, а также о соответствующих им формах практич. поведения.
Классич. трактовка С. в русле традиции прагматизма была предложена амер. публицистом У. Липпманом в кн. «Общественное мнение» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаблоны», или «схемы», помогающие ориентироваться в окружающей действительности и выполняющие функции «экономии мышления» и психологич. защиты, поддерживая устойчивость субъективной картины мира индивида.
С. могут быть негативными и позитивными, явными и латентными, более или менее ярко выраженными и осознаваемыми их носителями. Индивид обычно усваивает С. своего социального окружения, в формировании С. участвуют разл. агенты социализации (семья, школа, конфессиональные структуры, политич. партии, проф. сообщества, средства массовой информации и т. д.). С., как правило, усваиваются некритически, принимаются осн. массой индивидов на веру, формирование С. часто предшествует личному опыту, который затем в большинстве случаев «подгоняется под стереотип». Изменение укоренившихся С. совершается очень медленно, оно затруднено действием многочисл. психологич. и социальных факторов (инерционностью или ригидностью психики индивида, давлением доминирующих в обществе коллективных представлений – верований, убеждений, вкусов и т. д.).
Социальные С. оказывают значит. влияние на характер межличностных и особенно межгрупповых взаимодействий. С., содержащий искажённый и предвзятый образ объекта, обычно именуется предрассудком или предубеждением. В зависимости от направленности С. на представителей «своей» или «чужой» группы различают автостереотипы (часто идеализируемые) и гетеростереотипы (нередко негативные). Крайней формой негативной стереотипизации «другого» является «образ врага». Начало изучению этнич. стереотипов было положено У. Самнером. В гендерной социологии и гендерной психологии исследуются С. маскулинности и фемининности – исторически обусловленные представления о «типично мужском» и «типично женском» складе характера и мышления, об ожидаемом от лиц определённого пола поведения в конкретных ситуациях.
С. как элемент обществ. настроений активно используются или направленно формируются в практиках политич. пропаганды, рекламы и т. п. Выявление С. массового сознания – важная задача, решаемая при проведении опросов общественного мнения. Роль процедур стереотипизации в процессе социального конструирования реальности на уровне повседневной жизни – одна из центр. тем в феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).
Манипуляция людьми. Динамические стереотипы это?
Манипуляция людьми — психология. Динамические стереотипы это? Нейроподход. «Смертные грехи» и «Красные кнопки». Вирусы — идеи. Мозг экономит на самом себе.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем знакомиться с широко распространённым и в то же время часто скрытым явлением нашей социальной жизни, под названием МАНИПУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. Это уже 3 статья в цепочке. С предыдущими Вы сможет познакомиться по ссылкам.
1 часть Статья «Манипуляция в переговорах. Скрытый характер воздействия.»
2 часть Статья «Манипуляция. Способ подачи. Технология. Инструмент воздействия.»
Блок 1. Манипуляция людьми. «Смертные грехи» — «Красные кнопки».В прошлой, второй статье были проведены параллели между «красными кнопками» (уязвимые места для атаки со стороны манипуляторов) и «смертными грехами». Давайте продолжим раскрывать этот вопрос и рассмотрим примеры из жизни на соответствие «грехам»:
1 Манипулятор — мальчик 7 лет кричит другому мальчику на детской площадке: «Что! Испугался!» На что второй парирует: «Ничего не испугался». И совершает действие, которое сам же осознает, как неправильное, за которое может получить наказание, этого мальчика взяли на «слабо». Мишенью оказалась его «красная кнопка» — гордыня.
2 Манипулятор — сотрудница бухгалтерии сообщает женщине — главному бухгалтеру: «Смотри как она расстилается перед директором, хочет тебя подсидеть» про другую коллегу. В результате, главный бухгалтер увольняет сотрудницу, которая якобы «расстилалась». И причина нашлась — за профессиональные ошибки, которые ей «помогли» совершить. «Красная кнопка» – зависть главного бухгалтера к молодости, «свежести» своей сотруднице.
3 Два приятеля едут в машине. Водителю хочется прибавить скорость, а машина, впереди не уступает полосу и едет слишком медленно. Это продолжается долгих 3 минут. После чего приятель — манипулятор ему говорит: «Леха, да они над тобой издеваются!» В результате чего, «горячий» водитель обгоняет по встречной полосе и резко подрезает автомобиль, так мешавший проехать. «Медленный» водитель – беременная женщина не справляется с управлением и выезжает на встречную полосу, где происходит лобовое столкновение. В результате, два искореженных автомобиля с трупами, а Леха продолжает свой путь и его «красная кнопка» – гнев.
4 Манипулятор — бабушка говорит своему внуку: «Что ты совсем измученный, устал небось от своих школьных занятий». На что внук реагирует соответствующим образом: «Зачем я уроки учу, лучше поиграю в комп». В результате, «красная кнопка» – леность под прицелом снайперской винтовки компьютерной игры.
5 Манипулятор — дачница говорит своей соседке: «Зина, что-то наш сосед давеча остановился напротив твоей малины, которая за твоим участком на дороге растет и все ее рассматривал так внимательно». В результате, Зина бегом отправляется к малине на дороге за забором собственной дачи и собирает ее полдня, в том числе и не поспевшую, руководствуясь убеждением: «Сосед задумал обобрать якобы бесхозную малину, а я уж этому не позволю случиться, потому что это все мое и не важно, что малина на общей дороге, это же рядом с моей дачей, и не важно, что на моей даче малины так много, что ее и собрать уже сил нет». «Красная кнопка» – алчность.
6 Манипулятор — жена говорит мужу, который пытается бросить пить: «С тобой уже невозможно находится, волком рычишь, а Галка пиво принесла, я уж ей говорю, что мой бросает, а она про жару все толкует, что бутылочка пива то не повредит подруге, от перегрева спасет, так и оставила в холодильнике, а я-то пиво не люблю, ты ж знаешь». Муж «задним умом» понимает, что жена сама и купила это пиво, потому что знает, когда он навеселе, то можно просить его, о чем угодно. Муж на втором мыслительном плане отчасти понимает, что жена манипулирует, но не в силах справиться с привычкой пить любимое пиво, и не способен разойтись с женой, которая потакает его зависимости и помогает ему оставаться алкоголиком. И поэтому муж идет к холодильнику, радостно предвкушая терпкий вкус тайного убийцы своей жизни. «Красная кнопка» – чревоугодие мужа.
7 Манипулятор — сотрудница подходит на корпоративной вечеринке к своей симпатичной коллеге — другой женщине и говорит: «Наташ, там коммерческий директор и его зам приглашают на дачу к ним продолжить веселье, там у них бассейн есть, твой то сама рассказывала вечно из командировок приезжает с запахом женских духов, да и сейчас тебе даже не звонил, не интересуется как ты тут, ну и мы шампанское выпьем в бассейне, как белые люди, а до двенадцати вернемся». Наташа соглашается после настойчивых уговоров и обаятельных шуток со стороны коммерческого директора. В результате, Наташа изменяет своему мужу, а коммерческий директор жене. И вместо того, чтобы сохранить брак, в котором двое маленьких детей, происходит его обрушение, потому что Наташа не справляется с новым опытом и становится заложницей обманутых ожиданий. «Красная кнопка» – сладострастие.
ВИДЕО «Переговоры с поставщиком. Как ответить поставщику?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 2. Манипуляция людьми. Вирусы — идеи. Динамический стереотип.Когда манипулятор в состоянии оказывать воздействие?
— На старте реакции субъекта-мишени, где возникает смешение мотивов.
— На выборе одного «целевого» мотива мишенью.
— На поддержание выбранной линии поведения мишенью.
Эмоциональные переживания людей «первичных мишеней» в свою очередь способствуют внутреннему поиску и выбору собственных подходящих мотивов, запускающих последующие поведенческие акты. Поиск и выбор мотивов в большинстве случаев происходит автоматически, запускается динамический стереотип, который представляет из себя привычную рефлекторную реакцию в ответ на предъявляемый стимул.
Что такое динамический стереотип?
Динамический стереотип – это в малой степени осознаваемое и управляемое человеком действие, которое осуществляется спонтанно по типу предустановленной реакции в ответ на стимул, отсутствует остановка для переработки информации с использованием операций мышления, отсутствует систематизация информации и ее соотнесения с главными целями.
Роль сознания «человека-мишени» как разумного осознания происходящего в коммуникативном пространстве часто сведена к минимуму. В реальности «человек-мишень» выделяет те причины поведения, которая выбирались раньше. Осознанные причины оказываются типичными и не зависят от индивидуальных особенностей текущей ситуации, от упаковки, от тех обстоятельств, внутри которых разворачивается процесс. Именно тот факт, что сознание как осознание не задействовано полностью в процессе, возникает стандартная реакция у субъекта – мишени, так желаемая манипулятором.
У «мишени» возникает ложное ощущение свободы выбора и ответственность он берет на себя! Именно это и нужно манипулятору!
Это ощущение является иллюзией свободы выбора, поскольку мишень не осознает, что идеи чужеродные. Именно идеи-вирусы породили борьбу субличностей, схватку мотивов внутри человека и это в лучшем случае. Но чаще всего, нет никакой борьбы, потому что отсутствует иммунитет к вирусам или источнику вируса. В итоге торжество победы идеи-вируса, когда отсекаются все остальные.
Блок 3. Манипуляция людьми. Мозг экономит на самом себе.Реакция «мишени» в условиях манипуляции имеет сходство с поведением человека, переходящего проезжую часть на светофоре. Когда светофор переключился на красный цвет, пешеход набирает скорость, чтобы быстрее закончить свой переход. Почему? Потому что с детства он знает, если не успеет перейти дорогу на зеленый свет, то уже на красный автомобили поедут, а это угрожает его жизни. Пешеходу совсем не обязательно каждый раз на дороге осознавать весь процесс заново, учитывать все обстоятельства и только после этого совершать тот или иной поступок, потому что эта когнитивная деятельность весьма энергетически затратная.
СПРАВОЧНО
Мозг человека в состоянии бодрствования потребляет в среднем 25% всей энергии организма. Это в обычном состоянии. При целенаправленной когнитивной деятельности показатель затрат возрастает в два и более раз, свыше 50%. Объем потребления зависит от количества, амплитуды эмоциональных переживаний, и от концентрации внимания, связанного с восприятием, работой памяти и мышления.
Мозг — это очень «дорогой в обслуживании» для человека орган! Если есть возможность снизить его энергетическое обеспечение, то это и делается ПО УМОЛЧАНИЮ самим мозгом без участия человека!
Поэтому эволюционно сформированные как более ранние, реакции нервной системы по типу рефлекторной дуги, являются основными. В процессе онтогенеза возникают условные рефлексы. Это стереотипные реакции организма в ответ на предъявлении определенного стимула. В этих реакциях задействованы в том числе участки коры больших полушарий. Однако подобные реакции не требуют значительных энергетических затрат. «Корпоративный лозунг» подобных рефлексов: «Мы так делаем всегда, потому что мы так делали всегда».
В примере с пешеходом не требуется подключать значительное количество нейронов коры больших полушарий. Достаточно активаций синапсов в более древних участках головного мозга. Именно типичные динамические стереотипы являются стандартной реакцией организма человека при столкновении с «привычным миром». А в ситуациях, когда возникает «удивление человека», когда его ожидания не соответствуют предъявленному набору стимулов, то разряжаются значительное количество нейронов в различных корковых структурах головного мозга. Не трудно представить, насколько интенсивно мозг начнет функционировать, если пешеход увидит, как после моргающего зеленого цвета загорится вдруг ярко голубой, автомобили все заглохнут, а люди вокруг встанут на руки!
Заказать услугу «Переговоры — Переписка»
Блок 4. Манипуляция людьми. Дифференцированная когнитивная компетентность.В ситуациях с манипуляциями стандартным ответом субъекта-мишени является обычная, типичная реакция, по принципу: «Чего рассуждать, все и так понятно». Эта реакция обусловлена недостаточно развитыми коммуникативными компетенциями. Это не значит, что человек глупый или умный. Лауреаты нобелевских премий восприимчивы к манипуляциям не меньше, чем их более скромные соседи. В тоже время зек с 20 летним стажем и 3 классами образования способен проводить международные семинары по противоборствам манипуляциям. Разумеется, спикер — зек будет проводить гипотетический семинар на своем жаргоне, используя знакомые ему жизненные ситуации.
Существует ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, которая и позволяет «урке» быть «умнее» профессора математики в вопросе противодействия манипуляциям.
На сегодня пора остановиться! А в следующей статье мы с Вами с новыми и свежими силами продолжим продираться через «терновник» знаний, как противодействовать манипуляциям в жизни!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
Читать продолжение по ссылкам:
4 часть. Статья «Кто манипулирует людьми? Способы защиты от манипуляций.”
5 часть. Статья «Механизм манипуляций. Психологические установки личности.»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки, позитив от Вас, это важно для автора! И пишите комментарии, говорите, не стесняйтесь, Вы достойны того, чтобы Вас услышали тысячи людей! Обратная связь от Вас — это важно для автора, поверьте! Статью пишет не компьютерная программа, а живой человек!
С Вами был Владислав Якимов! Конечно спасибо за то, что были со мной! Пока!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Предубеждение против стереотипа (определения + примеры)
Практическая психология
Хотя мы можем стараться изо всех сил, мы все виновны в предубеждениях и стереотипах. Знание того, что это за методы и почему мы их используем, является одним из первых шагов к принятию более обоснованных и беспристрастных решений.
Предубеждение против стереотипа
Что такое предубеждение?
Что такое стереотипы?
Предрассудки против стереотипов и дискриминации
Предубеждение против стереотипа
Предубеждение — это отношение. Стереотип – это убеждение. Как предубеждения, так и стереотипы часто не основаны на разуме или личном опыте, но они формируют то, как мы видим мир. Если их не остановить, предрассудки и стереотипы могут привести к дискриминации и насилию.
Давайте подробнее рассмотрим эти две концепции.
Что такое предубеждение?
В словаре Merriam-Webster предубеждение определяется как «предвзятое суждение или мнение». Далее говорится, что это «противоположное мнение или склонность, сформированные без достаточных оснований или без достаточных знаний».
По сути, предубеждение — это отношение, сформированное без причины или реального опыта. Представление о том, что женщина не должна быть президентом, является примером предубеждения. Нет никакого разумного аргумента, который мог бы поддержать эту идею. Тем не менее, мы постоянно формируем отношения, которые столь же вредны или неточны.
Пример предубеждения
В 1989 году Дональд Трамп потратил 85 000 долларов на рекламу в газетах, призывающую к смерти пяти чернокожих и латиноамериканских подростков, обвиненных в изнасиловании и избиении белой женщины в Центральном парке. Трамп потратил эти деньги до того, как мальчики предстали перед справедливым судом. Его представления о вине мальчиков и соответствующем наказании за их действия являются примером предубеждения. Предубеждением можно считать и общественное мнение, сформировавшееся по поводу дела частично из-за рекламы Трампа.
В 2002 году в преступных действиях признался человек, не входивший в «пятерку Центрального парка». Анализ ДНК подтвердил его признание, и пятеро мальчиков были освобождены из тюрьмы и реабилитированы. В 2019 году Трамп отказался признать несправедливость своих суждений и действий.
Что такое стереотипы?
Откуда берутся наши суждения и установки? Почему Трамп вынес такой строгий приговор пятерке из Центрального парка, когда над ними не было проведено надлежащего судебного разбирательства? Часто предубеждение происходит от стереотипов.
Стереотипы — это упрощенные представления о группе людей, обычно «чужой» (группе людей, к которой мы не принадлежим). Стереотипы могут исходить из образов, которые мы видим в средствах массовой информации, или из социальных ценностей. Ваши родители, учителя или общественные деятели, возможно, научили вас верить стереотипам, даже если они не соответствуют действительности.
Стереотипом может быть представление о том, что мужчина является лучшим руководителем, чем женщина. Или идея о том, что люди с избыточным весом ленивы.
Отучиться от стереотипов бывает чрезвычайно сложно. Ведь им нас учат с самого рождения. Они могут настолько укорениться в нашем сознании, что мы не думаем о них сознательно. Вот почему загадки, подобные упомянутой ранее, могут быть такими неудобными или поучительными.
Имплицитная ассоциация
Эти бессознательные стереотипы включают имплицитную ассоциацию. Ваше подсознание может ассоциировать белых людей с более положительными чертами или ЛГБТ-людей с более отрицательными чертами. И хотя вы можете полагать, что у вас есть непредвзятое мнение об определенных группах, тесты, подобные гарвардскому тесту на неявные ассоциации, могут говорить об обратном.
Возвращаясь к примеру с Central Park Five, предвзятое мнение Трампа о пяти обвиняемых мальчиках, без сомнения, подпитывалось стереотипами о чернокожих и латиноамериканцах. Эти стереотипы могут говорить о том, что чернокожие и латиноамериканские мужчины склонны к насилию или преступникам. Другое обобщение состоит в том, что чернокожие и латиноамериканцы — насильники. Мы видим возрождение этого стереотипа в 2016 году, когда Трамп предположил, что мексиканские иммигранты были насильниками и преступниками.
Трамп далеко не единственный человек, который верит в эти стереотипы. Однако самое опасное в нем то, что с его деньгами и властью он может действовать на основе предрассудков и стереотипов таким образом, что это влияет на многих людей во всем мире.
Пример стереотипов в повседневной жизни
Возможно, вы уже слышали эту «загадку». Отец и сын попали в автомобильную аварию. Отец констатирован мертвым, а сына увезли в больницу на операцию. Хирург видит сына на столе и говорит: «Я не могу его оперировать. Он мой сын». Кто такой хирург?
Стыдно думать, что вы или кто-то из ваших знакомых не сразу получил ответ. Ответ заключается в том, что хирург — мать сына.
Эта загадка призвана обмануть нас, играя на нашем стереотипном образе хирурга. Это изображение мужчины. Женщины составляют четверть всех хирургов по всей стране, так что этот образ не так уж ошибочен. Но из-за некоторых представлений о том, как должен выглядеть хирург и какие профессии подходят женщинам, многие женщины отговариваются от поступления в хирургическую профессию.
Предрассудки против стереотипов и дискриминации
Предубеждения, стереотипы и дискриминация, очевидно, не ограничиваются хирургическим или медицинским миром. Эти практики находятся в центре многих важных и часто неудобных тем, которые обсуждаются за обеденным столом. Чтобы вести более продуктивный разговор по этим вопросам, лучше быть в курсе.
Все мы держимся стереотипов, заложенных в нас с рождения. Мы можем позволить этим стереотипам влиять на наше отношение к человеку, потому что он принадлежит к группе, которую нас приучили не любить.
Вы можете подумать: «Но я никого не дискриминирую». Это может быть правильно, хотя вы можете по-прежнему придерживаться скрытых предубеждений или иметь предубеждения против одной группы людей. Пока вы не боретесь с этими стереотипами и предрассудками, вы не дискриминируете других. Дискриминация – это поведение, подпитываемое предрассудками (отношением) и стереотипами (убеждениями) 9.0003
Но есть действия, которые вы также можете предпринять, чтобы избавиться от убеждений и взглядов, негативно влияющих на ваши решения. Одно из таких действий — просто принять тот факт, что на ваши убеждения могут влиять стереотипы и предубеждения. Еще одно действие, которое нужно предпринять, — это взять книгу или поговорить с кем-то, кто отличается от вас. Поговорите с ними. Слушай их. Посмотрите, как вы можете открыть свой разум другим идеям о людях, которые могут быть непохожи на вас или иметь то же самое о вас.
Дополнительные сведения о социальной психологии и о том, как мы формируем суждения, используя предубеждения, также могут помочь вам сделать шаг назад и изучить, как вы сформировали убеждения, которые у вас есть сегодня. К счастью, я знаю только сайт, который может помочь вам узнать больше об этих темах!
Когда вы начнете замечать различия между отдельными людьми и группами людей, вредные стереотипы могут начать разрушаться.
[статья-ссылка]
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья.
Психология. Стереотипы и их динамика — 2428 слов
Содержание
- Введение
- Обсуждение
- Заключение
- Список литературы
Введение
) определяет «стереотип» как «предвзятое и чрезмерно упрощенное представление о характеристиках, которые типизируют человек или вещь». Онлайн-словарь Merriam-Webster (2008 г.) утверждает, что стереотип — это «что-то, соответствующее фиксированному или общему образцу; особенно: стандартизированная мысленная картина, которая является общей для членов группы и представляет собой чрезмерно упрощенное мнение, предвзятое отношение или некритическое суждение». Оба определения важны с самого начала, потому что они отражают суть стереотипов, преобладающих сегодня в мире. Стереотипы существовали всегда, с момента образования первых человеческих обществ. Это эссе направлено на изучение психологических последствий стереотипов для общества в мире и того, что можно сделать, чтобы избежать такой практики.
Причин, по которым люди прибегают к стереотипам, много. Социологи уже давно предполагают, что люди пытаются разбить сложные ситуации на более мелкие упрощенные части, чтобы лучше справляться с ситуацией. Этот процесс дезагрегации — естественный психологический феномен, основанный на убеждении ученых-бихевиористов в том, что человеческий разум имеет ограниченные возможности познания и, следовательно, ищет простоты для анализа фактов по мере их поступления. Этот процесс дезагрегации часто называют «категоризацией». Люди склонны классифицировать объекты, людей и события в упрощенных категориях для простоты реагирования на них, когда этого требует ситуация. «Мы группируем вещи по категориям, потому что ожидаем, что вещи в определенной категории будут вести себя сходным образом, поэтому у нас есть простой способ понять поведение» (Шнайдер, 2004, стр. 64). Например, у квадрата четыре стороны, перпендикулярные друг другу; это категория, которую люди используют для категоризации всех форм, приближающихся к квадрату, когда на самом деле это может быть не квадрат. Таким образом, категоризация является «конструкцией» механизмов обработки человеческой памяти, и, следовательно, такая категоризация со временем закрепляется в так называемых стереотипах. Этот завершенный процесс применительно к людям приводит к глубоким психологическим следствиям, которые изменили ход истории, привели к преследованиям в некоторых обществах, волнениям и войнам. Не все стереотипы негативны, и некоторые позитивные стереотипы оказали благотворное влияние на человечество.
Социальный контекст стереотипов важен для понимания явления. Первые уроки стереотипизации ребенок получает от родителей и близких родственников. Некоторые из этих стереотипов используются в качестве инструментов для изменения поведения ребенка, а не для того, чтобы дисциплинировать ребенка, а не для реального намерения нанести ущерб его уму. Например, родители или старшие могут рассказывать страшные истории о демонах и монстрах, чтобы ребенок замолчал. В таких историях часто подчеркивается естественный страх темноты, и «демоны» принимают форму тьмы, что приводит к рисованию картины черных демонов. Эти ментальные образы постепенно трансплантируются, и ребенок может в конечном итоге ассоциировать демонов с любым человеком, обладающим темным цветом лица. Другие с откровенно расистскими наклонностями намеренно прививают страшные истории об определенной расе, чтобы скрыть разделение и исключительность. Таким образом, не так давно черный человек ассоциировался с ленью, злом и дьяволом. Некоторые ученые-бихевиористы считают, что автоматические стереотипы могут возникать «непосредственно при восприятии человека, выполняющего определенное действие» (Каваками и др., 2002, стр. 5). Например, образ старика автоматически ассоциируется с качеством «медлительность».
Стереотипы также используются как средство достижения социально-политической выгоды. В таких случаях страх является ключом. Страшилки о «других» помогли лидерам укрепить свои позиции в обществе и использовать для расширения своей власти как на географическом, так и на психологическом пространстве людей и их земель. Например, исламские лидеры считали, что, кроме «людей книги», все другие расы были неверными, которые, если не обратились в ислам, могли быть истреблены. Этот стереотип привел к одной из самых ужасных бойней в истории человечества. Точно так же стереотип о том, что все мусульмане Jehadis некоторыми представителями христианского мира привело к серьезным разногласиям и социально-политическим проблемам во всем мире. Философия «Они и мы» успешно использовалась при построении империй и наций. Стереотипы привели к формированию различных образований, а также к росту этнонационализма во всем мире. Это также привело к огромной дискриминации.
Стереотипы принимают форму классового разделения в западных обществах и кастового разделения в некоторых восточных обществах. В 5000-летнем индуистском обществе люди делились на четыре касты, а именно на Брахманы; ученых и жрецов, кшатриев ; класс воинов, вайшьев ; торговцы и фермеры и шудр ; которые выполняли черную работу, включая очистку человеческих экскрементов, уборку мусора и т. д. Первоначально эти касты были основаны на способностях индивидуума, но они постепенно расслоились на жесткую кастовую систему для защиты личных интересов определенного сообщества, которые позже превратились в жесткие стереотипы. . Таким образом, все браминов без исключения должны быть учеными и мудрыми. Все кшатриев якобы являются воинами, которых можно призвать для защиты страны. Все вайшьев являются фермерами и торговцами, а все шудр из-за характера их работы нечисты. Эти стереотипы настолько укоренились, что до настоящего времени Индия не могла разорвать оковы этого мыслительного процесса. Психологические последствия таких стереотипов разрушительны. Беглый визит в любую индийскую деревню покажет, что Шудры даже сегодня не осмеливаются поднять голову и заговорить с представителем высшей касты. В некоторых деревнях шудрам запрещено черпать воду из деревенского колодца, и они должны идти в другое место, чтобы удовлетворить свои повседневные потребности. Эффект такой дискриминации, которая распространяется на все сферы человеческой деятельности, привел к серьезным психологическим нарушениям и личностным дисфункциям миллионов зарегистрированных каст, как шудр , официально известных в Индии. Сейчас этот эффект медленно меняется только благодаря титаническим усилиям правительства, общественных лидеров и неправительственных организаций на протяжении десятилетий.
Стереотипы, описанные выше, в какой-то момент времени отразились через Атлантику в Соединенных Штатах Америки. Истории и случаи сегрегации были бы похожи, и достаточно взглянуть на борьбу с рабством Авраама Линкольна, Гражданскую войну в США, движение за гражданские права чернокожих в шестидесятых и страдания «позитивных действий», чтобы понять силу стереотипы.
На человеческом уровне эффект стереотипов заключается в усилении власти одних сообществ и подчинении других. Таким образом, представление о ромских цыганах как о «ворах» и «похитителях детей» является популярным стереотипом, благодаря которому эта конкретная община продолжает жить на обочине общества по всей Европе, независимо от «просвещенного» сообщества Европейского Союза. Стереотип, предполагающий, что курды коварны, ненадежны, смутьяны и варвары, привел к тому, что все сообщество остается группой без нации. Стереотип о том, что «все евреи — кровопийцы», вызвал волну преследований со стороны нацистов, которая привела к гибели более шести миллионов евреев. Стереотипы на групповом уровне помогли укрепить позиции и создать загадку, которой сегодня являются Балканы. Враждебность между сербами, хорватами, славянами-христианами, славянами-мусульманами и множеством субрегиональных образований на Балканах является загадкой, в которой стереотипы сыграли большую разрушительную роль.
Стереотипы также использовались Вооруженными Силами всего мира в негативном ключе для достижения положительного результата. Вооруженные силы США регулярно использовали стереотипы о «косоглазых», «обезьянах» и «япошках» для поднятия боевого духа войск в их борьбе против японцев во время Второй мировой войны и вьетконговцев во время войны во Вьетнаме. Пакистанская армия успешно разработала стереотип о том, что все индуистские (индийские) солдаты изнежены и что «один пакистанский солдат равен 10 индийским солдатам», чтобы поднять боевой дух и начать четыре обычные войны против Индии. Стереотип о том, что «все арабы тупые», тщательно культивировался британцами, чтобы заручиться общественной поддержкой и оправдать свои различные экспедиции на Ближний Восток. Ученые-бихевиористы объясняют эти явления тем, что «позитивные стереотипы о себе и негативные стереотипы чужой группы вносят положительный вклад в социальную идентичность» (Klein & Azzi, 2001, стр. 280).
Стереотипы также служат механизмом преодоления, отводным клапаном от неприятного фактора под названием «Человеческая совесть». Таким образом, чернокожие были «недочеловеками», которых можно было поработить и которые не заслуживали равных прав человека. Точно так же жители колоний были «бременем для белого человека», которые нуждались в том, чтобы их хозяева цивилизовали их.
Гендерные стереотипы использовались как инструмент, чтобы не допустить женщин на работу. Гендерный стереотип утверждает, что женщины — слабые, эмоциональные существа, основная роль которых заключалась в том, чтобы воспитывать семьи и заботиться о доме. Этот стереотип уникален среди различных стереотипов из-за его почти универсальной приемлемости независимо от местоположения на земном шаре. Стереотип оказывает влияние на целевую группу также как и Bell & Spencer (отчет 20020 г. «Недавнее исследование показало, что угроза стереотипа — мешает женщинам сдавать стандартизированный экзамен по математике» (стр. 1). Эти стереотипы проникают и в залы заседаний совета директоров корпоративного мира. , Согласно исследованию Catalyst group (2005) «Гендерные стереотипы изображают женщин лишенными тех самых качеств, которые люди обычно связывают с эффективным лидерством. В результате они часто создают ложное представление о том, что женщины-лидеры просто не соотносятся с мужчинами по важным параметрам». (стр. 1)
«Согласно теории социальной идентичности (ТСИ), представления о социальных группах (или стереотипах) выполняют множество функций, связанных с групповой защитой и усилением группы» (Klein & Azzi, стр. 280). Потребность в социальной идентичности и усилении группы иногда проявляется в преднамеренном культивировании стереотипов для создания национальной идентичности. Австралия является типичным примером этой вариации. После Вестфальского мира 1648 года нации стремились установить свою национальную идентичность на основе общих социальных, культурных, этнических и религиозных ценностей. Этот процесс легче для народов, имеющих богатую историю; культура и религиозное прошлое, поскольку источник для объединения всех ингредиентов для развития национальной идентичности легко доступен. С другой стороны, у Австралии практически не было исторического фона, который можно было бы использовать в качестве источника. Таким образом, из-за отсутствия исторического контекста австралийцы решили использовать свое обширное географическое пространство как основу для построения своей национальной идентичности. Этот процесс требовал большого воображения, веры в себя и сознательных усилий для создания «истории», которая представляла собой смесь мифов, легенд и реальных фактов. Чрезвычайно суровые условия австралийской глубинки, известной в народе как «Буш», требовали единомышленников для завоевания, служили как раз нужным ингредиентом для формирования австралийской идентичности. Австралийцы были настолько успешны, что сегодня сложился стереотип о квинтэссенции австралийского «бушмена», девятого0116 Крокодил Данди , выносливый, надежный «напарник», которому можно доверить борьбу за правое дело, воспринимается как нерушимая истина.
Промышленность тоже использует стереотипы в своих интересах. Менеджеры по рекламе и маркетингу изучают стереотипное поведение и группы, а затем разрабатывают свои рекламные и маркетинговые стратегии для продажи своей продукции целевой группе. Печатные СМИ часто используют стереотипное мышление, чтобы продавать свои газеты нишевым сообществам или целевой аудитории. Кредитные и кредитные агентства полагаются на статистические данные и стереотипы потенциальных клиентов, которые представляют минимальный риск. Возможно, киноиндустрия лучше всех понимает силу определенных стереотипов и возможность использования этих стереотипов для создания блокбастера.
Население, наиболее восприимчивое к стереотипам, относится к различным категориям. На уровне единиц дети любого класса, касты, вероисповедания или религии, независимо от уровня «цивилизованности» этого общества, подвержены влиянию стереотипов. На национальном уровне первая категория – это победители, те, кто распространяет стереотип. Жертвы — это мишень, которая может оказаться побежденной. В этой старомодной конструкции те, кто порабощен, становятся объектом негативных стереотипов, которые затем подкрепляются победителями в своих интересах. Стереотипы также легко насаждаются в контролируемых обществах. Тоталитарные режимы, которые могут манипулировать доступом к информации, меняют историю; образование и изображения в средствах массовой информации могут легко создать стереотипы среди целевых групп населения. Слабые личности в поисках идентичности, легко впечатлительные и те, кто стекается в собрания различных культов и подсект, — это еще одна группа населения, подверженная влиянию стереотипов.
Согласно Romascavage (2005), «чтобы стереть стереотип, группе людей может потребоваться либо попытаться создать совершенно новый образ, либо членам, возможно, придется отмежеваться от этой группы» (параграф 8). Для устранения стереотипов потребуются действия на различных уровнях. На глобальном уровне международным агентствам необходимо усердно работать, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к опасностям стереотипов. Образование – ключевая панацея от стереотипов. Не следует поощрять стереотипное представление о полноценных странах как обладающих определенной отрицательной чертой и радикальные обобщения. Обозначение всех случаев терроризма как «исламского фундаментализма» противоречит тому факту, что статистически число мусульман, причастных к террористическим актам, ничтожно мало по сравнению с подавляющим большинством мусульман, желающих жить мирной жизнью. Влиятельные писатели, мыслители и лидеры должны высказывать свое мнение, чтобы способствовать устранению стереотипов. Влиятельные телеведущие и религиозные учителя пользуются большим спросом во всем мире. Именно эти видные деятели должны протянуть руку помощи в борьбе со стереотипами.
Иногда мировые события сами по себе помогают изменить стереотипы. Объявление сенатора Барака Обамы следующим президентом Соединенных Штатов Америки помогло разрушить давний стереотип о (не)способностях чернокожего человека. Это знаменательное событие не только разрушило стереотип о «черном человеке», но и привело к заметным изменениям в глобальном мировоззрении; еще один стереотип о том, что Америка — расистская страна.
Заключение
На рабочем уровне объективная оценка в организациях, учреждениях и офисах будет иметь большое значение для устранения давних убеждений. Более широкое освещение историй успеха ранее находившихся в неблагоприятном положении слоев общества также помогло бы внести изменения в негативные стереотипы целевых групп населения. Внедрение подходящих механизмов уравновешивания, а также законов, препятствующих формированию негативных стереотипов, являются одними из вариантов, доступных правительствам и обществу в целом. В этом стремлении средства массовой информации также могут сыграть большую и конструктивную роль. В современном проводном мире информация может быть доступна почти всем мгновенно. Средства массовой информации должны использовать свои священные принципы честной игры, беспристрастности и справедливо сообщать о недостатках негативных стереотипов. Таким образом, «позитивные действия» должны быть не только усилиями правительства, но и совместными усилиями всего общества.
Ссылки
Белл, Эми Э. и Спенсер, Стивен Дж. (2002). Влияние стереотипной угрозы на успеваемость женщин по основам инженерного экзамена.