Стереотипия: двигательная и речевая у детей и взрослых
Стереотипия — это состояние, при котором человек совершает бесцельные повторяющиеся движения, мешающие нормальной деятельности и иногда травмирующие его самого.
Действия при стереотипии могут быть простыми (раскачивание из стороны в сторону) и сложными (марширование), простые стереотипные движения более распространены. Также стереотипии могут быть речевыми или невербальными, направленными на предмет, объект или самого себя, затрагивать мелкую или крупную моторику.
Для стеореотипий типична манифестация в раннем детском возрасте, чаще всего они встречаются у детей с расстройством аутического спектра (РАС), умственной отсталостью, сенсорной депривацией, нарушениями зрения, однако могут проявляться и при нормальном развитии, сохраняясь во взрослом возрасте. Стереотипии также могут наблюдаться при психических расстройствах (шизофрения), генетических заболеваниях, дистониях, фокальной эпилепсии, лобно-височной деменции.
Повторения одних и тех же действий (стереотипии) могут быть двигательными (раскачивания, взмахи руками, подпрыгивания, ритмичные сгибания пальцев, кусание ногтей/губ, кивание головой), зрительными (частое моргание, длительное наблюдение за перемещающимися объектами — транспортом, каплями воды), речевыми (повторение слов, фраз, цитат, звуков), поведенческими (соблюдение неких ритуалов), ритмическими (скандирование стихотворений, выкладывание орнаментов из мелких предметов, игрушек, листание страниц книги), тактильными (частое мытье рук, потирание ладоней, царапанье кожи), самоагрессивными (щипание себя, укусы, удары об стену или пол) и др.
Стереотипии часто путают с тиками, но это не одно и то же. Стереотипии, как правило, начинают проявляться до 3 лет ребенка, могут длиться от нескольких секунд до нескольких минут и полностью отсутствуют во время сна, для них характерны поведенческие паттерны, в процесс вовлечены кисти рук, руки, голова, все тело, стереотипии ритмичны и продолжительны, быстро прекращаются, если ребенка отвлечь (например, окликнуть). Тики могут начать проявляться в 5–7 лет, чаще всего затрагивают глаза, лицо, голову, плечи, для тиков характерны предвестники (неприятные ощущения в теле, покалывание или зуд кожи, жжение в глазах, жжение в мышцах).
Причины стереотипии
Причины стереотипии окончательно не установлены, их патофизиология еще изучается, однако исследования показали, что примерно у 25% детей, склонных к повторению одних и тех же действий, в семейном анамнезе были двигательные или другие стереотипии, что, возможно, указывает на генетическую предрасположенность к этому состоянию. Кроме предположений о влиянии генетики, существуют и гипотезы о роли структурных аномалий мозга или нарушений его функции, нейрохимических и психологических факторов, факторов окружающей среды.
Точно известно, что стереотипии могут усугубляться или учащаться, если ребенок находится в состоянии стресса, беспокойства, возбуждения, устал или полностью поглощен какой-либо деятельностью. А, например, тяжесть и частота двигательных стереотипий при РАС коррелирует с тяжестью заболевания.
Когда при стереотипии необходимо обратиться к врачу?
К врачу необходимо обратиться при наличии признаков стереотипии: повторяющихся бесцельных движениях. При угрозе самоповреждения необходима срочная помощь.
На данный момент доказанно эффективного медикаментозного лечения стереотипии не существует. В ряде случаев снизить проявление этого симптома помогает когнитивно-поведенческая терапия. Однако она не подходит детям раннего возраста, поскольку требует активного включения ребенка в процесс лечения (понимания просьб или рекомендаций врача и следования им). Родителям предлагается обеспечить безопасность ребенка в домашних условиях, чтобы снизить риск получения травм.
К каким врачам обращаться по поводу стереотипии?
Для определения причин возникновения стереотипии, диагностики состояния и лечения необходимо обратиться к педиатру, психотерапевту, психиатру.
Автор:
Амеличева Алена Александровна
медицинский редактор
Дата публикации: 21 Октября 2022
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
Поведение человека или животного становится стереотипным, когда появляется тенденция неизменного повторения цепи определенных действий — как внешних, предметных, так и внутренних (например, некоторых суждений). Тенденция фиксации поведения появляется тогда, когда одни и те же фрустрирующие ситуации повторяются. Под воздействием повторных фрустрирующих ситуаций человек вновь и вновь совершает одни и те же действия, хотя и они оказались неадаптивными.
Стереотипию поведения часто можно наблюдать у людей. Однако экспериментальные исследования проведены на животных, в частности, на белых крысах. Приведем краткое описание одного из экспериментов: белая крыса была обучена прыгать к одной из стимульных карт, прикрепленных на окне. При подходе к позитивной карте она находила за ней пищу, а при подходе к так называемой негативной карте — получала наказание. В качестве позитивной карты использовался черный круг на белом фоне, в качестве негативного — белый круг на черном фоне. Когда крыса подходила к положительной карте и толкала ее, она отступала и открывался доступ к платформе, на которой находилась пища. Негативная карта, напротив, не отступала, крыса ударялась о нее и падала в клетку. Можно научить крысу подходить всегда к позитивной карте, с какой бы стороны она ни была помещена.
Эту экспериментальную ситуацию можно превратить в фрустрирующую ситуацию, если сделать задачу неразрешимой. Такая ситуация создается следующим образом: как положительная, так и отрицательная карты в половине случаев вознаграждают крысу (положительно подкрепляют ее поведение), а в половине случаев наказывают ее. Любой вариант решения в половине случаев оказывается правильным, в половине же — неправильным.
В результате многократных попыток у крысы формируется стереотипное поведение: она регулярно подходит только к одной стороне (к правой или левой) и не обращает внимания на то, какая карта экспонирована. В результате такого стереотипного поведения крыса в половине случаев вознаграждается, в половине же — получает наказание. Когда стереотипия устанавливается, становясь привычной, ее очень трудно изменить, она становится патологической фиксацией. Например, если крыса привыкла прыгать только на правую сторону, и если теперь после каждого прыжка к правой карте ее наказывать, она тем не менее будет много раз подходить опять-таки к правой карте, если даже левое окно открыто и пища доступна ей.
Предполагается, что у человека некоторые формы персеверативного поведения (например, сосание пальца, заикание и др.) становятся фиксированными, поскольку повторные наказания и фрустрации привели к усилению нежелательных ответов. Таким путем закрепляются некоторые ошибочные действия счета, чтения и т. п.; они, по-видимому, были такими ошибками, которые стереотипизировались под воздействием ранних фрустраций. Отметим, что в психопатологической и психиатрической литературе описано много таких персеверативных, стереотипных форм поведения, которые либо нарушают нормальную адаптацию, либо входят в состав патологических адаптивных комплексов. Их изучение у практически нормальных людей представляет значительный интерес как для теории адаптации, так и для семейной и школьной педагогики. К сожалению, эти явления все еще в должной мере не исследованы экспериментально.
Мы считаем, что формирование стереотипии в одной области социальной активности человека может привести к стереотипии поведения и мышления вообще. Мы полагаем, что существует процесс обобщения стереотипии. Как отмечается в психологической литературе, у фрустрированных людей появляются стереотипы речи, такие фразы, которые они вновь и вновь повторяют, несмотря на их неуместность в ситуации общения.
Специального рассмотрения требует стереотипия поведения у психотиков.
Другие реакции ухода и бегства
Отвечать на воздействие фрустрирующей ситуации активностью фантазии означает по существу уход или бегство из ситуации. Но это не единственный способ бегства. Можно выделить ряд типичных адаптивных стратегий людей, и среди них — стратегию бегства или ухода. Эта поведенческая стратегия включает в себя систематическое использование с целью адаптации не только механизма удовлетворения фрустрированных потребностей в образах фантазии, но и другие. Среди них — реакция кочевничества (номадизм) и «реакция битника», которые описываются в ряде американских работ.
Номадизм — это склонность к частой смене местожительства. Данный механизм имеет различные конкретные формы реализации: изменение места жительства, частые разводы, смена занятий (профессиональных ролей). Можно предположить, что страсть к путешествиям также исходит из фрустрированности, внутренней неудовлетворенности. Поскольку фрустраторы часто являются внутриличностными, эта форма поведения не всегда приводит к желаемому результату — психической удовлетворенности.
Под «реакцией битника» понимают ту или иную форму эксцентрического поведения или способ ухода от фрустраций жизни. Битники разрабатывают неконформистские взгляды и уклоняются от своих общественных обязанностей. Ношение особой одежды и использование сленга позволяют битнику вообразить, будто он активно бунтует против консервативного общества. Психиатрические наблюдения показали, что значительная часть битников страдает психическими заболеваниями и плохо приспособлена к жизни. В одном исследовании, во время которого было использовано четыре стандартных теста, был охвачен 51 битник (18 женщин и 33 мужчины), почти треть всей колонии. Из них только 15 могли считаться психически здоровыми. Больше половины обследованных индивидов были неспособны выполнять постоянную работу. Более У были разведенными, 1/6 — алкоголики, 4 процента имели привычку употреблять наркотики (тогда как во всем населении — 2 %). 12 человек лечились у психиатров. Поскольку в колонии было так много людей с психическими отклонениями и трудными личностными проблемами, она напоминала психиатрическую больницу.
Колебания как непосредственный ответ на фрустрацию
Когда фрустрирующей ситуацией является конфликт, для разрешения которого человек должен принимать какое-либо решение (т. е. осуществить выбор между двумя или большим числом альтернатив), у него может наблюдаться своеобразная, хотя и очень распространенная непосредственная реакция на ситуацию: колебание между двумя или большим числом возможных решений. Человека как бы притягивает к себе то одно из них, то другое. Перед ним возникает вопрос: что делать, какое решение принимать, учиться или играть, оставаться здесь или уйти и т. п. Это явление наблюдается уже у младенцев и в различных формах, как реакция на фрустрирующий конфликт, сохраняется до конца жизни.
Такая «колебательная реакция» на фрустрацию сопровождается тревогой — сложным чувством, который подробно рассматривается нами в одной из последующих глав. Об этом свидетельствует, в частности, эксперимент, проведенный с парашютистами. Одна часть испытуемых состояла из начинающих парашютистов, остальные были опытными в этом деле людьми. Во время эксперимента регистрировалось число ударов сердца в минуту. У опытных прыгунов число ударов сердца увеличилось только до момента включения моторов самолета, после чего постепенно уменьшилось, поскольку, как предполагалось, они уже принимали решение о прыжке.
Число ударов сердца у новичков продолжало расти все время. Причиной этого явления считается тревога, которая появляется в связи с тем, что они до последнего момента (до момента прыжка) продолжали колебаться: прыгать или не прыгать?
Среди опытных и начинающих лучшие результаты показывали те, у кого уровень тревожности был ниже.
Итак, принятие решения в значительной степени устраняет тревогу, а отсюда — и колебания личности. Заметим, что наличие у человека тревожного состояния — убедительный признак того, что он фрустрирован.
Психология персервативного и стереотипного поведения
Обзор
. 1994 г., октябрь; 44 (2): 221–31.
doi: 10.1016/0301-0082(94)-6.
Р М Ридли 1
принадлежность
- 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембридж, Великобритания
- PMID: 7831478
- DOI: 10.1016/0301-0082(94)-6
Обзор
Р. М. Ридли. Прог Нейробиол. 1994 Октябрь
. 1994 г., октябрь; 44 (2): 221–31.
дои: 10.1016/0301-0082(94)-6.
Автор
Р М Ридли
принадлежность
- 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембридж, Великобритания
- PMID: 7831478
- DOI: 10.1016/0301-0082(94)-6
Абстрактный
Многие формы психопатологии у высших животных и человека включают в себя неадекватное, повторяющееся поведение.
Похожие статьи
Последовательная суперстереотипия инстинктивного фиксированного паттерна действия у гипердофаминергических мутантных мышей: модель обсессивно-компульсивного расстройства и синдрома Туретта.
Berridge KC, Aldridge JW, Houchard KR, Zhuang X. Берридж К.С. и др. БМС Биол. 2005 14 февраля; 3:4. дои: 10.1186/1741-7007-3-4. БМС Биол. 2005. PMID: 15710042 Бесплатная статья ЧВК.
Стереотипы у попугаев в клетках, шизофрения и аутизм: свидетельство общего механизма.
Гарнер Дж. П., Михан К. Л., Менч Дж. А. Гарнер Дж. П. и др. Поведение мозга Res. 2003 17 октября; 145 (1-2): 125-34. doi: 10.1016/s0166-4328(03)00115-3. Поведение мозга Res. 2003. PMID: 14529811
Характеристики обсессивно-компульсивных симптомов при синдроме Туретта, обсессивно-компульсивном расстройстве и болезни Паркинсона.
Мюллер Н., Путц А., Катманн Н., Леле Р., Гюнтер В., Штраубе А. Мюллер Н. и соавт. Психиатрия рез. 1997 г., 5 мая; 70 (2): 105–14. doi: 10.1016/s0165-1781(97)02658-9. Психиатрия рез. 1997. PMID: 9194204
Психопатология лобной доли: мания, депрессия, конфабуляция, кататония, персеверация, навязчивые навязчивые идеи и шизофрения.
Джозеф Р. Джозеф Р. Психиатрия. 1999 Лето; 62(2):138-72. дои: 10.1080/00332747.1999.11024862. Психиатрия. 1999. PMID: 10420428 Обзор.
Нейробиология повторяющегося поведения: …и мужчины.
Langen M, Durston S, Kas MJ, van Engeland H, Staal WG. Ланген М. и соавт. Neurosci Biobehav Rev. 2011 Jan; 35(3):356-65. doi: 10.1016/j.neubiorev.2010.02.005. Epub 2010 12 февраля. Neurosci Biobehav Rev. 2011. PMID: 20153769Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Максимизация вознаграждения, оцененная с помощью последовательной задачи по истощению пластыря в большой выборке гетерогенных крыс.
Gancarz AM, Mitchell SH, George AM, Martin CD, Turk MC, Bool HM, Aktar F, Kwarteng F, Palmer AA, Meyer PJ, Richards JB, Dietz DM, Isiwari K. Ганкарз А.М. и соавт. Рес пл. 3 февраля 2023 г .:rs.3.rs-2525080. doi: 10.21203/rs.3.rs-2525080/v1. Препринт. Рес пл. 2023. PMID: 36778344 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние программы терапевтической верховой езды на социальные и коммуникативные навыки у детей с расстройством аутистического спектра: систематический обзор и метаанализ.
Чен С., Чжан И., Чжао М., Ду С., Ван Ю., Лю С. Чен С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 4 ноября; 19 (21): 14449. дои: 10.3390/ijerph292114449. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36361327 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Повторяющиеся паттерны: предиктивная обработка предполагает эстетическую обучающую роль базальных ганглиев в повторяющемся стереотипном поведении.
Spee BTM, Сладкий Р., Фингерхут Дж., Лацини А., Краус С., Карлс-Диаманте С., Брюке С., Пеловски М., Тревен М. Спи БТМ и др. Фронт Псих. 2022, 8 сентября; 13:930293. doi: 10.3389/fpsyg.2022.930293. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36160532 Бесплатная статья ЧВК.
Стереотипы при расстройствах аутистического спектра: можем ли мы полагаться на этологическую модель?
Келлер Р., Коста Т., Империале Д., Бьянко А., Рондини Э., Хассиотис А., Бертелли М.О. Келлер Р. и соавт. наук о мозге. 2021 8 июня; 11 (6): 762. doi: 10.3390/brainsci11060762. наук о мозге. 2021. PMID: 34201177 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Дальнейшая характеристика психозоподобного поведения, вызванного L-DOPA у мартышки с поражением MPTP.
Кван С., Нуара С.Г., Гурдон Дж.С., Хуот П. Кван С. и др. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol. 2021 авг; 394(8):1685-1692. doi: 10.1007/s00210-021-02090-6. Epub 2021 8 мая. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol. 2021. PMID: 33963876
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
- 9
- 1 Пример человека
- 2 Отличие от тиков
- 3 Предлагаемые причины
- 4 Лечение
- 5 У животных
- 6 См. также
- 7 Каталожные номера
- Раскачивание тела
- Самостимуляция
- Этология животных
- Первазивные нарушения развития
- ↑ Jankovic J (2001). Дифференциальный диагноз и этиология тиков. Adv Neurol 85 : 15–29.
- ↑ Гилберт Д. (август 2006 г.). Лечение детей и подростков с тиками и синдромом Туретта. Журнал детской неврологии 21 (8): 690–700.
- ↑ Нинд М., Келлетт М. (2002). Реакция на людей с серьезными трудностями в обучении и стереотипным поведением: вызовы инклюзивной эры. Eur J Spec Needs Educ 17 (3): 265–82.
- ↑ 4.0 4.1 4.2 Гарнер, Джозеф; и Мейсон, Джорджия (2005-04). Доказательства связи между стереотипиями клетки и поведенческой расторможенностью у лабораторных грызунов.
- ↑ Swaisgood RR, Sheperhdson DJ (2005). Научные подходы к обогащению и стереотипы у зоопарковых животных: что сделано и куда двигаться дальше? Zoo Biol 24 (6): 499–518.
- ↑ Лоуренс А.Б., Терлоу Э.М. (1993). Обзор поведенческих факторов, участвующих в развитии и сохранении стереотипного поведения у свиней.
Стереотипное поведение | Психология Вики
в: Статьи с утверждениями без источников, Благополучие животных, Этология,
и еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Стереотипное поведение или стереотипное движение или стереотипное поведение или стереотипия — повторяющееся или ритуальное движение, поза или высказывание, встречающееся, например, у пациентов с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, поздней дискинезией двигательное расстройство. Стереотипы могут быть простыми движениями, такими как раскачивание тела, или сложными, такими как ласки себя, скрещивание и разведение ног, марширование на месте. [1] Было высказано предположение о нескольких причинах стереотипии, и доступно несколько вариантов лечения.
Содержимое
Пример человека
Отличие от тиков
В отличие от тиков, стереотипии обычно появляются в возрасте до трех лет, сохраняются без частых изменений в течение многих лет и являются более сложными, чем типичные первичные тики. Они возникают чаще, когда ребенок взволнован или эмоционален. Примерами ранних тиков являются такие вещи, как моргание и прочищение горла, в то время как взмахи руками — более распространенная стереотипия. Некоторые дети могут использовать стереотипы в качестве приятного побега. Стереотипы не имеют постоянно меняющейся, нарастающей и ослабевающей природы тиков и могут оставаться постоянными годами. [2]
Предполагаемые причины
Существует несколько возможных объяснений стереотипии, и разные стереотипы поведения могут иметь разные объяснения. Популярным объяснением является стимминг, который предполагает, что определенное стереотипное поведение имеет функцию, связанную с сенсорным вводом. Другие объяснения включают гипотезы о том, что стереотипия снимает напряжение или выражает разочарование, что она сообщает о потребности во внимании, подкреплении или сенсорной стимуляции, что она является усвоенной или невропатологией, или комбинацией того и другого, или что это нормальное поведение, не требующее особого объяснения. [3]
Лечение
Варианты лечения включают замену повторяющегося поведения более социально приемлемым поведением, упражнениями или лекарствами. При нарушении сенсорной интеграции можно использовать терапию сенсорной интеграции. Некоторые специалисты по поведению позволяют ребенку проявлять самостимулирующее поведение в качестве положительного подкрепления в таких вмешательствах, как прикладной анализ поведения. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст]
У животных
Стереотипы также встречаются у нечеловеческих животных. Это считается ненормальным поведением и иногда наблюдается у содержащихся в неволе животных, особенно у тех, которые содержатся в небольших вольерах, у которых мало возможностей вести себя более нормально. Такое поведение может быть неадекватным, включая самоповреждение или снижение репродуктивного успеха. [4]
Они могут быть вызваны лишением свободы; например, кошки бегают по клеткам в зоопарке. [5] Беременные свиноматки, кормление которых ограничено, кусают за барной стойкой своих стойл и ничего не жуют во рту. [6] У лабораторных крыс и мышей уход за телом является наиболее распространенным занятием, помимо сна, и стереотипы ухода за телом были использованы для исследования нескольких животных моделей тревоги и депрессии. [7] Примеры стереотипного поведения включают хождение взад-вперед, раскачивание, плавание кругами, чрезмерный сон, членовредительство (в том числе ощипывание перьев и чрезмерный уход за собой) и кусание прутьев клетки. Стереотипы наблюдаются у многих видов, включая приматов, птиц и хищников. До 40% слонов в зоопарках демонстрируют стереотипное поведение. [8] Стереотипное поведение жирафов также распространено; они прибегают к чрезмерному использованию языка на неодушевленных предметах из-за подсознательной реакции на грудное молоко своей матери, чего не испытывают многие жирафы, выращенные людьми, и другие животные, содержащиеся в неволе. [9]
Считается, что стереотипное поведение в конечном счете вызвано искусственной средой, которая не позволяет животным удовлетворять свои нормальные поведенческие потребности. Вместо того, чтобы называть поведение ненормальным, было предложено описывать его как «поведение, свидетельствующее о ненормальной среде». [10] Стереотипы коррелируют с измененным отбором поведенческих реакций в базальных ганглиях. [4]
Стереотипное поведение лабораторных животных может затруднить поведенческие исследования. [4] Это также считается признаком психологического расстройства у животных и, следовательно, является проблемой благополучия животных.
Стереотипное поведение иногда может быть уменьшено или устранено за счет обогащения окружающей среды, включая более крупные и более стимулирующие вольеры, обучение и введение стимулов (таких как предметы, звуки или запахи) в окружающую среду животного. Обогащение должно быть разнообразным, чтобы оставаться эффективным в течение любого периода времени. Также полезно содержать социальных животных, таких как приматы, с другими представителями их вида. Но как только поведение установлено, иногда его невозможно устранить из-за изменений в мозге. [10]