Стереотипизация: Стереотипизация: что означает феномен, и нужно ли следовать стереотипам

Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Добавить комментарий

Страница 4 из 4

 

Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации – восприятии и классификации социальных явлений на  основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация – одна из форм подведения  явлений под категории.  Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации  негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются.  Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без  каких-либо оснований) их причин  путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации  тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т. А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев).

Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293].

Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа  в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение.  Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания.

Но в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать сложившиеся стереотипы является важным условием социальной адаптации [3].

Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе  прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку.

Мы считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.

Литература

  1.           Алиева Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985. — 246 с.
  2.           Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и  современная зарубежная наука. — М., 1979. -С.11-40.
  3.           Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.
  4.          Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. -448 с.
  5.           Куницына В. Н. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации. -Ученые записки ЛГУ, НИИКСИ. -Л., 1971, Вып.9. -С.184-193.
  6.     Левкович В.П., Панкова Н.Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. –С.64-74.
  7.          Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. — № 4. — С. 69 — 76.
  8.          Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
  9.           Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
  10.    Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Arner. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817-829.
  11.    Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. -N.Y., 1933, № 28, -P. 280 — 290.
  12.    Nisbett R. , Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. — N.Y.: Prentice-Hall, 1980. — 334 p.
  13.   Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.
  14.   Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.

Теги: людьми  друг  друга  познании  восприятии  

«ПерваяПредыдущая

1234СледующаяПоследняя»


Стереотипизация

Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.

Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.

Таким образом, селекция, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, — когнитивная основа стереотипизации. Оценочная поляризация в пользу своей группы, дающая человеку чувство принадлежности и защищенности, — мотивационная основа этого механизма. Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две — на групповом.

Значение стереотипа на индивидуальном уровне:

— селекция социальной информации; — создание и поддержание положительного «Я-образа».

На групповом уровне:

— формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; — создание и поддержание положительного «Мы-образа».

Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.

При своем рождении групповые стереотипы часто проходят стадию, связанную с закономерностью формирования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Конкретно, вначале именно другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественную определенность.

Своя же группа дословно определяется как «та, которая не…», то есть через отрицание. Лишь позднее возникают собственные качества, не обязательно построенные по принципу «наоборот».

В бытовом сознании существует два устойчивых мифа, связанных со стереотипами.

Первый миф. Стереотип рассматривается как система представлений о другой группе, содержащая в основном негативные, враждебные характеристики и отношения. Это не соответствует действительности. Стереотипы возникают как ответ на реальные взаимоотношения групп. Они насыщаются (иногда в преувеличенном виде) теми эмоциями, которые характерны для этих отношений. В одном случае тенденция субъективно увеличивать различия между группами может быть сведена практически к нулю, — тогда возникают симпатичные, привлекательные образы других групп, возможно, с оттенком безобидной иронии. В другом случае история взаимоотношений отражается в стереотипе в виде злого сарказма, унизительных характеристик другой группы.

Второй миф связан с восприятием стереотипа как искаженного, догматичного приема социального познания. «Ты мыслишь стереотипно» — этой фразой подчеркивают скудость, бесперспективность умственных построений собеседника. Оценочное отношение к стереотипу как таковому противоречит его природе. Стереотипизация — это механизм, он всегда есть там, где происходит социальное взаимодействие. Он не может быть хорошим или плохим. Другое дело, что его возможности локальны, ограничены зоной действия ситуации межгруппового, ролевого восприятия. Перенос стереотипов в ситуации межличностного понимания, подмена им более тонких механизмов настройки на другого человека искажают восприятие, разрушают общение и взаимодействие. У стереотипа есть своя «экологическая ниша», своя разрешающая способность. Целые области человеческих отношений — вне его компетенции, например воспитательные.

Мы обратимся к анализу педагогических стереотипов чуть ниже. Сейчас обсудим еще два механизма межгруппового восприятия, которые по своей сути являются частным случаем стереотипизации.

УВКПЧ | Гендерные стереотипы

 Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает возможности женщин и мужчин. развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или делать выбор в отношении своей жизни.

Являясь откровенно враждебными (например, «женщины иррациональны») или кажущимися безобидными («женщины воспитывают»), вредные стереотипы увековечивают неравенство. Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают несоразмерно негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д. 

Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельной женщине или мужчине определенных атрибутов, характеристик или ролей только на основании ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примеры включают:

  • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
  • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, поскольку они не одевались и вели себя «скромно».

Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека содержат прямые обязательства  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5 :

Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

Связанные публикации, исследования, отчеты и документы

Гендерные стереотипы и судебная власть: руководство для семинаров (2020)
PDF: английский
Соответствующие учебные материалы: английский

Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Роль судебных органов в устранении стереотипов в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
PDF: английский | Español

Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г. )
PDF: английский

Устранение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г.)
Слово: английский

По заказу УВКПЧ отчет: Гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Слово: английский

Внешние ссылки*

Совет Европы

Альянс нестереотипов

*Примечание: ООН по правам человека не несет ответственности за содержание внешних ссылок.

Примеры стереотипов: 5 распространенных типов

Всем известно, что нельзя судить о книге по ее обложке, но иногда стереотипы становятся настолько распространенными, что люди могут делать поспешные выводы, даже не осознавая этого. Хотя стереотипы не обязательно всегда негативны, они редко бывают точными или полезными.

портреты 12 разных людей в сетке как примеры стереотипов

Реклама

Что такое стереотип?

Стереотип — это широко распространенное мнение об определенной социальной группе или типе личности, основанное на предшествующих предположениях. Стереотипы также могут быть основаны на популярных культурных изображениях групп людей или глубоко укоренившихся убеждениях, передаваемых из поколения в поколение. Часто стереотипы могут быть негативными или даже вредными. К наиболее распространенным негативным стереотипам относятся:

Хотя стереотипы редко бывают правильными и уж точно не всегда точными, они не всегда негативны. На самом деле, некоторые из них проливают свет на определенную группу или тип людей в положительном свете. Тем не менее, они по-прежнему являются чрезмерными обобщениями и в конечном итоге бесполезны, поскольку отдельные лица и группы не могут быть ограничены несколькими стереотипными чертами.

Примеры культурных стереотипов

Каждая культура имеет ключевые характеристики, которые делают ее яркой и уникальной. К сожалению, в каждой культуре также есть своя доля стереотипов — негативных и позитивных — о себе или о других культурах. Стереотипы часто бывают широкими и чрезмерно обобщенными, и это может привести к некоторым вредным убеждениям и неправильным представлениям об отдельных людях или целых культурах.

  • Люди из страны X лучше, чем люди из страны Y.

  • Все люди из страны X невежественны и грубы.

  • Люди из X стран менее образованы, чем люди из Y или Z стран.

  • Люди из страны X ненавидят людей из стран Y и Z.

  • Люди из страны Х агрессивны и нецивилизованны.

  • Люди из страны X имеют лишний вес.

  • Люди из страны X ленивы.

  • Люди из страны X плохо готовят.

  • Люди из страны X самые эффективные и изобретательные.

  • Люди из страны X приветливы и приветливы.

  • Люди из страны X все высокие и красивые.

  • Все люди из страны X умны и талантливы.

Примеры социальных стереотипов

Будь то качки, ботаники, чирлидеры или готы в вашей школе или волк-одиночка на работе, люди иногда делают предположения о различных социальных группах на основе их характеристик, экономического положения, возраста, навыков и т. д. Хотя они могут быть положительными, существует много негативных стереотипов о различных социальных группах.

  • Люди типа X лучше в чем-то, чем люди типа Y, просто потому, что они принадлежат к этой группе.

  • Группа

    X недружелюбна и чопорна.

  • X люди не привлекательны, потому что они являются частью определенной группы.

  • X типы людей странные.

  • Люди из социального класса X менее образованы, чем люди из класса Y.

  • Все люди класса X высокомерны и ведут себя высокомерно.

  • Люди из группы X не так способны, как люди из группы Y.

  • Люди из группы X поверхностны и эгоистичны.

  • Люди из группы X менее умны, чем из группы Y.

  • X люди организованы и пунктуальны.

  • X самая мудрая возрастная группа.

  • X человек счастливы.

  • Люди Х умеют слушать.

Реклама

Примеры расовых стереотипов

Одним из самых вопиющих видов стереотипов являются расовые стереотипы. Эти стереотипы крайне вредны для окружающих и могут привести к дискриминации и даже насилию. Хотя стереотипы — особенно расовые и культурные стереотипы — часто вредны, есть и такие, которые, по-видимому, могут положительно отразиться на группах. Тем не менее, стереотипы способствуют неправильному представлению о группах и неравенству между ними, поскольку они сводят индивидуальный или коллективный опыт к нескольким характеристикам, которые не применимы ко всем.

  • Раса X превосходит расу Y.

  • Люди из расы X не так хороши в чем-то, как люди из расы Y.

  • X группа людей неразумна.

  • X группа людей жадная.

  • X люди опасны.

  • X люди не заслуживают доверия.

  • Люди расы Х добрые.

  • Люди расы Х веселые и энергичные.

  • Люди расы Х атлетичны.

  • Люди расы X хороши в музыке.

  • X группа людей хорошо разбирается в науке.

Примеры гендерных стереотипов

Людей разного пола всегда сравнивали и противопоставляли друг другу, что может привести к возникновению стереотипов. Негативные стереотипы могут возникать, когда люди определенного пола делают обобщения относительно другого пола или даже своего собственного.

  • Пол X лучше в чем-то, чем пол Y.

  • Пол X более агрессивен, чем пол Y.

  • Пол X менее привлекателен, чем пол Y.

  • Все люди пола Х — плохие водители.

  • Люди пола X неопрятны и неорганизованны.

  • Люди из пола X плохо слушают и плохо общаются

  • Люди X пола красивы.

  • Люди пола X умны.

  • Люди пола X спортивны.

  • Люди пола X более умны.

Реклама

Примеры религиозных стереотипов

Религия является важным аспектом жизни миллиардов людей во всем мире и так или иначе влияет на большинство людей. Поскольку религия настолько распространена, с годами сформировались как положительные, так и отрицательные стереотипы.

  • Люди, исповедующие религию X, являются экстремистами и лицемерами.

  • Все люди, которые следуют системе убеждений X, глупы или эгоистичны.

  • Люди, исповедующие религию X, нетерпимы.

  • Люди, которые исповедуют религию X, наивны.

  • Люди религии X опасны и разрушительны.

  • Людей религии Х волнуют только деньги.

  • Люди, которые исповедуют религию X, мудры.

  • Люди, исповедующие религию X, миролюбивы.

  • Люди, которые исповедуют религию Х, делают добро другим.

  • Люди, исповедующие религию X, щедры.

Почему все стереотипы вредны

Стереотипы ведут к разделению людей на группы на основе определенных характеристик или представлений об этой группе. В лучшем случае это может быть ограничением, а в худшем — привести к непреднамеренной или преднамеренной дискриминации — и даже к насилию.

Добавить комментарий