Стереотипы общения – Стереотипы общения

Стереотипы общения

Всю жизнь человека окружают другие люди, постоянно он находится в коммуникативных связях с обществом. Поэтому, зачастую, совершая тот или иной поступок, мы оглядываемся на общество, пусть даже и неосознанно, надеясь на нег, и опасаясь осуждений с его стороны. Этим мы, сами того не замечая, устанавливаем для себя некие рамки, ограничиваем свои желания, поступки. Ведь все время опасаемся критики общества, нашего окружения. Не задумываясь о том, что сложившееся стереотипы управляют нашей жизнью и нашими решениями.

Стереотипы – это некая дань личности обществу. Это некий шаблон поведения. Многие создают свои личные стереотипы после того, как потерпели неоднократные неудачи в каком-то деле. Но также и общество создает стереотипы общения.

На протяжении определенного промежутка времени происходит формирование стереотипов. Люди общаются и делятся своим опытом, вскоре находят себе единомышленников. Затем их шаблон поведения может стать действительно социальным спустя какое-то время.
Стереотипы не изучаются в школах, о них не написано в книгах, но в жизни мы их активно используем как установки предков, которые прочно засели в наших умах.

Как возникает шаблон общения?

Стереотип в общении возникает при познании друг друга, что в социальной психологии имеет специфический смысл. Как правило, и современные, и устоявшиеся стереотипы, возникают на основе прошлого опыта, вызванного создавать человеком какие-либо выводы, не смотря на ограниченность информации. Часто стереотипы возникают касательно групповой принадлежности личности, к примеру, ее принадлежности к какой-то профессии. Вследствие этого, профессиональные ярко выраженные черты у встреченного в прошлом человека, представителя этой профессии, рассматриваются как черты, которые присущи всякому представителю этой профессии.

Стереотипы передаются из поколения в поколение, они настолько устойчивы, что порою воспринимаются как данность, как биологический факт, как реальность.

Стереотипы в общении делятся на две категории:

  1. Поверхностные стереотипы.
  2. Глубинные.

Под первой категорией понимают представления о том или ином народе, что обусловлено международной, внутриполитической или же исторической ситуацией. Эти стереотипы изменяются или прекращают свое существование в зависимости от стабильности общества, от событий, которые влияют на формирование взглядов у большинства населения. В изучении таких стереотипов заинтересованы, в первую очередь, историки, и те, кто интересуется социально-политическими процессами общества.

Глубинные же стереотипы являются неизменными. Они, в сравнении с поверхностными, не изменяются в течении определенного промежутка времени. Они устойчивы и представляют наибольший интерес в исследовании особенностей национального характера.
Социальные стереотипы можно определить как негативный феномен, который препятствует адекватному, не искаженному, взаимопониманию.

Причины возникновения как стереотипов в общении, так и в целом, разнообразные. Но самой главной причиной является защитная реакция, которую вырабатывает человеческое сознание для того, чтобы предотвратить перегрузку мозга от информации, объем которой все время увеличивается. Не было бы этой защиты, сознание запуталось бы от непрерывного вытеснения оценочных суждений.

Примеры стереотипов

Стереотипы – составная часть массовой культуры. Они формируются на основе :

  1. Возраста (к примеру, «Молодежь слушает только рок»).
  2. Пола («Всем мужчинам нужен только секс»).
  3. Расы ( «Японцы все на одно лицо»).
  4. Религии («Ислам – террористическая религия»).
  5. Национальности («Все евреи очень жадные»).

Самым распространенным примером стереотипов общения является «Блондинки глупые».

Важно отметить, что стереотип всегда представляет информацию в наиболее понятной и легкой форме, но, в свою очередь, эта информация способна дезориентировать человека, если будет расходиться с его действительностью. Решать только вам, верить ли в мнение большинства, в стереотипы или же придерживаться своего индивидуального отношения к кому-либо или чему-либо.

 

womanadvice.ru

Опасные стереотипы в общении: «Я всё про тебя знаю»

В наш век, когда толерантность считается высшим благом, принято считать, что цивилизованные люди уважают мнение других, способны принимать чужую точку зрения и видят людей такими, какие они есть. Удивительно, но люди даже себя не видят такими, какие есть, рассматривая в качестве «Я» очередные маски.

И это бы ничего — все привыкли и всем комфортно постоянно притворяться, но ведь мы свято уверены, что насквозь видим маски других людей, а это уже проблема. Опасный стереотип разрушает отношения, заставляет нас чувствовать себя виноватыми там, где нет нашей вины и обвинять других людей в том, чего они не делали.

Каждый человек склонен считать себя сложной, многогранной личностью с богатым внутренним миром. Что касается других людей, они кажутся достаточно простыми, в результате чего получают от нас определенные ярлыки. Первый раз увидев человека, вы точно знаете, кто он на самом деле, а пообщавшись с ним достаточно времени, уже абсолютно уверены во всех реакциях, мыслях и настроениях.

Популярное заблуждение: вы точно знаете, как поступают и что думают другие люди, но они даже не догадываются о ваших мыслях.

Вспомните, вы наверняка не раз говорили о ком-то: «Ну, это не удивительно, я же его знаю» или «Я знаю, что ты на самом деле думаешь, не притворяйся, что это не так».

Возможно, вас удивит, но почти все люди думают точно так же. Они не воспринимают вас, как непредсказуемую сложную личность с богатым внутренним миром, а навешивают ярлыки и поступают в соответствии с ними.

Эти сведения, подтвержденные экспериментальным путем, доказали всеобщую привязанность людей к наивному реализму, то есть, принятию только своего мнения, как единственно верного.

Оказывается, почти у всех людей есть такие неприятные стереотипы, которые обеспечивают узость мышления, нежелание понять других людей и увидеть что-то кроме своего «Я».

Я знаю тебя лучше

В 2001 году группа ученых их Стэнфордского Университета и Университета штата Иллинойс провела ряд экспериментов по изучению этого устойчивого стереотипа в общении.

Участникам эксперимента показали картинки с несколькими айсбергами, у которых под водой были скрыты части разных размеров. Людей попросили отметить, на какой картинке соотношение частей под и над водой подходит под ситуацию с их лучшим другом, то есть, какую часть «его настоящего» они видят. Почти все участники отметили айсберги, где большая часть возвышалась над водой.

Следующий вопрос касался того, насколько их друзья знают их самих. Почти все люди думали, что друзья знают их не так хорошо, и что под водой остается большая часть айсберга, о которой друзья не подозревают.

Представьте всех своих друзей и знакомых, сотрудников и родственников — они все думают, что знают вас насквозь, и в то же время сами являются загадкой.

Может быть, стоит пересмотреть свое отношение к другим и понять, что они настолько же сложны и многогранны, как и вы сами?

Чужая душа — потемки

Эта же группа ученых провела следующий эксперимент, где участников попросили рассказать про момент, в котором они чувствовали себя собой. Большинство участников эксперимента (78%) рассказывали про себя какие-то внутренние, точечные воспоминания, например, когда они слышали аплодисменты восторженных зрителей.

Когда их попросили описать, от чего их друзья чувствуют себя собой, оказалось, что они считают других более поверхностными и демонстративными. Примеры были такого характера: «Вася чувствует себя собой, когда пьет пиво с рыбой перед телевизором».

Мы не можем знать, что творится в душе у человека, не знаем, что он испытывает и как себя чувствует, но постоянно беремся судить об этом, и не просто беремся, а «точно это знаем».

Ничего удивительного в том, что мы постоянно ошибаемся, обижаясь на несуществующую неприязнь и скуку, в то же время не понимая, как можно думать о нас ТАК.

Ярлыки на всё, что движется

Следующий эксперимент показал, как быстро люди составляют мнение о других и как мало оценивают свои действия и мотивы. Участникам предложили заполнить пропуски букв в словах, например, из «ж**а» можно сделать слова «жаба», «жара» и другие. После выполнения участникам предложили оценить, почему они написали именно эти слова, а не другие. Большинство заявило, что это ничего не значит, и что слова подставлялись случайно.

Когда же им предложили ответы других участников, просто на выборе слов они составляли картину другого человека, признавали других участников «влюбленными», «властными и жадными» и раздавали другие ярлыки.

Мы часто берем комплекс каких-то фактов, мнений и чужих представлений о человеке и начинаем «точно знать», кто он такой. Сколько хороших , милых и интересных людей прошли мимо нас только потому, что мы «точно знали» о них всё, даже ни разу не поговорив?

Я знаю о тебе больше, чем ты сам о себе

Эта бредовая мысль часто посещает почти всех людей. Исследователи попросили участников эксперимента разделиться на группы по убеждениям — либералы и консерваторы.

Обе группы заполняли анкеты о своих убеждениях и убеждениях своих оппонентов. Также им нужно было оценить проницательность своих противников. Результаты были ожидаемы — консерваторы говорили, что знают о либерала больше, чем те о консерваторах. Точно так же поступали и либералы.  Более того, все участники эксперимента думали, что знают о противниках даже больше, чем те знают о себе.

И это касается всех аспектов общения, как индивидуального, так и группового. Если вы объединяетесь в группу с другими людьми, вы думаете, что ваша группа знает обо всех больше, а вы, в свою очередь, знаете и понимаете больше, чем все члены вашей группы.

К чему это приводит?

В такой жизненной позиции нет ничего необычного, но от этого она не менее ужасна. Вы не можете воспринимать позицию других людей, пытаетесь их переубедить, думая так: «Вы просто не можете реально считать, что это хорошо и правильно. Наверное, с вами что-то не так».

Такая узость мышления лишает вас половины мира — новых идей, почерпнутых от кого-то, общения с интересными людьми и видения мира под другим углом.

Что же делать?

В следующий раз, когда в ответ на высказывание другого человека, вам в голову придет: «Что за чушь?», попробуйте отстраниться от этой мысли и рассмотреть чужое мнение беспристрастно. Скорее всего, вы увидите в нем смысл.

Еще можно представить, что у каждого человека, с которым вы общаетесь, такой же богатый и глубокий внутренний мир, много воспоминаний, чувств, эмоций, связей и мнений. Вы никогда не сможете оказаться в голове у другого человека и прочитать его мысли, так что не стоит судить по внешним проявлениям и уж тем более по чужим отзывам.

P.S. Еще много интересного по этой теме можно почитать в статье The Illusion of Asymmetric Insight и в книге журналиста Дэвида Макрэйни «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить».

lifehacker.ru

Стереотипы общения

Количество просмотров публикации Стереотипы общения — 2047

 

В отношении ментальных стереотипов целœесообразно использовать, на наш взгляд, термин ʼʼэтническийʼʼ. ʼʼЭтническим стереотипам, – подчеркивает Н. В. Уфимцева, – обучить невозможно, т. к. они относятся к фактам поведения и сознания (индивидуального и общественного): для того, чтобы стать членом того или иного этноса, крайне важно не только присвоить знание этого этноса, т. е. систему значений, но и присвоить этнические стереотипы, т. е настроиться на ритм данного этнического поляʼʼ [Уфимцева, 1994, с. 97–98], что и происходит в процессе социализации личности. Так, к примеру, стереотипы речевого этикета проявляются по-разному даже в самых простых ситуациях:

ʼʼМицуко: – Габор, как ваши дела? – Габор: – Спасибо, хорошо. А ваши? – Мицуко: – Ничегоʼʼ. – Такой диалог, представленный в одном из учебников практически на любом уровне владения языком вызывает у японских русистов (Мицуко – Япония) отрицательную оценку, т. к. японец не может даже ʼʼпо-русскиʼʼ употребить эту, хорошо ему известную русскую этикетную реплику, аналогичная реакция на данный диалог бывает и у представителœей других культур.

К примеру, во Франции считается грубым дать разговору угаснуть. В Англии – спешить поддерживать его. В случае если вы не откроете рта на протяжении трех лет, про вас подумают: ʼʼЭтот француз производит приятное впечатлениеʼʼ [В. Овчинников. Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах]. Ср.
Размещено на реф.рф
русское отношение к этим фактам: заносчивый – молчаливый (Русский ассоциативный словарь- 1) [Прохоров, 1996, с. 165].

Существуют стереотипные восприятия представителœей определœенных этносов. Показательным должна быть использование, к примеру, стереотипа англичанина, который оценивается как чересчур выраженная, а потому избыточная реализация стереотипа:

В туннелœе было довольно много народу, но, тем не менее, уже через минуту он заметил, что его преследует по крайней мере один человек, в бежевом плаще и клетчатой шляпе, над чем Трегубов мысленно посмеялся: эта клетчатая шляпа должна была выглядеть очень английской и могла бросаться в глаза. Субъект, который был, вероятнее всœего, американцем, настолько выглядел с ног до головы англичанином, что именно этим бросался в глаза (Ж. Гарартс. Сигма).

Ю. Е. Прохоров отмечает, что стереотипы сходны с традициями, мифами, ритуалами, укорененными общественным сознанием обычаями и нравами. Тем не менее, стереотип отличается по своей психологической основе. По мнению исследователя, ʼʼтрадиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, стереотипы же остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всœего от ʼʼчужихʼʼ намеренно скрываютʼʼ. К примеру, существует стереотип ʼʼкомандировки в провинциюʼʼ, когда командированные берут с собой продукты (к примеру, копчёную колбасу) (ʼʼможет не быть продуктов в магазинœе и условий хранения продуктов в не очень комфортабельной гостиницеʼʼ). И стереотип самой провинции:

ʼʼЛюда Величко родилась и выросла в провинции, в одном из среднерусских неперспективных городков. Одна фабрика, лесопильный завод, вязальная мастерская, комбинат бытового обслуживания. В так называемом центре – несколько каменных зданий. Полуразрушенная церковь со срезанным куполом, превращенная, как водится, в склад; вокруг неё кладбище с желœезными крестами и бумажными розами. Ленивая, медленная река с мутной черной водой, отравленной фабричными стоками…

Люда нигде не бывала, кроме своего городка, а остальной мир представляла себе по книгам и кинофильмам. Из всœего этого составился у нее в воображении образ какой-то другой, нездешней, яркой жизни. Были там ограды, перевитые плющом и розами, беседки, павильоны, лестницы, мягкими уступами спускающиеся к реке… смеющиеся, белозубые, ярко одетые людиʼʼ (И. Грекова, ʼʼКафедраʼʼ).

Выше мы отметили, что в организации общения именно социокультурные стереотипы играют ту же роль регламентирующих элементов, соблюдение или нарушение которых меняет социальные, этические, установочные, языковые и другие параметры общения (к примеру, обращение к вышестоящему по должности просто по имени, а не по имени и отчеству). В этом смысле стереотип соотносим с понятием нормы (ср.
Размещено на реф.рф
положение Н. Д. Арутюновой о том, что поле нормативности граничит с концептами обыденности, предсказуемости, привычности [Арутюнова, 1988, с. 299].

Норма как социальное явление отражает узуально закрепленные принципы отбора языковых форм из ряда вариативных. Отбор осуществляется в соответствии с принятыми в данном социуме правилами употребления языковых единиц в социально детерминированных коммуникативно-прагматических ситуациях общения. Примером стереотипов бывают подборки языковых единиц, отражающих штампы сознания определœенного времени, определœенной культуры или её страты: от знаменитого комплекта Эллочки-ʼʼлюдоедкиʼʼ, которая обходилась всœего тридцатью словами:

1) Хамите.

2) Хо-хо (выражает исходя из обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3) Знаменито.

4) Мрачный. (По отношению ко всœем. К примеру: ʼʼмрачный Петя пришелʼʼ, ʼʼмрачная погодаʼʼ, ʼʼмрачный случайʼʼ, ʼʼмрачный котʼʼ и т. д.).

5) Мрак.

6) Жуть (Жуткий. К примеру, при встрече с доброй знакомой: ʼʼжуткая встреча).

7) Парниша (По отношению ко всœем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8) Не учите меня жить и др.

до ʼʼзолотого минимума начинающего генияʼʼ сегодняшнего дня, которым может довольствоваться в общении ʼʼмолодой талантливый писательʼʼ из повести Ю. Полякова ʼʼКозленок в молокеʼʼ:

ʼʼвестимо, обоюдно, ментально, амбивалентно, трансцендентально, г…; скорее да, чем нет, скорее нет, чем да; вы меня об этом спрашиваете? Отнюдь; гении – волы; не варите козленка в молоке его материʼʼ (Ю. Поляков. Козленок в молоке).

referatwork.ru

Стереотипы в общении

9.

 
Стереотипы в общении

    Стереотипы 
в общении, возникающие, в частности,
при познании людьми друг друга, имеют
и специфическое происхождение, и специфический
смысл. Как правило, стереотип возникает
на основе достаточно ограниченного прошлого
опыта, в результате стремления строить
выводы на базе ограниченной информации.
Очень часто стереотип возникает относительно
групповой принадлежности человека, например
принадлежности его к какой-то профессии.
Тогда ярко выраженные профессиональные
черты у встреченных в прошлом представителей
этой профессии рассматриваются как черты,
присущие всякому представителю этой
профессии («все учительницы назидательны»,
«все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь
проявляется тенденция «извлекать смысл»
из предшествующего опыта, строить заключения
по сходству с этим предшествующим опытом,
не смущаясь его ограниченностью.

     Проблемы 
стереотипов обычно связаны с 
проблемами расизма, который формирует 
этнические стереотипы, и сексизма,
формирующего стереотипы гендерные. Именно
на стереотипах может основываться
чувство социальной солидарности, поэтому 
они часто не поддаются изменению 
или коррекции. В последнее время 
проводились исследования половой 
стереотипизации в области образования 
и труда. Сделаны выводы, что школы 
способствуют усилению половой стереотипизации 
посредством социализации детей 
в соответствии с традиционными 
характеристиками мужских и женских 
ролей: например, школьные учебники изображают
девочку помогающей матери в домашней
работе, а мальчика помогающим отцу
ремонтировать автомобиль. Учителя 
считают, что мальчики более способны
к науке и технике, а девочки
— к домоводству, гуманитарным наукам
или биологии, что и внушается 
ученикам. Работодатели также стереотипно 
относятся ко всем женщинам как к 
работникам, в большей степени 
по сравнению с мужчинами уклоняющимся
от работы и чаще прерывающим свою
карьеру по семейным обстоятельствам.
Это происходит независимо от того,
действительно ли конкретная работница 
соответствует 

10.

     такому 
стереотипу. Работодатели также придерживаются
неизменных представлений о том,
что считается «женской работой»,
отказывая женщинам в предоставлении
равных с мужчинами возможностей
на основании аскрипционного критерия
пола.

 Стереотипы
проявляются не только в форме ригидных
убеждений. Стереотипными также могут
стать наши действия и побуждения. В психологии
выделяют несколько стереотипных эффектов,
вызывающих специфические искажения и
ошибки восприятия.

    Эффект 
первичности —

состоит в том, что информация, поступившая
в общении, автоматически воспринимается
как более убедительная. Первоначальная
информация определяет последующее восприятие.
Так, если нам при знакомстве представили
человека как «трудолюбивого интеллектуала»,
то впоследствии мы будем стремиться воспринимать
его именно в этом качестве, игнорируя
другие черты, например, упрямство и завистливость.
И, наоборот, если того же человека сначала
охарактеризовали как «упрямого и завистника»,
то именно эта информация и будет доминировать
в нашем восприятии

    Первое 
впечатление создается буквально 
за 10-15 минут знакомства и зачастую
имеет решающее значение для личного 
имиджа. Если первое впечатление о 
человеке благоприятно, то дальнейшее
его поведение несколько переоценивается,
его ошибки не замечаются, а достоинства 
преувеличиваются. Негативное первое
впечатление, напротив, направляет внимание
в сторону отрицательных черт
человека вопреки его реальным позитивным
поступкам. Из всего сказанного можно 
сделать несколько практических
выводов:

    -важно 
заботиться о том, кто и как 
Вас представляет окружающим — что 
именно о Вас говорят и на 
каких качествах акцентируют 
внимание;

  • если
    есть желание произвести наиболее благоприятное
    впечатление на конкретного человека
    или группу людей, то к первой встрече
    следует серьезно подготовиться;

11.

    —
необходимо тщательно продумывать 
порядок предоставления информации
— наиболее позитивную и значительную 
предоставлять в самом начале 
выступления или письменного 
послания;

    —
для повышения значимости собственного 
имиджа целесообразно выступать 
первым, например, в дискуссии или 
теледебатах.

    Таковы 
правила первого контакта. По отношению 
же к хорошо знакомым людям часто 
срабатывает эффект
последнего впечатления.

В соответствие с ним, та информация, которую
мы восприняли последней, оказывается
наиболее важной. Эта закономерность также
проявляется в случае «разорванных» событий,
например, если два сообщения разделены
большим временным интервалом, то отчетливее
и ярче запомнится последнее.

    Несмотря 
на то, что «эффект последнего впечатления»
действует слабее предыдущего закона,
именно он дает нам реальный шанс изменять
собственный имидж в нужном направлении.
В этом случае целесообразно использовать
прием «тайм-аута» — появления в 
новом образе после некоторого отсутствия.

    Эффект 
ореола (гало-эффект) —

следующий механизм, основанный на стереотипизации
и участвующий в формировании имиджа.
Данный феномен заключается в искажающем
влиянии эмоционально-заряженной информации.
Так, если мы получаем какую-либо очень
волнующую нас информацию о человеке,
например, о его судимости или недостойном
поступке, то у нас формируется доминирующая
отрицательная установка, занижающая
реальные достоинства этой личности. Напротив,
если человеку приписывается какое-либо
ценное свойство, то в восприятии окружающих
людей он начинает полностью отождествляться
с последним. Например, положительные
качества человека, наделенного властью
или богатством, значительно переоцениваются.
(Вероятно, поэтому богатые мужчины пользуются
такой популярностью у юных красавиц).

    Эффект 
ореола связан с элементом имиджа
как репутация.

12.

    Еще
одна социальная закономерность называется
эффектом новизны.

Данный феномен состоит в том, что все
новое и неожиданное, с одной стороны,
приводит нас в замешательство, с другой
— сильнее привлекает внимание и лучше
запоминается.

    Другой 
феномен — эффект социального
контекста
напоминает нам, что человек
на фоне положительной группы или позитивных
событий воспринимается гораздо привлекательнее.
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе
— кто ты», — гласит пословица, накладывая
на нас жесткое требование в выборе окружения.
Лишь особая тщательность в этом вопросе
гарантирует сохранение собственной репутации.
Наша привлекательность заметно возрастает
в глазах людей и, тогда, когда мы начинаем
окружать себя красивыми, эстетичными
и одухотворенными вещами.

    Эффект 
бумеранга
— перекликается с другим
известным народным наблюдением: «Как
аукнется, так и откликнется». Люди склонны
относиться к человеку так, как он сам
относится к ним. Если человек ведет себя
доброжелательно, демонстрирует внимание
и уважение к собеседнику, делает комплименты,
то с большой вероятностью он вызовет
добрые чувства в ответ. Справедливо и
обратное: чем лучше к нам относятся, тем
сильнее наше желание «быть хорошим».

    Эффект 
повторения

то, что часто повторяется, воспринимается
как привычное, близкое, вызывающее доверие.
Все новое и слишком необычное первоначально
шокирует, вызывает напряжение и сопротивление.
Склонность человека к переживанию повторяющихся
идей или действий является базовой. Многие
люди консервативны по своей натуре. 
Большинство из нас также живет в «плену»
индивидуальных привычек.

    Все
перечисленные эффекты стереотипизации 
участвуют в процессе формирования
имиджа отдельного человека. Они активизируются
в условиях дефицита информации.

13.

Значение 
стереотипов в 
общении.

Стереотипы жестко
встроены в нашу систему ценностей,
являются ее составной частью и обеспечивают
своеобразную защиту наших позиций 
в обществе. По этой причине использование 
стереотипов имеет место в 
каждой межкультурной ситуации. Без 
употребления этих предельно общих,
культурно специфических схем оценки
как собственной группы, так и 
других культурных групп невозможно
обойтись. 

 Зависимость
между культурной принадлежностью того
или иного человека и приписываемыми ему
чертами характера обычно не является
адекватной. Люди, принадлежащие к различным
культурам, обладают разным пониманием
мира, что делает коммуникацию с единой
позиции невозможной. Руководствуясь
нормами и ценностями своей культуры,
человек сам определяет, какие факты и
в каком свете оценивать. Это существенно
влияет на характер нашей коммуникации
с представителями других культур. Например,
при общении с оживленно жестикулирующими
во время разговора итальянцами у немцев,
привыкших к другому стилю общения, может
сложиться стереотип чрезвычайно экспрессии
и неорганизованных итальянцев. Итальянцы
в свою очередь приобретут стереотип о
немцах как о холодной и сдержанной нации.
В зависимости от способов и форм их использования
стереотипы могут быть полезны или вредны
для коммуникации. 

 Эффективная
стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию и действовать в соответствии
с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип
может не только быть препятствием в коммуникации,
но и приносить определенную пользу. Это
возможно в следующих случаях: 
 

14.

 • если его
сознательно придерживаются. Индивид
должен понимать, что стереотип отражает
групповые нормы и ценности, групповые
черты и признаки, а не специфические качества,
свойственные отдельно взятому индивиду
из данной группы;

 • если стереотип
является описательным, а не оценочным.
Это предполагает отражение в стереотипах
реальных и объективных качеств и свойств
людей данной группы, но не их оценку как
хороших или плохих;

 • если стереотип
точен. Это означает, что стереотип должен
адекватно выражать признаки и черты группы,
к которой принадлежит человек;

 • если стереотип
является лишь догадкой о группе, но не
прямой информацией о ней. Это означает,
что первое впечатление о группе не всегда
является достоверным знанием обо всех
индивидах данной группы;

 • если стереотип
модифицирован, то есть, основан на дальнейших
наблюдениях и опыте общения с реальными
людьми или исходит из опыта реальной
ситуации.

 • В ситуации
межкультурных контактов стереотипы бывают
эффективны только тогда, когда они используются
как первая и положительная догадка о
человеке или ситуации, а не рассматриваются
как единственно верная информация о них. 

 Стереотипы
становятся неэффективными и затрудняют
коммуникацию, когда мы ошибочно относим
людей не к тем группам, некорректно описываем
групповые нормы, когда смешиваем стереотипы
с описанием определенного индивида и
когда нам не удается модифицировать стереотипы,
основанные на реальных наблюдениях и
опыте. Акцент в общении на эти способы
использования стереотипов приводит к
тому, что они могут стать серьезной помехой
при межкультурных контактах. 
 

15.

 Выделяют ряд
причин, согласно которым стереотипы могут
препятствовать межкультурной коммуникации.

 • За стереотипами
не удается выявить индивидуальные особенности
людей. Стереотипизация предполагает,
что все члены группы обладают одинаковыми
чертами. Такой подход применяется ко
всей группе и к отдельному индивиду на
протяжении определенного промежутка
времени несмотря на индивидуальные вариации.

 • Стереотипы
повторяют и усиливают определенные ошибочные
убеждения и верования до тех пор, пока
люди не начинают их принимать за истинные.

 • Стереотипы
основываются на полуправде и искажениях.

 Люди сохраняют
свои стереотипы, даже несмотря на противоречащую
им действительность, поэтому в ситуации
межкультурных контактов важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами,
то есть осознавать их и уметь от них отказываться
перед фактом их несоответствия реальной
действительности. 

Заключение.

     В
связи с анализом понятия «стереотип» 
исключительно важным представляется
рассмотрение стереотипизации как
одного из механизмов социального восприятия.
Необходимо четко разграничивать эти
понятия, тем более, что за стереотипом
в обыденном сознании прочно закрепилась
негативная оценка. Но если корни стереотипа
уходят в факторы социального порядка,
то стереотипизация является, прежде всего,
универсальным психологическим процессом.
Явление стереотипизации обусловлено
принципом экономии, свойственным человеческому
мышлению, его способностью двигаться
от конкретных единичных случаев к их
обобщению и обратно к этому факту, понятому
уже в рамках общего правила. Стереотипизация
выполняет объективно

stud24.ru

Стереотипы. Психология

Наше восприятие окружающих во многом зависит от того, как мы их «классифицируем»: дети, женщины, политики, пенсионеры, и т.д.

Что такое стереотипы

Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Когда появился этот термин?

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.

Аспекты стереотипов по Липману

  1. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
  2. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
  3. Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
  4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотипы в массовой культуре

Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.

Можно ли победить стереотипы?

Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению. Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились. И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.

Стереотип не равен истине

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

medportal.ru

Стереотипы и установки при восприятии партнера в общении — КиберПедия

 

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Влияют на нас и предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализаконкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

· когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

· аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации

· поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются с трудом на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Ошибки восприятия другого человека обусловлены действием некоторых факторов: пре­восходства, привлекательности и отношения к нам .

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опы­ту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве парт­неров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.


По ка­ким признакам мы можем судить о превосходстве человека, на­пример, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

· одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драго­ценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;

· манера поведения человека (как сидит, ходит, разговари­вает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладыва­ется» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Действие фактора привлекательности при восприятии чело­века заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людь­ми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более ум­ным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоцени­вать многие его личностные характеристики.

Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения к нам – он действует таким об­разом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сход­ство его взглядов с собственным от него ожидали

В практике делового общения используются порой приемы воздействия и создания стереотипов:


· Навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д. Успеш­но используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать вни­мание на недопустимости подмены реальных фактов субъектив­ными оценками.

· «Блистательная неопределенность»: использование стерео­типов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызы­вающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка прева­лирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, «права человека», «общечеловеческие ценно­сти», «в интересах закона» и т.д. Вариант для общения с руко­водством: «Ваше решение недемократично (нарушает права че­ловека, социальную справедливость)!»

· Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа «по многочисленным просьбам трудящихся…», «все рос­сияне единодушно поддерживают…» и т.д. Для делового обще­ния подходят аргументы типа «в коллективе есть мнение…», «коллектив считает, что…».

· Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на автори­тетную личность возможна в нескольких вариантах: а) персонифицированном – ссылка на конкретное руково­дящее лицо; б) обезличенном – «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому…»; «Обсуждаем проблему и тут зашел сам…» в) использование цитат – «Еще Сократ говорил, что…».

· Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными. Используется для формирования имиджа руководителя. Приемы разнообразны – от поездок на работу общественным транспортом до рукопожа­тий на улице, лобызания деток и зимнего купания в пруду.

· Диперсонификация общения, возникающая благодаря стерео­типам, в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет дело­вое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «Встречают по одежке…» означает, что «встречают по стереоти­пу, а провожают – по уму!». Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель – подчиненный».

Как сломать стереотип, что нужно сделать, чтобы нас вос­принимали не как должность, а как личность? В подобной си­туации целесообразно использовать два приема. Первый прием, условно назовем его «ищите хобби», предполагает поиск ин­формации о том, чем интересуется ваш руководитель в свобод­ное от работы время. Чаще всего, это политика, автомобили, садоводство и огородничество, домашние животные, здоровье и т.д. Иными словами, если удастся найти общий интерес по­мимо работы, общение перейдет на новый, неформальный уро­вень. В качестве примера вспомним экранизацию новеллы О’ Генри «Деловые люди», герой которой грабитель неожиданно застает дома хозяина, но вместо перестрелки дело закончилось совместной выпивкой, поскольку у обоих оказалась одинаковая болезнь. Однако следует иметь в виду, что этот прием эффекти­вен только в том случае, если вы достаточно глубоко разбирае­тесь в данном вопросе и ваш интерес является искренним.

Второй прием, достаточно подробно представленный в рабо­те Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», гораздо примитивнее по замыслу, но сложнее по технике исполнения. Суть его проста: выдать свой интерес за интерес этого человека. Как правило, этого добиваются путем повышения самооценки делового партнера, укрепления его имиджа. Например, если поставка уже оплаченной партии това­ра задерживается, целесообразнее не апеллировать к совести, а просто вежливо поставить в известность что вы очень высокого о нем мнения и хотели бы порекомендовать его услуги своим знакомым, но не можете этого сделать, поскольку он до сих пор не выполнил своих обязательств.

Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по разному (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о нем: он гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.

В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила ее такие:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).

cyberpedia.su

Стереотипы Общение | Otvetickoff.ru

Игра Stereotypo Общение на данный момент является последним уровнем игры. Очень жалко, что уровни закончились, но мы надеемся, что разработчики придумают что-то новое.

Данная статья содержит ответы на стереотипы общение. Они расположены ниже.

Удачи!

 

1. Дождь

зонт, капля, сапоги, радуга, молния

2. свадьба

белая машина, платье, торт, кровать, голубь, арка, кольца, сердце, букет

3. Романтика

любовное письмо, 14, руки, скамейка, подарок, луна, сердце, роза, купидон(ангел)

4. Детство

чупа-чупс, лего, мишка, рогатка, линейка\карандаш, мяч, ролики, соска, девочка, доска, коляска, подарок, рюкзак, велосипед

5.Канада

кленовый лист, горы, хоккей

6. генетика

зеленый шприц, микроскоп, ДНК, барашка, молекула,

7. Что обычно рисуют дети?

мяч, дом, семья, солнце, деревья,

8. ретро

машина, пластинка, телевизор, настольный телефон, патефон, старый фотоаппарат,

9. Программист

горящая микроволновка, лист с кодом, монитор, клавиатура, очки, мышь, свитер

10. неприятные запахи

Перечеркнутая яичница, беговая дорожка, скунс, знак туалета М\Ж, ноги с биркой, противогаз, прищепка, какашка, носки, пукающий человек, сигарета

11. боевик

взрыв машины, пистолет, бомба, кинопленка, машина, грабитель, мишень с дырками, вертолет,

12.биатлон

снег, лыжные палки, мишень, шапка, очки, пули, винтовка, медаль, финиш, лыжи, перчатки

13. Украина

сало, девушка с венком, мужчина с чубом и усами, флаг Украины(синий, желтый), борщ,

14. Фотограф

зонт, девушка, жених и невеста, карта памяти (32), штатив, фотоаппарат, диафрагма(зеленая картинка, с бубликом))), фотокарточки

15. Наполеон

сабля, флаг франции (синий, белый, красный), лошадь, полукруглая шапка

16. Бизнесмен

рукопожатие, рубашка\галстук, ноутбук, портфель, цель со стрелой, большое здание, деньги

17. Первое, что видит мужчина, проснувшись

солнце, собака, будильник,  женщина

18. Швейцария

шоколад, флаг (белый крест на красном фоне), часы, деньги, сыр

19. Млекопитающие

овца, обезьяна, волчица, дельфин, ягуар, собака, жираф, корова, лев, кенгуру, кошка

20. Пасха

Иисус, церковь, кролик с яйцом, 3 статуи на красном фоне, гнездо с яйцами, краски с кистью, Библия (книга с крестом)

<<Предыдущий Продолжение>>

otvetickoff.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о