Стигматизация это в психологии: Стигматизация: что это, теория, виды, примеры

что это простыми словами, примеры, причины

Опубликовано: Автор: Даниил Т.

Что такое стигматизация?

Стигматизация – это навешивание социального ярлыка (как правило, отрицательного) на отдельного человека или на группу людей. Обычно она подразумевает приписывание негативных качеств на основании наличия каких-либо внешних признаков, особенностей поведения или даже единичных поступков. Человек, подвергшийся социальной стигматизации, обычно теряет своё место в социуме, становится изгоем.

Термин «стигматизация» образован от латинского слова stigma, которое переводится как «клеймо». Таким образом, его можно расшифровать как «клеймление» или «навешивание ярлыка».

Стигматизация тесно связана со стереотипизацией. Чтобы не путать эти явления, важно запомнить их ключевые отличия:

  • Стереотипизация может быть направлена на человека, предмет или обстоятельство.
    Стигматизация всегда направлена на человека или группу людей.
  • Стереотип может быть индивидуальным (результатом личного опыта) или общественным. Стигматизация исходит от общества.
  • Стигматизация ведёт к социальной изоляции. Стереотипизация может служить причиной предвзятости, но не так опасна.
  • Стигматизация часто бывает связана с единичной ситуацией, после которой на человека навешивается ярлык.

По сути, стигматизация является частным случаем стереотипизации. При этом она сочетает в себе худшие и наиболее опасные свойства этого явления, которые практически всегда ведут к социальной изоляции и снижению качества жизни.

Стигматизация

включает в себя два элемента:

  • Приписывание некоторой характеристики всем людям, обладающим определённым признаком или принадлежащим к определённой социальной группе (например, «все женщины плохо водят машину»).
  • Безапелляционное проецирование этой характеристики на конкретного человека (например, «она никогда не научится нормально водить, потому что она – женщина»).

То есть, стигматизация подразумевает наличие определённого предубеждения и применение этого предубеждения к конкретному человеку, чтобы приписать ему некое отрицательное качество.

Примеры и виды стигматизации

В зависимости от того, что служит причиной навешивания ярлыка, можно выделить несколько основных видов стигматизации:

  • Физическая. Чаще всего стигматизации подвергаются люди, имеющие заметные увечья, инвалидность или отталкивающие особенности внешности. В повседневной жизни они постоянно сталкиваются с предвзятым отношением и социальной изоляцией.
  • Психологическая. Людям свойственно с опаской относиться к тем, кто потенциально может иметь проблемы с психикой. Таким образом, если становится известно, что у человека есть даже безобидное психическое расстройство, он может подвергнуться стигматизации. Это явление называется «стигма психического нездоровья». К примеру, если человек обращается к психотерапевту, чтобы справиться с эмоциональным выгоранием или другой проблемой, некоторые знакомые могут воспринять это как «тревожный звоночек», даже если в остальном он ведёт себя более адекватно, чем окружающие.
  • Социальная. Данный вид стигматизации основывается на социальном статусе человека, его «непрестижной» профессии или низком уровне дохода. В частности, он очень распространён в школах, где дети из неблагополучных или просто небогатых семей нередко подвергаются насмешкам со стороны одноклассников. Также социальная стигматизация представляет серьёзную проблему для бывших заключенных, которым из-за неё бывает сложно вернуться к нормальной жизни.
  • Культурная. Это стигматизация, связанная с происхождением, национальностью, верой и другими культурными особенностями. С ней сталкиваются люди, которые переехали и попали в чужую культурную среду, особенно если в этой среде уже есть предпосылки для предвзятого отношения. Например, если житель одной из кавказских республик приезжает в Москву, он неизбежно столкнётся с характерным отношением со стороны москвичей, даже если его пригласили работать профессором в МГУ.
  • Гендерная.
    Этот вид стигматизации является следствием гендерных стереотипов (т.е. связанных с полом человека). От девочек и мальчиков, девушек и парней, мужчин и женщин ожидают определённого поведения. И когда кто-то начинает вести себя не так, как «обязывает» его гендер, его упрекают в девиантном поведении. К примеру, если парень часто меняет девушек – это считается нормой, но для девушки подобное поведение предосудительно и чревато навешиванием соответствующего ярлыка. Для девушек считается нормой сентиментальность и романтичность, а вот парня за это могут и высмеять, ведь «мужик не должен так себя вести».

Причины стигматизации

Если говорить о первопричине данного явления, то склонность к стигматизации заложена в нашей природе. Речь здесь, прежде всего, о физической стигматизации. Представим, как это работало во времена первобытно-общинного строя. Если у человека присутствовал дефект внешности, могло быть две возможных причины:

  • какое-то увечье или врождённая особенность, не представляющая опасности для соплеменников;
  • серьёзное заболевание (например, проказа), которое может погубить всё племя.

Поскольку способы диагностики тогда были не особо продвинутыми, соплеменники старались избегать такого человека, изолировали его, а то и вовсе изгоняли из племени. Для него самого это было трагедией, но на выживании племени в долгосрочной перспективе сказывалось положительно. Таким образом, склонность к социальной стигматизации заложена в людях на генетическом уровне.

Если говорить о настоящем времени, то в качестве основных причин стигматизации можно назвать такие факторы как:

  • Культурные предпосылки. К примеру, психические расстройства традиционно рассматривались как одержимость. Поэтому люди с минимальными проявлениями таких расстройств всегда пугали окружающих. Другие формы стигматизации также зависят от данного фактора (в частности, гендерная и культурная).
  • Стремление «закрыть глаза» на проблему. Есть старая поговорка: «Глаза не видят – сердце не болит». Общество относится к людям, которым не может помочь, как к изгоям, чтобы снять с себя ответственность за решение их проблем и очистить совесть.
  • Плохая информированность. В психологии известен такой феномен как «вера в справедливый мир». Люди уверены, что в тюрьму попадают только преступники, а ВИЧ, гепатит C и туберкулёз не поражают тех, кто ведёт нормальный образ жизни. Поэтому они подвергают стигматизации бывших заключенных или носителей перечисленных заболеваний, искренне веря, что с ними самими подобное произойти не может.
  • Низкий уровень культуры и образования. Чем ниже уровень развития и образованности общества, тем сильнее склонность к стигматизации. В качестве примера можно привести тюрьмы. В них стигматизация играет решающую роль при определении места заключённого в социальной иерархии. Другой пример общества с низким уровнем образования – обычный класс в средней школе. Дети только учатся жить и взаимодействовать друг с другом, поэтому склонны к стигматизации. А вот в студенческой среде стигматизация встречается крайне редко.

Профилактика стигматизации

В склонности к стигматизации значительную роль играет воспитание.

К примеру, родители пытаются объяснить ребёнку, какое поведение неприемлемо. При этом объяснить причины и подробности получается не всегда. Поэтому дети слышат: «это плохо», «так нельзя», «с тем мальчиком не дружи» и другие столь же категоричные указания.

Конечно, стремление защитить своих детей понятно. И всё же подобные поучения нуждаются в более детальном объяснении. Только так ребёнок сможет по-настоящему понять, что хорошо, а что плохо. А иначе в будущем он будет предвзято относиться ко всем, кто чем-то выделяется на общем фоне.

Если же говорить не только о воспитании детей, но и об обществе в целом, то улучшить ситуацию помогут такие меры как:

  • Повышение уровня культуры и образования. Как мы уже отметили выше, чем более благополучным, культурным и образованным является общество, тем ниже его склонность к стигматизации.
  • Гуманизация общества. Очень важно культивировать в обществе такие ценности как толерантность и гуманизм, прививая их как детям, так и взрослым.
  • Информирование общества. Одной из причин стигматизации является плохая информированность. Люди не знают, что она собой представляет, откуда берётся, с чем связана, насколько опасна и как с ней бороться. Поэтому важно рассказывать о ней, а также объяснять, что столкнуться с ней может кто угодно.

Заключение

Стигматизация – это серьёзная проблема современного общества, которая часто становится причиной травли в школе, социальной изоляции и других неприятных последствий. Она ограничивает потенциал личности, мешает самореализации. Люди, ставшие жертвами стигматизации в детстве, часто сохраняют приобретённые из-за неё страхи в течение всей жизни. Поэтому нельзя недооценивать опасность данного явления, и каждый должен бороться с ним в меру своих возможностей.

Что такое стигма? Ответ от специалиста клиники Rehab Family

Значение слова «стигма» имеет древние корни и обозначает отличительный знак на теле человека. В современной психологии данным термином обозначают ярлыки, которыми общество навешивает человека.  

В психиатрии стигма обозначает появление чувства стыда, вины, обесценивание себя при обнаружении специалистом психических заболеваний. Процесс, когда человек сам навешивает на себя негативные ярлыки в случае имеющихся у него заболеваний называется самостигматизацией.

Стигматизированию подвергается и поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе. Выделяют, также, социальные стигмы, которые дискриминируя человека, подрывают его авторитет в обществе. К примеру, одной из распространённых форм подобной стигматизации является женщина за рулем.

Выделяют следующие виды стигм:

  1. Физическая – когда стигму присваивают человеку с каким-то физическим недостатком.

  2. Психологическая – иногда она касается и здоровых людей при наличии какого-либо комплекса либо заниженной самооценки.

  3. Социальная – навешивание ярлыков человеку со стороны общества в соответствии с его статусом и социальным положением.

  4. Культурная – когда определенного человека или целую нацию принижают по определенным признакам. К примеру, считать уроженца Ближнего востока скупым и хитрым по причине сложившегося стереотипа об этом народе.

  5. Гендерная – связана с половой принадлежностью человека. Например, стереотип, что парни не могут быть стилистами, а девушки – автомеханиками. 

Для того чтобы преодолеть подобную проблему важно:

  • постоянно развиваться, учиться мыслить критически;

  • не делать безапелляционных выводов, не изучив тщательно вопрос;

  • не видеть мир только в черном и белом цветах, не смотреть на других с точки зрения: «хорошо-плохо»;

  • подвергать себя разумной критике и не критиковать других;

  • признавать право существования чужого мнения и понимать, что любое суждение может быть ошибочным;

  • учиться быть толерантным, терпимым и уважать чужую позицию;

  • понимать, что человек не совершенен и не может измениться по щелчку пальцев.  

Преодолеть в себе зачатки стигмы, справиться со стрессом, навязанными со стороны общества стереотипами и научиться жить полноценной жизнью помогут психологи клиники Рехаб Фэмили. Более подробно о специалистах клиники читайте здесь. 

+7 (495) 121-48-31

Статья проверена, медицинская информация верна

Гайнуллин Эдуард Рифкатович

Врач-психиатр, психотерапевт

все специалисты

5 из 5

Стигма — IResearchNet

Определение стигмы

Стигма – это атрибут или характеристика, которая отличает человека от других и сильно дискредитирует его личность. Древние греки придумали термин «стигма» для описания метки, вырезанной или выжженной на теле, которая указывала на носителя как на морально неполноценного человека, например, на раба, преступника или предателя. Социолог Эрвинг Гоффнан возродил этот термин, определив стигму как атрибут, который портит личность человека, превращая его или ее в сознании других «из цельного и обычного человека в испорченного, обесцененного». Стигматизирующие отметки связаны с негативными оценками и обесценивающими стереотипами. Эти негативные оценки и стереотипы, как правило, хорошо известны представителям культуры и становятся основанием для исключения, избегания и дискриминации тех, кто обладает (или считается обладателем) стигматизирующим знаком. Люди, которые тесно связаны с носителями стигмы, также могут испытывать некоторые негативные последствия стигмы, явление, известное как стигма по ассоциации.

Стигма находится не в человеке, а в социальном контексте. Например, в Соединенных Штатах геи и лесбиянки подвергаются стигматизации в самых разных ситуациях, но не в гей-баре. Афроамериканцев стигматизируют в школе, но не на баскетбольной площадке. Этот контекстуальный аспект стигмы означает, что даже атрибуты, которые обычно не считаются стигматизирующими, могут, тем не менее, привести к социальной девальвации в некоторых социальных контекстах (например, быть гетеросексуалом на митинге гей-прайда). Однако некоторые отметины настолько повсеместно обесцениваются в обществе, что их носители подвергаются стигматизации в самых разных ситуациях и отношениях. Последствия стигматизации для этих людей гораздо серьезнее, чем для тех, кто подвергается стигматизации только в очень ограниченном контексте.

Типы и размеры стигмы

Гоффман разделил стигматизирующие знаки на три основных типа: племенное клеймо, мерзость тела и недостатки характера. Племенные стигмы передаются из поколения в поколение и включают в себя принадлежность к девальвированным расовым, этническим или религиозным группам. Мерзости тела — это ненаследственные физические характеристики, которые обесцениваются, такие как ожирение или физическое уродство. Недостатки характера — это индивидуальные личностные или поведенческие характеристики, которые обесцениваются, например, жестокое обращение с детьми или насильник.

Стигмы также различаются по важным параметрам, таким как степень, в которой их можно скрыть, контролировать и считать опасными. Эти различия имеют важные последствия для того, как другие относятся к стигматизированным, и как стигма переживает те, у кого есть стигматизирующее состояние.

Некоторые признаки (например, ожирение) видны или их трудно скрыть от других, в то время как другие (например, наличие судимости за уголовные преступления) невидимы или их легче скрыть. Люди, чье клеймо видимо, должны бороться с другими проблемами, чем те, чье клеймо невидимо. Те, кто явно стигматизирован, с большей вероятностью столкнутся с избеганием и неприятием со стороны других, чем те, чьи стигмы скрыты. Следовательно, первые могут с большей вероятностью интерпретировать поведение других с точки зрения их стигматизации и больше заботиться о том, как другие относятся к ним. Напротив, люди, чьи стигмы можно скрыть, имеют другой набор проблем. Хотя они могут «передавать» или скрывать свою стигму от других, они могут быть озабочены выяснением отношения других к их (скрытой) стигме и управлением тем, как и когда раскрывать свою стигму другим. Они должны жить в страхе, что другие узнают об их стигматизации и будут дискредитированы. Им также может быть труднее найти себе подобных, с которыми можно взаимодействовать, что может привести к социальной изоляции и снижению самооценки.

Воспринимаемая управляемость стигмой также важна. Стигмы воспринимаются как контролируемые, когда считается, что носитель несет ответственность за приобретение стигматизирующего знака или когда считается, что это состояние может быть устранено поведением носителя. Ожирение, наркомания и жестокое обращение с детьми являются примерами признаков, которые обычно считаются контролируемыми; тогда как цвет кожи и физические недостатки являются примерами отметин, которые обычно считаются неконтролируемыми. Людей со стигмами, которые, как считается, можно контролировать, больше не любят, отвергают и с меньшей вероятностью получат помощь, чем людей, чьи стигмы воспринимаются как неконтролируемые. Воспринимаемая управляемость также может влиять на поведение носителя. Например, те, кто считает свою стигму контролируемой, могут больше сосредоточиться на том, чтобы избежать или устранить ее, чем те, кто считает свою стигму неконтролируемой.

Функции стигмы

Большинство ученых считают стигму социально сконструированной, а это означает, что определенные атрибуты или характеристики, которые стигматизируются, определяются обществом. Эта точка зрения подтверждается свидетельствами изменчивости стигматизируемых атрибутов в разных культурах. Например, ожирение сильно стигматизируется в Соединенных Штатах, в гораздо меньшей степени — в Мексике, а в некоторых культурах оно ценится. Даже в рамках одной и той же культуры степень стигматизации того или иного атрибута может со временем меняться. Например, в Соединенных Штатах развод был гораздо более стигматизирующим раньше, чем сегодня. Однако в разных культурах существуют некоторые общие черты в том, какие атрибуты стигматизируются.

Социальная стигматизация встречается в любом обществе. Эта универсальность предполагает, что стигматизация может служить определенной функциональной ценностью для отдельных лиц, групп или обществ. На индивидуальном уровне унижение кого-то другого может заставить человека чувствовать себя лучше как личность. На групповом уровне обесценивание других групп может помочь людям лучше относиться к своим группам по сравнению с ними. На общественном уровне негативные стереотипы и обесценивание людей с низким социальным статусом могут сделать их более низкий статус справедливым и заслуженным, тем самым узаконивая социальное неравенство в обществе. Стигматизация может выполнять и четвертую функцию. Психологи-эволюционисты предполагают, что он мог развиться среди людей, чтобы избежать опасностей, сопровождающих жизнь с другими людьми. В частности, они утверждают, что люди развили когнитивные адаптации, которые заставляют их исключать (стигматизировать) людей, обладающих (или предположительно обладающих) признаками, которые (а) сигнализируют о том, что они могут быть переносчиками паразитов или других инфекционных заболеваний (таких как физическое уродство или СПИД), (b) сигнализируют о том, что они являются плохим партнером для социального обмена (например, наличие судимостей), или (c) сигнализируют о том, что они являются членами чужой группы, которую можно использовать для собственной выгоды.

Последствия стигмы

Стигматизация оказывает глубокое и широкомасштабное негативное воздействие на тех, кто носит (или считается, что носит) стигматизирующие знаки. Стигматизация была связана с более низким социальным статусом, бедностью, нарушением когнитивных и социальных функций, ухудшением физического и психического здоровья. Эти негативные эффекты могут проявляться несколькими путями.

Прямое воздействие

Стигма оказывает прямое негативное воздействие на носителей, увеличивая вероятность того, что они испытают социальное отвержение, изоляцию, предрассудки и дискриминацию. Исследования показали, что стигматизированные лица уязвимы для различных типов социального отвержения, таких как оскорбления, пренебрежение, насмешки, избегание и насилие. С стигматизированными людьми также хуже обращаются на рабочем месте, в учебных заведениях, в системе здравоохранения, на рынке жилья и в системе уголовного правосудия. Стигма даже оказывает негативное влияние на семейные отношения. Например, родители с меньшей вероятностью будут платить за обучение в колледже своих полных дочерей, чем худых. Дискриминация может быть межличностной (например, когда женщина отвергается мужчиной из-за ее веса) или институциональной (например, когда женщине отказывают в приеме на работу бортпроводником из-за узаконенных требований к росту и весу).

Стигматизация также может оказывать прямое негативное влияние на стигматизированных через работу процессов подтверждения ожиданий. Когда люди придерживаются негативных убеждений о человеке из-за стигматизации этого человека (например, считают, что кто-то, кто был госпитализирован с психическим заболеванием, опасен), их убеждения (неправильные или правильные) могут привести к тому, что они будут вести себя определенным образом по отношению к стигматизированным, которые находятся под угрозой. в соответствии со своими убеждениями (например, избегать стигматизированных, подозрительно наблюдать за ними, отказываться от их найма). Такое поведение может привести к тому, что стигматизированные люди будут реагировать так, что это подтвердит первоначальную оценку или стереотип (например, они станут злыми, враждебными). Это может произойти без того, чтобы стигматизированный человек даже не осознавал, что другой человек (воспринимающий) придерживается негативных стереотипов, и даже когда воспринимающий не осознает наличия негативных стереотипов.

Люди, которые подвергаются стигматизации, не всегда подвергаются негативному отношению со стороны тех, кто не подвергается стигматизации. Люди часто испытывают двойственное отношение к стигматизированным; они могут сочувствовать бедственному положению стигматизированных, чувствуя, что стигматизированные зависимы, ленивы или слабы. Люди также могут испытывать отвращение и негативные эмоции по отношению к стигматизированным, но также желать реагировать на них положительно, чтобы не показаться предубежденными ни перед другими, ни перед собой. В результате этих противоречивых мотивов и чувств к носителям стигмы иногда относятся крайне положительно, а иногда крайне отрицательно. Люди ведут себя более позитивно по отношению к стигматизированным в общественных местах, чем в частных, и сообщают, что меньше предвзято относятся к явным показателям симпатии (таким как анкеты об отношении), чем к неявным показателям симпатии (таким как время реакции или другие показатели отношения, которые не учитываются). под сознательным контролем). Эти противоречивые ответы могут мешать стигматизированным людям оценить, что другие на самом деле думают о них.

Косвенное воздействие

Стигма также оказывает косвенное воздействие на стигматизированных, влияя на то, как они воспринимают и интерпретируют свой социальный мир. Практически все представители культуры, в том числе носители стигмы, знают о культурных стереотипах, связанных со стигмой, даже если они лично их не поддерживают. Стигматизированные люди осознают, что они обесценены в глазах других, знают доминирующие культурные стереотипы, связанные с их стигмой, и осознают, что могут стать жертвами дискриминации. Эти убеждения являются коллективными представлениями, поскольку их обычно разделяют другие люди, несущие на себе такое же клеймо. Эти коллективные представления влияют на то, как носители стигмы подходят и интерпретируют ситуации, в которых они рискуют быть обесцененными, подвергнуться негативным стереотипам или стать объектами дискриминации. Для некоторых их клеймо может стать линзой, через которую они интерпретируют свой социальный мир. Они могут стать бдительными в отношении признаков обесценивания и ожидать отказа в своих социальных взаимодействиях.

Коллективные представления могут оказывать негативное влияние на стигматизированных, увеличивая их опасения, что их будут негативно оценивать из-за их стигмы, психологического состояния, называемого угрозой идентичности. Угроза идентичности не хроническая, а ситуативная; это происходит только в ситуациях, когда люди подвергаются риску обесценивания из-за своей стигматизации. Когда возникает угроза идентичности, она может мешать рабочей памяти, производительности и социальным отношениям, а также может усиливать тревожность и физиологические реакции на стресс. Одной из форм угрозы идентичности является угроза стереотипов, опасение, что чье-то поведение будет истолковано в свете или подтвердит негативные стереотипы, связанные с стигмой. Угроза стереотипов возникает в ситуациях, когда уместны негативные групповые стереотипы, которые могут быть применены к себе и могут ухудшить работу в этих областях.

Коллективные представления также могут привести к тому, что носители испытают атрибуционную двусмысленность в ситуациях, в которых их стигма уместна. Атрибуционная двусмысленность проистекает из осознания носителями того, что они могут стать объектами предубеждений и дискриминации. Как следствие этого осознания, носители стигмы (особенно те, чья стигма очевидна), с которыми негативно обращаются, могут быть не уверены, было ли это вызвано чем-то, касающимся их самих (например, их работой или отсутствием квалификации), или было вызвано предрассудками и дискриминацией. на основании их стигмы. Положительные результаты также могут быть атрибутивно неоднозначными. Как отмечалось ранее, носители стигмы часто подвергаются непоследовательному обращению и осознают несоответствие между тем, что чувствуют нестигматизированные, и тем, как они ведут себя по отношению к стигматизированным. Как следствие, носители стигмы могут не доверять достоверности, искренности и диагностике положительной, а также отрицательной обратной связи. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на их социальные отношения, а также помешать их способности давать точную самооценку.

Коллективные представления, связанные со стигмой, влияют на то, как носители стигмы воспринимают, интерпретируют и взаимодействуют со своим социальным миром. Благодаря этому процессу стигматизация может иметь негативные последствия для носителей при отсутствии каких-либо явных форм дискриминационного поведения со стороны окружающих, даже если стигматизирующий знак неизвестен другим, и даже когда в непосредственной ситуации нет другого человека.

Стратегии выживания

Некоторые психологические теории описывают носителей стигмы как пассивных жертв, которые не могут не обесценивать себя, потому что они обесцениваются обществом. Фактически, исследования показывают, что не все носители стигмы находятся в депрессии, имеют низкую самооценку или плохо работают. Действительно, члены некоторых стигматизированных групп в среднем имеют более высокую самооценку, чем члены нестигматизированных групп. То, как носители стигмы реагируют на свое затруднительное положение, сильно различается. Важным фактором, определяющим их реакцию, является то, как они справляются с угрозами своей идентичности, которые представляет их стигма.

Носители справляются со стигматизацией разными способами. Некоторые усилия по преодолению трудностей сосредоточены на проблеме. Например, стигматизированный может попытаться устранить знак, который является источником стигматизации, например, когда тучный человек садится на диету или заикающийся записывается на логопеда. Эта стратегия, конечно, недоступна для носителей, чье клеймо не может быть устранено. Носители также могут справиться, пытаясь избежать стигматизации, например, когда человек со скрытой стигмой «выдает себя» за члена более ценной группы или человек с избыточным весом избегает посещения спортзала или пляжа. Эта стратегия преодоления может серьезно ограничить повседневную жизнь стигматизированных. Стигматизированные могут также справиться, пытаясь преодолеть стигму, компенсируя или прилагая еще больше усилий в областях, где они имеют негативные стереотипы или обесцениваются. Например, одно исследование показало, что женщины с избыточным весом, которые считали, что партнер по взаимодействию может их видеть (и, следовательно, считали, что их вес может негативно повлиять на взаимодействие), компенсировали это тем, что вели себя еще более общительно по сравнению с женщинами с избыточным весом, которые думали, что их партнер по взаимодействию не может их видеть. Хотя эта стратегия может быть эффективной, она также может быть утомительной, особенно перед лицом огромных препятствий.

Другие стратегии выживания сосредоточены на управлении негативными эмоциями или угрозами самооценке, которые может вызвать стигматизация. Например, стигматизированные лица могут справляться с угрозами своей идентичности, отделяя свою самооценку от областей, в которых у них сложились негативные стереотипы или опасения стать объектом дискриминации, и больше вкладываясь в области, в которых они менее подвержены риску. Когда они сталкиваются с негативным отношением, они могут использовать другую стратегию преодоления (часто правильную) перекладывая вину с стабильных аспектов себя («Я глуп», «Я неприятен») на предубеждение других. Эта стратегия может защитить их самооценку от негативных последствий, особенно когда предрассудки носят вопиющий характер. Носители стигмы также могут справиться с этим, идентифицируя или связываясь с другими людьми, которые разделяют их стигму. Подобным образом стигматизированные другие могут обеспечить социальную поддержку, чувство принадлежности и защитить от чувства отторжения и изоляции. Кроме того, связь с другими людьми, которые так же стигматизированы, может также позволить носителям проводить социальные изменения, которые приносят пользу их стигматизированной группе, о чем свидетельствует успех движения за гражданские права и движения гей-прайда. Таким образом, с помощью различных стратегий выживания носители стигмы могут продемонстрировать устойчивость даже перед лицом социальной девальвации.

Ссылки:

  1. Allport, GW (1954). Природа предрассудков. Бостон: Аддисон-Уэсли.
  2. Крокер, Дж., и Мейджор, Б. (1989). Социальная стигма и самооценка: самозащитные свойства стигмы. Психологический обзор, 96, 608-630.
  3. Крокер, Дж., Мейджор, Б., и Стил, К. (1998). Социальное клеймо. В Д. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., стр. 504-553). Бостон: Макгроу-Хилл.
  4. Гоффман, Э. (1963). Стигма: Заметки об управлении испорченной личностью. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  5. Heatherton, TF, Kleck, RE, Hebl, MR, & Hull, JG (Eds.). (2000). Социальная психология стигмы. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  6. Джонс, Э.Э., Фарина, А., Хасторф, А.Х., Маркус, Х., Миллер, Д.Т., и Скотт, Р.А. (1984). Социальная стигма: психология отмеченных отношений. Нью-Йорк: Фримен.
  7. Линк, Б. Г. и Фелан, Дж. К. (2001). Концептуализация стигмы. Ежегодный обзор социологии, 27, 363-385.
  8. Майор, Б., и О’Брайен, Л. Т. (2005). Социальная психология стигмы. Ежегодный обзор психологии, 56, 393-421.
  9. Steele, CM (1992). Угроза в воздухе: как стереотипы формируют интеллектуальную идентичность и результаты тестов. Американский психолог, 52, 613-629.
  10. Стил, К.М., Спенсер, С.Дж., и Аронсон, Дж. (2002). Борьба с групповым имиджем: психология стереотипов и угрозы социальной идентичности. В MP Zanna, (Ed). (2002). Успехи экспериментальной социальной психологии (т. 34, стр. 379).-440). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Психическое здоровье и стигма | Psychology Today

В большинстве обществ все еще существует отношение, которое рассматривает симптомы психопатологии как угрожающие и неудобные, и это отношение часто способствует стигме и дискриминации по отношению к людям с проблемами психического здоровья. Такие реакции распространены, когда люди достаточно смелы, чтобы признать, что у них проблемы с психическим здоровьем, и они часто могут привести к различным формам исключения или дискриминации — либо в социальных кругах, либо на рабочем месте.

Что такое стигматизация психического здоровья? Стигму психического здоровья можно разделить на два различных типа: социальная стигма характеризуется предвзятым отношением и дискриминационным поведением по отношению к лицам с проблемами психического здоровья в результате присвоения им психиатрического ярлыка. Напротив, воспринимаемая стигма или самостигма — это интернализация страдающим психическим заболеванием своего восприятия дискриминации (Link, Cullen, Struening & Shrout, 19).89), а воспринимаемая стигма может значительно повлиять на чувство стыда и привести к ухудшению результатов лечения (Perlick, Rosenheck, Clarkin, Sirey et al., 2001).

Что касается социальной стигмы, исследования показали, что стигматизирующее отношение к людям с проблемами психического здоровья широко распространено и распространено (Crisp, Gelder, Rix, Meltzer et al., 2000; Bryne, 1997; Heginbotham, 1998). В ходе опроса более 1700 взрослых в Великобритании Crisp et al. (2000) обнаружили, что (1) наиболее распространено мнение, что люди с проблемами психического здоровья опасны, особенно больные шизофренией, алкоголизмом и наркотической зависимостью, (2) люди считали, что некоторые проблемы с психическим здоровьем, такие как расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами были нанесены самому себе, и (3) респонденты считали, что с людьми с проблемами психического здоровья, как правило, трудно разговаривать. Люди, как правило, придерживались этих негативных убеждений независимо от своего возраста, независимо от того, что они знали о проблемах психического здоровья, и независимо от того, знали ли они кого-то, у кого были проблемы с психическим здоровьем. Более поздние исследования отношения к людям с диагнозом «шизофрения» или «глубокая депрессия» дают аналогичные результаты. В обоих случаях значительная часть населения считала, что люди с проблемами психического здоровья, такими как депрессия или шизофрения, непредсказуемы, опасны и с меньшей вероятностью наняли бы кого-то с проблемами психического здоровья (Wang & Lai, 2008; Reavley). и Йорм, 2011).

Кто придерживается стигматизирующих представлений о проблемах с психическим здоровьем? Возможно, это покажется удивительным, но стигматизирующие убеждения в отношении людей с проблемами психического здоровья поддерживаются широким кругом людей в обществе, независимо от того, знают ли они кого-то с проблемой психического здоровья, имеют ли член семьи с проблемой психического здоровья или хорошо осведомлены и опыт проблем с психическим здоровьем (Crisp et al. , 2000; Moses, 2010; Wallace, 2010). Например, Moses (2010) обнаружил, что стигматизация подростков с проблемами психического здоровья исходит от членов семьи, сверстников и учителей. 46% этих подростков описали стигматизацию со стороны членов семьи в виде необоснованных предположений (например, страдалец манипулировал), недоверия, избегания, жалости и сплетен, 62% испытывали стигматизацию со стороны сверстников, что часто приводило к потере дружбы и социальному отторжению. Коннолли, Геллер, Мартон и Катчер (19 лет)92), а 35% сообщили о стигме со стороны учителей и школьного персонала, которые выражали страх, неприязнь, избегание и недооценку способностей. Стигма в связи с психическим здоровьем широко распространена даже среди медиков, по крайней мере отчасти потому, что при обучении врачей и врачей общей практики ей уделяется мало внимания (Wallace, 2010).

Какие факторы вызывают стигматизацию? Социальная стигма, связанная с проблемами психического здоровья, почти наверняка имеет множество причин. На протяжении всей истории с людьми с проблемами психического здоровья обращались по-разному, исключали и даже жестоко обращались с ними. Такое обращение может исходить из ошибочных представлений о том, что люди с проблемами психического здоровья могут быть более жестокими или непредсказуемыми, чем люди без таких проблем, или как-то просто «другими», но ни одно из этих убеждений не имеет под собой никаких фактических оснований (например, Swanson, Holzer, Ganju). и Джоно, 19 лет90). Точно так же ранние убеждения о причинах проблем с психическим здоровьем, таких как одержимость демонами или духами, были «объяснениями», которые почти наверняка вызывали реакцию осторожности, страха и дискриминации. Даже медицинская модель проблем психического здоровья сама по себе является невольным источником стигматизирующих убеждений. Во-первых, медицинская модель подразумевает, что проблемы с психическим здоровьем находятся на одном уровне с физическими заболеваниями и могут быть в той или иной степени результатом медицинской или физической дисфункции (когда многие из них не могут быть просто сведены к биологическим или медицинским причинам). Это само по себе подразумевает, что люди с проблемами психического здоровья в некотором роде «отличаются» от «нормально» функционирующих людей. Во-вторых, медицинская модель подразумевает диагноз, а диагноз подразумевает ярлык, который навешивается на «пациента». Этот ярлык вполне может ассоциироваться с нежелательными качествами (например, «сумасшедшие» люди не могут нормально функционировать в обществе или иногда могут проявлять насилие), и это снова увековечит мнение, что люди с проблемами психического здоровья отличаются от других и к ним следует относиться с осторожностью.

Ниже я расскажу о том, как можно бороться со стигмой, но здесь также следует признать, что средства массовой информации регулярно играют роль в увековечивании стигматизирующих стереотипов в отношении людей с проблемами психического здоровья. Популярная пресса — это отрасль средств массовой информации, которую часто критикуют за увековечение этих стереотипов. Вину также можно возложить на развлекательные СМИ. Например, кинематографические изображения шизофрении часто стереотипны и характеризуются дезинформацией о симптомах, причинах и лечении. При анализе англоязычных фильмов, выпущенных между 1990-2010, на котором изображен по крайней мере один персонаж, страдающий шизофренией, Оуэн (2012) обнаружил, что большинство персонажей-шизофреников демонстрировали агрессивное поведение, треть этих агрессивных персонажей занимались смертоносным поведением, а четверть покончили жизнь самоубийством. Это говорит о том, что негативное изображение шизофрении в современных фильмах является обычным явлением и, несомненно, усиливает предвзятые убеждения и стигматизирующее отношение к людям с проблемами психического здоровья. В то время как средства массовой информации, возможно, в последние годы стали лучше освещать антистигматизирующие материалы, исследования показывают, что не произошло пропорционального уменьшения количества публикаций в средствах массовой информации стигматизирующих статей, предполагая, что СМИ по-прежнему являются значительным источником стигматизации. соответствующую дезинформацию (Thornicroft, Goulden, Shefer, Rhydderch et al., 2013).

Почему клеймо имеет значение? Стигма включает в себя как предвзятое отношение, так и дискриминационное поведение по отношению к лицам с проблемами психического здоровья, а социальные последствия этого включают изоляцию, плохую социальную поддержку, более низкое субъективное качество жизни и низкую самооценку (Livingston & Boyd, 2010). Помимо влияния на качество повседневной жизни, стигматизация также пагубно влияет на результаты лечения и, таким образом, препятствует эффективному и действенному выздоровлению от проблем с психическим здоровьем (Perlick, Rosenheck, Clarkin, Sirey et al., 2001). В частности, самостигматизация коррелирует с более низкими профессиональными результатами (успешность в трудоустройстве) и усилением социальной изоляции (Янос, Роу и Лайсакер, 2010). Одни только эти факторы представляют собой веские причины для попыток искоренить стигматизацию в области психического здоровья и обеспечить облегчение социальной интеграции и эффективное восстановление.

Как избавиться от стигмы? Теперь у нас есть хорошие знания о том, что такое стигматизация психического здоровья и как она влияет на страдающих, как с точки зрения их роли в обществе, так и их пути к выздоровлению. Поэтому неудивительно, что совсем недавно внимание было обращено на разработку способов снижения стигмы и дискриминации. Как мы уже описывали, люди склонны придерживаться этих негативных представлений о проблемах психического здоровья независимо от их возраста, независимо от их знаний о проблемах психического здоровья и независимо от того, знают ли они кого-то, у кого есть проблемы с психическим здоровьем. Тот факт, что такое негативное отношение, по-видимому, настолько укоренилось, предполагает, что кампании по изменению этих убеждений должны быть многогранными, должны делать больше, чем просто распространять знания о проблемах психического здоровья, и должны будут бросить вызов существующим негативным стереотипам, особенно в том виде, в котором они существуют. изображается в средствах массовой информации (Пинфолд, Тулмин, Торникрофт, Хаксли и др., 2003).

В Великобритании кампания «Время меняться» является одной из крупнейших программ, направленных на борьбу со стигматизацией в области психического здоровья, и поддерживается как благотворительными организациями, так и поставщиками услуг в области психического здоровья. Эта программа предоставляет блоги, видео, телевизионную рекламу и рекламные мероприятия, чтобы помочь повысить осведомленность о стигме в области психического здоровья и ее пагубном влиянии на людей, страдающих психическим здоровьем. Однако повышение осведомленности о проблемах психического здоровья просто путем предоставления информации об этих проблемах может оказаться непростым решением, особенно с учетом того, что люди, наиболее осведомленные о проблемах психического здоровья (например, психиатры, медсестры по психическому здоровью), сами регулярно придерживаются сильных стигматизирующих убеждений в отношении психического здоровья. ! (Шлосберг, 1993; Колдуэлл и Джорм, 2001).

Как следствие, внимание было обращено на некоторые методы, описанные в литературе по социальной психологии для улучшения межгрупповых отношений и уменьшения предубеждений (Brown, 2010). Эти методы направлены на продвижение мероприятий, поощряющих массовое участие в социальных контактах между людьми с проблемами психического здоровья и без них, а также на содействие позитивным межгрупповым контактам и раскрытию проблем психического здоровья (одним из примеров является роуд-шоу «Время перемен» 9).0030 , который организует мероприятия в известных местах в центре города с высокой посещаемостью). Анализ таких межгрупповых мероприятий показывает, что они (1) улучшают отношение к людям с проблемами психического здоровья, (2) повышают готовность в будущем раскрывать проблемы психического здоровья и (3) способствуют поведению, связанному с вовлечением в борьбу со стигмой (Эванс). -Лако, Лондон, Джафет, Руш и др., 2012; Торникрофт, Брохан, Кассам и Льюис-Холмс, 2008).

Добавить комментарий