Стороны общения в психологии: Стороны общения в психологии

1.Понятие общение. 3 стороны общения (характеристика)

Общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов

2формы межличностного общения:

  • Монологическая(1активен, 2-ой пассивен)

  • Диалоговое(сотрудничество, общение 2-ух людей)

Общение имеет три стороны:

  • Коммуникативное(вербальная и невербальная)-обмен информацией между общающимися индивидами.

  • Перцептивное-процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

  • Интерактивное- организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Виды общения:

  • Деловое(цель:достижение к-либо четкого согласия)

  • Воспитательное(когда один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляет себе желаемый результат)

  • Диагностическое общение(цель:сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него к-либо информацию)

  • Интимно-личностное общение(возможно только тогда, когда партнеры возникнувшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы, доверительно-глубокого контакта)

  • Диадическое общение(характерно взаимодействием собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и каждая реакция, поза, взгляд, жест могут быть замечены и учтены собеседником)

2.

Вербальная коммуникация в процессе делового общения

Коммуникация-процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Вербальное общение – это устное словесное общение. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть искусством вести беседу. Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

В деловом общении используют следующие принципы речевого воздействия:

  • Доступность- предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

  • Ассоциативность- означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей.

  • Экспрессивность- предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

  • Интенсивность- характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

3.Невербальные коммуникации, особенности в процессе общения

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, знаков, символов), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Существуют проблема понимания невербального общения:

При языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

1. Понятие общение. 3 стороны общения (характеристика)

2. Вербальная коммуникация в процессе делового общения

3. Невербальные коммуникации, особенности в процессе общения

4. Соц.-перцептивная сторона в профессиональном общении

5. Эффекты межличностного восприятия

6. Особенности мимики, жестов как внешние проявления псих-ого состояния чел-а

7. Псих. приемы влияния спец-та на потребителя услуг

8. Псих. основы воздействия на клиента

9. Сущ-ть псих. конфликта

10. Типы конфликтности лич-тей

11. Формы и способы разрешения внутриличностных конфликтов

12. Профессионально псих. кач-ва спец-та в ЖКХ

13. Коммуникативная компетентность спец-ов по сервису

14. Интерактивная сторона общения

15.

Стресс и способы его преодоления

16. Переговоры как способ разрешения конфликтов

17.Приёмы псих. самореализации

18. какой основной учебник по псих. практикуму есть в библиотеке (цвет, год, название, автор)

Компоненты психологической структуры общения: какие стороны выделяют, кратко

Содержание:

  • Структура общения в психологии
  • Стороны общения
  • Коммуникативная сторона общения
  • Перцептивная сторона общения
  • Интерактивная сторона общения
  • Разделение структуры общения на уровни
  • Видео

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Коммуникация

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути,

необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б. Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Перцептивная сторона общения в психологии

Автор:

Aннa Kyлинич

3 психологических аспекта, которые следует учитывать при общении

Мы все предпочитаем общаться так, как привыкли общаться. Это означает использование фраз или формулировок, которые являются частью нашего повседневного словарного запаса, предпочтение большего или меньшего количества смайликов, написание более коротких или длинных текстов. Но то, что вам может показаться нормальным или даже превосходным, кому-то другому может показаться странным или даже оскорбительным. Это потому, что то, как мы воспринимаем мир, сильно зависит от нашего культурного происхождения, возраста, поколения, общества, типа личности и уровня образования, и это лишь некоторые из них.

Первое правило общения: никогда не предполагай, что все остальные такие же, как ты . Если возможно, всегда используйте стиль общения, который предпочитает человек, с которым вы общаетесь. Это автоматически делает вас гораздо более привлекательным и заслуживающим доверия!

Вот 3 основных психологических аспекта, которые влияют на предпочтительный стиль общения каждого человека:

1. Этап жизни

Мы постоянно развиваемся и меняемся на протяжении всей жизни. Согласно нашей физиологии и психологии, мы проходим через 3 фазы жизни: фазу развития (возраст 0-21 год), фазу относительного равновесия (возраст 21-40 лет) и фазу распада (начиная с 40 лет). В мире психологии «фаза распада» означает, что если до этого периода нам непрерывно что-то давала природа, то теперь природа потихоньку начинает у нас отнимать.

Вот почему эта теория называется «кривой жизни», поскольку существует множество параллелей, которые можно провести между различными подфазами фазы развития и фазы распада. Например, лучшие механизмы поддержки для детей 1–7 лет и 60–70 лет — это повторение и терпимость. Другой пример — 7-14-летние и 50-60-летние, которые одновременно стремятся к принадлежности и изо всех сил пытаются сбалансировать свою работу и время отдыха. Познакомьтесь с основными трудностями, через которые проходят разные возрастные категории, и соответствующим образом скорректируйте свое общение.

2. Поколение

В зависимости от того, когда вы родились в истории, вы более или менее обусловлены вызовами и основными событиями того времени. Люди разных поколений по-разному реагируют на одну и ту же реальность. Они также предпочитают разные каналы связи. В то время как старшее поколение (бэби-бумеры и поколение X) предпочитает встречи лицом к лицу или разговоры по телефону, миллениалы обычно пользуются электронной почтой, а поколение Z общается в различных приложениях для обмена сообщениями и в социальных сетях. Подходящий язык сильно различается в зависимости от поколения. В то время как старшее поколение больше привыкло к иерархическому общению (например, авторитет коммуникатора имеет значение), молодое поколение больше воспринимает других как равных и общается более неформально.

3. Тип личности

Хотя все люди имеют схожие жизненные потребности, важность этих потребностей у разных людей разная. Кому-то нужно больше азарта в жизни, кто-то предпочитает цифры, данные и т. д. Согласно модели DISC выделяют 4 типичных стиля поведения:

  • Ориентированы на доминирование и результат: тянутся к деньгам, власти и результатам. Они хотят быть главными и ненавидят бессмысленную болтовню.
  • Ориентированы на влияние и вдохновение: их тянет к вдохновению, веселью и переживаниям. Они ненавидят ненужные детали, длинные и скучные встречи или электронные письма. Удивите их большой картиной и мечтой, и они готовы к работе!
  • Ориентированы на стабильность и отношения: тянутся к покою, гармонии и общению. Они ненавидят споры и разногласия и делают все возможное, чтобы сохранить крепкие отношения.
  • Ориентированы на добросовестность или процесс: тянутся к цифрам, данным и исследованиям. Они ненавидят расплывчатые идеи или фрагменты информации, не подтвержденные фактами. Сообщите им все детали и дайте им обработать их, прежде чем давить на них в принятии решения.

Если вы хотите узнать больше о том, как эти психологические аспекты влияют на наш стиль общения, ознакомьтесь с этой записью в блоге Powerful Marketers: Как эффективно общаться в бизнесе и в жизни?

Дополнительные усилия, направленные на то, чтобы приспособить ваше общение к потребностям другого человека, могут открыть для вас новые возможности, поскольку другой человек действительно чувствует, что то, что он говорит, имеет значение, и что вы активно его слушаете. В электронном маркетинге внимание к таким психологическим аспектам может помочь вам повысить уровень вовлеченности: например. сегментация вашей аудитории в зависимости от их возраста, поколения или того, как они реагируют на ваш контент. Это сложный, но определенно полезный процесс!

Биография автора: Powerful Marketers помогает перегруженным маркетологам расти лично и профессионально с помощью тренингов, коучинга 1:1 и прикладных услуг. Основатель Powerful Marketers, Мари-Лийс Вахер, является международным наставником по маркетингу и мышлению, которая работала с маркетологами с 3 разных континентов, успешно обучая, вдохновляя и поддерживая их на пути личного роста и профессионального развития.

Навыки, которыми должен обладать клинический психолог | Работа

Автор Sara Mahuron Обновлено 19 апреля 2022 г.

Клинические психологи — это медицинские работники с докторской степенью, имеющие опыт консультирования пациентов, оценки и лечения психических и эмоциональных расстройств с использованием научных методов и теорий. Навыки эффективного межличностного общения являются важными способностями психолога. Клинический психолог должен уметь активно слушать и понимать то, что говорят им клиенты, а также уметь ясно говорить с клиентами о деликатных вопросах. Эта профессия также требует навыков критического мышления, поскольку клинические психологи должны уметь использовать разум и логику для интерпретации и решения сложных проблем.

Навыки общения

Клинические психологи взаимодействуют с клиентами и используют методы интервью для сбора информации, используемой для диагностики психических заболеваний и расстройств. Они также консультируют клиентов, участвуют в интерактивной терапии и составляют подробные письменные отчеты или заметки после каждого сеанса. В результате клинический психолог должен понимать социокультурные нормы и эффективно общаться с разнообразным населением, защищая при этом частную жизнь клиента и придерживаясь этических принципов.

Аналитические навыки

Клинические психологи интерпретируют информацию, которую они получают от своих клиентов из интервью, оценок и записей; эта информация оценивается по критериям, которые помогают им выявлять и диагностировать расстройства. Они также должны быть осведомлены о методах лечения и иметь навыки разработки эффективных планов лечения, основанных на потребностях. Чтобы преуспеть в этом, клинические психологи должны продемонстрировать сильные аналитические способности. Они должны уметь решать проблемы, применять теорию, оценивать варианты, принимать обоснованные решения и реализовывать решения.

Научные навыки

Клинические психологи используют объективные исследования и научно обоснованные методы при диагностике и лечении расстройств, как указано Американской психологической ассоциацией. Хотя им не нужно запоминать каждую теорию или исследование, они должны быть осведомлены об общих теориях и понимать, как интерпретировать исследования и их результаты. Чтобы интерпретировать данные и объективно оценивать их, клинические психологи должны уметь использовать научное мышление и аргументацию при решении проблем.

Навыки общения с людьми

Навыки общения для психологов очень важны для установления взаимопонимания и завоевания доверия. Клинический психолог должен быть чутким к ситуации клиента, чтобы развивать отношения, необходимые для лечения расстройства. Хотя психолог не решает проблемы клиента напрямую, он должен быть в состоянии завоевать доверие и приверженность клиента, чтобы он мог помочь клиенту решить проблемы. Профессионал достигает этого, оказывая эмоциональную поддержку, разрешая конфликты и обучая других.

Математические и технологические навыки

Поскольку клиническая психология является исследовательской областью, для анализа результатов исследований с использованием статистических программ необходима прочная статистическая база. Они должны быть в состоянии судить о надежности и достоверности новых исследований, которые определяют их подход к психотерапии. Клинические психологи также должны понимать, как проводить и интерпретировать серию психометрических тестов. По данным Occupational Information Network, клинические психологи обычно используют специализированное программное обеспечение для тестирования, планирования и управления частной практикой.

Ссылки

  • O*Net Online: Сводный отчет для клинических психологов
  • Американская психологическая ассоциация: Публичное описание клинической психологии

Автор биографии

Сара Махурон специализируется на образовании для взрослых/высшем образовании, воспитании детей, бюджетных поездках и личные финансы .

Добавить комментарий