Стороны общения в социальной психологии: Стороны общения в психологии

Содержание

Феномен общения в социальной психологии


Скачать 116 Kb.

страница1/9
Дата25.07.2022
Размер116 Kb.
#164060

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Навигация по данной странице:
  • Феноменология общения: функции, типы, уровни.

Феномен общения в социальной психологии.

  1. Феноменология общения: функции, типы, уровни.

  2. Классификация видов общения.

  3. Структура общения.

  1. Феноменология общения: функции, типы, уровни.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».


Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Выделение трех сторон общения возможно только, как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельного взаимодействия практически не возможно. Таким образом, общение есть сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения – передача форм культуры и социального опыта. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

При рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б.Ф. Ломов, 1984):

Первый уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.


Второй уровень – мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
Третий уровень – микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения-это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера.
(Например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.)

Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения и своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому.

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации)

; интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.

Каталог: blog -> penkrat -> article -> lection -> lekciya-fenomen-obsheniya-v-social-noj-psihologii -> download?path=. -> uploads -> penkrat -> lection -> lekciya-fenomen-obsheniya-v-social-noj-psihologii

lection -> Лекция Межличностные отношения. Социально-психологический климат Понятие межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Межличностная привлекательность и непривлекательность
lection -> Лекция Личность и ее социализация Сущность процесса социализации. Социально-психологические теории социализации. Стадии процесса социализации. Институты социализации


Скачать 116 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

§ 4.

Коммуникативная сторона общения

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают

К Чапек

Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д.

Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами (всего не перечислишь). Что бы это ни было – это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. И тогда возникают следующие вопросы:

Что препятствует эффективной коммуникации?

Каково происхождение барьеров?

Как преодолевать эти барьеры?

Барьеры непонимания. Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация – это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.

Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации и будет делать это твердо и решительно.

Человек должен уметь каким-то образом отличать «хорошую» информацию от «плохой», «пропускать» первую и «останавливать» вторую. Каким образом это происходит?

Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека.

Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противо-внушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи»*.

Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Как мы увидим в дальнейшем, избегание и авторитет – это защита от источника коммуникации, а непонимание – от самого сообщения.

Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером.

Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций. Если некто при просмотре кинокартины закрывает глаза «на страшных местах», то это можно классифицировать как попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Когда некто, не желая, чтобы на его решение или мнение оказывали влияние, просто не приходит на назначенную встречу или заседание, то это тоже избегание. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия – избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

Авторитет. Действие авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных оснований. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия и т. д. Основания для этого у каждого свои, и определяются они собственным положением в системе общественных отношений, собственной историей и основными ценностями. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в общем и в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охранную систему – при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты – ложная тревога и отключение сигнализации.

Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Например, слишком сложно изложенная информация не воспринимается теми людьми, для которых она предназначена; использование некорректных аргументов дискредитирует в общем очень важную мысль; правильные предложения, исходящие от неприятного человека, никогда не выслушиваются, а человек, не обладающий авторитетом, но знающий, как решить какой-то насущный вопрос, может положить всю жизнь на то, чтобы объяснить это другим, но его никто не услышит и т.д. и т.п. Поскольку система защит работает в автоматическом режиме, постольку она как бы «встроена » в человека, является его частью и обычно им не осознается. Требуются особые усилия, чтобы избежать ошибок, вызванных ложными срабатываниями системы.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера – еще и необходимая часть их профессии. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров.

В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое людей.

Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. Если у нас имеются говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за эффективность общения, кто должен бороться за ее повышение? Если обратиться к собственному опыту общения, то становится ясно, что в большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимания к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Между тем эффективность общения – дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения.

Преодоление избегания.  В повседневном общении избегание предстает в форме невнимания.

Так, при разговоре с другом мы думаем о своем, «пропуская » то, о чем он говорит; это не что иное, как избегание воздействия. Точно так же, если, сидя на лекции, мы читаем постороннюю книгу и соответственно уделяем мало внимания самой лекции, то это – самоустранение от воздействия.

Именно поэтому борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Управление вниманием далеко не всегда требует специальных знаний, но если мы управляем собой или другим интуитивно, то, конечно, возможны ошибки.

В любом общении важно, во-первых, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а во-вторых, чтобы внимание это было постоянным, не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить эффективность общения. Следовательно, и говорящий, и слушающий должны уметь решать задачи по управлению вниманием – это задачи по привлечению внимания и его поддержанию.

Первым из наиболее эффективных приемов привлечения внимания является прием «нейтральной фразы». Суть его при всем многообразии применений сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл и ценность для всех присутствующих и поэтому собирающая их внимание.

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием «завлечения». 

Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. Используя этот прием, говорящий как бы провоцирует слушающего самого применять способы концентрации внимания.

Еще одним важным способом «сбора» внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим.

Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т.д.. Установление зрительного контакта – прием, широко используемый в любом общении (не только в массовом, но и в личном, деловом и т.д.).

Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться: любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта.

Однако зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его поддержания уже в самом процессе общения.

Следующая задача по управлению вниманием – это его поддержание.

Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним стимулом – громким стуком двери, интересным разговором соседей, сменой освещения, собственными размышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания, в сущности, сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них. Именно поэтому эту группу можно назвать приемами «изоляции».

Когда мы хотим спокойно поговорить с кем-либо, мы отводим его в сторону, уединяемся. Перед началом лекции обычно закрывают окна и двери, чтобы не мешал посторонний шум, и если это не удается, то воздействие становится менее эффективным. Всем известно, как тяжело и малоэффективно общение «под телевизор » или среди всеобщего разговора. Именно поэтому все конкретные способы «изоляции » в целом повышают эффективность общения.

Если, с точки зрения говорящего, максимум, что он может сделать, – это изолировать общение от внешних факторов, то для слушающего актуально умение изолироваться от внутренних факторов. Чаще всего помехи заключаются в том, что собеседник, вместо того чтобы внимательно слушать говорящего, занят подготовкой собственной реплики, обдумыванием аргументов или просто ожиданием окончания его речи, чтобы вступить в разговор самому.

В любом из этих случаев результат один – внимание слушающего отвлекается на себя, внутрь, он что-то пропускает и эффективность общения уменьшается. Именно поэтому приемом «изоляции» для слушающего являются навыки собственного слушания, умения не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию.

Еще одна группа приемов поддержания внимания – это приемы «навязывания ритма». Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое.

Особенно способствует такому отвлечению монотонное, однообразное изложение. Когда наш собеседник говорит монотонно, без выражения, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее его клонит в сон.

Именно здесь и применяются приемы «навязывания ритма».

Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов поддержания внимания – так  называемые

приемы акцентировки. 

Они применяются в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на определенные, важные с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и т.д. Эти приемы можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет употребления различных служебных фраз, смысл которых и составляет собственно привлечение внимания; таких, например, как «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т.д. 

Косвенная акцентировка достигается за счет того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются, из общего строя общения за счет контраста – они организуются таким образом, чтобы контрастировать с окружающим фоном и поэтому автоматически привлекать внимание.

Управлять вниманием в общении – важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер, а не что-то другое, то он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания, о которых мы будем говорить отдельно, направлены именно на приобретение этого навыка.

Для правильного понимания процесса своего общения с другими людьми необходимо представлять себе, как мы узнаем, что делает партнер в общении, чего он хочет, какие цели преследует (именно эти составляющие и заключены в интерактивной стороне общения).


*
Поршнев Б Ф. Социальная психология и история. – М., 1979. – С. 155

 

Социальные коммуникации | Children’s Minnesota

Что такое социальная коммуникация?
Социальная коммуникация относится к появлению вербальных и невербальных навыков, социальному взаимодействию и социальному познанию. Это часто рассматривается как форма общения, которая «неписана» и которую люди, кажется, «просто знают». Общение в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и педагогами. Поведение в социальной коммуникации включает в себя понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.

Дети, испытывающие трудности с навыками социального общения, могут:

  • Иметь трудности с распределением внимания и ориентацией на других
  • Плохая очередь в игре и разговоре
  • Неадекватно отвечать на вопросы
  • С трудом поддерживает тему разговора
  • Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражение лица и/или язык тела
  • Имеют трудности с вниманием к выступающему с соответствующим зрительным контактом
  • Использует «фальстарты» или прерывает других
  • Пересматривает речь или повторяет те же мысли
  • Трудно реагировать на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
  • Трудно связать эмоциональные состояния себя с другими

Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
Людей с подозрением на расстройство социальной коммуникации через поставщика медицинских услуг или членов семьи следует направить к логопеду. Важно знать, что расстройство социальной коммуникации может быть самостоятельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной/рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственную отсталость, трудности с обучением, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), черепно-мозговую травму (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.

Чего ожидать во время оценки социальной коммуникации:
Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой выразительных и рецептивных языковых навыков. Логопед может оценить:

  • Начало общения и очередность
  • Попадание в глаза
  • Готовность поддержать беседу
  • Способность манипулировать темами разговора
  • Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
  • Способность вербально и невербально общаться, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова

Чего ожидать от терапии, направленной на решение проблем социального общения
На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели по решению аспектов социального общения. Терапевтические мероприятия могут включать улучшение способности ребенка определять подходящие темы для данного слушателя и разговора, улучшение зрительного контакта и языка тела, а также улучшение очередности с помощью игр и сценариев в зависимости от возраста ребенка.

Найдите дополнительную информацию о развитии социальной коммуникации и других диагнозах, связанных:

Американская ассоциация речевого и слухового слуха (ASHA)
Американское общество аутизма

Социально-психологические процессы коммуникации

  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания 13ВТОРИЧНЫЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ Коммуникация 14 КОММУНИКАЦИЯ Общение, так же как пища и кров, является важным средством выживания. Мы стоит только оглянуться вокруг, чтобы понять, что существуют различные средства связи используется для охвата большого количества людей. Мы можем получить развлечения, информацию, знания, политические обновления, последние выпуски фильмов и тому подобное из СМИ, книги и другие люди.

    Мы обмениваемся информацией с помощью слов, жестов, символов, тонов, музыка и т. д. На этом уроке вы узнаете об общении, его видах и использовании, как сделать коммуникацию более эффективной в нашей повседневной жизни и влияние СМИ на человека и общество. ЦЕЛИ Изучив этот урок, вы сможете: • описывать компоненты коммуникативного процесса; • оценить, как сделать общение более эффективным; • узнать значение невербального общения в индийском контексте; и • понимать роль и влияние средств массовой информации. 14.1 ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯ Коммуникация – это процесс взаимодействия с людьми и окружающей средой. Когда мы взаимодействуем с другими мы используем язык для передачи информации, идей и установок от одного человека к другому. Когда вы узнаете, что ваша подруга нездорова, вы спросите ее о ее здоровье и выразить свое беспокойство по поводу ее самочувствия. Когда вы идете в магазин, чтобы купить рубашку, продавец может прокомментировать, как подходит тот или иной цвет ты. Коммуникация, таким образом, представляет собой личный процесс, который происходит между людьми так, чтобы вызвать изменение в поведении, и это позволяет нам выражать наши мысли и
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНИЙ КУРС14 Коммуникация эмоции словами и действиями.

    Коммуникация является важным инструментом для контролировать и мотивировать людей, предоставляя информацию для облегчения принятия решений изготовление. 14.2 ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ Ключевыми элементами коммуникации являются: я. Коммуникация — это двусторонний процесс: в нем участвуют отправитель и получатель. Когда вы разговариваете с отцом, общение происходит на индивидуальном уровне. Когда преподаватель беседует с группой студентов, общение происходит на групповом уровне. II. Должно быть сообщение: информация должна быть в форме сообщения, директива, идея, чувство или мнение. III. Общность понимания: Общение может происходить только тогда, когда есть общности понимания между отправителем и получателем. Основа общностью могут быть культура, язык и окружающая среда. Слова, фразы, идиомы, жесты и пословицы обеспечивают общую основу для общения. IV. Изменение поведения других людей: информация, передаваемая получатель выдает ответ в виде некоторого изменения в своем поведении. Например, в тот момент, когда вы слышите, что в здании вспыхнул пожар, вы вместе с другими выбежит из здания. v. Способ предоставления информации: Информация предоставляется с помощью слов или с помощью жестов, мимики и тому подобного. СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ 14.1 И 14.2 1. Какое из следующих утверждений неверно: а. Коммуникация – это непрерывный процесс. б. Мы можем общаться через слова. в. Мы не можем общаться с помощью жестов. д. Мы не можем выразить через тона и выражения. 2. Объясните ключевые элементы коммуникации.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания 15СРЕДНИЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ Коммуникация 14.3 ВИДЫ СВЯЗИ Общение можно условно разделить на две категории. Это: 1. Вербальное общение и 2. Невербальное общение. Вербальная коммуникация — когда слова используются как инструменты взаимодействия между двумя или более лиц, это называется вербальной коммуникацией. Оно может быть устным или письменным. Вербальное общение обеспечивает нам значимое взаимодействие между людьми, информация и направление. Это основное требование жизни. Исследователи отметили, что в среднем человек ежедневно тратит от 10 до 11 часов на словесную речь.

    общение, то есть чтение, говорение, письмо или слушание. Некоторые распространенные формы словесного общения – это разговоры, речи, письма, газеты, журналы, телефонные разговоры и др. Невербальное общение. Интересно отметить, что невербальное общения или языка тела, составляет более 70 процентов наших общение, а на слова приходится всего около 10 процентов! Таким образом, невербальный общение очень важно в человеческом общении. Жесты, зрительный контакт, мимика мимика, поза и ориентация тела, дистанция — вот некоторые из невербальных способов общения. Невербальное общение помогает • создавать впечатления, выходящие за рамки вербального элемента общения, • подкрепляет сказанное, • помогает выразить наши эмоции и межличностные отношения, • помогает передать власть, привязанность, доминирование, уважение и т. д., • управлять и регулировать взаимодействие с другими, и • позволяет самопрезентацию. Существуют различные каналы невербальной коммуникации. Однако важно отметить, что на невербальное общение влияет культура; следовательно, это должно быть понимается применительно к культуре. Кинесика или язык тела имеет дело с физическое движение, в то время как взгляд или зрительный контакт имеют дело с глазами (неподвижный взгляд или много движений глаз). Проксемика предполагает использование социальной дистанции между людьми. По оценкам В разных контекстах поддерживается следующая модель дистанции: интимное пространство (0- 18 дюймов), личное пространство или неформальная дистанция (18 дюймов -4 фута), социальная дистанция или официальное расстояние (4 фута — 12 футов) и общественное пространство (за пределами 12 футов). Тактильные относится прикасаться как еще один канал коммуникации, который является функцией культуры. Обычно Североамериканцы и североевропейцы меньше прикасаются друг к другу, но выходцы из Азии Средиземноморская и ближневосточная культуры используют больше социальных контактов.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНИЙ КУРС16 Коммуникация Рис. 14.2: Невербальное общение Вы знали? Зрительный контакт: • Прямой зрительный контакт свидетельствует об уверенности.

    • Взгляд вниз показывает уважение, внимательное слушание или чувство вины. • Одна приподнятая бровь указывает на сомнения. • Обе поднятые брови означают восхищение. Поза: • Если вы стоите прямо, но не неподвижно, и слегка наклоняетесь вперед, это указывает на то, что человек доступен, восприимчив и дружелюбен. • Лицом друг к другу – указывает на межличностную близость. Выражение лица • Улыбка — мощный сигнал, указывающий на счастье, дружелюбие, теплоту, симпатию. и принадлежность.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания 17СРЕДНИЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ Коммуникация ИНТЕКСТОВЫЕ ВОПРОСЫ 14.3 Заполнить бланки: 1. Чтение, говорение, письмо или слушание являются примерами ————————— —————————. 2. Жесты, зрительный контакт, мимика, поза и ориентация тела, расстояние —————— способы общения. 3. Четыре основных канала невербальной коммуникации: —————, —— ————, —————————, ———————. 4. Тактильные ощущения относятся к —————— и являются функцией культуры. Мероприятие 1 Коммуникационная игра: активное слушание Активное слушание является важным аспектом общения.

    Играйте в эту игру, чтобы узнайте несколько советов об активном слушании, поймите свое собственное общение стиле, будьте активным слушателем и давайте соответствующую обратную связь. 1. Соберите группу из 4-6 человек. Присвойте номер каждому человеку. 2. Каждый человек пишет предложение на листе бумаги. 3. Пусть человек под номером 1 возьмет любой листок и прочитает предложение. 4. Человек номер 1 теперь должен прошептать предложение человеку номер 2 и и так далее, пока сообщение не вернется к номеру человека. Теперь номер человека один читает вслух предложение, написанное на листке бумаги. 5. Обратите внимание: сообщение (предложение) точно такое же? Изменилось ли оно? Какие изменения? Это упражнение показывает, что вербальное общение может изменить и отдалить сообщение искажается к тому времени, когда оно достигает последнего человека. Это потому что у каждого человека свой стиль общения, разное мышление процессы и способы интерпретации сообщения. 14.4 ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Вы узнали, какую важную роль играют вербальное и невербальное общение. в нашей повседневной жизни. Становится важным, чтобы мы эффективно общались с другими для прогресс в учебе, профессиональных областях, а также для улучшения наших межличностных
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНИЙ КУРС18 Коммуникация отношения. Иногда нас неправильно понимают частично или даже полностью. В обоих случаях цель общения терпит поражение. Итак, давайте рассмотрим некоторые моменты мы должны помнить, чтобы наше общение было эффективным. Прежде чем мы узнаем об эффективном общении, давайте разберемся с некоторыми трудностями. которые мешают эффективному общению. Очень часто сообщение искажается, т. Например, некоторые люди могут изменять факты и говорить что-то, чтобы угодить своему боссу. Люди также избирательны с точки зрения их восприятия, то, что они видят и слышат, основано на их потребности, мотивация, опыт и личные качества. Во время декодирования сообщение люди могут проецировать свои интересы и ожидания.

    Люди имеют ограниченный способность обрабатывать поступающую информацию, когда информации слишком много происходит информационная перегрузка. Тогда люди склонны выбирать, игнорировать, пропускать или забыть информацию. Кроме того, когда мы эмоциональны, например, грустим, злимся или очень взволнованы, то мы, вероятно, пропустим некоторую информацию. Наконец, слова означают по-разному для разных людей. Использование языка зависит от возраста, пола и культурный фон. 14.5 ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ Некоторые особенности эффективной коммуникации: i) Общая система отсчета. Отправитель и получатель должны взаимодействовать в общий уровень понимания. Когда мать разговаривает со своим ребенком, она использует слова, которые присутствуют в словарном запасе ребенка, напр. ругательный тон, если ребенок был непослушным или озабоченным тоном, когда ребенок нездоров. Но пока разговаривая со своей сестрой, она будет использовать разные слова, фразы и тон в зависимости по контексту. Таким образом, общий уровень понимания необходим для эффективного коммуникация. ii) Взаимный интерес – содержание сообщения должно представлять взаимный интерес для отправитель и получатель. Для фермера не имеет значения, как работает фондовый рынок. интерес, поскольку его заботит качество семян и навоза или влияние климатические изменения на сельскохозяйственных культурах. iii) Общий язык. Язык является сильнейшим средством вербального общения. Общий язык обеспечивает эффективное общение. Потому что это обеспечивает минимальное непонимание слов, выражений, идиом и пословиц. iv) Общее окружение. Люди с одинаковым опытом понимают сообщение без особых проблем. Таким образом, общая национальность, экономический статус, культура, социальные интересы, возрастная группа и профессии являются некоторыми примерами. Не могли бы вы составить список других общих проблем? Вы, должно быть, заметили, как легче поговорите с людьми из вашей религиозной группы, класса или города.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания 19СРЕДНИЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ Коммуникация Ниже приведены советы о том, как сделать вербальное общение более эффективным: • Улучшить язык, читая и слушая; • Работа над модуляцией голоса, тоном и произношением; • Подумай, а потом говори; • Не говорите быстро или слишком громко; • Узнайте о культурно чувствительных словах, знаках и контекстах для разных культур.

    Чтобы улучшить язык тела, помните: • Соблюдайте соответствующую дистанцию, особенно в отношении культуры, пола и авторитетные фигуры. • Касайтесь только при необходимости или необходимости. • Поддерживайте зрительный контакт во время интервью и будьте чуткими, если такой общение осуждается культурой. • Выглядеть презентабельно и уверенно. Вербальная и невербальная коммуникация вместе представляют собой мощное средство коммуникация. При правильном и осторожном использовании эффективная коммуникация может передать сообщение немедленно. Рекламодатели используют эффективную коммуникацию, чтобы сделать люди покупают определенные продукты. Вы заметили, как реклама использует известные личности, визуальные образы, устные и письменные слова и музыка, чтобы повлиять на нас, чтобы мы захотели купить конкретную машину, мыло, мотоцикл или платье? Можете ли вы вспомнить некоторые из известных джинглов «Thanda Matlab Coca Cola», Daag Аче Хай, Дхундхате рах джаогэ. Вы можете вспомнить еще такие фразы? Коммуникация – это процесс обмена смыслом друг с другом в мире. Однако значение, придаваемое невербальному общению, отличается от одной культуры. другому. Говорят, что разговорный язык составляет от 7 до 35% нашего общения. Большая часть нашего общения осуществляется невербальными средствами. Таким образом, когда словесно язык кажется неясным, мы ищем невербальные сигналы, чтобы дать нам больше информации. информация. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ 14.3 И 14.5 1. Укажите, являются ли следующие утверждения «верными» или «ложными»: 1. Большая часть нашего общения осуществляется через невербальные каналы. 2. Люди обладают неограниченной способностью получать и обрабатывать информацию. 3. На использование языка влияют возраст, пол и культурное происхождение.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНИЙ КУРС20 Коммуникация 4. Содержание сообщения должно представлять взаимный интерес для отправителя и получатель. 5. Эффективного общения можно достичь, если говорить быстро. 2. Опишите основные черты эффективной коммуникации.

    14.6 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ НА ИНДИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КОНТЕКСТ Важно понимать природу невербальной коммуникации любой культуры, тем более, что он используется в повседневной жизни. Некоторые невербальные сигналы являются общими для всех культуры, и они посылают одно и то же сообщение. Невербальное общение дает нам информацию о наших отношениях с другими людьми в отношении симпатий, статуса, возраста, пола, и это также подходит для передачи наших эмоций. В индийском контексте некоторые невербальные сигналы различны. Давайте разберемся в языке тела и движении, или Kinesis. В индийском параметр. пары не должны демонстрировать нежные или интимные жесты по отношению к друг друга, особенно если они находятся в общественном месте или в присутствии семьи. Держаться за руки или даже смотреть на мужа осуждается. индийцы, вроде любой другой культуры, имеют четкие жесты и движения рук. В Индии, когда вы провести одной рукой по запястью, это указывает на использование традиционной индуистской женщины браслет называется браслет. Если это делается с мужчиной, это ставит под сомнение его мужественность и провоцирует его на драку. Рукопожатия распространены, но чаще между мужчинами или между женщинами. Рукопожатие между мужчиной и женщиной обычно избегают. В таких городах, как Дели и Мумбаи рукопожатия между мужчинами и женщинами в корпоративном мире довольно распространены. Следовательно контекст будет определять соответствующую невербальную коммуникацию. Социальные факторы в невербальной коммуникации – у индийцев высокая дистанция власти индекс, указывающий на то, что культурные факторы, такие как иерархия, авторитет и возраст (старейшины), играют решающую роль в общении. Межличностные отношения, положение власти, возраст и пол определяют дистанцию, которую необходимо поддерживать между двумя люди. Люди выше по статусу могут прямо смотреть на человека с более низким статусом, но человек более низкого статуса обычно стоит с опущенными глазами (в знак уважения), и стоит на разумном расстоянии от вышестоящего лица. Например, работодатель- работник, отец-сын, невестка и старший член семьи мужа. Женщины обычно не поддерживают зрительный контакт с мужчинами из семьи своего мужа. Часто женщины консервативного, традиционного происхождения покрывают голову платком. вуаль. Индийцы ценят свое личное пространство, обычно полтора-два метра – это норма. Тем не менее, существует небольшая физическая дистанция с семьей и близкими друзьями. Общественная симпатия, держаться за руки, обниматься среди семьи и близких друзей довольно распространено. Также
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания 21СРЕДНИЙ КУРС ПСИХОЛОГИИ Коммуникация после посещения семьи или друзей, при выходе из группы каждый участник должен быть до свидания индивидуально. Индийские подростки обычно наклоняются и касаются ног старших людей, чтобы приветствовать их или прощаться с ними. ИНТЕКСТОВЫЕ ВОПРОСЫ 14.6 1. Объясните роль культуры в невербальной коммуникации в индийском контексте. _______________________________________________________________ 14.

    7 РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ СМИ СМИ – это технологические средства передачи информации, идей и мнений большая аудитория. Мы живем в обществе, где информация и общение помогают нам продвигаться вперед в различных сферах жизни, таких как работа, здравоохранение, развлечения, образование, путешествия и личные отношения. Мы просыпаемся каждый день, чтобы проверить новости по телевидению, газете или в Интернете. Мы подвергаемся рекламе, которая влияние на то, что мы покупаем на рынке. Дети и подростки сильно под влиянием информации СМИ о моде, идеальном телосложении, идеальном образе красота, городской образ жизни и т. д. Положительное влияние. СМИ играют важную роль; это и воспитывает, и обогащает нашу жизнь. Он предоставляет образовательную информацию и улучшает академические производительность. Он собирает и распространяет информацию и новости (религиозные, политические, социальные, развлекательные и экологические) для общественности. СМИ могут помочь полезное дело, такое как популяризация грамотности или предоставление информации о блага медицинского прогресса (вакцинация, полиомиелит, забота о здоровье ребенка и матери, или СПИД). Он передает социальные и культурные ценности. СМИ играют значительную роль в информирование общественности о государственной политике, сделках и последних программах. Это позволяет обществу решать свои проблемы и поддерживать демократию в стране. СМИ помогают мобилизовать людей и способствуют социальной интеграции. СМИ контакт был возможен с использованием газет, радио, телевизионных новостных каналов, и Интернет. Негативное влияние. СМИ также могут оказывать негативное влияние как на человека, и общество. Индия хорошо известна своим разнообразным населением с точки зрения веры, религии и язык. Средства массовой информации могут использоваться не по назначению, распространяя неверную информацию и новости. часто приводит к насилию, предрассудкам и ненависти между общинами. Подстрекательство следует избегать коллективного насилия и восхваления актов насилия. Распространение слухов а пропаганда – это организованный способ распространения ложной информации. Часто СМИ не уважает частную жизнь человека и публикует частные и конфиденциальные материал об обычных и известных личностях. Использование СМИ для распространения вульгарный и непристойный материал волнует всех, как молодых, так и взрослых.
  • МОДУЛЬ — IV Социальное Психологический Процессы Примечания ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНИЙ КУРС22 Коммуникация Необходимо понимать, что средства массовой информации выполняют важные функции в обществе. Поэтому это должны выполнять определенные обязанности и обязательства. СМИ должны соблюдать этические стандартов, посредством которых он предоставляет объективную, сбалансированную и точную информацию массы. Следует избегать подстрекательства масс к преступлениям, насилию и ненависти. Создание сообщества и национальная интеграция должны быть одной из его целей. В СМИ должны отражать плюралистический характер Индии и давать голос все представители нации. ЧТО ВЫ УЗНАЛИ • Коммуникация – это процесс взаимодействия с людьми и окружающей средой. • Коммуникация – это двусторонний процесс с сообщением, которое вызывает изменение в поведение, с общностью понимания и методом отправки сообщение.

    • Вербальное общение обеспечивает нам значимое взаимодействие между людьми, путем предоставления информации и направления через слова, устные или письменные. • Невербальное общение включает использование жестов, зрительного контакта, мимики мимика, поза и ориентация тела, соблюдение дистанции. • Особенности эффективной коммуникации включают общую систему взглядов, взаимный интерес, общий язык и общее окружение. • Индийский контекст имеет свои уникальные формы невербальной коммуникации. • Коммуникация через СМИ оказывает положительное и отрицательное влияние на человека. поведение. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. С помощью соответствующих примеров определите общение. Обсудить пять элементы коммуникации. 2. Обсудите, какую важную роль играет вербальное и невербальное общение в наша повседневная жизнь. 3. Объясните различные особенности эффективной коммуникации. 4. С помощью соответствующих примеров обсудите уникальные паттерны невербального общение в индийском контексте. 5. Обсудите роль и влияние СМИ на общество.
  • Добавить комментарий