Стремление к власти психология: Психология власти. Почему люди стремятся к власти?

Психология власти. Почему люди стремятся к власти?

Просмотров статьи: 7 070

Многие люди воспринимают власть, как доминирующее положение и подавление воли других людей. Власть традиционно ассоциируют с высотой, горными вершинами, стихиями и марионетками. Принято считать, что психология власти связана с принуждением, влиянием, давлением, в том числе физическим и психологическим насилием.

Психология власти

Современная психология все чаще определяет власть, как способность удовлетворят свои желания самостоятельно без манипуляций другими людьми. Ее связывают с силой воли и способностью брать на себя ответственность. Получение желаемого без ущемления интересов других и принуждения напрямую зависит от умения находить общий язык, понимать индивидуальные нужды и выявлять общие потребности.

Политической власти (то есть возможности контролировать и влиять на поведение больших групп людей) добиваются единицы. Но установить власть над своей жизнью может любой человек.

Ярче всего психология власти проявляется в политике, государственном устройстве и управлении бизнесом. С менее масштабными проявлениями власти люди сталкиваются каждый день в обычной жизни: в семье, школе, с коллегами, в дружеской окружении, в магазине, общественном транспорте и даже оставаясь наедине с собой

Механизмы власти

Принято различать номинальную и реальную власть. Номинальная власть подразумевает наличие статуса, например, президент, генеральный менеджер корпорации или глава семьи. Наличие статуса не гарантирует власть. Граждане не хотят следовать президентским указам, работники не выполняют поручения менеджера, от детей сложно добиться послушания. И наоборот, человек может не иметь статуса однако иметь колоссальное влияние на окружающих. В любом коллективе есть неформальный лидер, фанаты копируют внешний вид кумиров, а оппозиционер может вывести на митинг тысячи людей.

Механизмы (инструменты, источники) власти придают ей реальность. Это может быть один механизм или совокупность нескольких.

  • Физический ресурс: сила, мощь, насилие, вооружение, угроза;
  • Финансовый ресурс: деньги, способность влиять на распределение;
  • Информационный ресурс: знания, умения, интриги, источники информации;
  • Правовой ресурс: общественный договор, законодательство, соглашение сторон;
  • Личный ресурс: привлекательность, шарм, харизма;
  • Авторитетный ресурс: положение в группе, основанное на предыдущих заслугах.

Примером психологии власти может служить поведение ребенка в семье. Первоначально в силу своей беспомощности, обаяния и права на снисходительное отношение ребенок оказывает влияния на родителей. Со временем, замечая, что, пользуясь этими инструментами, легче добиться желаемого, он начинает осознанно или бессознательно имитировать их. Родители вынуждены прибегать к силе, авторитету и другим механизмам, чтоб восстановить свою власть.

Признаки нездорового стремления к власти:

  • Оценка себя через других. Человек анализирует других и себя, соревнуется с окружающими, даже если в реальной жизни они не составляют ему конкуренцию;
  • Перфекционизм. Человек стремиться показать свою уникальность. В любой области он должен быть лучшим, даже если у него нет способностей. Средний результат его не устраивает. Чаще всего испытывает разочарование из-за завышенных ожиданий;
  • Скрытая враждебность. Человек озабочен, что другие могут преуспеть больше или в чем-то оказаться лучше его. Чужие поражения и неприятности доставляют ему удовлетворение. Он ищет доказательства того, что другие хуже. Чтобы самоутвердиться может лицемерить и беспричинно унизить человека. При подозрении в честолюбии впадает в ярость.

Для некоторых людей власть — это наркотик, от которого может возникнуть зависимость. Психология власти сильна и бескомпромиссна. Чтобы не попасть в эту ловушку важно работать над своим Я: укреплять внутреннюю уверенность, самодостаточность, адаптивность и умение просить и принимать помощь. Цельная личность способна брать ответственность за свою жизнь, не зависеть от внешних обстоятельств и мнения других людей, реализовывать свои способности и воплощать желания. Именно такой человек чувствует себя счастливым и может разделить счастье с близкими.

Психологические основания власти | Медицинские интернет-конференции

ID: 2017-06-4451-A-14649

Оригинальная статья (свободная структура)

Рамазанов Э.Н.

Резюме

В данной статье рассматривается проблема власти и психологические основания власти.

Ключевые слова

Власть, стремление к власти, инстинкт

Статья

       

Психологические основания власти

Рамазанов Э.Н.

Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

        Власть можно определить как возможность и способность навязать свою волю, доминировать, оказывать давление и воздействие на других людей, даже несмотря на их сопротивление.

Она является общественно необходимым условием управления и необходима, прежде всего, для организации общественного производства.

        Английский философ Б.Рассел в своем интервью Вудро Уайэтт в 1959 году предположил: «Исходные импульсы, в результате которых у людей появилось желание обладать властью, приходятся на периоды голода в человеческой истории, когда люди хотели быть уверенными в том, что у них будет пища и они не умрут, а это требовало власти». [2]

         Философы неклассической эпохи рассматривали власть на более глубоком философском уровне и не связывали её источники и реализацию с проявлением осознанных действий рационального и автономного субъекта. Одним из первых подобную идею высказал Фридрих Ницше: «Безличная сила «воли к власти» лежит в основании существования, познания мира, будучи «волей к истине», оказывается формой проявления неразумного полифункционала «воли к власти»». [3] Таким образом, власть по Ницше следует понимать как иррациональную психологическую силу, присущую каждому человеческому существу.

При этом великий философ выделял два кардинально отличных друг от друга способа выражения этой силы: активный и реактивный. Первый способ – признак благородства духа, настоящего господина себя. Второй способ является следствием движимого рессентиментом (т.е. духом зависти, досады и мести) стремления обезопасить себя за счёт подавления других. Поясним это следующим образом. Ни для кого не секрет, что у каждого человека хоть раз в жизни появлялось желание быть на высоте, чувствовать свое преимущество над окружающими, пытаться управлять человеком, доминировать, и, таким образом, получать удовольствие от этого процесса. Но эта воля к силе и преимуществу может реализоваться двумя диаметрально противоположными друг другу образами: человек может преуспеть в какой-то созидательной деятельности, благодаря чему способен делать что-то лучше остальных и в силу этого стремиться использовать свои возможности во благо других людей; и наоборот: неуверенная в себе и ни к чему не способная личность может стараться при помощи власти поднять свою самооценку.
Например, врач, имеющий немалый опыт в медицине и занимающий положение выше, чем студенты или молодые врачи, обучает их и тем самым приносит пользу людям с помощью этой власти; другая же личность, понимая свою ничтожность, хочет компенсировать это ощущение, навязывая свою волю другим, демонстрируя их ошибки или же демонстрируя их недостатки. В данном случае, чтобы ощутить свою мощь и власть, этой личности необходимо унизить других, чтобы чувствовать себя выше других, иначе она будет беззащитной и уязвимой.

         Яркий пример двух разных способов осуществления  власти показывает нам мультфильм «Король лев». Два льва, два брата, один из них Король. Король разговаривая с сыном, дает ему понять что власть – это когда ты заботишься о каждом, что надо оберегать каждое живое существо в этом мире, ведь это его царство, и Король должен его беречь. Его брат тоже стремится к власти и добивается этого, подчиняя себе всех, чтобы властвовать над ними и использовать их в своих целях. И это привело к разрухе и уничтожению царства.

         По мнению психологов, люди, стремящиеся к доминированию над другими, в детстве сами попадали под отрицательное влияние окружающих, в основном родителей, испытывали к себе несправедливое и пренебрежительное отношения.

         Стремление к власти, как социальное явление, сформировалось у людей еще тысячелетия назад в процессе эволюции. На это обращали внимание А. Адлер, Ф.Ницше, Б. Рассел, Э. Фромм и многие другие философы и психологи. Адлер считал, что стремление к власти есть основная движущая сила поведения и деятельности человека с самого раннего детства. Э. Фромм в свое время утверждал, что человек стремиться к власти, чтобы избежать одиночества. Субъект власти по Э. Фромму находится в полной зависимости от индивида, которым владеет. Ему нужен человек, который принадлежит ему, и, владея им, он ощущает свою собственную силу. По мнению Фромма, не сила предопределяет стремление к доминированию, а слабость, неспособность человека противостоять самому себе и действию извне.

          Следует отметить, что у стремления к власти имеются биологические предпосылки. Биологическая гипотеза стремления к власти опирается на то, что у человека как биологического существа на генетическом уровне уже заложен инстинкт агрессивности, необходимый для выживания в борьбе за существование. Французский политолог М. Марсель считает, что власть не является специфичной для человека, а определяется биологической основой, общей для всех животных. С биологической точки зрения стремление к власти такое же примитивное, как секс и голод. Следовательно, можно сделать вывод, что стремление к власти сформировалось у организмов миллионы лет назад, а у «человека разумного» в ходе эволюции оно еще более усовершенствовалось. Если опираться на существующие факты и доводы, то можно с уверенностью сказать, что немалую роль в развитии наших предков сыграл механизм стремления к власти в борьбе за существование и именно благодаря ему человеческий род вышел из этой сверхконкурентой агрессивной эпохи победителем.

          В заключение следует сказать, что, не смотря на то, что стремление к власти как доминированию у людей инстинктивно, в современном цивилизованном обществе такая форма поведения не приветствуется. Поэтому это желание доминировать необходимо контролировать с помощью человеческого разума. Для того, чтобы уменьшить свою подверженность данному инстинкту, нужно развивать внутреннюю уверенность, стремиться к самодостаточности, которая заключается в умении справляться с любыми обстоятельствами, а при необходимости не стесняться обращаться за помощью к людям, которые реально смогут помочь.

Литература

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп.тт. М.: Терра, 2001, с.756

2. Бертран Рассел. Интервью 1959 года: Власть.                                                                                        http://www.golubinski.ru/socrates/russel_vlast.html.

3. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Культурная Революция, 2005.

4. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007. — 182с     

5. Болл Т. Власть // Полис.1993. № 5

Файл

2017-06-4451-A-14649.pdf

Потребность во власти — IResearchNet

Потребность во власти Определение

Потребность во власти определяется как желание контролировать или влиять на других. Это не обязательно связано с фактической властью, но скорее с желанием иметь власть. В 1933 году Генри Мюррей составил длинный список того, что он считал основными человеческими потребностями. Эти потребности рассматривались как направляющие поведение, и предполагалось, что люди различаются в зависимости от того, насколько важна каждая потребность для них как личности. Одной из таких потребностей была потребность во власти. Некоторые из ранних эмпирических исследований потребности во власти были выполнены Дэвидом Макклелландом и

Дэвид Винтер, уточнивший определение и разработавший методы проверки уровня потребности людей во власти. Потребность во власти (также называемая мотивацией власти) рассматривалась как один из трех фундаментальных социальных мотивов, наряду с потребностью в достижении и потребностью в принадлежности.

Поведение, связанное с потребностью во власти

Потребность во власти может выражаться в поведении разными способами. Одним из них является использование физической или психологической агрессии для принуждения других к выполнению того, чего от них хотят. Потребность во власти можно также выразить через получение репутации важной персоны. Другие виды поведения, связанные с высокой мотивацией власти, включают попытки повлиять на эмоции других. Это можно сделать, рассказывая анекдоты, или с помощью музыкального или драматического представления. Наконец, потребность во власти может выражаться в предоставлении (часто непрошенного) совета или помощи. Связь помогающего поведения с другими проявлениями властной мотивации интуитивно не очевидна, но различные наборы перечисленных здесь моделей поведения были связаны друг с другом эмпирически. Все они являются формами проявления власти над другими. Эта сила иногда используется для собственной непосредственной выгоды, но также может осуществляться с явной целью сделать что-то хорошее для другого человека.

Было обнаружено, что некоторые типы поведения, характеризующие людей с высокой потребностью во власти, включают высокий уровень физических драк или словесных споров с другими. Удовольствие от дебатов может быть характерным признаком того, кто сильно нуждается во власти. Те, кто таким образом выражает свою мотивацию власти, могут чувствовать себя очень некомфортно, когда другие видят их бессильными или слабыми. По этой причине их можно рассматривать как враждебных или хронически злых. Этот тип выражения потребности во власти часто воспринимается в негативном ключе.

Еще один тип поведения, связанный с потребностью во власти, который более социально приемлем, — взять на себя лидерство в групповых ситуациях. Тем, кто остро нуждается во власти, нравится управлять организацией, принимать решения или руководить группой. Они баллотируются на выборные должности. Они определяют то, что они делают, как мотивированное «службой» или «долгом», но такое навешивание ярлыков на их поведение может быть результатом того факта, что американское общество неодобрительно относится к людям, открыто говорящим, что им нравится иметь власть.

Завоевание репутации — еще одно выражение мотивации к власти. Люди могут демонстрировать свою потребность во власти, удостоверившись, что их имена видны на дверях, написав письма, которые будут опубликованы, с указанием их имен, или делая другие вещи, которые выделяются и позволяют другим людям узнать, кто они такие. Один из способов создания репутации — иметь имущество, которое ценят другие члены группы. Этими престижными вещами могут быть определенные виды одежды, музыка или любые другие предметы, которые произведут впечатление на других. Когда позже их просят вспомнить членов группы, те, кто обладает высокой мотивацией власти, чаще вспоминаются, чем те, у кого низкая мотивация власти.

Те, кто сильно нуждается во власти, также могут выразить это, взяв на себя руководящую роль в своих близких отношениях. Им нравится давать советы своим друзьям, а также предлагать и планировать совместные мероприятия. Эти типы поведения приводят к тому, что человек с высокой потребностью во власти становится более доминирующим в отношениях. Однако, когда два человека с высокой мотивацией власти формируют отношения, они могут попеременно брать на себя доминирующую роль в отношениях.

Помогающее поведение, возникающее в результате сильной потребности во власти, может быть выражено в рабочих ролях. Одной из форм этого является наставничество, при котором человек берет на себя ответственность за руководство человеком с более низким статусом в организации. Наставники, мотивированные потребностью во власти, склонны полагать, что, наставляя других, они приобретут более положительную репутацию в организации. Устанавливая отношения с талантливыми младшими членами организации, они также создают базу власти, которая может позволить им получить больше власти в организации по мере того, как те, кого они наставляли, поднимаются в организационной иерархии.

Знание уровней потребности в энергии дает информацию, которая может предсказать выбор работы и производительность. Было обнаружено, что люди, которые являются успешными менеджерами в крупных корпорациях, сильно нуждаются во власти. Было обнаружено, что те, кто работает на государственных должностях, где кто-то предоставляет какие-то услуги или обеспечивает соблюдение правил, обладают высокой мотивацией к власти. Журналист — еще одна профессия, связанная с властью, возможно, из-за связи с приобретением репутации. Набор профессий, известных как помогающие профессии, связан с высокой мотивацией власти. Таким образом, люди, которые заинтересованы в обучении, являются членами духовенства или психологами, как правило, сильно нуждаются во власти. В этих типах полей, хотя цель состоит в том, чтобы оказать важную помощь другим людям, человек также может оказывать влияние на других и выражать стремление к власти социально приемлемым способом, особенно для женщин, которые склонны доминировать в многие из этих помогающих профессий.

Хотя существует множество способов выражения мотивации власти, те, у кого высокий мотив, могут сосредоточиться только на одном типе выражения или могут демонстрировать многие из них. Они могут выражать власть одним способом в один момент своей жизни, но другим способом в другой момент. Было высказано предположение, что более агрессивные формы выражения власти чаще встречаются у молодых людей, тогда как воспитание детей и помощь другим чаще встречаются у пожилых людей. Социальные ролевые ожидания также влияют на выражение мотивации власти. В целом мужчины более способны выражать власть через агрессию и лидерство в крупных организациях. Женщины часто выражают власть в близких отношениях или в семье.

Методы тестирования потребности в силе

Потребность во власти считается бессознательной мотивацией. Люди не обязательно осознают свой собственный уровень потребности во власти. На самом деле, открытое признание желания обладать властью или влиянием считается социально неприемлемым, и многие отрицают наличие высокой потребности во власти. Из-за этого исследователи не могут просто спросить людей, важна ли для них власть. Вместо этого используются различные проективные техники, когда людям дается нечетко определенная задача. Одним из самых известных из них является Тематический апперцептивный тест. Это включает в себя показ людям серии нечетких картинок и просьбу написать историю о каждой из них. Предполагается, что они будут черпать детали в этих историях из своего собственного бессознательного по мере их написания. Истории кодируются на наличие определенных типов тем и получают баллы за потребность во власти (или другие психологические потребности). Эта система кодирования очень сложна, и для ее успешной работы требуется обширная подготовка. Совсем недавно силовую мотивацию измеряли, задавая вопросы о некоторых из упомянутых ранее поведений, которые связаны с базовой потребностью, как это определено более ранним кодированием истории Тематического апперцептивного теста. Предполагается, что те, кто демонстрирует такое поведение, ориентированное на власть, сильно нуждаются во власти.

Ссылки:

  1. Frieze, I.H., & Boneva, B.S. (2001). Силовая мотивация и мотивация помогать другим. В AY Lee-Chai & JA Bargh (Eds.), Использование и злоупотребление властью: различные взгляды на причины коррупции (стр. 75-89). Филадельфия: Psychology Press.
  2. Макклелланд, округ Колумбия (1975). Сила: внутренний опыт. Нью-Йорк: Уайли.
  3. Зима, Д. Г. (1973). Мотив власти. Нью-Йорк: Макмиллан.

Мотивация к власти: почему люди хотят быть у власти?

Ранее я обсуждал разницу между вредными и полезными типами силы. Проще говоря, жестких стиля власти могут уменьшить самоопределение, снижая мотивацию и приверженность. Напротив, мягких стиля силы имеют противоположный эффект — повышают самоопределение, мотивацию и приверженность.

Однако этот анализ оставил открытыми два основных вопроса. Во-первых, почему люди стремятся получить власть? Во-вторых, как эти мотивы влияют на их выбор стиля руководства и влияния? Поэтому я вернулся к исследованиям за ответами…

Исследование мотивации власти

Согласно Cislak, Cichocka, Wojcik, and Frankowska (2018), люди стремятся к власти и лидерству по двум причинам. С одной стороны, они могут быть мотивированы на получение контроля над другими, особенно на их поведение. С другой стороны, вместо этого они могут быть мотивированы личным контролем, в частности, для повышения собственного самоопределения и автономии.

Это различие восходит к истории Мэри Паркер Фоллетт (1868-1819 гг.)33) более раннее различие между властью над другими (т. е. принуждение) и властью над другими (т. е. совместным действием) в управленческих ситуациях (Melé & Rosanas, 2003). Кроме того, как Фоллетт отметил почти столетие назад, Цислак и его коллеги (2018) также обнаружили, что каждый тип мотивации приводит к разному поведению и результатам лидерства. Те, кто стремился к власти, чтобы контролировать других, как правило, были агрессивными и эксплуататорскими. Однако те, кто хотел большего личного контроля над своей жизнью, не были агрессивными или эксплуататорскими лидерами. Таким образом, власть казалась развращающей и отрицательной только для тех, кто стремился к ней, в первую очередь, для контроля над другими людьми.

Перед дилеммой контроль-доверие

Учитывая негативные (и обреченные на провал) последствия стремления к власти над другими, почему люди делают это? Ответ прост: потому что они не доверяют. Как объясняют Дас и Тенг (2001), заключать союзы с другими рискованно. Вы либо должны верить в то, что они готовы и способны сотрудничать (увеличивая самоопределение каждого и личный контроль), либо вы должны искать внешний контроль над ними, чтобы насильственно влиять на их мотивацию и поведение (вместо этого уменьшая самоопределение каждого). Алм (2015) выразился более поэтично: выбор заключается в создании цепочек доверия, объединяющих людей в сотрудничестве, или цепочек контроля, которые вместо этого навязывают и принуждают.

Кроме того, как объясняет Симпсон (2007), доверие представляет собой сочетание межличностных и диспозиционных факторов. Следовательно, кто-то может не доверять в определенном контексте по межличностным причинам (например, когда конкретный партнер уже действовал эгоистично или некомпетентно). Напротив, кто-то может не доверять другим в целом по диспозиционным причинам (например, из-за ненадежной привязанности или низкой самооценки).

Учитывая, что поиск временного и ограниченного контроля над кем-то другим может быть понятен в определенные моменты времени, когда они явно действуют эгоистично и подрывают доверие. Тем не менее стремление к власти над другими в целом предполагает проблемы диспозиции. В таких случаях эти диспозиционные проблемы доверия могут привести к принуждению, цепочкам контроля и страданиям для всех участников.

Понимание эволюционировавших стилей лидерства

Рассматривая эти концепции с точки зрения эволюции, Гилберт и Басран (2019) отмечают, что люди адаптировались к рискам сотрудничества/конкуренции с двумя общими стилями лидерства. Некоторые выбирают просоциальный стиль лидерства, развивают взаимоподдерживающие отношения с другими, делятся, дают им возможность работать и сотрудничать. Эта стратегия снижает стресс, улучшает работу иммунной системы и улучшает общее самочувствие (как лидера, так и последователей). По сути, это эффект стратегии власти с другими (мягкая сила), которая в конечном итоге создает беспроигрышную ситуацию.

Однако другие выбирают антиобщественный стиль руководства. Эти люди, как правило, более агрессивны, чувствительны к угрозам и сосредоточены на себе. Они также склонны запугивать, угрожать и запугивать других, чтобы добиться своего. К сожалению, эта стратегия приводит к стрессу и беспокойству у лидера и последователей, снижая мотивацию и благополучие для всех. Это влияние опоры исключительно на стратегию власти над другими (жесткая сила), которая в конечном итоге приводит к проигрышной ситуации для всех участников.

Выявление мотивов вашего стремления к власти

Учитывая вышеизложенное, если вы стремитесь к власти или уже занимаете руководящую должность, может быть полезно изучить свои собственные мотивы. Вы заинтересованы в повышении собственной автономии и расширении прав и возможностей других или вместо этого в контроле над ними? Относитесь ли вы к другим позитивно и видите ли в них возможности, или вы в основном сосредоточены на других как на угрозах, которым нельзя доверять?

Если вы обнаружите, что регулярно фокусируетесь на других недоверчиво и контролирующим образом, возможно, у вас есть некоторые проблемы с диспозицией для изучения. В частности, вы можете подумать, не могут ли проблемы с привязанностью препятствовать вашей способности доверять другим. Кроме того, подумайте о том, может ли низкая самооценка влиять на ваше восприятие отношений. Вы можете обнаружить, что работа над этими диспозиционными факторами помогает улучшить ваше мировоззрение, ваше лидерство и вашу собственную жизнь.

Кроме того, если вы обнаружите, что боретесь с таким негативным мышлением, я сочувствую вам и желаю вам всего наилучшего. Я знаю, что стремление к власти из-за того, что другие унижали или причиняли вам боль, кажется решением этих проблем. Отчасти, как мы видели выше, предоставление себе возможности лучше контролировать свою жизнь полезно. Тем не менее, когда недоверие и обида приводят к желанию власти над другими, вместо этого они имеют неприятные последствия. Это не только увековечивает негатив в других, но и запирает вас в тревожном, испуганном и негативном мировоззрении. Стремясь контролировать других, вы просто подвергаете себя стрессу, повсюду видите угрозы и проблемы, с которыми нужно справляться, а также уменьшаете собственную свободу и счастье.

Добавить комментарий