структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Структура общения.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Виды общения.
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Функции общения:
Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами.
Побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.
Интегративная функция – функция объединения людей.
Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.
Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.
Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коорекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации.
Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения.
Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
неверный выбор стратегии и тактики общения.
разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица
Содержание:
- Понятие и виды межличностного общения
- Функции различных стилей общения
- Психологическая структура общения
- От чего зависит выбор стиля общения
- Таблица типов общения
- Интересно о психологии общения
- Видео
Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.
Эмоции
Понятие и виды межличностного общения
Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.
По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.
По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:
- Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
- Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.
Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия.
Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова
В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:
- Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
- Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
- Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
- Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
- Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.
Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:
- Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
- Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
- Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.
Функции различных стилей общения
Как найти мужа — где можно встретить достойного мужчину для семьи
Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:
- Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.
Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия
- Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
- Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.
Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.
Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью. Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.
В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.
Особенности стилей:
- Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
- Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
- Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
- Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
- Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
- Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.
Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.
Психологическая структура общения
Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов
Структура общения
При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:
- Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
- Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
- Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.
Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
От чего зависит выбор стиля общения
Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.
Стрессоустойчивость — что это такое
Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.
Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.
Манипулятивный уровень общения
Таблица типов общения
Уровни общения | Краткая характеристика |
---|---|
Духовный | К партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична. |
Деловой | На этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело. |
Игровой | Присутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему. |
Конвенциональный | Возникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия. |
Стандартизованный | Взаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются. |
Манипулятивный | В общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть. |
Примитивный | Партнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью. |
Интересно о психологии общения
Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.
Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.
Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника
Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.
Видео
Автор:
Нaтaлия Погорелаявидов связи | Организационное поведение и человеческие отношения
Результаты обучения
- Обсуждение типов коммуникации внутри организации
Межличностное общение
Итак, теперь, когда мы знаем, в каких направлениях распространяются сообщения, как они попадают от отправителя к получателю? Межличностное общение — это то, как человек решает взаимодействовать с другим человеком или группой. Существует три типа межличностного общения:
Устное общение
Основным средством общения является устное, и в большинстве случаев оно является наиболее эффективным. Примерами устного общения могут быть речь, встреча один на один или групповая дискуссия.
Основным преимуществом устного общения является скорость, так как отправитель сообщения кодирует его в слова, а получатель немедленно расшифровывает его и предлагает обратную связь. Любые ошибки можно исправить заблаговременно, до того, как они будут совершены и производительность снизится.
Основной недостаток устного общения проявляется всякий раз, когда сообщение должно быть передано через многих людей. Вы когда-нибудь играли в игру «телефон» с друзьями в детстве? Если да, то вы помните, что один игрок начинает сообщение шепотом на одном конце, и к тому времени, когда оно достигает другого, оно часто меняется, иногда забавным образом. Без смеха, это реальное явление и реальная проблема в организациях. Когда сообщения устно передаются от человека к человеку, существует вероятность того, что это сообщение будет искажено.
Письменное общение
Письменное общение включает информационные бюллетени, заметки, электронную почту, мгновенные сообщения и все, что вы печатаете или пишете. Это поддающиеся проверке формы связи, существующие после момента передачи, и получатели могут обратиться к ним за разъяснениями.
Основное преимущество письменного общения именно в том, что оно написано. Они существуют после момента передачи и могут использоваться в качестве эталона позже. Из-за того, что на них легко ссылаться, письменные сообщения особенно хороши для длинных и сложных сообщений. Кроме того, процесс создания письменного сообщения часто требует, чтобы отправитель был более тщательным в своем сообщении, потому что часто бывает достаточно времени, чтобы пересмотреть и просмотреть то, что было написано, и быть более осторожным с передаваемой информацией.
Недостатком письменного общения является отсутствие обратной связи. Устное общение позволяет получателю мгновенно ответить отправителю обратной связью. Письменное общение не имеет встроенного механизма обратной связи, и из-за этого обратная связь может поступить слишком поздно для принятия соответствующих мер. Еще одним недостатком письменного общения является то, что оно отнимает много времени. Из-за отсутствия немедленной обратной связи часто рекомендуется быть более тщательным в своих письменных сообщениях, что неизбежно требует больше времени, чтобы рассмотреть, как ваши слова могут быть неясными, и упреждающе писать в дополнительном контексте. Если сообщение нужно передать быстро, письменное сообщение не всегда является лучшим решением.
Невербальное общение
Важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите! Существует миф, согласно которому общение состоит на 35% из словесных и на 65% из невербальных. Если бы это было правдой, людей, говорящих на иностранном языке, было бы гораздо легче понять. Тем не менее, это правда, что невербальное общение добавляет дополнительный смысл личным разговорам. Невербальная коммуникация включает в себя все те вещи, которые не произносятся, но определенно передают часть сообщения, в том числе следующее:
- выражение лица
- жестов
- близость к приемнику
- коснуться
- зрительный контакт
- внешний вид
Например, ваша подруга может сказать вам, что она очень взволнована вечеринкой, которую планирует посетить. Но если она кажется апатичной и вялой, общение не выглядит таким же. Отправители, которые стоят слишком близко к получателю, отправляют сообщение, отличное от тех, кто держит социально приемлемую дистанцию. Отправители, которые устанавливают зрительный контакт, кажутся более уверенными в себе, чем те, кто его избегает. И, наконец, общий внешний вид отправителя — выбор одежды, гигиена, выбор способа доставки и т. д. — также может посылать сообщение, которое либо поддерживает, либо отвлекает от вербального сообщения.
Интонация также является формой невербального общения. То, как вы что-то говорите, используя свой тон и интонацию, также отражается в сообщении отправителя получателю. Рассмотрим фразу «Как бы вы хотели пойти на обед?»
Подчеркнутое слово | Перевод |
---|---|
Как | Каким методом вы хотели бы пойти? Машина? Автобус? |
ты | Кто-то уже идет обедать. Ты тоже хочешь пойти? |
перейти | Вы бы хотели пойти куда-нибудь, а не есть? |
обед | Подходит ли обед, а не завтрак или ужин? |
Интонация также включает в себя уровень энергии и эмоций, с которыми отправитель передает свое сообщение. Если вы видели Вилли Вонка в исполнении Джина Уайлдера в фильме «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», когда один из детей, посетивших фабрику, проявляет поведение, которое ему или ей не положено, Вилли Вонка произносит тихое, апатичное: «Стоп. Пожалуйста. Не.» Слова указывают на то, что Вонка заинтересован в том, чтобы заставить ребенка остановиться, но тон говорит совсем о другом.
Все эти формы межличностного общения могут принимать восходящее, нисходящее или боковое направление, когда человек участвует в общении на работе.
Практический вопрос
Организационное общение
Общение — это не просто мероприятие один на один, когда человек решает общаться и начинает процесс. Организационная коммуникация может включать другие элементы, элементы, в которых участвует более одного человека.
Формальные сети малых групп
Формальные организации могут быть очень сложными, включая группы, состоящие из сотен человек и нескольких иерархических уровней. Для простоты мы поговорим о трех наиболее распространенных видах малых групп и представим, что в каждой из них по пять человек. Этими тремя общими сетями являются цепь, колесо и все каналы.
На этих диаграммах показано общение в трехуровневой организации, где точкой вверху является руководитель, второй уровень — руководители среднего звена, а третий уровень — подчиненные руководителей среднего звена.
Цепная группа строго следует цепочке подчинения. Как видите, сообщение и коммуникация исходят от одного человека в цепочке и должны перемещаться вверх и вниз по цепочке. Связь в цепной сети обычно имеет умеренную скорость и высокую точность. Появление лидера в этой сетевой ситуации является умеренным, и удовлетворенность участников также умеренная. Эта сетевая функция распространена в командах с жесткой цепочкой подчинения.
Колесная группа менее жесткая. В этом типе сети лидеры общаются с обоими уровнями своих организаций и разрешают общение с обоими уровнями обратно к ним. Связь в колесной сети быстрая, потому что все слышат одно и то же сообщение, и оно отличается высокой точностью. Появление лидера в этой структуре высоко (поскольку все смотрят на одного и того же человека), но удовлетворенность участников часто низка. Эта сетевая особенность характерна для команд с сильными лидерами.
Всеканальная группа позволяет всем уровням группы активно взаимодействовать друг с другом. Связь в многоканальной сети быстрая, а точность умеренная. В многоканальных группах обычно не бывает лидера, а удовлетворенность участников высока. Это общая структура коммуникации, используемая в самоуправляемых командах, где участвуют все члены группы и никто не берет на себя руководящую роль.
Эффективность любой из этих сетей зависит от переменной, которая вас больше всего беспокоит. Структура «колесо» помогает появиться лидеру, но если удовлетворенность участников важнее, лучше выбрать сеть, объединяющую все каналы. Ни одна сеть не является лучшей на все случаи жизни.
Неформальное организационное общение
Конечно, не все общение на рабочем месте будет осуществляться через формальные каналы. Люди будут тяготеть к людям, с которыми они лучше ладят, независимо от того, формируются ли эти личные отношения в рамках организационной структуры.
Хотя в большинстве компаний ходят сплетни и слухи, эти неформальные беседы могут быть полезными, если рассматривать их в правильном свете. Разговоры о сплетнях и слухах, на самом деле, не столько о содержании разговоров, сколько о стрессе. Слухи распространяются по компании, потому что они важны для сотрудников и устраняют двусмысленность, уменьшая тревогу. Секретность в отношении назначения новых менеджеров, изменения организационной структуры и т. д. способствует такому общению.
Менеджеры могут использовать неформальное общение, чтобы лучше контролировать моральный дух своих команд и выявлять проблемы, которые сотрудники считают важными или из-за которых они испытывают стресс. Это фильтр и механизм обратной связи, который, скорее всего, продолжит существовать независимо от того, какие шаги будут предприняты, чтобы его избежать.
Это способы, которыми люди общаются в одиночку или в группах внутри организаций. Разговаривают ли они и взаимодействуют лицом к лицу или отправляют записку, они используют очень традиционные формы передачи сообщений. Но сегодня у нас есть технологии, которые помогают нам общаться, и это немного меняет эту динамику. В следующем модуле мы рассмотрим, как технологии повлияли на организационную коммуникацию.
Пожертвовать!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Связь | Определение, типы, примеры и факты
связь
Посмотреть все средства массовой информации
- Ключевые люди:
- Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
- Похожие темы:
- язык общественное мнение общение с животными теория информации массовая коммуникация
Просмотреть весь связанный контент →
общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.
В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и приемов человеческого общения см. язык; речь; письмо. Для технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.
Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле до сих пор лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности: происходит переживание, похожее на переживание в первом уме, и оно частично вызвано этим переживанием.
Определение Ричардса является общим и грубым, но его применение почти ко всем видам общения, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделяет содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0159, связь , используемая в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.
Викторина Британника
Викторина Word Nerd
Интерес к коммуникации был вызван достижениями науки и техники, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система.)
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Примерно с 1920 года рост и очевидное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.
В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.