Структура сознания «Основы психологии»
в раздел Оглавление
Глава 4. Структура сознания
1. Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В Сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое Сознание» (Маркс).
Рис. 4.1 Функции, свойства сознания
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
«осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе Сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
В онтогенезе Сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое Сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.
Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, т.е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное — не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Рис. 4.2 Развитие сознания
Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше Сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.
Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).
I. Бытийное Сознание (Сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (Сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) Смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является Сознание собственного «Я».
Рис. 4.3 Структура сознания
Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное Сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
язык и объективированные в нем формы мышления — это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются только частной реализацией базовых оппозиций сознания, во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, освобождение энергии сознания для следующего цикла развития возможно только через акты осознания на себе (в том смысле, что все психическое содержание, подлежащее осознанию, уже существует и функционирует в моей психике, и только то, что живет во мне, я и могу осознать, осознать же что-то внешнее невозможно).
Функция организации сознания (ее задача и Смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.
Поскольку Сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.
Что такое сознание: структура, уровни и функции
Сознание — это субъективное отражение действительности, способность человека познавать окружающий мир и себя путем мыслительной деятельности, разума. Это связующий механизм психики, соединяющий объективный мир с подсознательными процессами, происходящими внутри человеческого организма.
Рассматривая структуру сознания, следует понимать определенную условность и относительность любых внутренних разделений. В сознании можно выделить группы составляющих частей, которые условно можно отнести к сферам.
Познавательная сфера включает знание, мышление, память. Знание есть идеальное отражение действительности в сознании человека. Они делятся на эмпирические и теоретические.
Основные понятия, входящие в структуру сознания:
- Мышление — психический познавательный процесс, направленный на установление связей между предметами, явлениями, процессами и их свойствами.
- Память — психический познавательный процесс, направленный на сохранение, содержание и воспроизведение информации. Важное значение имеет внимание как способность сконцентрировать сознание на объекте познания.
- Эмоциональная сфера сознания включает эмоции, чувства, аффекты, страсти и самочувствие.
- Эмоции — отображение объекта в форме психического переживания смысла явлений или ситуаций.
- Чувства — это высший уровень эмоционального переживания, имеющий предметно-ценностный характер.
- Аффекты — это бурно протекающие эмоции, которые могут вызвать сужение сознания.
Мотивационно-волевую область сознания представляют мотивы, интересы, потребности. Они побуждают человека сконцентрировать сознание на определенных объектах. Наряду с сознанием, существует уровень бессознательного. Бессознательное включает психические состояния, явления и действия, лежащие вне сферы разума. К бессознательному относятся сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости, а также инстинкты и пороговые чувства.
К структуре бессознательного относятся автоматизм и интуиция. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт бессознательного, в который включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. В подсознании хранится информация, забытая или утратившая четкость.
Впервые в истории науки проблему соотношения сознательного и бессознательного пытался решить австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Он указал на особенность бессознательного в психике человека.
В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на осознание, анализ, целостную оценку человеком собственных знаний, мнений чувств, интересов, мотивов, идеалов, действий.
Человек формирует свой образ «Я».
Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека.
Основными функциями сознания являются:
- информационная — обеспечивает человека информацией о состоянии и процессах действительности;
- познавательная — получение знаний посредством предметных характеристик действительности;
- целеполагание — формирует образ результата деятельности;
- организационно-волевая — сосредотачивает духовные и физические силы в направлении достижения цели;
- контрольно-регулятивная — осуществляет сознательное наблюдение за действиями человека и их корректировка.
Действующие способности сознания проявляются в его функциях, единство которых обеспечивает человеку особенный метод бытия.
Post Views: 154
Эволюция функций головного мозга человека: функциональная структура сознания человека
. 2009 ноябрь; 43 (11): 994-1006. дои: 10.3109/00048670903270506.C Роберт Клонингер 1
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Вашингтонского университета, 660 South Euclid Avenue, Сент-Луис, Миссури 63110, США. клон@wustl.edu
- PMID:
20001395 - DOI: 10.3109/00048670903270506
C Роберт Клонингер. Aust NZJ Психиатрия. 2009 ноябрь
. 2009 ноябрь; 43 (11): 994-1006. дои: 10.3109/00048670903270506.Автор
C Роберт Клонингер
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Вашингтонского университета, 660 South Euclid Avenue, Сент-Луис, Миссури 63110, США. клон@wustl.edu
- PMID: 20001395
- DOI: 10.3109/00048670903270506
Абстрактный
Функциональная структура самоосознающего сознания человека описывается на основе эволюции функций человеческого мозга.
Похожие статьи
- [Эволюция человеческого мозга и интеллекта].
Лакатос Л., Янка З. Лакатос Л. и соавт. Идеггоги Сз. 2008 г., 30 июля; 61 (7–8): 220–9. Идеггоги Сз. 2008. PMID: 18763477 Обзор. Венгерский язык.
- Мозг и сознательный опыт.
Газзанига МС. Газзанига МС. Ад Нейрол. 1998;77:181-92; обсуждение 192-3. Ад Нейрол. 1998. PMID: 9709824 Обзор.
- Эмоциональные основы человеческой личности мозга и шкалы эмоциональной нейронауки личности.
Дэвис К.Л., Панксепп Дж. Дэвис К.Л. и соавт. Neurosci Biobehav Rev. 2011 Oct; 35 (9): 1946-58. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.04.004. Epub 2011, 15 апреля. Neurosci Biobehav Rev. 2011. PMID: 21527289 Обзор.
- Гибридная модель нейронной сети для сознания.
Линь Дж., Джин С.Г., Ян Дж.Г. Лин Дж. и др. J Zhejiang Univ Sci. 2004 ноябрь; 5 (11): 1440-8. doi: 10.1631/jzus.2004.1440. J Zhejiang Univ Sci. 2004. PMID: 15495339
- Чувство сознания.
Танненбаум А.С. Танненбаум АС. Дж Теор Биол. 2001 г., 21 августа; 211(4):377-91. doi: 10.1006/jtbi.2001.2355. Дж Теор Биол. 2001. PMID: 11476621
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Темперамент и характер объясняют функциональную связь мозга в состоянии покоя: диатезно-стрессовая модель функциональной дисрегуляции при психозе.
Звир И., Арнедо Дж., Меса А., Дель Валь С., де Эрускин Г.А., Клонингер К.Р. Звир I и др. Мол Психиатрия. 4 апреля 2023 г. doi: 10.1038/s41380-023-02039-6. Онлайн перед печатью. Мол Психиатрия. 2023. PMID: 37015979 Обзор.
- Распутывание путей личности к благополучию.
Морейра PAS, Inman RA, Cloninger CR. Морейра ПАС и др. Научный представитель 2023 г. 27 февраля; 13 (1): 3353. дои: 10.1038/s41598-023-29642-5. Научный представитель 2023. PMID: 36849800 Бесплатная статья ЧВК.
- Различия в субъективном благополучии между людьми с отчетливыми сетями совместной личности (темперамент-характер) в болгарской выборке.
Гарсия Д., Каземитабар М., Стоянова К., Стоянов Д., Клонингер К.Р. Гарсия Д. и соавт. Пир Дж. 2022 авг 26;10:e13956. doi: 10.7717/peerj.13956. Электронная коллекция 2022. Пир Дж. 2022. PMID: 36046505 Бесплатная статья ЧВК.
- Профили темперамента, связанные с интернализацией симптомов и экстернализацией поведения у подростков с СДВГ.
Деотто А., Иствуд Д.Д., Топлак М.Э. Деотто А. и др. Детская психиатрия Хум Дев. 2022 фев; 53 (1): 109-123. doi: 10.1007/s10578-020-01116-z. Epub 2021 5 января. Детская психиатрия Хум Дев. 2022. PMID: 33398690
- Проверка двух коротких опросников личности с использованием самоописаний на естественном языке и теории тестов количественной семантики.
Гарсия Д., Розенберг П., Нима А.А., Гранжар А., Клонингер К.М., Сикстрём С. Гарсия Д. и соавт. Фронт Псих. 2020 19 фев; 11:16. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00016. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32140118 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
структура человеческого разума | Journal Psyche
Архивы тегов: структура человеческого разума
Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. что основная цель бессознательных и подсознательных слоев — хранение информации, а не получение и обработка информации. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому объему психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь малую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея была впервые представлена 35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:
«Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)
Наш разум, как оказалось, действительно функционирует как компьютер тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.
Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.
Продолжить чтение…
Понимание человеческого разума лежит в основе психоаналитической теории. С момента введения теории Зигмунда Фрейда в начале 19 в.00-х годов и, несмотря на многочисленные успехи в изучении психоаналитической теории, основные мысли Фрейда сохраняют сильное влияние на формирование взглядов на теорию человеческого разума.
В центре теории Фрейда находятся психопатологии, которые приводят к психическим заболеваниям у субъекта. Это предположение Фрейда о том, что в человеческом разуме содержится три уровня осознания или сознания. Именно введение этих психопатологий влияет на людей, поэтому требуется больше, чем просто говорить о них. Эффективным лечением этих глубоко укоренившихся психопатологий является психоанализ.
На приведенной ниже иллюстрации показано деление Фрейдом этих трех уровней и предполагаемое использование каждого уровня. Это сознательное, подсознательное и бессознательное . Работая вместе, они создают нашу реальность.
Хотя признание психоаналитической теории Фрейда со временем то уменьшалось, то мало кто из профессионалов предложил бы отвергнуть ее. Внутри него находится модель или концепция, выдержавшая множество испытаний временем.
Этимология
Происхождение смысла разума имеет долгую и богатую историю. В отличие от многих других слов и фраз, для его использования не дается четкой эволюции. Его значение больше зависело от контекста его использования, чем от какого-либо отдельного значения.
Если говорить о разуме со стороны философа, разум вполне может означать чью-либо личность, идентичность и их воспоминания. Для религиозного разум вмещает дух, осознание Бога, или для ученого разум является генератором идей и мыслей. Разум нес с собой множество разнообразных ярлыков. В его младенчестве ссылки на разум действительно были метафорическими.
Только в 14 -м -м и 15-м -м -м веках постепенно развивалось обобщение ума , включающее все умственные способности, мышление, волю, чувство и память.