Субъективный критерий психического отражения – Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. Сравнительный анализ психики животных и человека.

Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. Сравнительный анализ психики животных и человека.

Четыре традиционных позиции, которые характеризуют «момент» перехода от непсихической формы отражения к психической.

1. Панпсихизм– психикой обладает любая материя. Всеобщая одухотворенность природы, разделяли многие мыслители, например, Гераклит и Анаксагор. Не понятно, чем тогда отличается живая материя от неживой.

2. Биопсихизм– Психикой обладает только живая материя (Геккель, Вундт). Нет критериев психического, различия психики растений и животных, не понятно, когда и зачем она появилась.

3. Нейропсихизм – психикой обладают живые организмы, у которых есть нервная система. (Дарвин, Спенсер). Орган – функция.

4. Антропопсихизм– психикой обладает только человек (Декарт). Она дает ему возможность отдавать себе отчет в своем внутреннем состоянии. Не понятно, как она произошла.

Эволюция: Гипотеза о возникновении чувствительности как первой формы психического отражения.

1. Простейшим организмам необходимо было реагировать на важные для них сигналы (биотический раздражители). Первая функция – раздражимость (способность организма специфически отвечать на жизненно важные для него воздействия среды). Это допсихическая функция отражения.

В эволюции раздражимость качественно изменялась.

2. Сигнальная функция – реакция на абиотические раздражители как на возможные признаки биотических. Раздражимость стала чувствительностью. Это способность к ощущениям. С нее начинается психика. Противоречие между возможностями поведения и возможностями психики приводит к развитию психики.

А.Н.Леонтьев: Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы сейчас знаем. Функциональный критерий психики (организм должен быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). Граница между миром психического и миром непсихического проходит междудвумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью.Раздражимость– это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая энергию для фотосинтеза. Класс раздражителей, напрямую удовлетворяющие биологическую потребность – биотические.

В качестве объективного критерия возникновения психикиЛеонтьев выдвинул способность организма реагировать набиологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия. Которые не были запрограммированы генетически. Эта способность, в отличие от раздражимости, названачувствительностью. Психика возникает, когда появляется минимальная возможность научения. Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Обладающий чувствительностью организм может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление (сигнал – шорох, цвет и т.п.).

Субъективным критерием психики являетсяощущение.

Этапы развития психики в филогенезе:

Элементарная (сенсорная) психика– среда отражается в виде отдельных абиотических свойств объектов. (жабы набросились на спичку, т.к. форма напоминает червяка).

Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, в основных звеньях фиксированная, но подверженная изменениям в соответствии с ситуационными условиями

Безусловные рефлексы.

Условные рефлексы (выученные).

Тропизмы (однонаправленная реакция на раздражитель). Может меняться.

Активность носит целостный нерасчлененный характер, поведение – однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Типичные носители элементарной сенсорной психики – насекомые. Пример: пищевое поведения паука, абиотическое свойство – вибрация паутины, если её нет, то может «не замечать» жертву и погибнуть с голода.

Эксперимент с сомиками.

Перцептивная психика– среда отражается в виде целостных образов предметов. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно менял капусту на морковь и помещал кролика. Кролик демонстрировал своим видом «удивление» и продолжал поисковую активность. Кролик «ожидал» капусту, воспринимал пищу «предметно». В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременно восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного.

Формы поведения более подвижны и гибки, адеквато отражают условия среды.

Индивидуально изменчивые формы поведения. Операции– акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.

Сложная закрепленная последовательность операция – навыки. Возможна дрессировка. В игре операции отделаются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.

Чувственный опыт – чувственные представления, элементарная образная память. Возможность вероятностно прогнозировать будущее, опираясь на свой индивидуальный опыт. Нет отражения отношений между вещами.

Интеллектуальная психика (человекообразные обезьяны). Отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Способность устанавливать связи между предметами.

Особенности: 1)активное использование орудий, 2) явление инсайта, т.е. мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок, 3) закрепление эффективного способа решения после одной удачной попытки, 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач, 5) способность решать «двухфазные задачи», т.е. объединять в рамках одной задачи две сформированные операции (пример, обезьяна короткая и длинная палка, нужно достать банан).

Функциональные понятия– отражение возможностей взаимодействия предметов среды.

Сравнение психики животных и человека:

• Психика животных развивается по законам биологической эволюции.

Психика человека – по законам общественно – исторического развития. Решающая роль у трудовой деятельности.

• Жизнь животного – постоянное гибкое приспособление.

Жизнь человека – преобразование своей и окружающей природы.

• У человека связан характер совместной и непрерывной трудовой деятельности. У животных групповое поведение и функциональное использование предметов не связаны.

• У людей есть культурный опыт: орудия труда и речь, язык. Животные могут изготавливать и использовать необходимые для достижения цели предметы, но не сохраняют их. Речь их аффективна (для выражения актуального состояния), нет в ней знаков, только сигналы.

• У человека есть действия (подчиненные все одному мотиву, но цель у каждого своя) и общественное сознание: коллективная охота, разделение труда. Разумный смысл действия. Планирование. Сознание. Для животных существует только биологическая целесообразность. Поведение: подготовительная и исполнительная фазы.

studfiles.net

Возникновение психики. Критерии психического отражения. — Студопедия.Нет

Общее представление о предмете психологии. Основные задачи и разделы психологии.

«Псюхе» по-древнегречески – «душа», из этого следует, что психология – наука о душе. Однако современная психология не занимается изучением «души». Психология – наука о психике, психической жизни и психической деятельности. Таким образом произведена замена понятий души и психики, которые в современном языке являются практически синонимами. Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

Хронологически первым, мифологическим было представление о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до началаXVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становлению специальной отрасли научного знания.

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения. Однако остается нерешенной проблема о недостаточной определенности«сознания» как предмета новой психологии. Он продолжает быть в значительной мере описательным, нечетким, а значит, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, какой стремилась стать психология, а потому вызывает дискуссии.

Одним из результатов таких сомнений в научности психологии и поисков ее принципиально другого предмета явился бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение», оно и стало предметом новой объективной науки. На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемыевнешние стимулы, на которые возникает объективная реакция, ответ. Отсюда ставшая классической двучленная схема первоначального бихевиоризма: «стимул — реакция». Эти компоненты находятся в причинно-следственных отношениях и подвергаются экспериментальному анализу. Их можно планомерно изменять, дозировать, т.е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснением к различным субъективным или психологическимтерминам.

Перечислим основные задачи психологии в контексте классического науковедения и следуя в логическом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией:

1. Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробноописать психологические феномены, отметив их разнообразиеи многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория,эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуютобъективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастуюдля установления и подтверждения фактов нужны напряженныеи длительные изыскания.

2. Вследствие знания фактов логически вытекает более сложнаязадача — установление закономерностей или законов обнаруженныхявлений. Это означает переход от описания, даже красочногои исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, кнахождению причинно-следственных отношений. Потому установленныезакономерные феномены могут быть воспроизведены, провереныдругими исследователями.

3. Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научногознания, становится выявление механизмов реализации установленногозакона. Найти механизм — значит понять, смоделироватьнекое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущуюсилу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного.Знание законов и механизмов — это уже законченная научнаяконцепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругуявлений изучаемого мира.

4. Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и самойсложной) задачей науки является практическое использование,грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь.При этом поднимается большое количество сопутствующих вопросов:социальных, организационных, экономических, методических.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом —психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют,какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях.Поэтому классификация разделов психологии является очень условной,пересекающейся, меняющейся. Итак, перечислим основные разделы современного психологического знания:

• Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде.

• Социальная психология рассматривает массовидные явленияпсихики и само отношение, взаимодействие социального и психического,индивидуального и общественного в психике личности.

• Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ееразвитие от зачатия человека до его смерти.

• Педагогическая психология имеет своим предметом психику(учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса(обучение и воспитание).

• Психология труда (исторически первое название — психотехника)изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельностии включает в себя немало практически самостоятельных разделов.торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

• Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики,использующей объективный язык, языковые системы в качествевнутреннего средства. Разработанные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

• Дифференциальная психология исследует всевозможные различияпсихики людей: индивидуальные, типологические, этнические,в том числе и те, которые как бы задействованы в других,ранее перечисленных разделах.

• Психометрия (в нашей стране — математическая психология)рассматривает вопросы математического моделирования психики,проблемы измерения в психологии, способы количественногоанализа результатов психологических исследований.

• Психофизиология направленно изучает основополагающеесоотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологиивысшей нервной деятельности и психологии.

• Медицинская психология исследует психику в условиях болезни:душевной или телесной.

• Близко к предшествующим располагаются разделы специальнойпсихологии, связанные с изучением и восстановлением психикив условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого,олигофренопсихология.

• История психологии имеет своим предметом не простой ходвремени, не хронологию чьих-то жизней и публикаций, а содержательнуюисторию создания, развития, преемственности или забвенияпредшествующих взглядов, подходов, школ научного психологическогознания.

• Изучением психики животных занимается сравнительная психология,или зоопсихология, многие разработки которой составляютнеобходимый базис для исследования психики человека.

 

Возникновение психики. Критерии психического отражения.

Существовало множество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции жизни возникла психика. Согласно одной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотворенной» Ж. Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм. Другие ученые связывали психику только с появлением человека — антропопсихизм (Р. Декарт). Распространенным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи — биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт). Эти взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментальногоподтверждения.

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезеразработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ниодну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновенияпсихики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникаетлишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействий с ней.

В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов — раздражимости. Раздражимость — это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, чтоорганизму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий — тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи — психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения.

Критерии психического отражения:

— Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

— Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей.

— Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих — человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.

 

studopedia.net

Психическое отражение | Блог 4brain

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный. Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений. Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, память и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень. Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет чувство юмора или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка. Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов. Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка. Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: