Структура памяти
15.05.2012Структура памяти имеет 3 уровня, различающиеся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают:
- непосредственную, или сенсорную память;
- кратковременная память;
- долговременная память.
Сенсорная память — непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.
Можно привести следующий пример сенсорной памяти. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно мысленно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую — оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Объем материала, которыми оперирует человек, называется оперативными единицами памяти. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.
В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она переходит в кратковременную память. В кратковременной памяти информация сохраняется не в первоначальном виде (виде сенсорных впечатлений), а претерпевает обработку и интерпретацию. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. При этом решается вопрос, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передать ее в долговременную память.
Кратковременная память рассматривается в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она включает процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, до закрепления следов внешних воздействий. Кратковременная память предполагает особую переработку материала. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд.
Характерным примером хранения информации в кратковременной памяти является незнакомый для нас телефонный номер — мы помним его только до тех пор, пока мысленно «прокручиваем» в голове.
Кратковременная память характеризуется определенной емкостью — т.е. объемом запоминаемого. Обычно запоминается лишь 5-7 последних единиц из предъявленного материала. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг бессознательно перегруппировывает материал таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало семи. Например, бессмысленный ряд из десяти букв мы будем запоминать в виде слогов.
Хорошим примером предела емкости кратковременной памяти может быть счет «в уме». Так, умножить 15 на 25 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди ссылаются на «слабость в арифметике».
Долговременная память. Из элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.
Емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации.
Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации, поскольку количество информации, содержащейся в памяти, очень велико. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения печатных символов данного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.
Скорость поиска информации определяется тем, как будет организована информация для хранения. Правильная классификация материала в памяти облегчает поиск материала.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме |
---|
История изучения памяти Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Память как психический познавательный процесс Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I |
Эксплицитная и имплицитная память Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Вытеснение и процессы памяти Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Временная организация памяти … |
Память человека Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Механизмы памяти Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Факторы, влияющие на запоминание Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Общая схема процессов памяти
21.05.2011Первоначальная запись информации, подлежащей запоминанию, осуществляется в сенсорной (мгновенной) памяти. Как отмечалось, эта информация не задерживается здесь более 1-2 с (в зависимости от вида «принимающего» анализатора). Это время необходимо для подготовки сенсорных систем организма к срочному выполнению каких-то действий. При этом осуществляется настройка рецепторов на лучший режим приема и настройка сенсорных систем для выделения значимой информации.
Чтобы вызвать какую-либо поведенческую реакцию или стать достоянием индивида, эта информация должна дойти до его мозга. Это технологически длинный путь. Прежде всего все входящие сообщения (сигналы) должны быть преобразованы из первоначальной («натуральной») формы в форму, удобную для их приема в структурах мозга. Операция преобразования сигналов одной формы в другую носит название кодирования (от слова «код» — свод правил или операций, по которым осуществляется преобразование сигналов).
После кодировки информация из механизмов сенсорной памяти передается в структуры кратковременной (или оперативной) памяти. В общей схеме процесса памяти этот ее вид играет роль буфера (промежуточного соединительного элемента) с ограниченной емкостью. Поступающий сигнал вытесняет из кратковременной памяти ранее поступивший сигнал (если тот к данному моменту не перешел в долговременную память).
При переходе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит выделение информационного содержания сигналов, а также отсев неактуальной информации. Эта память призвана обеспечить поведение и деятельность человека в будущие моменты времени, отложенные на часы, месяцы и даже годы. Но прямого пути этой информации из структур долговременной памяти к исполнительным органам нет. Она должна пройти через кратковременную память.
В теориях памяти различают визуальное, акустическое и семантическое (смысловое) кодирование. Пример семантического кодирования: человек, слушающий фразу собеседника, кодирует (преобразует) последовательность физических и акустических сигналов (т.е. отдельных звуков, пауз, движения губ собеседника) в смысловую форму. Конечно, это возможно лишь при условии, что он понимает язык общения. К наиболее эффективным относят приемы семантического кодирования.
Ключевые слова: ПамятьИсточник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Определение памяти Штейнмец А.Э., Общая психология |
Ассоциации и их физиологическая основа Теплов Б.М., Психология |
Основные свойства памяти Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Филогенетические уровни биологической памяти … |
Развитие памяти Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Факторы, влияющие на запоминание Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Запоминание Штейнмец А. Э., Общая психология |
Борьба с забыванием Теплов Б.М., Психология |
Схемы и Память — Мир Психолога
- Психология памяти
Как схемы влияют на то, на что мы обращаем внимание и какие воспоминания мы вспоминаем.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Piaget, J. (1926). Язык и мысли ребенка . Лондон: Рутледж.
- Бартлетт, Ф.К. (1932). Воспоминание: исследование экспериментальной и социальной психологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Юнг, Карл и Делл, С.М. (1939). Интеграция личности (английский перевод). Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт.
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личностиКакой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы проверить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощиИнтерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из тех, кто испытывает стресс, когда дело доходит до сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться на Мир ПсихологаТеория схем: Резюме | IB Psychology
Основное утверждение теории схем состоит в том, что наш разум имеет ментальные структуры, которые помогают организовывать информацию — это схемы. Эти схемы помогают нам экономить когнитивную энергию при обработке миллионов единиц информации, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Обновлено, июль 2020 г.
Теория схем, пожалуй, самая сложная для понимания теория в психологии. Но как только вы это поймете, вы повсюду увидите последствия схемы. В этом посте мы разберем теорию шаг за шагом.
Что такое теория схем?Основное утверждение теории схем состоит в том, что наши знания о мире организованы и классифицированы, что может влиять на наше познание и поведение. В отличие от других теорий в психологии, теория схем не принадлежит одному психологу, но в нее внесли вклад многие психологи за почти 100 лет исследований. Некоторые из наиболее известных авторов включают Бартлетта, Пиаже и Выготского.
Подобно тому, как картотечный шкаф хранит информацию по категориям, теория схем утверждает, что наш разум организует наши знания и воспоминания, чтобы сделать их легко доступными.
Подробнее:
- Теория схем и стереотипы
- Ключевое исследование: наводящие вопросы и эффект дезинформации – «исследование автокатастроф» (Лофтус и Палмер, 1974)
- Заключим СДЕЛКУ — оцениваем теории в три простых шага
Схема представляет собой кластер знаний или воспоминаний, хранящихся в уме. Их также называют «когнитивными рамками», поскольку они представляют собой систему классификации и организации информации и памяти.
Метафора, которую я использую для объяснения «схемы», заключается в том, чтобы представить, что ваш разум — это картотечный шкаф или жесткий диск вашего компьютера. Схемы похожи на отдельные файлы.
Если представить себе свой разум как компьютер, то схема — это папка, а отдельные фрагменты знаний и воспоминаний — файлы.
Каковы характеристики и функции схемы? (Это ключевые утверждения теории схем).Наряду с существованием схем, еще одним центральным утверждением теории схем является то, что их функция состоит в том, чтобы помочь нам понять сложный мир информации, в котором мы живем. Они также позволяют нам делать обобщения о ситуациях, людях и местах. . Стереотипы являются примером социальной схемы и того, как мы можем обобщать группы людей, чтобы сохранить нашу когнитивную энергию.
Это мое видео на нашем канале ThemEd на YouTube дает подробное изложение всех пунктов в этом посте.
Как схема может влиять на наше мышление и/или наше поведение?В нашем Руководстве по пересмотру содержится полный обзор теории схем и соответствующих исследований для студентов и преподавателей IB Psych.
Одним из способов влияния схем на познание является то, что они могут влиять на нашу способность понимать новую информацию. Когда мы сталкиваемся с новой информацией, мы связываем ее с нашими существующими знаниями (нашими схемами), и это может улучшить наше понимание этой информации (как видно из исследования Брансфорда и Джонсона).
Этот процесс связывания новой информации с существующей схемой также может повлиять на нашу обработку новой информации и может привести к предвзятости подтверждения. Если у нас есть существующий стереотип (социальная схема) о группе людей, мы используем эту схему при обработке новой информации и можем сосредотачиваться только на деталях, которые согласуются с нашей схемой, поскольку это когнитивно легче. Это означает, что мы можем сосредоточиться и запомнить детали кого-то, которые соответствуют нашему существующему стереотипу, и именно так стереотипы могут укрепляться. Это видно в исследовании Коэна с использованием парадигмы официантки/библиотекаря.
В этом видео ускоренного курса под названием «Рост знаний» есть еще несколько пояснений о схемах. (Ссылка)
Каковы приложения теории схем?Из приведенных выше примеров видно, что идеи, связанные с теорией схем, имеют множество применений. Исследователи образования и особенно грамотности (навыки чтения и письма) используют многие элементы теории схем в своих исследованиях. Понимание того, как существующие знания могут повлиять на понимание новой информации, может помочь разработать лучшие программы чтения и помочь детям развить лучшие навыки понимания прочитанного.
Мы также можем использовать теорию схем, чтобы объяснить, как стереотипы могут влиять на наше поведение. Хотя приведенные выше примеры могут не дать хорошего объяснения происхождения стереотипов, они показывают, как они могут привести к предвзятости подтверждения, которая может способствовать укреплению существующих стереотипов.
Каковы ограничения теории схем?- Хорошая теория должна поддаваться проверке.