24 способа (+тесты) и Советы психолога
В психологии существуют 3 точки зрения относительно того, что такое талант. Одни исследователи (Э. Мейман, Ф. Гальтон и др.) считают, что талант – это врожденная особенность. Другие (Г. Мелхорн, Б.М. Теплов и др.) считают, что каждый человек талантлив, но в чем-то своем. И третья группа специалистов (В. Штерн, П.П. Соколов и др.) считает, что талант – это сочетание врожденных способностей, обучения и благоприятных условий развития человека. Большинство современных психологов придерживается последней теории, на нее же ориентируются все педагоги.
Талант – это одна из ступеней развития способностей.
Каждый человек талантлив, но по-своему. Однако чтобы таланты проявились, нужно создать подходящие для этого условия.
Содержание:
- С чего начать поиск таланта в себе
- Что такое талант — виды
- 24 способа, как найти в себе талант и способности
- Что будет мешать в поиске себя
- Важные факты
А теперь разберем все подробнее и по порядку. Узнаем, как найти свой талант.
С чего начать поиск таланта в себе
Для начала нужно разобраться в определениях:
- Талант – это «высокий уровень развития специальных способностей» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В психологии выделяют такие уровни развития способностей: задатки, собственно способности, талант, гениальность.
- Способности – это «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Способности бывают общими и специальными. К первым относятся те особенности, которые позволяют успешно осваивать любой вид деятельности: внимание, память, речь, мышление, коммуникативные навыки, трудолюбие и т.д.
К специальным способностям относятся особенности, позволяющие достичь успеха в конкретном виде деятельности: музыкальный слух, богатое воображение, чувство стиля, способность различать едва уловимые оттенки цветов и т. п.
Виды специальных способностей:
- Математические,
- Технические,
- Литературные,
- Художественные,
- Физические,
- Музыкальные,
- Учебные.
Что такое талант — виды
Талант – это такой уровень развития специальных способностей, при котором человек может не только воспроизводить полученные знания и повторять чей-то опыт, но и придумывать свое, творить, изобретать. Талантливый человек привносит в дело уникальность, оригинальность. Психолог Г. Гарднер выделил следующие виды талантов (1980 год, в основе лежит классификация типов интеллекта того же автора):
- Вербально-лингвистический. Это способность воспринимать и обрабатывать информацию транслировать свои идеи в массы. Без этого не обойтись писателям, ораторам, политикам, журналистам, копирайтерам.
- Цифровой. Это умение работать с числами, кодами, программами. Без этого таланта не обойтись программистам, математикам, экономистам.
- Пространственный. Это способность системно воспринимать мир и придумывать параллельные реальности, мыслить образами. Без этого таланта не обойтись иллюстраторам, дизайнерам, фотографам.
- Физический. Это сила, ловкость, гибкость, выносливость, скорость и все, что связано с возможностями тела. Люди с этим талантом достигают успеха в спорте, танцах, акробатике и т.п.
- Эмоциональный (личностный). Это умение хорошо разбираться в своих и чужих чувствах, анализировать их, отрабатывать эмоции. Люди с этим талантом находят себя в педагогике, психологии, социальной работе. Иногда это помогает построить актерскую карьеру.
- Межличностный. Это способность находить общий язык с любым человеком, успешно выстраивать отношения в разных сферах жизни, доступно излагать свои мысли и доносить их до других людей, убеждать, вдохновлять. Этот талант пригождается политикам, актерам, психологам, воспитателям, общественным деятелям.
- Талант окружающей среды. Это способность взаимодействовать с природой (флорой и фауной). Люди с этим талантом достигают успеха в работе с животными (дрессура, ветеринария, кинология), а также в агрономии, сельском хозяйстве и т.п.
- Комбинированный тип. Это сочетание разных талантов в одном человеке. Сферы потенциального успеха зависят от особенностей комбинации. Например, сочетание цифрового, вербально-лингвистического и эмоционального таланта позволит человеку создавать такие тексты и сайты, которые будут находить отклик в душах людей, пользоваться спросом.
Таким образом, начать развитие таланта стоит с его определения. Как узнать свой талант: пройти онлайн-тест Г. Гарднера. Необходимо ответить на 31 вопрос.
Согласно этому тесту, у меня лингвистический тип интеллекта (люблю и умею читать, писать и слушать, рассказывать истории). Собственно, этим я и занимаюсь по жизни. Так что, тест работает – проходите.
Чуть ниже мы еще поговорим о тестах для самодиагностики. А теперь перейдем к способам как найти в себе талант и способности. А также узнаем, как развить их.
24 способа, как найти в себе талант и способности
ТОП-24 способа и упражнения как найти в себе талант и способности.
Фантазирование
Представьте, что вам больше не нужно работать. Подумайте, чем бы вы тогда занялись. Например, вы стали бы уделять больше времени своему хобби. Или освоили что-то новое.
Возможно, уже давно вас привлекает какая-то деятельность, но вы боитесь лишиться стабильности в жизни, поэтому пасуете. Так или иначе, для развития талантов нужно обратить внимание на то, к чему тянется душа.
Самоанализ
Подумайте, что вам удается проще всего, что лучше понимаете, что с интересом изучаете. Это не означает, что та деятельность, к которой есть способности, дается совсем легко – трудности есть везде. Однако при наличии склонностей эти трудности не пугают, не останавливают и не так раздражают, как в тех делах, где способности не выражены.
Размышления о будущем
Эта техника помогает не только найти таланты, но и разобраться в приоритетах, ценностях. Представьте свою жизнь через 5, 10, 15 лет. Что вас окружает? Кто рядом с вами? Что вы чувствуете? Кто вы?
Важно: это должно быть позитивное фантазирование, то есть представьте свое самое счастливое будущее. А теперь главный вопрос: что помогло вам все это обрести? Чем вы занимались и, что не маловажно, от чего вовремя отказались, чтобы очутиться в этом будущем?
Расширение зоны комфорта
Оптимальное время для развития талантов – детство. Как найти талант у ребенка: наблюдать за ним в процессе деятельности, мысленно сравнивать его успехи с успехами других детей и предлагать разные варианты активности. Так же и во взрослой жизни: нужно пробовать. Составьте список способностей и подберите виды деятельности для каждого. Например, можно оформить это в виде таблицы:
Специальные способности | Примеры видов деятельности | Ваши результаты |
---|---|---|
Музыкальные | Игра на музыкальном инструменте, обработка музыки (аранжировщик), написание песен (композитор), пение, танцы, диджеинг, преподавание музыки, дирижирование, продвижение и раскрутка музыкантов (продюсер, агент, PR-менеджер), ведение концертов или других мероприятий, обозревание музыкальных новинок и т. п. | |
Математические | Бухгалтерия, экономика и все виды деятельности, где нужно работать с цифрами, заниматься вычислениями | |
Лингвистические (литературные) | Написание стихов, рассказов, статей, редактура и корректура текстов, работа критиком, написание сценариев для развлекательных мероприятий или классных часов и т.д. | |
Технические | Конструирование и моделирование, ремонт, строительство, программирование, тестирование и проверка работы механизмов | |
Учебные | Проведение исследований, опросов и экспериментов, проверка теорий и гипотез, то есть исследовательская и научная деятельность в любых ее проявлениях | |
Художественные | Работа художником, дизайнером, архитектором, иллюстратором, гримером, реставратором, мультипликатором и т.п. | |
Физические | Любой вид спорта и любой физический труд, работа тренером |
Или подберите варианты активности только под свои таланты (вы же их уже знаете после прохождения теста). Пробуйте, отмечайте, что понравилось, а что не понравилось, что лучше удается, а что хуже.
Если возникают проблемы с идеями, то обратите внимание на успешных и счастливых людей из своего окружения или с мировым, федеральным уровнем известности. В чем они нашли себя? Что им нравится и удается? Возможно, и вам стоит попробовать свои силы в том же виде деятельности.
Обратите внимание! В одном человеке живет множество талантов и способностей, все они взаимосвязаны, поэтому важно заниматься всесторонним развитием личности. В психологии принято придерживаться комплексного подхода в изучении и развитии способностей.
Знакомство с интернет-профессиями
На мой взгляд, интернет очень помогает искать, развивать и применять таланты. Для вдохновения вы можете зайти на любую биржу фриланса, например, на Кворк и посмотреть основные категории предложений. Возможно, что-то вам приглянется.
Другой вариант как найти свое призвание и талант – посмотреть сайты онлайн-школ, например, изучить список курсов от Нетологии или Скиллбокс.
Как только какая-то профессия вас заинтересует, вы можете пойти дальше и узнать, какие качества должны быть у человека, чтобы добиться успеха в этой сфере. Так вы придете к тому, чем хотите и можете заниматься и при этом быть востребованным на рынке труда.
Это, кстати, золотая формула выбора профессии: хочу (желания, интересы) + могу (способности) + надо (востребованность в обществе).
Психологические тесты
Способности – это элемент структуры личности. Чтобы определиться со своими талантами и призванием, можно пройти один из тестов на профориентацию и определение типа личности.
Как найти свой талант и открыть его при помощи самодиагностики:
- Тест Голланда (бесплатно и без регистрации). Ответив на 42 вопроса, вы поймете, какая сфера соответствует вашему характеру, складу личности и способностям.
- Тест «Сфера интересов» (бесплатно, но нужно зарегистрироваться). Ответив на 60 вопросов, вы узнаете все о своих способностях, разберетесь в интересах и определитесь с профессией.
- Тест «Какая интернет-профессия раскроет ваши таланты». В результатах исследования описаны не только ваши ведущие качества, но и представлены несколько профессий, в которых вы можете себя реализовать.
Взгляд в детство
В детстве мы все о чем-то мечтали, многим интересовались и увлекались. Мы не думали о том, насколько это серьезно, престижно, прибыльно и т.д. А потом родители и общество убедили нас, что иногда о своих «хотелках» лучше забыть.
Да и социальные роли, статусы, обязанности шепчут, что вместо мечты нужно выбирать стабильность, а вместо любимого дела – сферу, где больше платят.
Или еще хуже: нужно быть там, куда берут, и брать то, что дают (словно вы не имеете права выбирать).
А теперь вспомните себя в возрасте до 6-7 лет. Что вам тогда нравилось, чем вы увлекались? Почему бросили это занятие? Может быть, стоит вернуться к нему? Постарайтесь привнести в свое настоящее то, что радовало вас в прошлом. Начните с малого – сделайте это своим хобби. Постепенно все больше уделяйте ему внимания, развивайтесь в этой сфере. Отводите ежедневно хотя бы полчаса на занятие тем, что вам нравится.
Личный дневник
Универсальный метод. Анализируйте свое настроение, эмоции и состояния. Для начала тренируйтесь в выходной: выделяйте день на освоение чего-то нового, а вечером анализируйте свои чувства.
Если вы занимаетесь тем, что по-настоящему близко, то не ощущаете усталости, заряжаетесь от результатов и получаете удовольствие от самого процесса.
За любимым делом время пролетает быстро, не хочется отвлекаться на что-то второстепенное, преобладает позитивный фон настроения.
Опрос знакомых
Если затрудняетесь с определением своих способностей, сильных и слабых сторон, то опросите знакомых, коллег, друзей, родственников. Кто-то помнит вас в детстве, кто-то наблюдает за вами сейчас. Иногда со стороны виднее.
Например, недавно у меня был такой случай. Я делилась с подругой своей радостью: купила наушники для синтезатора (мое хобби). Восхищенно рассказываю: «Ты даже не представляешь, какой там звук. Такое чувство, что музыка не в ушах, а прямо в голове. Звук словно обволакивает твой мозг». А подруга в ответ: «Ты бы видела сейчас свои глаза и общее выражение лица. На безумца похожа».
И еще мне говорили, что аналогично глаза горят, когда я обсуждаю что-то из мира психологии, когда пишу статью или говорю о том, что для меня интересно и важно. Я в эти моменты себя не вижу, но другие люди видят. Возможно, и в вашем окружении кто-то знает, от чего у вас горят глаза.
Борьба со страхами
Как найти и раскрыть свои таланты: делайте то, что пугает. Подумайте, что до сих пор мешало вам заявить о себе.
Страх критики и осуждения, страх внимания, страх публичных выступлений, страх нового, страх отвержения и боязнь быть непонятым, непринятым, страх неудачи и страх перемен, страх неизвестного – эти фобии мешают людям заявить о своих талантах. Подумайте, что останавливает вас, и боритесь с этим.
Общение с талантливыми людьми
Пересмотрите свое окружение. Откажитесь от тех, кто не верит в себя и убеждает вас в том, что о мечтах лучше забыть.
Общайтесь с теми, кто превращает мечты в планы и реализует их, уважает свои особенности, занимается самореализацией и саморазвитием, раскрывает личный потенциал.
Это заразительно, такие люди мотивируют и вдохновляют.
Да и освоение чего-то нового в команде единомышленников проходит быстрее и веселее.
Анализ своих недостатков
Как найти скрытый талант: составьте список своих достоинств и недостатков. Особое внимание уделите второму столбцу. Возможно, то, что вы принимаете за недостаток, указывает на таланты в определенной сфере.
Например, ранимость и чувствительность могут быть признаком эмоционального интеллекта и социальных способностей. А несерьезность, в которой вас обвиняют окружающие, может быть признаком артистических способностей. Болтливость поможет в продажах и PR-сфере.
А также уделите внимание зависти и желанию критиковать других (если это вам свойственно). Вероятно, и то, и другое появляется не всегда, а только в тех случаях, когда речь идет о том, чем бы вы хотели заниматься, но по каким-то причинам не можете.
По тому же принципу формируется раздражение на других людей, ненависть к ним. Есть ли в вашей жизни что-то подобное? Если да, то проанализируйте это и постарайтесь добраться до своих глубинных чувств и переживаний.
Список желаний
Запишите все, чем вам нравится заниматься. Подумайте, как вы можете монетизировать это. Мне вспомнились 2 цитаты психолога М. Е. Литвака: «Если тебе тяжело, значит, ты живешь неправильно», «Счастье – это развивать свои способности, какие бы они ни были». Поймите, что нет хороших или плохих способностей, каждый человек может найти себя в этом мире.
Успех – это 99% труда и 1% таланта.
Чтобы проявить себя, нужно много тренироваться, вырабатывать навыки в том виде деятельности, к которому у вас есть способности. Тренируйтесь систематически и помните, что новые задачи должны быть чуть сложнее того, что вы уже умеете. В психологии это называется зоной ближайшего развития.
Анализ расходов и сферы развлечений
Нестандартный способ определения талантов. Зафиксируйте, на что вам не жалко тратить деньги, как нравится проводить досуг, и подумайте, как можно это развить и превратить хобби, в дело всей жизни.
Например, я заметила, что на Дзене (площадка от Яндекса для блогеров) пользуются популярностью обзоры товаров, подборки луков, примерка одежды. То есть если какому-то человеку нравится ходить по магазинам, примерять вещи и делать подборки, придумывать комплекты, то теперь он может это монетизировать. И это не единственная сфера, в которой у людей получается реализовать свой потенциал.
Например, часто на глаза попадают кулинарные блоги или что-то юмористическое.
Изучение своих успехов и достижений
Скажите, было ли у вас такое, что получая награду, похвалу, вознаграждение за выполненное дело, вы не чувствовали радости, удовлетворения? А в другой раз, закончив что-то (пусть даже с меньшим признанием успехов со стороны других людей), вы чувствовали прилив сил, позитивные эмоции?
Человек может обучиться той деятельности, которая не соответствует его «Я», добиться успеха в этой сфере, но так и не стать счастливым. Поэтому важно заниматься тем, что приносит чувство удовлетворения.
Анализ мотивов
Внутренняя мотивация, то есть интерес к процессу и содержанию деятельности, тяга к познанию – вот что важно. Если вы работаете ради чьей-то похвалы, только ради денег, статуса и т.д. или вы просто хотите прославиться, то это означает, что вами управляет внешняя мотивация. А еще это означает, что вы ошиблись с выбором пути.
Эксперименты
Как найти талант в себе, если ничего не нравится: каждую неделю делайте то, что кажется вам совершенно непонятным, а иногда и отталкивающим.
Вы лукавите, говоря, что ничего не нравится, да и не стоит раскидываться такими обобщениями.
В мире существуют сотни тысяч видов деятельности – просто вы пока не нашли свое. Познавайте себя, анализируйте как каждое новое дело отзывается в вашей душе.
Школьные воспоминания
Какой предмет в школе вам нравился? Какие дисциплины привлекали содержанием? Не оценками, не личностью учителя, а именно сутью дисциплины.
Например, я еще в школе отлично писала сочинения и изложения, анализировала литературные произведения, составляла планы и конспекты. А вот с химией и физикой у меня отношения совсем не складывались. Наверное, поэтому я сейчас психолог, а не физик или химик.
Анализ активности в интернете
Подумайте, о чем вам нравится читать, что нравится изучать, какие заголовки привлекают ваше внимание, на какие паблики вы подписаны, какими ресурсами чаще всего пользуетесь. Где-то там зарыта истина – ваш талант.
Еще одна подсказка: вы часто об этом говорите. Возможно, что от окружающих вы уже слышали: «Опять ты со своим… Вот ты всегда и все к этому сводишь».
Вспомните ситуации уверенности
Подумайте, когда вы получали удовлетворение от своих действий, чувствовали прилив сил и уверенности. Постарайтесь вспомнить максимальное количество таких ситуаций за всю жизнь, зафиксируйте их на бумаге. А теперь осмотрите список и подумайте, что между ними общего. Что-то обязательно должно быть.
Может быть, во всех ситуациях вы выступали лидером, организатором или посредником, лицом, которое разрешает конфликты (организаторские способности). Или во всех ситуациях вы оказывались в центре внимания, проявляли себя в разных ролях и образах (артистические способности). Или вы поддерживали кого-то, помогали, давали совет (эмоциональные, социальные способности) и т.д.
Будьте открытым человеком
Мы познаем себя и реализуемся через взаимодействие с другими людьми. Поэтому нельзя найти и развить свои таланты, изолировавшись от социума. Это не означает, что вы должны навязываться, общаться со всеми подряд. Но нужно взаимодействовать с миром, обмениваться интересами, знаниями и опытом с другими людьми. Призвание – это то, что человек хочет и может делать на благо себе и обществу.
Проявите терпение
Что делать, если ничего не получается: не сдавайтесь и продолжайте искать таланты. В психологии принято считать, что существуют актуальные и потенциальные таланты (способности).
- Первые – те, которые уже проявились, потому что сложились подходящие для этого условия, появилась соответствующая потребность.
- Вторые – те, которые зреют в человеке, но еще не дали о себе знать, потому что не было такой необходимости.
Например, некоторые люди находят свои таланты, когда оказываются на волосок от гибели или теряют работу, бизнес. Многие женщины находят любимое дело, когда уходят в декрет. Кто-то открывает в себе талант фотографа после того, как ему дарят на День рождения фотоаппарат.
По данным АИФ, люди активно раскрывали свои таланты на самоизоляции 2020: резьба по дереву, выпечка тортов и других десертов, вязание и прочее рукоделие, мыловарение и т.д.
Возможно, и вам стоит взять небольшую паузу, уделить время себе. Или нужно просто подождать, но не забывайте пробовать новое.
Список того, что легко дается
Люди рождаются со способностями (задатками), и если повезло с родителями, то таланты развиваются естественно и незаметно.
Ребенок растет, с легкостью и интересом осваивает то, что ему нравится. Ему и в голову не приходит, что для кого-то эта же деятельность будет совершенно непонятной, неинтересной и сложной в плане освоения. Возможно, и у вас есть что-то, что дается легко, и что вы характеризуете как «да что такого-то, все это могут». Заострите на этом внимание, поинтересуйтесь у знакомых, посетите подходящие форумы.
Еще обратите внимание на те сферы, в которых люди часто обращаются к вам за помощью, советом или спрашивают вашего мнения.
Например, просят по-братски написать поздравления в прозе или стихах на всякие торжества или придумать сценарий для детского праздника, оформить комнату.
Поверьте, все это пользуется большим спросом и хорошо ценится. Возможно, другие люди уже давно признали в вас какой-то талант, а вы его не замечаете.
Не зацикливайтесь на чужом опыте
Да, чтобы разобраться в себе, стоит сначала изучить опыт других людей. У них же можно подсмотреть идеи для экспериментов и поисков себя. Однако нельзя зацикливаться на чужом успехе. Помните, что нас привлекает не то, что делает конкретный человек, а его состояние. Это состояние счастья, активности, жизнерадостности.
Не забывайте, что способности – это развитые задатки. Задатки – это психофизиологические особенности.
То есть к ним относятся: темперамент, рост, строение тела, свойства нервной системы и многое другое. Каждый человек уникален и в каждом из нас уникально сочетаются разные задатки.
Например, одному музыканту из-за особенностей темперамента (экстраверсия) нравится выступать на публике, а другому музыканту (с интроверсией) приятнее записывать песни дома и выкладывать их в интернет. Одни психологи открывают свою практику, а другие работают в условиях конкретного учреждения либо выбирают другое направление, например, пишут статьи по психологии или издают книги.
Главное – чтобы вам было хорошо. Что для вас хорошо, то и правильно.
Что будет мешать в поиске себя
Психологические барьеры в самореализации:
- Деструктивные установки. Примеры: «Я не справлюсь», «В жизни всегда нужно выбирать стабильность», «У меня никогда ничего не получается». Как правило, они уходят корнями в детство. То есть родители говорили ребенку: «Не майся дурью», «Возьмись за голову, этим ты денег потом не заработаешь», «Что это за увлечение такое? Это не профессия, найди что-то нормальное». Или они просто задавили личность ребенка, говорили что ему делать, чем интересоваться и увлекаться.
- Завышенная или заниженная система притязаний. Связано с завышенной и заниженной самооценкой соответственно. В первом случае человек преувеличивает свои способности и возможности, ставит нереалистичные цели, чем обрекает себя на неудачу и разочарование. Во втором случае человек настолько неуверен в себе и боится провала, что даже не решается попробовать что-либо, довольствуется малым.
- Комплекс неполноценности и другие психологические проблемы, из-за которых человек боится заявить о себе, боится внимания. В лучшем случае он оставляет что-то на уровне хобби, а основную долю сил и времени отдает нелюбимому, но привычному и стабильному делу. В худшем случае он живет в созависимости с кем-то, мечется от одной работы к другой, как-то перебивается.
- Психотравмы. Например, в детстве родители раскритиковали выступление ребенка или ровесники высмеяли его творчество либо педагог погубил талант ребенка, жестоко раскритиковав старания ученика.
- Социальные статусы, роли, обязательства. Иногда люди не решаются попробовать что-то новое, потому что берут на себя слишком много обязанностей, чувствуют себя должниками перед кем-то. На мой взгляд, исключение одно – у вас на руках маленький ребенок. Он действительно не может о себе позаботиться и зависит от вас. Во всех остальных случаях вы смело можете бросать любое дело и стартовать в чем-то новом. Никто не имеет права указывать вам, что делать, или кататься на вашей шее.
«Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет», – М.Е. Литвак.
Важные факты
Резюмируем все сказанное:
- Что значит «найти в себе талант»: понять свой потенциал и раскрыть его, найти свое призвание в жизни.
- Зачем искать и развивать таланты: чтобы быть счастливым и успешным человеком, жить в гармонии с собой и внешним миром. Потребность в самореализации, самоактуализации, саморазвитии, самоуважении – высший уровень развития личности в пирамиде потребностей А. Маслоу. Если вы идете против себя (подавляете потенциал, игнорируете желания и интересы, следуете чужим советам), то часто болеете, грустите, устаете. А еще вас преследует мысль: «Зачем все это? Как надоело-то». Талант, не нашедший выхода, заставляет человека вступать в скандалы, уходить в зависимости. Если же вы разберетесь в себе и откроете свой талант, то начнете получать удовольствие от жизни и будете довольны собой.
- Как можно найти свой талант: прислушиваться к своим желаниям и действовать. Способности развиваются только в деятельности, поэтому важно регулярно тренироваться. Не ждите, что успех тут же придет к вам. Способности – это бонус, преимущество. Они повышают ваши шансы на успех в конкретном виде деятельности, но воспользуетесь ли вы этой возможностью – вот что важнее.
Теперь вы знаете все о том, как найти в себе талант к чему-либо.
По статистическим данным 39,1% опрошенных людей не считают себя талантливыми. Согласно другому опросу 75,2% людей недовольны своей работой, 75% хотели бы заниматься в жизни чем-то другим, 46,5% живут по принципу «от звонка до звонка» и с нетерпением ждут выходных. Мне как психологу печально видеть эти цифры.
Не забывайте, что каждый человек талантлив. Развитие талантов – это самореализация. Без нее нельзя стать счастливым и успешным человеком.
Поэтому прямо сейчас загляните в себя и сделайте маленький шаг навстречу мечте. Хоть и говорят, что талант дорогу найдет, ему нужно помогать, направляя энергию в правильное русло.
Талант vs способность. Что важнее?
Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.
Что это такое?
Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.
Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.
Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.
В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Тайна одаренности
О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном.
Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.
Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.
При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.
Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.
Упорного труда недостаточно
Окей, со спортом разобрались. Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?
Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.
Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи предполагают, что для успеха необходим тот самый «врожденный талант».
Теория 10 000 часов
В противовес предыдущему опыту, существует исследование, которое утверждает: 10000 часов могут сделать из любого человека профи. Исследование проводилось на скрипачах и показывало, что уровень их мастерства напрямую зависит от количества часов, которые были посвящены музыке. «Бездарные» скрипачи практиковались 4000 часов, неплохие – 8000, а выдающиеся потратили все 10000 тысяч часов.
Отсюда последовал вывод: усердные 10000 часов труда, и человек становится мастером своего дела. Эта идея является центральной в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Действительно – интенсивный труд в одном конкретном направлении, длящийся многие годы, позволяет мозгу перестроиться и стать крайне эффективным в избранной стезе.
Что же, все-таки, важнее?
Опираясь на исследовательские данные, мы получаем простой вывод – важно и то, и другое. Необходим талант, в качестве базы. Затем, поверх таланта, необходимо развивать навыки. Да-да, тем самым упорным трудом 10 000 часов.
Талант, без развития способностей, останется, как говорят, «не раскрытым». А развивать навыки без всякой предрасположенности к ним – насильственное дело. Получается рецепт для достижения успеха таков: фокус на своих сильных сторонах плюс интенсивное развитие способностей.
Что делать, если нет таланта?
Скорее всего, вы просто плохо искали. Ведь талант – это не обязательно нечто фееричное. Это вещи, которые вам легко даются, при этом у вас получается лучше, чем у других. Предлагаем вам три вопроса, которые помогут отыскать свои сильные стороны.
Что думают ваши близкие?
Иногда человек не в состоянии увидеть свои преимущества. Зато окружающие всегда замечают его особенности. Не стесняйтесь поинтересоваться у них, что особенное они в вас замечали? Скорее всего, вы услышите их ответ не в первый раз. Примите это как подсказку.
Что вам дается легко?
Талант, это когда какое-то занятие дается вам просто и получается хорошо. Вспомните эпизоды из детства. Подумайте, какие предметы легко давались вам в школе. Это могут быть совсем маленькие особенности, порой даже странные. Выписывайте на бумагу все, что приходит вам на ум.
Что приносит вам наибольшее удовольствие?
Еще одно проявление таланта – получение удовольствия от выполняемого дела. Вспомните, при каких занятиях вы ощущали, что выполняете большое, приятное для себя дело, которое вызывало у вас так называемое «sense of purpose».
Вероятно, бесталанных людей не существует – есть только не нашедшие своих особенностей. Стоит проверить на себе.
Желаем вам успехов!
Автор: Эмилия Швиндт
Что такое талант? | Psychology Today
Источник: geralt/Pixabay
Талант — это часто употребляемое слово, и когда его вспоминают, мы часто киваем, соглашаясь, что знаем, что кто-то имеет в виду. Во многих случаях это может быть синонимом «интеллект» или в других областях это может означать «атлетизм». Вы можете обойтись без точного определения таланта, если только вы не ученый, пытающийся объяснить производительность. Тогда вы хотите знать, что именно отличает спортсмена мирового класса, гроссмейстера по шахматам или кого-либо еще на вершине своей области.
Недавно я услышал превосходное определение таланта, данное Анжелой Дакворт из Пенсильванского университета:
«Талант — когда я использую это слово, я имею в виду скорость, с которой вы становитесь лучше, прилагая усилия.
Скорость, с которой вы становитесь лучше в футболе, и есть ваш футбольный талант. Скорость, с которой вы становитесь лучше в математике, и есть ваш математический талант. Вы знаете, учитывая, что вы прилагаете определенные усилия. И я абсолютно уверен — и не все так считают, но думаю, что большинство — что между нами есть различия в талантах: что мы не все одинаково талантливы» (Duckworth, 2016).
Что мне нравится в этом определении таланта, так это то, что оно позволяет нам видеть усовершенствование как результат как врожденных качеств, так и усилий. Мы можем улучшаться медленнее, но мы все еще можем улучшаться, прилагая усилия.
Это определение таланта также помогает нам упорствовать. Например, если мы пытаемся совершенствоваться в какой-то области и возлагаем большие надежды, мы постоянно достигаем предела наших текущих навыков. Всякий раз, когда мы чувствуем, что находимся на этом «крае», и о нашей работе судят по сравнению с другими, мы можем интерпретировать относительную обратную связь как свидетельство отсутствия таланта или вместо этого думать о таланте как о степени нашего совершенствования. Последняя интерпретация помогает нам упорствовать, но при этом допускает различия в талантах. Это классическая история о черепахе и зайце — другие могут гоняться за кроликами в наших владениях, но, учитывая наше стремление к совершенству, мы можем тащиться вперед, как черепахи, в конечном итоге достигая своих целей с помощью обдуманных усилий.
Это история многочисленных экспертов из книги Андерса Эрикссона « Пик: секреты новой науки экспертизы ». В области за областью Эрикссон, когнитивный психолог из Университета штата Флорида, обнаружил, что те, кто упорно практиковал, в конечном итоге достигли вершины в своей области.
Для Эрикссон практика и усилия стоят на первом месте. Как он резюмирует: «В долгосрочной перспективе побеждают те, кто больше практикуется, а не те, кто изначально обладал некоторым преимуществом в интеллекте или каком-либо другом таланте». идея «правила 10 000» (т. е. что для того, чтобы стать экспертом, требуется 10 000 часов практики)* говорит о том, что мы более равны, чем думаем.
«Может ли быть так, что люди, подобные Эйнштейну, просто рождаются с более массивными, чем обычно, нижними теменными дольками и, следовательно, имеют врожденную способность к математическому мышлению? Вы можете так подумать, но исследователи, изучавшие размер этой части мозга у математиков и нематематиков, обнаружили, что чем дольше кто-то работал математиком, тем больше у него серого вещества в правой нижней теменной области. долька, что предполагает, что увеличенный размер был продуктом расширенного математического мышления, а не чем-то, с чем человек родился».0003
Однако по мере того, как книга продолжается, экстремизм начинает смягчаться, и Эрикссон начинает учитывать аспекты врожденных различий, но только как вторую скрипку на практике. Как он резюмирует:
«Я подозреваю, что такие генетические различия — если они существуют — скорее всего, проявятся через необходимую практику и усилия, направленные на развитие навыка. Возможно, например, некоторые дети рождаются с набором генов, которые заставляют их получать больше удовольствия от рисования или создания музыки».0003
Твердая позиция Эрикссон в отношении ценности практики стала результатом работы по точному выявлению различий между элитными и средними исполнителями, при этом в большинстве областей объяснения врожденных различий неуловимы. Однако с определением таланта, предложенным Даквортом, нам не нужно выбирать между врожденностью или усилием — и то, и другое важно, — и, если судить по бесчисленным исследованиям элитных экспертов, проведенным Эрикссоном, усилие важнее, чем мы часто предполагаем.
* Отличный обзор того, почему это не совсем «правило», а также множество предостережений, необходимых после его популяризации Малкольмом Гладуэллом в его книге Outliers , см. Ericsson & Poole, 2016, стр. 109-114.
Талант | психология | Britannica
В гениальности
Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность же предполагает оригинальность, креативность,…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:581413}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:581413,»title»:»талант»,»url» :»https://www.britannica.com/science/talent-psychology»,»description»:»Гений: Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, предполагает оригинальность, креативность,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»талант»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается талант: гений: Гений отличается от таланта , как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность же предполагает оригинальность, креативность,…»,»identifierHtml»:»психология»,»identifierText»:»психология»,»topicClass»:»наука»,»topicKey»:»талант-психология»,» articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/science/talent-psychology»,»assemblyLinkPrefix»:»/ media/1/581413/»},»topicLink»:{«title»:»talent»,»url»:»https://www. britannica.com/science/talent-psychology»},»tocPanel»:{ «title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:{«ВНЕШНИЕ «:[{«url»:»http://www.education.vic.gov.au/childhood/professionals/learning/Pages/understandgt.aspx»,»title»:»Правительство штата Виктория — Департамент образования и обучения — Понимание одаренности и таланта»,»noFollow»:false,»type»:»EXTERNAL»}]},»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null, «imageUrl»: ноль, «авторы»: нуль, «ключевые слова»: «талант», «количество слов»: 0, «url»: «https://www.britannica.com/science/talent-psychology», «дата создания» «:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается талант: гений: Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания).