Талант в психологии это: ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ОДАРЕННОСТЬ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ОДАРЕННОСТЬ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Куварзина А.Ю.
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
[email protected]

Сегодня все ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся разобраться в таких понятиях, как «способность», «талант», «одарённость» и «гениальность», используя метод анализа научной литературы.

По мнению Л.Н.Боголюбова, способность – «это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью» [Боголюбов Л.Н и др. Человек и общество. М., 2007]. Способностями обладает каждый от рождения, будь то способности к пению, математике, живописи, литературе и т. д. Однако, не все люди почему-то развивают свои способности, наоборот, бывает так, что они занимаются совершенно не своим делом. Известна мысль ученого Н.П.Дубинина о том, что «любой человек, сколь бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предлагает мозг». В итоге, врожденные способности остаются нераскрытыми, а человек – неудовлетворённым своей жизнью.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. Он считал, что способность развивается из задатков, которые, в свою очередь, являются врожденными, и формируется в процессе деятельности: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [Теплов Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. М., 1982].

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность — это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Б.М. Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Ф. Гальтоном.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта. Те свойства личности которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером.

Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости. Гений – это высшая ступень развития таланта. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Одним из первых исследователей гениальности был И. Кант, немецкий философ. Именно ему принадлежат слова: «Гений — это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую» [Соловьева И.В. Одаренный ребенок. Дар или наказание. СПб, 2009]. Потому гениальность — явление не психологическое, а социологическое. Созданное гениями рано или поздно признается «шедеврами» — это всегда уникальные, неповторимые в своем роде творения. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества».

Интересно, что слово «гений» встречается еще в мифологии древних римлян, где им обозначалось божество-прародитель рода. Люди верили, что оно было у каждого человека от рождения, а иногда их было даже двое – злой и добрый гений. Считалось, что гений руководит поведением человека, а после смерти своего подопечного бродит по земле. И. Кант считал, что этот дух не только охраняет человека, но и внушает ему оригинальные идеи. Поэтому, утверждает философ, создатель оригинального и гениального сам «не знает, как ему приходят эти идеи, а творит по наитию», по наставлению этого доброго духа. Именно оригинальность как «талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения.

Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал. Частота рождения потенциальных гениев, развившихся настолько, что бы так или иначе обратить на себя внимание, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, даже в век высшего образования, исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных стран [Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002].

Таким, образом, в результате изучения литературы, мы пришли к выводу, что часто смешиваемые понятия «одаренность», «талант», «гениальность» на самом деле являются различными по своей сути. Одаренность понимается учеными, как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности. Талант же понимается как творческая одаренность, а гениальность – высшая ступень развития одаренности. Гениальный человек создает уникальные творения, которые признаются цивилизацией, в связи с этим, появление гения среди человечества является очень редким явлением.

Что понимают под одаренностью (талантом)?

В. М. Бехтерев писал, что наряду с воспитанием для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность» появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Поскольку до этого чаще использовалось слово «талант», возникла необходимость выяснения тождества или различия этих двух терминов.

По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения. Талант (от греч. talanton — вес, мера, затем — уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. В издании «Творчество» (2008, с. 125) талант отождествляется с гениальностью, а не с одаренностью. Есть ученые, которые талант понимают как реализованную одаренность, а последняя проявляется лишь как природная предпосылка таланта.

А. В. Либин (2000) различает одаренность, талант и гениальность. Вот что он пишет по этому поводу: «Наиболее разработанной представляется область дифференциально-психологического анализа феномена креативности, компонентами иерархической организации которого являются конструкты одаренности, таланта и гениальности» (табл. 6.1).

«Хотя все уровни триады «одаренность — талантливость — гениальность» имеют отношение как к способностям, так и к индивидуальности в целом, — пишет А. В. Либин, — сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов».

Таблица 6.1. Дифференциально-психологический анализ феномена креативности (по А. В. Либину)


В последние годы появилась новая, компромиссная точка зрения — гениальности как отдельного психического качества не существует, гения от среднего человека отличает не присутствие каких-то уникальных черт, а усиленное развитие одних при неизменности других и, возможно, подавлении третьих. Следовательно, суть в данном случае не во введении какого-то нового компонента в структуру индивидуальности и личности, а в перестройке этой структуры.

Рудкевич Л. А., 1974, с. 208.

Далее: «Одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей (Теплов Б. М., 1986), проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов» (с. 344). Здесь я вынужден прервать цитирование А. В. Либина и сделать уточнение: во-первых, Б.

М. Теплов не писал о природных (врожденных) способностях, во-вторых, он не рассматривал одаренность в качестве компонента способностей; наоборот, способности рассматривались как компонент одаренности, поскольку он, вслед за С. Л. Рубинштейном, понимал одаренность как совокупность способностей. При этом Б. М. Теплов считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей.

По мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., одаренность определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный труд, включавший обширную библиографию — 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым.

А. Р. Лурия (1968) в течение многих лет исследовал феноменальную память одного газетного репортера.

Опыты показали, что этот репортер мог моментально запомнить и повторить громадные ряды слов и чисел в прямом и обратном порядке и начиная с любого звена этих рядов. Он воспроизводил их без всякого труда через месяц, год и даже через 16 лет после запоминания. Однако во всех других отношениях репортер был заурядным человеком, сменил за свою жизнь много профессий, но так ничего в ней и не добился.

Но продолжу цитирование Либина: «Развиваемая в школе дифференциальной психофизиологии концепция задатков как природных предпосылок способностей (см., например, Голубева, 1994) образует исходный, организмический уровень в исследованиях одаренности. Существование общего, безличностного или предличностного характера одаренности как важнейшего компонента индивидуальности считается сейчас практически общепринятым. В этой связи А. Н. Леонтьев (1960) ставил задачу изучения одаренности не как анализ исключительно «крайних случаев», а как «исследование природы и формирования человеческих способностей в их, так сказать, обычном выражении и уже отсюда идти дальше — к анализу случаев исключительного развития способностей».

Судя по всему, одаренность как симптомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитию таланта может быть отнесена к индивидному уровню индивидуальности, опирающемуся на конституциональный базис (имея в виду в первую очередь особенности нервной системы» (с. 344-345).

Из процитированного фрагмента следует, что, во-первых, одаренность выступает лишь в виде предпосылки таланта, а сама одаренность есть не что иное, как врожденные задатки; во-вторых, исходя из представлений А. Н. Леонтьева, одаренность есть у всех, вопрос лишь в степени ее выраженности у отдельных людей; в-третьих, одаренность — это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей. Это подтверждает и сам А. В. Либин: «Многие авторы высказывают точку зрения, что соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде измерения в развитии специальных способностей.

.. Не менее существенным представляется объяснение различий между одаренностью и талантливостью с позиции генетически-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс» (с. 346).

Итак, вывод из написанного А. В. Либиным такой: все люди от природы одаренные, но талантливы лишь обладающие специальными способностями и сумевшие их актуализировать. Между тем Б. М. Теплов писал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

Представленная А. В. Либиным таблица (точнее — ее название) переворачивает с ног на голову представление о креативности как одного из компонентов одаренности. Получается, что и одаренность, и талант, и гениальность — это лишь различная степень выраженности креативности, т. е. креативность — это родовое понятие, а одаренность и прочие — видовые понятия.

Представляется, что все эти нестыковки получаются у А. В. Либина в связи с тем, что, во-первых, он все время держит в уме только интеллектуальную творческую сферу человека, а во-вторых, у него отсутствует четкое разведение четырех понятий: креативность, одаренность, одаренная личность и выдающийся (экстраординарный) продукт деятельности. Креативность (дивергентное мышление), как будет показано дальше, является лишь одним из компонентов одаренности, а одаренность требует для своей реализации наличия определенных личностных качеств — поэтому говорят об одаренной личности (креативе). Попадание такой личности в благоприятную внешнюю среду дает экстраординарный продукт.

О том же пишет и Л. Гржибкова (1988): возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и специальных способностей, но и их соотношением с другими индивидуальными свойствами (в первую очередь мотивационными факторами) и предоставляемыми средой возможностями. Среди мотивационных факторов прежде всего следует указать на сверхнормативную активность — поисковую активность (Аршавский Г. А., Ротенберг В. С., 1976; Ротенберг В. С., Аршавский В. В., 1984), — которая отражает высокую потребность в активности и как следствие — высокую работоспособность человека, независимо от того, какой вид деятельности его привлек. Это соответствует фактам, что больших успехов в спорте, хореографии добиваются лица, имеющие преобладание возбуждения по внутреннему балансу, т. е. высокую потребность в активности (Высотская Н. Е., Сухарева А. М., 1974; Высотская Н. Е. с соавторами, 1974) — рис. 6.1 и 6.2.

Сходной с моими взглядами о врожденной потребности в активности, помогающей реализовать талант, позиции придерживается и Э. Виннер (Winner, 1996, с. 294). Она полагает, что у одаренных людей, как правило, имеется врожденный высокий уровень энергии (драйв), который побуждает целиком отдавать себя работе и преодолевать препятствия.

Одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. В «Словаре иностранных слов» (1983) талант определяется как «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; одаренность». В обыденной речи предпочтение отдается слову «талант»: мы постоянно говорим — нереализованный талант, загубленный талант и т. п. Поэтому мной одаренность и талант рассматриваются как синонимы.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Панов В. И., 2007, с. 477.

Дж. Рензулли (Renzulli, 1986) разработал «модель» одаренного ребенка. Он должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребенка одаренным. Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей (Monsk, 1992; Subotnik, Arnold, 1994).

Тесты на интеллект весьма хорошо коррелируют с показателями школьной успеваемости, но довольно плохо предсказывают профессиональные достижения в науке и искусстве. Тесты креативности тоже не показали себя надежной мерой творческих успехов в реальной жизни. В то же время. развитость интуитивного компонента мышления не диагностируется тестами интеллекта или креативности, но представляется важной для успеха в науке и искусстве. Возникает вопрос, не является ли интуиция тем фактором, который и объясняет расхождение между тестовыми показателями интеллекта и креативности, с одной стороны, и творческими достижениями — с другой?

Ушаков Д. В., 1997, с. 89.

Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта, индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности.

Л. И. Ларионова (2007) включает в понятие одаренности три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д. Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности личности, а также на положение В. Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью. Можно было бы дискутировать по поводу правомерности таких аналогий общего понятия одаренности с интеллектуальной активностью и духовными способностями. Но, думается, достаточно указать лишь на то, сколько средств и способов уничтожения человечества было создано безусловно талантливыми людьми.

Одаренность понимается учеными как многоаспектное и многоуровневое явление, что нашло отражение во многих современных концепциях (Gagne, 1993; Heller, 1986; Monsk, 1992; Torrance, 1980а).

Многокомпонентный состав одаренности показан во многих исследованиях, в частности — применительно к музыкальной деятельности, где четко прослеживается вертикальная структура более частных и более общих компонентов (Кирнарская Д. К., 1988, 2006; Цага-релли Ю. А., 1981, 1989), к интеллектуальной деятельности (Холодная М. А., 1993), к спортивной деятельности (Ильин Е. П., 1981).


Рис. 6.1. Связь успеваемости учащихся хореографического училища с выраженностью внутреннего баланса (Высотская Н. Е., Сухарева А. М., 1974)

По вертикали — число случаев в процентах; по горизонталям: I — преобладание возбуждения, II — уравновешенность, III — преобладание торможения. Светлые столбики — данные для учащихся с хорошей успеваемостью, темные столбики — данные для учащихся со средней успеваемостью 


Рис. 6.2. Количество лиц с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу у спортсменов-новичков и перворазрядников

По вертикали — число случаев в процентах; по горизонтали — виды спорта. Белые столбики — новички, заштрихованные столбики — перворазрядники

В связи с тем что одаренность включает в себя несколько способностей, возникает вопрос: возможно ли компенсировать одну недостаточно развитую способность другими? Б. М. Теплов (1985) дает на него положительный ответ. В одной из своих работ (Ильин Е. П., 1983) я поставил под сомнение эту позицию Б. М. Теплова. Я доказывал, что отсутствие какой-либо способности компенсировать нельзя, если речь идет о максимальном результате, например в спорте, который и характеризует одаренность. 30 Этой же позиции придерживается и Д. Симонтон, который после проведения математического анализа многокомпонентной модели таланта утверждает, что одаренность имеет мультипликативный, а не аддиктивный характер структуры. Это означает, что компоненты таланта не суммируются, а перемножаются в его структуре. Иначе говоря, если один из компонентов развит чрезвычайно слабо и стремится к нулю, то сколь бы ни были развитыми другие компоненты, одаренность данного человека можно признать отсутствующей, так как никакой компенсации не происходит.

Кроме того, многокомпонентность одаренности уменьшает вероятность появления большого числа талантов, поскольку случаи, когда все компоненты проявляются на высшем уровне, весьма редки. Высочайший потенциал одаренности, по расчетам Симонтона, проявляется только у 0,5 % популяции.

Композитор А. К. Глазунов обладал чрезвычайно развитым слухом и великолепнейшей музыкальной памятью, удивлявшей даже гениев. Это была поистине «моцартовская» музыкальная одаренность. Но качество его опусов по силе композиторской фантазии и музыкально-эстетической новизне значительно уступало сочинениям многих современников, в частности сочинениям С. В. Рахманинова или А. Н. Скрябина, которые не блистали такими ошеломляющими, поистине экстраординарными слуховыми способностями. А. К. Глазунов так и остался крупным мастером, выдающимся музыкантом, однако не поднявшимся до уровня гениальности.
Недостаток оригинальности в работе творческой фантазии А. К. Глазунова нельзя было компенсировать выходящими из ряда вон слуховыми данными.

Аналогична и судьба М. А. Балакирева, основателя «Могучей кучки», выдающегося пианиста, дирижера и педагога… Балакирев обладал потрясающими слуховыми данными и феноменальной музыкальной памятью. Однако собственно композиторский талант М. А. Балакирева имел некоторый изъян: по-видимому, ему недоставало того, что можно назвать «музыкально-продуктивной способностью». Его фантазия не обладала необходимым для композитора даром самопроизвольно и в огромном количестве порождать музыкальные образы.

Кирнарская Д. К., 2005, с. 44-45.

С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов понимали одаренность не как механическую совокупность способностей, а как новое качество, которое получается от взаимодействия и взаимовлияния входящих в нее компонентов. Об этом же, по сути, пишет и А. А. Мелик-Пашаев (1994):

«Обманчив путь изучения отдельных элементарных способностей «самих по себе»: сами по себе они не существуют как художественные способности и приобретают это качество лишь как моменты особого, свойственного художникам отношения к бытию, растворяясь и преосуществляясь внутри этого целого» (с. 27).

Это абстрактное положение довольно спорно. Зачем же тогда при наборе в музыкальные школы и училища проверяют музыкальный слух, при наборе в хореографическое училище — гибкость и т. д.? Проверяли бы эстетическое отношение к действительности как обще-художественную, по Мелик-Пашаеву, способность — и дело с концом. В действительности же необходимо выявлять и так называемые специальные способности, без которых никакое эстетическое восприятие не приведет к творческо-художественной одаренности. Да и не могут эти отдельные способности ребенка «раствориться внутри свойственного художникам отношения к бытию»: с отношениями не рождаются, их надо формировать.

Открытие своих талантов — Блог Leiden Psychology

Считаете ли вы себя талантливым и успешным человеком? Могли бы вы назвать свои пять величайших талантов, если бы вас спросили? Большинству людей это кажется довольно трудным. Узнайте, является ли талант необходимым условием успеха, и прочитайте о шести способах раскрыть свои таланты.

Является ли талант необходимым условием успеха?
Талант можно определить как естественную способность что-то делать. Мы все знаем кого-то, у кого есть природный дар такого рода: это человек, который может рисовать самые красивые портреты или обладает исключительным певческим голосом. Некоторым такое определение таланта может показаться пугающе детерминированным: можно ли добиться успеха, только если у вас есть природный дар к чему-либо? К счастью, есть и другие факторы, влияющие на успех, такие как усилия: степень активности, которую вы прилагаете для достижения своих целей. Можно даже сказать, что без усилий ваши таланты пропадают даром: они не будут развиваться дальше и не помогут вам в достижении ваших целей. Чтобы быть успешным, также важно осознавать свои цели и действительно хотеть их достичь (т. е. быть амбициозным). Таким образом, хотя таланты могут быть очень важны для успеха, большинство согласится с тем, что только в сочетании с усилиями и амбициями ваши таланты действительно расцветут и приведут к успеху.

Шесть способов раскрыть свои таланты

1. Подумайте о занятиях, которые вам действительно нравятся в повседневной жизни
Какие занятия вам действительно нравятся в повседневной жизни? Какие занятия вам больше всего нравятся на работе? Вам нравится представлять, писать или мотивировать других? А что у вас с досугом? Вам нравится готовить, заниматься спортом, общаться с другими, читать? И чем вам так нравятся эти занятия?

2. Подумайте, какие способности или навыки даются вам естественным образом
Мы знаем, что таланты можно определить как природные дарования. Так где же лежат ваши дары? Если вы находите это трудным, попробуйте сформулировать это по-другому: какие вещи вам кажутся очень легкими, тогда как другим людям они кажутся более трудными? На что вы, естественно, обращаете внимание в окружающем вас мире? Вы, например, очень сосредоточены на эмоциях окружающих вас людей и на том, как сделать других счастливыми? Тогда эмпатия может быть одним из ваших талантов!

3. Спросите других, что им нравится в вас
Может быть очень трудно думать о собственных талантах. Некоторые люди считают, что есть так много возможностей для совершенствования, что они вообще не чувствуют себя талантливыми. Однако люди вокруг вас, вероятно, могут сказать вам, что они восхищаются в вас. Например, члены вашей семьи могут сказать вам, как они ценят тот факт, что вы всегда уделяете им время и что они всегда могут на вас положиться. Или ваш коллега может быть очень впечатлен вашим творчеством или настойчивостью. Самое интересное в том, чтобы спрашивать других, что они могут придумать то, о чем вы никогда не думали сами, даже если они действительно отражают ваши таланты.

4. Вспомните комплименты, которые вы получили от коллег, семьи и друзей
Если у вас нет возможности спросить других о том, чем они восхищаются в вас, вы также можете вспомнить комплименты, которые вы получили . Что ваш начальник похвалил вас во время вашей последней оценки? А ваши друзья или семья делали вам в последнее время комплименты?

5. Подумайте или спросите своих родителей, какие занятия вы любили в детстве
Часто наши таланты проявляются в занятиях, которые нам нравятся с детства. Возможно, вы очень стремились поддерживать порядок в своей комнате, что является первым показателем ваших организаторских способностей. Если вам трудно вспомнить свои таланты, спросите своих родителей, бабушек и дедушек, что они помнят о ваших любимых занятиях в детстве и считают ли они, что это отражается на нынешнем таланте в работе или повседневной жизни.

6. Подумайте, о чем вы можете бесконечно говорить
Вы когда-нибудь замечали, как ваши друзья или коллеги вздыхают, когда вы начинаете очередной разговор на определенную тему? Если вы можете бесконечно говорить о предмете — например, о том, как люди взаимодействуют, или о фотографии, или о спорте — это может быть признаком того, что один из ваших талантов связан с этим. Например, если вам нравится говорить о взаимодействии между людьми, возможно, вы очень хорошо замечаете и интерпретируете групповые динамические процессы.

Использование вновь открытых талантов
Надеемся, что шесть описанных выше шагов помогли вам лучше узнать некоторые из ваших талантов. Возможно, вам понадобятся дополнительные шаги, чтобы обнаружить их: попробуйте поговорить о них с другими (например, с друзьями, семьей, коллегами, тренером или консультантом) и спросить, что они думают. Хотя признание своих талантов может стать первым шагом на пути к успеху, также полезно подумать о том, используете ли вы уже свои таланты в работе или в личной жизни. Вы также можете поставить конкретные цели, чтобы лучше использовать свои таланты или еще больше улучшить свои способности, приложив дополнительные физические или умственные усилия. В этом блоге я призываю вас раскрыть свои таланты! Не стесняйтесь делиться своими открытиями в разделе комментариев ниже.

Создание этого блога было навеяно посещением мероприятия PhD Career Event 2018 на факультете социальных и поведенческих наук: изучите варианты карьеры и, в частности, семинара «Таланты в центре внимания», проведенного Ине Альбертс и Ивонн Дексель, карьерными коучами в Universiteit Leiden’scare. услуга.

Психологические методы поиска подходящего таланта

Выбор подходящего таланта для вашей организации может быть неизмеримо полезным. Однако выбор неподходящего таланта может нанести вред вашей организации.

Различные исследования показали, что наличие неподходящих людей (неприятных, ленивых или некомпетентных) может негативно сказаться на производительности вашей организации. Фактически, одно исследование показало, что наличие всего одного бездельника в группе может снизить производительность команды до 40 процентов. Нетрудно представить ущерб, который может быть нанесен наличием большого количества бездельников в группе.

Другое исследование с участием 1700 человек в сфере здравоохранения показало, что 53% сотрудников обеспокоены компетентностью коллег, а 75% сотрудников обеспокоены их плохой командной работой.

Как генеральный директор растущего стартапа и как человек, который руководил несколькими компаниями, я научился совершенствовать свой подход к найму, основанный на принципах, основанных на психологии.


Эти пять методов, основанных на психологии, помогут вам найти квалифицированный талант для вашей организации:

Узнайте уровень выдержки потенциального найма

Если бы вас спросили, что является решающим фактором успеха в жизни, каков будет ваш ответ? ? Наверняка это талант или IQ? Социальный интеллект? Хорошо выглядит? Физическое здоровье? Или, о, глянцевый сертификат?

По словам Анджелы Дакворт, профессора психологии Пенсильванского университета, настойчивость — лучший показатель успеха. На самом деле, ее исследование показало, что настойчивость влияет на успех, а не на интеллект, лидерские качества или физическую форму. Что еще более важно, Дакворт обнаружил, что быть умным может быть нелогичным, поскольку было обнаружено, что умные люди менее упорны, чем сверстники, которые набрали меньше баллов в тесте на интеллект.

При приеме на работу вы хотите, чтобы в вашей команде были люди с отношением «может сделать». Не обязательно самые умные люди с самым блестящим резюме. Вам нужны люди, которые настроены на достижение поставленных целей, несмотря ни на что. Вы хотите принять на работу для потенциала вместо учетных данных. Поэтому очень важно сделать выдержку одним из факторов, которые вы учитываете при приеме на работу потенциальных сотрудников.

Самое сложное, однако, в том, чтобы знать, сколько мужества имеет человек, которого вы знаете только по собеседованию. Решение: попросите их пройти тест на выносливость, созданный группой психологов для измерения уровня выносливости.


Добросовестность по-прежнему имеет большое значение

Еще один фактор, на который следует обращать внимание при приеме на работу кандидата, — это добросовестность.

Проще говоря, добросовестность — это черта характера , которая заставляет человека быть тщательным, осторожным и бдительным. Добросовестные сотрудники чаще достигают целей, ведут себя менее импульсивно и заботятся о других членах команды. Этот фактор не только делает их более приверженными целям вашей организации, но и увеличивает их шансы стать командным игроком.

Было проведено множество исследований, которые установили роль добросовестности в успехе на работе. На самом деле исследование, проведенное Американской психологической ассоциацией , показало, что добросовестность является самым важным показателем успеха торговых представителей. Другие исследования установили, что сознательные люди живут дольше, имеют меньше проблем со здоровьем и в конечном итоге получают более высокую заработную плату. Это потому, что добросовестные люди очень организованы и ответственны, они ориентированы на достижения, они ответственны и очень хорошо контролируют свои импульсы — все качества, которые вы хотите видеть в работнике.


Убедитесь, что ваш потенциальный сотрудник эмоционально здоров и устойчив эмоциональное здоровье — ваших сотрудников может повлиять на их производительность труда.

На самом деле, исследование 2003 года показало, что эмоциональная стабильность — вторая по важности черта, на которую следует обращать внимание при приеме на работу кандидата. В частности, вы хотите искать кандидатов с низким показателем невротизма.

Эмоционально устойчивый кандидат будет спокойным, расслабленным, уравновешенным и способным справляться со стрессом без взрыва. Эти черты в конечном итоге отразятся на работе сотрудника в вашей организации.

Во время собеседования с вашим следующим кандидатом было бы неплохо перейти на личности; задавайте вопросы, которые могут раскрыть эмоциональное состояние кандидата, и пусть это повлияет на ваше решение о том, кого нанять.


Ищите доброжелательность в кандидате

Благодаря таким революционерам, как Стив Джобс, мы теперь прославляем мятежников, нарушителей спокойствия, круглые колышки в квадратных дырах.

Желание пробовать что-то новое, не обращая внимания на мнение других, определенно очень помогло инновациям, но это определенно не та черта, которую вы хотите видеть в сотруднике, особенно если сотрудник будет частью команды.

Каким бы хорошим ни был кандидат, важно понимать, что он не будет работать в вакууме. Успех вашей организации в значительной степени зависит от эффективности ваших команд, и, как указывалось ранее во введении к этой статье, исследования показывают, что один неправильный член команды может снизить производительность команды до 40 процентов.

Исследование, проведенное в 1991 году, показало, что уступчивость является основным фактором, определяющим эффективность работы. Доброжелательность в основном указывает на сотрудничество и альтруизм человека, и это особенно важно, когда работа, на которую вы нанимаете, требует большой командной работы.



Дополнительная литература из книги «Навыки, которые вам нужны»


«Навыки, которые вам нужны», руководство по бизнес-стратегии и анализу

Основано на нашем популярном содержании по управлению и анализу.0082 — это простое и практичное руководство по бизнес-анализу.

Эта электронная книга предназначена для того, чтобы дать вам навыки, которые помогут вам понять свой бизнес, свой рынок и своих конкурентов.

Добавить комментарий