ТЕМПЕРАМЕНТ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. М. Русалов
ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психич. процессов и состояний.
В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в учении Гиппократа – с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. ϰρᾶσις – смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, – кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В Новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом («Антропология с прагматической точки зрения», 1798): сангвинический Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический – горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический – глубиной и длительностью переживаний; флегматический – медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера. Органич. основой Т. Кант считал качественные особенности крови.
Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит Э. Кречмеру, который определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения: так, астеническому типу конституции соответствует шизотимический Т., а пикническому – циклотимический. В концепции амер. психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. конституции («соматотипа») в зависимости от развития трёх осн. тканей человека – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, с которыми соотносятся соответственно Т. висцеротонический, соматотонический и церебротонический.
Теоретич. и эксперим. обоснование ведущей роли ЦНС в динамич. особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов. Он выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов, связывая с разл. комбинацией этих свойств тот или иной тип Т. В отличие от Павлова, в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына был предложен др. подход к изучению биологич. основ Т., основанный на изучении не типов, но общих свойств нервной системы. «Регулятивная» теория Т. польск. учёного Я. Стреляу в своём подходе наиболее близка к пониманию Т. в школе Теплова – Небылицына.
Развёрнутое определение Т. дал В. Д. Небылицын, выделивший три ведущих компонента Т.: общую психич. активность индивида (тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности), его моторику, двигательные проявления (быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и т. п.) и его эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность). В пермской школе В. С. Мерлина Т. рассматривается как независимый «психодинамический» уровень в структуре индивидуальности.
Нейрофизиологич. интерпретацию осн. измерений Т. предложил Х. Ю. Айзенк (разл. высота порога активации ретикулярной формации по шкале «экстраверсия-интроверсия» и др.). В русле т. н. факторного подхода получили известность 13-факторная структура Т., разработанная Дж. Гилфордом и его последовательницей К. Лоуэлл, и особенно концепция Х. Ю. и М. Айзенк, опирающаяся на огромный эксперим. материал, подтвердивший существование таких фундам. черт Т. (личности – по терминологии Айзенк), как экстраверсия-интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенк, именно эти три измерения Т. являются универсальными и могут быть положены в основу его типологии.
В психогенетич. исследованиях индивидуальности (И. В. Равич-Щербо) была установлена наследств. природа таких характеристик Т., как активность, эмоциональность, социабельность (общительность).
Понимание Т. как стиля поведения, в отличие от содержания и мотивации деятельности, характерно для амер. психологов А. Томаса и С. Чесс, проводивших лонгитюдное исследование Т. у детей начиная с двухмесячного возраста и до подросткового возраста, а также Р. Пломина, разработавшего совм. с А. Бассом (США) спец. опросник для оценки разл. черт темперамента.
Для «психобиологич.» подхода М. Ротбарта (США) центральными в характеристике Т. выступают «реактивность» нервной системы и «саморегуляция» этой реактивности, показателями их являются степень моторной активности, мимич. реакции, особенности вокализации и эмоциональной реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латентный период возникновения и т. д. Клинич. типология Т. была предложена в нем. школе К. Леонгардта.
В работах В. М. Русалова развивается подход к Т. как целостному психобиологич. образованию, с опорой на концепцию П. К. Анохина об интегративной деятельности мозга была разработана системная модель Т., описывающая формально-динамич. аспекты разл. сфер индивидуального поведения – психомоторного, интеллектуального, коммуникативного и эмоционального. Выделяются 12 шкал и 9 типов темперамента.
Для оценки разл. аспектов и типов Т. разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учётом возрастных особенностей людей. Широко распространёнными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ – личностные опросники Г. и М. Айзенк), опросник Я. Стреляу (PTS – Павловская структура Т.), опросник А. Томаса и С. Чесс, опросник К. Леонгардта, опросники В. М. Русалова (ОСТ – опросник структуры Т. и ОФДСИ – опросник формально-динамич. свойств индивидуальности).
Отношения к болезни пациентов с разными темпераментами
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Отношения к болезни пациентов с разными темпераментами
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Свойства темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
2. Четыре вида темперамента. Характеристики
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.
При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.
В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.
Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.
Положительные стороны холерического темперамента — энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.
У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.
Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.
психология темперамент гиппократ лечение
За годы работы опытный врач становится и психологом, но при этом, не всегда узкая врачебная специализация в состоянии оценить влияние назначенного лечения на психику пациента. У любого врача имеются стандарты лечения той или иной болезни, но если при контакте с пациентом не учитывать психологические особенности последнего, то, сколько бы он не глотал таблеток, лучше не станет.
Рассматривая болезнь изнутри, можно предположить, что она является метафорическим отображением того или иного конфликта. Так, если болит желудок — это связывают с тем, что человек кого-то или чего-то в своей жизни «не переваривает», если болит горло, — (ангина), то человек чего-то боится, не высказывая своих претензий, ну а если болят ноги — человек не хочет куда-то ходить, например, на работу, на дачу и т.д.
В Древнем Китае существовало учение, основанное на энергетическом лечении, согласно которому: «в теле человека находится множество энергетических меридианов, по которым движется энергия, перетекая из одного органа в другой». Другими словами, болезнь возникает тогда, когда в каком-то из меридианов образуется «пробка» и энергия не проходит. Если какой-то орган не получает достаточно энергии для работы, то он перестает нормально функционировать. Причина возникновения «пробок» — сознание человека. Если человек слишком часто испытывает аффект одного вида, страдает орган, отвечающий за эту эмоцию. Скажем печень — вместилище гнева, злости, мочевой пузырь — страха и т.д. То есть, позволяя себе те или иные негативные эмоции, мы сами создаем болезни того или иного органа. И избавляться следует, в первую очередь, именно от этих эмоций, поскольку болезни такого рода приобретают хронический характер и одними лекарствами тут не справиться.
Исследования в области дифференциальной психологии показывают, что у каждого индивида, в зависимости от типа его темперамента, есть свое место наименьшего сопротивления.
Таким слабым местом у холериков, людей со взрывным темпераментом, является печень и желчный пузырь. Соответственно, болезни холериков — холецистит, хронический гепатит, иногда цирроз.
Равновесный тип темперамента (не столь распространенный в человеческой популяции, как остальные) подвергается риску заболеваний эндокринной, а также мочеполовой и дыхательной систем.
У сангвиников слабое место — сердце. Их подстерегает опасность инфаркта, с высокой вероятностью повторного.
Флегматики наиболее устойчивы к заболеваниям, болезням редко удается одолеть этих «гигантов психической стабильности». Однако, если флегматик заболевает, его болезнь протекает тяжело и плохо поддается лечению. Флегматики болеют язвами желудка, причем самыми опасными, не желающими закрываться.
И, наконец, меланхолики — самая невезучая в отношении психосоматики группа темперамента, потому что они имеют несчастье присваивать болезни всех остальных групп.
Как правило, исходя из статистики: в кардиологии обычно из больных пациентов преобладают только 2 типа — сангвиники и меланхолики, в гастроэнтерологии можно встретить холериков с холециститами, панкреатитами, флегматиков — с язвами желудка и меланхоликов — со всем букетом.
Таким образом, зная тип своего темперамента (определить его можно эмпирически или по «подсказке организма» — слабому месту, которое дает себя знать в ситуациях перенапряжения), следует беречь «хрупкую» систему организма особенно, стараться «подстелить соломку» заранее. А во-вторых, на досуге проанализируйте, какие именно эмоции чаще всего берут над вами верх. Как вы обычно реагируете не неприятные ситуации — раздражением, гневом, обидой, печалью, тревогой? Если какая-то из негативных эмоций явно преобладает над прочими или такое чувство возникает в вашей жизни часто, в предсказуемых и повторяющихся условиях, поберегите свое здоровье, научитесь с нею справляться. Для этого есть специальные психотерапевтические упражнения, но техника — всегда второстепенна. Самое главное — это ваше желание изменить что-то в себе. Полюбите себя настолько, чтобы вашему телу не пришлось болеть. И тогда вам с лихвой воздастся!
Подобные документы
Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.
Характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Изучение основных компонентов, определяющих темперамент человека. Основные теории темперамента в исследованиях и трудах отечественных и зарубежных психологов.
Темперамент как характеристика индивидуума со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих психических процессов и состояний. Порядок определения типа темперамента по тесту Айзенка.
Понятие темперамента как индивидуально-своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека. Характеристика и особенности типов темперамента. Поведение людей с разными типами темперамента в экстремальных ситуациях.
История происхождения термина «темперамент». Гуморальная и соматическая теории исследования динамических особенностей психики. Характеристика основных свойств холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического типов темперамента человека.
Понятие темперамента как индивидуально своеобразной, совокупности динамических проявлений психики. Характеристика основных типов темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик). Типичные для индивида способы поведения как проявление характера.
Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.
Девять черт темперамента: Уровень активности
Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —
Понимание уровня активности вашего ребенка может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.
Ваш ребенок очень активен или более спокоен? ТемпераментТемперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.
Существует девять различных черт темперамента, и в этой статье мы рассмотрим черту уровня активности.
Уровень активностиУровень активности показывает, насколько человек физически активен. Некоторые люди чувствуют необходимость быть на ногах, двигаться и быть в движении все время, в то время как другие люди, скорее всего, будут двигаться медленнее и заниматься более тихой и спокойной деятельностью.
Высокий уровень активностиДети с высоким уровнем активности могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Вы можете думать об их поведении как о хулиганстве, а можете считать их разрушительными или шумными. Во время медленных или тихих занятий у высокоактивных детей могут возникнуть проблемы с неподвижным сидением, и они, вероятно, будут беспокойными.
Низкий уровень активностиДети с низким уровнем активности, естественно, выберут более тихие и спокойные занятия. Они с большей вероятностью смогут сидеть спокойно во время спокойных занятий, и у них не будет столько энергии для сжигания во время повседневных дел.
Уровень воспитания и активностиУбедитесь, что у вашего очень активного ребенка есть много возможностей двигаться и бегать. У них много энергии, которую нужно сжечь, поэтому попробуйте сделать перерыв от спокойных или медленных занятий, например, от поездки на автомобиле, и дайте им возможность получить всплеск высокой активности, например, быструю игру в пятнашки. на остановке отдыха. Если у вашего ребенка более низкий уровень активности, убедитесь, что у него есть много возможностей для спокойных или медленных занятий, таких как кубики, чтение или настольные игры.
Изменение вашего ежедневного графика и ваших ожиданий в соответствии с уровнем активности вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс, а также позволит вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.
Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:
- Девять черт темперамента
- Девять черт темперамента: биологические ритмы
- Девять черт темперамента: Чувствительность
- Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
- Девять черт темперамента: Адаптивность
- Девять черт темперамента: приближение/уход
- Девять черт темперамента: Настойчивость
- Девять черт темперамента: отвлекаемость
- Девять черт темперамента: настроение
Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте Michigan State University Extension .
Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с нашим отчетом о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, подчеркивающие еще больше способов положительного воздействия программ Michigan 4-H и MSU Extension на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить на сайте Michigan 4-H.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Девять черт темперамента: Адаптивность
Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —
Понимание адаптивности вашего ребенка может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.
ТемпераментТемперамент относится к чертам личности, которые определяют, как кто-то реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.
Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы рассмотрим черту адаптивности.
АдаптивностьАдаптивность означает, насколько легко человек может приспособиться к изменениям или новым ситуациям. Легко адаптирующиеся люди могут легко переключаться с одного вида деятельности или места на другой без каких-либо проблем. Тем, кто менее адаптируется, нужно время, чтобы чувствовать себя комфортно с изменениями или новыми ситуациями. Переход от одного места или деятельности к другому может быть более трудным для людей, которые медленно адаптируются.
Высокая адаптивностьДети с высокой адаптивностью могут без особых проблем переключаться с одного вида деятельности на другой. Они без проблем переходят от игр к обеду и сну.
Медленно адаптируютсяДетям, которые медленно адаптируются, будет труднее переключаться с одного вида деятельности на другой. Они могут очень сильно отреагировать на сообщение о том, что время игры закончилось, и могут испытывать трудности с различными переходами в течение дня.
Воспитание и адаптивностьАдаптивные дети могут казаться более «легкими», и у вас не будет проблем с тем, чтобы заставить их переключаться с одного занятия на другое в течение дня. Детям, которые медленнее адаптируются, может потребоваться больше понимания и предупреждений от вас, когда что-то изменится. Начните предупреждать, когда вашему ребенку нужно будет переключиться с одного занятия на другое, например, собрать свои игрушки и отправиться в ванную.
Изменение вашего ежедневного графика и ожиданий в соответствии с адаптивностью вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс. Это также позволит вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.
Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:
- Девять черт темперамента
- Девять черт темперамента: уровень активности
- Девять черт темперамента: биологические ритмы
- Девять черт темперамента: Чувствительность
- Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
- Девять черт темперамента: приближение/уход
- Девять черт темперамента: Настойчивость
- Девять черт темперамента: отвлекаемость
- Девять черт темперамента: настроение
Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте расширения штата Мичиган.