13 Основные теории памяти.
Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.
Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.
Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)
Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией — мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого.
Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:
1. по сходству;
2. по контрасту;
3. по смежности во времени и пространстве
4. по каузальности (причинно-следственные отношения)
изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,
строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,
исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,
почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.
Методы экспериментального исследования памяти
Они были впервые предложены в ассоциативной психологии Г. Эббингаузом:
метод узнавания,
метод заучивания,
метод антиципации (предвосхищения),
метод сбережения.
Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
исследование изменения памяти во времени – кривая забывания (Г. Эббингауз), Она была получена Г. Эббингаузом в экспериментальном исследовании методом сбережения.
исследование положения элементов в ряду на запоминание – эффект края (Г. Эббингауз), При запоминании, сохранении и воспроизведении однородного и большого по объёму материала лучше запоминаются его элементы, расположенные в начале и в конце ряда.
исследование влияния степени однородности материала на запоминание – эффект А. фон Ресторф, Разнородные элементы материала, включённые в ряд однородных элементов, сохраняются в памяти лучше, чем однородные, независимо от характера материала.
исследование влияния осмысленности материала на запоминание (Мак-Теч),
исследование влияния способа организации повторений на запоминание.
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. |
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 21Следующая ⇒ Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти. Первая из них называется ассоциативная теория. Центральная идея этой теории состоит в том, что главным психологическим механизмом памяти является ассоциация. Ассоциация, понятие, введенное еще Г. Лейбницем в XVII веке, обозначает связь явлений. Применительно к памяти Ассоциация по сходству возникает в тех случаях, когда восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминания о другом в силу какой-либо общности между ними. Например, глядя на ребенка, едущего на игрушечном велосипеде, вы можете вспоминать себя в детском возрасте. Ассоциация по контрасту – это такая ассоциация, при которой восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминание о противоположном ему. Например, в холодный зимний вечер вы вспоминаете жаркий день на солнечном морском берегу. Совершенно очевидно, что ассоциативная теория является психологическим отражением временных нервных связей, возникающих в результате одновременного или последовательного действия раздражителей. Однако ассоциативная теория не исчерпывает все психологические концепции памяти. Другая распространенная психологическая теория памяти – теория гештальта (от нем. Gestelt – образ, структура). В соответствии с этой теорией в качестве психологического механизма памяти выступает принцип системности. Это означает, что все, что запоминается, закрепляется в памяти в соответствии с иерархией признаков и объектов, к которым оно относится, т.е. по смыслу. Например, когда мы запоминаем любое новое слово на иностранном языке («синица», «друг», «экзамен») мы тут же помещаем его в определенную систему категорий, как бы автоматически располагая слово «друг» в категории «межличностные отношения», слово «синица» в категории «птицы», слово «экзамен» в категории «учебный процесс». Этот принцип системности (принцип смысла) памяти отражен и в теоретических справочниках, и в энциклопедиях и в библиотеках, где все объекты расположены в строчной последовательности: по тематике либо по алфавиту. Этот же принцип положен в основу компьютерной командной оболочки «Windows», «Окна». Третья психологическая теория памяти – деятельностная. Согласно этой концепции протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место данный материал занимает в деятельности человека. Экспериментально установлено, что наиболее продуктивно память работает тогда, когда запоминаемое выступает в качестве цели действия. Основной тезис этой концепции можно сформулировать так: запоминание зависит не от того, что запоминается, а от того, какое место этот материал занимает в деятельности. Известно, например, что студенты лучше запоминают тот предмет, который более важен для них в их будущей профессии. Кроме того, важное место в этой теории отводится понятию «контекст», т.е. конкретной ситуации значимости. Многие из нас, попадая в обстоятельства, когда надо было вспомнить что-то очень нужное, тут же вспоминали это, хотя оно казалось давно забытым. С другой стороны, каждый легко вспомнит множество примеров, когда отсутствие практики вело за собой забывание необходимых компонентов деятельности, идет ли речь об игре на музыкальном инструменте или об усвоении иностранного языка.
Виды памяти Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека. По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память – это память практически безграничная по своей емкости и длительности. Для нее характерно сколь угодно длительное хранение информации, закрепленной либо после многократного ее повторения и воспроизведения, либо в результате интенсивности раздражителя. Так, воспоминания детства человек может пронести через всю жизнь. Кратковременная память ограничена как по емкости (ее объем – «магическое число» 7 – семь букв, семь цифр, семь предметов, точнее 7±2), так и по времени (не более 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого. Она обслуживает сиюминутные потребности человека. Оперативная память – термин, которым обозначают память, обслуживающую осуществляемую человеком деятельность. Ее длительность определяется мотивацией и необходимостью для данной работы. В уме удерживается та информация, которая необходима «по ходу дела». Когда деятельность завершается, эта информация забывается. Ее длительность – от нескольких минут до нескольких часов и дней. Другое ее название – деловая или промежуточная (между долговременной и кратковременной) память. По характеру психической активности память подразделяют на следующие виды: сенсорная, двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Сенсорная память – это примитивная память только рецепторов, без участия корковых концов анализатора. Пример сенсорной памяти – последовательный образ, возникающий на сетчатке глаза после интенсивного длительного воздействия. Посмотрите в солнечный день в сторону окна в течение 30 секунд, затем закройте глаза, и вы увидите негативный последовательный образ окна. Он будет сохраняться в течение нескольких секунд. Это и есть сенсорная память. Двигательная память – память на запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она особенно развита у спортсменов и актеров, механиков и танцоров. Эмоциональная память – это память на психические состояния в комплексе с вызвавшей их ситуацией и субъективным отношением к ней. Часто у людей эмоциональная память бывает сильнее других видов памяти, поскольку эмоции определяют отношения человека с другими людьми. Многие нервные и психические заболевания (неврозы, травматические психозы и др.) вызваны расстройством эмоциональной памяти на базе которого длительное время сохраняются устойчивые патологические состояния. Образная память – это запечатление в нервной системе образа привлекательного или отталкивающего раздражителя. Образная память формируется на основе анализаторов. Поэтому в ней различают: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая обычно хорошо развиты у всех людей, а осязательная, обонятельная и вкусовая – у профессионалов, которым она присуща. Разновидность образной памяти, при которой люди способны с исключительной точностью и яркостью сохранять образы предлагаемых им изображений называется эйдетической памятью (от греч. слова «Эйдос»- образ). Люди, обладающие эйдетической памятью, могут настолько ярко представить себе отсутствующие предметы, как будто они их на самом деле воспринимают именно в данный момент. Однако таких людей немного. Словесно-логическая память – это память на мысли, т.е. на суждения и умозаключения. Эта память присуща только человеку, поскольку основывается на использовании языка и речи. Именно словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в обучении. Это – высший вид памяти, на котором основано так называемое понятийное обучение, т.е. освоение понятий – словесно-логических обобщений при описании мира в его объективированных свойствах.
Процессы памяти Запоминание. По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процессе восприятия заучиваемого материала. Различают непреднамеренное и преднамеренное запоминание. Непреднамеренным (непроизвольным) называется запоминание тех или иных предметов и явлений в результате непосредственного восприятия, без какого-либо желания запомнить их. Так, слушая лекцию, мы одновременно запоминаем многие сопутствующие обстоятельства (вид аудитории, состав слушателей и т.п.), хотя перед нами и не была поставлена задача специально их запомнить. Благодаря непреднамеренному запоминанию человек сохраняет в памяти множество явлений и обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Непреднамеренное запоминание, как правило, является бессистемным, неточным, неполным, с большим количеством пропусков и ошибок. Запоминаемый таким образом материал носит случайный характер. Преднамеренное (произвольное) запоминание сопровождается произвольным вниманием и имеет целенаправленный, избирательный характер. Преднамеренное запоминание всегда связано с контролем эффективности проделанной работы: стремясь запомнить тот или другой материал, человек всегда проверяет полноту и точность запоминания и не прекращает работы до тех пор, пока не достигает желаемых результатов. Примером преднамеренного запоминания может служить заучивание учебного материала. Большую роль при заучивании играют волевые усилия: ученик, стремящийся запомнить учебный материал, обыкновенно имеет сознательную установку на его заучивание, которая выражается в сознании необходимости именно заучить, а не просто воспринять материал. Воспроизведение. Физиологической основой воспроизведения является повышение интенсивности установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Толчком для этого всегда служит тот или иной раздражитель, связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание. Различают два вида воспроизведения: непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное воспроизведение воспринятого раньше материала имеет место тогда, когда соответствующие образы всплывают в сознании как бы сами по себе, без намерения вспомнить их. Физиологической основой непреднамеренного воспроизведения являются нервные связи по принципу ассоциации. Преднамеренное воспроизведение имеет место в тех случаях, когда преследуется цель вспомнить что-либо. Особенностью преднамеренного воспроизведения является его планомерный характер. Оно протекает не под влиянием тех или иных случайных раздражений, а организованно. Рассказывая о технике определенного физического упражнения, например прыжка в высоту, спортсмен будет руководствоваться не первыми всплывшими в его сознании ассоциациями, он последовательно, по определенной системе расскажет об особенностях и значении в технике этого прыжка таких его элементов, как разбег, толчок, фаза полета, приземление. Чтобы воспроизведение было в полной мере преднамеренным, необходимо, чтобы оно активно готовилось уже в процессе заучивания. Припоминание. Припоминанием называется воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, требующее иногда затраты больших волевых усилий. Ученик не может сразу и легко вспомнить ту или иную дату, он забыл некоторые собственные имена, математическая формула всплывает в его памяти в неполном виде и т. д. Его старания более точно припомнить нужный материал заключается в поисках ассоциаций, опираясь на которые он мог бы правильно воспроизвести заученное. Иногда наводящий вопрос преподавателя служит толчком для появления таких ассоциаций, иногда сам ученик, мысленно сосредоточиваясь на тех или других представлениях, находит нужную ассоциацию и вспоминает требуемый материал. Узнавание. При воспроизведении всегда имеет место узнавание: возникшие в памяти представления узнаются как ранее известные. Узнавание часто опирается на побочные ассоциации, которые позволяют вспомнить не только сам предмет, но и обстановку в которой он воспринимался, обстоятельства, которые при этом были, и.т.д. Воспроизведение же какого-либо предмета без опоры на побочные ассоциации (не сопровождаемые чувством знакомого) не осознается как воспоминание. Сохранение и забывание. Сохранение в памяти той или иной информации определяется двумя обстоят6ельствами: либо включением долговременной или оперативной памяти, либо процессами мотивации, которые поддерживают необходимость в данной информации. На сохранение информации влияет пластичность мозга, которой отличаются дети. Так, усвоенный в детстве иностранный язык труднее забывается, чем изучавшийся в зрелом возрасте. Сохранение информации зависит и от качества памяти. Как известно, с возрастом память у людей ухудшается в связи со снижением пластичности нервных клеток и процессов. Для улучшения запоминания и сохранения в памяти информации разработаны так называемые мнемотехнические приемы, сущность которых состоит в формировании вспомогательных ассоциаций. Что касается забывания, то здесь выделяются следующие моменты: темп забывания, степень глубины забывания, временный или постоянный характер забывания и психологические явления, обусловливающие забывание. Забывание зависит от времени. Как показал во второй половине XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз, забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания, а затем замедляется. При этом темп забывания зависит от содержания и объема материала. Это явление отражено в так называемой кривой Эббингауза (см. рис.). Бессмысленное содержание забывается быстрее, чем осмысленное. При запоминании большого по объему материала нередко наблюдается парадоксальное явление: непосредственное за заучиванием воспроизведение оказывается гораздо хуже, чем отсроченное на 2-3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения называется реминисценция. Явление реминисценции объясняется явлением утомления нервных клеток, которые отдохнув, интенсивнее возбуждаются, усиливая процесс воспроизведения. Степень глубины забывания зависит от того, насколько часто включается требуемая информация в деятельность человека. Чем реже – тем больше глубина забывания. Однако эта закономерность не относится к двигательным навыкам. Не садившись на велосипед 20 лет, мы так же легко поедем на нем. То же относится и к другим двигательным навыкам. Иногда наблюдается временное забывание чего-то, что, в общем то, всегда было необходимо. Это, как правило, связано с утомлением человека. Либо же с явлением интерференции, когда предшествовавшая заучиванию плохая информация, может отрицательно влиять на сохранение необходимого материала, занимая собою все пространство сознания. Явление вытеснения, открытое З. Фрейдом, проявляется в непроизвольном забывании неприятных событий. Еще одним таким психологическим явлением, способствующем забыванию, служит подавление. Подавление – это активное принуждение себя самого не думать о неприятном. Так героиня романа «Унесенные ветром» говорит себе: «Не буду об этом думать сегодня. Отложу на завтра».
Нарушения памяти Нарушение памяти называется амнезия. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кровоизлияния, переутомления) работы нейронных сетей головного мозга. Невозможность вспомнить события прошлого называется ретроградная амнезия. Так бывает при алкоголизме, старческом слабоумии. Невозможность вспомнить недавние события называется антероградной амнезией. Такие люди не могут усваивать новую информацию, обучаться. Искажается память и в ситуации стресса. Вот почему свидетельства очевидцев стрессогенных событий крайне ненадежны. Кроме того, на искажение процессов памяти влияет сама структура личности человека, степень его культурного развития, система установок и убеждений, а также общая психологическая зрелость. Люди демонстративного склада склонны «присочинять» или искажать припоминаемые события. Эмоционально вязкие склонны припоминать множество мелких деталей, упуская главное и т.д. Только здоровый образ жизни и занятия умственным трудом позволяют до старости сохранить отличную память.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «память». 2. Охарактеризуйте физиологические основы памяти. 3. Объясните, в чем заключается психологическое значение процесса забывания. 4. Охарактеризуйте первую из трех психологических теорий памяти. 5. Проанализируйте специфику гештальт- и деятельностной теории памяти. 6. Назовите логические основания выделения видов памяти у человека. 7. Приведите примеры видов памяти по критерию длительности хранения информации. 8. Опишите виды памяти по характеру психической активности. 9. Дайте анализ всех процессов памяти и охарактеризуйте открытие Г. Эббингауза и явление реминисценции. 10. Дайте характеристику нарушений памяти и проявления защитных механизмов, определяющих процесс забывания.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1996. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 1979. 3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс»,2001.-336 с. 4. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974, 5. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977. 6. Лурия А. Р. Маленькая книга о большой памяти. Ум мнемониста. – М.: Педагогика, 1968. 7. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М.: Педагогика, 1966. 8. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. – М.: МГУ, 1976. 9. Шабанов П. Д., Бородкин Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция. – Л.: Медицина, 1989. Глава 6. Мышление ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Формы дистанционного обучения Передача мяча двумя руками снизу Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 38.242.236.216 (0.021 с.) |
10 Влиятельные теории памяти и психологические исследования
Как наши воспоминания хранят информацию? Почему мы можем по желанию вызвать воспоминание о десятилетней давности и какой цели служит забывание информации?
Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью изучения современных ученых-когнитивистов. Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных исследований, экспериментов и теорий, которые продолжают определять наше понимание функции человеческой памяти.
1. Модель с несколькими магазинами (Atkinson & Shiffrin, 1968)
Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами , была предложена Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрин в 1968 году. Эта модель предполагала, что информация существует в одном 3 состояния памяти: сенсорных, кратковременных и долговременных хранилищ. Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше мы репетируем ее в уме, но может исчезнуть, если мы не уделяем ей достаточного внимания.
Информация поступает в память от органов чувств — например, глаза наблюдают за картинкой, обонятельные рецепторы в носу могут чувствовать запах кофе или мы можем слышать музыкальное произведение. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти , и поскольку он состоит из огромного количества данных, описывающих наше окружение, нам нужно запомнить только небольшую его часть. В результате большая часть сенсорной информации « распадается на » и через короткий промежуток времени забывается. Зрелище или звук, которые могут показаться нам интересными, привлекают наше внимание, и наше созерцание этой информации, известное как репетиция, приводит к тому, что данные продвигаются на 9-й уровень. 0009 хранилище кратковременной памяти , где оно будет храниться в течение нескольких часов или даже дней на случай, если нам понадобится к нему доступ.
Кратковременная память дает нам доступ к информации, которая важна для нашей текущей ситуации, но ограничена по своим возможностям.
Следовательно, нам нужно дополнительно репетировать информацию в кратковременной памяти, чтобы запомнить ее дольше. Это может включать в себя простое вспоминание и размышление о прошлом событии или запоминание факта наизусть — многократное обдумывание или запись о нем. Затем репетиция продвигает эту важную информацию в хранилище долговременной памяти, где Аткинсон и Шиффрин полагали, что она может сохраняться годами, десятилетиями или даже всю жизнь.
Ключевая информация о людях, которых мы встречали, важных жизненных событиях и других важных фактах проходит через хранилища сенсорной и кратковременной памяти, чтобы достичь долговременной памяти .
Узнайте больше о модели с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина здесь
2.
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972)Фергус Крейк и Роберт Локхарт критически отнеслись к объяснению памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими магазинами, поэтому в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровней эффекта обработки . Согласно этой модели воспоминания не хранятся в трех хранилищах; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом помним (Craik & Lockhart, 1972).
Крейк и Локхарт различали два типа обработки, которые происходят, когда мы делаем наблюдение: поверхностную и глубокую обработку. Поверхностная обработка — рассмотрение общего внешнего вида или звука чего-либо — обычно приводит к забыванию стимулов. Это объясняет, почему мы можем пройти мимо множества людей по дороге утром на работу, но не вспомнить ни одного лица к обеду.
Глубокая (или семантическая) обработка , с другой стороны, включает в себя подробное повторение — сосредоточение на стимуле более обдуманным образом, например, обдумывание значения слова или последствий события. Например, всего чтение новостного сообщения требует поверхностной обработки, но размышление о последствиях этой истории — как она повлияет на людей — требует глубокой обработки, что увеличивает вероятность запоминания деталей истории.
В 1975 году Крейк и еще один психолог, Эндель Талвинг, опубликовали результаты эксперимента, целью которого было проверить уровни эффекта обработки.
Участникам был показан список из 60 слов, после чего они ответили на вопрос, который требовал либо поверхностной обработки, либо более детальной репетиции. Когда исходные слова были помещены в более длинный список слов, участники, которые провели более глубокую обработку слов и их значений, смогли выбрать их более эффективно, чем те, кто обработал просто внешний вид или звучание слов (Craik & Tulving, 19).75).
Узнайте больше об уровнях обработки здесь
3. Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)
В то время как модель Multi-Store (см. выше) дала убедительное представление о том, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для воспроизведения в соответствии с ее важностью для нас, Алан Баддели и Грэм Хитч рассматривали хранилище кратковременной памяти (СТМ) как слишком упрощенное и предложили модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974), которая заменила СТМ.
Модель рабочей памяти предлагает 2 компонента — зрительно-пространственный блокнот («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Оба работают независимо друг от друга, но регулируются центральным исполнительным органом , который собирает и обрабатывает информацию от других компонентов подобно тому, как компьютерный процессор обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске.
По словам Баддели и Хитча, зрительно-пространственный блокнот обрабатывает визуальные данные — наши наблюдения за окружающей средой — и пространственную информацию — наше понимание размера и местоположения объектов в нашей среде и их положение по отношению к нам. Это позволяет нам взаимодействовать с объектами: например, взять напиток или не врезаться в дверь.
Зрительно-пространственный блокнот также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Когда вы пытаетесь вспомнить лицо друга, ваша способность визуализировать его внешний вид включает зрительно-пространственный блокнот.
Артикуляционно-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые мы слышим. Следы слуховой памяти обычно забываются, но могут быть воспроизведены с помощью «внутреннего голоса»; процесс, который может укрепить нашу память об определенном звуке.
Узнайте больше о модели рабочей памяти Баддели и Хитча здесь
4. Магическое число Миллера (Миллер, 1956)
До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы возможностей кратковременной памяти. . В знаменитом 19В статье 56, опубликованной в журнале Psychological Review, Миллер процитировал результаты предыдущих экспериментов с памятью и пришел к выводу, что люди, как правило, способны удерживать в среднем только 7 фрагментов информации (плюс-минус два) в кратковременной памяти, прежде чем они понадобятся. для дальнейшей обработки их для более длительного хранения. Например, большинство людей смогут запомнить 7-значный номер телефона, но с трудом запомнят 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер назвал число 7 +/- 2 «магическим» числом в нашем понимании памяти.
Но почему мы можем запомнить всю фразу, которую только что произнес друг, если она состоит из десятков отдельных фрагментов в виде букв? Имея опыт работы в области лингвистики, изучая речь в Университете Алабамы, Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации вместе и что эти фрагменты учитываются при достижении предела СТМ в 7 фрагментов. Длинное слово, например, состоит из множества букв, которые, в свою очередь, образуют множество фонем. Вместо того, чтобы помнить только слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных вместе. Этот процесс позволяет нам увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.
Понимание Миллером пределов человеческой памяти применимо как к краткосрочному хранилищу в модели с несколькими хранилищами, так и к рабочей памяти Бэддели и Хитча. Только благодаря постоянным усилиям по повторению информации мы можем запоминать данные дольше, чем короткий период времени.
Узнайте больше о магическом числе Миллера здесь
5. Распад памяти (Петерсон и Петерсон, 1959)
Следуя статье Миллера о «магическом числе» относительно емкости кратковременной памяти, Петерсон и Петерсон решили измерить память. долговечность — как долго продлится воспоминание без репетиции, прежде чем оно будет полностью забыто?
В эксперименте с использованием задачи Брауна-Петерсона участникам дали список триграмм — бессмысленных списков из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) — для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников просили считать в обратном порядке от числа и вспоминать триграммы в различные периоды времени после их запоминания.
Использование таких триграмм делает практически невозможным для участников придавать значение данным, чтобы упростить их кодирование, в то время как задача интерференции предотвратила репетицию, что позволило исследователям более точно измерить продолжительность кратковременных воспоминаний.
Хотя изначально почти все участники могли вспомнить триграммы, через 18 секунд точность припоминания упала примерно до 10%. Исследование Петерсона и Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном хранилище до того, как их разрушение повлияет на нашу способность вспоминать их.
Узнайте больше об ухудшении памяти здесь
6. Воспоминания-вспышки (Браун и Кулик, 1977)
В истории живых существ есть определенные моменты, о которых многие люди помнят яркие воспоминания. Вероятно, вы сможете вспомнить такое событие, о котором у вас сохранились необычайно подробные воспоминания о себе. Когда многие люди узнали, что Джон Кеннеди, Элвис Пресли или принцесса Диана погибли, или услышали о террористических атаках, имевших место в Нью-Йорке в 2001 году, у них, кажется, сформировалась подробная память о том, что они делали в тот конкретный момент, когда услышали такое. Новости.
Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик обнаружили этот феномен памяти еще в 1977 году, когда они опубликовали статью, описывающую воспоминаний-вспышек — ярких и очень подробных снимков, часто (но не обязательно) создаваемых во время шока или травмы.
Когда мы узнаем о таких событиях, мы можем вспомнить мельчайшие детали наших личных обстоятельств, занимаясь в остальном обыденными делами. Более того, нам не обязательно быть лично связанными с событием, чтобы оно повлияло на нас и привело к созданию вспышек воспоминаний.
Узнайте больше о Flashbulb Memories здесь
7. Память и обоняние
Связь между памятью и обонянием помогает многим видам, не только людям, выжить. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать поблизости присутствие членов той же группы, потенциальной добычи и хищников. Но как это эволюционное преимущество сохранилось у современных людей?
Исследователи из Университета Северной Каролины проверили влияние обоняния на кодирование и извлечение воспоминаний у 1989 эксперимент. Студентам колледжа мужского пола показывали серию слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им предлагалось оценить по шкале. Во время просмотра слайдов участники ощущали приятный запах лосьона после бритья или неприятный запах. Их память о лицах на слайдах позже была проверена в среде, содержащей либо тот же, либо другой запах.
Результаты показали, что участники могли лучше вспоминать воспоминания, когда запах во время кодирования совпадал с запахом во время воспроизведения (Канн и Росс, 19 лет).89). Эти данные свидетельствуют о том, что связь между нашим обонянием и воспоминаниями сохраняется, даже если она дает меньше преимуществ для выживания, чем у наших более примитивных предков.
8. Интерференция
Теория интерференции постулирует, что мы забываем воспоминания из-за того, что другие воспоминания мешают нашему воспоминанию. Вмешательство может быть ретроактивным или проактивным: новая информация может мешать старым воспоминаниям (ретроактивное вмешательство), в то время как уже известная нам информация может влиять на нашу способность запоминать новую информацию (проактивное вмешательство).
Оба типа интерференции более вероятны, когда два воспоминания семантически связаны, как показано в эксперименте 1960 года, в котором двум группам участников дали список пар слов для запоминания, чтобы они могли вспомнить второй «ответ». слово, если оно дано первым в качестве стимула. Второй группе также дали список для заучивания, но затем попросили запомнить второй список пар слов. Когда обе группы попросили вспомнить слова из первого списка, те, кто только что выучил этот список, смогли вспомнить больше слов, чем группа, выучившая второй список (Underwood & Postman, 19).60). Это поддерживало концепцию ретроактивного вмешательства: второй список воздействовал на воспоминания слов из первого списка.
Интерференция работает и в обратном направлении: существующие воспоминания иногда препятствуют нашей способности запоминать новую информацию. Это может произойти, например, когда вы получаете график работы. Когда через несколько месяцев вам дадут новое расписание, вы, возможно, обнаружите, что придерживаетесь первоначального времени. Расписание, которое вы уже знали, мешает вашей памяти о новом расписании.
9. Ложные воспоминания
Могут ли ложные воспоминания внедряться в наш разум? Эта идея может звучать как основа антиутопического научно-фантастического рассказа, но данные свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которые мы уже храним, можно манипулировать еще долгое время после их кодирования. Более того, нас даже могут заставить поверить в то, что выдуманные описания событий верны, создавая ложные воспоминания, которые мы затем принимаем как свои собственные.
Когнитивный психолог Элизабет Лофтус провела большую часть своей жизни, исследуя надежность наших воспоминаний; особенно в обстоятельствах, когда их точность имеет более широкие последствия, например показания свидетелей в уголовных процессах. Лофтус обнаружил, что формулировка вопросов, используемая для извлечения сведений о событиях, может привести к тому, что свидетели неточно засвидетельствуют события.
В одном из экспериментов Лофтус показал группе участников видеозапись автомобильного столкновения, где автомобиль двигался с одной из скоростей. Затем она спросила их о скорости автомобиля, используя предложение, в котором описание аварии было скорректировано от легкого до серьезного с использованием разных глаголов. Лофтус обнаружил, что когда вопрос предполагал, что авария была серьезной, участники проигнорировали свое видеонаблюдение и заверили, что машина ехала быстрее, чем если бы авария была более легкой неровностью (Лофтус и Палмер, 19 лет). 74). Использование рамочных вопросов, как продемонстрировал Лофтус, может задним числом мешать существующим воспоминаниям о событиях.
Джеймс Коан (1997) продемонстрировал, что ложные воспоминания могут быть вызваны даже целыми событиями. Он подготовил буклеты с подробным описанием различных детских событий и раздал их членам семьи для чтения. Брошюра, переданная его брату, содержала ложную информацию о том, что он потерялся в торговом центре, был найден пожилым мужчиной, а затем нашел свою семью. Когда брата Коана попросили вспомнить события, он поверил, что история о пропаже в торговом центре действительно имела место, и даже украсил рассказ своими подробностями (Коан, 19 лет).97).
Подробнее о ложных воспоминаниях читайте здесь. время это произошло. В такой ситуации, как ограбление банка, у вас могут быть другие мысли, помимо запоминания внешности преступника. Но способность свидетеля давать показания иногда может зависеть от того, было ли при совершении преступления использовано огнестрельное оружие. Это явление известно как эффект оружия — когда свидетель вовлечен в ситуацию, в которой присутствует оружие, было обнаружено, что он менее точно запоминает детали, чем в аналогичной ситуации без оружия.
Влияние оружия на показания очевидцев было предметом эксперимента 1976 года, в котором участники, находившиеся в приемной, наблюдали, как человек выходит из комнаты с ручкой в одной руке. Другая группа участников услышала агрессивный спор, а затем увидела мужчину, выходящего из комнаты с окровавленным ножом.
Позже, когда участников попросили опознать человека в шеренге, участники, которые видели человека с оружием, были менее способны его идентифицировать, чем те, кто видел человека с ручкой (Johnson & Scott, 1976). Внимание свидетелей было отвлечено оружием, что помешало им вспомнить другие детали события.
Пять теорий забывания | Память
От того, что мы не помним, где оставили ключи, до того, что забываем имя человека, которого только что встретили, провалы в памяти происходят ежедневно. Но почему они случаются? Не у всех одинаковый ответ. Психологи и нейробиологи разработали пять теорий забывания, которые пытаются объяснить, почему наши воспоминания становятся туманными или полностью ускользают от нас.
Каковы пять теорий забывания?
На протяжении многих лет психологи создали пять теорий забывания, пытаясь объяснить, как и почему воспоминания ускользают из нашего сознания. Не все из этих теорий до сих пор приняты. Некоторые даже были созданы в ответ на теории, которые появились до них! Некоторые из них могут легко оказаться правдой наряду с другими теориями забывания. Все эти теории заставят задуматься о загадочной природе забывания информации.
Пять теорий забывания включают:
- Теория смещения
- Теория распада следа
- Теория интерференции
- Теория неудачи при воспроизведении
- Теория консолидации
Теория № 1: Теория смещения описывает, как работает кратковременная память Теория замещения и забвения.
Кратковременная память имеет ограниченную емкость и может хранить только небольшое количество информации — примерно до семи элементов — одновременно. Как только память заполнится, новая информация заменит старую.Кажется, что у этой теории нет единого лидера, но многие психологи внесли свой вклад в эксперименты и исследования, подтверждающие ее. Исследования метода свободного припоминания часто поддерживают идею теории замещения забывания. Эта теория довольно надежна и выдержала испытание временем.
Теория смещения отлично сочетается с многоуровневой моделью памяти. Эта модель показывает, что в то время как некоторая информация достигает долговременной памяти, другие фрагменты информации в краткосрочной памяти просто забываются. Какие фрагменты информации смещаются? Продолжайте читать.
Serial Position Effect
В исследованиях, основанных на методе свободного припоминания, участников просят прослушать список слов, а затем попытаться их запомнить. Метод свободного припоминания, в отличие от метода последовательного припоминания, позволяет участникам запоминать слова в произвольном порядке. Благодаря этим исследованиям психологи обнаружили, что первый и последний пункты в списке легче всего запомнить. Они назвали это явление эффектом последовательного положения. Два других эффекта, эффекты первичности и новизны, объясняют, почему первый и последний элементы так важны для памяти.
Эффект первичности предполагает, что вспомнить первый элемент в списке очень просто. В момент предъявления эти начальные слова еще не конкурируют с последующими за место в кратковременной памяти.
Эффект недавности объясняет, почему участники помнят элементы в конце списка. Эти слова еще не были вытеснены из кратковременной памяти. Слова в середине списка, вытесненные из кратковременной памяти последними, вспоминаются гораздо реже.
Примеры теории замещения забывания
Предположим, вы только что выучили семизначный номер телефона, когда вам дали другой номер для запоминания. Ваша кратковременная память не способна хранить обе информации. Чтобы вспомнить новый номер телефона, вам придется забыть первый. Это не всегда сознательный процесс, но он может быть. В тот момент, когда вы начинаете сосредотачиваться на новом наборе чисел, кажется, что первое «уходит» или путается с новыми числами, которые вы изучаете.
Другой пример теории замещения забывания касается списков продуктов. Когда вы выходите из продуктового магазина, ваш партнер говорит вам, что вам нужно купить «молоко, яйца, сыр, муку и сахар». Вы пытаетесь запомнить весь список, но многое уходит, пока вы едете в магазин. Когда вы приедете, все, что вы можете вспомнить, это «молоко» и «сахар».
Теория #2: Теория забвения следа
Теория затухания следа была сформулирована американским психологом Эдвардом Торндайком в 1914, основанный на ранней работе памяти Германа Эббингауза. Теория утверждает, что если мы не получим доступ к воспоминаниям, они со временем исчезнут.
Когда мы узнаем что-то новое, в мозгу происходят нейрохимические изменения, называемые следами памяти. Извлечение воспоминаний требует от нас повторного посещения тех следов, которые мозг сформировал при кодировании воспоминаний. Теория распада следов предполагает, что промежуток времени между воспоминанием и воспоминанием определяет, сохраним мы или забудем часть информации. Чем короче временной интервал, тем больше мы будем помнить, и наоборот.
Serial Probe Task
В 1965 году Во и Норман проверили как теорию смещения, так и теорию распада следов. Они поставили участников через «серийное зондирующее задание». Каждый участник прослушал длинный список букв. Позже исследователи выкрикивали одну из букв из списка, и участники должны были назвать букву из списка после . То, что они обнаружили, показало, что теория смещения может объяснить некоторые случаи забывания, но не все.
Интересная часть результатов заключалась в том, что, когда список читался в более быстром темпе, участники выполняли задание более успешно.
Критика и потребность в других теориях забывания
Теория распада следов, однако, не объясняет, почему многие люди могут ясно помнить прошлые события, даже если они не задумывались о них раньше. Он также не принимает во внимание роль всех событий, происходивших между заучиванием и воспоминанием. Точно так же, как задача последовательного зондирования предполагает, что теории смещения «недостаточно», теория распада не может охватить все случаи забывания и запоминания.
Теория интерференции концентрируется именно на тех аспектах забвения, на которые не способна обратить внимание теория распада.
Теория № 3: Интерференционная теория забывания
Интерференционная теория была доминирующей теорией забывания на протяжении всего 20-го века. Он утверждает, что способность запоминать может быть нарушена как нашим предыдущим обучением, так и новой информацией. По сути, мы забываем, потому что воспоминания мешают друг другу и нарушают друг друга. Например, к концу недели мы не вспомним, что ели на завтрак в понедельник, потому что с тех пор у нас было много других подобных блюд.
Первое исследование интерференции было проведено немецким психологом Джоном А. Бергстромом в 1892 году. Он попросил участников разложить две колоды карточек со словами на две стопки. Когда расположение одной из стопок менялось, первый набор правил сортировки мешал выучить новые, и сортировка становилась медленнее.
Упреждающее вмешательство (Пример)
Упреждающее вмешательство имеет место, когда старые воспоминания не позволяют создавать новые. Это часто происходит, когда воспоминания создаются в похожем контексте или включают почти идентичные элементы. Запомнить новый код кодового замка может быть сложнее, чем мы думаем. Наши воспоминания о старом коде мешают новым деталям и затрудняют их сохранение.
Ретроактивное вмешательство (Пример)
Ретроактивное вмешательство возникает, когда старые воспоминания заменяются новыми. Так же, как и при упреждающем вмешательстве, они часто случаются с двумя похожими наборами воспоминаний. Допустим, раньше вы изучали испанский язык, а теперь изучаете французский. Когда вы пытаетесь говорить по-испански, новые французские слова могут мешать вашим предыдущим знаниям.
Теория № 4: неудача при воспоминании Теория забывания
Теория неудач при воспоминании была разработана канадским психологом и когнитивным нейробиологом Энделем Тулвингом в 1919 г.74. Согласно этой теории, забывание часто связано со сбоями в воспоминании. Хотя информация, хранящаяся в долговременной памяти, не теряется, мы не можем восстановить ее в конкретный момент. Классический пример — эффект кончика языка, когда мы не можем вспомнить знакомое имя или слово.
Существуют две основные причины сбоя при извлечении памяти. Ошибка кодирования не позволяет нам запоминать информацию, потому что она никогда не попадала в долговременную память. Или информация может храниться в долговременной памяти, но мы не можем получить к ней доступ, потому что у нас нет подсказок для ее извлечения.
Сигналы припоминания
Сигнал припоминания — это триггер, который помогает нам что-то вспомнить.
Когда мы создаем новую память, мы также сохраняем элементы ситуации, в которой произошло событие. Эти элементы позже послужат в качестве подсказок для поиска. Информация с большей вероятностью извлекается из долговременной памяти с помощью соответствующих подсказок. И наоборот, сбой при воспроизведении или забывание, зависящее от сигнала, может произойти, когда мы не можем получить доступ к сигналам памяти.
Семантические подсказки
Семантические сигналы — это ассоциации с другими воспоминаниями. Например, мы могли забыть все о путешествии, которое мы совершили много лет назад, пока не вспомним, что посетили друга в этом месте. Эта подсказка позволит вспомнить дальнейшие подробности о поездке.
Сигналы, зависящие от состояния
Сигналы, зависящие от состояния, связаны с нашим психологическим состоянием во время опыта, например, очень тревожно или чрезвычайно счастливо. Оказавшись в похожем состоянии ума, мы можем восстановить некоторые старые воспоминания.
Сигналы, зависящие от контекста
Сигналы, зависящие от контекста, — это факторы окружающей среды, такие как звуки, зрение и запах. Например, свидетелей часто возвращают на место преступления, которое содержит подсказки из окружающей среды, когда формировалось воспоминание. Эти подсказки могут помочь вспомнить подробности преступления.
Теория № 5: Теория консолидации забывания
В то время как вышеупомянутые теории забывания концентрируются в основном на психологических доказательствах, теория консолидации основана на физиологических аспектах забывания. Консолидация памяти — это критически важный процесс стабилизации памяти и уменьшения ее подверженности нарушениям. После консолидации память перемещается из краткосрочного в более постоянное долговременное хранилище, становясь гораздо более устойчивым к забыванию.
Термин «консолидация» был введен Георгом Элиасом Мюллером и Альфонсом Пильцекером в 1900 году. Эти два немецких психолога также первыми объяснили теорию ретроактивного вмешательства, когда новый изученный материал препятствует извлечению старого, с точки зрения консолидации.
Другие теории забывания
Эти пять теорий чаще всего упоминаются при обсуждении забывания, памяти и припоминания.