Теории социализации личности: Теории социализации личности

Содержание

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Автор: Камбарова Камила Уметовна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 9604 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 11 (pdf)

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1045-1047. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36845/ (дата обращения: 09.06.2023).



В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.

Ключевые слова: социализация, личность, воспитание

In this article it was exposed the basic theory of socialization of scientists such as, E.Durkgame, T.Parsons, Ch. Kuli, J. Mid, W. Tomas, and F.Znanesckii, E.Erikson. It was given the definition of concept of socialization, essence of this process it was exposed the basic moments of.

Key words: socialization, personality, upbringing

Образование — это единство трех взаимосвязанных процессов.

Первый — воспитание, то есть усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе.

Второй — обучение, то есть усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладевать определенными ценностями.

Третий — социализация, то есть усвоение прав и обязанностей, связанных со статусом гражданина.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона и др.

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.

Взгляды Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества. Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли».

Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

Ч. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [1].

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По его мнению, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

У. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. [1]

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию.

Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

В качестве источников социализации индивида выступают: передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей.

Социализация охватывает все процессы приобщения детей к культуре, к гуманитарным и общечеловеческим ценностям, обучению и воспитанию, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности.
«Социализация, как известно, это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей данного общества» [2].

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания [3].

Итак, социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Социальные нормы при этом усваиваются как сознательно, так и стихийно. Совокупность социальных норм формирует и опосредует социальный характер членов данного общества. Важнейшими элементами социализации являются: социальная среда с ее многообразными сферами, человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность, круг общения человека, выраженный в структуре его социальных ролей, содержание, структура и направленность его сознания.

Если в процессе воспитания и образования социальные нормы не усвоены личностью, то это приводит к возникновению антисоциального поведения, или по другому, отклоняющемуся поведению от принятых в обществе норм. Примером такого поведения являются преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д. [4, с. 68–72].

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Щетинина Е. В. Влияние образования на социальное поведение // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 392–396.
  3. Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Алешкина Ю. Ю. Влияние социализации на социальные и нравственные установки современного молодого поколения // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 68–72.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс социализации, социализация, индивид, воспитание, норма, общество, процесс, процесс общения, процесс социализации человек, роль.

Ключевые слова

социализация, личность, воспитание

социализация, личность, воспитание

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Учебно-методическое пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации



О.В. Дыбина
Òåîðèè è òåõíîëîãèè
ñîöèàëèçàöèè äåòåé
Учебно-методическое пособие
для подготовки бакалавров педагогики
очной и заочной форм обучения
Тольятти
ТГУ
2010
Синий ТГУ
Серебро


Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Педагогический факультет Кафедра Дошкольная педагогика и психология»
О.В. Дыбина
Теории и технологии социализации детей
Учебно-методическое пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения
Тольятти
ТГУ
2010



УДК 373(075. 8)
ББК я Д871
Рецензент:
д. п. н, профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
М.И. Богомолова.
Д871
Дыбина, О.В. Теории и технологии социализации детей : учеб.-метод. пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения / О.В. Дыбина. – Тольятти : ТГУ, 2010. –
59 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины Теории и технологии социализации детей для подготовки бакалавров направления 050700 Педагогика педагогического факультета и углубляет знания по педагогике и психологии, формирует профессиональные умения. Данное издание ориентирует бакалавров на овладение научными подходами к процессу социализации детей, усвоение системы теоретических и научно-методических знаний в области теории и технологии социализации детей, развитие способности проводить психолого-педагогический анализ, организовывать исследование проблем социализации.
Предназначено магистрам, аспирантам, педагогам, психологами всем тем, кто интересуется вопросами социализации. Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета 978-5-8259-0562-4 © ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет, 2010



3
Введение
В профессиональной подготовке бакалавров педагогики значительное место отводится изучению курса Теории и технологии социализации детей. Дисциплина содержит основные положения науки о социализации детей, в ней представлен многоаспектный анализ теорий социализации, определены типичные и характерные модели данных теорий и технологий. Она опирается на классические и современные отечественные и зарубежные педагогические исследования, данные смежных наук. В содержании дисциплины значительно изменен личностный аспект социализации детей, то есть в этой части она в большей степени психологизирована, кроме того, сокращены отдельные положения, дублирующие курсы Социальная педагогика, Социальная психология, изучаемые бакалаврами педагогики.

Каталог: bitstream -> 123456789 -> 136
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
136 -> Учебное пособие для преподавателей и студентов V курса фармацевтического факультета специальностей «Фармация» и«тпкc»


Скачать 12,71 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

5.1 Теории саморазвития – Введение в социологию 3e

Цели обучения

К концу этого раздела вы должны уметь:

  • Различать психологические и социологические теории саморазвития
  • Объясните процесс морального развития

Когда мы рождаемся, у нас есть генетическая структура и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, развивается через социальное взаимодействие. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описывали процесс саморазвития как предшествующий пониманию того, как это «я» становится социализированным.

Психологические аспекты саморазвития

Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) был одним из наиболее влиятельных современных ученых, выдвинувших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он разделил процесс взросления на стадии и утверждал, что саморазвитие людей тесно связано с их ранними стадиями развития.

Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни.

Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19).82).

Жан Пиаже (1896–1980) был психологом, который сосредоточился на роли социальных взаимодействий в развитии ребенка. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.

Психолог Гарри Харлоу (1905–1981) известен тем, что изучал роль социальных отношений в развитии человека, наблюдая за влиянием изоляции и материнской депривации на развитие молодых макак-резусов. Харлоу обнаружил, что обезьяны, подвергаясь изоляции, демонстрируют нарушенное поведение, включая членовредительство, и с трудом интегрируются при воссоединении с другими обезьянами. Харлоу также познакомил изолированных обезьян с имитацией суррогатных матерей, некоторые из которых были покрыты тканью, а другие были сделаны из проволоки. Основываясь на наблюдаемом поведении, молодые обезьяны, по-видимому, привязывались к тканевым матерям и опирались на них в поисках эмоциональной поддержки. Спустя более семи десятилетий этот эксперимент продолжает информировать психологов, социологов и тех, кто интересуется человеческим развитием.

Социологическое исследование

Социология или психология: в чем разница?

Вам может быть интересно: если и социологи, и психологи интересуются людьми и их поведением, чем отличаются эти две дисциплины? В чем они согласны, а в чем их идеи расходятся? Ответы сложны, но различие важно для ученых в обеих областях.

В качестве общего различия можно сказать, что, хотя обе дисциплины интересуются человеческим поведением, психологи сосредоточены на том, как разум влияет на это поведение, а социологи изучают роль общества в формировании поведения. Психологов интересует умственное развитие людей и то, как их разум обрабатывает окружающий мир. Социологи, скорее всего, сосредоточатся на том, как различные аспекты общества влияют на отношения человека с его миром. Другой способ представить разницу состоит в том, что психологи склонны смотреть внутрь себя (психическое здоровье, эмоциональные процессы), в то время как социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) был первым, кто провел это различие в исследованиях, когда он объяснил различия в уровне самоубийств среди людей социальными причинами (религиозными различиями), а не психологическими причинами (такими как их психическое благополучие) (Durkheim 1897). . Сегодня мы видим то же различие. Например, социолог, изучающий, как пара доходит до первого поцелуя на свидании, может сосредоточить свое исследование на культурных нормах свиданий, социальных моделях сексуальной активности во времени или на том, чем этот процесс отличается для пожилых людей от подростков. Психолог, скорее всего, будет интересоваться самым ранним сексуальным осознанием человека или мысленной обработкой сексуального желания.

Иногда социологи и психологи сотрудничали для расширения знаний. Однако в последние десятилетия их области стали более четко разделены, поскольку социологи все больше сосредотачиваются на крупных социальных проблемах и закономерностях, в то время как психологи по-прежнему сосредоточены на человеческом разуме. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам, которые дают нам разные типы полезных идей.

Социологические теории саморазвития

Одним из пионеров социологических исследований был Чарльз Кули (1864–1819 гг. ).29). Он утверждал, что самопонимание людей частично строится на их восприятии того, как другие видят их — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 1902).

Позже Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал самость, особую идентичность человека, которая развивается в процессе социального взаимодействия. Чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не та способность, с которой мы рождаемся (Mead 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого».

Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию: у них нет возможности представить, как видят вещи другие. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например, тех, кто за ними ухаживает. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, переодеваясь и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону, как это делают взрослые.

На этапе игры дети учатся учитывать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе обеспечивают комфортную трапезу (кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то готовит еду, а третий убирает). убрать грязную посуду).

Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого, общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).

Теория морального развития Кольберга

Нравственное развитие является важной частью процесса социализации. Этот термин относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. Нравственное развитие не позволяет людям действовать по неконтролируемым побуждениям, вместо этого рассматривая то, что правильно для общества и хорошо для других. Лоуренс Кольберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что неправильно. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теорию морального развития, включающую три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

На доконвенциональной стадии маленькие дети, которым не хватает более высокого уровня когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. Только в подростковом возрасте развивается традиционная теория, когда подростки все больше осознают чувства других и принимают их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в абстрактных терминах, как, например, американцы, считающие, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81). Когда в 2011 году сотни тысяч египтян вышли протестовать против коррупции в правительстве, они использовали постконвенциональную мораль. Они понимали, что хотя их правительство и было законным, оно не было нравственно правильным.

Теория морального развития и гендера Гиллигана

Другой социолог, Кэрол Гиллиган (род. в 1936 г.), признал, что теория Кольберга может свидетельствовать о гендерной предвзятости, поскольку его исследования проводились только на мужчинах. Реагировали бы испытуемые женского пола по-другому? Заметит ли женщина-социолог другие закономерности при анализе исследования? Чтобы ответить на первый вопрос, она решила изучить различия в развитии морали у мальчиков и девочек. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки по-разному понимают мораль. Мальчики, казалось, смотрели на справедливость, делая упор на правила и законы. С другой стороны, девочки, кажется, заботятся и несут ответственность; они рассматривают причины поведения людей, которые кажутся морально неправильными.

Хотя Гиллиган права в том, что исследование Колберг должно было включать как мужчин, так и женщин, ее исследование было дискредитировано с научной точки зрения из-за небольшого размера выборки. Результаты, отмеченные Гиллиганом в этом исследовании, также не были воспроизведены последующими исследователями. Различия, которые наблюдал Гиллиган, были не вопросом развития морали, а вопросом социализации. Различия в поведении между мужчинами и женщинами являются результатом гендерной социализации, которая учит мальчиков и девочек социальным нормам и поведению, ожидаемым от них в зависимости от их пола (см. «Какая хорошенькая маленькая леди»).

Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей»: две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).

Социология в реальном мире

Какая хорошенькая маленькая леди!

«Какое милое платье!» — Мне нравятся ленты в твоих волосах. — Вау, ты выглядишь так красиво сегодня.

По словам Лизы Блум, автора книги Думай: Откровенный разговор для женщин, чтобы оставаться умными в тупом мире , большинство из нас используют подобные шутки, когда впервые встречают маленьких девочек. «Ну и что?» Вы можете спросить.

Блум утверждает, что мы слишком сосредоточены на внешности молодых девушек, и в результате наше общество социализирует их, полагая, что то, как они выглядят, имеет жизненно важное значение. И Блум, возможно, что-то задумал. Как часто вы говорите маленькому мальчику, какой привлекательный у него наряд, какая красивая у него обувь или какой он красивый сегодня? В подтверждение своих утверждений Блум приводит в качестве примера тот факт, что около 50% девочек в возрасте от трех до шести лет беспокоятся о том, что они толстые (Bloom 2011). Мы говорим о детсадовцах, которые озабочены своим телосложением. Социологи остро интересуются этим типом гендерной социализации, благодаря которому общественные ожидания относительно того, как мальчики и девочки должны be — как они должны себя вести, какие игрушки и цвета им нравиться, и насколько важна их одежда — усиливаются.

Одно из решений этого типа гендерной социализации экспериментируется в дошкольном учреждении Egalia в Швеции, где дети развиваются в бесполой среде. Всех детей в Эгалии называют нейтральными терминами, такими как «друг», а не «он» или «она». Игровые площадки и игрушки создаются сознательно, чтобы исключить любое подкрепление гендерных ожиданий (Haney 2011). Egalia стремится устранить все общественные гендерные нормы из дошкольного мира этих детей.

Экстрим? Возможно. Так что же такое золотая середина? Блум предлагает начать с простых шагов: при знакомстве с молодой девушкой спросите о ее любимой книге или о том, что ей нравится. Короче говоря, занимайтесь ее разумом… а не ее внешним видом (Bloom 2011).

Введение в социологию 2e, Социализация, Теории саморазвития

Одним из пионеров социологических подходов был Чарльз Кули (1864–1929). Он утверждал, что самопонимание людей частично строится на их восприятии того, как другие видят их, — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 19).02).

Позже Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал «я» , особую идентичность человека, которая развивается посредством социального взаимодействия. Чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не та способность, с которой мы рождаемся (Mead 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого». Случай Даниэль, например, иллюстрирует, что происходит, когда в раннем опыте отсутствует социальное взаимодействие: у Даниэль не было способности видеть себя так, как ее видели бы другие. С точки зрения Мид, у нее не было «я».

Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию: у них нет возможности представить, как видят вещи другие. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например своих матерей и отцов. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, играя в «наряды» и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делает их отец.

На этапе игры дети учатся рассматривать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе обеспечивают комфортную трапезу (кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то готовит еду, а третий убирает). убрать грязную посуду).

Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого , общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).

Теория морального развития Кольберга

Нравственное развитие является важной частью процесса социализации. Этот термин относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. Нравственное развитие не позволяет людям действовать по неконтролируемым побуждениям, вместо этого рассматривая то, что правильно для общества и хорошо для других. Лоуренс Кольберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что неправильно. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теорию морального развития, включающую три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

На доконвенциональной стадии маленькие дети, которым не хватает более высокого уровня когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. Только в подростковом возрасте развивается традиционная теория, когда подростки все больше осознают чувства других и принимают их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в абстрактных терминах, как, например, американцы, считающие, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81). Когда в 2011 году сотни тысяч египтян вышли протестовать против коррупции в правительстве, они использовали постконвенциональную мораль. Они понимали, что хотя их правительство и было законным, оно не было нравственно правильным.

Теория морального развития и гендера Гиллигана

Другой социолог, Кэрол Гиллиган (1936–), признала, что теория Кольберга может отражать гендерную предвзятость, поскольку его исследования проводились только на субъектах мужского пола. Реагировали бы испытуемые женского пола по-другому? Заметит ли женщина-социолог другие закономерности при анализе исследования? Чтобы ответить на первый вопрос, она решила изучить различия в развитии морали у мальчиков и девочек. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки действительно по-разному понимают мораль. Мальчики, как правило, имеют точку зрения на справедливость, уделяя особое внимание правилам и законам. Девочки, с другой стороны, заботятся и несут ответственность; они рассматривают причины поведения людей, которые кажутся морально неправильными.

Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или даже лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей»: две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).

Какая красивая маленькая леди!

«Какое милое платье!» — Мне нравятся ленты в твоих волосах. — Вау, ты выглядишь так красиво сегодня.

По словам Лизы Блум, автора книги Думай: Откровенный разговор для женщин, чтобы оставаться умными в тупом мире , большинство из нас используют подобные шутки, когда впервые встречают маленьких девочек. «Ну и что?» Вы можете спросить.

Блум утверждает, что мы слишком сосредоточены на внешности молодых девушек, и в результате наше общество социализирует их, полагая, что то, как они выглядят, имеет жизненно важное значение. И Блум, возможно, что-то задумал. Как часто вы говорите маленькому мальчику, какой привлекательный у него наряд, какая красивая у него обувь или какой он красивый сегодня? В подтверждение своих утверждений Блум приводит в качестве примера тот факт, что около 50% девочек в возрасте от трех до шести лет беспокоятся о том, что они толстые (Bloom 2011). Мы говорим о детсадовцах, которые озабочены своим телосложением. Социологи остро интересуются этим типом гендерной социализации, благодаря которому общественные ожидания относительно того, как мальчики и девочки должны be — как они должны себя вести, какие игрушки и цвета им нравиться, и насколько важна их одежда — усиливаются.

Одно из решений этого типа гендерной социализации экспериментируется в дошкольном учреждении Egalia в Швеции, где дети развиваются в бесполой среде.

Добавить комментарий