11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.
А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.
Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).
Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.
Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.
Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:
1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].
2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.
4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.
5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.
Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.
В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.
А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.
Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.
А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:
1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;
2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;
3) существует иерархия потребностей.
Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.
Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.
Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.
Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.
2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.
4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.
5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.
6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.
7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.
8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.
9. Чувство идентификации с человечеством в целом.
10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.
13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.
14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.
Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.
Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.
Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.
Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.
А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.
• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.
• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.
• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.
• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.
• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.
• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.
• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.
• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.
• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.
• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.
Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.
По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].
В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].
А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.
А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все
свои базовые потребности, добиться признания и уважения.
Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.
В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.
С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.
Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.
По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.
Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.
Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:
• отсутствие эмпирических подтверждений;
• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;
• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;
• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;
• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии
потребностей;
• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;
• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.
Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.
_____________________________________________________________________________________________________________________
[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.
[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.
[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.
[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.
[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.
[413] Там же. С. 164.
[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66.
[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.
[416] Там же. С. 219–228.
[417] Там же. С. 145.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Пирамида потребностей Маслоу — Психологос
01 января 2005 г., 11:47
Пирамида Маслоу из 5 уровней
В других работах А. Маслову описывал эту пирамиду потребностей как состоящую из 7 уровней.
Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
О критериях разделения мотивов на низшие и высшие см.→
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида следующая:
- Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
- Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
- Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
- Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
- Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)
Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей.
По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.
Каков смысл пирамиды Маслоу?
Маркетологи пирамиду Маслоу часто критикуют: и зря. Почему? Маркетологи взяли разумную психологическую теорию и попытались ее применять в маркетинге (там, для чего она не создавалась), а когда не получилось, обвинили Маслоу в том, что его теория «абсурдна», «устарела», «у нас не работает».
Какой смысл психологам, педагогам, да и обычным людям знать об этой пирамиде? Тут можно два основных смысла.
Первое. Людям (массе) подсказывается, что после того, как они поедят, поспят и поразвлекаются, у них могут (а если они уважают Науку, то и должны) возникнуть другие желания и интересы. Пора, господа!
Второе. Психологам, педагогам и родителям подсказывается, что едва ли получится от их воспитанников ожидать высоких интересов, пока не подкормить их чем-то более простым. Не потянете.
При этом, педагогически спорным кажется взгляд А.Маслоу на вершину его пирамиды, на то, что потребность в самоактуализации — высшая ценность человеческой жизни. Возможно, для человека как организма это действительно так, но для человека как личности есть и другие взгляды на главные жизненные ценности и вершины роста и развития личности.
- Автор А. Маслоу
- Базовые потребности
- Личность
- Личность, общество
Комментарии (44):
Гость, 06 октября 2013 г. , 00:28
Верхние три позиции пирамиды я бы объединил в 1 позицию самоактуализация…
1
ответ
Гость, 03 июля 2014 г., 04:20
Вторая снизу позиция (безопасность) никогда не бывает полностью реализована без участия трёх верхних, которые можно объединить в одну. Но тогда это уже будет не «пирамида Маслоу», а «мавзолей Маслоу»)))
1
ответ
Гость, 28 января 2019 г., 14:56
Бывает. Ребенок на руках у любящих родителей чувствует себя в безопасности.
1
ответ
Гость, 15 мая 2019 г., 09:54
Вы правы.
Гость, 04 апреля 2014 г., 12:26
Все правильно, да «катись» она самоактуализация, если тебя держат две недели без воды и чистого воздуха!
Гость, 28 апреля 2014 г., 13:19
Нет никакой пирамиды, и в базовой статье Маслоу нет. Потому что классификация эта за уши притянута. Вся «теория» Маслоу настолько противоречива и запутана, что теорией это назвать сложно. Я бы назвал это набором гипотез. Хотя бы потому, что большое количество явлений (например, самоубийство, самопожертвование и материнская забота) разрушает логику этого, на первый взгляд, разумного исследования.
Гость, 22 июля 2014 г., 16:21
То, что выбивается из теории — только её подтверждает! Я согласна с этим ранжированием. Материнскую заботу, как и самопожертвование, можно с лёгкостью отнести к 4 ступени-потребность в любви. Что касается самоубийства — 2 ступень. Здесь не учтены психические особенности личности, характер и темперамент, но для этого есть другие градации.
1
ответ
Гость, 12 августа 2014 г., 11:33
Полностью согласна с Вами.
Гость, 12 августа 2014 г., 11:32
Спорный взгляд на вершину пирамиды? Если самоактуализация = самореализации — это и есть высочайшая потребность и высочайшее счастье для человека.
Гость, 18 ноября 2014 г., 18:15
А стремления к любви или к уважению при неудовлетворенных физиологических потребностях возникнуть не могут?
2
ответа
Н.И. Козлов, 18 ноября 2014 г., 18:35
Ненадолго и не всерьез — все может случиться. А если вам очень-очень нужно в туалет, обычно тут о любви на некоторое время как-то забывается. Также, если люди вынуждены голодать неделями, для большинства из них вопрос уважения стоит после желания все-таки поесть.
1
ответ
Новый гость, 06 марта 2015 г., 02:19
В жизни всякое бывает, но стремление человека оставить после себя что-то хорошее, вложено в его сущность и природу.
1
ответ
Гость, 27 августа 2019 г., 21:52
Я бы уточнил: стремление человека оставить после себя для своих что-то хорошее, изъятое у других (в том числе — результаты труда других), вложено в его сущность и природу.
Гость, 02 июня 2016 г., 14:06
Нет. Пока не поешь и не поспишь, какая нафиг любовь и принадлежность к группе, эээ, скажем байкеров, например. Тут всё четко. Даже талантливый поэт, который творит, жажда писАть так из него и льётся, даже он, будет спать и есть и ему нужен кров, где его не бьют и не ломают. Пусть поэту плевать какой кров, в каком районе и из какого камня сделан, пусть мало еды он кушает, но он кушает и живет. Творить, самореализовываться для поэта всё. Поэтому пирамида для поэта, художника бизнесмена в конце концов, а бизнес это тоже творчество и самореализация, это не пирамида. Основание маленькое, а вершина главная.
народ, 19 октября 2015 г., 09:04
«Маркетологи взяли разумную психологическую теорию и попытались ее применять в маркетинге» Это пояснение все упорно игнорируют. Важно понимать. Если у человека отсутствует возможность вовремя платить за квартиру и полноценно питаться. Человек живет в общежитии. На питании экономит изо всех сил и все равно свободные средства стремятся к нулю.
2
ответа
Гость, 04 мая 2016 г., 21:31
Весьма обоснованное и интересное пояснение!
Гость, 15 мая 2016 г., 11:24
Да, я с вами согласна полностью, границы на каждой ступени условны, что и дает возможность некоторым людям все же подниматься в развитии. Я например, эту пирамиду прошла до предпоследней ступени и помню какая я была до обучения и за 10 лет как все изменилось.
Гость, 29 декабря 2015 г., 17:24
Пирамида правильная на 100%, самоубийство — только подтверждает эту теорию, в основном уходят добровольно от невыносимости жизни: болезней, физиологических страданий, материнская забота тоже подтверждает эту пирамиду — это материнский инстинкт продолжения рода, самопожертвование, как исключение только подтверждает теорию.
Varderes Hovhannisyan, 21 января 2016 г., 20:37
Интересно, кто-то добрался к вершине пирамиды?
1
ответ
Гость, 30 августа 2018 г., 16:30
Да))) На протяжении года, держусь на этой вершине, занимаюсь именно саморазвитием.
Tiv Egor, 23 апреля 2016 г., 21:39
Пока не знаком с исходной концепцией автора, но в рамках данной статьи мне кажется, пирамида построена неверно. Я бы «потребность в безопасности» поставил в основание (самый низ) пирамиды. Поскольку и сон, и уд-е остальных физ. потребностей возможно только в моменты (условиях) относительной безопасности.
2
ответа
Tiv Egor, 26 апреля 2016 г., 22:35
Разовью тему (в первом ответе не позволило ограничение — 300 символов). В агрессивной, небезопасной среде многие животные стараются схватить пищу и сразу убегают-прячутся, и только когда у них возникнет уверенность, что они в безопасности, поедают свою пищу. Тоже самое делают многие дети, и даже взрослые, проявляя в небезопасной обстановке то, что принято называть «малодушием». Из этих же соображений (в значительной степени) люди пытаются укрыться/спрятаться во время занятия сексом — т.е. добиться относительной безопасности (хотя бы на момент удовлетворения потребности). далее: Любовь — человек не сможет удовлетворить эту потребность, в момент когда непосредственная окружающая обстановка или объект предполагаемой любви будет представлять непреодолимую опасность. Ну и (переключение внимания на) удовлетворение всех вышестоящих потребностей, как правило, возможно только тогда, когда отсутствует непосредственная угроза. увы, опять лимит (
1
ответ
Гость, 28 июня 2019 г., 14:01
Это не так. Животное, как и человек, умирающее от голода, пойдет на что угодно ради пищи. Люди занимаются сексом пренебрегая безопасностью, иначе откуда такое распространение страшных инфекций. Если тебя мучает жажда, ты напьешься из любой лужи и не подумаешь о последствиях и др.
Гость, 04 мая 2016 г., 21:32
Гость, 11 мая 2016 г., 09:11
Маслоу и его пирамиду можно понять только читая его первоисточники, понимая, что вкладывал в эти понятия сам Он, не читали.. не рассуждайте.. иначе Вы не все понимаете, он не может пониматься бегло
Гость, 10 июня 2016 г., 22:03
По моим ощущениям, есть перекос такой: стремление и желание удовлетворить низшие потребности преподносится как постыдное, недостойное истинно духовной интеллигентной личности. В результате получается «умный и честный, но бедный и на улице». В моей семье это проблема, и у меня это проблема: высшие уровни удовлетворены сполна, на них ориентировалась с детства, теперь работаем над тем, чтобы было что кушать и от кого получать защиту. :))))))
2
ответа
Гость, 15 мая 2017 г., 17:14
Жизненно и очень актуально. В духе интеллигенции.
Гость, 14 января 2020 г., 13:12
Я сильно сомневаюсь, что во время своего саморазвития (высшая ступень потребностей) вы сидели на хлебе и воде (физиологические потребности), рискуя получить пулю в лоб на улице (потребность в безопасности). Наверняка бутербродик с маслом, пусть и без икорки + крыша над головой в спокойной обстановке, а значит и удовлетворенные потребности низших ступеней пирамиды все-таки были.
Гость, 06 июня 2017 г., 14:59
Да все так, но бывает, что человек достиг определенного уровня потребностей и привык к ним, но затем случается такой жизненный поворот, когда он не может удовлетворить своих нижних потребностей, в таком случае что происходит, мне интересно?
1
ответ
Гость, 14 июня 2017 г. , 09:17
Этого быть не может потому, что уровни не могут быть перепрыгнуты. В свою очередь каждый из пройденных дает возможность идти только в верх.
1
ответ
Гость, 05 июля 2017 г., 20:29
Если начать с верхнего уровня, вот все свершилось. Какой будет ваша жизнь, что в итоге, как вы ее видите, и исходя из этого формировать нижние уровни. Какое выбрать образование, где жить, с кем жить?
Гость, 17 августа 2017 г., 17:51
Почему на вершине пирамиды не имеется стремление к смыслу, о котором писал В. Франкл?
1
ответ
Гость, 21 марта 2018 г., 08:51
Я думаю, стремление к смыслу включается в потребность в самоактуализации.
Гость, 10 декабря 2018 г., 12:02
Пирамида ложна. Во-первых, это половина знаний. Во-вторых, перевёрнута вверх ногами. Ответьте на вопрос: пирамида потребностей чего? Ответ напрашивается сам собой — развития. Но если это пирамида развития, то она совершенно иная, так как развитие может подразумевать и деградационное прогрессирование, прежде всего в области нравственности. Например: у мальчика сегодня желание пинать кошек. Ну, такая у него потребность. А завтра он желает их душить собственными руками. Согласитесь — это тоже потребностью можно назвать. Как отражает эта пирамида? Да никак.
1
ответ
Гость, 23 января 2019 г., 20:51
То, что Вы называете потребностями (пинать кошек, душить их и т.п) — это желания и хотелки, а потребность лежит глубже — здесь нужно задать вопрос — когда мальчики проделывают эти действия с кошками, они какую свою потребность удовлетворяют? Нужно понять сначала мотив — для чего они это делают? может они хотят самоутвердиться в своей референтной группе (получить признание, уважение от сверстников — уровень 4), а может это гневная реакция от невозможности получить любовь и понимание от близких людей (уровень 3). Поэтому, вопрос в правильном понимании самого термина «потребность». Вы его слишком вольно трактуете.
1
ответ
Гость, 12 марта 2019 г., 02:54
При чем здесь материнская любовь? Она заложена генетически и не зависит от пирамиды. Здесь рассмотрены только потребности в рамках одного человека. Все остальное — другая история. Как люди любят спорить, не копая глубже, не осознавая первопричины. Материнская любовь — не вписывается в пирамиду. Она либо есть: и за это женщину уважают и ценят, либо Ее нет. И никакая Пирамида и удовлетворение потребностей тут не помогут))
1
ответ
Гость, 08 апреля 2020 г., 20:06
Тут рассматривается пирамида потребностей психологически-здорового человека, то есть, как выражаются психологи, «нормы». А человек, который испытывает потребность в насиловании животного, скорее всего к этой «норме» не относится.
Гость, 12 октября 2019 г., 09:36
Непонятно, почекму еда важнее безопасности? Если тигр подкрадывается, а ты голодный — будешь продолжать жевать что ли?
2
ответа
Гость, 14 января 2020 г., 13:16
Советую подумать над вопросом: «Зачем ты пришел есть туда где обитает тигр?» и все встанет на свои места.
1
ответ
Гость, 09 июня 2021 г., 06:19
BRAVO!
Гость, 17 марта 2020 г., 17:50
Если ты долго не принимал пищи и умираешь от истощения, то тебе без разницы, как умирать, не говоря уже о безопасности.
Гость, 09 февраля 2020 г., 08:35
Конечно, такой метод исследования применим в какой-то мере, но не отображает полной картины, поэтому выводы бывают искажены. Как всегда ошибочно человека изучают как животное или организм. А человек гораздо больше простого зверя. Человек сотворение Всевышнего. Человек — дух-душа-тело. И изучать человека необходимо не разделяя эти три эпостаси. И чтобы изучить человека целостно необходимо также и изучать Творца, ведь Дух в нас есть Дух Божий — он вдохнул в нас свой дух. Я не согласен с этой пирамидой, потому что живу не так, как утверждает эта теория.
1
ответ
Гость, 27 августа 2020 г., 11:29
Вы не согласны с данной теорией, на мой взгляд потому, что живете и смотрите на жизнь с теологической позиции, а если говорить о библейском взгляде (в принципе критично относящимся к любым инакомыслящим) то тут и говорить не о чем, получается слишком узкая панорама. Я лично смотрю на данное исследование Маслоу, не с позиции «правильная» или «не правильная», а с позиции уважения проведенного исследования… попытка найти взаимосвязь развития человека с удовлетворением определенных потребностей… то, что автор локализировал это в иерархию пирамиды, это нормальная практика психологии для изучения того или иного явления. .. условность.
Гость, 03 августа 2022 г., 05:49
Здравствуйте. После этапа Уважение и признание по Маслоу наступает зтап Самоактуализации. Категорически не согласна. По-моему, могут развиваться следующие три вида потребностей: 1. самоактуализация (как у Маслоу), 2. потребность власти над себе подобными 3. потребность в удолетворении извращенных желаний. Последние 2 пункта как никогда актуальны сейчас в отношении западных элит, политических и зкономических.
С уважением, мыслящий человек
Материалы по теме:
19 нояб. 2021 г.
Портал саморазвития «DISTANT-NIK»
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
3Подробнее
01 янв. 2006 г.
Цели роста и развития личности
Среди людей устремлены к развитию единицы, все остальные члены общества потребления заняты потреблением и развлечениями. Однако всегда были те, которые верили, что в жизни есть какая-то цель, какой-то высокий смысл и достойная задача, и были готовы себя развивать, превращая себя из организма — в личность. Однако мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Мотивация
Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения.
9Подробнее
01 окт. 2022 г.
Низкие и высокие, благородные мотивы
Среди мотивов различают низкие и благородные, высокие мотивы. К низким относят все связанное направленностью на себя за счет других, к высоким — связанное с направленностью на помощь другим за свой счет
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Пирамида потребностей Маслоу: мера жесткости иерархической структуры
Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства исследованных нами людей, в общем виде, подчинялись описанному порядку, но были и исключения из этого правила.
0Подробнее
25 июн. 2014 г.
Потребность в признании или пустое тщеславие?
Тщеславие — неоправданное желание быть на виду, чтобы тобой восхищались и тебя хвалили. Между учеными и моралистами тщеславие осуждается, поэтому нормальные люди или на эту просто не думают, или легко придумывают ему другие, более приличные названия, например — «потребность в признании» или «моя жизненная ценность — признание». Теперь звучит достойно, и можно заниматься тем, что нравится — а именно, нравиться. В психологии примерно об этом же: «демонстративность» и просто «желание понравиться», тогда это просто качество личности и просто нормальное желание.
5Подробнее
01 окт. 2022 г.
Потребность в самоактуализации
0Подробнее
01 янв. 2013 г.
Самоактуализация
Самоактуализация — процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне.
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Жизненные ценности
Жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.
13Подробнее
Мотивация – Применение теории иерархии потребностей Маслоу
В этой статье
(Щелкните ссылки ниже, чтобы легко перейти к разделам этой статьи)
Что такое теория иерархии потребностей Маслоу
Как применить теорию Маслоу на рабочем месте
Почему теория Маслоу работает?
Видео: Повышение мотивации с помощью теории Маслоу.0007 Материалы для участников: Дополнительные ресурсы
Вернуться к началу
Что такое теория иерархии потребностей Маслоу
Психолог Абрахам Маслоу разработал теорию, согласно которой мы, люди, мотивированы на удовлетворение пяти основных потребностей. Эти потребности расположены в иерархии. Маслоу предполагает, что в первую очередь мы стремимся удовлетворить самые низкие потребности. Как только это сделано, мы стремимся удовлетворить потребности каждого более высокого уровня, пока не удовлетворим все пять потребностей.
Хотя современные исследования показывают некоторые недостатки этой теории (например, отсутствие эмпирических доказательств для некоторых выводов), теория иерархии потребностей Маслоу остается важным и простым инструментом мотивации для понимания и применения менеджерами.
У сотрудников есть потребности, которые они ожидают удовлетворить на рабочем месте. Нажмите, чтобы твитнуть
Иерархия потребностей выглядит следующим образом:
1. Физиологические потребности (основные вопросы выживания, такие как зарплата и стабильная работа)
2. Потребности в безопасности (вопросы стабильной физической и эмоциональной среды, такие как льготы, пенсия, безопасная рабочая среда и справедливые методы работы)
3. Потребности в «принадлежности» (вопросы общественного признания, такие как дружба или сотрудничество на работе)
4. Потребность в уважении (позитивное представление о себе, вопросы уважения и признания, такие как должности, хорошие рабочие места и престижные рабочие задания).
Вернуться к началу
Как применить теорию Маслоу на рабочем месте
Потребности низшего уровня
С теорией Маслоу работник начинает акцентировать внимание на низших физиологических потребностях и безопасность имеет смысл.
Как правило, человек, начинающий свою карьеру, будет очень озабочен физиологическими потребностями, такими как адекватная заработная плата и стабильный доход, а также потребностями в безопасности, такими как льготы и безопасная рабочая среда. Мы все хотим хорошей зарплаты, чтобы удовлетворить потребности нашей семьи, и мы хотим работать в стабильной среде.
Сотрудники, чьи потребности самого низкого уровня не были удовлетворены, будут принимать решения о работе на основе соображений компенсации, безопасности или стабильности. Кроме того, сотрудники вернутся к удовлетворению своих потребностей самого низкого уровня, когда эти потребности больше не удовлетворяются или находятся под угрозой (например, во время экономического спада).
Первоочередной задачей рабочих является их выживание. Им трудно быть мотивированными, если их оплата несправедлива и если их работа постоянно находится под угрозой. Click To Tweet
Это налагает на менеджеров дополнительную обязанность действовать гуманно, когда необходимо реализовать трудные организационные решения, такие как сокращение штата. Бессердечная реализация трудных решений заставит оставшихся в организации сотрудников чувствовать угрозу способности или желания организации продолжать удовлетворять их физиологические потребности и потребности в безопасности.
(Удовлетворение потребностей более низкого уровня важно для мотивации. Чтобы прочитать мою личную историю о силе своевременного вознаграждения на этом более низком уровне, нажмите здесь. )
Как только эти основные потребности будут удовлетворены, работник захочет, чтобы его «принадлежность» (или социальные) потребности были удовлетворены. Уровень социального взаимодействия, которого желает сотрудник, будет варьироваться в зависимости от того, является ли сотрудник интровертом или экстравертом. Ключевым моментом является то, что сотрудники хотят работать в среде, где они приняты в организации и имеют некоторое взаимодействие с другими.
Это означает, что необходимы эффективные межличностные отношения. Менеджеры могут создать среду, в которой сотрудничество персонала вознаграждается. Это будет способствовать межличностной эффективности.
Постоянная управленческая коммуникация по операционным вопросам также является важным компонентом удовлетворения социальных потребностей сотрудников. Сотрудники, которые «держатся в неведении» относительно оперативных вопросов и планов организации на будущее, часто чувствуют себя организационными аутсайдерами. (Последний пункт особенно важен для виртуальных сотрудников, чье отсутствие в офисе налагает на менеджеров дополнительные обязательства по вовлечению этих сотрудников в организационные коммуникации.)
Оплата, льготы и гарантии занятости очень важны, но если вы хотите мотивировать свою команду, вам все равно придется делать больше. Click To Tweet
Потребности более высокого уровня
Удовлетворив эти потребности, работник захочет удовлетворить свои более высокие потребности в уважении и самореализации. Потребность в уважении связана с представлением работника о самом себе и его стремлением к уважению и признанию других.
Даже если человек не хочет идти в управление, он, вероятно, не хочет делать одну и ту же работу в течение 20 лет. Он может захотеть войти в проектную группу, выполнить специальную задачу, изучить другие задачи или обязанности или каким-либо образом расширить свои обязанности.
Перекрёстное обучение, повышение квалификации и специальные задания — популярные методы повышения вознаграждения за работу. Кроме того, предоставление сотрудникам возможности участвовать в принятии решений по операционным вопросам является мощным методом удовлетворения потребностей сотрудников в уважении. Наконец, символы достижений, такие как значимое название должности, привилегии, награды, хороший офис, визитные карточки, рабочее место и т. д., также важны для уважения сотрудника.
Важным соображением для менеджеров является то, что они должны предоставлять вознаграждение своим сотрудникам, которое исходит как от организации, так и от самой работы. Награды должны быть сбалансированы, чтобы иметь максимальный эффект.
Чтобы вознаграждение за работу имело смысл, оно должно исходить как от организации, так и от самой работы. Click To Tweet
Наконец, хотя рабочие задания и вознаграждения являются важными факторами для удовлетворения потребностей сотрудников в уважении, справедливость на рабочем месте также важна.
При самореализации сотрудник будет заинтересован в росте и индивидуальном развитии. Он также должен быть опытным в том, что он делает. Ему может понадобиться интересная работа, возможность получить дополнительное образование, большая свобода от надзора или автономия в определении собственных процессов для достижения целей организации. На этом высшем уровне менеджеры сосредотачиваются на создании среды, в которой сотрудник может удовлетворить свои потребности в самореализации.
Вернуться к началу
Почему работает теория Маслоу
Основная идея иерархии потребностей Маслоу заключается в том, что наши потребности постоянно меняются. Когда одна потребность удовлетворена, мы желаем других потребностей. Это имеет смысл.
Будет ли повышение, которое мы получили 3 года назад, мотивировать нас на следующие 10 лет?
Будет ли сложная работа, которую мы начали 5 лет назад, иметь такое же влияние на нас сегодня?
Удовлетворит ли награда за выступление, которую мы получили в прошлом году, нашу потребность в признании на всю оставшуюся жизнь?
Ответов на все эти вопросы однозначно нет.
Маслоу понял эти истины, и в этом красота его теории мотивации.
Вернуться к началу
Видео: Улучшение мотивации с помощью теории Маслоу
Музыка для этого видео предоставлена www.musicrevolution.com.
Вернуться к началу
Заключение
Наконец, работая над применением теории иерархии потребностей Маслоу к своему рабочему месту, помните, что теория Маслоу всегда работает в фоновом режиме. Это не то, что отключается, как только вы удовлетворяете потребности сотрудников.
Например, когда вы стремитесь достичь целей на рабочем месте, ваши сотрудники оценят, насколько ваши цели соответствуют их потребностям. Если вы стремитесь достичь результата, который устраняет основную потребность ваших сотрудников (например, уважение), они сочтут ваш результат нежелательным и будут сопротивляться работе с вами.
По этой причине поиск способов применения Маслоу на рабочем месте является постоянной обязанностью. Сопротивляйтесь ловушке управления , исправьте ее и оставьте .
Потребности сотрудников со временем меняются!
Потребности сотрудников со временем меняются. Чтобы повысить мотивацию на рабочем месте, эффективные лидеры постоянно адаптируются к этим меняющимся потребностям. Нажмите, чтобы твитнуть
Вернуться к началу
Тест: Применение теории Маслоу к рабочему месту
Вернуться к началу
Научные цитаты для этой статьи
Эта статья из Management is a Journey была процитирована в научном исследовании статей:
- Международный журнал текущих аспектов: практика управления персоналом и удержание сотрудников в округе Мачакос, Кения | Университет Кеньятты ( Ндонье Элис Аталия и Фелгона А. Дженга )
- Диссертация: Восприятие директоров и учителей начальных школ относительно удержания учителей в крупной городской школьной системе | Университет Атланты и Университет Кларка Атланты ( Kimberly L. Parks )
- Диссертация: Исследовательский пример того, как удаленные сотрудники испытывают вовлеченность на рабочем месте | Уолденский университет ( Аарон М. Ли )
- Диссертация: Стеклянный потолок: влияние мотивации и морального духа на женщин при управлении чрезвычайными ситуациями | Университет Уолдена ( Бекки Бернат )
- Докторский проект: Удержание сотрудников на страховом рынке США | Международный университет Трайдент ( Роберт Митчелл Галлено )
- Докторский проект: Удовлетворенность работой и удержание миллениалов в канадской гостиничной индустрии: поиск инновационных решений | Калифорнийский Южный университет ( Альтаф Хусен Совани )
- Диссертация: Предпочтительные основные стили руководства, способствующие удержанию учителей | Южный университет Чарльстона ( Кили Стивенс Джарретт )
- Диссертация: Эффект инициативы в области культуры и климата в сельской средней школе штата Миссури | Университет Линденвуда ( Янтарная охота на рассвете )
Вернуться к началу
Мотивация на рабочем месте Серия статей
Вернуться к началу
Содержание участника: Дополнительные ресурсы
- 4 способа заставить сотрудников бежать за дверью!
- Почему некоторые усилия по мотивации сотрудников терпят неудачу
Бизнес-применение иерархии потребностей Маслоу
Филип Леви, доктор философии, Сьюзи Юрист, генеральный директор вдохновляться и даже быть вдохновленными. Так что же им нужно, чтобы сделать все возможное? Психолог Авраам Маслоу, возможно, предоставил план.
Маслоу разработал психологическую теорию человеческой мотивации, предполагая, что для мотивации высокого уровня или самореализации необходимо сначала удовлетворить более фундаментальные потребности. Пятиуровневая иерархическая модель Маслоу начинается с основных физиологических потребностей, безопасности и принадлежности, а затем переходит к самооценке и самореализации.
Прежде чем люди смогут полностью раскрыть свой потенциал, необходимо удовлетворить их физиологические потребности (питание, здоровье), потребности в безопасности (кров, стабильность) и социальные потребности (дружба, принадлежность).
Те же самые принципы применимы и к бизнесу. Чтобы сотрудники могли расти и полностью раскрывать свой потенциал, их основные потребности должны быть приоритетными.
Мы можем применить Иерархию Потребностей Маслоу, чтобы показать, как можно поддержать сотрудников, чтобы они достигли высочайшего уровня самореализации, что позволит компаниям достичь совершенства и финансового успеха.
Деловое применение иерархии Маслоу
Потребность Маслоу: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
Бизнес-приложение : Безопасная рабочая среда. Правильное освещение. Чистые помещения. Воздушный поток. Нагревать. Правильные инструменты для наилучшей работы.
Пример : У Google есть велосипеды и электромобили для поездок на собрания, игровые центры, органические сады и экологически чистая мебель. Компания хочет сделать жизнь своих сотрудников более комфортной и постоянно ищет способы улучшить здоровье, благополучие и моральный дух сотрудников Google.
Потребность Маслоу: БЕЗОПАСНОСТЬ
Бизнес-приложение : Уважительно относиться к коллегам. Дайте им свободу рисковать и не подвергаться резкой критике или унижениям.
Пример : Тот факт, что генеральный директор Facebook, одной из самых динамичных и быстрорастущих компаний в мире, встречается с сотрудниками начального уровня, многое говорит о том, как Марк Цукерберг ведет бизнес. Вместо того, чтобы распределять людей по ролям в зависимости от возраста и опыта, Facebook четко и отчетливо оценивает идеи каждого.
Потребность Маслоу: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
Бизнес-приложение : Дайте каждому возможность быть услышанным. Создайте чувство общности. Коллеги являются частью чего-то большего, чем они сами. У них есть четкое понимание миссии, ориентированной на ценности.
Пример : Команда HBO по корпоративной социальной ответственности объединяет сотрудников HBO, таланты и некоммерческих партнеров, чтобы изменить ситуацию к лучшему в решении социальных проблем, связанных с их отраслью и их сообществами. Сотрудники вдохновляются своим нисходящим руководством, чтобы обучать, действовать и помогать делать мир лучше.
Потребность Маслоу: УВАЖЕНИЕ
Бизнес-приложение : Расширение прав и возможностей. Публичная похвала. Программы признания сотрудников. Понимание того, что работа каждого человека способствует конечному успеху компании. Заставить всех чувствовать себя ценными и важными.
Пример : Southwest дает сотрудникам «разрешение» делать все возможное, чтобы сделать клиентов счастливыми, позволяя им делать все необходимое для реализации этого видения.
Потребность Маслоу: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Бизнес-приложение : Дайте сотрудникам возможность мыслить масштабно, проявлять творческий подход, иметь видение будущего, изобретать и напрямую вносить вклад в руководство лидерство.
Пример : Google предлагает своим сотрудникам одну из самых инновационных рабочих сред. Компания так заботится об инновациях, что сформулировала девять принципов инноваций. Один из их принципов побуждает сотрудников Google тратить 20 % своего времени на реализацию инновационных идей, которыми они увлечены, что приводит к таким продуктам и приложениям, как Новости Google, Оповещения Google и Просмотр улиц на Картах Google.
Модель Маслоу служит напоминанием о том, что лидеры и их бизнес лучше всего обслуживаются, когда они смотрят на мир с «открытым мышлением» с точки зрения своих заинтересованных сторон — демонстрируя подлинное сочувствие, заботу и сострадание, устанавливая, формулируя и моделирование четких и измеримых ценностей, стандартов и ожиданий. Стремление понять физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности и уважении этих заинтересованных сторон имеет важное значение для создания среды, в которой людям доверяют и поддерживают в их стремлении к совершенству.
Внедрение модели «управления на основе участия», когда сотрудники участвуют в процессе принятия решений, где их вклад запрашивается и ценится. Когда они чувствуют, что они так же важны, как и то, что они делают, это приведет к истинной самоотверженности, которая необходима всем лидерам для максимизации эффективности своей компании. Лидеры всегда стремятся к командной работе, но они часто забывают о своей роли в создании командного духа сотрудничества, который способствует производительности и результатам.