Гуманистические теории развития личности: Маслоу, Роджерс и другие
Время чтения 9 минут
Гуманистические теории развития личности – чем они отличаются от других психологических подходов? Для бихевиористов основой основ является поведение, для гештальт-психологии –восприятие, для психоанализа – психосексуальное развитие. Главной идеей, которую принес возникший в середине ХХ в. гуманизм – это признание человека как изначально положительного существа, наделенного духовными качествами и стремлением к лучшему.
Гуманисты были убеждены, что движущей силой, которая управляет поведением личности, является желание реализовать свои способности. Оно было названо самоактуализацией. Что представляют собой главные идеи ученых-сторонников гуманизма? Какие способы они предлагают для разрешения личностных конфликтов? Рассмотрим ученых, которые внесли невероятно ценный вклад в понимание этих вопросов. Это Виктор Франкл, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.
<<Оглавление>>
Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря
Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков. Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей. Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить. Главная идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.
Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами. Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого.
Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен. А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла.
Человек в условиях концлагеря
Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти. Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека. Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.
Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть. Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно. У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.
Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.
Свобода выбора и смысл
В этих условиях Франкл задается вопросом: неужели человек определяется лишь внешними обстоятельствами? Где тогда находится его свобода, самоопределение по отношению к нему? Неужели тогда люди являются не более чем результатом внешней обстановки, конструкции своих физических тел, и множества других биологических и социальных факторов? Более всего же Франкла интересовало, можно ли оправдать жестокие поступки тех, кто в условиях лагерной жизни «не мог иначе». Был ли выбор у них?
На этот вопрос ученый отвечает утвердительно. Опыт его наблюдений показывает, что у человека можно отнять все – даже его тело. Но нельзя отнять свободы поступать так или иначе, относиться к обстоятельствам согласно своему выбору. Конечно, в лагерных условиях такую духовную цельность могли сохранить лишь единицы, отмечает ученый.
Например, Франкл пишет о женщине, которая знала, что скоро умрет. Но она была одной из многих, кто не терял бодрости духа. «Я благодарна судьбе… ведь на самом деле в своей прошлой жизни я была слишком избалована, а мои духовные притязания не были высоки» — вспоминает Франкл ее слова.
Далее ученый описывает ее состояние перед смертью. «Она была очень сосредоточенной», — пишет он. Женщина смотрела на каштан, который можно было увидеть через небольшое окно. «Это – мой единственный друг. В одиночестве я часто разговариваю с ним», — сказала она. «И что же он тебе отвечает?», — спросил Франкл, подозревая галлюцинации у заключенной. «Оно говорит: я здесь, я с тобой, я вечная жизнь».
Из всех теорий развития личности созданная Франклом логотерапия прошла жесточайшую проверку реальностью. Виктор Франкл в качестве своего кредо выбрал выражение Ницше: «Только тот, у кого есть «Зачем?» сможет выдержать любое «как?». А смысл жизни, подчеркивает ученый, каждый новый момент может быть другим. Есть конкретный смысл конкретной личности в определенной точке времени.
Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии
Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей. Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования. Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.
Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги. Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной. В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.
Основные положения концепции Роджерса
Гуманистические теории развития личности получили свое начало в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Роджерс является признанным основателем этого направления. Центральным понятием его теории является «Я-концепция» — механизм, который формируется при взаимодействии человека и социальной среды. Ученый также предложил понятие клиент-центрированной психотерапии. Оно означает, что не психотерапевт, а сам обращающийся за помощью является для себя экспертом. Сейчас клиент-центрированная терапия является одним из самых популярных методов психотерапии. Она отличается от некоторых подходов тем, применяется не только при работе со взрослыми. Клиент-центрированная терапия используется и в случаях, когда развитие личности подростка требует психотерапевтического вмешательства.
Применяя этот метод, терапевт лишь создает условия, при которых клиент достигает позитивных перемен. Роджерс считал, что у каждого человека для этого достаточно внутренних ресурсов. Главными составляющими успешного процесса психотерапии ученый считал следующие: безусловное принятие клиента, эмпатия, а также конгруэнтность. Безусловное принятие означает, что клиент принимается без каких-либо оценок со стороны психотерапевта. Эмпатия – способность понять чувства и поступки клиента, даже если бы сам терапевт сделал другой выбор. Конгруэнтностью Роджерс назвал сопереживание и выражение психотерапевтом своих чувств.
Понятие «клиент» также было впервые введено этим ученым. Это было сделано не ради красивого слова. Ведь «больной» — это пассивный человек, который ничего не может поменять в своих внутренних установках. Клиент же является тем, кто может и самостоятельно решить свои проблемы, но предпочитает заручиться поддержкой терапевта. Роджерс подчеркивает, что развитие личности возможно только при позитивном внимании со стороны других людей и самого клиента к себе.
Главными фигурами в становлении личности Роджерс считает самых близких людей – прежде всего, родителей. Если родители дают своему чаду достаточное количество любви и внимания, то развитие личности ребенка соответствует всем имеющимся у него возможностям. Если же любовь родителей недостаточна, то поведение будущего взрослого определяется обществом.
Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации
Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».
Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.
Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.
Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.
Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым
Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:
- Относительно друг друга они расположены иерархически;
- Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
- До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.
Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:
- Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
- Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
- Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
- Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
- Постоянно открыт для новых переживаний;
- Хорошо развитое чувство юмора;
- Готовность решать сложные проблемы и задачи.
Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды».
Вывод
Что такое гуманизм для современных психологов? Он является одним из важнейших направлений, которое раскрывает новые возможности человеческой психики, рассматривает самого человека под другим углом. Ученые, стоявшие у основ этого направления, во многом повлияли на современную психотерапию. Психологи-гуманисты смотрят на клиента не просто со стороны наблюдателя, но и примеряют на себя «его шкуру». Для гуманистической психологии человек – отнюдь не заложник обстоятельств или внешних инстинктов.
Тематика: Личностный рост
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т. Д. МАРЦИНКОВСКАЯ ИСТОРИЯ психологии Рекомендовано Советом по психологии УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» УДК 15(075.8) ББК88.1я73 М29 доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов; доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина Марцинковская Т.Д. М 29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 544 с. ISBN 5-7695-0641-5 В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки. ББК88.1я73 ISBN 5-7695-0641-5 © Марцинковская Т.Д., 2001 © Издательский центр «Академия», 2001 История психологии — одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов — общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте. Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников. Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины. Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых. Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке. Автор стремился создать у читателей представление о процессе творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что история психологии — это не гербарий из засушенных и не имеющих практической пользы понятий, но система живых знаний, в которой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помогают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии. Моему учителю — Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящаетсяКаталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014 Скачать 3,25 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Иерархия потребностей и развития личности Маслоу
Джеф Менгин / 3 минуты чтения
В книге 1954 года под названием «Мотивация и личность» американский психолог Абрахам Маслоу предположил, что пять основных потребностей формируют основу поведенческой мотивации человека.
Во многих филиппинских школах теория Маслоу об иерархии потребностей лежит в основе любого исследования развития личности.
Теория Маслоу представляет его иерархию потребностей в форме пирамиды, с базовыми потребностями внизу и нематериальными потребностями высокого уровня наверху.
Иерархия потребностейЧеловек может перейти к удовлетворению потребностей более высокого уровня только тогда, когда его основные потребности адекватно удовлетворены.
Многие гуру приняли эту теорию крючок, леска и грузило, потому что это наиболее здравое объяснение того, почему большинство людей не достигают самореализации.
Хорошо, что многие успешные люди выходят за рамки здравого смысла. Они создают и проектируют жизнь, которую хотят.
Физиологические потребности . Первыми из нижних потребностей в иерархии Маслоу являются физиологические потребности. Эти основные потребности человека для выживания включают пищу и воду, достаточный отдых, одежду и кров, здоровье и размножение.
Маслоу утверждает, что перед переходом на следующий уровень необходимо удовлетворить психологические потребности.
Требования безопасности . Следующей среди потребностей более низкого уровня является безопасность. Потребности в безопасности включают защиту от насилия и воровства, эмоциональную стабильность и благополучие, безопасность здоровья и финансовую безопасность.
Потребности в любви и принадлежности , Социальные потребности связаны с человеческим взаимодействием и являются последними из так называемых низших потребностей. Среди этих потребностей — дружба и семейные связи — как с биологической семьей (родители, братья и сестры, дети), так и с избранной семьей (супруги и партнеры).
Потребность в уважении . Потребности в уважении включают в себя уверенность, силу, веру в себя, личное и общественное признание и уважение со стороны других. Удовлетворение потребности в уважении является критическим этапом в достижении удовлетворенности или самореализации.
Маслоу отмечает, что существует два типа самооценки: (1) уважение и признание со стороны других и (2) самопринятие.
Потребности в самореализации . Самоактуализация – завершающий этап развития. Этот этап наступает, когда человек может в полной мере использовать свои таланты, не забывая при этом о своих ограничениях.
Маслоу считает, что только 1% доходит до самореализации.
Зачем говорить об иерархии потребностей Маслоу
Я считаю, что теория потребностей Маслоу звучит здраво, потому что мало кто из нас осмеливается сомневаться в мудрости американского психолога.
Но если мы рассмотрим достижения успешных людей, то быстро обнаружим, что пирамида Маслоу их не волновала.
Личное развитие заключается не в том, чтобы подняться с 1 на 5. Наоборот, многие успешные люди показали, что более низкие уровни следуют, обращая внимание на уровень 5.
Я писал об этом в статье «Начни до того, как будешь готов». Я приглашаю вас прочитать это тоже, прежде чем продолжить.
Начните с вершины пирамиды.Аспекты личностного развития
Личностное развитие представляет собой целостный подход. Хотя большинство программ обучения сосредоточены на развитии одного единственного навыка, я считаю, что они более эффективны, если рассматривать рост во всех областях: физической, социальной, финансовой, интеллектуальной, эмоциональной и духовной. Узнайте больше о шести аспектах личного развития.
Поиск[Пример эссе], 2215 слов GradesFixer
Было проведено бесчисленное множество исследований и теорий, пытающихся определить психические процессы, происходящие на разных этапах нашей жизни, а также объяснить причины определенного поведения и психопатологий. Попытки выяснить, почему люди такие, какие они есть, и почему у каждого человека есть своя уникальная личность, привели к нескольким подходам; все из которых являются жизнеспособными и содержат ценную информацию. Каждая теория, как бы она ни отличалась, вносила свой вклад в достижение более высокой цели — окончательного понимания человеческого разума. Полезно обсудить такие подходы, как психоанализ Фрейда и холистико-динамическая теория Маслоу, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными, но могут быть исследованы, чтобы найти сходство, которое поможет дальнейшим исследованиям.
Зигмунд Фрейд известен как основатель психоанализа; самая известная из всех теорий личности. По сути, психоанализ — это подход, ориентированный на пациента, который Фрейд в значительной степени основывал на своем опыте работы с пациентами, своем анализе собственных снов и обширном чтении по различным естественным и гуманитарным наукам (Feist, Feist, & Roberts, 2018). Фрейд считал, что психическая жизнь делится на сознательную (то, что мы знаем), бессознательную (то, чего мы не знаем, что знаем) и предсознательную (то, чего мы не знаем, но можем вспомнить), и развитие в значительной степени зависит от способ взаимодействия этих трех уровней. Сознательное — это все, что осознает разум, и оно играет очень незначительную роль по сравнению с бессознательным и предсознательным. Наше бессознательное управляет побуждениями и инстинктами, которые находятся за пределами нашего осознания. Бессознательное подпитывает поведение и во многом виновато в том, что человек делает или чувствует.
Фрейд считал, что критические моменты развития происходят в детстве. По его словам, то, как разворачиваются этапы развития от младенчества до детства, определяет то, как человек думает и ведет себя во взрослой жизни. Он описал детей, проходящих пять стадий полового развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная). На каждой стадии ребенок будет переходить от получения удовольствия от сосания и кусания ртом (орально) к приучению к туалету (анальному), генитальной стимуляции или фаллической стадии (на этой стадии, как считал Фрейд, ребенок переключает свой интерес и любовь к родителю противоположного пола и обида на однополого родителя), за которым следует период несуществующего сексуального влечения (латентный) и, наконец, переход к взрослым сексуальным интересам (генитальный). То, что ребенок испытывает на начальных этапах, может изменить его развитие во взрослом возрасте и, таким образом, привести либо к здоровому, нормальному поведению, либо к определенным психопатологиям.
Пока происходят эти стадии, Фрейд предположил, что то, что он назвал тремя областями разума; ид, эго и суперэго также играют большую роль на заднем плане. Оно известно как принцип удовольствия разума; его единственный мотив — искать удовольствия, не обращая внимания на то, что правильно или справедливо. Фрейд считал, что младенец — это олицетворение ид, не обремененное ограничениями эго и суперэго (Feist, Feist, & Roberts, 2018). Младенец будет сосать большой палец, даже если он получает питание только от соска матери, потому что он не понимает, что сосание пальца не обеспечивает питание; идентификатор не логичен и не изменяется опытом. После младенчества в игру вступает эго, которое отвечает за взаимодействие с реальностью; по сути, это то, что контролирует ид и суперэго от захвата власти. Для Фрейда Эго становится дифференцированным от Ид, когда младенцы учатся отличать себя от внешнего мира. В то время как Ид остается неизменным, эго продолжает разрабатывать стратегии для удовлетворения нереалистичных и неумолимых потребностей Ид в удовольствии (Feist, Feist, & Roberts, 2018). Суперэго, или идеальное я, вырастает из эго и работает на сознательном уровне, стремясь к совершенству, иногда нереалистичному. Идеальное Я во многом определяется в детстве родительскими ценностями и тем, как воспитывался человек (McLeod, S.A., 2007).
Фрейд проводил свое время, изучая пациентов, чтобы лучше понять человеческую личность. Он работал над извлечением подавленных детских воспоминаний у своих пациентов с помощью внушающих процедур, а позже стремился раскрыть их с помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций. Он работал один на один со своими пациентами на типичных терапевтических сеансах. Для Фрейда сны были окном в бессознательное, и поэтому он использовал сны своего пациента, чтобы узнать больше о любых бессознательных процессах, которые могут происходить.
По сути, Фрейд считал, что ядро нашей личности определяется тремя областями разума и в решающей степени формируется переживаниями, происходящими на пяти стадиях сексуального развития. На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтами между биологическими влечениями и социальными ожиданиями, и успешное преодоление каждого из них приведет к полностью зрелой личности (Wolberg, 1974). Многие важные вехи, определяющие, кем становится человек, происходят в первые годы жизни, и то, что происходит во взрослой жизни, является продуктом этого опыта.
Абрахам Маслоу использовал гуманистический «личностно-центрированный» подход к определению личности. Маслоу назвал свой подход целостно-динамической теорией, потому что он предполагает, что человек в целом постоянно мотивирован той или иной потребностью и что у людей есть потенциал для достижения психологического здоровья или «самоактуализации» (Фейст, Файст и Робертс, 2018). Маслоу считал, что биологическим факторам может быть уделено слишком большое внимание и что человек обладает полным потенциалом для роста на протяжении всей своей жизни. Чтобы достичь этого значительного роста и в конечном итоге достичь счастья или «самореализации», необходимо удовлетворить определенные потребности.
Чтобы объяснить «шаги», которые человек предпринимает в жизни для достижения желаемой самореализации, Маслоу создал иерархию потребностей. Во всей этой иерархии, которую он изобразил в виде лестницы, самые основные потребности находятся внизу, которые должны быть удовлетворены для любых других потребностей «более высокого уровня». Самые основные потребности начинаются с физиологических потребностей. Человек нуждается в пище, воде, кислороде и т. д., которые являются наиболее важными из них. Это очень примитивная потребность, которая обычно удовлетворяется в богатых обществах, поэтому люди не страдают активно от этих «потребностей» и могут продвигаться вверх по иерархии. Следующими физиологическими потребностями являются потребности в безопасности; безопасность, стабильность, зависимость, защита и свобода от угрожающих сил. В отличие от физиологических потребностей, потребности в безопасности не могут быть чрезмерно удовлетворены, поскольку люди никогда не могут быть полностью защищены от метеоритов, пожаров, наводнений или опасных действий других (Feist, Feist, & Roberts, 2018). Любовь и принадлежность должны следовать в иерархии, так как человеку нужно чувствовать себя любимым и устанавливать значимые отношения. Дети должны удовлетворять эту потребность, чтобы расти психологически. Далее следуют потребности уважения, такие как самоуважение, уверенность, компетентность и т. д., и, наконец, иерархия заканчивается самоактуализацией. Маслоу предполагает, что в конечном счете человек естественным образом стремится к самоактуализации, даже если не каждый человек достигает этого. Каждый человек способен и имеет желание двигаться вверх по иерархии к уровню самореализации, но, к сожалению, прогресс часто прерывается неспособностью удовлетворить потребности более низкого уровня (Mcleod, S., 2007).
Чтобы найти людей, которых Маслоу считал «самоактуализировавшимися», он начал поиск среди людей, которых встречал на протяжении всей своей жизни, например среди коллег. Если кто-то уже самореализуется, он задается вопросом, что мотивирует этого человека. В поисках ответа он пришел к мотивации внутренних ценностей, таких как «истина, добро, красота, совершенство, совершенство, простота, элегантность и т. д.» (Guest, HS, 2014).
У него были определенные критерии для самоактуализации, главным образом то, что они были свободны от психопатологии, они продвигались по иерархии потребностей и полностью использовали свои таланты, способности и возможности. Маслоу внедрил тип терапии, ориентированный на пациента, цель которого заключалась в том, чтобы клиенты приняли такие ценности, как справедливость, добро, простота и т. Д., И освободились от зависимости от других. Его форма психотерапии была направлена на то, чтобы помочь людям достичь самореализации, во многих случаях развивая теплые, любящие межличностные отношения с терапевтом, которые затем приводили к удовлетворению потребностей в любви, принадлежности и уважении. Эта здоровая форма терапии затем позволит клиенту установить эти отношения в своей жизни вне терапии, тем самым приблизив его к достижению самореализации.
В отличие от того, что можно считать довольно пессимистичным подходом Фрейда, Маслоу, кажется, имеет более обнадеживающий взгляд на человеческий опыт. В то время как Фрейд считает, что большая часть индивидуального развития происходит в раннем возрасте, в детстве, Маслоу учитывает тот факт, что у людей нет конечного количества времени для полного развития. Он предполагает, что люди стремятся «самореализоваться» на протяжении всей своей жизни и имеют возможность делать это даже во взрослом возрасте. Психоаналитический подход Фрейда в значительной степени предполагает, что человек не имеет полного контроля над тем, каким он станет в дальнейшей жизни. Если на какой-либо из психосексуальных стадий возникали определенные задержки, это приводило к беспокойствам, неврозам, подавленным эмоциям или более тяжелой психопатологии. Маслоу, с другой стороны, не рассматривает какой-либо конкретный момент в жизни человека, который непосредственно привел бы к необратимому ущербу во взрослой жизни.
При рассмотрении теории личности Фрейда люди признаются почти примитивными по своей природе, постоянно участвующими в битве Ид и Супер-Эго за контроль над животными импульсами поиска удовольствий. Уже в младенчестве люди работают на автопилоте в поисках удовольствия, пока не достигнут точки своего роста, когда эго развито и по существу опосредует действия, соответствующие социальным ожиданиям. Рассматривая действия человека в младенчестве, Маслоу определил бы такое поведение как удовлетворение физиологических или самых основных потребностей. Эта потребность должна быть удовлетворена, чтобы человек мог перейти к более сложным потребностям дальше по иерархии. Для Маслоу все эти потребности запрограммированы внутри человеческого вида (Guest, HS, 2014).
Силы, которые мотивируют людей в психоаналитической теории, имеют сексуальную природу, поскольку Фрейд считал, что большая часть наблюдаемого развития происходит посредством постепенного движения сексуальной энергии по областям разума. Напротив, целостно-динамическая теория, описанная Маслоу, оставляет мотивацию полностью на усмотрение человека. В то время как Фрейд определяет личность человека как нечто, что в значительной степени обусловлено бессознательными факторами, согласно Маслоу, рост человека происходит благодаря сознательной мотивации удовлетворять свои потребности на протяжении всей жизни. Удовлетворяя каждую потребность в своей иерархии, человек в конечном итоге достигнет самореализации и, по сути, «пика» в жизни. Маслоу предоставляет средства для достижения цели, тогда как Фрейд утверждает, что Ид никогда не может быть удовлетворено, и это будет постоянная борьба Ид и Эго/Супер-Эго.
Фрейд имел в основном проблематичное, противоречивое представление о человеческом разуме, давая нам объяснения определенных негативных черт или психопатологий, но не делал многого для объяснения «хорошей» части человечества. В то время как и Фрейд, и Маслоу стремились изучить, как возникают мотивы у людей, Маслоу разработал более «обнадеживающий» подход. По сути, он предположил, что мы не обречены страдать от детской травмы, сознательной или бессознательной. Маслоу считал, что люди врожденно мотивированы делать добро и быть хорошими, тогда как Фрейд описывал истинную человеческую сущность как Ид, неконтролируемую аморальную сущность.
Имея это в виду, важно не отказываться ни от одного подхода, поскольку и Фрейд, и Маслоу создали очень проницательные теории, которые внесли большой вклад в мир психологии. На мой взгляд, Маслоу более точно описывает человеческий опыт, даже если теории Фрейда могут быть верны. Несмотря на то, что теория Маслоу более оптимистична, трудно отрицать, что наши детские переживания действительно влияют на то, как мы видим мир и взаимодействуем с ним, когда достигаем совершеннолетия. Однако теория Маслоу настаивает на том, что мы, как люди, имеем полный контроль над тем, как мы достигаем самореализации, благодаря скрытой мотивации быть счастливым, которая заложена во всех нас.
Почти все рассуждения Фрейда, лежащие в основе наших действий и поведения, основаны на сексуальных стадиях, когда люди многогранны и не действуют исключительно в соответствии с сексуальными желаниями. Идея Фрейда о человеческой личности была обобщена, намекая на то, что каждый человеческий разум работает одинаково, когда Маслоу попытался выйти за пределы того, что можно было бы считать базовыми потребностями для нашего удовлетворения. Фрейд настаивает на том, что определенные переживания на этапах его развития могут нанести непоправимый вред человеку, но это также не обязательно верно для всех.