4.2. Теории социализации личности.
Существуют различные теории, в рамках которых по-разному рассматриваются цели социализации, условия, механизмы и основные агенты. В зависимости от той теоретико-методологической базы, которой придерживается автор, меняется понятие социализации и взгляд на ее специфику. В данном пособии будут рассмотрены следующие теории социализации:
— Психофизиологическая концепция;
— Теория когнитивного развития;
— Теория коммуникативного развития.
Психофизиологическая концепция: З. Фрейд.
Данная теория развивалась в рамках психоанализа З. Фрейда.
З. Фрейд (1856-1939 гг) – австрийский психиатр и невролог. Автор теории психоанализа. З. Фрейд рассматривал развитие и становление индивида и человечества в целом по одной схеме: от животного состояния к цивилизованному. Основа личности закладывается до 5 лет, поэтому основным агентом социализации Фрейд и другие представители данной теории считают семью.
1. Запрет. Ряд запретов существует в виде табу – это такая разновидность запретов, о нарушении которых человек даже помыслить не может, сама мысль об этом разрушительная для его психики.
2. Замещение-подстановка. Прямой запрет малоээфективен или разрушителен, если он касается реализации базовых человеческих потребностей. Поэтому важно в процессе воспитания не только показать, как делать нельзя, но и как можно реализовать потребность, не нарушив при этом социальный запрет.
3. Подражание. Наиболее эффективный механизм усвоения социальных норм: дети повторяют за родителями их поведенческие особенности, копируют не только внешние черты, речь, мимику и т. д., но и то, как следует поступать в тех или иных ситуациях.
В главе, посвященной работе Фрейда, Хьелл Л. и Зиглер Д. пишут: «Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма». [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2006, 607с]
Фрейд выделяет следующие стадии психосексуального развития личности:
1. Оральная стадия.
2. Анальная стадия.
3. Фаллическая стадия.
4. Латентная стадия.
5. Генитальная стадия.
Таблица 4.1. Стадии психосексуального развития по Фрейду
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0 – 18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5 – 3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые органы (мастурбация) | Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствует (половое бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
[Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2006, 607с ]
Теория когнитивного развития.
В данной концепции акцент делается на развитии навыков мышления, деятельности, профессиональных способностей и умений. Социализированный индивид – это индивид с абстрактным мышлением, способностью к творчеству, обладающий прикладными навыками.
Таким образом, развитие индивида в данной концепции – это развитие его интеллекта.
Данную концепцию в своих работах развивал известный психолог Ж. Пиаже.
Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; 19 августа 1896 – 16 сентября 1980) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).
Ж. Пиаже выделил следующие стадии развития индивида:
1.
На этой стадии возможны манипуляции с предметами, но недоступны мыслительные операции с символами. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
2.1 Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
2.2 Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
3 Период формальных операций (11—15 лет).
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
[Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.- 658 с.]
Основными агентами социализации являются семья, образовательные институты, профессиональные коллективы.
Механизмы, с помощью которых происходит когнитивное развитие – это ассимиляция и аккомодация.
Ассимиляция – это развитие когнитивных схем, включение новых элементов. Аккомодация – приспособление когнитивных схем к реальным ситуациям, приспособление схемы к специфическим условиям.
Теория коммуникативного развития: Д. Мид, Ч. Кули.
С точки зрения представителей данной концепции, социализация – это процесс развития коммуникативных навыков в социуме. Социализированным является тот индивид, который может построить эффективную коммуникацию. Происходит это путем усвоения социально значимых символов.
Символ (по Миду) – это некий объект, значение которого не сводится к сумме составляющих его физических свойств. Базовой символьной системой, необходимой для коммуникации, является язык. На примере мифа о Вавилонской башне мы можем продемонстрировать важность единой символьной системы для коммуникации, что в свою очередь обеспечивает стабильное функционирование общества.
Мид выделяет два аспекта формирования самости (идентичности):
I
Me
I (Ай) – это творческий аспект идентичности, те индивидуальные черты личности, которые уникальны и присущи только ей. Me (ми) – это реакция индивида на других. Принятые социальных установок, интериоризованные нормы.
Важную роль в процессе социализации в детском возрасте, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, происходит усвоение различных социальных ролей. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» — с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Таким образом, детские группы общения оказывают важную функцию в формировании личности индивида. В итоге, еще в период первичной социализации, у индивида должен сформироваться образ «обобщенного другого». Критерием формирования социализированной личности является способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого». Обобщенный другой – представление об окружающем мире; некий усредненный набор установок. По сути, формирование образа «обобщенного другого» является той обратной связью, которая возникает у индивида с социальным миром, в котором он существует.
Другим известным представителем теории коммуникативного развития является Чарльз Кули.
Чарльз Кули (англ.Charles Horton Cooley, 17 августа1864,Энн-Арбор,Мичиган—8 мая1929, там же) — американскийсоциальный психолог, профессорМичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.
Основы социологической теории Кули изложены им в работах «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Кули описывал «я-концепцию», его теория «зеркального я» показывает роль социума в социализации личности. Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других.
Важнейшими агентами социализации в рамках данных концепций являются группы наиболее интенсивного общения индивида, в особенности референтная группа.
Теория социализации личности: Ч. Кули, Дж. Г. Мид
По мнению многих авторов название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно-правильнее ее обозначить как теорию «зеркальной самости». В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида, состоящей, из I и Me.
Концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных последователей символического интерракционизма, предложивших свое видение самости (Гоффман и др.) Чтобы не вносить путаницу в терминологию, сохранено традиционное название теории – «Зеркальное Я». Однако в уме мы должны помнить, что в данном случае я выступает синонимом самости.
Социолог отмечает, что «Социализацию такого рода можно назвать отраженной или зеркальной самостью. Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше. Бываем довольными, а бываем и нет, в соответствии с этим принимаем какие-то решении об изменении своего поведения или облика. Точно так же в своем воображении мы воспринимаем мысль о нашем облике, манерах от других людей. И это самым различным образом на нас воздействует.
По мнению Кули, социализация складывается из 3х элементов:
Того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие люди.
Того, как люди реагируют на то, как они нас воспринимают.
Как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
В процессе формирования личности особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем-ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становление личности – роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими людьми. Так же он называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я».
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».
Дж.Г. Мид (1863-1931 гг.), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако, в отличии от него, Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:
Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.
Вторая игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».
По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗
5 важных теорий социализации упрощены
1 комментарий / Социология
Page Contents
С точки зрения общества социализация – это способ, посредством которого общество передает свою культуру из поколения в поколение и поддерживает себя. С точки зрения личности социализация — это процесс, посредством которого личность усваивает социальное поведение, развивает свое «я». Существует множество теорий социализации.
Джон Локк, Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид разработали отдельные теории социализации. Все эти теории в чем-то похожи, но все же в чем-то различаются следующим образом:
Теория Локка
Локк считал, что мы рождаемся с чистого листа, что у нас нет личности, и что мы учимся этому через социальную среду. Он считал, что любой человек может быть превращен в то, что он хочет, чтобы окружающая среда была.
Интересно, что двое других ученых, Кули и Мид подчеркивали, что социализация в значительной степени сосредоточена на развитии представления о себе. Так, соответственно, они предложили следующую «теорию социализации», также известную как «теория развития личности»;
Кули Теория «зазеркального я»
Одна из теорий социализации — зазеркалье. Кули верил в «зазеркалье себя», которое относится к интерактивному процессу, посредством которого мы создаем образ самих себя на основе того, как мы представляем, как мы кажемся другим. Другие люди действуют как зеркало, и поэтому они отражают образ, который мы проецируем через свои реакции на наше собственное поведение.
Мид Теория личности
Мид основал «теорию личности» и считал, что вначале мы видим себя такими, какими нас видят другие, и в конечном итоге мы не только видим себя такими, какими нас видят другие, но и фактически принимаем или притворяются, что берут на себя роли других, позволяя нам предвидеть, что другие ожидают от нас, таким образом учась глазами других.
Согласно Миду, две части личности: «я» и «я».
Мид также теоретизировал, что «социальная самость» состоит из двух аспектов:
- «Я»: действующая, субъективная часть самости (самосознание)
- «Я»: условная, объективная часть самости (образ себя)
Помните: «теория самости» Мида основана на его вере в то, что социализация — это путешествие длиною в жизнь.
Психосексуальная теория Фрейда
Теория развития личности по Зигмунд Фрейд (известная также как «психосексуальная теория») также является одной из важных теорий социализации.
Личность определяется как характерный образец мышления, чувств и действий человека. Зигмунд Фрейд (1856-1939) разработал «психоаналитическую теорию развития личности». Психоаналитическая теория Фрейда объясняет, что детские события и бессознательные мысли/мотивы определяют личность человека.
Согласно этой теории, в процессе психосексуального развития дети проходят 5 психосексуальных стадий. Человек становится «ФИКСИРОВАННЫМ» или застревает на стадии, когда основная потребность не удовлетворена, поэтому он столкнется с трудностями при переходе с одной стадии на другую. Психосексуальные стадии Фрейда упоминаются ниже:
Стадия 1: Оральный (0-18 месяцев) : Удовольствие сосредоточено на сосании, жевании, кусании.
Стадия 2: Анальный секс (от 18 месяцев до 3 лет) : Удовольствие сосредоточено на движении кишечника и мочевого пузыря (задержке или удалении фекалий или мочи), чтобы справиться с потребностью в контроле.
Стадия 3: Фаллическая (3-6 лет) : Зона удовольствия — половые органы/гениталии; Эдипов комплекс у мужчин и комплекс Электры у женщин. У мальчика будет желание завладеть своей матерью и вытеснить отца, а девочка захочет завладеть отцом и вытеснить мать; справиться с инцестуозными чувствами.
Стадия 4: Латентность (от 6 лет до полового созревания) : Дремлющее/неактивное сексуальное чувство. Никаких фиксаций не происходит, поскольку энергия ребенка сосредоточена на занятиях со сверстниками и личном мастерстве обучения и физических навыках.
Стадия 5: Генитальная (пубертатный период) : Созревание сексуального интереса. Возрастает сексуальный интерес к противоположному полу. Ребенок улучшает свою личную идентичность, развивает чувство заботы по отношению к другим, устанавливает любовные и сексуальные отношения и продвигается в успешной карьере.
Теория ментальных структур:
Согласно Зигмунду Фрейду, личность (то есть человеческая психика) состоит из трех структурных частей: ид, эго и суперэго:
ид :- их
- Действует по ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ – получать удовольствие, избегать боли
- Движимые сексуальными и агрессивными побуждениями Я хочу шоколадку! Я хочу сейчас. Эго :
- Рациональный уровень личности
- Работает на ПРИНЦИПАХ РЕАЛЬНОСТИ – мыслит реалистично и логично
- Баланс между Ид и Суперэго Съедает маленькую плитку шоколада. Может быть, я найду компромисс. Суперэго :
- Частично бессознательное
- Действует на основе НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ
- Способен различать хорошее и плохое, правильное и неправильное
- они будут чувствовать себя виноватыми и тревожными.
Я на супердиете. Хорошие люди так не делают.
Нравится:
Нравится Загрузка…
- Что такое исследовательская парадигма? Определение и типы [объяснение]
- Что такое научные исследования? Определение, характеристики и процесс
- Фундаментальные исследования против. Прикладные исследования: 8 ключевых отличий [объяснение]
- Что такое исследования? Определение, особенности, типы и подходы
- Что такое реализация стратегии и как ее реализовать?
Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10.3109/10826089809062220.
Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/10826089809062220
E R Oetting et al. Неправильное использование Subst. 1998 мая.
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10.3109/10826089809062220.
Авторы
Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/10826089809062220
Абстрактный
Теория первичной социализации предполагает, что употребление наркотиков и девиантное поведение возникают в результате взаимодействия с первичными источниками социализации — семьей, школой и группами сверстников. Теория также постулирует, что личные характеристики и черты личности человека не имеют прямого отношения к употреблению наркотиков и отклонениям, но почти во всех случаях влияют на эти результаты только тогда, когда они влияют на взаимодействие между человеком и первичными источниками социализации. Интерпретация результатов исследования с точки зрения теории первичной социализации предполагает следующее: 1) такие характеристики, как депрессия, тревога и низкая самооценка, связаны с употреблением наркотиков и девиантностью только тогда, когда они оказывают сильное влияние на процесс первичной социализации; т. е. среди детей младшего возраста; 2) такие черты, как гнев, агрессия и поиск острых ощущений, связаны с употреблением наркотиков и отклонениями, поскольку эти черты с большей вероятностью влияют на первичный процесс социализации в любом возрасте; 3) психопатологии, которые в наименьшей степени препятствуют установлению связи с источниками просоциальной социализации, тревогами и большинством аффективных расстройств, реже имеют коморбидную наркотическую зависимость; и 4) Психопатологии, такие как оппозиционное расстройство, расстройство поведения, синдром дефицита внимания и антисоциальная личность, с большей вероятностью мешают первичной социализации, и литература показывает, что эти синдромы также, скорее всего, имеют двойной диагноз с наркозависимостью.
Похожие статьи
Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.
Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В.Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь;34(7):1013-23. дои: 10.3109/10826089909039393. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219
Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/10826089809056252. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.
Теория первичной социализации. Влияние общества на употребление наркотиков и девиантность. III.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф., Деффенбахер Дж.Л. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 июнь; 33 (8): 1629-65. дои: 10.3109/10826089809058948. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9680086
Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации.
Нурко Д.Н., Лернер М. Нурко Д.Н. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359217
Аннотация: Последние исследования, изучающие роль отношений со сверстниками в развитии психопатологии.
Дитер-Декард К. Дитер-Декард К. J Детская психологическая психиатрия. 2001 г., июль; 42 (5): 565–79. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11464962 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Факторы риска раннего подросткового возраста в криминальной карьере польских правонарушителей в свете теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпжак А., Пенкала-Войцеховская А., Хомчинский П., Ольшевский М., Марчак М., Козловский Р., Тимлер Д., Законник Л., Сенкевич К., Козловская Е., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 июня; 18 (12): 6583. дои: 10.3390/ijerph28126583. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34207331 Бесплатная статья ЧВК.
Возрастные переходы и поворотные моменты в криминальной карьере польских правонарушителей с точки зрения теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпшак А., Хомчиньски П., Ратайчак Ю., Марчак М., Козловски Р., Тимлер Д., Пенкала-Войцеховска А., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 3 июня; 18 (11): 6010. дои: 10.3390/ijerph28116010. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34205048 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние соседства, сверстников и родителей на незначительное и серьезное употребление психоактивных веществ латиноамериканскими и чернокожими подростками.
Сигал М., Росс Б.Дж., Бенке А.О., Планкетт С.В. Сигал М. и др. Дети (Базель). 2021 31 марта; 8 (4): 267. doi: 10.3390/дети8040267. Дети (Базель). 2021. PMID: 33807221 Бесплатная статья ЧВК.
Социальное взаимодействие в игре и игровое расстройство: взгляд из онлайн-социального капитала.