Терапевтические сказки для детей, дошкольников, подростков, взрослых, от страхов, о школе, дружбе, для коррекции поведения
Терапевтические сказки – простой, но очень эффективный инструмент. Сказкотерапия показана и маленьким и «взрослым» детям. Страхи, фобии, сложный период в жизни стоит сесть и придумать сказку, где главный Герой с честью выходит из разных испытаний и становится сильнее – и в реальности вдруг ресурсы появляются и уходят страхи.
Терапевтические сказки – что это?
Терапия сказкой – это направление в психологии, позволяющее в безопасном пространстве для ребенка и взрослого творить чудеса преображения, решать сложные проблемы, моделировать новую реальность и расставаться со старыми обидами, проживать «замороженные» чувства, чтобы избавиться от них окончательно. Терапевтические сказки для дошкольников в совокупности с игрой являются неотъемлемой частью для полноценного развития психики ребенка.
В чем заключается функция терапевтических сказок?
Короткие терапевтические сказки вмещают в себя опыт того или иного персонажа в сжатой форме, но от этого не теряет своей ценности и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Функции психотерапевтических сказок:
- в простой форме доносят важные жизненные ценности;
- учат добродетели;
- помогают справляться на примере героев с трудностями;
- содержат информацию о том, как устроен мир;
- показывают важность разных испытаний и наработку опыта в течение жизни;
- помогают справиться с горем, страхами;
- несут в себе коррекционную составляющую в проработке деструктивного поведения.
Терапевтические сказки для коррекции поведения
Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми — важная составляющая работы психолога. Сказки легко усваиваются и помогают усваивать нужные шаблоны поведения. Коррекционные сказки:
- «Песчаный вулкан» Е.С. Мосина – коррекция жадности у ребенка;
- «Сказка про Колю и его друзей
- «Сказка про Зайца Забияку» И. Гурина – если ребенок дерется;
- «Сказка о пропавшей улыбке» Д. Трушина – коррекция грубого поведения, агрессии направленной на родителей.
Терапевтические сказки для детей
Терапевтические сказки – в них нуждается любой ребенок, потому что в отличие от взрослого он не обладает таким богатым опытом как взрослый в решении возникающих проблем, ребенок уязвим перед окружающим миром, задача взрослого помочь ребенку с помощью сказки показать как главный герой справляется с возникающей перед ним проблемой. Терапевтические сказки на ночь обладают проникающим свойством в подсознание, где происходит обработка и усвоение нужной информации, и если нужно исцеление страха.
Терапевтические сказки от страхов
Терапевтическая сказка на ночь для детей помогает бороться с кошмарами, которым подвержены в тот или иной период ребятишки. Часто родители на приеме у психолога жалуются на то, что их ребенок не может уснуть из-за страха быть украденным «Бабайкой» или Бабой Ягой. Какие терапевтические сказки про страхи можно использовать:
- «Кто живет в темноте» сборник сказок;
- «Там где живут чудовища» М. Сендак;
- «Пятая овечка» – Г. Гарриет;
- «Слоненок, который боялся темноты» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев.
Терапевтические сказки для подростков
Терапевтические сказки в работе с подростками являются отличным инструментом для воздействия на личность подростка. Подростковый возраст – это время когда комплексы проявляют себя очень ярко, начинают проявляться некоторые деструктивные черты, являющиеся как результатом воздействия неблагополучной семьи, так и проявлением гормонального «шока». Терапевтические сказки – простой путь донести до подростка важные ценности и увидеть ресурсы.
Терапевтическая сказка о школе
Функции терапевтических сказок рассказывать просто о сложном. Школа – место, где иногда сложно «выжить» в буквальном смысле подросткам с ранимой и чувствительной психикой. Терапевтические психологические сказки о разных героях, которые с достоинством проходят испытания помогают школьникам справляться с трудностями, возникающими в школе. Сказки о Героях обладают и коррекционной составляющей.
Терапевтическая сказка о дружбе
Короткие терапевтические сказки для подростков психолог преподносит ненавязчиво в виде рассказа, притчи или истории свидетелем которой он был. Дружба – очень важная составляющая жизни любого человека, истинная дружба крепка и не подвержена невзгодам и многому учит человека. Подросткам в пример можно приводить сказку И. Вачкова «Про дружбу и ее потерю».
Эта сказка о двух друзьях муравьях Муре и Руме, которые захотели испытать свою дружбу и были уверены, что пройдут все испытания. Для этого они обратились к Богомолу, и он посоветовал им обратиться к колдунье Пчеле. Колдунья придумала им испытание и сделала их немыми, Мур и Рум успешно его прошли, научились понимать друг друга без слов. Во втором испытании Пчела произнесла заклятье, чтобы муравьи начали грубить, лгать и обижать один другого. Поначалу они поддались чарам, но поняли вовремя, что так нельзя – дружба устояла.
Попросили еще испытаний друзья. Пчела испытывала их дружбу злобой, страхом – все выдержали, но этого им оказалось мало и Мур и Рам попросили последнее испытание, Пчела долго не соглашалась, но вняла их просьбе и сделала их эгоистами. Так разрушилась крепкая дружба муравьев – это оказалось очень тяжелым испытанием, ведь эгоисты видят лишь себя. Дружбу надо беречь.
Терапевтические сказки для взрослых
Цель терапевтических сказок помочь человеку прожить неблагоприятный период в жизни, исцелить душу и понять, почему те или иные вещи с ним происходят. Терапевтические лечебные сказки рассчитаны и для детей и для взрослых – это универсальный ключ, помогающий менять жизнь к лучшему через осознание и проживание чувств. Даже чтение обычных сказок дает видение, как можно вновь войти в ресурсное состояние.
Терапевтические сказки для настроения
Преимущества терапевтических сказок в том, что они ненавязчивы и легко проникают в подсознание, позволяя избавляться от деструктивных программ. Сказки желательно придумывать самому. Как можно поднять настроение, очень просто представить себя волшебником ответственным за свою жизнь и свои состояния. Грустно? Пришла пора сочинить сказочку, необязательно большую, например, про Грусть.
Жила-была Грусть, и было ей очень одиноко, никто не хотел с ней дружить, все прогоняли ее, и даже боялись находиться с ней рядом – от этого Грусть становилась еще мрачнее, как туча, так ходила, бродила она по свету и стала сомневаться для чего она вообще нужна, зачем ее Создатель сотворил, какой в ней смысл. Отчаялась Грусть и решила она пойти к известному Мудрецу, может он знает, в чем смысл ее существования.
Мудрец, к удивлению Грусти принял ее с распростертыми объятьями и рассказал ей, как она важна для людей. «Ты» – сказал Мудрец «помогаешь прожить утрату, то, что пришло время отпустить и это нужно сделать с должным уважением, а в тебе это есть, без отпускания не может быть дальнейшего пути, все иллюзии должны быть отпущены, а это всегда грустно, только сполна проживая чувство грусти человек входит в состояние обнуления и постепенно готов двигаться дальше, вот как ты важна!». Сказка говорит о том, что все чувства имеют право быть.
Терапевтические сказки про чувство вины
Терапевтическая сказка по психологии вины помогает осознать это чувство, которое настолько засело в человеке как заноза, что человек чувствует что саднит, болит, но идентифицировать его не может. Чувство вины – деструктивное чувство и характеризуется тем, что:
- основано на базовом чувстве стыда, сформированном в детстве;
- лишает человека ответственности и способности действовать;
- находясь в чувстве вины, человек подсознательно ждет наказания;
- энергетически человек с застарелым чувством вины находится в детской позиции, т.е в регрессивном состоянии, значит в беспомощности.
Терапевтические сказки про чувство вины помогают прочувствовать и отпустить вину. Сказка про вину. Жила была одна милая молодая женщина София в одной квартире со своей пожилой матерью. Софье уже стукнуло 30 лет, но она еще не разу не была в отношениях, о семье и не мечтала, потому что ухаживала за своей больной мамой. Стоило Софье задержаться на работе или при редких встречах с одной единственной подругой, мать требовательно ей звонила и говорила, чтобы та немедленно шла домой, потому что давление зашкаливает и пора дать ей лекарство.
Софья срывалась, спешила домой. Потому что мама это самое ценное, что есть в жизни у человека, а мать, которая вырастила тебя одна без отца, отдала все свое здоровье и ту крохотную зарплату, во всем себе отказывая, такая мама «святая». Мать Софьи постоянно напоминала об этом своей единственной дочери, вызывая чувство вины. Чем больше Софья делала для матери, тем больше мать требовала к себе внимания, отказывая себе все радости жизни.
В один прекрасный момент, посмотрев на себя в зеркало, Софья поразилась тому, каким было ее отражение: черные ввалившиеся глаза, опущенные уголки губ, как при скорби – она выглядела как старушка и поняла, что пришла пора выбрать себя. Но это потребовала от нее взять на себя ответственность, сначала она разозлилась на мать, что та использовала ее, но поняла, что ее ответственность в том, что она Софья уже выросла и может выбрать продолжать чувствовать вину или стать взрослой и строить свою собственную жизнь.
Становимся добрыми сказочниками для своих детей и внуков
Терапевтические сказки принято считать инструментом детского психолога. Однако родители тоже могут использовать их, чтобы улучшить отношения с ребенком и помочь ему увереннее справляться с самыми разными жизненными ситуациями. О том, чем могут быть полезны терапевтические сказки и как их использовать, рассказывает Оксана Суетина, младший научный сотрудник Института коррекционной педагогики.
Терапевтические сказки можно читать даже двухлетним детям
Многие поколения родителей во всем мире рассказывали и будут рассказывать детям сказки — смешные, поучительные, иногда — немного страшные. Сказки идут рука об руку с детством, они благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, помогают в воспитании и развитии эмоциональной сферы, учат ребенка сопереживать сказочным героям, быть чутким и отзывчивым, предупреждают о последствиях неправильных поступков.
Сказка сопровождала человека многие века, а сказкотерапия стала развиваться относительно недавно. Ее цель — максимально способствовать развитию и адаптации, корректировать поведенческие трудности у детей, подростков и взрослых. Сказкотерапия эффективна для всех возрастов, но чаще всего применяется для помощи детям.
Терапевтическая работа сказки начинается с того возраста, когда ребенок сможет ее понять, установить причинно-следственные связи, сделать выводы из услышанного, — то есть примерно с 3 лет. Но начинать рассказывать самые простые и короткие терапевтические сказки можно и двухлетнему ребенку.
Терапевтические сказки «работают» с различными проблемами: тревогой и страхами, агрессией и застенчивостью, низкой самооценкой и трудностями в общении. Через прослушивание занимательных историй ребенок может накопить опыт, который необходим ему для позитивных изменений.
Применять сказкотерапию вполне можно дома, когда сказки ребенку рассказывают родители, бабушки или дедушки. В интернете или в книжных магазинах можно даже растеряться от разнообразия терапевтических сказок. Есть целые сборники, направленные на решение определенных детских проблем: трудностей укладывания спать, агрессии, капризности, разнообразных детских страхов.
Написаны серии сказок о приключениях определенного персонажа, который попадает в разнообразные ситуации, встречающиеся в жизни малыша, и успешно преодолевает возникающие трудности. Например, идет в детский сад, учится дружить, идет к врачу, перестает бояться темноты или прекращает обманывать маму.
Придумываем «персональную» терапевтическую сказку
При всем разнообразии изданных терапевтических сказок совсем не обязательно читать ребенку книгу, купленную в магазине. Родители могут самостоятельно сочинять терапевтические сказки для работы со сложностями, возникшими именно у их ребенка. Для этого можно придумать сказку с чистого листа или внести изменения в готовую.
Героями терапевтических сказок можно сделать любимых и значимых для ребенка персонажей, например, из мультиков или комиксов. Скажем, волноваться перед походом в детский сад или к доктору может машинка, паровозик, черепашка или даже супергерой — ведь он тоже когда-то был маленьким.
Есть несколько принципов, на которые можно опираться при сочинении терапевтических сказок. Эти же правила помогут оценить уже написанные сказки, проверить, подойдут ли они ребенку или в них лучше что-то изменить.
1. Прежде чем читать сказку ребенку, прочитайте ее сами. Оцените ее длительность, насыщенность событиями и соотнесите ее с возрастом малыша. Текст не должен быть слишком сложным и содержать незнакомые, трудные для понимания ребенка слова. Начните с малого, в первую очередь ориентируйтесь на своего ребенка — не каждый малыш способен сразу выслушать длинную поучительную историю. Ребенок взрослеет, и сказка постепенно обрастает подробностями и деталями, увеличивается количество персонажей, переживания главного героя становятся сложнее.
Не стоит читать сложные терапевтические тексты «на вырост» — такая сказка может оказаться непонятной и совсем неинтересной ребенку. Малыш уйдет от книги или быстро отвлечется, а сказка не сможет ему помочь.
2. Проблемы или конфликтные ситуации персонажей должны перекликаться с проблемами и ситуациями ребенка. Если вы вникнете в суть проблемы, беспокоящей вашего ребенка, он охотнее последует за похожим на него персонажем по пути решения проблем. Например, если малыш все время убегает далеко от родителей, можно прочитать ему сказку примерно такого содержания:
«Маленький Ежик во время прогулки все время убегал от Мамы-Ежихи. „Ах, как быстро я бегу, всех могу обогнать! И мама вместе со мной бежит — как же весело!“ — думал Маленький Ежик и бежал от мамы все быстрее. Однажды мама предложила Маленькому Ежику поиграть в „Гонки“ — кто быстрее добежит до большой березы. Маленькому Ежику понравилось играть с Мамой-Ежихой в „Гонки“, и дальше березы он больше не убегал».
3. В терапевтической сказке должен быть хороший финал. Потерявшиеся звери найдены, неспящий зайчик убаюкан, пугливая мышка стала смелой. Важно помнить, что «поучительные» сказки про бабайку, который уносит детей, или про волка, который пришел и съел не спавшего ночью зайчика, никак нельзя назвать терапевтическими, — скорее, наоборот, они могут спровоцировать неврозы и другие проблемы.
4. Читая сказку, не стоит излишне эмоционально описывать моменты, пугающие ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш склонен пугаться, впечатлителен и раним, постарайтесь сократить описание сказочных неприятностей и злоключений, произошедших c героями. Излишний акцент на пугающих моментах может стать источником дополнительной тревоги и новых страхов.
Например, у ребенка выраженный страх врачей. В таком случае не стоит, рассказывая сказку «Про храбрую девочку и доктора», излишне детально описывать страшного, строгого врача, сидящего в кабинете с таблетками и шприцами. До момента, где храбрая девочка проявит свою храбрость, можно просто не успеть дорассказать — ребенок к тому времени уже заплачет.
Начните, например, так: «Храбрая девочка Лиза с такими же косичками, как у тебя, смело пошла к Доброму Доктору. На двери так и было написано: „Кабинет № 5. Очень Добрый Доктор“. Доктор заботливо спрашивал девочку, не болит ли ее животик, смотрел ушки, просил показать горлышко и весело играл в игру „Скажи Ааа“. Храброй девочке Лизе так понравилось у Доброго Доктора, что в следующий раз она решила взять с собой свою любимую куклу и попросила доктора проверить и ее животик, ушки и горлышко».
Когда ребенок станет чуть старше, постепенно придет время сказок с приключениями и пугающими событиями. Но, начиная применять сказкотерапию, руководствуйтесь принципом постепенности. Ведь цель терапевтической сказки — находить и подсказывать ребенку выход из проблемной ситуации, а не создавать новые и закреплять имеющиеся страхи.
Ненавязчивый способ привить любовь к чтению
Помимо своей основной, терапевтической, функции, сказкотерапия имеет целый ряд других положительных моментов. Во-первых, чтение красиво оформленного издания формирует положительный образ книги. Ребенок получает представление о том, что дает человеку чтение и зачем учиться читать. Во-вторых, чтение сказок тренирует память ребенка, расширяет словарный запас, а при обсуждении — формирует навык пересказа.
И в-третьих, при регулярном чтении ребенку терапевтических сказок в семье постепенно формируется своеобразный ритуал: побыть с ребенком и рассказать сказку, обсудить ее с малышом, услышать его мысли по поводу услышанного, узнать о его переживаниях.
Таким образом, сочиняя и рассказывая терапевтические сказки своему ребенку, вы настраиваетесь с ним на одну волну. Это повод задуматься о его тревогах, постараться понять, почему он ведет себя так, а не иначе, как можно решить возникшую проблему. Терапевтические сказки дают возможность родителям, бабушкам и дедушкам не только помочь малышу справиться с трудностями, но и стать добрыми сказочниками для своих детей и внуков.
Фото: Коллекция/iStock
терапевтических историй для детей — Play Therapy London
Кэтрин Линч Кэтрин Линч
Эта запись в блоге содержит ссылки на книги, которые помогут детям научиться чувствовать гнев.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
Эта запись в блоге содержит ссылки на книги, которые помогут детям научиться чувствовать беспокойство.
ПодробнееВ этой записи блога содержатся ссылки на книги, которые могут быть полезны для обучения детей чувствам и эмоциям.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
Мяч — это терапевтическая история для детей, которые чувствуют себя подавленными и расстроенными после какого-либо события.
Кэтрин Линч Кэтрин Линч
Рози — это терапевтическая история для детей, которые испытывают тревогу, пытаясь попробовать что-то новое, и боятся сделать что-то не так.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
«Маленькая устрица» — это терапевтическая история для детей с заниженной самооценкой и негативным сравнением себя с другими.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
Чужой Алекс — это терапевтическая история для детей, которые переживают переживания, связанные с тем, что они другие и не вписываются в общество.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
Sparkle Star — это терапевтическая история для детей, которые испытывают тревогу по поводу участия в занятиях.
ПодробнееКэтрин Линч Кэтрин Линч
Обезьяна Макс — это терапевтическая история, написанная для того, чтобы помочь детям понять изменения в их повседневной жизни из-за COVID-19.
ПодробнееТерапевтическое рассказывание историй детям: пять простых шагов
Все любят хорошие истории.
Хорошие истории захватывают внимание слушателя и не отпускают его. Сколько себя помню, я читаю и рассказываю истории. Будь то детсадовцы, клиенты или студенты колледжа, я обнаружил, что истории погружают людей в восприимчивое состояние, похожее на гипнотический транс.
В настоящее время в основном мы видим детей и подростков, увлеченных своими электронными устройствами, телевидением и фильмами. Хотя приятно видеть молодых людей в спокойном и сосредоточенном состоянии, большая проблема с устройствами (помимо их негативного влияния на сон, концентрацию внимания, вес, развитие мозга и почти все остальное, имеющее отношение к жизни в реальном мире) заключается в том, что мы (родители, опекуны и заинтересованные взрослые) не можем контролировать электронные истории, которые видят и слышат наши дети.
Рассказывание историй — это естественный метод преподавания и обучения. Дети учатся из историй. Мы учим, когда говорим им. С тем же успехом мы могли бы добавить наш преднамеренный выбор историй к тому, что наши дети узнают из Интернета.
Еще в 1997 году мы с Ритой написали книгу под названием «Крутые дети, крутое консультирование ». Одна из глав была посвящена тому, как использовать терапевтическое повествование с детьми и подростками. Хотя содержание Tough Kids, Cool Counseling устарел, идеи все еще тверды. Следующий раздел — хороший материал для консультантов, психотерапевтов, родителей и других взрослых, которые хотят влиять на молодых людей.
В консультировании рассказывание историй изначально разрабатывалось как метод преодоления сопротивления клиента. Истории — это мягкие методы, которые не требуют ответа, но стимулируют «мышление, переживания и идеи для решения проблем» (Lankton & Lankton, 1989, стр. 1–2).
Рассказывание историй — это альтернативная коммуникативная стратегия. Для консультантов это должно использоваться как метод в контексте общего плана лечения, а не как подход к лечению сам по себе. Для родителей и опекунов истории должны быть веселыми и увлекательными. . . и рассказывается способами, которые облегчают обучение.
этажное строительство. Даже если вы отличный рассказчик от природы, полезно иметь руководство или структуру для построения и развития истории. Мне нравится использовать структуру, о которой Билл Кук, психолог из Монтаны, написал и поделился со мной. Он использует аббревиатуру S-T-O-R-I для организации частей терапевтической истории.
S: Подготовьте сцену для истории. Чтобы подготовить почву, вы должны создать сценарий, который фокусируется на ребенке, живущем в определенной ситуации. Ребенок может быть человеком, животным или анимированным объектом. Главный детский персонаж должен быть описан положительным и привлекательным образом. Поскольку большая часть моей работы еще в 1990-е годы включали работу с мальчиками, которые были злыми и импульсивными, в следующей истории рассказывается о мальчике, у которого проблемы со спорами. В зависимости от ваших обстоятельств вы можете легко изобразить девочку или ребенка, у которого нет определенной гендерной идентичности.
Вот и начало истории.
Жил-был очень умный мальчик. Его звали Ланкастер. Ланкастер был не только умным, но и очень классно одевался. Он носил отличную одежду, и почти все, кто встречал Ланкастера, сразу же были им впечатлены. Ланкастер жил со своей матерью и сестрой в городе.
В этом примере имя клиента было Ларри. Если это не слишком очевидно, вы можете дать центральному персонажу имя, похожее на имя вашего клиента. Вы также можете придумать историю, которая имеет другие сходства с жизнью вашего клиента.
T: Сообщить о проблеме. Этот этап включает в себя проблему, с которой борется центральный персонаж. Это должна быть проблема, похожая на проблему вашего клиента или вашего ребенка. Этот этап заканчивается заявлением о том, что никто не знает, что делать с этой очень сложной и запутанной проблемой.
Каждый день Ланкастер ходил в школу. Он пошел, потому что должен был, а не потому, что ему нравилась школа. Видите ли, Ланкастеру не нравилось, когда люди указывали ему, что делать. Ему нравилось командовать. Ему нравилось быть начальником. Плохая новость заключается в том, что его школьные учителя тоже любили командовать. А когда он был дома, его мама любила быть начальницей. Таким образом, Ланкастер ввязался во множество споров со своими учителями и матерью. Его учителя очень устали от него и собирались выгнать его из школы. Что еще хуже, его мать была так зла на него за то, что он все время спорил, что чуть не выгнала его из дома. Никто не знал, что делать. Ланкастер спорил со всеми, и все злились на Ланкастера. Это было очень большой проблемой.
O: Организуйте поиск полезных ресурсов. В этой части истории главный герой и семья пытаются найти помощь, чтобы решить проблему. Этот поиск обычно приводит к идентификации мудрого старика, животного или инопланетного существа в качестве особого помощника. Мудрый помощник живет где-то далеко и обладает добрым, нежным и таинственным качеством. В данном случае, поскольку у Ларри (клиента) было не так уж много положительных мужских образцов для подражания, я решил сделать мудрого помощника мужчиной. Очевидно, что вы можете контролировать эту часть истории, чтобы удовлетворить потребности ребенка и ситуацию.
Поскольку ситуация становилась все хуже и хуже, почти все решили, что Ланкастеру нужна помощь, кроме самого Ланкастера. Наконец, директор Ланкастера позвонил маме Ланкастера и рассказал ей о мудром старике, который жил в лесу. Мужчину звали Седрик, и, по-видимому, в прошлом он помогал многим маленьким детям и их семьям. Когда мать Ланкастера рассказала ему о Седрике, Ланкастер отказался видеть Седрика. Ланкастер засмеялся, усмехнулся и сказал: «Директор — сырная собака. Он не знает разницы между своим носом и метеоритом. Если он думает, что это хорошая идея, я этого не делаю!»
Но в конце концов Ланкастеру надоели все споры, и он сказал своей маме: «Если ты будешь покупать мне мое любимое мороженое с мороженым каждый день в течение недели, я пойду к этому старому Сид-Хеду. Мама Ланкастера вытащила свою сумочку и спросила: «Какой вкус ты хочешь сегодня?»
После двухчасовой прогулки по лесу они прибыли к дому Седрика на дереве поздним субботним утром. Они поднялись по ступенькам и постучали. Голос крикнул: «Иди сюда сейчас же, или вафли остынут!» Ланкастер и его мама вошли в дом на дереве и сразу почувствовали восхитительный запах. Седрик помахал им рукой, как старым друзьям, усадил за кухонный стол и подал стопку горячих клубничных вафель со взбитыми сливками и свежим кленовым сиропом. Они ели и говорили о тайнах леса. Наконец, Седрик откинулся назад и спросил: «А теперь, чего вы двое хотите? . . кроме моих клубничных вафель и этой приятной беседы?»
Ланкастер вдруг смутился. Его мама, будучи чувствительной мамой, посмотрела на большое неуклюжее лицо Седрика и описала, как Ланкастер может спорить практически с кем угодно, когда угодно и где угодно. Она описала его склонность обзывать людей дурными именами и упомянула, что Ланкастеру грозит исключение из школы. Конечно, Ланкастер изредка вырывался: «Ни за что!» и «Я никогда этого не говорил», а иногда и «Ты глупее моей любимой жабы».
901:05 После того, как мама Ланкастера замолчала, Седрик посмотрел на Ланкастера. Он ухмыльнулся и усмехнулся. Ланкастеру не нравилось, когда люди смеялись над ним, поэтому он спросил: «Ты над чем смеешься?» Седрик ответил: «Мне нравится эта фраза. Ты еще глупее моей любимой жабы. Ты забавный. Я собираюсь попробовать это. Как насчет того, если мы заключим сделку? И вы, и я не будем говорить ничего, кроме «Ты еще глупее, чем моя домашняя жаба» в ответ на все, что нам говорят. Это будет здорово. На этой неделе у нас будет самое веселое время. Хорошо. Хорошо. Заключи мне сделку. Седрик протянул руку.
Ланкастер был в замешательстве. Он просто автоматически потянулся назад и сказал: «Угу».
Седрик быстро встал и указал Ланкастеру и его маме на дверь, улыбаясь и говоря: «Привет, два жабьих мозга, увидимся в следующую субботу!!»
Поиск полезных ресурсов может осуществляться по-разному. Для консультантов вы можете построить его так, чтобы он был похож на то, что испытывают дети и родители во время поиска консультанта. В соответствии с классикой Миссис Пиггл Виггл серия книг, терапевтическая помощница по сюжету имеет огромные преимущества перед обычными вожатыми. В примере с Ланкастером Седрик предлагает неадекватную и парадоксальную стратегию без риска, потому что весь процесс — это просто мысленный эксперимент. В зависимости от ваших предпочтений и ситуации вы можете использовать любую стратегию «лечения», которая вам нравится.
R: Уточните терапевтическое вмешательство. В этой модели повествования первоначальная терапевтическая стратегия не должна быть эффективной. Вместо этого плохая стратегия, которую предлагает Седрик, предназначена для основного опыта обучения. На четвертом этапе (уточнении) главный герой усваивает важный урок и начинает процесс изменения поведения.
У Ланкастера и Седрика была длинная неделя. Они называли всех, кого видели, «тупым мозгом жабы» и говорили: «Ты еще глупее, чем моя домашняя жаба», и результаты были плохими. Ланкастера выгнали из школы. В то утро, когда они ехали к Седрику, Ланкастер получил пощечину за то, что оскорбил их таксиста, и у него была пухлая губа.
Когда Ланкастер вошел в дом Седрика на дереве, он заметил, что у Седрика синяк под глазом.
«Эй, мистер Жабьи Мозги, что случилось с вашим глазом?» — спросил Ланкастер. «Наверное, то же самое, что случилось с твоим лицом, рыбьи губы!» — ответил Седрик.
Ланкастер и Седрик сидели и смотрели друг на друга в неловком молчании. Мама Ланкастера решила просто посидеть тихо, чтобы посмотреть, что произойдет. Она чувствовала себя на удивление развлеченной.
Седрик нарушил молчание. «Вот что я думаю. Не думаю, что все оценили наш юмор. На самом деле никому из тех, кого я встречал, не нравилась идея сравнения их мозга с мозгом вашей любимой жабы. Они даже ни разу не засмеялись. Все злились на меня. У тебя обычно так обстоят дела?
Ланкастер пробормотал в ответ: «Ну да». Но на этой неделе было хуже. Мой лучший друг сказал, что не хочет быть лучшими друзьями, а мой директор так разозлился на меня, что засунул мою голову в унитаз в туалете для мальчиков и смыл ее».
Седрик закатил глаза и рассмеялся: «А я думал, что у меня была плохая неделя. Ну, Лэнни, не возражаешь, если я буду звать тебя Лэнни?
«Да как угодно, только не называй меня тем, что связано с жабами».
«Ну, Лэнни, как я понимаю, у нас есть три варианта. Во-первых, мы можем продолжать спорить и оскорблять. Может быть, если мы будем спорить еще сильнее и использовать различные оскорбления, люди отступят и позволят нам делать все по-нашему. Во-вторых, мы можем работать над тем, чтобы быть по-настоящему добрыми со всеми большую часть времени, чтобы они быстрее прощали нас, когда мы спорим с ними в нашей обычной злобной манере. И в-третьих, мы можем научиться спорить более вежливо, чтобы не расстраивать всех, называя их чем-то вроде «жабьих мозгов» и тому подобным».
Обсудив свои варианты друг с другом и с мамой Ланкастера, Седрик и Ланкастер решили попробовать третий вариант: спорить более вежливо. Фактически, они практиковались друг с другом в течение часа или около того, а затем договорились встретиться снова на следующей неделе, чтобы проверить, как работает их новая стратегия. Их практика заключалась в том, чтобы придумывать друг другу комплиментарные имена, такие как «Сладости» или «Тюльпан», и удивлять людей положительными ответами, такими как «Ты прав!» или «Да, босс, я в деле!»
Как видно из повествования, Лэнни и Седрик вместе учатся. То, что они изучают их вместе, маловероятно в реальной жизни. Тем не менее, модальность повествования дает консультанту и клиенту возможность по-настоящему сформировать партнерство и реализовать концепцию совместного эмпиризма Аарона Бека.
I: Интеграция урока. На заключительном этапе этой модели повествования центральный персонаж излагает извлеченные уроки.
Несколько месяцев спустя Ланкастер получил приглашение от Седрика на вечеринку с мороженым. Когда Ланкастер прибыл, он понял, что вечеринка предназначена только для него и Седрика. Седрик поднял стакан с шоколадным молоком и произнес тост. Он сказал: «Моему другу Лэнни. Я мог сказать, когда я впервые встретил тебя, что ты был очень умным. Теперь я знаю, что ты не только умен, но и действительно мудр. Теперь вы можете вежливо спорить, и вы решаете спорить только тогда, когда действительно сильно чувствуете что-то. Вы также изобретательны в том, чтобы называть людей красивыми именами, как и в том, чтобы называть их неприятными именами. А ты снова в школе и, насколько я понимаю, твоя жизнь складывается прекрасно. Спасибо, что преподали мне незабываемый урок».
Когда Лэнни поднял свой бокал за тост, он заметил, насколько сильным и хорошим он себя чувствует. Он научился, когда спорить и когда не спорить. Но что еще более важно, он научился говорить людям приятные вещи и спорить, не зля на себя окружающих. Самое смешное, что Лэнни почувствовал себя счастливее. В основном, всех тех безумных чувств, которые были внутри него, больше не было.
В конце этой истории (или любой другой истории, которую вы решите использовать) вы можете напрямую обсудить «мораль этой истории» или просто оставить ее в подвешенном состоянии.