Терминальные ценности рокича: 404 — Страница не найдена

Содержание

Инструментальные и терминальные ценности — Психологос

Инструментальные и терминальные ценности — понятия, описывающие разные виды ценностей в модели ценностных ориентаций (Милтон Рокич).

Инструментальные — ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

Терминальные — это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

Терминальные ценности — практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности.

Каковы признаки терминальной ценности? Обычно это ценности, где человек не может (состояние «удивления» — там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть — найти не могу») найти ответа на вопросы:

— Зачем тебе это нужно?

— Что это для тебя обозначает?

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

— Выбери какое-то поведение.

— Чищу зубы по утрам.

— Для чего ты это делаешь?

— Зубы будут чистыми и не будет кариеса.

— Что это тебе даст?

— Привлекательность.

— Зачем тебе привлекательность?

— Чтобы нравиться?

— Зачем тебе нравиться?

— Чтобы любили?

— Зачем тебе, чтобы тебя любили?

— Ни для чего. Чтобы любили…

— Чтобы любили, важно само по себе?

— Да, вполне.

— Представь, что тебя любят. Что ты при этом испытываешь?

— Подъём. Радость. Счастье… Трудно описать.

В данном примере «любили» – терминальная ценность.

Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /Pages 3 0 R /StructTreeRoot 4 0 R /Type /Catalog >> endobj 5 0 obj /CreationDate (D:20171222111229+05’00’) /ModDate (D:20171222111229+05’00’) /Producer /Title >> endobj 2 0 obj > stream

  • Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи
  • Белоусова Н. С.; Юдина Н. А.1.5Microsoft® Word 20102017-12-22T11:12:29+05:002017-12-22T11:12:29+05:00 endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 6 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /StructParents 0 /Tabs /S /Type /Page /Annots [111 0 R] >> endobj 7 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 2 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 8 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 5 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 9 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 24 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 10 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 25 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 11 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 26 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 12 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 27 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 13 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 28 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 14 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 29 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 15 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 30 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 16 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 31 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 17 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 32 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 18 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 33 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 19 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 34 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 20 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 35 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 21 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /StructParents 1 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 22 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 36 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 23 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 37 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 24 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 38 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 25 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 39 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 26 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 40 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 27 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 41 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 28 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 42 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 29 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 43 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 30 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 44 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 31 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 45 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 32 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 46 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 33 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 47 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 34 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 48 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 35 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 49 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 36 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 50 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 37 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 51 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 38 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 52 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 39 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 53 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 40 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 54 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 41 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 55 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 42 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 56 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 43 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 57 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 44 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 58 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 45 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 59 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 46 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 60 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 47 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 61 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 48 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 62 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 49 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 63 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 50 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 64 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 51 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 65 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 52 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /StructParents 3 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 53 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 66 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 54 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 67 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 55 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /StructParents 4 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 56 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 68 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 57 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 69 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 58 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 70 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 59 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 71 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 60 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 72 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 61 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 73 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 62 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 74 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 63 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 75 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 64 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 76 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 65 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 77 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 66 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 78 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 67 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 79 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 68 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 80 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 69 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 81 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 70 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 82 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 71 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 83 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 72 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 84 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 73 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 85 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 74 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 86 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 75 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 87 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 76 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 88 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 77 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 89 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 78 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 90 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 79 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 91 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 80 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 92 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 81 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 93 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 82 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 94 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 83 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 95 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 84 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 96 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 85 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 97 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 86 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 98 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 87 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 99 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 88 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 100 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 89 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 101 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 90 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 102 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 91 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 103 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 92 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 104 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 93 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /StructParents 105 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > stream xX6PhaUڰLԎ$9]Xǫ>.?A0/a|

    Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации)

               

    2020 №1 — перейти к содержанию номера…

    Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/45psmn120.html

    Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 443.1 Кбайт)


    Ссылка для цитирования этой статьи:

    Утюганов А.А., Фролова Л.В. Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации) // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


    Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации)

    Утюганов Алексей Анатольевич
    ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Россия
    Начальник кафедры «Гуманитарных и социальных наук»
    Доктор психологических наук, доцент
    E-mail: [email protected]
    РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=761477

    Фролова Лариса Валерьевна
    ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Россия
    Старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и социальных наук»
    E-mail: [email protected]
    РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=830345

    Аннотация. В статье рассмотрены основные научные подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению ценностей и ценностных ориентаций. Рассмотрены основные подходы в этом направлении у античных философов, и средневековых мистиков и философов эпохи Просвещения (Сократ, Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Р. Декарт). Проблема познания ценностей у И. Канта, Ф. Ницше, М. Хайдеггера. В контексте результатов нашего исследования, которые рассмотрены в данной статье использована методика М. Рокича. В рамках данной методики система ценностей курсантов военного института представлена как ранжирование относительной значимости терминальных и инструментальных ценностей с применением шкалирования. Основу данной методики составляет разделение ценностей на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). В исследовании приняли участие курсанты Новосибирского военного института войск национальной гвардии (по 100 человек с каждого курса обучения). Обучаемым была предложена анкета, состоящая из перечня 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей в которой было предложено проранжировать, каждый в отдельности списки терминальных и инструментальных ценностей. Самой важной ценности присваивался номер 1, а отвергаемой (не важной) ценности присваивался номер 18. Полученные результаты анкетирования были подвергнуты анализу по методике М. Рокича. Ценностям с выбором от 1 до 6 был присвоен ранг 1 (предпочитаемые ценности), ценностям с выбором от 7 до 12 был присвоен ранг 2 (индифферентные, безразличные ценности), и ценностям с выбором от 13 до 18 был присвоен ранг 3 (отвергаемые, незначащие ценности). Результаты проведенного исследования описаны в данной статье.

    Ключевые слова: ценностные ориентации; индивид; группа; социальная организация; культура; курсант; военный институт; мотивы; терминальные ценности; инструментальные ценности

    Скачать


    Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

    ISSN 2658-6282 (Online)


    Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
    Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
    Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

    zo — Психологическая диагностика


     
     
                                     МЕТОДИКА:                                  
                             "Ценностные ориентации"                            
                                    (М. Рокич).                                 
      
          Система ценностных ориентаций определяет содержательную  сторону  на- 
     правленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, 
     к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро  мотивации  жиз- 
     ненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".         
          Наиболее распространенной в настоящее время является методика  изуче- 
     ния ценностных ориентации М. Рокича,  основанная  на  прямом  ранжировании 
     списка ценностей.                                                          
          Адаптация теста на русском языке проводилась А. Гоштаусом, А.А. Семе- 
     новым, В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР).                                         
          В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета  психологии  МГУ 
     проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможнос- 
     тей методики изучения ценностных ориентаций.                               
     
          М. Рокич различает два класса ценностей:                              
          - терминальные - убеждения в том, что конечная  цель  индивидуального 
     существования стоит того, чтобы к ней стремиться;                          
          - инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или 
     свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.              
          Это деление соответствует традиционному делению  на  ценности-цели  и 
     ценности-средства.                                                         
          Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в  каждом),  либо 
     на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках  испы- 
     туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает 
     по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более  надеж- 
     ные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных,  а  затем  набор 
     инструментальных ценностей.                                                
          Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их  груп- 
     пировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.  Так,  на- 
     пример, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профес- 
     сиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные  ценности 
     могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности  де- 
     ла; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические  цен- 
     ности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это  да- 
     леко не все возможности субъективного структурирования системы  ценностных 
     ориентации. Психолог должен попытаться уловить  индивидуальную  закономер- 
     ность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить 
     несформированность у респондента системы ценностей или даже  неискренность 
     ответов.                                                                   
          Инструкция для работы с карточками:                                   
          "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением цен- 
     ностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как прин- 
     ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей  жизни.  Работайте  не  спеша, 
     вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".       
          Инструкция для работы с таблицами:                                    
          "Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая  для  Вас 
     наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите  вторую  по 
     значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же 
     со всеми оставшимися ценностями. Наименее  важная  останется  последней  и 
     займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный  результат  должен 
     отражать Вашу истинную позицию".                                           
     
          Литература:                                                           
          Психодиагностическая серия. Выпуск 5.  Методика  изучения  ценностных 
     ориентаций. - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 17с.                                     
     
          Примечание к компьютерной версии.                                     
          При тестировании испытуемый присваивает  ранг  №1  наиболее  значимой 
     ценности, №2 - следующей и т.д. При  таком  присвоении  числовых  значений 
     тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании  бу- 
     дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее значимой ценности будет соответ- 
     ствовать наименьший подъем графика.                                        
          С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю  должна  соот- 
     ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис- 
     ловые значения графика получаются путем  преобразования  исходных  рангов: 
     19 - ранговый показатель. Таким образом, наиболее значимой ценности  будет 
     соответствовать 18 баллов, а наименее значимой - 1.                        
          С математической точки зрения в соответствии с правилам ранжирования, 
     числовые значения рангов будут выглядеть аналогично, поэтому  в  файл  для 
     статистической обработки данных также записываются преобразованные  значе- 
     ния первичных тестовых показателей.                                        
     
     
                               ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
     
                                       ----                                     
     
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                            
     
       Методика: Ценностные ориентации.                                         
       Ф.И.О:______________________________                                     
       Доп. данные:________________________                                     
     
     
     
                           ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                               
     
                                 Диаграмма:                                     
     
           *                                                                    
        18 ┼────────────────────────────────────────▄▄─────────────             
        16 ┼                                        ██       ██ ▄▄              
        14 ┼    ██                      ▄▄          ██       ██ ██              
        12 ┼────██──────────────────────██─▄▄─██────██───────██─██─             
        10 ┼ ▄▄ ██ ██                   ██ ██ ██    ██       ██ ██              
         8 ┼ ██ ██ ██       ██          ██ ██ ██    ██ ▄▄    ██ ██              
         6 ┼─██─██─██─▄▄────██─██───────██─██─██────██─██────██─██─             
         4 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ██ ██              
         2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ __ ██ ██              
         1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*            
             Ат Бт Вт Гт Дт Ет Жт Зт Ит Йт Кт Лт Мт Нт От Пт Рт Ст              
     
     
                           Tестовые показатели:                                 
     
                                                    Ранг Балл                   
              Ат. Активная деятельная жизнь        -  9   10                    
              Бт. Жизненная мудрость               -  4   15                    
              Вт. Здоровье                         -  8   11                    
              Гт. Интересная работа                - 13    6                    
              Дт. Красота природы и искусства      - 16    3                    
              Ет. Любовь                           - 10    9                    
              Жт. Материально обеспеченная жизнь   - 12    7                    
              Зт. Наличие хороших и верных друзей  - 15    4                    
              Ит. Общественное признание           - 14    5                    
              Йт. Познание                         -  5   14                    
              Кт. Продуктивная жизнь               -  7   12                    
              Лт. Развитие                         -  6   13                    
              Мт. Развлечения                      - 17    2                    
              Нт. Свобода                          -  1   18                    
              От. Счастливая семейная жизнь        - 11    8                    
              Пт. Счастье других                   - 18    1                    
              Рт. Творчество                       -  2   17                    
              Ст. Уверенность в себе               -  3   16                    
     
     
                          ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                            
     
                                 Диаграмма:                                     
     
           *                                                                    
        18 ┼────────────────▄▄─────────────────────────────────────             
        16 ┼                ██    ██    ▄▄                                      
        14 ┼                ██    ██    ██          ▄▄ ██                       
        12 ┼────────────────██────██────██────██─▄▄─██─██──────────             
        10 ┼                ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ▄▄                 
         8 ┼    ▄▄    ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██                 
         6 ┼────██────██────██────██────██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─             
         4 ┼ ▄▄ ██    ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
         2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
         1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*            
             Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си              
     
     
                           Tестовые показатели:                                 
     
                                                            Ранг Балл           
      Аи. Аккуратность                                     - 15    4            
      Би. Воспитанность                                    - 11    8            
      Ви. Высокие запросы                                  - 17    2            
      Ги. Жизнерадостность                                 - 10    9            
      Ди. Исполнительность                                 - 16    3            
      Еи. Независимость                                    -  1   18            
      Жи. Непримиримость к недостаткам в себе и других     - 18    1            
      Зи. Образованность                                   -  2   17            
      Ии. Ответственность                                  - 14    5            
      Йи. Рационализм                                      -  3   16            
      Ки. Самоконтроль                                     -  8   11            
      Ли. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов  -  6   13            
      Ми. Твердая воля                                     -  7   12            
      Ни. Терпимость                                       -  5   14            
      Ои. Широта взглядов                                  -  4   15            
      Пи. Честность                                        - 12    7            
      Ри. Эффективность в делах                            -  9   10            
      Си. Чуткость                                         - 13    6            
     
     
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
     
                            ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                              
     
          1. Свобода (самостоятельность,  независимость  в  суждениях  и        
     поступках).                                                                
          2. Творчество (возможность творческой деятельности). я                
          3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода  от  внут-        
     ренних противоречий, сомнений).                                            
          4. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дос-        
     тигаемые жизненным опытом).                                                
          5. Познание (возможность расширения своего образования, круго-        
     зора, общей культуры, интеллектуальное развитие).                          
          6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и  духов-        
     ное совершенствование).                                                    
          7. Продуктивная жизнь (максимально полное использование  своих        
     возможностей, сил и способностей).                                         
          8. Здоровье (физическое и психическое).                               
          9. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен-        
     ность жизни).                                                              
         10. Любовь (духовная и физическая близость  с  любимым  челове-        
     ком).                                                                      
         11. Счастливая семейная жизнь.                                         
         12. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за-        
     труднений).                                                                
         13. Интересная работа.                                                 
         14. Общественное признание  (уважение  окружающих,  коллектива,        
     товарищей по работе).                                                      
         15. Наличие хороших и верных друзей.                                   
         16. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в при-        
     роде и в искусстве).                                                       
         17. Развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровожде-        
     ние, отсутствие обязанностей).                                             
         18. Счастье других (благосостояние, развитие и  совершенствова-        
     ние других людей, всего народа, человечества в целом).                     
     
                       ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.                               
     
          1. Независимость (способность действовать самостоятельно,  ре-        
     шительно).                                                                 
          2. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).            
          3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать об-        
     думанные, рациональные решения).                                           
          4. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,  уважать        
     иные вкусы, обычаи, привычки). я                                           
          5. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать            
     другим их ошибки и заблуждения). я                                         
          6. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.                   
          7. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед        
     трудностями).                                                              
          8. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).                       
          9. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность  в  рабо-        
     те).                                                                       
         10. Жизнерадостность (чувство юмора).                                  
         11. Воспитанность (хорошие манеры).                                    
         12. Честность (правдивость, искренность).                              
         13. Чуткость (заботливость).                                           
         14. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).        
         15. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в  порядке        
     вещи, порядок в делах.                                                     
         16. Исполнительность (дисциплинированность).                           
         17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие  при-        
     тязания).                                                                  
         18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.                      
     
    
    
    

    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

    Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

    Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

    1. Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
    2. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

    Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности-средства.

    При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

    Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

    Инструкция

    Особенности проведения процедуры тестирования:

    Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
    2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
    3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
    4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
    5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
    6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
    7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

    Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Инструкция:

    «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

    Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

    Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

    Мотивационные потребности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями

    В опросе согласились принять участие 91 пациент (27 (29,7%) мужчин и 64 (70,3%) женщины), медиана возраста 60 лет. (Таблица 2)

    Стоит отметить, что пациенты крайне неохотно соглашались на участие в данном исследовании. И только 53 (58,2%) пациента из согласившихся полностью ранжировали ряд представленных ценностей. Из них 15(28,3%) мужчин и 38 (71,7%) женщин, медиана возраста 53 года. Остальные пациенты не справились с поставленной задачей.

    Из терминальных ценностей в иерархии ценностей преобладающее положение (первые три места) занимают здоровье — 45 (84,9%) пациентов,  внимание счастливой семейной жизни выделяют — 21 (39,6%), любовь — 15(28,3)% . На последних местах (16-18) у 26(49,1%) — развлечения, у 25(47,2%) – творчество, у 19 (35,9%)- красота природы и искусства, у 16(30,2%) — счастье других.

    Из инструментальных ценностей  (первые три места) 20 (37,8%) человек отдает предпочтение аккуратности и порядку, по 17 (32,1%) человек — воспитанности и честности.  Последние места (16-18) из инструментальных ценностей 38(71,7%) пациентов оставляют высоким требованиям к жизни и высоким притязаниям, 29 (54,7%)  – непримиримости к недостаткам в себе и в других.  Таким ценностям, как наличие хороших и верных друзей, терпимость и эффективность в делах по 10 (5,3%) пациентов отдают промежуточное положение.  Среди остальных ценностей уровень значимости колебался от 1 до 18,  и единой закономерности выявить не удалось.

    Взаимосвязь между значимостью здоровья, как главной терминальной конкретной ценности, с другими ценностями представлена в таблице 3. 

    При логистической регрессии достоверная обратная ассоциация здоровья отмечена с такими терминальными ценностями как наличие хороших и верных друзей и развитием (работой над собой, постоянным физическим и духовным совершенствованием) (р=,00156). С инструментальными ценностями ассоциации выявлено не было.

    Выявлена достоверная взаимосвязь между положением здоровья в системе ценностей и преобладанием в этой системе конкретных или абстрактных ценностей: пациенты, отводящие доминирующую  роль здоровью как ценности — цели, другим конкретным ценностям также отдают первую роль (p=,00014), и, наоборот, при выделении здоровья на первом месте, меньшая роль отводится абстрактным ценностям (p=,01575).

    Здоровье не связано с ценностями профессиональной самореализации и личной жизни, этическими ценностями, ценностями общения, ценностями дела, индивидуалистическими, конформистскими, альтруистическими ценностями, ценностями самоутверждения и принятия других людей.

    При преобладании конкретных ценностей у пациентов (p=,00020), равно как при выраженной недооценке абстрактных ценностей (p=,00229) преобладают ценности личной жизни. 

    При преобладании конкретных ценностей (активная жизнедеятельность, интересная работа, общественное призвание, продуктивная жизнь), меньшая роль отдается индивидуалистическим ценностям (p=,04160), таким как независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля.

     При доминировании ценностей дела, таких как аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, эффективность в делах, ценности профессиональной самореализации (интересная работа, общественное призвание, развитие) занимают наименьшую роль (p=,04366).

    Пациенты, не определившиеся с положением этических ценностей (ответственность, высокие запросы, независимость, самоконтроль, широта взглядов) в иерархии ценностей, ценностям общения (воспитанность, жизнерадостность, терпимость, чуткость, честность) отводят последние места (p=,03462).

    При преобладании ценностей  дела (аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах) этические ценности также преобладают (p=,00290). Если этические ценности занимают последнее положение, то и конформистские ценности (воспитанность, самоконтроль и широта взглядов) также занимают последнее положение (p=,04531).

    При незначимости ценностей общения (воспитанность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, честность) альтруистические ценности (терпимость и чуткость) также не значимы у пациентов терапевтического профиля (p=,00443). Если ценности общения преобладают, то ценности дела (исполнительность, рационализм, твердая воля, эффективность в делах) занимают последнее положение в иерархии ценностей (p=,04445).

    Если индивидуалистические ценности (независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения) не значимы, то и ценности самоутверждения (высокие запросы, образованность, эффективность в делах) тоже не значимы (p=,01020).  

    При доминирующем положении альтруистических ценностей (терпимость и чуткость)  ценности принятия других (самоконтроль, широта взглядов и честность) также имеют высокое положение (p=,0014).

    Взаимосвязи между демографическими, клиническими характеристиками в отношении ценностных ориентаций не выявлено.

    Стр. 392 — Студенческий сборник наука 2015

    392

    Методика: «Ценностные ориентации» М. Рокича. М. Рокич определяет

    ценности как определенный способ поведения или конечную цель существова-

    ния и выделяет два класса ценностей:

    а) терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель

    индивидуального существования стоит того, что бы к ней стремиться;

    б) инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ

    действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуа-

    ции. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели

    (терминальные) и ценности-средства (инструментальные).

    Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели че-

    ловека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он це-

    нит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы оп-

    ределяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, зна-

    чимо, ценно.

    Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в

    жизни, очень важный показатель зрелости в студенческом возрасте. Достоинст-

    вом методики М. Рокича является универсальность, удобство и экономичность

    в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность

    варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

    Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, ре-

    гулирующей поведение. Сегодня главной задачей системы образования являет-

    ся воспитание ценностных ориентаций у учащихся (школьников, студентов).

    Большой акцент делается, прежде всего, на духовное и нравственное воспита-

    ние.

    Духовное воспитание – это формирование ценностного отношения к жиз-

    ни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это вос-

    питание чувства долга, справедливости, искренности и ответственности.

    Нравственное воспитание – это формирование у человека ответственно-

    сти, гуманности, высокой культуры поведения, понимания и стремления к со-

    хранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и

    привычек, патриотизм.

    При проведении исследования методики М. Рокича «Ценностные ориен-

    тации» у студентов 1-х, 3-х, 5-х курсов были получены следующие результаты:

    в списке предпочитаемых испытуемыми термальных ценностей (ценностей це-

    лей) у студентов 1 курса первые три места занимает уверенность в себе, любовь

    и наличие хороших и верных друзей. Эти ценности также занимают первые

    места и для большинства студентов 3-го курса.

    Так указанные цели действительно являются наиболее актуальными для

    обеих возрастных групп. Так как основной задачей возраста от 18 лет до 21 го-

    да является активное взаимодействие с социальным окружением, завоевание

    определенного авторитета. По результатам исследования видно, что данный

    мотив сохраняется в числе лидирующих на протяжении нескольких лет (1-3-й

    курс). В числе лидеров в списке предпочитаемых студентами 5-го курса тер-

    мальных ценностей здоровье, счастливая и семейная жизнь, развитие.

    Исследование ценности

    Rokeach — Psynso

    The Rokeach Value Survey (RVS) — это система классификации ценностей. Система, разработанная социальным психологом Милтоном Рокичем, состоит из двух наборов ценностей, по 18 индивидуальных значений в каждом. Один набор называется терминальными ценностями, другой — инструментальными ценностями.

    RVS основан на томе 1968 года (Убеждения, отношения и ценности), в котором представлена ​​философская основа для ассоциации фундаментальных ценностей с убеждениями и взглядами.Его система ценностей использовалась в исследовании ценностей Рокича в его книге 1973 года «Природа человеческих ценностей».

    Терминальные значения относятся к желаемым конечным состояниям существования. Это цели, которых человек хотел бы достичь при жизни. Эти ценности различаются среди разных групп людей в разных культурах.

    Конечные значения в RVS:

    • Настоящая дружба
    • зрелая любовь
    • Самоуважение
    • Счастье
    • Внутренняя гармония
    • Равенство
    • Свобода
    • Удовольствие
    • Социальное признание
    • мудрость
    • Спасение
    • Семейная безопасность
    • Национальная безопасность
    • Чувство достижения
    • Мир красоты
    • Мир в мире
    • Комфортная жизнь
    • Захватывающая жизнь

    Инструментальные ценности относятся к предпочтительным образцам поведения.Это предпочтительные способы поведения или средства достижения конечных ценностей.

    Инструментальные значения:

    • Бодрость
    • Амбиции
    • Любовь
    • Чистота
    • Самоконтроль
    • Возможность
    • Мужество
    • Вежливость
    • Честность
    • Воображение
    • Независимость
    • Интеллект
    • Широкий кругозор
    • Логика
    • Послушание
    • Полезность
    • Ответственность
    • Прощение

    Задача участников опроса состоит в том, чтобы расположить 18 конечных ценностей, за которыми следуют 18 инструментальных ценностей, в порядке, «важном для ВАС как руководящие принципы ВАШЕЙ жизни» (Rokeach, 1973, p.27).

    Исследование ценности Рокича широко использовалось в эмпирической работе психологами, социологами и маркетологами. Было предпринято несколько попыток свести 18 инструментальных ценностей и 18 терминальных значений к набору основных факторов (см., Например, Feather and Peay, 1975; Johnston, 1995), но без постоянного успеха.

    Терминальные значения: определение и примеры — видео и стенограмма урока

    Определение конечных ценностей

    Терминальные ценности — это цели, над достижением которых мы работаем и которые мы считаем наиболее желательными.Эти ценности являются желательными состояниями существования. Это цели, которых мы хотели бы достичь при жизни. Инструментальные ценности являются предпочтительными методами поведения. Их можно рассматривать как средство для достижения цели. Инструментальные ценности состоят в основном из личных качеств и черт характера, таких как честность, вежливость и амбициозность. Рокич разработал список из 18 терминальных значений:

    1. Мир в мире: без войн и конфликтов
    2. Безопасность семьи: забота о близких
    3. Свобода: независимость; свободный выбор
    4. Равенство: братство; равные возможности для всех
    5. Самоуважение: чувство собственного достоинства
    6. Счастье: удовлетворение
    7. Мудрость: зрелое понимание жизни
    8. Национальная безопасность: защита от нападения
    9. Спасение: спасен; вечная жизнь
    10. Настоящая дружба: близкое общение
    11. Чувство выполненного долга: постоянный вклад
    12. Внутренняя гармония: свобода от внутреннего конфликта
    13. Комфортная жизнь: благополучная жизнь
    14. Зрелая любовь: сексуальная и духовная близость
    15. Мир красоты: красота природы и искусства
    16. Удовольствие: приятная, неторопливая жизнь
    17. Социальное признание: уважение; восхищение
    18. Увлекательная жизнь: стимулирующая, активная жизнь

    Примеры конечных и инструментальных ценностей

    Инструментальные ценности — это способы существования, которые помогают нам достичь наших конечных ценностей.Это конечные ценности, которые определяют общую цель, которую мы хотим достичь в течение нашего существования, и инструментальные ценности, которые определяют, как мы планируем ее достичь. Например, одна из конечных ценностей — «комфортная жизнь». Чтобы достичь конечной цели — иметь комфортную жизнь, мы можем использовать инструментальные ценности амбициозности, интеллектуальности и способностей. Мы можем использовать инструментальные ценности логики, честности и интеллектуальности, чтобы получить конечную ценность «мудрости». Еще одна конечная ценность — «мир в мире».«Чтобы достичь этого конечного состояния, мы могли бы обладать такими инструментальными ценностями, как прощение, помощь и вежливость.

    Резюме урока

    Милтон Рокич — социальный психолог, который провел различие между двумя типами ценностей . Инструментальные ценности — предпочтительные типы поведения, которые помогают нам достичь наших конечных ценностей. Конечные ценности — это жизненные цели, которые являются желательными состояниями существования. Примеры конечных ценностей включают безопасность семьи, свободу и равенство.Примеры инструментальных ценностей: честность, независимость, интеллектуальность и логичность. Поэтому в следующий раз, когда вы обнаружите, что думаете о том, во что верите, попробуйте определить, является ли это инструментальной ценностью или конечной ценностью.

    Результаты обучения

    Когда вы закончите, вы сможете:

    • Обобщить определение ценностей, данное Рокичем
    • Объясните взаимосвязь между инструментальными и терминальными значениями
    • Укажите некоторые из 18 предельных значений Рокича.

    Ценности Рокича

    Использование терминальных и инструментальных ценностей для понимания мотивации потребителей.

    Экономисты знают, что потребители принимают решения о покупке в контексте своих субъективных ценностей. У каждого человека разные ценности. Все они имеют иерархию ценностей — одни для них важнее других — и эта внутренняя иерархия определяет, как они делают выбор. Они всегда преследуют свои «высшие» или «высшие» ценности и выбирают те цели, которые, по их мнению, помогут им достичь этих ценностей.

    Щелкните здесь, чтобы получить PDF-версию таблицы ценностей Рокич

    Социологи могут назвать эти ценности.Основываясь на исследованиях среди конкретных групп населения, они могут идентифицировать и регистрировать применимые закономерности. Это полезно для предпринимателя, потому что убедить потребителя в том, что продукт или услуга могут способствовать достижению потребителем ценности, является шагом к совершению продажи. Некоторые называют этот процесс «маркетингом», но на самом деле это просто прикладная экономика.

    Милтон Рокич был социологом, исследовавшим эти вопросы. Он разработал исследование ценностей, которое использовал для сбора большого количества данных респондентов, и опубликовал свои выводы в ряде книг, в том числе «Природа человеческих ценностей» (Macmillan, 1973).

    Он определил «конечные ценности» как личные конечные состояния, к которым стремятся люди. Один из примеров — «внутренняя гармония» — достижение баланса между внутренними желаниями и внешним давлением. По его мнению, могут также быть социальные конечные состояния, желаемые отдельными людьми, такие как Глобальное Братство.

    Рокич также определил «инструментальные ценности», определяемые как ценности, которые мы «должны» иметь для достижения наших целей (мораль — например, честность) или личные качества, которыми мы должны обладать (уверенность, разум).

    Ценность — это предпочтение, а также «концепция предпочтительного». Одно значение не определяет поведение какого-либо человека, и Рокич назвал комбинацию ценностей «системой ценностей» — множественные, сгруппированные значения. Рокич считал, что общее количество конечных значений равно 18, а совокупность инструментальных ценностей может быть 60 или 70.

    Это означает, что предприниматель может определить ценности, которых придерживаются и стремятся потребители в определенной категории бизнеса.Предприниматель может рассматривать эти ценности как мотивирующие для потребителя. Выявление, изучение и понимание этих мотивационных ценностей приносит отдачу от разработки инноваций, вариантов услуг и коммуникаций, которые лучше соответствуют ценностям потребителей и, следовательно, более привлекательны для покупателей. Самые успешные предприниматели способны представить себе систему ценностей, которая существует в сознании потребителя.

    В чем разница между терминальными и инструментальными ценностями, предложенными Рокичем?

    В чем разница между терминальными и инструментальными значениями, предложенными Rokeach ? Инструментальные ценности — это цели, которых человек хотел бы достичь в течение своей жизни, тогда как конечных значений являются предпочтительными способами поведения для достижения этих значений .

    Нажмите, чтобы увидеть полный ответ


    Что касается этого, в чем разница между терминальными и инструментальными ценностями Рокич?

    Возможно, наиболее важной частью определения Рокича значений является различие , которое он делает между значениями , которые являются конечными состояниями из нашего существования, и значениями , которые представляют собой определенные режимы поведения . Терминальные значения — это конечные состояния. Инструментальные значения — это те, которые представляют собой особые режимы поведения .

    Во-вторых, каково отношение терминальных ценностей к инструментальным ценностям? Вкратце, конечных ценностей обозначают цели жизни человека — конечные цели, которых человек хочет достичь своим поведением (цель, которую он хочет достичь в жизни), тогда как инструментальных ценностей обозначают методы и человек хотел бы принять для достижения своей жизненной цели (

    Из этого, каковы инструментальные ценности коммуникации?

    Инструментальные ценности касаются взглядов на приемлемые режимы проводников средств достижения конечных значений .К ним относятся честность, искренность, этичность и амбициозность. Эти ценностей больше ориентированы на личностные качества и характер. Существует множество типологий значений .

    Какие разные типы ценностей объясняют?

    Ценности имеют тенденцию влиять на отношения и поведение, и эти типов включают этические / моральные ценности , доктринальные / идеологические (религиозные, политические) ценности , социальные ценности и эстетические ценности .

    Значения

    Rokeach — Мои конечные ценности описываются как здоровье, чувство выполненного долга и

    MGT 410

    27 октября 2019 г.

    Aminda Parafinik

    Инструментальные и конечные значения

    в состоянии предоставить информацию о том, что я

    имеет наибольшую ценность в жизни. Мои конечные ценности описываются как здоровье, чувство выполненного долга и комфортная жизнь

    .Каждый из этих элементов имеет свои особенности, но они играют важную роль в моем стиле лидерства. Во-первых, здоровье определенно имеет огромное влияние на мои планы на будущее, хорошее самочувствие вносит свой вклад в мою повседневную деятельность. Во-вторых, чтобы ощутить чувство выполненного долга,

    со всеми путешествиями и знаниями, которые я приобрел за эти годы, важно, чтобы я

    обязательно достигал своих целей, используя полученные знания и применяя эти навыки

    в лидерство.Наконец, комфортная жизнь будет важной ценностью, так что я

    постоянно мотивирую себя всегда работать для достижения каждой цели. С другой стороны,

    инструментальных ценностей,

    , которые описывают мои ценности с точки зрения поведения. Я определяю тройку лидеров как

    самоконтрольных, амбициозных и широких взглядов. Все три ценности определенно играют важную роль

    в достижении моих целей в жизни и в том, как я буду включать их в свой стиль руководства.

    Самоконтроль, способность контролировать свои действия и эмоции поможет мне определить истинное значение

    лидера. Амбициозный, всегда быть мотивированным и работать над достижением цели, которую я знаю, что я

    могу достичь. С развитием общества очень важно сохранять непредвзятость и быть открытым для развития моих знаний обо всем, что я могу использовать для своих будущих устремлений, и

    , поэтому широкий кругозор является одним из моих главных приоритетов. три в инструментальных ценностях.Все эти элементы

    помогут мне сформировать лучший стиль руководства для моей будущей карьеры.

    Перейти к основному содержанию Поиск