Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями. Система обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида»в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта Система психологического сопровождения образовательного процесса в МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка. Принципы реализации системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МДОУ «Д/с № 40»: В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы: — принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей, других специалистов МДОУ; — принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей; — принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т. — принцип своевременности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях; — принцип активности ребенка в образовательном процессе; — принцип практической направленности; — принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательно-воспитательного процесса; — принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации. Цельюпсихолого-педагогического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, и обеспечивающей условия дляполучения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса. Задачи психологического сопровождения образовательного процесса: — содействие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья; — анализ социальной ситуации развития в МДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду; — мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья; содействие индивидуализации образовательного маршрута; — содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; — создание условий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ; — распространение и внедрение в практику педагогов достижений в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии; — взаимодействие с городской психолого-медико-педагогической комиссией,образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: 1. Профилактическое направление. Профилактика– предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Диагностическое направление. Оценка индивидуального развития детей организуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3. Консультативное направление. Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений. 4. Развивающее направление. Формирование у воспитанников потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 5. Коррекционное направление. 6. Просветительско-образовательное направление. Развитие педагогической культуры участников образовательного процесса. Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс. Субъектом сопровождения являются: обучающиеся, педагоги, другие сотрудники детского сада, родители обучающихся (законные представители).
Работа по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса проводится: · с обучающимися; · с педагогами; · с другими сотрудниками; · с родителями (законными представителями). В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: — воспитатели, — учителя-логопеды, — педагог-психолог, — специалисты: музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, — психолого-педагогический консилиум МДОУ. Ожидаемые результаты: · Активное включение в образовательный процесс всех его участников. · Создание условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. · Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся. · Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Скачать 0,85 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Связь смысложизненных ориентаций и самооценки личности — NovaInfo 134
- Хомич С.С.
Сочинский государственный университет
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ некоторых аспектов взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки личности, представлены результаты эмпирического исследования по данной теме. В исследовании взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки личности приняли участие 60 человек в возрасте от 19 до 37 лет. Использованы следующие методики: методика Дембо-Рубинштейн, тест смысложизненных ориентация Д.А.Леонтьева. Полученные данные свидетельствуют о существовании взаимосвязи между глобальной самооценкой личности и показателями осмысленности жизни.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ, СМЫСЛ ЖИЗНИ, САМООЦЕНКА
Текст научной работы
Актуальность исследования
На современном этапе развития общества, который характеризирует себя различными конфликтами и противоречиями, экзистенциальные проблемы приобретают особую остроту и значимость. Поиск смысла жизни, его осознание — задача каждой личности, вне зависимости от пола, расы, конфессиональной принадлежности и других характеристик. Неопределенность «смысловой сферы личности» и процесс поиска смысла делает данную проблематику особенно актуальной. Проблемами смысла занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Среди зарубежных психологов это были: А.Адлер, В.Франкл, Р.Мэй, Д.А.Леонтьев. Среди отечественных психологов этими проблемами занимались: Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Асмолов и другие психологи экзистенциального и гуманистического направления, а также приверженцы деятельностного подхода.
В качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми
Самооценка представляет собой важнейшее личностное новообразование, она оказывает большое влияние на все сферы жизни, способствует саморазвитию, регулирует поведение. Изучение самооценки в отечественной психологии связано с именами Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, Е.А.Сорокоумовой, А.А.Реана и других. Среди зарубежных исследователей можно назвать К.Роджерса, Р.Бернса, Ф.Райса и других.
Психологи отмечают, что самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой, а ее формирование тесно связано с личностными характеристиками и особенностями деятельности и межличностного взаимодействия
Исследователи в своих работах показывают, что самооценка в наибольшей мере помогает изучить психологическую сущность развития человека, в том числе, в изменяющихся условиях
Рядом исследователей обнаружена взаимосвязь самооценки и локуса контроля (К.Хауссера, 1995, П.Шоллера, 1938, В.Селигмана и П.Шварценберг, 1979; А.И.Колобкова, 1999, Е.В.Дьяченко, 2005). Последний феномен, в свою очередь, изучался в контексте смысловой сферы личности (Д.А.Леонтьев, 1993). Отсюда, мы предполагаем наличие взаимосвязи между компонентами самооценки и смысложизненных ориентаций.
Цель научной работы
Целью нашей работы является исследовать связь самооценки личности и смысложизненных ориентаций.
Методики исследования
В исследовании были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, методика исследования самооценки Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Всего в исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 19 до 37 лет.
Результаты и их обсуждение
Представим результаты статистической обработки данных в виде таблицы
r | p | |
Цели в жизни | 0,230 | 0,077 |
Процесс жизни | 0,715** | 0,000 |
Результат | 0,301* | 0,019 |
Локус контроля — Я | 0,238 | 0,067 |
Локус контроля — жизнь | 0,204 | 0,118 |
Общий показатель осмысленности жизни | 0,611** | 0,000 |
Таким образом, были выявлены статистически значимые связи между уровнем глобальной самооценки личности и такими показателями осмысленности жизни, как: «Процесс жизни», «Результат» и общим показателем осмысленности жизни. Иначе говоря, при склонности к самообесцениванию, подчеркиванию собственных негативных черт, снижается удовлетворенность самореализацией и прожитым отрезком жизни, снижается интерес к жизни и нарастает эмоциональная удовлетворенность ею. И, напротив, людям, склонным к позитивной оценке собственной личности характерно восприятие жизни как эмоционально насыщенного и наполненного смыслом процесса, удовлетворенность уже прожитым отрезком жизни, глобальное представление о наполненности жизни смыслом.
Результаты эмпирического исследования подтверждают нашу гипотезу о связанности самооценки личности и смысложизненных ориентаций.
Читайте также
Список литературы
- Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С.5-10
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. 18 с.
- Сайко, Я. В. Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов /Я.В.Сайко, Н.И.Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 10. — С. 208-217. — EDN RTEHUR.
Цитировать
Хомич, С.С. Связь смысложизненных ориентаций и самооценки личности / С.С. Хомич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 131-132. — URL: https://novainfo.ru/article/19413 (дата обращения: 19.06.2023).
Поделиться
префронтальных вкладов в гибкое поведение
Автор(ы)
Бадре, ДэвидСкачать полную версию для печати (11,21 Мб)
Другие участники
Массачусетский технологический институт. Департамент мозга и когнитивных наук.
Советник
Энтони Д. Вагнер.
Условия использования
M.I.T. диссертации защищены авторским правом. Их можно просматривать из этого источника для любых целей, но воспроизведение или распространение в любом формате запрещено без письменного разрешения. См. предоставленный URL-адрес для запросов о разрешении. http://dspace.mit.edu/handle/1721.1/7582
Метаданные
Показать всю запись элементаРеферат
Поток Соответствует ли мозг изменяющимся требованиям задач? Эксперименты и формальная теоретическая основа, представленные в этой диссертации, характеризуют когнитивные и нейронные процессы, с помощью которых обеспечивается гибкая работа во время переключения задач. В главе 1 рассматриваются основные выводы и противоречия в литературе по переключению задач, подчеркивая (1) доказательства того, что затраты на смену поведения могут быть связаны с упреждающим вмешательством благодаря облегченному извлечению нерелевантных конкурентов из долговременной памяти и (2) последовательное обнаружение активации в вентролатеральная префронтальная кора (VLPFC) во время переключения задач. Эти наблюдения подтверждают гипотезу о том, что левые VLPFC могут устранять упреждающие помехи, возникающие из-за долговременной памяти во время переключения задач. В главах 2 и 3 описываются три эксперимента фМРТ, проведенные в экспериментальных контекстах независимо от переключения задач, которые напрямую связывают левую среднюю VLPFC (зона Бродмана 45; нижняя треугольная часть лобной извилины) с процессом отбора после извлечения, который устраняет упреждающие помехи от нерелевантных репрезентаций, извлеченных из Долгосрочная память. В главе 4 представлена вычислительная модель, в которой затраты на переключение задачи определяются помехой из-за зависящих от производительности изменений в ее ассоциативной структуре, и которая разрешает эту помеху с помощью процесса управления, который искажает извлеченные концептуальные представления. Важно отметить, что конфликтный сигнал, полученный из извлеченных концептуальных представлений в модели, показан как характеристика паттерна реакции в левой средней VLPFC во время эксперимента фМРТ, который манипулирует подготовкой и вмешательством в переключение задач. Кроме того, этот паттерн отделяет левую среднюю часть VLPFC от других областей, активных во время переключения задач.(продолжение) Эти данные убедительно подтверждают гипотезу о том, что затраты на переключение задач возникают из-за упреждающего вмешательства из-за облегчения поиска нерелевантных представлений, а левое среднее VLPFC служит для преодоления этого упреждающего вмешательства. В главе 5 представлены дополнительные подробности модели, демонстрируется ее способность объяснять ряд распространенных явлений переключения задач и исследуется ее взаимосвязь с тремя другими известными формальными моделями переключения задач. Эксперименты и связанная с ними теория, представленные в этой диссертации, свидетельствуют о том, что случаи гибкого поведения, такие как переключение между задачами, могут быть поняты как акты памяти и активируются механизмами префронтальной коры, которые контролируют память для преодоления помех.
Описание
Диссертация (доктор философии) — Массачусетский технологический институт, кафедра мозга и когнитивных наук, 2005 г.Включает библиографические ссылки.