Опросник акцентуации характера Леонгарда-Шмишека
Данный опросник предназначен для выявления акцентуаций характера. В основу опросника положена концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда. По ней черты личности делятся на две группы: основную и дополнительную.
Главные черты составляют стержень личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных для нее социальных условиях могут деформировать ее структуру.
Личности, у которых отдельные черты имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуированными. Они могут считаться нормальными, хотя чрезмерная акцентуация выводит личность за пределы нормы. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательных проявлений. Социально неприемлемые проявления акцентуированных личностей, как правило, обусловливаются неблагоприятными для них жизненными обстоятельствами.
Леонгард выделил 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (застревающий, педантичный, демонстративный, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, эмотивный, тревожный, циклоидный, дистимный, экзальтированный). Опросник включает в себя 88 вопросов и 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Может применяться как индивидуально, так и в группе.
Инструкция к тесту:
Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», если ответ утвердительный — «да», проставляйте в регистрационном бланке соответственно «+», если ответ отрицательный — «нет», то проставляйте в регистрационном бланке соответственно «–». Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, нет плохих или неверных ответов.
Содержание теста:
1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?
4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом?
5. В детстве Вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?
16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок?
18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
23. Трудно ли Вам долго усидеть на месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?
27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома?
28. Часто ли у Вас бывают беспричинные колебания настроения?
29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии?
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и прямо?
35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения?
36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость?
38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
40. Общительны ли Вы?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
47. Вы очень любите животных?
48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось?
49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий?
57.
58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам?
60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности?
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью?
77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу?
81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью? 82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
84. В веселой компании Вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя?
87. В беседе Вы скупы на слова?
88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?
Ключи к тесту:
Гипертимность (× 3):
ответы «да» (+): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77; ответы «нет» (-): –.
Застревание (× 2):
ответы «да» (+): 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; ответы «нет» (-): 12, 46, 59.
Эмотивность (× 3):
ответы «да» (+): 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; ответы «нет» (-): 25.
Педантичность (× 2):
ответы «да» (+): 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; ответы «нет» (-): 36.
Тревожность (× 3):
ответы «да» (+): 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; ответы «нет» (-): 5.
Циклоидность (× 3):
ответы «да» (+): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; ответы «нет» (-): –.
Демонстративность (× 2):
ответы «да» (+): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; ответы «нет» (-): 51.
Возбудимость (× 3):
ответы «да» (+): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86; ответы «нет» (-): –.
Дистимность (× 3):
ответы «да» (+): 9, 21, 43, 74, 87; ответы «нет» (-): 31, 53, 65.
Экзальтированность (× 6):
ответы «да» (+): 10, 32, 54, 76; ответы «нет» (-): –.
Подсчет ответов осуществляется в соответствии с ключом к тесту. За каждое совпадение с ключом к тесту начисляется 1 балл. Значение каждой шкалы умножается на определенное число, указанное в ключе к тесту. Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции судим в случае, если конечная сумма баллов по черте характера находится в диапазоне от 15 до 19.
Анализ теста и интерпретация результатов:
Гипертимность – людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Застревание – его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
Эмотивность – этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Педантичность – характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
Тревожность – людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Циклоидность — характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Демонстративность – характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Возбудимость – недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
Дистимность – люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Экзальтированность – яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Сравнение моделей структуры личности по взаимному соответствию выбора «одинаковых» людей в одинаковых жизненных ситуациях :: Science Publishing Group
Том 8, Выпуск 5, Сентябрь 2019, Страницы: 105-111
Сравнение моделей структуры личности по взаимному соответствию выбора «одинаковых» людей в одинаковых жизненных ситуациях
Андрей Полозов, кафедра физического воспитания, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Кристина Полозова, кафедра физического воспитания, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Артур Ахметзянов, кафедра физического воспитания, Государственный педагогический университет, Сургут, Россия
Полученный: 9 сентября 2019 г. ; Принял: 12 октября 2019 г.; Опубликовано: 25 октября 2019 г.
DOI: 10.11648/j.ajap.20190805.13 Просмотреть загрузки
Реферат
Цель работы – сравнить некоторые теории строения личности по взаимному соответствию выбора «одинаковых» людей в одинаковых жизненных ситуациях. Первоначально был сформирован тест из 47 вопросов. В нем противопоставлялись друг другу 11 наиболее распространенных мотивов. На вопросы такого теста отвечали люди, отнесенные к той или иной группе: по типу личности, по типу характера, Большой Файф, по типу личности и характеру. Всего участвовало 420 человек. Предполагалось, что более качественная теория даст более высокий процент взаимного соответствия ответов на вопросы для «одинаковых» людей. Наибольший процент одинаковых ответов показали близкие по возрасту люди с одинаковыми типами личности и характера. Для людей старше 33 лет влияние фактора возраста на релевантность ответов значительно снижается. Концепция «большой пятерки» (TIPI) показала более скромные результаты, что, по-видимому, объясняется неадекватной заменой всего двух вариантов эмоциональной устойчивости/неустойчивости более детальным форматом из 8 типов символов. Результаты нестабильны из-за существенных изменений ответов на мотивационный тест при повторном тестировании. Это говорит о том, что 100% соответствие какой-либо модели личности недостижимо из-за трудностей самоидентификации испытуемых. Результаты могут привести к изменению методики оценки моделей структуры личности, выделению альтернативных способностей от традиционной «большой пятерки» к «четверке», замене эмоциональной устойчивости типами характера.
Ключевые слова
Личность, Психотип, Мотивы, Тестирование
Для цитирования этой статьи
Андрей Полозов, Кристина Полозова, Артур Ахметзянов. Сравнение моделей структуры личности по взаимному соответствию выбора «одинаковых» людей в одинаковых жизненных ситуациях, American Journal of Applied Psychology . Том 8, выпуск 5, сентябрь 2019 г., стр. 105–111. дои: 10.11648/j.ajap.20190805.13
Авторское право
Copyright © 2019 Авторы сохраняют за собой авторские права на эту статью.
Эта статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинальная работа надлежащим образом цитируется.
Ссылки
[ 1 ]
Леонхард К. Акцентуированные личности./Пер. с нем./Предисловие. и изд. В. М. Блейхер.-2 -е -е изд. старший — К.: Высшая школа. Издательство Голова, 1989. — 375 с.
[ 2 ]
Полозов А. А. Психологические портреты сотрудников спортивного клуба // Спортивный психолог, №3 (6), 2005.
[ 3 ]
Модули психологической структуры в спорте./А. А. Полозов, Н. Н. Полозова / М.: Издательство «Советский спорт», 2009 г..
[ 4 ]
Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога/Санкт-Петербург. СПб: Сова, М.: ЭКСМО, 2002-928 с.
[ 5 ]
Фрейд С. Психология бессознательного.-М., 1989.
[ 6 ]
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1-2.-М.-1986.
[ 7 ]
Хьелл Л., Сингер Д. Теории личности. 3 р-д изд.-ул. Петербург. 607 стр.
[ 8 ]
Петровский А. В. Личность в психологии с точки зрения системного подхода/Вопросы психологии. 1981.
[ 9 ]
Кембриджский справочник по психологии личности / Под редакцией Филипа Дж. Корра и Джеральда Мэтьюза / Издательство Кембриджского университета. 2009 г.. в. 849.
[ 10 ]
Полозов А. А., Шурманов Е. Г. «Создай свою команду в спорте, в жизни, в бизнесе». М.: Советский спорт. 2013.-434 с. р.: рис.
[ 11 ]
Пять больших личностных параметров и производительность труда: метаанализ / М. Баррик, М. Маунт / Персональная психология, том. 44, выпуск 1, март 1991 г., стр. 1-26
[ 12 ]
Личностные корреляты четырехфакторной модели культурного интеллекта / Сун Анг, Линн Ван Дайн, Кристин Кох / Управление группой и организацией. 2006, том. 31.
[ 13 ]
Переосмысление индикатора типа Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности / Роберт Р. Маккрей, Пол Т. Коста-младший / Журнал личности, том 57, выпуск 1, март 1989 г., страницы 17-40.
[ 14 ]
Счастливая личность: метаанализ 137 личностных черт и субъективного благополучия. /ДеНив К.М., Купер Х./Психологический бюллетень, 1998, 124 (2), 197-229.
[ 15 ]
Полозов А., Брехова Л. Методика тестирования большого количества мотивов профориентации. Образовательный журнал. Том. 8, № 5, 2019. С. 175-184. дои: 10.11648/j.edu.20190805.12.
[ 16 ]
Видигер Т., Крего К. Базовая модель личности/Современное психологическое мнение. Том 21, июнь 2018 г., страницы 18–22 июня 2018 г., страницы 18–22.
[ 17 ]
Аслингер, Э. Н., Манук, С. Б., Пилконис, П. А., Симмс, Л. Дж., и Райт, А. Г. К. (2018). Нарцисс или нарцисс? Оценка латентной структуры нарциссического расстройства личности.