Тест опросник басса дарки: Представление не найдено [name, type, prefix]: article, pdf, contentView

Содержание

Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон

Назначение теста

Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.

Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Виды реакций

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Оценка агрессивности и враждебности

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. Для более полной и обоснованной оценки этих проявлений следует пользоваться этим опросником в совокупности с другими личностными тестами психических состояний (например, опросниками Кеттелла и Спилбергера-Ханина).

Более подробные сведения о психологическом тестировании агрессивности и враждебности, как астенических эмоциональных состояниях, приводятся в статье «Эмоциональные состояния» в библиотеке нашего сайта.

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г.

ОПРОСНИК СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ БАСА-ДАРКИ

ОПРОСНИК СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ БАСА-ДАРКИ Опросник Басса-Дарки одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним

Подробнее

Как вести себя с агрессивным ребенком?

Материал подготовила Студентка 4 курса Института специального образования УрГПУ Беляева А.Д. Как вести себя с агрессивным ребенком? Дорогие родители, давайте разберемся, что же такое агрессия. Агрессия

Подробнее

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная

Подробнее

Агрессия у подростков

Агрессия у подростков Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно? Иногда агрессивное

Подробнее

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ. genderua.narod.ru

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

Подробнее

Тестовая тетрадь ученика

Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые

Подробнее

Тест школьной тревожности Филипса

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Подробнее

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Подробнее

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Подробнее

Воспитываем ребёнка.

КАК?

Воспитываем ребёнка. КАК? Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями. Любите своего ребенка

Подробнее

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Подробнее

Консультация для родителей на тему:

Консультация для родителей на тему: ШидловскаяО.В.. «Детская агрессия» «Каждый может разозлиться — это легко. Но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно, — это дано не

Подробнее

THE RELATIONSHIP OF EMPATHY AND AGGRESSION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Николаева Елена Ивановна профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, [email protected] Стрекосова Валентина Сергеевна магистрант кафедры возрастной

Подробнее

Что такое детская боль. От детей родителям

Что такое детская боль От детей родителям Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником… Ты начинаешь сомневаться в себе. Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником…

Подробнее

Научно-исследовательская работа

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Научно-исследовательская работа АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Номинация: Актуальные вопросы психологической

Подробнее

Активные работы на III школьной ступени

Активная работа «На сердитых воду возят» тема: Гнев и агрессивность. Способность справляться с гневом Подтема: Самоанализ, дневник гнева Результаты обучения. Ученик: умеет распознавать ситуации, которые

Подробнее

Ответы опросник дап-2-1

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Подробнее

Ответы опросник дап-2-1

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Подробнее

Ответы опросник дап-2-1

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Подробнее

Папы! Папы! Папы! Папы!

Ваши лица озаряются, когда вы видите своего малыша утром после пробуждения или когда вы приходите домой с работы? Разве вы не понимаете, что все его моральные ценности, представления о добре и зле строятся

Подробнее

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5(9)

УДК 159.922.7 Бузаева Ю.П. Buzaeva J.P. студентка 2 курс, направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Россия, г. Симферополь научный руководитель Бородина

Подробнее

Положительные стороны:

«Эффективные формы и методы психологической профилактики конфликтов, насилия и жесткости в детской и подростковой среде» (представлены некоторые материалы, презентация из опыта проведения тематической

Подробнее

Принципы использования наказания

Принципы использования наказания Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка

Подробнее

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Подробнее

«Агрессивность» Инструкция

«Агрессивность» Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция

Подробнее

Агрессивность и тест Басса-Дарки. ч.1

Наиболее полное и, как ни странно адекватное,  определение агрессивности найдено нами в словаре практического психолога С.Ю Головина:Агрессивность — устойчивая черта личности — готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. Остальные определения либо уж совсем сложны для понимания, либо упрощены до предела, либо, например, Фрейдовское, напоминают наркотический бред ( агрессия — отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром). Но , как говорится, на вкус и цвет. 

 

Агрессия бывает физиологической и патологической. В первом случае она является эволюционным механизмом приспособления к условиям проживания, во втором она тот же механизм, но изрядно испорченный или средой, или самим человеком, или совместно и тем и другим. Для исследования агрессии есть много методов. В  нашей службе мы пользуемся опросником Басса-Дарки.

Тест-опросник А.Басса и А.Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Этот тест-опросник повсеместно используется также и в отечественных исследованиях, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках респондентов нуждаются в уточнении.

Отечественным исследователем А.К.Осницким была произведена адаптация теста А. Басса – А. Дарки, которая не коснулась «заложенных» в тесте форм агрессии и не затронула выявляемых в нем личностных значений агрессии и враждебности. Следует помнить, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях респондента и психолога. На рис 1. приведен график зависимости индекса агрессивности от социальной среды, полученный нами в результате исследований, проведенных в период  2009-2012 гг. Общее количество опрошенных респондентов 387 чел. Из них 181 женщина и 76 мужчин опрошены через сайт, а 130 участников российской антарктической экспедиции были опрошены непосредственно В.Ю. Михайловой (статистическая обработка А.Ю. Михайловой).Опрос проводился, как на НЭС «Ак. Фёдоров», так и непосредственно на полярных станциях.  На графике видно, что индекс агрессивности полярников значительно ниже индекса агрессивности людей, живущих рядом с нами. Данные статистически достоверны, непараметрический критерий Крускала-Уоллиса, H=108, при критическом значении Hkr=9. Разница между людьми только в условиях проживания. Первая группа людей и мужчин, и женщин живет в “комфортабельных” условиях современного мира, вторая группа людей, в основном мужчин, живет в условиях  т.н. “закрытого коллектива” и социальной депривации. В следующий раз мы вернемся к обсуждению этого исследования и обсудим разницу индекса агрессивности у мужчин и женщин, если она, конечно, есть.

 

Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [А.

Басс, А.Дарки]

Методика

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
а) да
b) нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
а) да
b) нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
а) да
а) нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.
а) да
а) нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
а) да
а) нет
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
а) да
а) нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
а) да
а) нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
а) да
а) нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
а) да
а) нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
а) да
а) нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
а) да
а) нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
а) да
а) нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
а) да
а) нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
а) да
а) нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми.
а) да
а) нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
а) да
а) нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
а) да
а) нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
а) да
а) нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
а) да
а) нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.
а) да
а) нет
21. Меня немного огорчает моя судьба.
а) да
а) нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
а) да
а) нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
а) да
а) нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
а) да
а) нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
а) да
а) нет
26. Я не способен на грубые шутки.
а) да
а) нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
а) да
а) нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
а) да
а) нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
а) да
а) нет
30. Довольно многие люди завидуют мне.
а) да
а) нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
а) да
а) нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
а) да
а) нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
а) да
а) нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
а) да
а) нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
а) да
а) нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
а) да
а) нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
а) да
а) нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
а) да
а) нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
а) да
а) нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
а) да
а) нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
а) да
а) нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
а) да
а) нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
а) да
а) нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
а) да
а) нет
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».
а) да
а) нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
а) да
а) нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
а) да
а) нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
а) да
а) нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
а) да
а) нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
а) да
а) нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
а) да
а) нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
а) да
а) нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
а) да
а) нет
54. Неудачи огорчают меня.
а) да
а) нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.
а) да
а) нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
а) да
а) нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
а) да
а) нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
а) да
а) нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
а) да
а) нет
60. Я ругаюсь только со злости.
а) да
а) нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
а) да
а) нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
а) да
а) нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
а) да
а) нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
а) да
а) нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
а) да
а) нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
а) да
а) нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
а) да
а) нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
а) да
а) нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
а) да
а) нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
а) да
а) нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
а) да
а) нет
72. В последнее время я стал занудой.
а) да
а) нет
73. В споре я часто повышаю голос.
а) да
а) нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
а) да
а) нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
а) да
а) нет

Результат

Тест агрессивности. Модификация опросника Басса-Дарки (адаптация Л.Г. Почебута)

1. ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ. МОДИФИКАЦИЯ ОПРОСНИКА  Басса-Дарки (АДАПТАЦИЯ Л.Г. ПОЧЕБУТА)

ТЕСТ АГРЕССИВНОСТИ.
МОДИФИКАЦИЯ ОПРОСНИКА
БАССА-ДАРКИ
(АДАПТАЦИЯ Л.Г.
ПОЧЕБУТА)

2. Описание

Тест применяется для диагностики агрессивного поведения.
Определение уровня и типа агрессивности человека может помочь в
профилактике межличностных, межгрупповых и внутриличностных
конфликтов.
Агрессивное поведение — это специфическая форма действий человека,
характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или
применением силы по отношению к другому человеку либо группе лиц,
которым субъект стремится причинить ущерб.
Западные психологи Б. Басс и А. Дарка, разработали тест,
оценивающий уровень агрессивности человека. Данный вариант теста
был переработан и адаптирован Л. Г. Почебут в связи со спецификой
нашей культуры.
В результате проведенных исследований валидность теста проверена
на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции
превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.
В современных научных исследованиях наиболее часто
применяют «Методику диагностики показателей и форм агрессии»
А. Басса и А.Дарки в адаптации А.К.Осницкого.

3. Инструкция

«Предполагаемый опросник выявляет
Ваш обычный стиль поведения в
стрессовых ситуациях и особенности
приспособления в социальной среде.
Вам необходимо однозначно ( «да» или
«нет» ) оценить 40 приведенных ниже
утверждений».

4. Текст опросника

1. Во время спора я часто повышаю голос.
2. Если меня кто-то раздражает, я могу
сказать ему все, что о нем думаю.
3. Если мне необходимо будет прибегнуть к
физической силе для защиты своих прав,
я, не раздумывая, сделаю это.
4. Когда я встречаю неприятного мне
человека, я могу позволить себе
незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу
стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к
себе внимание или доказать свою правоту.
6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают
мои права.
7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно
за себя.
8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет
зависть.
9. Если я не одобряю поведение своих знакомых,
то я прямо говорю им об этом.
10. В сильном гневе я употребляю крепкие
выражения, сквернословлю.
11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я
постараюсь ударить его первым.
12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю
разные предметы.
13. У меня часто возникает потребность
переставить в квартире мебель или полностью
сменить ее.
14. В общении с людьми я часто чувствую себя
«пороховой бочкой», которая постоянно готова
взорваться.
15. Порой у меня появляется желание зло
пошутить над другим человеком.
16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
17. В разговоре с человеком я стараюсь его
внимательно выслушать, не перебивая.
18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и
я всегда был готов пустить их в ход.
19. Если я знаю, что человек намеренно меня
толкнул, то дело может дойти до драки.
20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе
позволяет мне эффективно работать.
21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что
хватал все, что попадало под руку, и ломал.
22. Иногда люди раздражают меня только одним
своим присутствием.
23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины
заставляют другого человека делать мне чтонибудь хорошее.
24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет
желание разговаривать с кем бы то ни было.
25. Иногда я намеренно говорю гадости о
человеке, которого не люблю.
26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное
ругательство.
27. В детстве я избегал драться.
28. Я знаю, по какой причине и когда можно когонибудь ударить.
29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть
дверью.
30. Мне кажется, что окружающие люди
меня не любят.
31. Я постоянно делюсь с другими своими
чувствами и переживаниями.
32. Очень часто своими словами и
действиями я сам себе приношу вред.
33. Когда люди орут на меня, я отвечаю
тем же.
34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я
в ответ ударю его.
35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на
своем месте.
36. Если мне не удается починить сломавшийся
или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или
рву его окончательно.
37. Другие люди мне всегда кажутся
преуспевающими.
38. Когда я думаю об очень неприятном мне
человеке, я могу прийти в возбуждение от
желания причинить ему зло.
39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со
мной злую шутку.
40. Если кто-нибудь обращается со мной не так,
как следует, я очень расстраиваюсь по этому
поводу.

11. Обработка результатов

Агрессивное поведение по форме
проявления подразделяется на 5 шкал.
Необходимо просуммировать баллы по
каждой из пяти шкал в соответствии с
ключом.
Тип агрессии
Номер
утверждения
Да
ВА
ФА
ПА
ЭА
СА
1, 2, 9, 10, 25,
26, 33
3, 4, 11, 18, 19,
28, 34
5, 12, 13, 21,
29, 35, 36
6, 14, 15, 22,
30, 37, 38
7, 8, 16, 24, 32,
39, 40
Нет
17
27
20
23
31

13.

Интерпретация Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое
агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные
оскорбления.
Физическая агрессия (ФА) – человек склонен выражать свою
агрессию по отношению к другому человеку с применением
физической силы.
Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на
окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека часто возникает
эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком,
сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью
или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с
собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы
психологической защиты; он оказывается беззащитным в
агрессивной среде.
Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень
агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени
агрессии и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень
агрессивности и высокую степень адаптированности по
данному типу поведения.
Затем суммируются баллы по всем шкалам.
Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую
степень агрессивности человека, его низкие
адаптационные возможности.
Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню
агрессивности и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень
агрессивности и высокую степень адаптированного
поведения.

15. Рекомендации по контролю уровня агрессивности

Чтобы справиться с собственной агрессивностью и
враждебностью, по мнению психологов, следует
придерживаться трех основных правил:
1. Постарайтесь быть добрее и терпимее к окружающим.
2. Научитесь доверять мотивам других людей.
3. Найдите способ избавляться от чувства гнева и
раздражения.
Практический путь к снижению агрессии есть, но для этого
нужно приложить достаточно усилий. Психологи
разработали 12 стратегий снижения агрессии. Не
обязательно следовать всем им сразу, начать можно и с
двух-трех, постепенно научаясь следовать им всем.
1. Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить
себя на место другого человека. Спросите себя, а в чем он прав,
почему ведет себя так, а не иначе.
2. Постарайтесь не обращать внимания на мелкие
раздражители, живите так, как будто сегодня последний день
вашей жизни.
3. Вместо того, чтобы винить других в неприятностях,
попробуйте их простить, ведь у каждого есть свои недостатки.
4. Обрывайте агрессивный ход мыслей неприятным для себя
действием, например, несильно прикусите губу. Со временем
выработается условный рефлекс, позволяющий контролировать
агрессию.
5. Каждый раз, когда у вас появляются агрессивные, циничные
мысли, найдите 3 довода, почему это неразумно.
6. Расскажите человеку, которому вы доверяете, о своих
агрессивных мыслях. Разделив свое беспокойство с кем-нибудь,
вам легче будет с ним справляться.
7. Ведите дневник ваших агрессивных мыслей. Записывайте их,
обстоятельства, при которых они пришли в голову, ваши
действия. Несколько раз в неделю просматривайте записи и
анализируйте их. Это поможет в них разобраться и найти
источник внутренней агрессивности.
8. Старайтесь во всех делах проявлять настойчивость, а не
агрессивность.
9.Чаще смейтесь и находите смешное в вашей злости и
раздражении на других людей. Прерывайте агрессивный ход
мыслей, вспоминая шутки и анекдоты.
10. Научитесь расслабляться и сбрасывать нервное напряжение,
это может быть аутотренинг, спорт, медитация, общение с
друзьями и т. д.
11. Старайтесь научиться доверять людям. Для начала, выберите
простую ситуацию, где полное разочарование в человеке не
принесет вам больших неприятностей.
12. По возможности, старайтесь больше слушать других и
понимать, чего же они хотят добиться.

18. Литература

1.
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология:
Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002.- 298 с.
2.
Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. –
СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.
3.
Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный
вариант Басса – Дарки)
4.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. –
М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.387-388.
5.
Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по
психологии профессиональной деятельности и менеджмента. –
СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240с.

Определение психологических склонностей личности преступника с помощью методики Басса-Дарки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Показатели обследования отдельных военнослужащих цветовым тестом Люшера с интерпретационными коэффициентами Г.А.Аминева после возвращения их из мест принудительного нахождения (плена)

№ п/п Позиции цветового спектра Показатели теста Ё юшера

1 2 3 4 5 6 7 8 Г К ЛБ ВБ Р С

1 2 5 1 0 3 7 6 4 -6,2 7,3 -0,7 -3,4 14,7 8,1

2 4 1 2 5 7 6 3 0 5,7 1,6 4,1 -0,2 17,3 6,8

3 2 7 0 1 6 5 3 4 -4,2 8,1 1,5 -7,0 12,2 27,7

4 5 3 0 2 4 6 7 1 -5,5 -4,2 1,3 6,4 16,8 14,1

5 6 0 4 1 2 5 7 3 4,7 2,0 3,5 -0,6 12,6 23,0

6 0 5 1 4 7 3 6 2 5,4 -1,3 -2,8 -1,4 11,2 22,2

7 7 5 2 1 6 3 4 0 -1,5 4,1 -0,1 -6,2 13,2 20,9

8 5 2 4 3 1 6 7 0 -1,4 0,2 2,8 3,4 18,1 0,0

9 5 2 4 3 1 6 7 0 -1,4 0,2 2,8 3,4 18,1 0,0

10 0 5 1 4 7 3 6 2 5,4 -1,3 -2,8 -1,4 11,2 22,2

11 2 7 0 1 6 5 3 4 -4,2 8,1 1,5 -7,0 13,2 27,7

12 2 5 4 3 1 0 6 7 -2,7 9,4 4,1 4,7 19,4 0,0

Примечания. Г — гетерономность; К — концентричность; ЛБ — баланс личностных свойств; ВБ — баланс автономный; Р — работоспособность; С — стрессовое состояние.

Из анализа табл.3 следует, что реакция испытуемых на стресс различна. Практически у всех военнослужащих возрос уровень стресса, но у одних повысилась гетерономность, а у других она уменьшилась. Показатели концентричности, баланса личностных свойств, баланса автономии и работоспособности также различны у всех военнослужащих. Следовательно, налицо неспецифический ответ организма испытуемых на предъявленную напряженную ситуацию, требующую перестройки, адаптации к возникающей трудности, какова бы она ни была.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога. — Уфа.:УЮИ МВД РФ, 1997. — 168с.

2. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1987. — 90 с.

3. Федеральный закон “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”. — М., 1997.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ БАССА-ДАРКИ

Преподаватель Ф.К.Свободный

Барнаульский юридический институт МВД России

Преступность по-прежнему остается одной из серьезнейших проблем государства. Наряду с общим ростом количества преступлений повышается уровень рецидивной преступности. В связи с этим изучение психологических особенностей личности преступника, осужденного к лишению свободы и отбывающего уголовное наказание в исправительном учреждении, актуально.

Психологии личности преступника посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов (1; 3; 7 и др.). Многие исследователи концентрируют внимание на описании конкретных методов изучения личности преступника (4; 5; 6 и др.). Однако сложность и многоплановость рассматриваемой темы побуждает находить и апробировать новый инструментарий психологического исследования. Применение разноплановых методик для исследования личности преступника поможет получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене, выявить типичные для осужденного

формы поведения; определить факторы, влияющие на формирование и проявление преступного поведения, разработать действенные методы профилактики и предупреждения преступности.

Опросник Басса-Дарки является одним из наиболее часто используемых зарубежными психологами методов изучения агрессивности личности (8). В нем учтены различные формы агрессивных реакций. Отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы “фрустрация-агрессия”, предлагается разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся “внешне”, активно по отношению к конкретным лицам, которая определяется термином “агрессия”, и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, — такая реакция определяется как “враждебность” (2; 10).

Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности людей действовать в определенном направлении, т.е. о склонностях людей поступать определенным образом.

Ниже приводится текст опросника Басса-Дарки. Инструкция респондентам выглядит следующим образом: “Проставьте “да ” у тех положений, с которыми Вы согласны, и “нет ” — около тех, с которыми Вы не согласны”.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: “Никогда не доверяй чужакам”.

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73 В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных по каждой шкале ответов и определением их процентного отношения к общему количеству возможных ответов по данному индексу определяемой реакции.

1. Физическая агрессия:

“да” — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; “нет” — № 9,

17, 41.

2. Косвенная агрессия:

“да” — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; “нет” — № 10, 26,

49.

3. Раздражение:

“да” — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; “нет” — № 11, 35, 69.

4. Негативизм:

“да” — № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида:

“да” — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; “нет” — № 44.

6. Подозрительность:

“да” — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; “нет” — № 65, 70, 30.

7. Вербальная агрессия:

“да” — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; “нет” — № 39, 66, 74, 75.

8. Угрызения совести, чувство вины:

“да” — № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — под этим термином пони-

мают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, битье кулаками по столу и т.д.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против “авторитета” или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Угрызения совести (чувство вины) — ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Основным недостатком методики является отсутствие проверочных шкал (как, например, “шкала лжи” или “шкала невалидности” в ММР1), поэтому необходимо применять эту методику в комплексе с другими методами, позволяющими проверить результаты и, при необходимости, повторить процедуру исследования.

С целью определения диагностических возможностей методики Басса-Дарки в изучении личности преступника автором было проведено обследование 120 преступников, осужденных к лишению свободы и отбывающих уголовное наказание в колонии общего режима г.Барнаула. Осужденные не отличались между собой значительно по возрасту (средний возраст — 22,5 лет), уровню образования (средний уровень образования — 9,5 классов), месту проживания до осуждения (все проживали в городе), количеству судимостей (все — впервые осужденные).

Контингент обследуемых был подобран методом экспертных оценок. Экспертами выступали работники воспитательного и оперативного отделов колонии. С их помощью были сформулированы 6 экспериментальных групп по 20 человек в каждой.

Первая группа была составлена из осужденных, склонных к дракам, использованию физической силы против других людей, так называемых драчунов.

Во вторую группу были отобраны осужденные, склонные к явному неприятию Правил внутреннего распорядка и даже противодействию требованиям администрации, так называемые отказники.

Третью группу составили преступники, склонные к высказыванию угроз и проклятий с использованием ненормативной лексики, готовые по малейшему поводу к ссоре, резкости, грубости — “крикуны”.

Четвертая группа была образована “сплетниками ” — лицами, выделенными экспертами как осужденные, склонные к распространению сплетен, организации злобных шуток, имеющих цель унизить другого человека, определенным образом навредить ему, “проверить его на прочность”.

В пятую группу вошли преступники, предпочитающие вести замкнутый образ жизни, обусловленный их склонностью не доверять, практически, никому и с чрезмерной опаской и осторожностью относиться к другим людям (“отшельники”).

Наконец, шестая группа осужденных преступников состояла из “жалобщиков” — лиц, склонных постоянно жаловаться на других людей и на жизнь в целом за “вопиющую”, по их мнению, несправедливость по отношению к ним.

Указанные группы осужденных были опрошены с помощью двух методик: СМОЛ и опросника Басса-Дарки. Тестирование проводилось дважды с интервалом в один месяц. Лицам, получившим критические баллы по проверочным шкалам СМОЛ, после соответствующей инструкции предлагалось повторить процедуру тестирования в этот же день.

Результаты тестирования с помощью опросника Басса-Дарки приведены в табл.1, из которой видно, по каким показателям осужденные выделенных групп отличаются между собой.

Осужденные первой группы (“драчуны”) набрали более половины возможных баллов по шкалам “Физическая агрессия”, “Косвенная агрессия” и “Обида”. Результат 54% по шкале “Физическая агрессия” является наивысшим среди других групп осужденных.

По шкале “Косвенная агрессия” самые высокие показатели (58%) набрали осужденные четвертой группы (“сплетники”). Высокие баллы они получили также по шкалам “Раздражение” и “Вербальная агрессия”. Однако у осужденных четвертой группы самый низкий в выборке процент ответов по шкале “Чувство вины” — 39%, что с определенной долей вероятности позволяет констатировать у них снижение моральных переживаний (угрызений совести) по поводу своих действий в отношении других людей.

По шкале “Раздражение” самый высокий процент ответов (63%) оказался у осужденных третьей группы, что может свидетельствовать о повышенной возбудимости лиц данной группы по сравнению с другими осужденными. Осужденные третьей группы (“крикуны”) также получили самые высокие результаты по шкале “Вербальная агрессия” — 57%.

Исследование показало, что повышенным негативизмом (шкала “Негативизм”) обладают осужденные второй, пятой и шестой групп. В то же время вторая группа осужденных, выделенных как склонные к негативизму, показали самые низкие результаты по шкале “Раздражение” — 26%, что может говорить о высокой эмоциональной стабильности

и, косвенно, о сознательной продуманности негати-вистских установок.

По шкале “Обида” безусловными лидерами выступили осужденные шестой группы (“жалобщики”), которые характеризовались самыми низкими в выборке оценками по шкале “Физическая агрессия”.

Более подозрительными (шкала “Подозрительность”), по сравнению с другими, оказались осужденные пятой группы (“отшельники”). Осужденные данной группы также характеризуются низкими оценками по шкале “Раздражение” и высокими — по шкале “Обида”.

Обобщив полученные результаты, можно резюмировать следующее:

1. Опросник Басса-Дарки дает возможность определять агрессивные тенденции в поведении преступников.

Таблица 1

Средние показатели результатов по шкалам опросника Басса-Дарки

Шкала Г руппа

Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая

Физическая агрессия 54 49 41 47 45 36

Косвенная агрессия 51 34 54 58 50 48

Раздражение 45 26 63 51 35 47

Негативизм 35 52 41 43 51 52

Обида 56 46 49 48 61 69

Подозрительность 45 39 40 47 59 52

Вербальная агрессия 42 36 57 53 38 49

Чувство вины 45 54 44 39 47 42

Примечание. Результаты даны в процентном отношении к общему числу возможных ответов по данной шкале. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, №2 (16) 117

2. При использовании дополнительных проверочных шкал можно применять опросник Басса-Дарки для выявления склонности осужденных поступать определенным образом.

3. Опросник Басса-Дарки может быть применен для построения типологии осужденных преступников.

Автор надеется, что предложенная процедура применения опросника Басса-Дарки и экспериментальные данные, полученные в ходе ее реализации, помогут практическим работникам органов внутренних дел и органов юстиции в изучении личности различных категорий преступников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. — М., 1980.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 1994.

4. Исправительно-трудовая психология / Под ред. К.К.Платонова. — М., 1985.

5. Иванов А.И. Мотив преступного деяния. — М., 1992.

6. Личность преступника / Под ред. В.Н.Кудрявцева. — М., 1975.

7. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю.М.Антоняна. — М., 1990.

8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.

9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. — М., 1997. — Ст.109-110.

10. Buss A.H. The Psychology of aggression. — New-York, 1961.

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест
  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
  • Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
  • Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Ключ для обработки теста:
Тип агрессииномер утверждения
ДаНет
ВА1, 2, 9, 10, 25, 26, 3317
ФА3, 4, 11,1 8, 19, 28, 3427
ПА5, 12, 13, 21, 29, 35, 3620
ЭА6, 14, 15, 22, 30, 37, 3823
СА7, 8, 16, 24, 32, 39, 4031

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Басса — Опросник темноты — Справочник практического психолога в 14.00. Система работы психолога с детьми разного возраста —

Опросник Bassa-Darkness

А. Басс, принявший ряд положений своих предшественников, разделял понятия «агрессия» и враждебность и определял последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая собственную анкету, дифференцирующую проявления агрессии и неприязни, А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1. Физическая агрессия — применение физической силы против другого человека.

2. Непрямая агрессия — окольным путем, направленная против другого человека или ни на кого не направленная.

3. Раздражительность — готовность проявлять негативные чувства при малейшем волнении (вспыльчивости, грубости).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения, проявляющаяся от пассивного сопротивления до активной борьбы с устоявшимися обычаями и законами.

5. Обида — зависть и ненависть к другим к реальным и мнимым действиям.

6. Подозрение — это негативная реакция, варьирующаяся от недоверия и осторожности к людям до веры в то, что другие люди планируют и причиняют вред.

7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он плохой человек, творит зло, а также испытывает угрызения совести.

Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». В соответствии с инструкцией ставит знак плюс, если согласен с утверждением, и знак минус, если не согласен.

BASS SURVEY TEXT — ПОДАРКИ

1. Иногда я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которые мне не нравятся.

3. Меня легко раздражает, но быстро успокаивается.

4. Если меня не попросят о хорошем, я этого не сделаю.

5. Я не всегда получаю то, что мне нужно.

6. Не знаю, что обо мне говорят за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я позволяю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось кого-то обмануть, я чувствовал мучительное раскаяние.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы бросать вещи.

11. Я всегда снисходительно отношусь к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится правило, я хочу его нарушить.

13. Другие почти всегда могут использовать благоприятные обстоятельства.

14. Я слежу за людьми, которые относятся ко мне несколько дружелюбнее, чем я ожидал.

15. Я часто не согласен с людьми.

16. Иногда в голову приходят мысли, которых мне стыдно.

17. Если кто-то сначала ударит меня, я ему не отвечу.

18. Когда я раздражаюсь, я захлопываю дверь.

19. Я гораздо раздражительнее, чем кажется.

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда действую против него.

21. Я немного расстроен своей судьбой.

22. Я думаю, что я многим не нравлюсь.

23. Не могу удержаться от спора, если люди со мной не согласны.

24. Люди, уклоняющиеся от работы, должны чувствовать себя виноватыми.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, просит драки.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Я злюсь, когда надо мной издеваются.

28. Когда люди строят себя из своих начальников, я стараюсь не зазнаваться.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-то, кто мне не нравится.

30. Довольно много людей мне завидуют.

31. Я требую, чтобы меня уважали.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для родителей.

33. Люди, которые вас постоянно преследуют, достойны того, чтобы им «щелкнули по носу».

34. Я никогда не хмурись от гнева.

35. Если они относятся ко мне хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если меня кто-то сводит с ума, я не обращаю внимания.

37. Хотя я этого не показываю, иногда я ревную.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильному» quot; выражения.

40. Я хочу, чтобы мои грехи были прощены.

41.Я редко даю сдачу, даже если меня кто-то ударит.

42. Когда оказывается не на мой взгляд, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых я действительно ненавижу.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяйте посторонним».

46. Если меня кто-то раздражает, я готов высказать свое мнение.

47. Я много чего делаю, о чем потом жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу кого-нибудь ударить.

49. С детства я ни разу не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя пороховой бочкой, готовой взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать для меня что-то хорошее.

53. Когда на меня кричат, я кричу в ответ.

54. Неудачи меня огорчают.

55. Я борюсь хотя бы и не чаще других.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был так зол, что хватал вещь, которая попала мне в руку, и ломала ее.

57. Иногда мне кажется, что я готов первым начать бой.

58. Иногда мне кажется, что жизнь несправедлива ко мне.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я не верю в это.

60. Клянусь только в гневе.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если мне нужно применить физическую силу для защиты своих прав, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев, стуча кулаком по столу.

64. Я груб с людьми, которых не люблю.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы причинить мне вред.

66. Я не знаю, как поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Мне часто кажется, что я жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые могут вывести меня на бой.

69. Я не расстраиваюсь по мелочам.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются меня рассердить или оскорбить.

71. Я часто только людям угрожаю, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время зануда стал.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрыть свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше с чем-то соглашусь, чем буду спорить.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ

При составлении анкеты авторы использовали следующие принципы:

1) вопрос может касаться только одной формы агрессии;

2) вопросы сформулированы таким образом, чтобы минимизировать влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

• да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;

• нет = 1, да = 0: 9 и 7.

2. Косвенная агрессия:

• да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;

• нет = 1, да = 0: 26, 49.

3. Раздражение:

• да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

• нет = 1, да = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

• да = 1, нет = 0: 4, 12, 20, 28;

• нет = 1, да = 0: 36.

5. Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрение:

• да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

• да = 0, нет = 1:33, 66, 74, 75.

7. Словесная агрессия:

• да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

• да = 0, нет = 1:33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: да = 1, нет = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс

Агрессивность (прямая или мотивационная) включает 1, 3, 7-ю шкалы.

Нормой агрессивности является значение ее индекса, равное 21 ± 4. Норма враждебности — 6, 5-7 ± 3. Обращается внимание на возможность достижения определенного значения, показывающего степень проявления агрессивности. .

Используя данную методику, необходимо помнить, что агрессивность как свойство человека и агрессию как акт поведения можно понять в контексте психологического анализа мотивационно-требовательной сферы личности. Поэтому опросник Басса Дарка следует использовать совместно с другими методами: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными техниками (Люшер) и т. Д.

Опросник Басса-Дарки на агрессивность — Попробуйте онлайн

Иногда я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

Иногда я сплетничаю о людях, которые мне не нравятся

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не спросят хорошо, я не буду делать то, что они просят

Я не всегда получаю то, что Я должен

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если мне не нравится, как ведут себя мои друзья, я позволяю им это почувствовать.

Всякий раз, когда мне случалось кого-то обмануть, я чувствовал мучительное раскаяние.

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы бросать предметы

Я всегда снисходительно отношусь к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, я хочу нарушить Это.

Другие могут воспользоваться благоприятными обстоятельствами лучше меня.

Я остерегаюсь людей, которые относятся ко мне немного более дружелюбно, чем я ожидал

Я часто не согласен с людьми

Иногда мне стыдно за мысли, которые приходят мне в голову

Если кто-то ударит меня первым, я не буду нанести ответный удар

Когда меня раздражает, я хлопаю дверью

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-то воображает себя боссом, я всегда действую вопреки ему.

Моя судьба меня немного печалит

Я думаю, что многие люди меня не любят

Я не могу удержаться от спора, если люди со мной не согласны

Люди, уклоняющиеся от работы, должны чувствовать себя виноватыми

Кто оскорбляет меня или мою семью, просит драки

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда они издеваются надо мной

Когда люди становятся начальниками, я делаю все, чтобы не становиться высокомерными.

Почти каждую неделю я вижу кого-то, кто мне не нравится

Довольно много людей завидуют мне

Я хочу, чтобы меня уважали

Меня угнетает тот факт, что я мало делаю для своих родителей.

Физическая агрессия

Склонность к физической агрессии означает, что вы готовы применить физическую силу против другого человека. Когда вы раздражены, вам трудно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому желание причинить вред другим берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Косвенная агрессия

Склонность к косвенной агрессии означает, что вы готовы использовать агрессию, которая действует на другого человека «окольными путями» или вообще ни на кого не направлена.В случае раздражения вам сложно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому желание пойти против других берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Раздражение

Склонность к раздражению означает, что вы готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении. В случае грубости и в неприятных ситуациях вам сложно сдерживать эмоции внутри и контролировать свое поведение, поэтому внутренний гнев берет верх.Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Негативизм

Склонность к негативу означает, что вы готовы демонстрировать оппозиционное поведение — от пассивного сопротивления до активной борьбы с правилами, обычаями или законами. В случае раздражения вам сложно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому желание действовать вопреки другим берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Обида

Склонность к негодованию означает, что вы готовы проявлять зависть и ненависть по отношению к другим за свои действительные и вымышленные действия.В неприятных ситуациях вам сложно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому внутренний гнев берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Подозрение

Склонность быть подозрительным означает, что вы готовы поддаться недоверию, которое варьируется от осторожности с людьми до веры в то, что другие планируют и причиняют вред. В случае раздражения вам трудно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому бдительность берет верх.Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Вербальная агрессия

Склонность к вербальной агрессии означает, что вы готовы выражать негативные чувства как через крик, визг, так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). В случае раздражения вам сложно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому агрессивность берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Вина

Склонность к вине означает, что вы готовы уступить вере в то, что вы плохой человек, совершаете зло и испытываете угрызения совести.В случае раздражения вам сложно сдерживать эмоции и контролировать свое поведение, поэтому мучительная совесть берет верх. Как ваши друзья справятся с тестом? Поделитесь с ними ссылкой!

Страница не найдена | MIT

Перейти к содержанию ↓
  • Образование
  • Исследование
  • Инновации
  • Прием + помощь
  • Студенческая жизнь
  • Новости
  • Выпускников
  • О MIT
  • Подробнее ↓
    • Прием + помощь
    • Студенческая жизнь
    • Новости
    • Выпускников
    • О MIT
Меню ↓ Поиск Меню Ой, похоже, мы не смогли найти то, что вы искали!
Попробуйте поискать что-нибудь еще! Что вы ищете? Увидеть больше результатов

Предложения или отзывы?

Юрий Фикфак, Фран Адам, Детлеф Гарц (ред.

): Качественное исследование. Различные перспективы — новые тенденции | Качественное исследование

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 15 по 37 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 48 по 53 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 63 по 119 не показаны при предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 129 по 139 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Page 148 не отображается в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 153 по 178 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 182 по 184 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 196 по 204 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Page 208 не отображается в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 212 по 233 не показаны в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Page 247 не отображается в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 251 по 252 не показаны при предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Стр. 256 не отображается в этом предварительном просмотре.

Вы читаете бесплатный превью
Страницы с 260 по 279 не показаны в этом предварительном просмотре.

Большая охота за сокращениями

UZ

Количество найденных UZ: 47 (7.0%)
UZAS — Академия наук Узбекистана
UZBL — ULTIMATE Zombie Book List
UZBO — ultimate zoid battles online
UZDF — Unified Zalamath Defense Fleet
UZEF — Unified Zalamath Exploration Fleet
UZEI — Unibertsitate Зона Mastetuskus Модель потока.
UZFW — Свободная вода Верхней зоны
UZGC — Неофициальный канал Zeo Game
UZGF — Untersuchungen zum griechischen Freilassungswesen
UZGS — Universidata de Zaragoza Grupo de Sismologfa
UZGZ — Urbanisticki Zavod — Urbanisticki Zavod Люди
UZIS — Усердно использовались в солдатской службе
UZLS — Uniwersalny Zaplonnik Lampy Sodowej.
UZMC — Университетский зоологический музей, Копенгаген
UZML — Медицинская библиотека Университета Зимбабве
UZMP — Несанкционированный кинокадр Zentrip.
UZMS — Медицинская школа Университета Загреба
UZOC — Объединенная нефтяная компания Zanziik
UZOI — Urban Zeitgeist Online International
UZOZ — urzadzenia zakladu opieki zdrowotnej
UZPC — Ultra Zip Password Cracker
UZchodgeschungen — Unified Zipracker Америка
UZRC — Объединенное пенсионное сообщество Сиона
UZRK — UDRUGA ZA RAZVOJ KULTURE
UZSC — Utrechtse Zwemclub Star Combinatie.
UZSM — Urad Za Standardizacijo in Meros
UZSN — номинал хранения верхней зоны
UZSP — Untersuchungen zum Sophokleischen Philoktet
UZSS — Uczelniany Zarzad Samorzadu Studenckiego
UZTC Model — Uczelniany Zarzad Samorzadu Studenckiego
UZTC Модель UZTC — Upper
UZTC Модель UZTC — Upper
UZTC Upper
UZTC
UZTT — испытание транспорта в ненасыщенной зоне
UZUE — Urretxu Zumarragako Udal Euskaltegiak
UZVD — Ubytovacie zariadenie Velk diel
UZVP — UCSF Маунт-Цион предотвращение насилия
UZVV — Utrechtsewatcher
UZVV- Utrechtse Zaulder Zaaling
UZWZ — Ultimate Zoids War Zone
UZZM — Uczelnia Zawodowa Zaglebia Miedziowego
UZZP — úřad Za Zensko Политико
UZZT — Untersuchungen Цум zweiten Thessalonicherbrief

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЧШЭЮЯ
UAUBUCUDUEUFUGUHUIUJUKULUMUNUOUPUQURUSUTUUUVUWUXUYUZ

Alumni США | Университет Мэриленда, округ Балтимор (1998)

Джозеф А.ДеСио младший

Район Большого Сан-Диего
Координатор операций в Hoovin ‘Good Times Ranch
Управление некоммерческими организациями

Образование
Университет Феникс-Сан-Диего Кампус 2013-2015 гг.
Бакалавр наук в области бизнеса, Управление глобального бизнеса

Мэрилендский университет Округ Балтимор 1996–1998
Магистр наук в области образования взрослых, образования для взрослых и непрерывного образования и обучения

Университет Мэриленда, округ Балтимор, 1994–1996
Бакалавр наук в области оказания неотложной медицинской помощи, Управление служб экстренной помощи

Общественный колледж Катонсвилля 1993-1995
Научный сотрудник (А.S.) Общие исследования, общее образование

Юго-западный колледж 1987-1988 гг.
Ассоциированный научный сотрудник (AS) Технология пожарных наук, Управление пожарной службы

Общественный колледж Центрального Пьемонта 1983–1984 гг.

Добавить комментарий