Тест семантический дифференциал: Методика «Семантический дифференциал» | Psylist.net

Методика «Семантический дифференциал» | Psylist.net

Психологический практикум ↓

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.

Инструкция-задание к методике: «Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.

 -3-2-10+1+2+3 
Плохой       Хороший
Неприятный       Приятный
Непривлекательный       Привлекательный
Ненужный       Нужный
Бесполезный       Полезный
Нежелательный       Желательный
Неважный       Важный
Незначимый       Значимый
Несущественный       Существенный
Грубый       Мягкий
Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Изучение выразительности речи
  • Методика исследования детского самосознания
    (половозрастная идентификация)
  • Тест «Чертова дюжина»
  • Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)
  • Тест «Половое созревание вашего ребенка»
  • Способность понимать и воспроизводить содержание
  • Беседа и изучение продуктов деятельности в возрастной психологии
  • Стандартизированный многофакторный метод
    исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
    Интерпретация
  • Тест-задание на гибкость построения графического образа
  • Развитие памяти. Барабан

Личностный дифференциал: тест и его методика

Методика личностного дифференциала (ЛД) создана и проработана на основе современного русского языка, поэтому отображает существующие в нашей культуре представления о личности и ее структуре. Сотрудники психоневрологического института им. В.М.Бехтерева успешно адаптировали данную методику к нашему менталитету.

Методика личностного дифференциала была создана как компактный и валидный  инструмент, направленный на изучение свойств личности и  ее межличностных отношений. Цель данной методики заключается в возможности ее использования прежде всего в психодиагностической практике, а также в клинической и социально-психологической работе.

Процедура отбора шкал для теста

Методика личностного дифференциала сформирована путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, который описывает черты личности с дальнейшим изучением существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности».

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. По 100-бальной шкале испытуемые оценивали вероятность того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить по 5-балльной шкале наличие их у испытуемого.

3. По 3-ом 7-балльным шкалам испытуемые оценивали 120 черт личности, представляющие факторы семантического дифференциала, в последующем оценки были усреднены.

В методике личностного дифференциала отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы личностного дифференциала заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Инструкция к тесту

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком плюс «+», а отрицательные знаком минус «-». Их степень оценивается по 7-балльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в выборе знака того или иного качества и определении степени его проявления по баллам:

— 3- проявляется очень сильно и очень часто;
— 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
— 1 — проявляется иногда и слабо;
— 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Бланк для теста и ключи к тесту личностного дифференциала

Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______

О +1обаятельный3  2  1  0  1  2  3  –непривлекательный
С –2слабый3  2  1  0  1  2  3  +сильный
А +3разговорчивый3  2  1  0  1  2  3  –молчаливый
О –4безответственный
3  2  1  0  1  2  3  +
добросовестный
С +5упрямый3  2  1  0  1  2  3  –уступчивый
А –6замкнутый3  2  1  0  1  2  3  +открытый
О +7добрый3  2  1  0  1  2  3  –эгоистичный
С –8зависимый3  2  1  0  1  2  3  +независимый
А +9деятельный3  2  1  0  1  2  3  –пассивный
О –10черствый3  2  1  0  1  2  3  +отзывчивый
С +11решительный3  2  1  0  1  2  3  –нерешительный
А –12вялый3  2  1  0  1  2  3  +
энергичный
О +13справедливый3  2  1  0  1  2  3  –несправедливый
С –14расслабленный3  2  1  0  1  2  3  +напряженный
А +15суетливый3  2  1  0  1  2  3  –спокойный
О –16враждебный3  2  1  0  1  2  3  +дружелюбный
С +
17уверенный3  2  1  0  1  2  3  –неуверенный
А –18нелюдимый3  2  1  0  1  2  3  +общительный
О +19честный3  2  1  0  1  2  3  –неискренний
С –20несамостоятельный3  2  1  0  1  2  3  +самостоятельный
А +21
раздражительный
3  2  1  0  1  2  3  –невозмутимый

Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

— 17-21 — высокий уровень;

— 8-16 — средний уровень;

— 7 и менее — низкий уровень.

Интерпретация

При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора Оценки (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании методики личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор Оценки (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор Силы (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Использование метода личностного диффернциала

Личностный дифференциал может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении личностный дифференциал сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.

От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью личностного дифференциала.

Уровень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов личностный дифференциал отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок личностный дифференциал можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии личностный дифференциал может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет личностный дифференциал, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов).

Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я…») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. Личностный дифференциал может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Как измерить отношение с помощью семантического дифференциала

  • Почему Алхимик?
  • Планы и цены
    • Решения
      • Услуги
        • Ресурсы
            Запросить демонстрацию

            19 марта 2015 г.

            • Поделиться этой публикацией:

            Вопросы семантического дифференциала позволяют измерить отношение или чувства ваших респондентов, которые могут быть не раскрыты с помощью традиционных типов вопросов опроса.

            Звучит сложно, но задать вопрос на семантический дифференциал просто, и он дает большие преимущества в достоверности данных.

            Когда использовать семантический дифференциал

            В качестве примера предположим, что мы проводим оценку сотрудников их менеджеров. Мы могли бы использовать такие вопросы по шкале Лайкерта:

             

            Или вы могли бы использовать это:

             

            Как вы думаете, какой вариант кажется более легким для респондента?

            При использовании вопросов по шкале Лайкерта, если вы скажете: «Я чувствую, что мой руководитель является решительным», способ использования слова «решительный» может повлиять на респондента опроса и дать вам не совсем точную обратную связь.

            Вы могли бы пойти в другом направлении и сказать: «Я чувствую, что мой менеджер нерешителен», но тогда у вас будет та же проблема.

            Семантический дифференциал спешит на помощь!

            Это оценочная шкала, которая может измерять отношение респондентов к идеям, концепциям, предметам, людям и событиям. (Иногда его называют исследованием отношения). Семантические дифференциальные вопросы просто спрашивают, где находится респондент по шкале между двумя биполярными прилагательными, такими как «Счастливый-Грустной», «Сливочный-Меловый» или «Яркий-Темный».

            Краткая история семантического дифференциала

            Вопросы семантического дифференциала были разработаны К. Э. Осгудом в 1957 году именно для измерения коннотативного значения культурных объектов. Использование семантических дифференциальных вопросов было замечено в различных социальных науках, исследованиях рынка и терапии.

            Осгуд провел исследование больших коллекций семантических дифференциальных шкал и обнаружил, что три измерения аффективного значения были универсальными для всех культур, несмотря на лингвистические различия этих культур:

            1. Оценка : пары типа «хорошо-плохо».
            2. Эффективность : пары, например «мощный-слабый». Типы прилагательных могут использоваться для измерения самых разных предметов, от восприятия менеджеров сотрудниками до отношения потребителей к новому продукту.

              Использование семантического дифференциала в опросе

              Когда вы используете вопросы семантического дифференциала, собранные данные могут дать вам четкое представление об отношении респондента к изучаемому предмету.

              Вместо использования общей шкалы, которая может варьироваться от «очень доволен» до «очень неудовлетворен», как это обычно встречается в вопросах шкалы Лайкерта, семантические дифференциальные вопросы задаются в контексте оценки отношений.

              В приведенном выше примере респондент может выбрать любую из пяти градаций между прилагательными, и середина может быть немедленно распознана.

              Настройка вопроса семантического дифференциала в Alchemer

              Чтобы использовать этот мощный инструмент в собственных опросах, добавьте вопрос в свой опрос и выберите тип вопроса. Прокрутите вниз до «Дополнительно», и вы найдете семантический дифференциал.

               

              Затем вы можете ввести свои инструкции для своего респондента в разделе «Какой вопрос вы хотите задать?»

              Затем вы можете настроить заголовки столбцов. Вы можете использовать 1-5 в качестве заголовка столбца или, если вы предпочитаете пустые заголовки столбцов, как в моем примере, вы можете ввести этот код:  

              Этот код является сокращением от неразрывного пробела; он позволяет оставлять заголовки столбцов пустыми.

              В заголовках строк вы можете ввести биполярные прилагательные, которые увидит респондент, в следующем формате: Сильный|Слабый.

              (Символ между прилагательными — это символ вертикальной черты. Обычно он находится над и справа от клавиши ввода на большинстве клавиатур.)

              Обязательно сохраните свой вопрос, и все готово.

              Отчетность и статистические свойства

              Семантические дифференциальные вопросы в отчете Alchemer в виде таблицы со значениями и процентами для каждого варианта, а также с общим количеством ответов. В моем примере я создал десять тестовых ответов на вопрос управленческой проверки.

              Вот как будет выглядеть сводный отчет:

              Наши тестовые роботы, генерирующие данные, довольно случайны. Тем не менее, если принять во внимание живых респондентов, тенденции (или их отсутствие) будут очевидны.

              Теперь, когда вы знаете, что такое семантический дифференциал, вы готовы провести исследование отношения вашего респондента к выбранной вами теме.

              Для получения дополнительной информации о вопросах семантического дифференциала в Alchemer ознакомьтесь с нашей документацией.

              Шкала семантического дифференциала: определение, примеры


              Определения статистики > Шкала семантического дифференциала

              Шкала семантического дифференциала измеряет коннотативное значение вещей. Например, хотя слово «сердце» определяется как орган, перекачивающий кровь по всему телу, его коннотативное значение — любовь или душевная боль. Шкала используется в опросах, чтобы оценить отношение людей к определенному предмету.

              Обозначение и коннотация

              Обозначение – это точное значение слова. Это то, что вы найдете, если заглянете в словарь. Несколько примеров обозначения:


              • Свитер : вязаная одежда, которую носят, чтобы согреться.
              • Бездна : глубокая или кажущаяся дном пропасть.
              • Алмаз : драгоценный, прозрачный и бесцветный камень, сделанный из чистого углерода.
              • Лев : большая кошка палевого цвета, живущая в прайдах.

              Коннотация – это идея или чувство, которое вызывает слово . Вышеупомянутые слова имеют много подразумеваемых значений в поп-культуре и литературе, в том числе:


              • Свитер : дружба, камины и горячее какао.
              • Бездна : очень плохая ситуация.
              • Бриллиант : любой, кто выделяется и «сияет».
              • Лев : храбрость.

              Шкала семантического дифференциала

              Шкала семантического дифференциала измеряет отношение к чему-либо. Например, можно измерить отношение человека к слову «Работа» по следующей шкале:

              Термины слева и справа являются полярно противоположными прилагательными. Например, «необходимый» противоположен «ненужному». Обычно есть пять интервалов, хотя в некоторых гаммах их семь. Вместо пробелов для отметки вы можете использовать переключатели или флажки для проверки.

              По словам Рона Гарланда, существует три типа шкалы семантического дифференциала:

              1. Точки шкалы не помечены.
              2. Точки шкалы помечены.
              3. Точки шкалы пронумерованы (т.е. от 1 до 5).

              Гарланд обнаружил, что респонденты предпочитают маркированные шкалы, поскольку их легче понять, легче заполнить и они более полезны для выражения мнения. Маркировка весов, кажется, не вносит смещения.

              Семантическая шкала и шкала Лайкерта

              С помощью шкалы Лайкерта люди указывают, насколько они согласны или не согласны с конкретным утверждением; с помощью шкалы семантического дифференциала люди, заполняющие анкету, решают, какой чертой или качеством обладает предмет.

              Шкала Лайкерта измеряет согласие или несогласие с конкретным утверждением. Шкала варьируется от «полностью согласен» до «не согласен» с нейтральной точкой в ​​центре. Вы можете легко оценить результаты. Обычно наивысшее согласие оценивается в 5, нейтральное — в 3, а наименьшее согласие или отсутствие согласия. Это упрощает сравнение результатов. Пример вопроса по шкале Лайкерта:

              Моя работа — тяжелая работа.
              Категорически не согласен / Не согласен / Нейтрально / Согласен / Полностью согласен

              С другой стороны, семантическая шкала очень субъективна со стороны пользователя. Кроме того, нет «нейтрального» ответа, что затрудняет количественную оценку. Вы не можете точно определить прямые показатели с помощью этого типа шкалы. Например, вы не могли узнать, если «время ожидания в режиме ожидания составляет менее пяти минут». Вы можете только спросить

              , как респондент относится к времени ожидания (приемлемо/неприемлемо). Потенциальное преимущество шкалы семантического дифференциала заключается в том, что пользователю на самом деле предоставляется только два противоположных варианта, тогда как шкала Лайкерта имеет на выбор диапазон интенсивностей.

              Две шкалы имеют нечто среднее . Технически шкала Лайкерта может быть построена с противоположностями, такими как любовь/ненависть или радость/грусть. Это похоже на идею полярно противоположных прилагательных для шкалы семантического дифференциала. Хотя «нравится/ненавижу» могут быть полярными противоположностями, они не являются прилагательными* и поэтому не могут быть включены в вопросник семантического дифференциала.

              Какой масштаб вы выберете, во многом зависит от того, какую информацию вы хотите узнать.

    Добавить комментарий