ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения.
зультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются
непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд1.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
стей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Профессиональность общения проявляется на этапе пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
ма; затем — информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех жи-
вотных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2—3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6—7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются
его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения — пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие и виды общения.
1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
2. Отличие общения человека от общения животных.
3. Виды человеческого общения.
4. Общение и деятельность.
Т е м а 2. Роль общения в психическом развитии человека.
1. Необходимость общения для психического развития человека.
2. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
3. Общение и развитие человека как личности.
Т е м а 3. Техника и приемы общения.
1. Понятия техники и приемов общения.
2. Техника и приемы общения на разных его этапах.
3. Понятие и механизмы действии обратной связи в общении.
4. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Т е м а 4. Развитие общения.
1. Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
2. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
3. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.
Темы для рефератов
1. Виды общения у животных.
2. Виды общения у человека.
3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
2. Развитие общения у детей.
3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА I
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. (Определение педагогического общения: 6—45. Самовоспитание педагогической общительности: 46—95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96—138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139—154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72— 78.)
Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Понятие общения: 8—30.)
Общая психология. — М., 1986. (Общение: 127—156.)
II
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 12. — С. 99-106.
Добрович АЛ5. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66—121. Психокоррекция общения: 164—204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150.)
Лабунская В А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения
и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130. )
Менынутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. — М., 1987. (Культура и искусство общения: 162—199.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181—195.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45—194.)
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30—37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57—75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. 147.)
Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76—111.)
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5—43. Понимание экспрессивного поведения: 43—60.)
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. — М., 1979.
Мелибруда Е.Я. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.
Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. (Развитие общения у детей: 256—282.)
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Приёмы и техники взаимодействия в процессе общения
Слайд 1
Тема Приемы и техники взаимодействия с партнером в процессе общения
Слайд 2
Введение Актуальность : общение – неотъемлемая часть человеческой жизни. Оно имеет огромное значение в формировании и развитие психики, разума, становлении личности. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Цель : рассмотрение приемов и техник взаимодействия с партнером в процессе общения. Задачи : дать определение понятиям «общение», «приемы общения», «техники общения» используя различные литературные и интернет источники; выделить и охарактеризовать основные приемы и техники общения с партнером; выбрать наиболее эффективные из них.
Слайд 3
Основные понятия Общение Сложный , многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (2) От англ . communication , intercourse , interpersonal relationship — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера(4) Представляет собой способ существования и жизнедеятельности людей, порождаемый потребностями в деятельности и реализации социальных связей(1) Одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием , трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности . (3)
Слайд 4
Техника общения – это совокупность разнообразных способов преднастройки индивида на общение с другими индивидами, модель его поведения во время взаимодействия. Приемы общения – это наиболее предпочитаемые индивидом средства общения, которые могут быть двух видов: вербальные и невербальные .
Слайд 5
Техники взаимодействия с партнером в общении Неэффективные — диалог, при котором речь адресанта обращена к адресанту, а не реципиенту. В этом случае не происходит как такового слушания. Эффективные — процесс передачи информации конкретному адресату с получением желаемой обратной связи через воздействие и привлечение внимания. Приказы, команды Угрозы Нравоучения Выговоры, обвинения Высмеивание Догадки, интерпретации Выспрашивание Отшучивание Я – сообщение Техника трех «ДА» Перефразирование Активное и пассивное слушание
Слайд 6
Эффективное общение Считаю необходимым более подробно остановиться на техниках эффективного общения, поскольку, чаще всего, лица, вступающие в общение, стремятся достичь взаимного благоприятного результата. Я-сообщение – одна из техник эффективного общения, которая заключается в высказывании человеком своих чувств и пожеланий с опорой на собственные чувства и эмоции без обвинения окружающих («Я волнуюсь, когда ты задерживаешься!», «Мне неприятно, когда нужно повторять несколько раз» и тд ). Техника трех «ДА» — психологическая уловка, позволяющая добиться утвердительного ответа собеседника на требуемый вопрос (Первые два вопроса, требующие 100% ответа «ДА», третий – основной, на него собеседник по инерции ответит также согласием). Перефразирование (парафраза) – пересказ речи собеседника другими словами, фразами («Иными словами…», «Вы сказали…» и др.).
Слайд 7
Основные виды слушания Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений через рефлексивные ответы. Выяснение Отражение чувств Перефразирование Резюмирование
Слайд 8
. Активное (рефлексивное) слушание Пассивное (нерефлексивное) слушание процесс расшифровки и восприятия услышанной информации, позволяющий установить прочную обратную связь с собеседником подразумевает внимательное слушание без оценки, замечаний и комментирования речи собеседника активное осмысление полученной информации от собеседника восприятие речи без ее осмысления активное высказывание своего мнения и эмоций относительно услышанного отсутствие вербализации услышанного предусматривает побуждение собеседника к дальнейшей активной вербализации вербальная активность со временем угасает, поскольку необходимость в ней испытывает только говорящий активное направление тематики беседы Отсутствие влияния на тематику в виду отсутствия интереса к беседе
Слайд 9
Основы эффективного слушания Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов. I. Объективные факторы :: шумы и помехи помещения ; микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.). II. Субъективные факторы: пол слушателя ;тип нервной системы его темперамент; интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы: · основные; · дополнительные; · вспомогательные.
Слайд 10
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховая способность внимательность способность к пониманию способность к запоминанию
Слайд 11
Приемы взаимодействия в процессе общения Для достижения межличностной аттракции (взаимной симпатии, уважения) в процессе общения используются такие приемы взаимодействия, как: Прием «имя собственное» — произношение вслух имени и отчества собеседника Прием «зеркало отношений» — улыбка, доброжелательное выражение лица Прием «терпеливый слушатель» — внимательное и терпеливое выслушивание собеседника Прием «золотые слова» — умение говорить комплименты, похвалу
Слайд 12
Нередко в процессе общения происходит ситуация, когда цели собеседников перестают совпадать, и они превращаются в оппонентов. В этом случае эффективным оказывается использование манипуляционных техник общения. Разделяя точку зрения М.Л. Кнаппа , основными приемами манипуляции считаю: « раздражение собеседника» — способность вывести его из состояния психологического равновесия путем насмешек, обвинений, упреков ; « ошарашивание темпом» — способность использовать быстрый темп речи, требование принять решение скоро- течно »; «недосказанность в связи с особыми мотивами» — осу- ществление намека на то, что информация не может быть озвучена по причине «особых мотивов», о которых запрещено говорить открыто ; « ложный стыд» — использование неверного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявления, например, открытого наукой;
Слайд 13
« использование непонятных слов в общении» — нежелание оппонента признать, знание данного термина ; « демонстрация обиды» — уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв, спор ; « многовопросье » — включение в один вопрос несколько мало совместимых вопросов для последующего обвинения или в уходе от ответа на какой-либо из поставленных вопросов ; « а что вы имеете против?» — требование о предоставлении критических доводов с последующим обсуждением его аргументов вместо предложенного;
Слайд 14
« принуждение к однозначному ответу» — давление на оппонента для получения мгновенного однозначного ответа «да» или «нет »; « рабулистика » — преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента ; « сведение факта к личному мнению» — сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции; « видимая поддержка» — мнимая поддержка доводов оппонента, с целью его успокоения, отвлечения внимания, а затем приведения мощного контраргумента, позволив увидеть несостоятельность оппонента.
Слайд 15
Заключение Каждый человек, вступая в процесс общения, стремится достичь определенного результата: будь то обмен информацией, установление контакта для будущей совместной деятельности или разрешение спорной ситуации. Эффективное (оптимальное)общение – взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации поставленной цели. Такое взаимодействие складывается из ряда факторов: внешний вид собеседников, позы, жесты, окружающая обстановка, эмоциональный настрой, имеющиеся коммуникативные умения, навыки ведения беседы и др. В ходе работы мной были выделены и рассмотрены наиболее эффективные техники и приемы общения, помогающие установить прочную обратную связь.
Слайд 16
Список используемых источников Заставенко В.А. Психология. Учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях. СПб.: СПбГИКиТ , 2015, стр. 110 Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . 2-е изд., испр . и доп. М.: Политиздат, 1990, стр . 214 Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. М., 1992 / https://vocabulary.ru/slovari/prikladnye-aspekty-sovremennoi-psihologii-terminy-zakony-koncepcii-metody.html Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., доп. и переработ . СПб.: Прайм – Еврознак , 2002, стр. 308 Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 1978 https ://spravochnick.ru/psihologiya/priemy_i_tehniki_vzaimodeystviya_s_partnerom_v_processe_obscheniya / https://bkimper.nubex.ru/education/5057/6254/6270 /
Техники управленческого общения: несколько практических советов по развитию навыков активного слушания
Tagged: активное слушание, общение, управление
Как мы видели в статье «Навыки активного слушания для менеджеров: методология и методы постановки вопросов» , методология активного слушания предлагает четко определенные шаги, которые позволяют проверить, правильно ли понято сообщение собеседника. Однако мы не автоматы, а субъективные и эмоциональные аспекты общения также имеют свое значение — и, несомненно, это относится и к профессиональному контексту!
Во-первых, мы не должны забывать о важности молчания как важного элемента успешного разговора. Слушание действительно подразумевает переживание опыта того, кто говорит, и попытку получить доступ к его внутренним мыслям. Кроме того, может оказаться полезным более глубокий анализ обсуждения, выходя «за пределы слов», большая часть общения носит невербальный характер (т.е. состоит из интонаций, жестов, телодвижений и т. д.). Вот несколько советов о том, как улучшить качество управленческого общения .
1. «Позитивное молчание»: Молчание как форма общения имеет несколько значений. Оно принимает разные значения в зависимости от личности человека или контекста, в котором оно происходит. Молчание может означать изоляцию, отказ от любого контакта или какое-то торможение — и даже самозащиту (независимо от того, делается ли это агрессивно или провокационно, или нет). Он также может выражать согласие или несогласие с тем, что говорит говорящий, или с целью данной задачи. В контексте активного слушания молчание следует рассматривать не как отсутствие контакта, а как признак сопереживания. Помолчать — значит потратить время на то, чтобы «попробовать» нюансы того, что говорит этот человек, различить разные оттенки смысла. Таким образом, развитие этого «чувства вкуса» может помочь нам улучшить общение с нашими собеседниками.
2. Диалог в замедленной съемке: Это отличное упражнение для тех, кто хочет лучше контролировать свои импульсивные реакции. Это следует за пятью шагами. Как только ваш собеседник начинает свое разоблачение, начинается диалог в замедленной съемке, и вы можете пройти следующие этапы:
- Повторите то, что сказал другой человек («он/она сказала мне, что…»): Это звучит просто, но опыт показывает, что мы склонны слушать то, что нам интересно, и притворяемся глухими, когда слышим что-то, что нас беспокоит: это явление называется «избирательное слушание»; в основном это обращение внимания на себя, а не на то, что говорит другой человек, что противоречит самому принципу активного слушания. Один только этот шаг может помочь нам научиться слушать, прежде чем говорить.
- Попытайтесь получить доступ к внутренним ощущениям вашего собеседника: На этом этапе этого упражнения нас ждет ловушка: мы можем смешать наши чувства по поводу ситуации с тем, что мы думаем о намерениях собеседника. Получить доступ к чужим личным чувствам может быть очень сложно, так как мы всегда склонны осуждать других.
- Знайте, как вы относитесь к своей цели («Я приближаюсь к своей цели или удаляюсь от нее?…»): Это может дать вам возможность проверить ясность и точность вашей конечной цели и послать вам сигнал в случае, если вы должны были потерять его из виду.
- Подготовьтесь к тому, что вы собираетесь сказать («Я хочу сказать, что…»): Вы можете рассмотреть все возможности, поскольку другой человек говорит и не слышит ваших мыслей. Это дает вам возможность уточнить и подготовить свою точку зрения, учитывая ваши чувства и цель. Однако один совет: будьте краткими.
- Произнесите это вслух («Я говорю ему/ей…»): В этом суть дела; наконец, вы можете выразить то, что хотите, произнеся это вслух. Вы наверняка заметите, что часто существует некоторая дистанция между тем, что человек говорит, и тем, что он на самом деле имеет в виду, поскольку возникают искажения.
3. Психологическое вознаграждение: Важно давать знаки признания или знаки внимания, чтобы облегчить обмен, поскольку каждый человек нуждается в признании. Самоуважение и внимание действительно проистекают из позитивного контакта с другими. Таким образом, мы можем попытаться передать психологическое вознаграждение нашим собеседникам в виде знаков внимания к человеку и словесных признаний , или время от времени добавляя несколько слов к тому, что он/она говорит, чтобы поддержать разговор. . Обратите внимание, что это отношение не должно зависеть от того, согласны мы или нет с тем, что говорит человек… Существует два типа психологического вознаграждения:
A. Демонстрация принятия человека как такового: этот вид напористого поведения может включать такие ответы, как :
- Признание человека частью нашего воспринимаемого мира. Например: «Я слушаю тебя».
- Демонстрация поддержки: когда мы выражаем понимание или делаем что-то подобное, чтобы человек почувствовал воодушевление продолжать. Например: «Давай, я слушаю».
- Выражение положительных чувств: когда мы делимся своими положительными чувствами по поводу того, что кто-то сделал или сказал. Например: «Рад вас видеть, очень ценю ваше присутствие».
B. Демонстрация принятия действия, совершенного лицом: выразить признательность за качество работы или приложенные усилия. Например: «Молодцы!», «Мы очень ценим ваше мастерство», «Я восхищаюсь тем, как вы провели эту кампанию».
Иногда мы слушаем не для того, чтобы понять, а для того, чтобы подготовить контратаку. Мы часто чрезмерно беспокоимся о том, что можем потерять: власть, контроль над ситуацией, инициативу или просто, в некоторых случаях, время. Мы слишком редко осознаем, что на самом деле можем извлечь из обсуждения. Кроме того, слушание часто воспринимается как акт подчинения, в то время как просто необходимо понимать, что другие пытаются сказать и как они видят вещи . Тем не менее, мы всегда должны стараться прислушиваться к нашим оппонентам – даже в пылу дебатов, хотя мы можем не соглашаться с его/ее идеями или даже не одобрять их.
В следующей статье «Навыки активного слушания для менеджеров: ловушки, угрожающие управленческому общению» приведены несколько примеров ситуаций недопонимания и сбоев в общении , от которых никто из нас не застрахован.
Рубрика: Методы управленческого общения | Метки: активное слушание, общение, управлениеИскусство общения: как победить словами?
- Дом
- Искусство общения: как победить словами?
Хорошо развитые коммуникативные навыки являются ключом к осуществлению всех ваших планов и мечтаний. Ведь без общения не может обойтись никто, даже замкнутая фиалка-интроверт.
Содержание:
- Зачем вам нужны коммуникативные навыки?
- Компоненты эффективной коммуникации
- Что влияет на качество связи?
- Техники, как доставить удовольствие любому человеку
- Упражнения для настоящих мастеров общения
Умение убеждать и овладение навыками публичных выступлений могут значительно облегчить жизнь каждому, независимо от его профессии. Однако это искусство, которым можно овладеть самостоятельно или на хороших онлайн-курсах.
Зачем нужны коммуникативные навыки?
Искусство общения означает, что вы можете установить взаимопонимание с другими и расположить к себе людей. Это означает, что другие люди будут тянуться к вам и чувствовать себя спокойно в вашей компании, что поможет вам быстро установить с ними доверительные отношения. Следовательно, коммуникативные навыки пригодятся для:
- Построения успешной карьеры. Тот, кто быстро находит успешный подход к другим людям и умеет презентовать проект или компанию, эффективно ценится в любой профессии. Кроме того, отличные коммуникативные навыки могут помочь в продвижении по службе, ведь как еще можно убедить начальника в том, что вы давно заслужили ступеньку вверх по карьерной лестнице?
- Сеть. Деловые контакты – основа успеха любого делового человека и продвижения личного бренда. Это также означает умение работать с клиентами, вести их к сделке и привлекать их. Успешное сотрудничество между партнерами зависит от их коммуникативных навыков.
- Публичные выступления. Спикер должен говорить информативно и убедительно, чтобы аудитория услышала и запомнила его. Причем публичные выступления могут происходить где угодно: на конференции, на совещании по теме нового проекта и т. д.
- Лидерство. Если вы хотите руководить людьми, вам не обойтись без эффективных навыков общения. Тщательно подобранные слова — важный ораторский инструмент всех известных лидеров.
- Проведение переговоров. Навыки общения также включают в себя искусство убеждения. В совокупности они позволяют в кратчайшие сроки прийти к взаимовыгодному соглашению, привлечь потенциальных партнеров или разрешить (или даже предотвратить) конфликт.
- Личная и семейная жизнь. Чем более развиты у человека коммуникативные навыки, тем легче ему вести диалог, понимать чужую позицию и избегать недопонимания с близкими людьми. Только подумайте, скольких перепалок можно было бы избежать, если бы вы вели беседу эффективно!
Отличные коммуникативные навыки также могут компенсировать отсутствие технической лексики и специальных знаний. Они позволяют импровизировать и адаптироваться к любой ситуации, что бесценно.
Компоненты эффективного общения
Помните, общение — это не только слова. Да, конечно, язык, который вы используете, очень важен, но еще важнее то, как вы произносите эти слова. Поэтому любой великий оратор знает, что эффективное общение состоит из трех основных компонентов:
- Устное общение. В обычном понимании это устная коммуникация, то есть передача конкретной информации с помощью произносимых нами слов.
- Невербальное общение. Невербальное общение, или «язык тела» — это наше физическое поведение, которое собеседник считывает на подсознательном уровне: наши жесты, мимика, прикосновения, взгляд, поза и т. д.
- Паравербальное общение. Такова природа передачи слов: тон и высота нашего голоса, скорость, дикция и интонация.
Вот забавный факт: согласно исследованию австралийского ученого А. Писа, через слова человек усваивает только 7% информации. Тогда через паравербальную коммуникацию усваивается до 38% информации, а через невербальную коммуникацию — ошеломляющие 55%!
Что влияет на качество связи?
Помимо рассмотрения того, как ваши слова соотносятся с вашим невербальным поведением, держите ли вы себя уверенно, когда говорите? Соответствует ли выражение вашего лица тону вашего голоса? — также необходимо подключить к связи четыре ресурса. В нашем курсе «Невероятный оратор: полное руководство по воздействию на аудиторию» есть целый раздел, посвященный этому методу. Рассмотрим эти методы:
- Используйте свои эмоции. Достаточно посмотреть выступление Стива Джобса или любого другого известного спикера на YouTube, и вы почувствуете, какое яркое и бодрое настроение они излучают своим слушателям. Это может быть вид уверенности, задумчивости, грусти или счастья — разницы нет. Люди всегда готовы слушать тех, кто может зарядить их определенными эмоциями через жесты, тон голоса и, конечно же, сами слова.
- Внешний вид. Ораторы и те, кто хочет убедить окружающих одним взглядом, часто недооценивают важность своей внешности. Дело не в красоте, а во внешности. Речь идет об аккуратности, уместности и соответствии продуманному образу. Носите чистую одежду, чистите обувь, носите дорогие украшения или часы, пользуйтесь легким макияжем и причесывайтесь. Все это тоже неотъемлемая часть невербальной коммуникации, которая моментально считывается людьми и без которой вы не будете так убедительны, как могли бы быть.
- Интеллектуальные весы. Конечно, вы должны быть экспертом в теме, о которой говорите, или хотя бы хорошо разбираться в обсуждаемом вопросе. Тем не менее очень часто в общении люди углубляются в интеллект, забывая об эмоциях, и наоборот. Они оба должны быть в балансе, чтобы ваша аудитория захотела вас слушать и доверять вам.
- «Эффект ореола». Первое впечатление о человеке складывается в первые пять-десять секунд с момента первой встречи. От этих чрезвычайно важных секунд во многом зависит дальнейшее общение, поскольку они «запускают» восприятие собеседника. Именно поэтому необходимо подключать коммуникативные навыки (вербальные и невербальные) при первой встрече.
Обучение по теме
Техники, как доставить удовольствие любому человеку
Активное слушание
Мастер общения должен хорошо говорить и уметь эффективно слушать. Этот прием позволяет понять, оценить и запомнить важную для собеседника информацию. Позже вы будете использовать его для укрепления личных отношений. Именно поэтому технику активного слушания часто используют в продажах и переговорах. На практике активное слушание включает:
- Подтверждаю — кивая головой, «ага», «ага», «фантастика!» и т.д.
- Своевременная пауза. Делайте это в тот момент, когда вы чувствуете, что собеседник хочет высказаться.
- Риторические вопросы — «Правда?» «Вау! Ты серьезно?» и т.д.
- Перефразирование последних слов собеседника с вопросительной интонацией.
- Обобщая полученную информацию — «Я правильно понимаю, что вы…»
- Построение раппорта отражает невербальное и паравербальное поведение собеседника, то есть повторение его интонации, жестов, мимики, а иногда даже используемых слов.
Регулировка дыханием
Это самая популярная, но сложная техника. Его можно использовать каждый день в качестве упражнения. Все, что вам нужно сделать, это поговорить с кем-нибудь и попытаться отразить его дыхание. То есть дышать с той же глубиной и частотой, что и грудью или животом. Конечно, делать это нужно незаметно, чтобы другой человек не заметил. Один и тот же ритм дыхания подсознательно считывается собеседником, вызывая чувство доверия и «похожести». Кроме того, это делает вашу речь такой же, как и их, что также способствует чувству близости. Чтобы правильно настроить дыхание, требуется много практики.
«10 из 10.»
Мы инстинктивно доверяем тем, кто похож на нас. Для этого нужно иметь несколько точек соприкосновения с собеседником. Если их больше десяти, есть все шансы выиграть нового делового партнера, друга или клиента! Однако эти «точки» могут быть неочевидными или, по крайней мере, неочевидными для собеседника. Постарайтесь заметить их и тонко сформулировать во время обсуждения. Скажите вслух, что у вас общего, и мнения, которые вы оба разделяете. Этот метод также подходит для разрешения конфликтов.
Упражнения для настоящих мастеров общения
Чтобы сосредоточиться на собеседнике
Если отвлечение является вашей самой частой проблемой в общении с собеседником и мешает вам слышать и говорить, это упражнение для вас жизненно необходимо. Выполнить его можно прямо во время диалога. Просто сосредоточьтесь на своем дыхании на пару секунд.
Повторите это упражнение в свободное время, но не менее одной минуты. Для этого вам понадобится тихое место и секундомер. Вы можете обращать внимание не только на свое дыхание, но и на физические ощущения (сердцебиение, шевеление пальцами ног и т. д.), а также на окружающие звуки. Главное — сосредоточиться на чем-то одном.
Для дружелюбного тона и силы голоса
Есть простой лайфхак, который сделает ваш голос дружелюбным и произведет впечатление на людей. Все, что вам нужно сделать, это улыбаться во время разговора! Сначала потренируйтесь в этом методе перед зеркалом. В процессе вы также можете практиковать свое невербальное поведение, отслеживая мимику, жесты и позу, которая должна быть вертикальной. Попробуйте прочитать отрывок из книги, постепенно понижая интонацию и делая паузы между предложениями, чтобы создать ощущение уверенности.
Убедитесь, что легкая улыбка присутствует на протяжении всего чтения. Вы можете записать себя на диктофон: первый раз прочтите отрывок своим обычным тоном и без улыбки, а второй раз как следует. Сравните результаты, и вы сами увидите разницу.
Для словарного запаса
Это упражнение называется «Поиск ключевых слов» и способствует развитию вербального мышления. Возьмите любую книгу или газетную статью. Карандашом подчеркните те слова или фразы, которые кажутся ключевыми в тексте, а затем попытайтесь найти для них синонимы. Используйте эпитеты, перестановку слов и все, что угодно, чтобы ключевое слово звучало совершенно по-новому, сохраняя при этом исходное значение.
Коммуникабельность нужна всем: и в продажах, и в построении карьеры, и в бизнесе, и в личной жизни. Он включает в себя множество компонентов и существенных факторов, которые необходимо учитывать для достижения максимального положительного воздействия на окружающих вас людей. При навыке эффективной коммуникации убедить партнеров в выгодности сделки намного проще! Вы можете улучшить этот навык, регулярно повторяя свои убеждения и используя эффективные методы общения. Чем чаще вы практикуетесь, разговариваете с людьми и пробуете на них эти приемы, тем быстрее вы сможете отполировать и отточить свои навыки.
Хотите узнать больше о применении техники активного слушания на практике или о том, как настроить свое дыхание? Хотите знать, как эффективно использовать невербальный аспект общения, убеждать людей взглядом и использовать основы деловой этики в переговорах? Мы научим вас, как максимально повысить свои навыки общения и убеждения в курсе «Невероятный оратор: полное руководство по воздействию на аудиторию». Вы сможете создать свой неповторимый имидж с нуля, повысить мотивацию и получить консультацию от мировых экспертов в области межличностного общения. Овладеть навыками публичных выступлений и общения с Lectera намного проще!
Поделись с друзьями!
WE Convention — самое жаркое событие в Дубае этой весной
Этой весной, 7-8 марта, в Дубае пройдет первый ежегодный съезд Совета по расширению прав и возможностей женщин, который соберет 2000 гостей со всего мира и представит 100 спикеров из разных отраслей.
| Новости
Пять навыков, которые вы должны улучшить этой зимой! Лучшие советы Милы Семешкиной для Forbes
У каждого из нас есть свои традиции, чтобы сделать зимние каникулы незабываемыми.
| Новости
Мировые новости онлайн-образования: осень 2022 года
Как люди учатся этой осенью по всему миру? Вот некоторые из самых захватывающих новостей, с которыми мы столкнулись.
| Новости
Дайджест новостей образования: забастовки, атаки, обход брандмауэров, изменения в системах образования и мировых рейтингах
Не одна грозовая туча пронеслась над миром образования с тех пор, как мы обновили нашу колонку «Образовательный дайджест». Конечно, университеты, школы и онлайн-платформы не погрузились в хаос, но они определенно столкнулись со старыми угрозами в новом обличье.
| Новости
Мила Семешкина на обложке апрельского Forbes Club!
Lectera уже имеет офисы в Москве, Майами и Дубае и планирует открыть представительство в Европе.
| Новости
Апрельские новости образования
Что бы ни происходило в мире, обучение остается неотъемлемой частью нашей жизни. Итак, по уже сложившейся традиции, мы собрали для вас самые позитивные и интересные апрельские новости из сферы образования, чтобы вдохновить вас на ваши майские образовательные подвиги!
| Новости
Lectera.com признан одним из 10 лучших технологических стартапов Флориды 2022 года по версии Startupcity
Группа отраслевых экспертов выбрала Lectera.com на основе оценки достижений и инноваций компании в сфере образования.
| Новости
10 лучших образовательных новостей 2021 года: издание Lectera
Знаете ли вы, что первые заочные курсы стали предшественниками современного онлайн-образования? Впервые они появились еще в 1728 году.
| Новости
Новая категория курсов в Lectera. Освойте новую профессию!
У нас для вас отличные новости: у Lectera появилась новая категория онлайн-курсов по карьере!