Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия: Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия

Содержание

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия

Технологии самоорганизации и
эффективного взаимодействия

2. Проектирование

1.
Рассматриваемые вопросы
Самоорганизация как основа саморазвития личности.
2.
Самоактуализация
самоорганизации.
3.
как
высшая
форма
и
результат
Технологии саморазвития и самоуправления.
2

3. Первый учебный вопрос

Самоорганизация как основа саморазвития личности.
3

4. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ

интегральная совокупность
природных
и
социально
приобретенных
свойств,
воплощенная
в
осознаваемых особенностях
воли и интеллекта, мотивах
поведения и реализуемая в
упорядоченности
деятельности и поведения.
4

5. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Самоорганизация личности — деятельность личности по четкой
упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и
умение организовать себя.
целеустремленность
жесткий
самоконтроль
самооценка
самоанализ
самоограничение
себя во всем
5

6. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Самоорганизующаяся личность умеет
планировать
время и работу
быстро
принимать
решения и
выполнять их
экономно тратить
силы и средства
6

7. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Основные теории развития личности
психосексуальная (З. Фрейд),
теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер),
теория генштальта (К. Левина),
генетическая (Ж. Пиаже),
гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу),
деятельности Л.С. Выготский.
7

8. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

8

9. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность
человека становиться и быть подлинным субъектом
своей
жизни,
превращать
собственную
жизнедеятельность
в
предмет
практического
преобразования.
9

10. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Сущностными
характеристиками
саморазвития
являются :
— реализующиеся в активной жизнедеятельности
процессы целеполагания, деятельности и поведения
человека,
— уровень
самосознания
и
способности
к
самопознанию, а также к самопостроению.
10

11. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Виды событий по Лонгвиновой
наименовние
события среды
содержание
то что чаще всего не зависят от личности:
война, стихийные бедствия, смерть или
рождение близкого человека, назначение на
должность
события поведения
относятся к Поведению человека в
окружающей среде (позиция личности,
которую личность занимает по отношению к
происходящему, поступки связанные с
самоизменением и самоформированием)
события внутренней жизни
относятся к внутреннему миру человека и
выявляют позитивную ценность самого себя
(новые мысли, открытие новых черт
собственной личности, обнаружение в себе
новых способностей и тп)
11

12.

Сущность саморазвития и его основные характеристикиМотив самоутверждения – стремление утвердить себя в
социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием,
самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то
стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет,
чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть
похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив
побуждает работать и развиваться. Он является особенно
актуальным для подростков, которые пытаются копировать
поведение других людей.
12

13. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к
активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними
факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять
свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует
содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие
факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не
содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не
связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы
самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.
13

14. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Три направления саморазвития
14

15. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

«Самопознание» — это процесс познания себя, своих
потенциальных
и
актуальных
свойств,
личностных,
интеллектуальных
особенностей,
черт
характера,
своих
отношений с другими людьми ит. п.
15

16. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

В человеке выделяют две составляющие (К. Роджерс):
Реальное Я — система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях.
Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные
переживания.
И одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но
оказывает на него большое влияние — Социальное окружение — все
то, что навязывается человеку со стороны — нормы, ценности,
взгляды, способы поведения и т. д.
16
17

18. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Сферы, которые могут быть подвергнуты самоанализу и
самопознанию
по
Личностнокомпонентам
характерологическая
затрат
по степени
Мотивационноценностная
воздействия
Способностей и
повозможностей
видам работ
по отношению
Эмоциональнок волевая
объему
поставок
по местам
Познавательная
возникновения
затрат
18

19. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Сферы, которые могут быть подвергнуты самоанализу
и самопознанию
Внешнего
облика
Отношений с
другими
людьми
Деятельности
Собственного
жизненного
пути
19

20. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

20

21. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Я-концепция – это система представлений индивида о самом
себе, которые в большей или меньшей степени осознаны и
обладают относительной устойчивостью.
21

22. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Какие цели может ставить перед собой человек?
Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что
на самом деле существует, а цель нереальная – когда пытается
зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека,
ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных
обстоятельств.
22

23. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Стадий развития интереса к себе
Любознательность
Интерес к
самопознанию
Страсть
самопознания
23

24. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Способы самопознания:
•самонаблюдение,
•самоанализ,
•сравнение,
•моделирование собственной личности,
•осознание противоположностей в каждом качестве,
поведенческой характеристике.
24

25. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Средства самопознания:
•самоотчёт,
•просмотр фильмов,
•просмотр спектаклей,
•чтения художественной литературы,
•современные формы работы психолога,
•коучинг и пр.
25

26. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании

Самопознание как процесс
26

27. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании

Барьеры, связанные с
несовершенством
человеческой природы в
целом
Самопознание как процесс и барьеры в
самопознании
Возникающие в результате несформированности
мотивационных, процессуальных и оценочных
компонентов.
Несформированность действий самопознания:
обнаружения, фиксации, анализа, оценивания,
принятия
Неумение полноценно использовать различные
средства самопознания.
Неспособность выстроить адекватный образ
себя, принял, собственную личность, обрести
чувство личной идентичности.
27

28. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании

Барьеры, определяемые
личностными особенностями
познающего себя человека
Самопознание как процесс и барьеры в
самопознании
Страх познания себя.
Стремление оценить себя в
соответствии с требованиями
социального окружения.
Неумение преодолеть собственный
эгоцентризм.
28

29. Второй учебный вопрос

Саморазвитие и самоопределение личности
29

30. Сознание и самосознание. Структура самосознания

Самосознание — это осознание самого себя, рефлексия
сознания относительно себя.
Структура самосознания
30

31. Сознание и самосознание. Структура самосознания

Структура самосознания
31

32. Самоопределение личности

Классическиое направление
в изучении самоопределения
1 подход: акцент на нахождении личностью своей
«внутренней сути» (Н. С. Пряжникова, Т.М. Буякас).
2 подход: процесс личностного самоопределения через
осуществление выбора (JI. И. Божович, М. М. Шибаева, Е.
Ф. Сафин).
3 подход: личностное самоопределение рассматривается
как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла
своего существования, формирование у индивида
осознания цели и смысла жизни относительно ценностей,
существующих в обществе, с целью выделения и обоснования
для
себя
ценностно-смысловых
оснований
собственной жизненной концепции.
32

33. Самоопределение личности

Постклассическое
направление
в
изучении
самоопределения — все понятия, содержащие «само-»,
предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричинное,
изнутри побуждаемое и регулируемое».
Однако
самосознание
личности
формируется
под
действием
социальной среды, созданных в обществе норм, правил,
ценностей.
Вступая в нормированную социальную деятельность, человек
попадает в ситуацию, требующую самоопределения.
33

34. Самоопределение личности

Основные признаки процесса самоопределения
установление
человеком своих
особенностей, черт,
качеств, возможностей, способностей
выбор человеком
критериев, норм оценки
себя, «планки» для
себя, точки отсчета,
координат на основе
системы идеалов,
ценностей
построение своих
целей, задач, планов
(близких, отдаленных)
для развития у себя
необходимых качеств,
принятия себя
определение
имеющихся к
настоящему времени
качеств, соответствующих требуемым
нормам, принятие или
непринятие себя
предвосхищение своих
потенциальных
качеств,
соответствующих
нормам завтрашнего
дня
34

35.

Самоопределение личностиЖизненное самоопределение (определение себя относительно
общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на
основе нот самоопределения), по-видимому, находится в основе
других, особенно стратегического самоопределения.
Личностное и социальное самоопределения определение себя
относительно выработанных в обществе (и принятых данным
человеком) критериев становления личности и принадлежности к
определенной сфере общественных отношений, определенному
социальному кругу и реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение — определение человеком
себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным
человеком) критериев профессионализма.
35

36. Самоопределение личности

Структура самоопределения личности (В. С. Мухина ):
• Определение себя через имя.
• Физическое «Я».
• Половая идентификация
• Определение себя во
времени.
• Определение себя через
признание другими.
36

37. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения
самоутверждение
самосовершенствование
самореализация
самоактуализация
и др.
37

38. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения
Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках
саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств
личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу,
приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает
теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс
сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком
своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения
в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в
себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.
38

39. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения
Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках
саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств
личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу,
приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает
теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс
сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком
своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения
в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в
себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.
39

40. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

А. Маслоу выделяет следующие способы поведения,
ведущих к самоактуализации:
• живое и бескорыстное переживание событий своей жизни с
полным сосредоточением и погруженностью;
• постоянный выбор возможности роста;
• ориентирование не на мнение других, а на свой опыт,
«прислушиваться к внутреннему голосу»;
• умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу,
«всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он
самоактуализируется»;
• стремление быть независимым от других.
40

41. Третий учебный вопрос

Технологии саморазвития и самоуправления
41

42. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием

Персональный проектный менеджмент (самопроектирование) — это
часть персонального менеджмента, его стратегическое направление, а
не применение конкретных способов управления собой, своим
временем и т. п.
Проект — такой вид деятельности,
который:
— направлен на достижение конкретных
целей;
— включает в себя координированное
выполнение взаимосвязанных действий;
— имеет ограниченную протяженность во
времени, с определенным началом и
концом;
— в определенной степени неповторим и
уникален.
42

43. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием

Основные направления самопроектирования
Направление Целевая
Необходимые
качества
(знания,
установка
умения, навыки)
Формулирован Мобилизация
Способность к самопознанию
ие
жизненно ресурсов и выбор
важных целей приоритетов
Личная
Умение (привычка) Эффективное использование времени
организованно жить по системе
Способность концентрации на главном
сть
Упорядоченность действий
Самодисципли Научиться
Пунктуальность, точность исполнения
на
управлять собой, Собранность, аккуратность Наличие
держать себя в чувства ответственности Способность к
руках
самоограничению
Обязательность,
верность слову
43

44.

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитиемОсновные направления самопроектирования (продолжение)
Техника личной Знание правил и Организация рабочего места Умение
работы
приемов
работать с информацией Умение слушать
организации личной Знание технологии коммуникаций
работы
Поддержание Хорошее
Умеренные
физические
нагрузки
здоровья
самочувствие,
Рациональное питание Здоровый сон
высокая
Укрепление нервной системы Отказ от
работоспособность вредных привычек
Эмоционально Воспитание
Целеустремленность,
решительность
волевой
оптимизма
и Жизнерадостность Увлеченность работой
потенциал
стойкости
Психологическая
устойчивость
Уверенность в собственных силах
Самоконтроль Объективная
Контроль собственного имиджа Контроль
(личной жизни) оценка
процесса рабочих процессов Контроль внерабочих
жизнедеятельности процессов Оценка достигнутых результатов
44

45.

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитиемПрофессиональное самопроектирование в вузе по этапам
• Адаптационный — направлен на актуализацию овладения профессиональными
1 этап
2 этап
компетенциями, развитие профессиональных установок, приобщение к учебнопрофессиональной среде.
• Акмеологическом — выстраиваются приоритеты самоопределения, самооценки,
самоконтроля, умений самопрезентации и др.
• Имиджевый — этап активного поиска собственного профессионального имиджа,
3 этап
включение учебно-профессиональных умений в контекст профессиональной
деятельности.
• Форсайтинговый — направлен на определение путей их достижения,
4 этап
5 этап
уточнение вариативности профессионально-творческого саморазвития и развития
профессиональной карьеры, формулирование и частичную реализацию проективных
целей и перспективы.
• Аналитический — направлен на анализ и коррекцию профессионального
самопроектирования; связан с формированием конкурентоспособности
45

46.

Средства саморазвития: самовоспитание и самообучениеСамовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность
человека по совершенствованию своих положительных качеств и
преодолению отрицательных..
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по
усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством собственных устремлений
и самим выбранных средств.
46

47. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Самопрогнозирование — ведет к построению образа «Я-будущее».
Процедура
моделирования
своего
личностного
или
профессионального портрета в виде наиболее ярких черт
позволяет получить схематизированный рисунок с краткими
словесными обозначениями.
Самопрограммирование предполагает выработку конкретной
программы действий. Будет успешным при условии применения
программно-целевого метода:
— цель программы как образ результата;
— задачи как результат декомпозиции цели;
— перечень мер, необходимых для решения задач;
— требуемые ресурсы, в том числе время;
— способы реализации программы.
47

48. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Функции управления саморазвитием
планирование
организация
мотивация
контроль
48

49. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Виды самоконтроля
(в зависимости от объекта направления активности внимания):
1.Самоконтроль компетентности — самооценка знаний, умений
и навыков, способностей, профессионально важных качеств и т. д.
2.Инвентаризация перемен в себе.
3.Пересмотр жизненных и профессиональных целей.
4.Фиксация достижений и неудач (например, в дневнике или
самоотчете).
5.Самоконтроль
своего
состояния
(психического,
психофизиологического, физического), включая состояние здоровья,
работоспособности и саморегуляцию данных процессов с помощью
соответствующих средств.
49

50. Технология структурирования внимания

Технология структурирования внимания — основанный на
определенных принципах алгоритм планирования человеком
собственной деятельности с целью ее упорядочения.
Главная его особенность — создавать простой и компактный обзор
дел, позволяющий вспоминать о нужных делах в нужное время и
обеспечивающий принятие решений.
Технология
позволяет
интегрировать
значительное
число
классических инструментов расстановки приоритетов и планирования,
сохраняя при этом высокую степень простоты использования.
50
51

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия презентация, доклад

Слайд 1Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия


Слайд 2Проектирование

Рассматриваемые вопросы

1. Самоорганизация как основа саморазвития личности.
2. Самоактуализация как

высшая форма и результат самоорганизации.

3. Технологии саморазвития и самоуправления.


Слайд 3Первый учебный вопрос


Самоорганизация как основа саморазвития личности.

Слайд 4Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.


Слайд 5Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?


Самоорганизация личности — деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя.


Слайд 6Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?


Самоорганизующаяся личность умеет


Слайд 7Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?


Основные теории развития личности
психосексуальная (З. Фрейд),
теория социального научения (А.
Бандура, Ч. Миллер),
теория генштальта (К. Левина),
генетическая (Ж. Пиаже),
гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу),
деятельности Л.С. Выготский.


Слайд 8Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?


Слайд 9Сущность саморазвития и его основные характеристики


Саморазвитие –

это фундаментальная способность человека становиться и быть
подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.


Слайд 10Сущность саморазвития и его основные характеристики


Сущностными характеристиками

саморазвития являются :

— реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,
— уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.


Слайд 11Сущность саморазвития и его основные характеристики


Виды событий

по Лонгвиновой


Слайд 12Сущность саморазвития и его основные характеристики


Мотив самоутверждения

– стремление утвердить себя в социуме; связан
с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.


Слайд 13Сущность саморазвития и его основные характеристики


Процессуально-содержательные мотивы

– побуждение к активности процессом и содержанием
деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.


Слайд 14Сущность саморазвития и его основные характеристики


Три направления

саморазвития


Слайд 15Самопознание как важнейший элемент саморазвития


«Самопознание» — это

процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных
свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми ит. п.


Слайд 16Самопознание как важнейший элемент саморазвития


В человеке выделяют

две составляющие (К. Роджерс):

Реальное Я — система представлений о себе, своих чувствах, мыс­лях, стремлениях.
Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.
И одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — Социальное окружение — все то, что навязывается человеку со стороны — нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д.


Слайд 17



Слайд 18Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Сферы, которые могут
быть под­вергнуты самоанализу и самопознанию

Слайд 19Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Сферы, которые могут
быть под­вергнуты самоанализу и самопознанию

Слайд 20Самопознание как важнейший элемент саморазвития



Слайд 21Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Я-концепция – это

система представлений индивида о самом себе, которые
в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.


Слайд 22Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Какие цели может

ставить перед собой человек?

Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что на самом деле существует, а цель нереальная – когда пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека, ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных обстоятельств.


Слайд 23Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Стадий развития интереса

к себе


Слайд 24Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Способы самопознания:
самонаблюдение,


самоанализ,
сравнение,
моделирование собственной личности,
осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.


Слайд 25Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Средства самопознания:
самоотчёт,


просмотр фильмов,
просмотр спектаклей,
чтения художественной литературы,
современные формы работы психолога,
коучинг и пр.


Слайд 26Самопознание как процесс и барьеры в самопознании


Самопознание

как процесс


Слайд 27Самопознание как процесс и барьеры в самопознании



Слайд 28Самопознание как процесс и барьеры в самопознании



Слайд 29Второй учебный вопрос


Саморазвитие и самоопределение личности

Слайд 30Сознание и самосознание.

Структура самосознания
Самосознание — это

осознание самого себя, рефлексия сознания относительно себя.

Структура самосознания


Слайд 31Сознание и самосознание. Структура самосознания


Структура самосознания

Слайд 32Самоопределение личности



Слайд 33Самоопределение личности


Постклассическое направление в изучении самоопределения —

все понятия, содержащие «само-», предполагают «нечто идущее
из внутреннего, нечто самопричинное, изнутри побуждаемое и регулируемое».
Однако самосознание личности формируется под действием социальной среды, созданных в обществе норм, правил, ценностей.
Вступая в нормированную социальную деятельность, человек попадает в ситуацию, требующую самоопределения.


Слайд 34Самоопределение личности


Основные признаки процесса самоопреде­ления

Слайд 35Самоопределение личности


Жизненное самоопределение (определение себя относительно общечеловеческих

критериев смысла жизни и реализация себя на
основе нот само­определения), по-видимому, находится в основе других, особенно стратегического самоопределения.
Личностное и социальное самоопределения определение себя относи­тельно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критери­ев становления личности и принадлежности к определенной сфере обще­ственных отношений, определенному социальному кругу и реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение — определение человеком себя от­носительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) кри­териев профессионализма.


Слайд 36Самоопределение личности


Определение себя через имя.
Физическое «Я».

Половая идентификация
Определение себя во времени.
Определение себя через признание другими.

Структура самоопределения личности (В. С. Мухина ):


Слайд 37Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Формы самоопределения

Слайд 38Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Формы самоопределения

Самоутверждение —

это специфическая деятельность в рамках саморазвития по
обнаружению и подтверждению определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму са­мосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.


Слайд 39Самопознание как важнейший элемент саморазвития


Формы самоопределения

Самоутверждение —

это специфическая деятельность в рамках саморазвития по
обнаружению и подтверждению определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму са­мосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.


Слайд 40Самопознание как важнейший элемент саморазвития


А. Маслоу выделяет
следующие способы поведения, ведущих к самоактуализации:

живое и бескорыстное переживание событий своей жизни с полным сосредоточением и погруженностью;
постоянный выбор возможности роста;
ориентирование не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к внутреннему голосу»;
умение брать на себя ответственность.

Как отмечает А. Маслоу, «вся­кий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
стремление быть независимым от других.


Слайд 41Третий учебный вопрос


Технологии саморазвития и самоуправления

Слайд 42Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием


Персональный
проектный менеджмент (самопроектирование) — это часть персонального
менеджмента, его стратегическое направление, а не применение конкретных способов управления собой, своим временем и т. п.

Проект — такой вид деятельности, который:
— направлен на достижение конкретных целей;
— включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

— имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
— в определенной степени неповторим и уникален.


Слайд 43Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием


Основные

направления самопроектирования


Слайд 44Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием


Основные

направления самопроектирования (продолжение)


Слайд 45Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием


Профессиональное

самопроектирование в вузе по этапам


Слайд 46Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение


Самовоспитание — сознательная
целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных
качеств и преодолению отрицательных. .
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвое­нию опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбран­ных средств.


Слайд 47Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием


Самопрогнозирование
— ведет к построению образа «Я-будущее». Процедура
моделирования своего личностного или профессионального портрета в виде наиболее ярких черт позволяет получить схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями.
Самопрограммирование предполагает выработку конкретной програм­мы действий. Будет успешным при условии применения программно-целевого метода:
— цель программы как образ результата;
— задачи как результат декомпозиции цели;
— перечень мер, необходимых для решения задач;
— требуемые ресурсы, в том числе время;
— способы реализации программы.


Слайд 48Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием


Функции

управления саморазвитием


Слайд 49Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием


Виды
самоконтроля

(в зависимости от объекта направления активности внимания):
Самоконтроль компетентности — самооценка знаний, умений и навыков, способностей, профессионально важных качеств и т. д.
Инвентаризация перемен в себе.
Пересмотр жизненных и профессиональных целей.
Фиксация достижений и неудач (например, в дневнике или самоотчете).
Самоконтроль своего состояния (психического, психофизиологического, физического), включая состояние здоровья, работоспособности и саморегуляцию данных процессов с помощью соответствующих средств.


Слайд 50Технология структурирования внимания


Технология структурирования внимания — основанный
на определенных принципах алгоритм планирования че­ловеком собственной
деятельности с целью ее упорядочения.
Главная его особенность — создавать простой и компакт­ный обзор дел, позволяющий вспоминать о нужных делах в нужное время и обеспечивающий принятие решений.
Технология позволяет интегриро­вать значительное число классических инструментов расстановки приори­тетов и планирования, сохраняя при этом высокую степень простоты ис­пользования.


Слайд 51Спасибо за внимание



Роящиеся микророботы самоорганизуются в различные модели

Совместные исследования между Корнеллским университетом и Институтом интеллектуальных систем им. Макса Планка нашли эффективный способ расширить коллективное поведение роящихся микророботов: смешивание микронных роботов разных размеров позволяет им самоорганизовываться в разнообразные узоры, которыми можно манипулировать при приложении магнитного поля. Этот метод даже позволяет рою «запирать» пассивные объекты, а затем изгонять их.

Подход может помочь узнать, как будущие микророботы могли бы осуществлять целенаправленное высвобождение лекарств, при котором партии микророботов транспортируют и высвобождают фармацевтический продукт в организме человека.

Статья группы «Программируемая самоорганизация гетерогенных коллективов микророботов», опубликованная 5 июня в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ведущий автор: Стивен Серон, доктор философии. ’22, который работал в лаборатории соавтора статьи Кирстин Петерсен, доцента и научного сотрудника факультета Арефа и Манон Лаххэм на кафедре электротехники и вычислительной техники в Корнеллском инженерном деле.

Лаборатория коллективного воплощенного интеллекта Петерсена изучала ряд методов — от алгоритмов и классического управления до физического интеллекта — чтобы убедить большие коллективы роботов вести себя разумно, часто за счет взаимодействия роботов с окружающей средой и друг с другом. Однако этот подход чрезвычайно сложен при применении к микромасштабным технологиям, которые недостаточно велики для встроенных вычислений.

Чтобы решить эту проблему, Серон и Петерсен объединились с соавторами статьи Гауравом Гарди и Метином Ситти из Института интеллектуальных систем Макса Планка в Штутгарте, Германия. Гарди и Ситти специализируются на разработке микросистем, управляемых магнитными полями.

«Трудность заключается в том, как обеспечить полезное поведение в рое роботов, у которых нет средств вычисления, восприятия или связи», — сказал Петерсен. «В нашей последней статье мы показали, что, используя один глобальный сигнал, мы можем активировать роботов, в свою очередь влияя на их парные взаимодействия для создания коллективного движения, контактных и бесконтактных манипуляций с объектами. Теперь мы показали, что можем еще больше расширить этот репертуар поведения, просто используя вместе микророботов разных размеров, так что их парные взаимодействия становятся асимметричными».

Микророботы в данном случае представляют собой напечатанные на 3D-принтере полимерные диски, каждый толщиной примерно с человеческий волос, которые были покрыты тонким слоем ферромагнитного материала методом напыления и помещены в бассейн с водой шириной 1,5 сантиметра.

Исследователи применили два ортогональных внешних колеблющихся магнитных поля и отрегулировали их амплитуду и частоту, заставив каждого микроробота вращаться вокруг своей центральной оси и генерировать собственные потоки. Это движение, в свою очередь, вызвало ряд магнитных, гидродинамических и капиллярных сил.

— Изменяя глобальное магнитное поле, мы можем изменить относительную величину этих сил, — сказал Петерсен. «И это меняет общее поведение роя».

Используя микророботов разного размера, исследователи продемонстрировали, что могут контролировать уровень самоорганизации роя и то, как микророботы собираются, рассеиваются и перемещаются. Исследователи смогли: изменить общую форму роя с круглой на эллиптическую; заставить микророботов одинакового размера объединяться в подгруппы; и отрегулировать расстояние между отдельными микророботами, чтобы рой мог коллективно захватывать и изгонять внешние объекты.

«Причина, по которой мы всегда рады, когда системы способны изолировать и изгонять, заключается в том, что вы можете, например, выпить пузырек с маленькими микророботами, которые совершенно инертны к вашему человеческому телу, заключить их в клетку и транспортировать лекарство, а затем доведите его до нужной точки вашего тела и отпустите», — сказал Петерсен. «Это не идеальное манипулирование объектами, но в поведении этих микромасштабных систем мы начинаем видеть много параллелей с более сложными роботами, несмотря на отсутствие у них вычислений, что довольно интересно».

Серон и Петерсен использовали модель роящегося осциллятора — или роевого генератора — чтобы точно охарактеризовать, как асимметричное взаимодействие между дисками разного размера способствует их самоорганизации.

Теперь, когда команда показала, что роевик подходит для такой сложной системы, они надеются, что эту модель можно будет использовать для предсказания новых и ранее невиданных форм поведения роев.

«С помощью модели роя мы можем абстрагироваться от физических взаимодействий и обобщить их как фазовые взаимодействия между роящимися осцилляторами, что означает, что мы можем применить эту модель или аналогичные модели для характеристики поведения различных роев микророботов», — сказал Церон, в настоящее время постдокторант в Массачусетском технологическом институте. «Теперь мы можем разрабатывать и изучать коллективное поведение магнитных микророботов и, возможно, использовать модель роя для прогнозирования поведения, которое станет возможным благодаря будущим конструкциям этих микророботов».

«В текущем исследовании мы программировали различия между прикладываемыми силами через размер микророботов, но у нас все еще есть большое пространство параметров для изучения», — сказал он. «Я надеюсь, что это первое в длинной череде исследований, в которых мы используем неоднородность морфологии микророботов для выявления более сложного коллективного поведения».

Исследование проводилось при поддержке Общества Макса Планка, Национального научного фонда, стипендии Фулбрайта в Германии и стипендии Фонда Паккарда в области науки и техники.

Spark Самоорганизация в группах с технологией открытого пространства | Барри Оверим | The Liberators

Опубликовано в

·

Чтение на 9 мин.

·

19 сентября 2022 г.

шаблоны взаимодействия , которые позволяют раскрыть и вовлечь всех в группа — от экстравертов к интровертам и от лидеров к последователям. В этой серии постов , мы покажем, как освобождающие структуры можно использовать в Scrum.

Технология Открытого Космоса, вероятно, первая Освобождающая Структура, которую я испытал. Хотя в то время я не знал, что это часть коллекции Liberating Structures. Технология открытого космоса была изобретена Харрисоном Оуэном и описана в его книге «Технология открытого космоса: руководство пользователя». Анри Липманович и Кит МакКэндлесс определили элементы дизайна Open Space Technology и добавили их в репертуар 33 Liberating Structures.

В этом сообщении блога мы поделимся нашим взглядом на эту Освобождающую Структуру. Мы описываем его цель, поток структуры и когда вы могли бы ее использовать. Мы также объясняем большую ловушку Open Space Technology. Интересно узнать, в чем подвох? Продолжайте читать, мы также дадим вам рекомендации о том, как предотвратить это.

Цель Технологии Открытого Космоса — освободить действия и лидерство в группах любого размера. Это достигается за счет объединения большой группы участников, приверженных решению сложной проблемы, и предоставления им полной свободы в определении повестки дня, тем и участия.

В открытом космосе люди идут туда, где, по их мнению, они могут внести наибольший вклад. Его природа делает эту структуру отличным способом повысить самоорганизацию в группах любого размера. У него есть потенциал действительно вовлечь всех в решение сложной проблемы. У каждого есть свобода привлечь внимание к теме, которую он хочет изучить более подробно. И каждый человек может поднимать вопросы, проблемы и идеи. Поскольку повестка дня создается участниками, в результате каждый будет чувствовать себя более вовлеченным. Люди возьмут на себя ответственность за быстрое решение проблем и приступят к действиям без централизованного контроля.

«Каждый может свободно привлечь внимание к теме, о которой он хочет узнать больше. И каждый человек может поднимать вопросы, вызовы и идеи».

Технология открытого космоса основана на одном законе и четырех принципах. «Закон двух ног» призывает всех использовать свои ноги и двигаться туда, где они могут учиться и вносить свой вклад. Верно и обратное. Участникам предлагается переехать в другое место, если они чувствуют, что им больше нечему учиться или что-либо вносить в сессию.

Четыре принципа:

  • Кто бы ни пришел, это правильные люди. Нет момента предварительного планирования, когда люди назначаются на определенные темы. Предложите свою тему и посмотрите, кто появится.
  • Что бы ни случилось, это единственное, что могло бы быть. Поощряйте людей сосредотачиваться на настоящем. Примите то, что появляется. Не продвигайтесь в направлениях, на которые вы, возможно, надеялись.
  • Когда бы это ни началось, самое время. Истинное творчество редко обращает внимание на часы. Вы не можете заставить создавать хорошие идеи. Дайте участникам время и пространство для творчества.
  • Когда все кончено, все кончено. Не теряйте времени. Делайте то, что вы должны делать, а когда это будет сделано, внесите свой вклад в что-то еще. Поэтому не ограничивайтесь 30-минутным временем, когда вы уже достигли своей цели за 15 минут.
Правила технологии открытого космоса, визуализированные Теей Шуккен. Скачать версию в высоком разрешении можно здесь.

Вот сокращенная версия того, как содействовать технологии открытого космоса. Если вас интересует подробная версия, прочтите книгу Харрисона Оуэна или просто погуглите, чтобы найти массу других доступных статей.

  1. Пригласите потенциальных участников на сессию Open Space, которая длится от нескольких часов до нескольких дней. Приглашение на Open Space всегда должно быть добровольным. Открытые пространства лучше всего работают в больших помещениях или на площадках с большим количеством небольших комнат. Подготовьтесь, создав сетку для рынка и предоставив стикеры, маркеры, флип-оверы и стулья.
  2. Познакомить с концепцией и механикой открытого пространства, объяснить «Закон двух футов» и четыре принципа самоорганизации.
  3. Расскажите об основной теме Open Space. Широкие темы, такие как «Какие текущие проблемы нам нужно решить?», «Как мы можем сделать нашу организацию лучшим местом для работы?» или «Как мы можем ускорить рост нашего сообщества?» работают лучше, чем узкие темы.
  4. Откройте рынок. Участникам предлагается предложить задачи или темы, которые они хотят изучить вместе с другими, а также время и место, где будет проходить сессия. Отобразите сеансы на видном расписании. Организаторы сеанса также являются его инициаторами, но им не обязательно иметь опыт работы с этой темой.
  5. Сеансы проводятся в назначенное время и в указанном месте.
  6. Если это имеет смысл, вы можете попросить участников каждой сессии дать краткий обзор результатов или опубликовать их на интерактивной доске.

Технология Open Space особенно эффективна при использовании в больших группах. Группы, у которых есть хотя бы одна общая тема. Его можно использовать даже с сотнями участников одновременно. Мы испытали эту структуру на крупных публичных мероприятиях сообщества, таких как XP Days Benelux и глобальный образовательный сбор Liberating Structures Learning Gathering в Сиэтле и Гамбурге. А также во время ежегодных F2F-встреч Scrum.org, где можно поделиться идеями с десятками других Scrum-тренеров. И мы много раз использовали его в организациях для запуска новых инициатив, создания общего понимания новой стратегии или для взаимодействия с клиентами во время ежемесячных сессий по обмену знаниями.

Всякий раз, когда есть общая тема, представляющая широкий интерес, и у вас достаточно большая группа (более 25 участников), Open Space Technology быстро становится хорошей идеей!

Впечатление от учебной встречи Liberating Structures Learning Gathering, которая проходила в 2019 году. Мы использовали Open Space для изучения различных тем, связанных с самой Liberating Structures.

Открытая космическая технология может служить единой освобождающей структурой. Тем не менее, мы рекомендуем комбинировать его с другими Освобождающими структурами. Структуры, которые помогают людям устанавливать связи, собирать идеи и проводить совместные обсуждения. Например:

  • Используйте Девять почему в начале, чтобы помочь каждому определить личную цель. Чего лично ты хочешь добиться с помощью Открытого Космоса? Как выглядит ваш идеальный результат? Ответив на эти вопросы заранее, каждый может решить для себя, что должно произойти для его достижения.
  • Начните с «Девяти почему», чтобы определить общую цель для Open Space. В дополнение к заявлению о личной цели мы также рекомендуем создать заявление об общей цели для самого Open Space. Чего мы хотим достичь как группа? Как будет выглядеть успешный Open Space? Опять же, это может помочь группе найти компромисс в отношении того, на чем сосредоточиться.
  • Соберите темы для Market Place с помощью Импровизированная сеть . Многие открытые пространства начинают с того, что просто просят группу поднять тему, которую они хотят включить. Скорее всего, вы услышите только людей с громкими голосами и/или твердыми мнениями. В качестве альтернативы можно сначала использовать импровизированную сеть, чтобы дать всем возможность поделиться идеями по потенциальным темам. После этого становится все легче делиться им со всей группой.
  • Беги быстрее ТРИЗ для выявления и пресечения контрпродуктивного поведения и действий. Как может выглядеть худший открытый космос? Что должно было случиться, чтобы это стало ужасным опытом для всех? В группе определите, что на самом деле произошло раньше, и работайте вместе, чтобы договориться, чтобы это не повторилось.
  • Поделитесь результатами сессий с Shift & Share . Если у вас мероприятие на целый день или несколько дней, полезно поделиться результатами различных сессий со всей группой. Предотвратите скучные презентации и сделайте их интерактивными с помощью Shift & Share. Проведите быстрые раунды, в которых небольшие группы представляют свои основные выводы. Каждый раунд занимает максимум 2-3 минуты.
  • Завершите мероприятие с помощью 15% Solutions и импровизированного нетворкинга. Во время открытого космоса участники получают много идей, мыслей и озарений. Это может быть ошеломляющим. Чтобы участники не застряли и не знали, с чего начать, мы рекомендуем закрывать мероприятие 15% Solutions. Попросите всех определить свои следующие шаги и поделитесь ими с помощью Impromptu Networking.

Распространенной ошибкой Open Spaces является то, что сеансы превращаются в неструктурированные групповые беседы, в которых доминируют громкие голоса и твердые мнения. Или организатор сеанса тратит весь временной интервал на «распространение информации», не используя знания и опыт присутствующих. Вкратце: каждая отдельная сессия приводит к одной из пяти традиционных структур, которые менее привлекательны и освобождают.

Например, сеансы принимают форму презентации, отчета о состоянии или управляемого обсуждения. Только один человек или небольшая группа контролирует содержание и очень вовлечена. Даже когда к сеансу присоединяется большая группа, большинство из них участвуют лишь пассивно. Дело не в том, что они не хотят активно участвовать, но структура сессии не дает им такой возможности. Противоположное также может произойти с тематическим мозговым штурмом или открытой дискуссией. Хотя контроль над контентом распределен, есть вероятность, что вы услышите только самые громкие голоса и самые сильные мнения. Опять же, большинство выступает в роли аудитории, и многие потенциально великие идеи теряются.

Распространенной ошибкой Open Spaces является то, что сессии превращаются в неструктурированные групповые беседы, в которых доминируют громкие голоса и твердые мнения.

Это пример того, как здравый смысл не означает обычную практику. Мы часто участвовали в сессиях Open Space со многими опытными практиками Освобождающих Структур, где в большинстве сессий по-прежнему использовались обычные структуры, и поэтому они не могли вовлекать и освобождать.

Вы можете предотвратить это, поощряя каждого участника либо использовать, либо предлагать хотя бы одну Освобождающую структуру для своего сеанса. Например, используйте 1-2-4-ALL, чтобы вовлечь и вовлечь всех одновременно в генерирование вопросов, идей и предложений. Прикоснитесь к мудрости группы с Wise Crowds. Изобретайте локальные решения хронических проблем с помощью Discovery & Action Dialogue. Создайте сессию помощи в обмен на помощь с Тройка Консалтинг. Разберитесь в серьезных проблемах с Conversation Cafe. Создайте общее понимание с помощью Что, Ну и что, Что теперь. Быстро обменивайтесь идеями с помощью Impromptu Networking. И всегда полезно заканчивать каждую сессию с 15% Solutions. Это также отличный способ для всех попрактиковаться в Освобождающих Структурах и помочь им понять, насколько они просты.

Во время сеанса вы можете использовать только одну структуру или даже целую цепочку из нескольких структур. Хорошая идея состоит в том, чтобы поддержать инициаторов сессии, набрав группу добровольцев, готовых поддержать их, фасилитируя сессию.

Добавить комментарий